Дополнительная информация к размышлению
В 80-е г. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе:
• вступление мировой экономики в очередной этап НТР;
• обострение конкурентной борьбы;
• повышение общего уровня образования и подготовки кадров;
• появление многих новых профессий;
• глубокая трансформация социально-культурной среды, системы ценностей в обществе.
Особо следует выделить такие факторы, как:
• микроэлектронная революция, которая обеспечила высокий уровень информатизации экономической и общественной жизни;
• глубочайшие прорывы в новейших отраслях технологии.
Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования.
Вопрос. К каким сегментам макросреды можно отнести каждый из перечисленных факторов?
Концепция интрапренерства
В 80-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства.
Интрапренеры — это новаторы, добившиеся реализации своих новаторских идей и принесшие своей фирме большие прибыли. Основными чертами интрапренерства являются:
• высокая степень ориентации на нововведения и конечные результаты;
• участие интрапренеров в принятии решений;
• выпуск конкурентоспособной продукции;
• применение передовых принципов управления;
• поощрение новаторства.
В практической деятельности фирм отношение к интрапренерам различно:
• выделение новаторов-предпринимателей в неформальные объединения и обеспечение им дополнительных полномочий и поддержки со стороны высоких управляющих;
• отнесение к числу интрапренеров менеджеров, наделяемых инновационными функциями и широкими полномочиями. В частности, это управляющие группами по разработке и реализации новой идеи, руководители подразделений по новой продукции, управляющие по продукту и др.
Интрапренер всегда ищет новые возможности в достижении конечных результатов, олицетворяет прогрессивный стиль лидерства.
Созданию благоприятного предпринимательского климата во многом способствует инфраструктура предпринимательства: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры, школы и программы профессиональной подготовки предпринимателей.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие группы выступают участниками бизнеса?
2. Как вы сможете сформулировать их целевой интерес?
3. Какие свойства характеризуют бизнес как систему?
4. Что включают в себя правила игры?
5. Назовите критерии классификации форм бизнеса.
6. Что понимают под концепцией бизнеса?
7. Какие факторы благоприятствуют созданию предпринимательского климата?
8. Какие факторы отрицательно воздействуют на развитие предпринимательской деятельности?
9. В чем сущность концепции интрапренерства?
Тема 2. МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ
2.1. Сущность и необходимость планирования и прогнозирования
Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, а это, в свою очередь, является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
• проясняет возникающие проблемы;
• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
• улучшает координацию действий в организации;
• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
• способствует более рациональному распределению ресурсов;
• улучшает контроль в организации.
Планирование играет важную роль для достижения успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Планирование предполагает определить, что и как необходимо сделать для достижения целей. Поэтому если вы понимаете, что необходимо сделать и как, то успех непременно будет вам сопутствовать.
О значимости планирования писал в своем трактате «Искусство войны» древний китайский философ и полководец Сунь-Цзы: «При тщательном и детальном планировании победа возможна; при небрежном и менее обстоятельном планировании победить нельзя. Тот, кто не планирует вообще, почти наверняка потерпит поражение. По тому, как было проведено предварительное планирование, мы можем предсказать, доследует ли за этим победа или поражение»[1]. Работа Сунь-Цзы служит ценным источником знаний применительно к стратегии бизнеса. Этот древний трактат и в наши дни пользуется большим успехом в среде деловых людей.
Сказанное выше справедливо и для сферы бизнеса — предприятий, организаций, фирм, занимающихся в условиях рынка определенными видами экономической деятельности с целью извлечения прибыли. Среди всех функций управления предприятием (организацией) центральное место по праву принадлежит планированию. Приведем самое лаконичное, на наш взгляд, определение планирования:
«Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения»[2].
Определим сущность планирования как вида управленческой деятельности и как процесса принятия управленческих решений.
Ø Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий,), распределением необходимых ресурсов.
Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников). Результатом планирования является план или система планов.
Планирование по своей сути связано с процессами переработки информации. Данные и информация, поступающие на входе, перерабатываются с помощью определенных методов и инструментария в информацию, получаемую на выходе, т. е. в альтернативные варианты плана.
Планирование как процесс предполагает систематическую подготовку и принятие решений по формированию будущего системы (предприятия). Если же принятие решений осуществляется без их систематической подготовки, то говорят о так называемых интуитивных решениях. Как правило, они принимаются менеджерами в условиях недостатка времени непосредственно перед их реализацией.
