Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и задачи профессионально-педагогической подготовки юристов





Интенсификация педагогического процесса в системе юридических образовательных учреж­дений предполагает повышение качества и эф- фективности подготовки квалифицированных специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования. В общей совокупности профес­сионального образования студентов, курсантов и слушателей опреде­ленное место занимает их профессионально-педагогическая подготовка, основы которой закладываются при изучении учебной дисциплины «Педагогика» («Юридическая педагогика»). Она, будучи частью об­щепрофессиональной подготовки юристов, ставит цель — обеспе­чить обучающихся тем арсеналом педагогических знаний, которые они должны уметь использовать в своей профессиональной деятель­ности. Задачами профессионально-педагогической подготовки будущих юристов являются:

• усвоение основ педагогических знаний в области образования и самообразования, обучения и учения, воспитания и самовоспита­ния, развития и саморазвития;

• формирование у студентов, курсантов и слушателей умений вы­являть педагогические явления, которые характерны для их буду­щей правоохранительной деятельности, анализировать, понимать и профессионально оценивать их;



• формирование умений решать педагогические проблемы, учи­тывать педагогический аспект профессиональных проблем и исполь­зовать педагогические знания, педагогические действия и педагоги­ческую технику для их решения;

• освоение педагогических приемов и методов изучения педаго­гических особенностей лиц, с которыми юристам придется иметь дело при решении своих профессиональных задач; педагогической тех­ники общения, поведения и оказания на собеседников необходимого педагогического воздействия (правового, осведомительного, обучаю­щего, правового воспитания) при общении и правовой коррекции их поведения;

• повышение общей профессиональной культуры, личной по­требности к непрерывному самосовершенствованию, овладение фор­мами и методами самообразования, самообучения, самовоспитания и саморазвития.

Повышение профессионально-педагогической подготовленно­сти выпускников всех юридических образовательных учреждений способно:



• положительно повлиять на практику деятельности личного состава правоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка, а также их авторитета у населения;

• педагогизировать общественную среду, внести существенный вклад в правовое просвещение и воспитание населения, сформиро­вать у людей позитивное отношение к правоохранительным орга­нам и необходимости содействия им;

• повысить качество приема на службу в правоохранительные органы путем педагогического отбора, правильной оценки действи­тельной образованности, обученности, воспитанности и развитости подающих заявления;

• педагогически грамотно вести работу с общественностью, при­влекать ее к охране общественного порядка и осуществлять повы­шение уровня правовой осведомленности и воспитанности граждан;

• умело организовать взаимодействие с государственными и не­государственными организациями, со средствами массовой инфор­мации, содействовать повышению их правовой культуры в работе и правовоспитании населения;

• повысить педагогическую эффективность профилактики пра­вонарушений и правовоспитания подростков и молодежи;

• педагогически грамотно решать задачи с потерпевшими, сви­детелями, подследственными и лицами, обращающимися в право­охранительные органы;

• способствовать достижению мирового уровня работы с осуж­денными;

• качественно повысить эффективность профессиональной под­готовки в правоохранительных органах;

• повысить педагогический уровень работы с личным составом и управления его деятельностью.



Содержание профессионально-педагогической подготовки

Профессионально-педагогическая подготовка студентов, курсантов и слушателей должна быть направлена на овладение всем объемом учеб­ного материала, предусмотренного образова­тельными программами и государственными стандартами для психолого-педагогических дисциплин. В результате этого должен быть достигнут по меньшей мере минимально необ­ходимый для практической работы уровень профессионально-пе­дагогической подготовленности каждого выпускника. Она включает в себя следующие компоненты:

1) педагогическую образованность, проявляющуюся в:

• расширении мировосприятия путем представления о педаго­гической реальности в обществе, многообразиях жизни и деятель­ности всех людей и педагогике как науке, помогающей людям жить и достигать успеха;

• понимании необходимости для образованного человека быть педагогически подготовленным для успешного личностного роста, самореализации и самоутверждения в жизни и обществе, для нор­мальной семьи, воспитания детей, преодоления трудностей и обес­печения личной безопасности;

• овладении основами научного понимания вопросов образова­ния, воспитания, обучения и развития людей, усвоении их основных теорий; умении ориентироваться в житейских представлениях о них и давать им верную оценку;

• обоснованной вере в педагогические возможности совершен­ствования себя и других;

