Прогнозы прибылей и убытков
Это будет ваш главный прогноз, поэтому именно с него и нужно начинать. Но на самом деле только с него и можно начать, поскольку основные данные этого прогноза понадобятся вам при составлении прогноза денежных потоков. Однако одновременно с разработкой этого прогноза я бы посоветовал вам провести анализ безубыточности. Почему? Потому что потребуются одни и те же данные, и оба эти документа будут содержать очень важную информацию. Итак, давайте начнем с того, что выясним, какую основную информацию вы должны включить в прогноз прибылей и убытков.
Доходы от продаж
В конечном счете вы получите эту цифру из своего подробного прогноза продаж, но поначалу можно взять прошлогодние продажи и скорректировать на какой-то фактор роста. Доходы от продаж будут показывать стоимость товаров или услуг, которые вы надеетесь продать за год. Помните, что, какую бы цифру вы здесь ни указали, придется использовать ее в дальнейшем и при анализе безубыточности.
Себестоимость реализованной продукции
В итоге вы получите эту цифру из своих подробных расчетов производственных затрат, но поначалу можно ориентироваться на прошлогоднюю цифру. Не забудьте, что это себестоимость проданных за определенный период товаров, а чтобы получить правильную цифру, необходимо сделать корректировку на запасы (о которой мы говорили ранее). В большинстве компаний стоимость реализованной продукции складывается из стоимости сырья и материалов и заработной платы. Помните, что, какую бы цифру вы здесь ни указали, вам придется использовать ее в дальнейшем и при анализе безубыточности.
Валовая прибыль
Это разница между доходами от продаж и себестоимостью реализованной продукции. Однако, это важнейший показатель работы любой компании, показатель эффективности производства или оказания услуг. Вы должны стремиться к тому, чтобы максимизировать валовую прибыль, постепенно увеличивая ее каждый год. К сожалению, в конечном счете вся ваша валовая прибыль уйдет на маркетинг, управление и финансирование.
Расходы
Это общее наименование всех затрат, которые компания несет в процессе работы. К ним относятся арендная плата, процентные ставки, страховые расходы, расходы на рекламу, заработную плату, амортизация и затраты на финансирование.
Чистая прибыль
После того как все расходы компании будут оплачены, у нее останутся либо убытки, либо прибыль, которую мы называем прибылью до вычета налогов. Это разница между валовой прибылью и общими расходами. Она облагается налогом по ставке, которая зависит от размера чистой прибыли.
Прогнозы денежных потоков
Когда вы составите прогноз прибылей и убытков, настанет время сосредоточиться на денежном потоке. Должен сказать, что типичный бизнесмен относится к прибыли и денежному потоку совсем не так, как типичный банкир. Обычно бизнесмены внимательно следят за рентабельностью своей компании и хорошо знают, какая у них валовая прибыль, расходы и чистая прибыль. Однако они не очень разбираются в денежном потоке. Обычно они считают, что компания находится на самофинансировании, даже если она очень быстро растет. Им не нравится взыскивать с клиентов задолженность, фактически они могут даже не знать, как быстро расплачиваются клиенты! Вот почему у них обычно бывают проблемы с денежным потоком.
Банкиры обычно внимательно следят за тем, сколько компания тратит денег. Каждый день они видят по документам, что компания постоянно осуществляет платежи, но средства клиентов поступают на ее счет очень медленно. Они знают, что каждый месяц компания переживает кризис наличности — особенно если она должна платить налог на добавленную стоимость. Они знают, что если компания растет, то банку придется финансировать этот рост — хотя во многих случаях его об этом даже не попросят (поскольку иногда растущие компании не определяют дополнительную потребность в деньгах). Единственное, в чем банкиры не особенно разбираются, — это рентабельность компании, поскольку обычно бизнесмены ее с ними не обсуждают.
Денежный поток имеет огромное значение. Вполне рентабельные компании могут разориться не из-за нехватки прибыли, а из-за нехватки наличности. Цель подготовки прогноза денежных потоков — предсказать, когда именно компании потребуется дополнительное финансирование, сколько денег ей понадобится. Если, по вашему прогнозу, дополнительное финансирование потребуется компании, скажем, через два месяца, то начинайте переговоры с банком уже сейчас. Тогда он охотнее согласится помочь, чем если вы оставите все на последнюю минуту, и он начнет возвращать ваши чеки.
