Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы способствующие развитию профессиональной деформации





Нет фатальной неизбежности профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Практика дает немало примеров, когда многие, подвергаясь сильным профессионально деформирующим воздействиям в тече­ние долгого времени, избегали профессиональной деформации. Но в то же время в самой правоохранительной деятельности есть ряд объективных факторов, способствующих развитию профессиональ­ной деформации, и действие этих факторов может быть ослаблено (нейтрализовано) или усилено целым рядом причин субъективного или ситуативного свойства.

Развитию профессиональной деформации способствуют три основных группы факторов.

К объективным факторам правоохранительной деятельности относятся:

• эмоционально-психологические и физические перегрузки, стрессы;

• экстремальность, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья сотрудников;

• властные полномочия (особенно в случае дисбаланса власт­ных полномочий и реальной персональной ответственности за ре­зультаты своих действий);

• объективно высокая ответственность за характер и результаты своей деятельности;



• работа в режиме дефицита времени;

• затруднения в решении личных проблем, в том числе восста­новлении сил и здоровья, связанном со спецификой профессиональной деятельности (например, регулярная работа в выходные и празд­ничные дни, невозможность использовать отпуск летом и т.д.);

• недостаточная правовая защищенность[156].

Особым фактором, стимулирующим развитие профессиональ­ной деформации, является воздействие представителей асоциальных или криминальных групп. Можно выделить неорганизованное фоновое и организованное целевое воздействия. Сотрудник в процессе профес­сиональной деятельности постоянно имеет дело с людьми, для ко­торых характерна асоциальная или криминальная направленность, попытки обмануть его, подкупить, спровоцировать, шантажировать, запугать. При этом, нередко пытаются играть на лучших человече­ских качествах сотрудника: сочувствии к чужому горю, уважитель ном отношении к пожилым людям, любви к детям и т.д. Такой про­фессиональный опыт создает постоянный фон впечатлений и влия­ний, который может привести к развитию у сотрудника цинизма, жестокости, подозрительности, равнодушия; к огрублению эмоцио­нально-волевой сферы. Более опасно, однако, организованное це­левое воздействие на него со стороны криминальных структур по подкупу, шантажу, запугиванию, угрозам ему и семье и пр. Небла­гоприятное воздействие этих факторов на развитие профессиональ­ной деформации усиливается при наличии недостатков в двух дру­гих группах факторов.



К субъективным факторам управления и условий службы, спо­собствующим развитию профессиональной деформации у части со­трудников, относятся:

• неадекватный стиль руководства, т.е. несоответствие стиля руководства содержанию профессиональной деятельности и уровню развития коллектива сотрудников;

• негативный морально-психологический климат в коллективе;

• конфликтные отношения между сотрудниками;

• формальные отношения между сотрудниками в процессе про­фессиональной деятельности;

• противоречие между системой официальных и неофициальных отношений в коллективе, в структуре «формального» и «неформаль­ного лидерства»;

• отсутствие психологической защищенности личности в кол­лективе;

• гипертрофированная корпоративность;

• слабая социальная защищенность.

При действии этих факторов коллектив правоохранительной орга­низации не способен выступать позитивньм противовесом деформи­рующим влияниям. Ряд сотрудников обретает этот противовес в семье, среди друзей вне своей организации. Но в то же время недостатки ближайшего окружения могут усиливать деформирующие влияния.



Индивидуально-личностные факторы — особенности конкрет­ного сотрудника — могут способствовать развитию у него профес­сиональной деформации. Это:

• эгоизм, корыстолюбие, лень;

• агрессивность, подозрительность трусость;

• гипертрофированные властные амбиции;

• неспособность к адекватной самооценке и самоконтролю;

• пониженная сопротивляемость негативным влияниям и вред­ным соблазнам;

• недостаточная самостоятельность суждений, оценок и решений;

• слабость воли, повышенная внушаемость, конформизм;

• пониженная эмоционально-психологическая устойчивость;

• несоответствие личных способностей и профессиональной под­готовленности занимаемой должности.

Естественно, что все эти качества редко соединяются в конкретной личности, но даже наличие некоторых из них повышает опасность развития профессиональной деформации.

Опыт службы, профессиональный рост и профессио­нальная деформация

Зачастую не срок службы, не количество, а ка­чество опыта играет значимую роль в развитии или избежании сотрудником профессиональной деформации. Практика показывает, что сотруд­ники правоохранительных органов, прослужившие 10—20 лет, могут быть серьезно не затронуты профессиональ­ной деформацией, в то время как молодой сотрудник, прослужив­ший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.

Особую роль играет первоначальный опыт службы, когда происхо­дит адаптация сотрудника к служебной деятельности, а его возмож­ности объективно оценить этот опыт ограничены. Здесь нередко встречается коллизия между уже накопленным жизненным опытом и опытом профессиональным, между знаниями, полученными при обучении, и реалиями службы. Важна успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первая сказывается на личности и службе позитивно, хотя есть и потенциальная опасность развития завышенной самооценки, снижения самокритичности. Неудачи, в зависимости от личных качеств сотрудника, могут стать стимулом профессионального развития, но чаще их роль отрицательна.

Если же оценивать роль стажа службы в правоохранительных ор­ганах, то наиболее важны профессиональные кризисы. Неопределен­ный кризис стимулирует развитие профессиональной деформации. Суть их в том, что на определенном этапе службы перед сотрудни­ком может встать вопрос о целесообразности ее продолжения, пер­спективах профессионального роста. Первый из них может насту­пить после 1—2-го года службы. За это время молодой сотрудник адаптируется, составляет определенное представление о характере службы, и перед ним встает вопрос о дальнейших перспективах. Если служба его не устраивает, он может поменять профессию. В случае, когда нет возможности найти работу, более отвечающую его желаниям, он может принять решение о формальном исполнении служебных обязанностей, об использовании служебного положения в личных целях. Это — шаг к развитию профессиональной дефор­мации. Второй профессиональный кризис относится чаще всего к 3—4-му году службы. За это время сотрудник уже не только адапти­руется к служебной деятельности, но и осваивает профессию. Перед ним встает вопрос о дальнейшем профессиональном росте. Если таких перспектив нет, он также может принять решение об уходе из правоохранительных органов или начать формально относиться к своим обязанностям и т.д., что в свою очередь стимулирует разви­тие профессиональной деформации. Третий профессиональный кризис может наступить на 10—12-м году службы. К этому времени сотрудник не только становится профессионалом, но и нередко ис­черпывает возможности своего профессионального роста, который, как правило, связан с должностным ростом. В то же время в этом возрасте уже сложнее кардинально менять профессию и опреде­лившийся жизненный уклад. Сотрудник остается на службе, но его отношение к службе может измениться в отрицательную сторону, что будет способствовать развитию профессиональной деформации. Критическим может стать и 20-летний рубеж, когда желание про­должить службу может вступить в противоречие с возможностями ее продолжения. Таким образом, не столько «накопление лет», сколько «накопление кризисов» может стать одной из причин раз­вития профессиональной деформации сотрудника, а при удаче — фактором профессионального роста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.