Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы бизнеса и влияние внешней среды





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

Автор Горохов Дмитрий Александрович, ст. преподаватель

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Бизнес-планирование

Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: «Маркетинг», «Управление технологическими инновациями», «Финансовый менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Управление проектами», «Управленческий и финансовый учет»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

Москва 2014 г.


Оглавление

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.. 5

1.1. Требования рынка. 5

1.2. Бизнес и его участники. 7

1.3. Бизнес как система. 9

1.4. Формы бизнеса и влияние внешней среды.. 10

Тема 2. МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ.. 17

2.1. Сущность и необходимость планирования и прогнозирования. 17

2.2. Проблемы российской практики планирования. 23

Тема 3. БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВА БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ.. 28



3.1. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи. 28

3.2. Характеристики процесса бизнес-планирования. 37

3.3. Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса. 42

ТЕМА 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 46

4.1. Методика ЮНИДО.. 46

4.2. Информационное обеспечение планирования. 48

Тема 5. БИЗНЕС-ИДЕЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ.. 51

5.1. Понятие бизнес-идеи. 51

5.2. Источники и методы выработки бизнес-идей. 55

5.3. Содержание бизнес-идеи и способы ее представления. 60

Тема 6. БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА БИЗНЕС-ПЛАНА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 66

6.1. Сущность и значение бизнес-модели. 66

6.2. Структура бизнес-модели и критерии ее оценки. 71

6.3. Основные этапы разработки бизнес-плана. 77

6.4. Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана. 81

ТЕМА 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.. 88

7.1. Базовые предположения. 89

7.2. Прогнозы прибылей и убытков. 95

7.3. Прогнозы денежных потоков. 96

7.4. Прогнозный баланс. 101

7.5. Анализ безубыточности. 103



7.6. Ключевые коэффициенты.. 108

7.7. Допущения. 113

ТЕМА 8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.. 117

8.1. Цели финансирования. 118

8.2. Долгосрочное финансирование. 120

8.3. Краткосрочное финансирование. 123

8.4. Погашение задолженности. 126

8.5. Правила оценки компании инвестором.. 129

8.6. Правила ведения переговоров с инвесторами. 132

ТЕМА 9. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА.. 136

9.1. Методы определения спроса. 137

9.2. Прогнозы продаж.. 139

9.3. Сегментация рынка. 141

9.4. Анализ конкурентов. 144

ТЕМА 10. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА И БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ... 145

10.1. Нынешние товары и услуги. 146

10.2. Новые товары или услуги. 149

10.3. Процесс производства товара или оказания услуги. 151

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.. 155

11.1. Система управления персоналом.. 156

11.2. Потребность в кадрах. 160

11.3. Страхование компании. 163

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.. 166


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Требования рынка

 

В условиях рынка невозможно добиться стабильного успе­ха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интел­лектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Рынок предъявляет более высокие требования к качеству планирования, нежели прежняя система дирек­тивного планирования, поскольку при рыночных отноше­ниях за все неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности, в том числе и за просчеты в планировании, от­ветственность несет непосредственно предприятие. В случае неспособности учитывать неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру оно оказывается неплатежеспособ­ным и подлежит ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями.



Главная цель, которую преследует коммерческое предприятие, — обеспечение растущей динамики доходов при оптимальном использовании ограниченных ресурсов. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наибо­лее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивую маркетинговую стратегию и стратегию ценообразования.

Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представля­ется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно также обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений, когда известно, чего организация хочет достичь; легче найти наиболее подходящие решения. Планирование способству­ет снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных неполной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Оно служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

Поскольку планирование является нормой любой пред­принимательской деятельности, с развитием рынка и в Рос­сии необходимость планирования бизнеса стала очевидной. Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как не­обходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характе­ризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес- план выступает одновременно в качестве поисковой, научно- исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продви­жения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основ­ных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управ­лением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и ор­ганизациями.

Инициаторами разработки и реализации бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляю­щие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнози­руются в подобном плане. Разработчиками бизнес-плана выступают обычно как сами субъекты реализации проекта, своими силами, так и фирмы, специализирующиеся в области консалтинга, маркетинговой деятельности, проектирования. Нередко привлекаются аудиторские фирмы и эксперты.