Для тех, кто все еще не считает, что прибыль и денежный поток — это разные вещи, один пример. Джефф Подмор — электрик, которого местная строительная компания пригласила для выполнения двух заказов. Чтобы их выполнить, ему придется купить материалы, пригласить помощников. Деньги он получит после выполнения заказов. У Джеффа имеется следующая информация.
Объем заказа
Затраты:
Сырье и материалы (оплата наличными)
Труд (оплата наличными)
Административные расходы (оплата наличными)
Затраты всего
Прибыль
Начало
Окончание
Работа будет оплачена клиентом
| Заказ 1
10 ООО ф. ст.
3 ООО ф. ст.
3 ООО ф. ст.
1 500 ф. ст.
7 500 ф. ст.
2 500 ф. ст.
Начало месяца 1
Конец месяца 3
Через 15 дней
после окончания работы
| Заказ 2
20 ООО ф. ст.
6 ООО ф. ст.
6 000 ф. ст.
1 500 ф. ст.
13 500 ф. ст.
6 500 ф. ст.
Начало месяца 2
Конец месяца 6
Через 15 дней после окончания работы
| Также известно, что, пока Джефф не приступил к выполнению заказа 1, у него на счете в банке было 1,5 тыс. ф. ст. Заказом 2 он займется только после того, как выполнит заказ 1. Пока Джефф очень рад этим заказам, так как за шесть месяцев сможет заработать 9 тыс. ф. ст. Но давайте рассчитаем его ожидаемую прибыль и денежный поток. Посмотрим сначала на прогноз прибылей и убытков.
Прогноз прибылей и убытков, ф. ст.
| Месяц 1
| Месяц 2
| Месяц 3
| Месяц 4
| Месяц 5
| Месяц 6
| Итого за 6 мес.
| Доходы от продаж
|
|
|
|
|
|
| 30 000
| Минус Себестоимость реализованной продукции
|
|
|
|
|
|
| 18 000
| Валовая прибыль
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы:
|
|
|
|
|
|
|
| Административные
|
|
|
|
|
|
| 3 000
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
| Прибыль до уплаты налогов
| -500
| -500
| 3 500
| -500
| -500
| 7 500
| 9 000
| Налоги
|
|
|
|
|
|
|
| Чистая прибыль после уплаты налогов
| -500
| -500
|
| -500
| -500
| 7 500
| 9 000
| Кумулятивная чистая прибыль после уплаты налогов
| -500
| -1000
| 2 500
|
|
|
|
| Не забывайте, что каждый месяц он будет оплачивать труд и материалы, но в месяцах 1, 2, 4 и 5 эти расходы покрываться не будут, так как не будет продаж. Эти расходы будут увеличивать незавершенное производство. Пока все хорошо и все кажется разумным. Но каким будет денежный поток?
Прогноз денежных потоков, ф. ст.
| Месяц 1
| Месяц 2
| Месяц 3
| Месяц 4
| Месяц 5
| Месяц 6
| Месяц 7
| Доходы
Платежи заказчика
|
|
|
|
|
|
| 20 000
| Поступления всего
|
|
|
|
|
|
| 20 000
| Расходы
Материалы
|
|
|
|
| 2 000
|
|
| Труд
|
|
|
|
|
|
|
| Административные расходы
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы всего
| 2 500
| 2 500
| 2 500
| 4 500
|
| 4 500
|
| Прирост (уменьшение) остатка за месяц
| -2 500
| -2 500
| -2 500
| 5 500
| -4 500
| -4 500
|
| Входящий остаток денег в банке
|
| -1000
| -3 500
|
| -500
| -5000
| -9500
| Исходящий остаток денег в банке
| -1000
| -3 500
| -6 000
| -500
| -5000
| -9500
|
| Теперь картина уже далеко не такая радужная. Похоже, Джеффу придется немедленно обратиться в банк, чтобы получить овердрафт по крайней мере на 9,5 тыс. ф. ст., чтобы возместить недостаток собственных денежных средств. Конечно, в месяце 7 все встанет на свои места — при условии, что клиент расплатится вовремя. Для обозначения того, что произойдет с компанией Джеффа, нередко используют эвфемизм «овертрейдинг»: его продажи (которые сначала составят 10 тыс., а потом 20 тыс. ф. ст.) вырастут так быстро, что денежный поток отстанет от них. Его денежный поток окажется недостаточным потому, что по каждому заказу он будет сам финансировать незавершенное производство (это было бы видно из перспективного баланса, если бы он его составил), т.е. оплачивать из собственных средств материалы и труд.