2) профессионально-педагогическую обученность студентов, курсан­тов и слушателей, заключающуюся в:

• овладении определенным объемом теоретических и приклад­ных психолого-педагогических знаний, необходимых будущему юристу для решения педагогических задач в процессе профессиональной деятельности;

• усвоении методик практического анализа педагогических задач и умении их грамотно применять в предстоящей профессиональной деятельности;

• овладении педагогическими методами и техникой установле­ния межличностных контактов и соблюдении педагогического такта в процессе общения с различными категориями людей, в том числе и в конфликтных ситуациях;

• освоении форм, методов и приемов педагогического воздей­ствия на собеседника (подчиненного) в процессе профессиональной и служебной деятельности;

• овладении современными технологиями обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития в пределах, необходимых для проведения занятий с будущими подчиненными в процессе профессиональной и служебной подготовки;

• знании и умении повышать собственную осмотрительность, бдительность и безопасность;

• понимании требований экстремальной подготовленности, ее компонентов и умении работать по их совершенствованию для ус­пешных действий при решении служебно-боевых задач;

3) профессионально-педагогическую воспитанность личности, вы­раженную в:

• профессионально-педагогической направленности: интересе к педагогической реальности в их правоохранительной деятельности; ос­воении и совершенствовании научно-педагогических знаний; интересе, умении и привычке к самооценке собственных педагогических осо­бенностей (свойств), проявляющихся в уровне образованности, обученности и воспитанности; развитости желания и стремления исполь­зовать профессионально-педагогические знания, навыки и умения для анализа педагогических явлений, возникающих в процессе профес­сиональной деятельности, в поиске рациональных путей их решения;

• гуманности, доброжелательности и внимании к людям, неиз­менном стремлении соблюдать и защищать их права, восстанавливать справедливость при их нарушении, защищать их от криминальных посягательств;

• проявлении культурности и тактичности при общении с гра­жданами;

• наличии привычки постоянно держать себя достойно, педаго­гично, ощущая себя субъектом правовоспитательных педагогических воздействий на граждан, ответственным за них и обязанным показы­вать пример правовой культуры и уважительности;

• проявлении коллективистских качеств во взаимоотношениях с коллегами, готовности сотрудничать с ними, помогать друг другу в любой обстановке;

• наличии потребности к самосовершенствованию и проявлении педагогических качеств, способствующих предупреждению профес­сиональной деформации, а также в умении использовать для этого рекомендуемые педагогикой методы и приемы;

4) профессионально-педагогическую развитость, характеризующуюся способностями к формированию и совершенствованию таких ка­честв, как:

• профессионально-педагогическое мышление, умение педагоги­чески осмысливать факты правовой реальности, анализировать их с использованием педагогических знаний, приходить к педагогическим выводам, пониманию, что надо делать, и предвидению последствий;

• профессионально-педагогическая наблюдательность;

• педагогический такт в общении и воздействиях на людей;

• профессионально-педагогическая интуиция в принятии управ­ленческих и правовых решений;

• психолого-педагогическая наблюдательность и способность ре­шать профессиональные задачи в экстремальных условиях;

• способность противостоять негативным воздействиям, возни­кающим в процессе профессиональной деятельности;

• способность к объективной самооценке личностного профес­сионально-педагогического роста.

 

8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования

Система непрерывного трехуровневого профессионального юри­дического образования обеспечивает подготовку специалистов раз­личных образовательных цензов с определенной квалификацией. Однако многолетняя профессиональная деятельность специалистов не может быть достаточно эффективной с тем уровнем подготовки, который они первично получили в образовательных учреждениях. Поэтому государственными нормативными актами предусмотрено повышение профессиональной квалификации специалистов и пре­подавателей не реже одного раза в пять лет, а при необходимости и получение новой или смежной квалификации. Эти задачи решает имеющаяся на федеральном, ведомственном и муниципальном уровнях система дополнительного профессионального образования[127]. Она предусматривает: 1) создание в образовательных учреждениях выс­шего профессионального образования таких структурных подразде­лений[128], как: факультеты (центры на правах факультетов) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; курсы повышения квалификации специалистов (преподавателей); 2) в образовательных учреждениях среднего профессионального образования отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки спе­циалистов, курсов повышения квалификации специалистов.

Изменение общественной формации государства потребовало реформирования всех государственных и общественных структур в нашем обществе, в том числе и модернизации системы профессио­нального образования. В Концепции модернизации российского об­разования на период до 2010 г. сказано:

...Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, дина­мичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувст­вом ответственности за судьбу страны[129].