 

Бизнес и его участники

Слово «бизнес» (англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (англ. businessman), т.е. делец, коммерсант, предприниматель. Бизнес является коммерческим делом предприимчивых людей, приносящим им прибыль. Если же кто-то занимается важным и благородным делом не с целью извлечения выгоды, то говорят о благотворительности.

Ø Таким образом, бизнес — это приносящая доход де­ятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес — это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, пред­приятия, организации. Участниками бизнеса выступают следующие группы граждан.

 

1-я группа. Собственно, предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой страх и риск, под свою экономическую и юридическую ответствен­ность, а также коллективы предпринимателей, образующих союзы, ассоциации и т.п.

Деловой интерес участников бизнеса первой группы — получение доходов — реализуется через производство и про­дажу продукции (товаров и услуг). В процессе своей деятель­ности они вступают во взаимные деловые отношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последний включает три компонента:

- производство продукции (услуг),

- коммерцию (тор­говлю),

- коммерческое посредничество.

Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и ком­мерческому посредничеству. Бизнес — это прежде всего произ­водство, составляющее основу любой экономики. Нельзя также отождествлять коммерцию, посредничество со спекуляцией. В любой стране с развитой рыночной экономикой спекуля­ция есть не что иное, как форма коммерческих действий, при которой потребитель оказывается лишен возможности выбора и вынужден приобретать товары и услуги по завы­шенным ценам.

2-ая группа. Индивидуальные и коллективные потре­бители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои со­юзы, ассоциации и т.п.

3-я группа. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы.

Деловой интерес участников бизнеса 3-й группы — из­влечение доходов — реализуется посредством работы в фир­ме, организации, на предприятии на контрактной или иной основе. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работни­ков — личный доход, получаемый в результате выполняемой работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса._____________________

4-я группа. Государственные органы, учреждения и ор­ганизации, когда они выступают непосредственными участ­никами сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при их выполнении и др.). В этом случае государствен­ные органы являются равноправными партнерами других участников бизнеса.

Принцип взаимной выгоды при таких сделках следующий: фирмы, организации, предприятия стимулируются государством для участия в этих програм­мах/ а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счёте сферу государственного, бизнеса.

 

Бизнес как система

Бизнес представляет собой систему, наделенную четырь­мя свойствами: целесообразности, целостности, противоре­чивости и активности.

1. Целесообразность придает бизнесу рациональную на­правленность на объединяющее эти элементы начало — полу­чение дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конку­ренции. Высшие цели, в свою очередь, подразделяются на более конкретные цели, выступающие средствами получения первых. Так, например, если высшей целью фирмы является получение прибыли, то для ее реализации нужно развивать технологию. Тогда эта цель технологического развития фирмы становится средством для получения прибыли.

2. Целостность в бизнесе пронизывает все сферы, секто­ры, территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели — увеличения прибыли и доходов. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизнеобеспечивающими в данных конкретных условиях. Запреты и ограничения на деятельность предпринимателей должны быть сведены до разумного уровня. Бизнес нельзя представить без своей среды и своих «главных органов»: кон­куренции, инфраструктуры (бирж, банков, информацион­ных систем, акционерных обществ, фирм, консалтинговых и аудиторских компаний и др.), менеджмента, маркетинга, финансовой системы, права.

3. Противоречивость. Бизнес должен быть «соткан» из противоречий, ибо они — источник всякого развития. В биз­несе можно наблюдать множество противоречий: между пред­принимателями и наемными работниками, потребителями и производителями, предпринимателями и профсоюзами или органами государственной власти. В нормальных условиях все эти противоречия служат источниками развития биз­неса, укрепления и упрочнения его целостности.

4. Активность означает, что бизнес — явление социаль­ное, тесно связанное с социальными системами, деятельнос­тью людей. Каждый из предпринимателей должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не нанося проти­воправного ущерба другим людям, не мешая им развивать инициативу и свой бизнес. Разумная активность деловых людей реализуется обычно в богатстве индивидуумов и об­щества, размерах валового национального продукта страны, республики, уровне жизни граждан, экономической мощи государства, привлекательности той или иной страны для проживания в ней и т.п.

 

Формы бизнеса и влияние внешней среды

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.