Заметим, что процесс планирования имеет социально-поведенческий аспект. Ведь само планированиеосуществляется людьми в процессе разделения труда. Люди в ходе переработки информации, коммуникации и принятия решений задействуют разные виды мышления, реализуют определенные типы поведения, которые оказывают влияние на процесс планирования. Тем самым в процесс планирования вносятся личные представления о ценностях, целях и интересах в той мере, в какой это представляется возможным используемой процедурой планирования. Хотя влияние поведения людей на планирование значительно, социально-поведенческий аспект планирования изучен еще недостаточно.
Совокупность элементов (информация, организация процесса и используемые процедуры планирования, постановка целей, принятие решений, распределение ресурсов и т. д.), интегрированных в упорядоченной структуре, именуется системой планирования. Системность в данном случае означает, что в организации используется определенная процедура планирования, существуют организационные рамки планирования, обеспечена информационная база, четко определена «выходная продукция» планового процесса, а сами плановые решения принимаются в рамках определенной структуры целей и задач.
Используемые на практике системы планирования могут охватывать разные временные периоды, отличаться по срокам, точности, степени детализации и координации, объекту и предмету планирования. Однако для них характерны общие признаки, поскольку они:
1) относятся к будущему,
2) направлены на достижение определенных целей (целенаправленность);
3) представляют собой упорядоченный процесс выполнения определенных действий;
4) связаны с обработкой информации;
5) связаны с проектированием будущего (разработкой проекта).
Ø Проект — ограниченный во времени комплекс действий (работ, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.
Ø Планирование по своей сути непосредственно связано с разработкой проекта будущего, выбором путей и средств его достижения. Любая деятельность, ориентированная на будущее, так или иначе предполагает разработку и реализацию проекта. Необходимо признать, что сегодня мы живем «в мире проектов».
Ø План представляет собой документ, в котором зафиксированы плановые задания (в виде целей, задач, программ, мероприятий, работ), определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и ожидаемые результаты деятельности. По сути план определяет маршрут движения к поставленным целям.
Ø Цели бизнеса и планы достижения их являются неотъемлемой частью планирования. При этом под целью понимают желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.
Органической составной частью планирования будущего фирмы является составление и использование долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Прогнозы на будущее учитываются при формировании стратегических планов, которые, в свою очередь, выступают основой для разработки тактических (текущих), а затем и оперативных планов фирмы.
Ø Прогнозирование — это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития исследуемого процесса или объекта.
Ø Прогноз — это результат предвидения, предсказания возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт. Прогнозы напоминают нам русло, по которому течет «поток планирования». В условиях неопределенности и динамичных изменений во внешней среде бизнеса прогнозирование будущего представляет собой достаточно сложную задачу.
Ø Отметим существенное различие между планированием и прогнозированием и соответственно между планом и прогнозом. Оно состоит в том, что если прогнозирование является пассивным предсказанием, то планирование — это формулирование намерений, которое предполагает сознательное проявление волевых усилий и включает в себя принятие решений. Планирование устанавливает, что должно быть сделано.
Ø Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом для достижения целей предприятия.
Из этой главной цели вытекают частные цели (подцели) планирования, которые должны обеспечивать:
1) согласованность достижения целей (согласование целей и действий работников, отделов разных уровней управления);
2) раннее выявление и предупреждение проблем (своевременное принятие решений и превентивных мер);
3) координацию частных планов (согласование позволяет преодолеть препятствия в ходе реализации планов);
4) подготовку принятия решений (выявление и исследование альтернатив, систематичная подготовка решений по выбору наиболее подходящей альтернативы);
5) определение основных точек контроля (планирование является основой результативного контроля);
6) информирование сотрудников (о целях, альтернативах, сроках и ограничениях);
7) мотивацию сотрудников (заинтересованное сотрудничество людей в процессе планирования побуждает их к достижению производственных и личных целей).
Заметим, что плохое планирование неизбежно приводит к плохим результатам, а уж отсутствие планирования — тем более. Об этом напоминает нам и мудрая мысль о том, что «будущее не наступает, а делается: умело или неумело».
2.2. Проблемы российской практики планирования
Россия, долгое время находившаяся в условиях централизованной командно-административной системы управления социалистической экономикой, на первый взгляд, имеет необходимую почву для планирования бизнеса. Плановая работа не является чем-то абсолютно новым и незнакомым для большинства работников. Однако сама природа планирования в условиях плановой социалистической экономики была совершенно иной.
