Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика проведения занятий в высших юридических образовательныхучреждениях





Для преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях высшего профес­сионального образования преподаватели при­меняют более широкий арсенал форм и методов обучения.

Лекция. Это ведущая форма занятий, так как она закладывает фундамент современных, научных, теоретиче­ских, взаимосвязанных, фундаментальных знаний, имеющих обра­зовательное значение для обучающихся. Она формирует у студентов, курсантов и слушателей мировоззренческие взгляды, прививает лю­бовь к профессии. Лекция в высшей школе выполняет роль «ствола дерева», а все другие формы занятий — ее «ветви».

Функциями лекции выступают: познавательная (обучаю­щая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Развивающая функция состоит прежде всего в развитии интеллекта, профессионального мышления, лекция должна учить думать, мыслить научно, системно, по-современному.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Она обеспечивает воспитание должного отношения к различным явлениям жизни и труда. Лекции по юридическим и специальным дисциплинам необходимо ориентировать и на профессиональное вос­питание. Воспитательный эффект лекция имеет, если авторитет преподавателя достаточно высок, а отношение аудитории к нему, к преподаваемой им дисциплине — уважительное. Организующая функ­ция предусматривает в первую очередь управление работой обучаю­щихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эти функции и некоторые другие особенности лекции развивают у обу­чающихся усердие в учебе, а все вместе взятое вносит вклад в повы­шение уровня образованности, обученности, воспитанности и разви­тости студентов, курсантов и слушателей.



Современная дидактика рассматривает лекцию как развиваю­щуюся форму обучения с ее разновидностями (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Виды лекции

Подготовка лекции включает: уяснение целей занятия на основе требований государственного образовательного стандарта и квалифи­кационной характеристики; отбор нужного объема учебного матфиала; детальную проработку структуры лекции; написание текста ласции; отработку текста лекции и придание ему наглядности (глшное — вы­делить одним цветом, связующее, фоновое — другими); подготовку дидактических материалов к лекции и выбор технических средств для их реализации; решение других организационных вопросов; психоло­гический настрой преподавателя на чтение лекции.



Лекция в своей структуре содержит: введение, основную часть и заключение, каждая из которых имеет свои организационно-мето­дические особенности.

Семинар. Это классическая групповая форма занятий. Она при­меняется для обсуждения наиболее сложных теоретических вопросов учебной программы и путей реализации полученных знаний для ре­шения прикладных проблем. Поэтому основное дидактическое тре­бование к семинару состоит в том, чтобы учебные вопросы (проблемы), выносимые на обсуждение, исходили из потребностей научного обоснования практики и были переориентированы с системы знаний на систему действий. Это позволяет активизировать обучающихся, развивать у них профессиональное мышление и тем самым реализо­вать принцип связи обучения с жизнью, теорию с практикой.

Семинар — внешне простая форма обучения, а по существу одна из сложных, поскольку она обязывает преподавателя так организовать это занятие, чтобы включить обучающихся в активный мыслительный процесс, заинтересовать их обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию. Это требует от преподавателя умения дирижировать учебной группой, создать в ней живое общение, обеспечить возмож­ность каждому высказаться, обменяться мнениями. Вопросы, обсу­ждаемые на семинаре, не повторяют лекционные, а развивают их и направляют в практическую плоскость.



Такой подход к семинару придает ему, наряду с функциями, при­сущими лекции, дополнительно поисковую и контрольную функции. Первая позволяет развивать у студентов, курсантов и слушателей не формальные, а творческие умения вести поиск путей и изыскивать ре­зервы совершенствования практики на научной основе, а вторая — выявить уровень усвоения учебного материала. Методически правиль­но проведенный семинар учит студентов, курсантов и слушателей творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истины, опи­раясь на научные аргументы, гласно отстаивать свою точку зрения.

Разновидностями семинарской формы обучения вы­ступают: семинар-беседа (просеминар), семинар — развернутая эв­ристическая беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладом, семинар-практикум, межпредметный семинар. Каждая разновидность семинара имеет свои организационно-мето­дические особенности.

Конференция — одна из форм коллективного научно-прак­тического обучения в юридических вузах. Организационно она пла­нируется и проводится, как правило, с коллективами факультетов, курсов и реже в учебных группах. В зависимости от направленности рассматриваемых проблем конференции могут иметь следующие разновидности: научные (теоретические), научно-практи­ческие, научно-методические.

Основными задачами любой конференции являются:

• широкое раскрытие обсуждаемой проблемы в теоретическом, практическом или методическом плане;

• углубление знаний и их пополнение новыми научными све­дениями или практическими данными;

• определение путей практического применения знаний, обеспе­чение связи теории с практикой;

• ознакомление участников конференции с результатами иссле­дований и экспериментов в области теории, методики и практики;

• решение задач профессиональной ориентации и привитие обу­чающимся любви к будущей профессии;

• обобщение и" распространение передового педагогического и профессионального опыта работы преподавателей и выпускников вуза.

Все выступающие на конференции — студенты, курсанты слу­шатели — высказываются как по фиксированным темам (распреде­ленным между обучающимися преподавателями при ее подготовке), так и в свободной дискуссии. Хорошие результаты дает приглашение на конференции отдельных практических работников или уче­ных из других организаций. Оправдывает себя проведение межка­федральных конференций, если обсуждаемая проблема имеет ком­плексный характер.

Методика подготовки конференции подобна той, которая при­суща семинарам, только масштабы шире и ведется она дольше — дней 15-30.

