Система управления персоналом
Чтобы удержать людей, ими необходимо правильно управлять. Зачастую высокооплачиваемые специалисты уходят с работы только потому, что компания была как будто бы в них совершенно не заинтересована: ими плохо управляли, их заслуги не признавались и они на самом деле не понимали, имеют ли для компании хоть какое-то значение. Бизнес-план должен показывать, как вы решаете вопросы управления персоналом
Менеджер по персоналу
Если у вас небольшая компания, то вы, конечно, не можете позволить себе менеджера по персоналу, который работал бы на полную ставку, но, возможно, он и не нужен. Однако, какой бы ни была ваша компания по размеру, обязательно должна быть служба управления персоналом. У вас обязательно должен быть кто-то, кто выполнял бы эти функции хотя бы наряду с другими. Выбрав такого человека, организуйте его обучение, поскольку, занимаясь подбором кадров, непосвященный может столкнуться с рядом юридических проблем. Вы можете обратиться к справочникам о приеме на работу, рассчитанным специально на мелкие и средние компании.
Руководство для персонала
Попросите юриста— специалиста по трудовым отношениям составить его для вас: конечно, можно купить готовое руководство, но специалист сделает так, чтобы оно отвечало всем вашим требованиям. Не путайте этот документ с трудовым контрактом (о котором мы еще скажем). В руководстве для персонала объясняется, «как все устроено» в вашей компании. В нем рассматриваются следующие вопросы: приглашение на работу; продвижение по службе и перевод; общая дисциплина; дисциплинарные процедуры, инициируемые в случае ненадлежащего поведения работников; процедура предъявления жалоб; оценка работы; сроки и порядок выплаты зарплаты; предоставляемые выходные; нерабочее время; оплата больничных, отпуск по беременности и родам; пенсионный план компании; гарантирование всем равных возможностей; ведение личных дел, защита информации; требования в области здравоохранения и техники безопасности; имущество компании; частная переписка и телефонные звонки; изобретения и патенты, конфликты интересов, соблюдение конфиденциальности, авторские права; транспортные средства компании.
Трудовые контракты
Если вы не заключите письменного контракта, то действительным может быть признан устный контракт или суд установит, какой контракт существовал в данном случае — так что лучше проявить осмотрительность и как можно быстрее составить соответствующий письменный контракт.
В контракте должны быть оговорены основные условия занятости данного человека. Чтобы контракт вступил в силу, служащий должен его подписать и вернуть в компанию; у каждой стороны остается по одному экземпляру трудового контракта. Контракт определяет размер заработной платы, периодичность ее выплаты, часы работы, выходные, место работы, должность, порядок оплаты больничных, механизм пенсионного обеспечения; период предварительного уведомления об увольнении, статус контракта (временный или постоянный), представительство профсоюзов. Как видите, в некотором отношении трудовой контракт дублирует руководство для персонала.
Описание должностных обязанностей
Иметь такие описания весьма полезно. Этот документ характеризует основные функции и обязанности служащего, кому он подчиняется и т.д. Но его значение этим не ограничивается — он свидетельствует о профессионализме вашей компании. Документ показывает, что вы тщательно продумали, для чего наняли людей, какую роль они должны играть в компании.
Между прочим, когда вы кого-то нанимаете, первое, что хочет посмотреть претендент, — это описание соответствующих должностных обязанностей. Если у вас его нет, то вы никогда не сможете привлечь лучших специалистов, потому что они считают, что описание обязательно должно быть.
Системы оценки
Закон не требует проводить оценку работы служащих, но делать это полезно. Такая процедура обычно проводится раз в полгода или год и в ходе ее работа каждого служащего официально проверяется его непосредственным начальником. В результате определяется, что он сделал хорошо, что плохо и что с ним будет дальше (дальнейшее обучение, продвижение по службе и т.д.). Правильно проводимая оценка работы служащих — превосходный инструмент их стимулирования и удержания.
К сожалению, в большинстве случаев проверка проводится неверно и может снизить мотивацию служащих. Главное — подготовка с обеих сторон и честность. Конечным результатом является согласованный план действий, призванный максимизировать участие служащего и эффективность его работы. В ходе оценки работы служащего может быть принято решение об изменении его зарплаты.
Структура и делегирование
Если компания не состоит из одного человека, то вы должны управлять людьми. Покажите в своем плане, какова структура вашей компании (можно привести схему ее организационной структуры). Покажите, кто кому подчиняется, кто отвечает за основные направления деятельности (финансы, бухучет, управление, производство, продажи, людские ресурсы и т. д.). Это поможет определить, не подчиняется ли кому-либо из управляющих слишком много людей.