Ø В условиях рынка центр тяжести в планировании переместился на само предприятие. Главную ценность для предприятий представляет уже не только план как задание к выполнению, а сам процесс планирования. А потому особенно актуально звучит высказывание экс-президента США, генерала Д. Эйзенхауэра: «План — ничто, планирование — все».
В этой связи развитие и укоренение новых организационных форм и методов планирования бизнеса на российских предприятиях становится жизненно необходимым.
Во-первых, предприятие должно научиться «заглядывать» в будущее и целенаправленно его готовить, предвидя опасности и используя возможности, открывающиеся во внешней среде.
Во-вторых, в силу изменчивости внешней среды оно вынуждено быстро и эффективно менять свой план, подстраивая план под рынок. Необходимость сохранять гибкость и возможность выбора адекватных действий в меняющемся мире вовсе не означает, что предприятие сможет действовать, не имея никакого утвержденного плана.
В-третьих, все предприятия вынуждены сегодня работать в условиях усиления конкуренции, а потому должны думать о ключевых факторах успеха и о создании своих конкурентных преимуществ, сознательно формируя и используя свои ключевые компетенции в конкурентной борьбе. При этом важную роль играют вопросы разработки и реализации стратегии, динамизации плановых решений, гибкого и непрерывного планирования. Этим искусством в России мы практически еще не владеем.
В-четвертых, для реализации такого подхода к планированию крайне необходима соответствующая деловая культура (культура ведения бизнеса), способствующая эффективной организации и осуществлению процесса планирования на практике. Важно развивать стратегическое мышление менеджеров, создавать условия для проявления их инициативы и предпринимательского поведения, реализации «минимума зависимости» и «максимума сотрудничества» работников в процессе планирования, а также умело направлять его в интересах развития предприятий.
Все это требует организационного проектирования самого процесса планирования бизнеса с учетом факторов деловой культуры, сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания необходимых условий и организационных предпосылок для проявления инициативы и сочетания творчески-интуитивного и рационального, аналитического мышления руководителей и специалистов-плановиков.
Сегодня планирование бизнеса по-прежнему остается одной из самых «болевых точек» российского менеджмента, а система планирования — наиболее слабое звено в управлении российскими предприятиями. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, планирование в условиях рынка, ориентированное на удовлетворение потребностей клиентов, само по себе является достаточно сложной интеллектуальной работой, требующей создания и использования информационной базы, аналитической обработки данных, проектирования будущего, постоянной активности участников процесса планирования, их творческого подхода к оценке рыночной ситуации и возможностей потребителей.
Планирование бизнеса должно опираться на системное видение, обобщение результатов исследований рынка и анализа достигнутых результатов работы с рынком. Однако стратегический маркетинг, закладывающий основу для стратегического и бизнес-планирования, не стал еще сильной стороной существующих систем управления бизнесом российских предприятий.
Во-вторых, сама организация процесса планирования и его осуществление являются непростой задачей, поскольку требуют гибкого сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания условий для участия в нем и в аналитических процессах, предшествующих и сопровождающих планирование, менеджеров и других специалистов разных подразделений (экономистов, плановиков, финансистов, производственников, маркетологов и т. д.). Все это сопровождается организационными проблемами и свидетельствует о наличии коммуникационных трудностей, связанных с процессом планирования.
В-третьих, имеют место проблемы социально-культурного характера. Необходимость использования демократического стиля управления и демократических методов планирования сталкивается с препятствиями, связанными с существующими традициями управления. В России все еще достаточно сильны позиции сторонников директивного управления и приказов сверху, нежели руководителей, склонных к использованию демократических методов управления. Традиции советского периода, директивное планирование все еще сильны в российском менеджменте. Однако эти проблемы ни в коем случае не являются непреодолимыми. По мере обновления состава руководителей более молодыми, прогрессивно мыслящими менеджерами давление существующих традиций будет ослабевать. Общий ход развития российского менеджмента будет способствовать разрешению этих проблем.
В-четвертых, в отличие от развитых западных стран условия становления планирования бизнеса в России имеют свою специфику. Социально-экономическая среда, правовые условия, в которых работают российские предприятия, отсутствие развитой инфраструктуры, а также необходимого информационного и аналитического обеспечения планирования российского бизнеса, часто не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методические разработки, представленные в литературе. В них раскрываются вопросы планирования бизнеса применительно к фирмам, работающим в условиях развитой рыночной экономики. Они зачастую не соответствуют хозяйственным, экономическим, правовым и другим условиям российского бизнеса, а потому не могут быть напрямую использованы на практике.