Прогнозный баланс
История с Джеффом наглядно показывает, как быстрый рост может довести компанию до беды. Ожидаемая прибыль оказалась хорошей, а денежный поток — нет. Интересно было бы посмотреть, каким был бы баланс Джеффа в квартале 1, 2 и 3, при условии, что ему вовремя заплатят и он не будет выполнять другие заказы. Предположим, что до выполнения заказа 1 у него был фургон и инструменты стоимостью 20 тыс. ф. ст. Не забудьте, что также у него на счете было 1,5 тыс. ф. ст.
Все это у него было благодаря тому, что первоначально он вложил в свою компанию с ограниченной ответственностью 100 ф. ст. и за эти годы получил 21 400 ф. ст. прибыли. Какими были бы его балансы?
Прогнозные балансы, ф. ст.
| Входящие остатки
| Квартал 1
| Квартал 2
| Квартал 3
| Основные активы
|
|
|
|
| Первоначальная стоимость
| 20 000
| 20 000
| 20 000
| 20 000
| Накопленная амортизация
|
|
|
|
| Чистая балансовая
| 20 000
| 20 000
| 20 000
|
| стоимость
|
|
|
|
| Оборотные активы
|
|
|
|
| Запасы и незавершенное
|
|
|
|
| производство
|
|
|
|
| Дебиторы
|
| 20 000
| 20 000
|
| Предоплата
|
|
|
|
| Деньги в банке и в кассе
| 1 500
|
|
|
|
| 1 500
| 10 000
| 20 000
|
| Краткосрочные обязательства
|
|
|
|
| Торговые кредиторы
|
|
|
|
| Начисления
|
|
|
|
| Банковский овердрафт
|
| 6 000
| 9 500
|
| Краткосрочные займы
|
|
|
|
|
|
| 6 000
| 9 500
|
| Чистые
| 1 500
| 4 000
| 10 500
|
| оборотные активы
|
|
|
|
| Чистые активы
| 21 500
| 24 000
| 30 500
| 30 500
| Акционерный капитал
|
|
|
|
| Резервы
|
| 23 900
| 30 400
|
|
| 21 500
| 24 000
| 30 500
|
| Долгосрочные займы
| | Использованный капитал
| 21 500
| 24 000
| 30 500
|
| | | | | | | Теперь мы сможем больше сказать о том, куда пойдут деньги и почему это не скажется на прибыли. Прибыль (взгляните на цифру резервов) повысится, а чистые оборотные активы возрастут в результате роста дебиторов (квартал 1 и квартал 2) и банковского овердрафта, который позволит закупать материалы и оплачивать труд помощников (финансировать незавершенное производство) в процессе выполнения заказов (квартал 1 и квартал 2). Наконец, в квартале 3 все будет хорошо, так как дебиторская задолженность превратится в наличные, но обратите внимание, что чистые оборотные активы не изменятся.
У большинства людей возникают проблемы с составлением перспективных балансов потому, что они: а) недостаточно в этом разбираются и б) подготовить такой баланс довольно трудно. Однако сделать это необходимо: если баланс будет составлен правильно, то он действительно произведет впечатление на банкиров и других поставщиков капитала. Так как же проверить, правильно ли вы составляете перспективный баланс? Главное — он должен быть простым и не противоречить здравому смыслу. Используйте простую форму и прислушайтесь к следующим советам.
Ø Основные активы. Не забудьте скорректировать их на все активы, которые вы планируете купить или продать. Не забудьте включить соответствующие суммы в свои денежные потоки. Не забудьте рассчитать амортизацию и списать ее, чтобы правильно определить чистую балансовую стоимость (и прибыль в прогнозе прибылей и убытков).