Компания не растет, если управление ею не совершенствуется. Обычно это предполагает делегирование власти способным подчиненным. В Великобритании большинство компаний перестают расти, когда количество их служащих достигает примерно 30. У этих компаний есть потенциал роста, но первые лица не способны делегировать свои функции и создать систему управления, которая способствовала бы росту. А будь такая система создана, большинство компаний смогло бы вырасти и добиться гораздо более заметного финансового успеха. Ваш бизнес-план должен показывать, что структура компании обеспечивает ее рост.
Заработная плата
Покажите, как вы определяете ставки заработной платы. Проверяете ли вы регулярно, насколько они отличаются от ставок заработной платы в конкурирующих компаниях?
Если у вас есть какая-то система градации сотрудников по зарплате, то объясните, в чем она состоит. Когда в последний раз пересматривались и повышались ставки заработной платы?
Обучение
Опишите имеющиеся у вас формальные системы выявления потребностей в обучении и их удовлетворения.
Ключевые служащие
Если ваши ключевые служащие внезапно заболеют или уйдут, то найдется ли им замена? Как вы справитесь, если кого-нибудь пригласят в присяжные на три недели? Есть ли у вас документы, регламентирующие порядок действий в подобных случаях?
Данные по персоналу, архивы
Как вы ведете базу данных персонала, особенно данных об уплате подоходного налога? Есть у вас копии налоговых форм 2-НДФЛ и сведения о дисциплинарных взысканиях?
Увольнение и сокращение штатов
Не исключено, что, когда ваша компания вырастет или изменится, кое-кто из прежних сотрудников станет ненужным, и это нормально. Нужно обсудить с ними условия ухода из компании.
Вам должно быть известно законодательство о занятости, что справедливо и допустимо, а что нет. Вот где вам поможет соблюдение процедур, описанных в руководстве для персонала. Если вы планируете сокращение штатов, то должны обратиться к юристу — специалисту по трудовым спорам.
Потребность в кадрах
Если компания растет или меняется, то знаете, какие новые специалисты и в каком количестве потребуются различным подразделениям? У вас должен быть план управления персоналом, показывающий, насколько придется увеличить штаты отдельных служб, если ваш оборот возрастет так, как ожидалось. Когда вам потребуются эти люди? Не забудьте, что на подбор и обучение персонала уйдет какое-то время. Ваш план управления кадрами должен показывать:
- сколько людей потребуется,
- когда они потребуются,
- какими навыками они должны обладать,
- каким будет фонд заработной платы,
- какие дополнительные ресурсы могут потребоваться (оборудование, рабочее место, автомашины и т.д.),
- любое намеченное сокращение штатов (сроки и затраты).
Исходя из этого, вы сможете составить план набора сотрудников.
Набор сотрудников должен происходить поэтапно. За полгода найти десять специалистов гораздо легче, чем за месяц — если только ваш бизнес-план это допускает. Разработав план управления персоналом, вы будете готовы к неожиданностям и сможете целенаправленно управлять происходящими изменениями.
Подбор персонала
Как вы намерены искать новых сотрудников, чтобы выполнить план? Для этого есть несколько возможностей, у каждой из которых свои преимущества и недостатки.
Ø Обратиться в кадровое агентство, за это придется заплатить и, возможно, больше, чем вы можете себе позволить;
Ø Заняться подбором кадров самому, если у вас есть менеджер по персоналу, то это его работа;
Ø Использовать для оценки кандидатов тесты. Все люди разные, но соответствуют какому-то типу личности. Очевидно, что если вы сможете определить это еще на стадии собеседования, то вероятность правильного выбора сотрудников повысится. Кроме того, в компании должны быть люди разного склада, у вас должно быть нечто вроде футбольной команды, в которой есть нападающие и игроки средней линии, оборона и вратарь. Только тогда ваши люди смогут работать вместе и станут командой. В бизнес-плане должно быть указано, что вы собираетесь сделать для совершенствования подбора кадров;
Ø Разработать ознакомительную программу. Вы должны рассказать, как обучаете новых служащих. У вас должна быть особая, зафиксированная в документах процедура ознакомления нового сотрудника с компанией и его обязанностями. При необходимости их нужно обучать, ведь вы потратили на его поиски немало сил и средств.
Все это должно найти отражение в вашем бизнес-плане. Это доказательство того, что ваша компания вполне профессиональна.