Чтобы добиться этого, необходимо не только обновить содер­жание и технологии профессионального образования, но и решить в первую очередь ключевую задачу модернизации — решительно улучшить качество научно-педагогических кадров. Опыт, пробле­мы и перспективы профессионально-педагогической подготовки преподавателей детально исследованы профессором А.Д. Лазуки-ным[130]. Такую задачу можно решить через систему дополнительного профессионального образования.

Министерством образования РФ принято решение и утвер­ждено Типовое положение о структурных подразделениях базовых высших учебных заведений, институтах или центрах педагогиче­ской подготовки и профессиональной переподготовки преподава­телей, а также факультетах повышения педагогической квалифи­кации преподавателей. Это относится и к вузам правоохранитель­ных министерств и ведомств.

Организационно эта задача решается несколькими путями.

Первый путь — подготовка преподавателей для высшей и сред­ней специальной школы на базе целевой аспирантуры (адъюнктуры). В соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального об­разования в Российской Федерации[131] в базовых вузах юридического профиля функционирует аспирантура (адъюнктура) и докторантура, где готовятся специалисты с ученой степенью кандидата и доктора наук. Аспиранты (адъюнкты), желающие, кроме того, получить до­полнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», обяза­ны изучить предусмотренные государственными требованиями психо­лого-педагогические дисциплины в объеме более 500 аудиторных ча­сов, пройти 100-часовую педагогическую практику, сдать экзамен по комплексной дисциплине и защитить выпускную квалификаци­онную работу перед Государственной аттестационной комиссией[132].

Эта система хорошая, но удовлетворяет потребности высших об­разовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами не более чем на 15—20%. Остальные должности преподава­телей пополняются бывшими практическими работниками. Эта ка­тегория преподавателей, когда не получает необходимой психолого-педагогической переподготовки, привносит зачастую в учебно-воспи­тательный процесс образовательных учреждений авторитаризм, «го­лый» практицизм, который не обеспечивает научности, а сводит пе­дагогическую деятельность к формальному обучению, устраняя из нее формирование личности обучающихся — образовательную, вос­питательную и развивающую составляющие. В результате хороший профессионал превращается в несостоявшегося педагога.

Второй путь заключается в организации на научной основе широкомасштабной профессиональной подготовки преподавателей-пред­метников из числа практических работников, имеющих склонность к педагогической деятельности и желание заниматься ею. Такая под­готовка дипломированных преподавателей как для своего вуза, так и для средних специальных учебных заведений и учебных центров предусмотрена Государственными требованиями к минимуму содер­жания и уровню профессиональной подготовки выпускника для по­лучения дополнительной квалификации «Преподаватель»[133]. При этом важным условием успеха, как и в педагогической подготовке сту­дентов, курсантов и слушателей, выступает необходимость иметь в каждом юридическом вузе кафедру педагогики и психологии, уком­плектованную квалифицированными преподавателями.

Третий путь — подготовка дипломированных преподавателей-предметников из числа студентов и слушателей, обучающихся в вузе. Для этого желающие стать педагогами в процессе специализации изучают психолого-педагогические дисциплины, предусмотренные государственными требованиями для получения дополнительной ква­лификации «Преподаватель». При этом перечень дисциплин и объем часов на эту подготовку должен соответствовать указанному государ­ственному образовательному стандарту от 20 февраля 1995 г. В ито­ге выпускники должны сдать дополнительный квалификационный экзамен и защитить выпускные квалификационные работы.

Четвертый путь — подготовка магистров образования. Его реализация предполагает открытие в ведущих (головных) федеральных и ведомственных юридических вузах магистратуры с получением го­сударственной аккредитации на подготовку преподавателей — пред­метников определенной специализации. Такая подготовка проводится по двум направлениям:

1) выпускники вуза, склонные к научной и педагогической дея­тельности, по желанию, зачисляются в двухгодичную магистратуру. На первом году обучения (11 месяцев) они проходят теоретическую психолого-педагогическую и научную подготовку, а на второй год их направляют в образовательные учреждения для прохождения педаго­гической практики, проведения исследований и написания магистер­ских диссертаций. По мере готовности они защищаются в головном вузе и получают дипломы со степенью «магистр образования»;

2) практические работники, отобранные кадрами в качестве кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей, направляются на год для учебы в магистратуре головного вуза. По­сле сдачи магистерских экзаменов их зачисляют на должности преподавателей вузов, ссузов и УЦ для прохождения профессиональ­ной и педагогической практики, проведения исследований и напи­сания магистерских диссертаций. По мере готовности диссертаций они защищают их перед государственной аттестационной комисси­ей и получают диплом со степенью «магистр образования».