В-пятых, сами отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт планирования в условиях рынка. До недавнего времени менеджеры-практики считали, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть вполне заменено интуицией и практическим опытом в бизнесе. Имеющиеся знания и практические навыки многих менеджеров не в полной мере отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым сегодня к планированию бизнеса, поэтому менеджеры зачастую недооценивают роль и значение системы планирования.
Ø Несмотря на отсутствие законодательных актов, напрямую обязывающих руководителей предприятий заниматься бизнес-планированием, сегодня для получения финансирования из внешних источников предприятию уже необходимо разрабатывать и представлять бизнес-план.
В настоящее время российский бизнес входит в новую стадию своего развития, когда без стратегического видения будущего, без постановки стратегических целей и задач на несколько лет, разработки бизнес-планов и понимания того, куда и как нужно двигаться, что нужно делать уже сегодня для их достижения, невозможно успешно продвигаться вперед.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям «планирование», «план», «прогнозирование», «прогноз». Какова их сущность и основные различия?
2. При каких условиях можно рассчитывать на получение достаточно точных прогнозов? В каких случаях планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективно?
3. Назовите ключевую цель и частные цели планирования.
4. Что понимают под системой планирования и каковы ее характерные признаки?
5. В чем суть партисипативного планирования?
6. Назовите частные цели планирования и их особенности.
7. Каковы особенности принципов координации и интеграции в планировании?
8. Что понимают под формой планирования и от чего зависит ее выбор для конкретного предприятия?
Тема 3. БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВА БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ
3.1. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи
Из истории менеджмента
Идея составления бизнес-планов родилась в США. Более 30 лет назад зарождение и развитие молодых высокотехнологичных компаний в сфере компьютерных, телекоммуникационных и медицинских технологий потребовало немалых финансовых средств. Предприниматели стали активно обращаться в финансовые организации (инвестиционные фонды, инвестиционные банки, венчурные фонды) или к индивидуальным инвесторам («бизнес-ангелам»[3]) за получением денежных средств для реализации своих инновационных идей и проектов коммерческого назначения. Благодаря венчурному капиталу были созданы такие гиганты, как Intel, Microsoft, Apple, Compaq, Federal Express, Xerox, Yahoo, Amazon и др.
Чтобы понять, для каких целей венчурной компании требуются денежные средства и на что они будут истрачены, инвесторы стали требовать представления в письменной форме ответов на интересующие их вопросы. Практика показывала, что чем глубже и основательнее были проработаны вопросы и ответы на них, тем успешнее шли дела у молодой компании. Выбор проектов, заслуживающих инвестирования, и распределение средств венчурного капиталиста между различными компаниями потребовали унифицировать форму представления бизнес-плана. Накопленный опыт использования бизнес-планов был усовершенствован и впоследствии повсеместно вошел в практику бизнеса. Он распространился из США в Европу и в другие страны. Позднее бизнес-планы стали использоваться в компании и в качестве реальной плановой основы для функционирования и развития их бизнеса.
С переходом к рыночной экономике в ходе проведения широкомасштабных экономических реформ бизнес-планы стали использоваться и российскими компаниями. И если первоначально, в середине 1990-х гг., они разрабатывались преимущественно с целью получения инвестиций из внешних источников, то сегодня спектр направлений их практического использования стал заметно шире. Приведем в этой связи весьма показательный российский пример (пример 3.1).
Пример 3.1.
ОАО «Международный аэропорт "Шереметьево"» является 100% государственной компанией, владеющей двумя пассажирскими терминалами «Шереметьево». Еще 10 лет назад «Шереметьево» было ведущим аэропортом страны, но в 2005 г. уступило первенство «Домодедово» как по объему перевозок, так и по другим показателям технологического развития. Летом 2006 г. «Шереметьево» подготовило план по созданию единого оператора на базе «Шереметьево», который предполагал поглощение других крупных аэропортов страны, в которых есть доля государства. Однако Минэкономразвития не поддержало этот план, припомнив «Шереметьево» потерю лидерства, но оставило ему шанс стать центром консолидации аэропортов.
Для этого ему необходимо разработать бизнес-планы по развитию 4-5 аэропортов, которые его интересуют, причем учитывая их развитие вместе с мелкими аэропортами-спутниками в каждом регионе. Если эти планы устроят Минэкономразвития, единый оператор может быть создан.