Удержание сотрудников
В своем бизнес-плане вы должны указать, что делаете для удержания персонала. Вы должны говорить по существу. Обычно используются следующие методы удержания персонала.
Ø Пакет вознаграждения. В него могут входить основная заработная плата, бонусы, зависящие от результатов работы, право на выходные, бесплатная медицинская страховка, бесплатное страхование жизни, служебные мобильные телефоны, служебная машина, бесплатный бензин, дотации на обеды, дотации на жилье, опционные схемы и т.д. Упомяните в бизнес-плане, что получат ваши служащие, и не забудьте учесть все затраты в финансовых прогнозах. В принципе, стоимость полного пакета вознаграждения может превышать основную заработную плату на 20-50%
Ø Возможность продвижения по службе. Честолюбивые служащие постоянно меняют работу — иногда каждые два года. Они делают это ради карьерного роста или повышения заработной платы. Если материальный аспект вы уже учли (см. выше), то должны обеспечить сотрудникам возможность сделать карьеру в компании. В идеале у вас должна быть такая структура, которая давала бы им такую возможность. Показывает ли ваш план, что можно сделать, чтобы персонал остался? Подумали ли вы над тем, как будете продвигать ключевых работников? Если ваша компания невелика, то возможности карьерного роста служащих ограничены. Однако вы можете освободить человека от каких-то менее важных обязанностей и возложить на него более важные;
Ø Обучение и повышение квалификации. Следующий самый важный после вознаграждения и продвижения по службе аспект — повышение квалификации. Если вы сможете повышать квалификацию служащих (платить, пока они будут приобретать квалификацию, необходимую и для них, и для компании), то выиграют и они, и вы. Обычно обучение предоставляется служащему при условии, что, получив определенную квалификацию, он проработает в компании не менее года. Укажите в своем плане, какие планы повышения квалификации у вас имеются для персонала;
Ø Создание хорошей рабочей атмосферы. Неформальные дни, специальные дни компании, которые вы можете все вместе провести на природе, обращаться друг к другу по имени, отдохнуть от рабочей обстановки, — все это помогает людям работать лучше.
Ø Общение. Если вы лишились крупного клиента, то скажите об этом сотрудникам как можно раньше, чтобы они не принялись собирать непроверенную информацию. Одни начальники в таких случаях заводят разговор на общие темы. Другие используют информационные бюллетени, электронную почту и т.д. Что вы делаете для того, чтобы постоянно общаться со своими служащими?
Ø Хорошее управление. Лучший способ удержать людей — правильно ими управлять. Хороший начальник понимает, поддерживает и поощряет, он знает, как управлять человеком. В своем плане вы должны предусмотреть обучение высших управляющих искусству управления.
Страхование компании
Большинство новых компаний, да и многие сложившиеся компании страхование недооценивают. Бизнес-план должен показывать, что вы учли все свои потребности в страховании и что у вас есть надлежащая страховка. Не забудьте включить расходы на страховку в финансовые планы. Различают обязательное и необязательное страхование.
По закону вы обязаны застраховать:
- ответственность нанимателя, т.е. свою ответственность в случае, если один из ваших служащих получит травму или заболеет из-за того, что работал на вас (и вы будете виноваты);
- транспортные средства — если у компании есть автомашины, то они должны быть застрахованы;
- машины и оборудование — определенное оборудование (камеры высокого давления, лебедки) необходимо ежегодно проверять на безопасность.
Осуществляется и добровольное страхование:
- построек со всем содержимым. Оно имеет большое значение, так как покрывает расходы в случае пожара, наводнения, воровства и т.д. Если вы работаете дома, то проверьте, действителен ли ваш полис в случае подобного использования вашего жилья;
- на случай потери прибыли. Если у вас будет такая страховка, то в случае пожара и в других страховых случаях вы получите возмещение и сможете платить заработную и арендную плату и т.д., даже если ваша компания не сможет продолжать свои операции;
- на случай потери денег. О таком страховании вам стоит подумать, если у компании большой остаток денежных средств;
- транзита. О нем вам стоит подумать, если компания поставляет клиентам такую продукцию, которая может быть повреждена или утеряна;
- публичной ответственности и ответственности производителя, т.е. ответственности за травму, полученную в помещении вашей компании (публичная ответственность), и ответственности за травму и ущерб имуществу, ставшие результатом использования вашей продукции (ответственность производителя);
- профессиональной ответственности — оно почти всегда необходимо, если вы оказываете консалтинговые услуги. Оно потребуется, если клиент последует вашему совету и понесет убытки. Вы также должны иметь такую страховку, если хотите, чтобы вас внесли в список ведущих консультантов;
- ключевых служащих. Если один из ваших ключевых служащих умрет, то ваша компания получит деньги. Это поможет найти ему замену — временную или постоянную.