Ø Оборотные активы. Здесь начнется самое трудное. Главное — правильно оценить запасы, дебиторов и остаток на счете в банке. Будем надеяться, что надежные данные об этом остатке вы возьмете из прогноза денежных потоков, но, возможно, в первый раз они не сойдутся. Почему? Потому что в этом прогнозе используется информация вашего прогноза прибылей и убытков, а он не учитывает рост запасов и незавершенного производства компании по мере ее роста.
Ø Краткосрочные обязательства. Рассчитать их не составит труда, если вы будете следовать советам, по поводу оборотных активов — принцип абсолютно тот же.
Ø Средства акционеров. Их определить несложно. Не забудьте, что если вы хотите получить долевые инвестиции (т. е. деньги в обмен на акции), то это нужно указать. Не забудьте также включить прирост резервов, поскольку в каждый период они увеличиваются на какую-то часть прибыли.
Ø Долгосрочные кредиты. Наконец, вы должны скорректировать цифру долгосрочных кредитов на все долги, которые погасите с момента составления последнего баланса. Вы сможете это сделать, взяв данные об этих платежах из прогноза денежных потоков. Не забудьте, что цифру долгосрочных кредитов в балансе следует уменьшить только на возврат основной суммы долга (процентные платежи будут показаны в прогнозе прибылей и убытков, поскольку они считаются расходами компании).
Анализ безубыточности
Вам, конечно, уже доводилось слышать об этом анализе, но почему ему придают такое значение? Зная его результаты, вы можете сделать компанию прибыльной, контролируя такие важные показатели, как валовая прибыль, затраты и чистая прибыль. Так как же его проводят?
Любая компания обязательно несет расходы — такие, которые меняются с объемом продаж (назовем их переменными затратами), и такие, которые не зависят от объема продаж (назовем их постоянными затратами). Примером переменных затрат могут служить затраты на сырье и материалы и прямые затраты труда, которые компания несет при изготовлении продукции или оказании услуг — эти затраты растут пропорционально росту объема продаж. В то же время мы знаем, что многие затраты остаются неизменными, сколько бы мы ни продали, — арендная плата, процентные ставки, страховые расходы, расходы на отопление и освещение, административные расходы, заработная плата, амортизация. Вообще-то это довольно грустно — мы несем эти постоянные затраты, даже если ничего не продаем. Конечно, у нас есть то, из чего мы можем покрывать все эти затраты, — доходы от продаж. И тут-то у нас и появляется нечто весьма полезное, что мы можем использовать для моделирования работы компании. Это анализ безубыточности.
Рассмотрим пример. Алан Смит собирается основать компанию по установке систем домашней охранной сигнализации. Он будет покупать готовые системы сигнализации, а установит их работающий по договору специалист — за каждую установленную систему он получит определенную сумму. Смит собирается нанять продавца, который будет получать зарплату плюс комиссионные. Ниже приводится его прогноз прибылей и убытков за первый год работы.
Этот прогноз ничем не отличается от обычного, только переменные затраты (себестоимость реализованной продукции плюс все известные затраты, имеющие непосредственное отношение к продажам) показаны как целиком, так и в расчете на одну установленную систему сигнализации. Постоянные затраты — это остальные расходы (за вычетом включенных в прогноз переменных затрат).
Прогноз прибылей и убытков за год 1, ф.ст.
Доходы от продаж (130 ф. ст. х 450 систем) 58 500
Переменные затраты:
системы сигнализации (46 ф. ст. х 450 систем) 20 700
затраты на установку (15 ф. ст. х 450 систем) 6 750
комиссионные продавца (5 ф. ст. х 450 систем) 2 250
расход материалов на установку 2 250
(5 ф. ст. х 450 систем)
Итого переменных затрат (71 ф. ст. х 450 систем) 31 950
Валовая прибыль [(130-71) ф. ст. х 450 систем] 26 550 (45,48%)
Постоянные затраты:
базовые комиссионные продавца 6 000
автомашина продавца 2 500
аренда офиса 4 500
канцелярские товары и реклама 7 550
Итого постоянных затрат 20 550
Чистая прибыль 6 000
Так как же определить точку безубыточности этой компании? Точка безубыточности — это точка, в которой доходы от продаж в точности покрывают все затраты (и переменные, и постоянные). Это иллюстрирует приводимый ниже график (см. рисунок).