Практические занятия. Цели их связаны с формировани­ем у обучающихся профессиональных навыков, умений, привычек, качеств и развитием способностей.

В настоящее время используются такие разновидности практических занятий:

• аудиторные практические занятия;

• практические занятия в специальных классах, кабинетах, лабо­раториях;

• практические занятия на тренажерах;

• практические занятия на полигонах, в парках;

• полевые практические занятия;

• практические занятия в подразделениях правоохранительных органов и других организациях;

• профессиональный тренинг по отработке функциональных дей­ствий.

При проведении практических занятий активно используются и методы профессионального практического обучения:

• анализ правоохранительных (или управленческих) ситуаций (АПС, АУС);

• решение служебных задач: умозрительно, с помощью видео­пособий, на персональных компьютерах;

• работа с документами и деловыми бумагами (анализ входя­щих и составление исходящих документов, отработка справок, от­четов, изучение и ведение уголовных дел и др.);

• практикум (групповой и индивидуальный) в подразделениях правоохранительных органов и других организациях;

• игровой метод (отработка обучающимися ролевых действий в имитируемых профессиональных ситуациях);

• метод мозговой атаки («психического штурма») — нестандарт­ный поиск решений при возникновении нетипичных (стрессовых) ситуаций;

• алгоритмизированный метод (отработка практических действий по алгоритму — схеме ориентировочной основы действий — ООД).

Подготовка таких занятий также делится на предварительную и непосредственную, а структура проведения на вводную, основную и заключительную части с особенностями, вытекающими из специ­фики и методики их проведения.

Игра. Отличается от других форм практической подготовки тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная про­фессиональная обстановка и деятельность специалистов в комплек­се условий и особенностей (моделируется характер деятельности).

В педагогическом процессе игра представляет собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания перево­дятся в практический контекст. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных динамично протекающих слу­жебных, производственных и других профессиональных (управленче­ских) ситуаций.

Все виды игр, которые применяются для профессиональной под­готовки специалистов в образовательных учреждениях, называются учебными и относятся к классу имитационных игр. В них еще на ста­дии разработки закладывается совмещение двух моделей: ими­тационной и игровой. Первая предусматривает имитацию предмет­ного содержания профессии, а вторая — моделирование ролевых (должностных) действий специалистов в процессе их профессио­нального труда. По содержанию все учебные игры, применяемые в юридических вузах, делятся на:

функциональные — обеспечивают имитацию ролей сотрудников;

специальные (предметные) — раскрывают содержательные аспек­ты деятельности специалистов;

комплексные (межпредметные) — в них одинаково важны и ими­тация ролей и проработка предметного содержания дела.

Любая игра способствует не только практическому обучению, но и развитию ее участников, особенно интеллекта, профессионального мышления, его творческих начал, находчивости, уверенности в своих возможностях, быстроте ориентировки в обстановке и ее изменениях и др. Игра обусловливает специфический профессиональный тип общения ее участников, который близок к реальному, и развивает профессиональную общительность.

В числе учебных имитационных игр могут применяться их разновидности: деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, инновационные, педагогические (учебные, воспитывающие и развивающие) и др.[125]

Все профессионально-ориентированные игры, независимо от их разновидности, проводятся игровым методом с демонстрацией дей­ствий сторон играющих. Здесь он выступает как сложный метод, в котором интегрируется, по сути, три метода: аналитический, экс­пертный (экспериментальный) и метод инсценировки.

Учения. Это самая масштабная и сложная форма практического профессионального обучения курсантов и слушателей в ведомствен­ных образовательных учреждениях юридического профиля. Ее часто рассматривают как большую профессионально-ориентированную игру, в которой участвует несколько кафедр (циклов). Применяют ее, как правило, на завершающем этапе профессиональной подготовки спе­циалистов для:

• закрепления знаний различных учебных дисциплин и ком­плексного их применения при решении масштабных практических задач;

• формирования у обучающихся сложных навыков и умений в оценке динамично меняющейся оперативной обстановки и приня­тия оптимальных решений в нестандартных ситуациях;

• развития у курсантов и слушателей профессионально-деловых качеств и их психологической подготовки к умелым и активным действиям в экстремальных условиях.

Учения, проводимые в образовательных учреждениях правоох­ранительных органов, имеют следующие разновидности: комплексные оперативные учения (КОУ), командно-штабные и ко­мандные учения (КШУиКУ), тактические учения (ТУ), тактико-спе­циальные учения (ТСУ). Все виды учений проводятся игровым мето­дом как двусторонние.

Технология разработки учебно-методических материалов для про­ведения кафедральных игр и межкафедральных учений ориентируется на выполнение следующих требований:

• содержание ситуаций и сущность поставленных в них проблем (задач) должны быть адекватны реальной действительности;

• проблемы (задачи) обязаны быть значимы для всех участников игры (учений);

• нужно создать две совмещенные модели имитации реальности:

а) имитационную — предусматривает создание ситуации, связан­ной с выполнением какого-то профессионального действия и реше­нием проблемы;

б) моделирование ролевых (должностных) действий участников в осуществлении запланированного действия и решения проблемы.

С учетом этих требований на каждую кафедральную (межкафед­ральную) игру и учения составляется методическая разработка, в

которой следует отразить три этапа: подготовительный, игро­вой и заключительный, а также наименование темы, цели, замысел, план (сценарий — см. табл. 8.11), исходные информационные мате­риалы об обстановке в районе (где разыгрывается игра, учение), за­дания, инструкции для играющих и экспертов (посредников), поря­док и методику разбора и оценки.

Таблица 8.11

8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях[126]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.