Источник: Ведомости. 2006. 4 сентября.
Рассмотрим понятие бизнес-плана, используемое в двух значениях.
Ø Бизнес-план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.
Ø Бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
Ø В первом случае бизнес-план рассматривается как результат сводного планирования деятельности компании, которое осуществляется систематически, на регулярной основе. Во втором случае бизнес-план является результатом единовременного планирования, осуществляемого в рамках проекта для решения конкретной стратегической задачи.
Инвестиционный проектпредставляет собой документально оформленное проявление инвестиционной инициативы хозяйствующего субъекта, предусматривающее вложение капитала в определённый объект инвестиций, направленной на реализацию детерминированных во времени инвестиционных целей и достижение планируемых результатов.[4]
Главная отличительная особенность бизнес-плана — сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).
Под бизнес-планированием понимают процесс разработки бизнес- плана. Этот процесс представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.
Бизнес-план содержит хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности:
- цели проекта,
- рынок,
- маркетинг,
- производство,
- менеджмент,
- финансы и риски,
- календарный план работ.
Их системное описание необходимо, чтобы дать ясную картину того, что представляет собой предприятие, куда оно планирует двигаться и как оно собирается достичь этого.
В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана.
Ø Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.
Ø Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.
Бизнес-план — ценный инструмент управления, который может быть использован в разных ситуациях. Бизнес-план позволяет устанавливать коммуникации и конкурировать за получение инвестиций (как внутри компании, так и за ее пределами). Бизнес-планы отдельных бизнес-единиц диверсифицированной компании конкурируют между собой, предлагая различные альтернативы развития бизнеса и использования ограниченных ресурсов, что связано с принятием решений и выбором приоритетных направлений развития бизнеса компании.
Хорошо поставленная и постоянно функционирующая система бизнес-планирования позволяет планировать и координировать работу всех структурных подразделений для достижения стратегических целей. Она повышает эффективность управления, а сам бизнес-план выступает как инструмент для мониторинга, оценки достигнутых результатов, служит основой для разработки и согласования системы частных планов и их обновления.
В рамках диверсифицированной компании в формальном процессе планирования различают три типа бизнес-планов: проектный, стратегический и операционный (тактический).[5]
В соответствии с целями, указанными выше, и в зависимости от рассматриваемого уровня иерархии могут разрабатываться:
• бизнес-план проекта;
• стратегическийбизнес-план компании;
• бизнес-план (филиала, бизнес-единицы).
Бизнес-планы проектов, как правило, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей (по созданию нового оборудования, разработке новых видов товаров и услуг, проникновению на новые рынки сбыта, внедрению новых технологий, слиянию с другими фирмами и т. д.). Они разрабатываются «по требованию» и сопровождаются проведением детальных исследований ожидаемых результатов. Бизнес- планы проектов могут охватывать различные временные горизонты и предполагают использование определенного круга ресурсов. Они могут быть связаны с проведением маркетинговых операций или с конкретными капиталовложениями (в рамках инвестиционного проекта). Например, бизнес-план строительства нового завода.
Стратегический бизнес-план компании и операционные бизнес-планы ее подразделений (филиалов, бизнес-единиц) составляют основу систематического цикла планирования.
Бизнес-планы составляются на разных этапах существования компании — зарождения новой компании, роста, зрелости и даже упадка, когда необходим новый импульс развития, чтобы сохранить и упрочить ее положение на рынке. В последнем случае возникает необходимость в разработке бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Такой вид бизнес-плана был характерен для начального периода проведения экономических реформ в российской экономике. Он разрабатывался с целью вывода из кризиса предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии.
Ø От знания того, для кого и для чего разрабатывается бизнес-план, зависит, какой именно бизнес-план необходим в каждом конкретном случае. Направленность бизнес-плана зависит от его целей. Бизнес- планы различны, поскольку различны аудитории, которым они адресованы. Одного универсального бизнес-плана, приемлемого для всех типов предприятий и для любой ситуации, быть не может.
Приведем еще один российский пример (пример 3.2), весьма показательный для ситуации становления бизнес-планирования в условиях пореформенной экономики России.
Пример 3.2.
Весь российский бизнес держится на кулибиных от менеджмента. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, поскольку свидетельствует об интеллектуальной силе россиян, когда свободный полет фантазии дает адекватные результаты. С другой стороны — плохо, поскольку субъективизм и незнание приводят к ошибкам и заблуждениям, непроизводительным потерям времени. Отсутствие необходимой подготовки и навыков в планировании бизнеса не позволяют воспользоваться общепринятыми подходами к разработке бизнес-плана, а также инструментами бизнес-планирования.