Продажи в натуральном выражении
| |
Рис. 7.1. Точка безубыточности
Из этого графика мы видим, что Смит сможет покрыть свои общие затраты из доходов от продаж, если продаст примерно 350 систем сигнализации и получит около 45 тыс. ф. ст. Это мы и называем точкой безубыточности. График безубыточности Алана также показывает, что все продажи ниже точки безубыточности (слева от этой точки) нерентабельны, а все, которые выше (справа от этой точки), рентабельны. В этом случае мы исходим из того, что максимально Алан может продать 700 систем. Из этого графика вы видите, что безубыточность достигается уже при продажах, которые вдвое меньше максимальных, что очень хорошо. Это означает, что у Алана большие возможности получить прибыль.
Однако у графика определения точки безубыточности есть два существенных недостатка. Во-первых, построение графика отнимает много времени, а во-вторых он неточен. На основе тех же данных мы можем рассчитать точку безубыточности по следующей формуле.
Точка безубыточности = Постоянные затраты_________________________
(Отпускная цена - Удельные переменные затраты)
В случае Алана:
Точка безубыточности =20 550 / (130 -71) = 348,305 или 348 систем.
Рассчитать точку безубыточности можно и по формуле:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / Валовая прибыль в процентах
В случае Алана:
20 550
Точка безубыточности = = 45 284 (ф. ст.).
45,38%
Чтобы убедиться, что мы получили ту же самую цифру, достаточно рассчитать стоимость проданных систем: 130 ф. ст. х 348,305 = 45 279,65 ф. ст.
Итак, теперь мы знаем, сколько систем Алан должен продать, чтобы его фирма была безубыточной, — 348, т.е. на общую сумму 45 284 ф. ст. Но есть еще два вопроса Алану.
Первый: какими должны быть продажи, если он хочет, чтобы прибыль в году 1 составила не 6000, а 10 000 ф. ст.?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы используем то, что называется точкой безубыточности с учетом целевой прибыли. В основном расчет будет аналогичен расчету точки безубыточности. Прежде чем приступить к этому расчету, мы сделаем допущение: если поставим новую цель в области прибыли (10 000 ф. ст.), то это все равно что увеличить на ту же сумму постоянные затраты. Используем формулу:
Точка безубыточности = Постоянные затраты + Целевая прибыль
Валовая прибыль в процентах
В случае Алана:
Точка безубыточности = (20 550 + 10 000) = 67 320 (ф. ст.).
45,38%
Итак, теперь мы знаем, что если Алан хочет, чтобы его прибыль в году 1 составила 10 000 ф. ст., то ему нужно увеличить продажи на 8820 ф. ст. (67 320 ф. ст. - 58 500 ф. ст.). Вы можете убедиться, что это правильно, поскольку 8820 ф. ст. дополнительных продаж при 45,38% рентабельности дадут ему дополнительно 4000 ф. ст. прибыли к тем 6000 ф. ст., которые он планировал получить первоначально.
Второй вопрос: «Насколько продажи могут быть ниже целевого показателя 450 систем (твой прогноз на год 1) без того, чтобы твоя компания перестала быть рентабельной?» Это мы называем маржей безопасности, и рассчитывается она следующим образом.
Маржа безопасности = (Ожидаемые продажи - Безубыточные продажи) х 100%.
Ожидаемые продажи
В случае Алана:
Ожидаемые продажи — 58 500 ф. ст. (450 систем)
Безубыточные продажи — 45 284 ф. ст. (348 систем)
Маржа безопасности = (58 500 – 45 248) х 100 = 22,59 %.
45 248
Таким образом, мы можем использовать анализ безубыточности и как инструмент прогнозирования, и как инструмент анализа. Маржа безопасности окажется очень полезной позднее, когда мы будем рассматривать чувствительность и действия в случае, если что-то пойдет не по плану.
Ключевые коэффициенты
Мы потратили массу времени, рассматривая прогнозы прибылей и убытков, денежных потоков, балансовых показателей, безубыточности. Но мы должны предложить читающему ваш план и какой-то способ, чтобы с первого взгляда можно было понять, хорошо ли работает компания. Это составляющая так называемого «Теста на здравый смысл».
Ø Оценим работу компании с помощью коэффициентов, преследуя следующие цели.