Пятый путь — организация в каждом вузе и ссузе постоянно действующей системы повышения педагогической квалификации препо­давателей. Эта задача решается в двух вариантах:

1)первый — организация в отдельных регионах на базе подведомственных вузов факультетов повышения педагогической и профессиональной квалификации преподавателей-предметников, что пре­дусмотрено «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения ква­лификации) специалистов»[134] и «Типовым положением о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осу­ществляющих дополнительное профессиональное образование (по­вышение квалификации) преподавателей высших и средних специ­альных учебных заведений»[135];

2) второй — создание в каждом вузе, имеющем кафедру педа­гогики и психологии, постоянно действующей школы педагогического мастерства (ШПМ) или школы начинающих преподавателей. В них осуществляется повышение педагогической квалификации преподава­телей не реже одного раза в пять лет и проводится обязательная пси­холого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей[136].

 

8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)

Концептуальные основы

Практика профессионального становления лич­ности студентов во время получения образова­ния убедительно свидетельствует, что результа­ты его сегодня отстают от требований времени, в то время как со­циальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вы­зывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными умениями, но в массе их практическая подго­товленность, профессиональная воспитанность, развитость нужда­ются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, зани­женный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающих­ся без интереса, усердия, без выраженной установки на качествен­ную подготовку себя к будущей профессии.

В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание про­фессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качест­вами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным лич­ным самосовершенствованием и ростом профессиональных дости­жений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связа­ны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии со­трудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального лично­стного роста (как идентичные употребляются и понятия — «лично­стного развития», «профессионального становления», «профессиона­лизации личности», «формирования личности») обучающихся в юри­дических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образова­ния России по радикальному улучшению в ближайшие годы систе­мы воспитания и развития личности обучающихся.

В юридических образовательных учреждениях есть немалый по­тенциал для того, чтобы выпускники были не только профессиональ­но обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, циви­лизованного государства, общества и каждого гражданина. Об этом личностно-формирующем потенциале говорилось в § 8.3, однако существующее отставание объясняется не только неполным исполь­зованием потенциала вуза, но и его недостаточностью.

Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно прояв-

ляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, ус­ловиям, играющим решающее значение для профессионально-лич-{■■ ностного становления, существенно отличается от практической пра-.. воохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных ау­диториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя '. и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учеб­ный характер, учебные условности и содержание деятельности сту­дентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможно­стей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов.

Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу пра­воохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыски­вать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс — нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом произ­водственной практики. Однако при эпизодическом, с большими пере­рывами и кратковременном проведении она недостаточна для необхо­димых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы — канцелярской и посыльной.

Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным спо­собом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производст­венной практики студентов с 1 по 5 курс при педагогически эффек­тивном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших спосо­бов реализации известного в общей педагогике личностно-деятель-ностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов — принципа единства обучения и воспитания.

 

Организация и обеспечение непрерывной произ­водственной практики

Идея непрерывной производственной прак­тики начала реализоваться в Рязанском фи­лиале Академии права и управления (дирек­тор Г.А. Артемова) в 1999 г., постепенно рас­ширяясь и педагогически совершенствуясь. Ее основными задачами являются:

• создание условий для широкого профессионально-личност­ного развития личности студентов как современных юристов. Прин­ципиальными в этих условиях выступали гуманитарные идеи права, представления о праве как социальном благе, а не каре, о главной функции правоохранительных органов — функции социального об­служивания, о работе юриста как помощи людям, как союзнике гра­ждан, а не враге их;

• обеспечение раннего, глубокого и устойчивого профессиональ­ного самоопределения студентов, их психологического вхождения в профессию: ознакомления с современными реалиями деятельности юриста, формирования убеждения в правильности выбора профессии и возможности самореализации и самоутверждения в ней, осознания требований к себе как к юристу и к своему профессионализму, вос­питания серьезного отношения к учебе в вузе и работе по развитию у себя профессиональных качеств;

• развитие у студентов профессионального сознания и профес­сиональных установок цивилизованного современного юриста, ори­ентированных на внимание к человеку, защиту его прав, строгое со­блюдение законности, а также на предупреждение возникновения и доминирования обвинительно-карательных установок, которые не­редко сознательно или непроизвольно формируются у обучающихся молодых юристов;

• разностороннее развитие у студентов профессиональных ка­честв, способностей, навыков и умений;

• активизация личностно-формирующей работы в вузе, участие в ней всего постоянного состава на основе непрерывной производ­ственной практики студентов.