Наша героиня — женщина-фермер N из Тверской обл., не пожелавшая называть своего имени, столкнулась с необходимостью принять стратегические решения по выбору дальнейшего пути развития своего фермерского хозяйства:
- производство молока и молочных продуктов;
- выращивание картофеля;
- выращивание поросят.
Какое направление развития бизнеса будет основным в течение ближайших полутора лет? Куда вкладывать деньги?
Проведенный анализ производства молока и молочных продуктов показал, что в целом рентабельность этого направления невысока. В хозяйстве имеется 15 коров (около 250 л молока в день). Однако цены на молочные продукты на рынке невысоки из-за конкуренции. Ограниченный платежеспособный спрос не позволяет увеличивать объемы продаж, хотя к весне ситуация вполне может измениться. Поэтому N решила для себя, что к весне, возможно, увеличит количество коров.
В текущем году после продажи выращенного урожая картофеля выяснилось, что из-за высоких транспортных расходов N осталась почти без прибыли. Поэтому N решила, что развивать это направление нерационально, а потому площадь под посадку в будущем году останется прежней.
Выращивание поросят, как оказалось, приносит больше всего прибыли. Есть перспективы расширения рынка сбыта. N провела небольшую прикидку по ценам и конкурентам на рынке.
Проведенный N анализ показал, что надо строить свинарник, закупать оборудование, свиноматок, корма и прочее. Но для этого требуются инвестиции. Встала задача определения прибыли от реализации проекта по разведению поросят. Возникли сложности с расчетами показателей оценки эффективности проекта, для чего потребовались специальные знания. Но в целом даже первые грубые расчеты по проекту показали реальную выгоду и получение немалой прибыли от реализации этого направления.
Источник: 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. 7-е изд. М.: Эксмо, 2008.
Ø Бизнес-план может понадобиться в следующих ситуациях.
1. При создании новой фирмы, слиянии или поглощении других компаний, смене собственника, когда возникает необходимость в разработке новой стратегии развития.
2. В период подготовки значительных изменений: реконструкции, технического перевооружения производства, выхода на новые рынки, разработки, освоения и перехода к выпуску новой продукции и т. д.
3. Для привлечения дополнительного капитала с целью расширения или развития бизнеса.
4. Для получения одобрения определенного курса развития (проекта) компании советом директоров, владельцами компании, что означает не только получение финансирования, но и их согласие с предлагаемым курсом, готовность нести солидарную ответственность.
5. Для обоснования необходимости выделения ресурсов на реализацию какого-либо проекта.
6. Для повышения эффективности работы компании (цель — убедить команду управления в жизнеспособности и эффективности той или иной бизнес-идеи).
7. При выходе на внешний рынок, установлении или расширении внешнеэкономических связей.
8. При подборе кадров и формировании эффективной команды.
Ø В бизнес-плане могут быть заинтересованы следующие группы субъекты бизнеса.
1. Собственники фирмы. Бизнес-план интересует их с точки зрения определения целей и формирования стратегии их достижения, а также с целью последующего контроля за их осуществлением;
2. Руководство (менеджеры) фирмы. Менеджеры используют бизнес-план и бизнес-планирование для разработки и уяснения стратегии развития, а также для осуществления эффективного управления на основе бизнес-плана. Их действия без бизнес-плана — это реакция на свершившиеся события (реактивное управление), действия на основе бизнес-плана — это реакция на предвиденные и запланированные события;
3. Бизнес-план может быть также использован менеджерами для получения финансирования извне. Хорошо разработанный бизнес- план не дает полной гарантии, но, несомненно, помогает в получении денежных средств;
4. Инвесторы (кредиторы). Инвесторы (кредиторы) рассматривают бизнес-план как источник информации для принятия решений о финансировании. В условиях жесткой конкуренции и финансовой нестабильности владельцы капитала бывают весьма разборчивы в выборе проектов финансирования. И в этом смысле тщательно разработанный бизнес-план может оказать неоценимую услугу;
5. Партнеры и сотрудники фирмы. Они видят в бизнес-плане основу для деловых предложений и развития контактов. Бизнес-план позволяет им понять перспективы бизнеса, выяснить в нем свое место, определить задачи и перспективы сотрудничества.
&
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|