- Выявить тренды. Сравнив результаты за один год с результатами за другой, мы можем понять, какие тенденции характерны для вашей компании. Например, мы можем легко обнаружить, увеличится или уменьшится валовая прибыль в предстоящие три-пять лет и спросить себя, почему она меняется.
- Сопоставить вашу компанию с аналогичными. Очевидно, что ваша компания не единственная на рынке, так почему бы вам не сравнить ее с аналогичными компаниями? Информацию о них вы можете получить из финансовых баз данных. Возможно, читающие ваш план уже владеют этой информацией и сравнивают вашу компанию с другими известными им компаниями. Тогда вам могут задать вопросы типа: «Почему дебиторская задолженность намного выше среднеотраслевой?»
- Легче составлять прогнозы. Вы можете определить, что до сих пор в компании было принято взыскивать непогашенную задолженность в течение 45 дней. И вы сможете использовать эту информацию при составлении прогнозов и денежных потоков, и показателей баланса, чтобы повысить их точность.
Коэффициенты рассчитываются на основе ключевых показателей отчетов о прибылях и убытках и балансов. Этих коэффициентов очень много, на этом этапе ограничимся несколькими.
Ø В зависимости от того, что они показывают, эти коэффициенты можно отнести к разным группам:
- показатели роста (например, темп роста продаж) — как изменились за годы важнейшие цифры;
- показатели рентабельности (например, рентабельность использованного капитала) — высока или низка рентабельность инвестиций основных инвесторов компании;
- показатели риска (или платежеспособности) — как компания обеспечена финансами (например, долговая нагрузка);
- показатели эффективности коммерческих операций (например, процент валовой прибыли) — как работает компания, т. е. приносит ли она прибыль;
- показатели оборотного капитала (включая показатели ликвидности и эффективности) — как компания управляет своими краткосрочными активами и обязательствами (например, дебиторская задолженность в днях).
Полезно использовать показатели каждой группы, и в частности следующие.
6. Процент роста продаж— показывает рост продаж за год, выраженный в процентах. В бизнес-плане используется для того, чтобы показать темп роста продаж компании. Рассчитывается по формуле:
(Продажи этого года - Продажи прошлого года) X 100%.
Продажи прошлого года
7. Рентабельность использованного капитала в процентах (ROCE) — показывает рентабельность всего использованного компанией капитала (средств акционеров и долгосрочных кредитов). Это хороший показатель способности компании привлекать инвестиции из внешних источников. Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль до вычета процентов и налогов X 100%.
Использованный капитал
8. Коэффициент долговой нагрузки в процентах — показывает, какую часть долгосрочного капитала составляют долгосрочные займы, выражается в процентах. Желательно, чтобы он не превышал 50%, чтобы показать, что ваша компания не слишком зависит от заемных средств. Рассчитывается по формуле:
Долгосрочные займы
(причитающиеся к погашению не ранее чем через год) х 100%.
(Акционерный капитал + Резервы + + Долгосрочные займы)
9. Коэффициент покрытия процентов —показывает способность компании выплачивать процентные платежи из прибыли и выражается в количестве раз; важный показатель в периоды, когда прибыль волатильна. Желательно, чтобы этот показатель был выше 3. Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль
до вычета процентов и налогов х 100%.
Все проценты по банковским и
прочим кредитам
10. Процент валовой прибыли —самый важный показатель прибыли, отражающий состояние «двигателя» компании. Рассчитывается путем вычитания себестоимости реализованной продукции из продаж и выражается в процентах от продаж:
Валовая прибыль х 100%.
Продажи
11. Процент чистой прибыли после вычета налогов—показывает способность компании генерировать прибыль, достаточную для выплаты дивидендов и финансирования будущего роста. Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль после вычета процентов х 100%.
Продажи
12. Коэффициент текущей ликвидности —измеряет способность компании вовремя выполнять краткосрочные обязательства за счет своих оборотных активов. При расчете этого показателя исходят из того, что все оборотные активы можно реализовать по их полной стоимости. Рассчитывается по формуле:
Оборотные активы .
