Профилактика и преодоление профессиональной деформации
В случае, когда среди сотрудников не наблюдается проявлении профессиональной деформации, но их возникновение в принципе возможно, центральной линией работы является профилактика, т.е. формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, обучение их приемам самодиагностики и самопрофилактики деформации (эмоционально-психологическая саморегуляция и др.) и общим мерам по диагностике проявлений профессиональной деформации среди сотрудников. Когда серьезно осложняется оперативная обстановка, перед коллективом поставлены новые задачи, растет уровень эмоционально-психологических перегрузок, риска для жизни и здоровья сотрудников и т.д. (т.е. опасность развития профессиональной деформации возрастает), активная профилактика должна войти в число приоритетных направлений работы с персоналом. В случае, если в коллективе начинают наблюдаться проявления профессиональной деформации у отдельных сотрудников, групп или коллектива в целом (деформация общественного мнения, негативные изменения в эмоционально-психологическом климате коллектива, распад внутриколлективных связей, рост негативной групповой корпоративности и т.д.), на первое место выходит работа по преодолению профессиональной деформации при усилении мер по профилактике ее дальнейшего развития и распространения.
В педагогике нет каких-то специальных методов и форм работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Здесь важна их специальная организация в целостную систему:
• конкретизация цели работы в зависимости от соотношения задач профилактики и преодоления профессиональной деформации;
• выявление объективных и субъективных факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации;
• выделение «групп риска», т.е. сотрудников, которые по условиям работы и личным качествам с большей вероятностью могут быть подвержены профессиональной деформации;
• выявление профессионально деформированных сотрудников и анализ особенностей развития у них профессиональной деформации;
• определение реальных возможностей профилактики и преодоления профессиональной деформации на уровне коллектива, группы, отдельной личности. Разработка отдельной программы, в которой специально предусматривается формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, их обучение приемам самодиагностики и самовоспитания с целью ее профилактики и преодоления, определение направлений форм и методов работы с коллективом в целом, «группами риска», отдельными сотрудниками и распределение обязанностей в этой работе;
• определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, в силу должностных обязанностей, по степени авторитетности в коллективе может вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации, специальное обучение их психолого-педагогическим методам и приемам этой работы;
• контроль работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации, определение критериев ее успешности (совместно с психологической службой);
• периодический (например, раз в квартал) анализ хода, результатов и наличия признаков профессиональной деформации среди личного состава и постановка новых задач.
Индивидуальный подход в профилактике и преодолении профессиональной деформации
Индивидуальный подход в виде специальной программы индивидуально-воспитательной работы или в форме отдельных дополняющих и корректирующих воздействий на личность сотрудника является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Эта работа ведется обычными педагогическими методами (убеждение, стимулирование, принуждение и др.) и в принятых формах (индивидуальная беседа, индивидуальное поручение и др.). Специфика — в стратегии индивидуального подхода. В первую очередь, она заключается в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности могут быть результативно осуществлены только самой личностью, т.е. средствами самовоспитания и самообразования. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия.
В индивидуальной работе с «недеформированными» сотрудниками необходимо убеждение, что есть реальная опасность деформации для них лично, разъяснение факторов, ее вызывающих, признаков появления, способов распознавания, профилактики и преодоления.
В индивидуальной работе с «деформированными» сотрудниками стратегия значительно сложнее. Здесь важно убедить его в наличии у них профессиональной деформации, придать личностный смысл ее преодолению. Понимание собственной профессиональной деформированное™ снижает самооценку личности, преодоление ее субъективно усложняет работу, разрушает властные амбиции и пр., а поэтому может привести в действие механизмы психологической защиты и активизировать «обоснования» несогласия. Лучший противовес профессиональной деформации — положительный личностный смысл достижения высокого профессионализма, повседневный товарищеский контроль и помощь со стороны коллектива, коллег, близких, семьи. «Точками опоры» в решении дилеммы — профессиональное развитие или профессиональная деформация — может стать индивидуальная ценность для сотрудника самоуважения и высокой самооценки, уважения со стороны других, похвала и поощрение за профессионально достигнутый успех, перспективы служебного роста. Для усиления индивидуальной работы в этом полезно использовать наставничество. Задача преодоления профессиональной деформации вплотную смыкается и с задачей развития личности, что подтверждает известную педагогическую истину: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Что понимается под воспитанностью человека и его воспитанием?
2. Какое значение имеет воспитанность и воспитание сотрудников правоохранительных органов в современных условиях и почему?
3. Каковы цели и задачи воспитания сотрудников правоохранительных органов?
4. Назовите принципы воспитания и обоснуйте их.
5. Каковы роль, содержание и возможности самовоспитания молодого
сотрудника?
6. Объясните, почему коллектив правоохранительного органа выступает и как объект, и как субъект воспитания?
7. Раскройте основные положения технологии превращения персонала правоохранительного органа в подлинный коллектив.
8. Почему необходима индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками, каковы ее формы и методика?
9. Дайте педагогическую характеристику деятельности наставника.
10. Раскройте специфику и значение формирования государственно-профессионального понимания сотрудником своей деятельности.
11. В чем заключаются задачи и методика патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов?
12. Каково значение нравственного воспитания и как в нем должны сочетаться общие и профессиональные компоненты при работе с сотрудниками?
13. Что представляет собой морально-психологическая подготовка: в чем специфика ее задач, организации методов?
14. Охарактеризуйте этическое воспитание и его соотношение с другими видами.
15. Назовите цели, задачи, содержание и особенности проведения правового воспитания в правоохранительных органах.
16. Что понимается под профессиональной деформацией сотрудника? В чем ее причины и каковы способы педагогической профилактики?
Библиографический список
Калманов Г.Б. Предупреждение насильственных преступлений сотрудников органов внутренних дел. — М., 2001. Колос И.В. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел. — М., 2001.
Марченков В.Н., Герасимов В.Н., Алехин И.А. Педагогика. — М., 2002. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина и В.М. Шамарова. — М., 2002. Опусов А.П. Введение в юридическую деонтологию. — Ростов н/Д., 1997. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел /
Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002. — Часть П. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. — 2-е изд. — М., 2002. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000. Сухинин А. В. Проблемы предупреждения делинквентного поведения сотрудников милиции. — М., 2001.
Федотов А.А. Методы воспитательной работы. — М., 1995. Шамаров В.М, Лойт Х.Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000. Шепель В.М. Имиджелогия, или Секреты личного обаяния. — М., 1994.
Глава 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|