В структуре учебного плана вуза непрерывная производственная практика реализуется в виде специального факультатива. Участие в нем студентов добровольное (не исключено дальнейшее превраще­ние его в обязательную позицию учебного плана) с первого по пятый курс. Практика проводится во внеаудиторное время. Статус студента в любом учреждении, где ему поручается работа, — юрист-практи­кант (внештатный сотрудник, помощник сотрудника правоохрани­тельного или правозащитного органа).

Педагогическая работа предполагает изначальное и регулярное разъяснение всем и каждому студенту необходимости, важности задач, содержания и способов личного профессионального само­определения и становления как юриста-личности, роли непрерыв­ной производственной практики в этом и представление возмож­ности для личного выбора.

Организация практики предполагает два основных направления — непосредственно в правоохранительных органах и в общественных формированиях, участвующих в решении задач укрепления законности и правопорядка, в осуществлении правовоспитательной, профилактиче­ской и правозащитной деятельности. Первое строится на основе спе­циальных договоров по формату, близкому к обычным практикам и стажировкам. Второе направление в меньшей степени связано со стро­гими правовыми ограничениями, а поэтому открывает студентам более широкие возможности для активности в правовой жизни города, ре­гиона и достижения видимых результатов ее, которые в воспитатель­ном плане особенно важны. Это участие студентов в:

• правовом воспитании различных категорий населения, в част­ности школьников и «трудных» подростков;

• изучении нравственной и криминальной обстановки, сборе ин­формации, необходимой практическим органам правопорядка;

• правозащитной деятельности;

• профилактической работе с несовершеннолетними;

• охране общественного порядка;

• обеспечении безопасности дорожного движения;

• оформлении различных документов юридического характера в органах регионального и местного самоуправления;

• помощи ветеранам правоохранительных органов и др. Одной из новых форм организации производственной практики

явилось создание в Рязанском филиале Академии права и управления Общественной приемной по правам человека. Первично ее функция сво­дилась к защите прав детей, а именно организационно-правовой по­мощи детям из неблагополучных семей в решении многочисленных проблем их жизни — учебы, жилищных вопросов, получения паспор­та, незаконного лишения жилья, лишения родительских прав, приме­нения к ним противозаконных действий при задержании. Затем функ­ции этой приемной расширились, и студенты стали заниматься вопро­сами защиты прав взрослых граждан и даже предпринимателей.

Такая работа содержит, как показывает опыт, большие возмож­ности для воспитания у студентов чувства причастности к большо­му государственному, нужному обществу и людям делу создания в России справедливого правового государства, воспитания у них гу­манности, сострадательности и гражданской активности, недопу­щения профессиональной узости мышления.

Организацией непрерывной производственной практи­ки занимаются: 7) руководство вуза, подразделения вуза и препода­ватели-наставники (кураторы); 2) органы студенческого самоуправ­ления; 3) правоохранительные и правозащитные органы, в которых она проводится. Существенное содействие и поддержку практике оказывают органы исполнительной власти в регионе и городе, ко торые понимают ее роль в подготовке нужных им юристов, а также ощущают реальный позитивный вклад студентов в укрепление за­конности и правопорядка.

Педагогическая эффективность личностно-формирующего про­странства непрерывной производственной практики объективно определяется отсутствием учебных условностей, жизненной и про­фессиональной реалистичностью и убедительностью, активизирую­щей и мобилизующей студентов силой, практичностью, проблемностью, необходимостью достижения реального профессионального результата. Она повышается при:

• продуманном педагогическом проектировании непрерывной производственной практики, предусматривающей определение ее кон­кретного содержания, отвечающего задачам организации, направле­ниям деятельности, последовательности и преемственности методики работы;

• тщательном подборе правоохранительных органов, отличаю­щихся хорошей организацией деятельности и здоровым коллекти­вом, способным оказать положительное воспитательное и личностно-формирующее влияние на студентов;