Краткосрочные обязательства
13. Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности — это важный показатель способности компании выполнять краткосрочные обязательства исключительно из своих денежных средств и дебиторской задолженности. При его расчете исходят из того, что все прочие оборотные активы, особенно запасы и незавершенное производство, быстро обратить в деньги нельзя. Этот коэффициент показывает, чем мы расплатимся с кредиторами, если они внезапно постучат в дверь. Рассчитывается по формуле:
Дебиторы + остаток на счете в банке + остаток в кассе.
Краткосрочные обязательства
14. Дебиторская задолженность в днях (средний период взыскания дебиторской задолженности) —показывает, как компания взыскивает долги. Чтобы понять, хорошо ли работает компания в настоящее время, этот показатель нужно сравнивать с ее прошлым показателем или среднеотраслевым. Основной показатель, используемый при подготовке перспективных балансов. Рассчитывается по формуле:
Дебиторы х 365.
Продажи
15. Оборачиваемость запасов в днях —показывает, как часто запасы продаются и превращаются в прибыль. Вашей целью должно быть сокращение периода хранения запасов. Основной показатель, используемый при подготовке перспективных балансов. Рассчитывается по формуле:
Запасы
(включая незавершенное производство) х 365.
Себестоимость реализованной продукции
16. Продажи на 1 рубль основных фондов (модифицированный) –предназначен для того, чтобы показывать, насколько эффективно вы приобретаете и используете основные активы — если вы их используете неэффективно, банк может отказаться финансировать ваши новые покупки. Рассчитывается по формуле:
Продажи (руб.) х 365.
Основные активы по первоначальной стоимости
По результатам этого анализа, вы должны получить довольно полную картину того, как будет выглядеть ваша компания в следующие несколько лет с точки зрения прибыли, денежных потоков, валюты баланса и основных показателей деятельности.
Допущения
Конечно, вы проделали только часть работы. Чтобы рассчитать эти перспективные показатели, вы сделали ряд допущений, которые вы, возможно, и помните, но читающему ваш план о них ничего не известно. И конечно, ему было бы полезно получить о них хоть какое-то представление, поэтому теперь необходимо рассказать ему о всех допущениях, которые сделаны при прогнозировании прибыли, убытков и денежных потоков и показателей баланса. Тогда он сможет решить, согласен ли он с этими допущениями, и при необходимости оспорить их. Рассказав ему о них сейчас, вы избежите в дальнейшем множества вопросов типа: «Я не вижу из вашего прогноза денежных потоков, как быстро с вами расплачиваются дебиторы» или «Вы говорите, что в апреле продадите продукции на 100 тыс. ф. ст. — как вы получили эту цифру?»
Этот раздел бизнес-плана невелик — возможно, всего одна-две страницы. Однако он должен упредить большинство острых вопросов, которые задают практически всегда. Я советую включить в него пояснения, касающиеся прогноза прибылей и убытков, денежных потоков, баланса и анализа чувствительности.
Прогноз прибылей и убытков
Одно предостережение. Туманные заявления типа «мы полагаем, что продажи будут ежегодно увеличиваться на10%» не сработают. Никто не гарантирует, что ваша компания будет обязательно расти, чтобы это было так, вам придется что-то предпринять. Любое ожидаемое улучшение показателей должно быть аргументировано.
4. Продажи. Покажите, как была рассчитана эта цифра — возможно, вы взяли прошлогоднюю цифру и умножили ее на какой-то коэффициент роста; или учли какие-то сезонные факторы роста; или использовали данные подробного прогноза продаж (правильно поступить именно так, о чем говорится в гл. 8). Чтобы вы ни сделали, расскажите об этом читающему план.
5. Валовая прибыль. Возможно, вы покажете определенный рост прибыли из года в год. В этом случае нужно объяснить читающему, как вы рассчитали показатели валовой прибыли. Одна известная мне машиностроительная компания рассчитала ожидаемую валовую прибыль по каждому клиенту и включила эти показатели в бизнес-план.
6. Расходы. Как вы их рассчитали? Взяли прошлогодние цифры и скорректировали их на расширение штатов, покупку нового оборудования и т. д.? Пересчитывали ли вы удельные затраты? Если да, то скажите об этом читающему и приведите детали.