Все ситуации, от которых стоит застраховаться, предвидеть довольно трудно. Лучше всего проконсультироваться со страховым брокером, который даст вам квалифицированный совет.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Бизнес-планирование: Учебное пособие (+CD с учебными материалами) Стрекалова Н.Д. СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
2. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами, 3-е изд., 69 бизнес-планов Петров К.Н. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. - 384 с.
3. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. Абрамс Р.– М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 486 с.
4. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора Остервальдер А. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.- 288 с.
5. Бизнес-планирование и инвестирование: учебник Головань С.И. Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 363 с.
6. Бизнес-план, который работает Барроу П. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 288 с.
7. Как научиться строить бизнес-план в Project Expert Жданчиков П.А. М.: НТ Пресс, 2006 – 208 с.
8. MS Excel и MS Project в решении экономических задач Н.С. Левина, С.В. Харджиева, А.Л. Цветкова М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
Интернет ресурсы
Образовательные ресурсы
1. www.library.miit.ru – библиотечный фонд МИИТа
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
3. Библиотека электронных образовательных курсов http://ecollege.ru/education/lib/abc.html
Методические ресурсы
4. www.smb.gov.ru – Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
5. www.dasreda.ru – портал с сервисами, школой и новостями для предпринимателей от ОАО «Сбербанк России»
6. www.gaap.ru — Теория и практика финансового и управленческого учета
Информационные ресурсы
7. www.consultant.ru — Справочная правовая система «Консультант Плюс»
8. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации
9. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
10. www.mosstat.ru – Официальная статистическая информация о предприятиях г. Москвы
11. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба
12. www.customs.ru – Федеральная таможенная служба
13. www.cbr.ru – информация о денежно-кредитной системе РФ
14. www.worldbank.org – Всемирный банк
Периодические издания
15. www.expert.ru – «Эксперт»
16. www.sf-online.ru – «Секрет фирмы»
17. www.vedomosti.ru – «Ведомости»
18. www.cfin.ru — Корпоративный менеджмент
19. www.finman.ru — Финансовый менеджмент, журнал
20. www.wsj.com – Wall Street Journal
21. www.businessweek.com – Business Week
22. www.redherring.com – Red Herring
23. www.economist.com – Economist
24. www.forbes.ru – Forbes
[1] Tzu Sun. Art of War. - NY: Harber Collins, 1994.
[2] Chell E. Entrepreneurship: Globalisation, Innovation and Development. Thomson Learning, 2001.
[3] «Бизнес-ангел» — состоятельный человек, который вкладывает венчурный (рисковый) капитал в создаваемый (start-up) или расширяющийся бизнес на ранних стадиях их развития; непрофессиональный вкладчик капитала в рискованные проекты.
[4] Подсорин В.А. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций» для студентов специальности 0805020 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)». – М.: МИИТ, 2011.
[5] Хасси Д. Стратегия и планирование. СПб.: Питер, 2001.
[6] Kuratko D.F., Hodgetts R.M. Entrepreneurship: a contemporary approach. The Dryden Press, 1995.
[7] Berry M. Strategic planning in small high tech companies, Long Range Planning, 31 (3),1998, 455-466.
[8] Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[9] Kuratko, 1995; Аналоуи, 2005; и др.
[10] Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995.
[11] Kubr T., Marchesi H., Ilar D. Achieving success with professional business planning. McKinsey & Company, Inc. Switzerland, 1998
[12] Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992., с. 48.
[13] Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Пер. с англ. Вып. 2: Создание и развитие нового предприятия. М.: Прогресс, 1992.
[14] Morris M., Schindehutte M., Richardson J. The Entrepreneur’s Business Model: Toward a Unified Perspective / Journal of Business Research, 58, 6, 726-735, 2005.
[15] Morris M., Schindehutte M., Richardson J. The Entrepreneur’s Business Model: Toward a Unified Perspective / Journal of Business Research, 58, 6, 726-735, 2005.
[16] Рекомендации подготовлены с использованием материалов «Outline for Business Plan» консалтинговой компании Ernst & Young.
[17] Kuratko D.F., Hodgetts R.M. Entrepreneurship: a contemporary approach. The Dryden Press, 1995.
[18] Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|