• поддержании постоянных связей представителей образователь­ного учреждения с руководством правоохранительных органов и пред­ставительств Уполномоченного по правам человека в РФ;

• педагогической подготовке и руководстве деятельностью лиц, обеспечивающих практику студентов;

• оказании постоянной индивидуальной помощи студентам пу­тем кураторства, наставничества, консультирования, оказания помо­щи преподавателями образовательного учреждения, сотрудниками правоохранительных органов и правозащитных организаций;

• участии студенческого коллектива в организации и руково­дстве процессом практики. В Рязанском филиале Академии права и управления в этих целях создана Студенческая организация юридиче­ской защиты населения, с официальной регистрацией ее. В своей структуре она имеет группы, ответственные за отдельные направле­ния деятельности: оперативный отряд, группу обеспечения работы Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, группу обеспечения приема граждан при Молодежном парламенте г. Рязани, информационно-просветительский отдел. Организация занимается разъяснением студентам полезности и необходимости участия в прак­тике, подбирает им задания и поручения, контролирует выполне­ние, оказывает помощь, участвует в разборе и оценке достигнутых результатов;

• актуализации профессионального самосознания студентов и . их работы по самоформированию как цивилизованного юриста-личности;

• обеспечении взаимосвязи личностно-формирующей работы в вузе с непрерывной производственной практикой.

Работа организации активно направляется на включение студен­тов в работу по профилактике преступности несовершеннолетних. Студенты выявляют так называемых «трудных» подростков, посе­щая школы и ПТУ, места жительства и сосредоточения молодежи, проводят рейды по изучению беспризорных и безнадзорных, выяв­ляют ранее неизвестные зоны риска с сосредоточением малолетних правонарушителей, составляют картотеки, проводят опросы и анке­тирование, «круглые столы», выявляют склонности, интересы, уст­ремления, причины отклоняющегося поведения и др. За несовер­шеннолетними правонарушителями закрепляют студентов из числа имеющих способности к психолого-педагогической работе, органи­зуется помощь испытывающим трудности в учебе, определяются возможности трудоустройства закачивающих или бросивших учебу, ведется дежурство в районных отделах по делам несовершеннолет­них, проводится работа по программам «Подранок», «Спорт», «За­щитник Отечества», «Выпускной бал», оказывается помощь отстаю­щим в освоении школьной программы, изучаются способности подростков и их профессиональная ориентация, ведется подготовка к службе в Вооруженных Силах. Рязанский филиал Академии права и управления выступил инициатором областных акций «Студенты против безнадзорности», «Ты не один», «Сердце отдаю детям», и сту­денты активно участвовали в них.

Участие студентов в непрерывной производственной практике привлекает внимание всех работающих и обучающихся в вузе и де­лает самоочевидным необходимость активизировать использование возможностей личностно-формирующего пространства самого вуза. Практика вносит новое в жизнь вуза, влияя на учебный процесс, всю работу со студентами и их собственную работу по профессиональному становлению. Она активизирует использование имеющихся возможно­стей и порождает новые формы работы. Характерны две из них. ; Первая— обеспечение полноценного введения студентов в спе­циальность и включения студентов в работу по личному профессиональ­ному становлению. При преподавании большинства учебных дисцип­лин и в свободное от занятий время кафедрами, деканами, отделами вуза прилагаются значительные усилия для достижения: х • глубокого понимания студентами не только значимости про­фессии юриста, но и ее высоких и разносторонних требований к лицу, занимающемуся ею, которому не дано права работать плохо и ошибаться, ибо каждая ошибка юриста — это поломанная судь­ба человека;

• острого осознания студентом чувства ответственности за то, чтобы не только усвоить юридические знания, но и развить в себе качества и способности, нужные юристу, чтобы реализоваться в из­бранной профессии, добиться в ней успехов, признания людей и самоуважения, стать социальным деятелем, а не начетчиком-фор­малистом;

• отчетливого понимания им путей использования возможно­стей вуза для профессионального самоформирования, и в частности непрерывной производственной практики.

Значимым результатом такой работы выступает повышение уров­ня мотивации учебы студентов: ослабление ученического, школьного стремления к получению отметки и усиление стремления к всесторон­ней подготовке себя к профессиональной деятельности, отношение ко всему происходящему в вузе как к возможностям такой подготовки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.