7. Проценты и дивиденды. Если план показывает, что вы собираетесь занять деньги, объясните, как отражены эти займы в прогнозе прибылей и убытков. Например, вы можете написать следующее: «Компания исходила из того, что получит в банке кредит 100 тыс. ф. ст. на десять лет под 10% годовых». Очень хорошо. Это объяснит читающему, что вы учли этот заем. Возможно, он откажет вам в займе, но это уже другой вопрос. Также если вы хотите привлечь долевые инвестиции, то нужно объяснить, какой будет ваша дивидендная политика. Если вы не собираетесь платить дивиденды в первые два года, то так и скажите.
Денежный поток
1. Поступления от дебиторов. «Через какое время с вами расплачиваются должники? Через 60 дней? А в свой прогноз денежных потоков вы заложили именно эту цифру?» — «Ну, вообще-то я заложил 30 дней». Лучше быть честным и с собой, и с читателем. Не пытайтесь обмануть банк с помощью прогноза денежных потоков, потому что вам придется выполнить свои обещания. Четко объясните читающему план, как вы рассчитали поступления от дебиторов.
2. Платежи поставщикам. Абсолютно та же проблема, что и с дебиторами. Должны вы оплачивать какие- то поставки авансом? Если да, то скажите об этом здесь. Есть у вас соглашения с клиентами-поставщиками о взаимозачете требований — в некоторых отраслях такие соглашения весьма распространены? Платите вы наличными за что-либо, чтобы получить более выгодные условия?
3. НДС. Не забудьте указать, если вы зарегистрированы как плательщик НДС. Вы можете платить налог ежемесячно или ежеквартально. Укажите, как вы его платите, и отразите эти платежи в прогнозе денежных потоков.
4. Налоги. Какие допущения вы сделали относительно налогов, когда составляли прогнозы прибылей и убытков и денежных потоков?
Баланс
Не забудьте описать все допущения, которые вы сделали относительно дебиторов, торговых кредиторов, запасов и незавершенного производства. Также укажите, какие нормы амортизации вы использовали для расчета амортизации всех имеющихся активов.
Анализ чувствительности
Правильный прогноз редко удается с первого раза. Задайте себе вопрос: «Что произойдет, если в году 1 я продам на 20% меньше, чем предполагал?» Есть масса причин, по которым это может произойти, некоторые из них вы, возможно, уже знаете, а другие предсказать невозможно. Вернитесь еще раз к своим прогнозам, чтобы понять, как они изменятся.
Если положение вашей компании все равно останется хорошим, то поздравьте себя с тем, что компания твердо стоит на ногах. Однако не исключено, что это существенно уменьшит и вашу прибыль, и ваш денежный поток. Определите количественно, сколько потеряет ваша компания при таком (или любом другом, который вы только можете предвидеть) развитии событий, и отразите это в бизнес- плане. Не надо включать в него сразу несколько прогнозов для каждого варианта развития событий— иначе читатель запутается и выберет худшие, а не лучшие прогнозы. Выберите прогнозы, которые, по вашему мнению, более правдоподобны, и сделайте краткое заявление: «Мы рассчитали наши будущие продажи, определив своих клиентов и проанализировав их планы роста на следующий год. По полученным данным, они купят у нас продукции на 30% больше, чем в этом году. Если же они купят на 20% меньше, чем мы ожидаем, то наши общие продажи упадут на 56 тыс. ф. ст. В результате наша чистая прибыль уменьшится (с учетом определенной экономии, связанной с тем, что нам не придется увеличивать объем производства) на 10 тыс. ф. ст., а наш остаток на банковском счете на конец года 1 уменьшится со 105 тыс. до 97 тыс. ф. ст. Но мы считаем, что это не сильно ухудшит положение нашей компании».
ТЕМА 8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Прогнозы денежных потоков показали, что в какой-то момент прогнозного периода у вас возникнут серьезные финансовые проблемы. Если ваша компания быстро растёт, то этого и следовало ожидать, поэтому нужно не паниковать, а заняться поиском подходящего поставщика капитала — не дожидаясь, пока ресурсы иссякнут полностью. Но где взять эти деньги? Фактически это зависит от того, для чего они вам нужны. В этой теме мы рассмотрим различные способы финансирования компаний: займы, гранты, долевые инвестиции и т.д. Мы расскажем, чем они отличаются и как работают. Изучив эту тему, вы будете знать, как мож
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|