|
Методы определения спроса
Главное для вашего успеха — хорошее знание клиентов и конкурентов. Тот, кто будет читать ваш бизнес-план, должен убедиться, что вы тщательно изучили все факты и сформулировали убедительные доводы. Не располагая качественной маркетинговой информацией, вы не сможете обосновать свое деловое предложение, а ваши финансовые проектировки останутся всего лишь догадкой. Особенно трудно придется, если ваша компания новая. У нее нет прошлого, так как же читающий поверит в ваши цифры ожидаемых продаж? Опыт анализа бизнес-планов показывает, что по крайней мере в 70% случаев раздел маркетинга оказывается совершенно неубедительным, и вот их основные заблуждения.
6.4. «Нас вполне устроит и 0,5%-ная доля рынка» — обычно так говорят новые компании на новом рынке, предлагая новую продукцию или новые услуги. Однако если весь рынок их продукции оценивается, скажем, в 1 трлн ф. ст., то этот аргумент используется для обоснования 5-миллионных продаж в первом же году! У этого аргумента два недостатка. Во-первых, эти компании не уверены в размере рынка и потому строят планы завоевать долю рынка, который для них во многом неизвестен. Во-вторых, если они правильно определили свою рыночную долю, то, учитывая постепенный рост продаж (поскольку обычно так и бывает), продажи в первом месяце должны быть практически нулевыми, а в двенадцатом — близкими к 6 или 7 млн ф. ст. А это почти на 40% больше их первоначального прогноза и, возможно, намного больше, чем они смогут произвести.
6.5. «В прошлом году продажи увеличились на 10%, так будет и в этом году» — обычно говорят уже сложившиеся компании, считая, что о будущем можно судить по прошлому. Ни одной компании никто не гарантировал, что она будет расти прежними темпами. Подумайте, почему в прошлом году вы росли, и решите, сможете ли вы повторить этот успех в следующем году, но только нужно хорошо понять, как вы этого добились.
6.6. «Мы увеличили свои производственные мощности на 20%, поэтому сможем продать, скажем, процентов на 15 больше» — почему рост производственных мощностей должен сопровождаться ростом продаж? Рост продаж обеспечивают только дополнительные усилия в области маркетинга и сбыта.
Если ваша компания новая или вы пытаетесь проникнуть на новый рынок и составляете прогноз на первый год работы у вас еще нет клиентов, которых можно спросить, что они купят у вас в будущем году. В этой ситуации есть только одна возможность: грамотно оценить, что вы можете продать. Давайте рассмотрим эту процедуру.
6.6. Что вам известно о тенденциях развития всей экономики? На первом этапе вам необходимо установить, растет ли экономика, и найти другие признаки того, что люди станут покупать больше вашей продукции. Для начала вы можете заглянуть в статистические сборники Росстата.
6.6. Какие у вас имеются данные о возможном спросе именно на вашу продукцию или услугу? На этом этапе вы должны найти информацию, которая больше относится к вашей продукции, чем ко всей экономике. Государственные органы публикуют деловые обзоры. Статистику они получают от фирм.
6.6. Наконец, настало время оценить с учетом полученной информации, сколько ваша компания может продать. Это предполагает оценку местного рынка и доли конкурентов.
Если готовой информации нет, то остается только одно: выяснить все самостоятельно путем непосредственного опроса людей. Обычно так бывает, если вы предлагаете новую продукцию или выходите на новый рынок и подобной информации просто не существует. Вооружившись этой информацией, вы сможете хотя бы предварительно определить, сколько продукции можно продать и по каким ценам (на основе цен на продукцию конкурентов). Хотя этот метод прогнозирования продаж и имеет право на существование, вероятность ошибки в данном случае довольно велика. Стоит ожидать высоких показателей при анализе чувствительности и разработать ряд чрезвычайных планов.
Вы можете выбрать один из следующих вариантов непосредственного опроса.
1. Сделать это самостоятельно.
2. Заплатить кому-то, чтобы он сделал это вместо вас. Если вы стеснены в средствах, то можете привлечь к этой работе студентов, специализирующихся на маркетинге. Если ваш бюджет это позволяет, то можете обратиться в специализированную компанию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями.
3. Разделить расходы с кем-нибудь еще. Если вам нужна помощь специалиста, но вас пугают цены на эти услуги, почему бы вам не попытаться разделить расходы с кем-нибудь еще? Обычно несколько сотрудничающих или конкурирующих друг с другом компаний совместно оплачивают опросы, проводимые для них специализированной фирмой.
Прогнозы продаж
Ø Если у вашей компании уже есть клиенты, то можно спрогнозировать продажи методом непосредственного опроса, а также приблизительно определив динамику объёмов продаж самих ваших клиентов.
Ø Другой фактор, который необходимо учесть, — на какой фазе жизненного цикла находится ваша продукция или услуги, поскольку от этого будет зависеть ваша способность их продать (и получить от этого прибыль).
Фазы жизненного цикла товара
Предсказывать ежегодный 20%-ный рост продаж в следующие пять лет вы можете, только если ваша продукция находится на стадии внедрения — тогда у вас есть три или четыре года до того, как ее продажи начнут падать. Хотя если вы работаете в сфере высоких технологий или на аналогичном быстроменяющемся рынке, то, возможно, у вас нет и двух лет.
- Разработка предполагает различные виды деятельности, но ни один из них не генерирует продажи, и затраты на них отрицательно влияют на прибыль — в результате в этот период вы несете убытки.
- Внедрение сопряжено с паникой (будет ли новый товар готов вовремя) и с весьма дорогостоящей рекламой. Главную роль здесь играют производственные службы, и, как правило, они все путают. Первые клиенты покупают товар, но не приходят в восторг, поэтому доходы от продаж невелики.
- Рост. Теперь уже многие покупатели прослышали о новой продукции (маркетинг сработал), а товар уже действительно хорош (молодцы производственники). Продажи растут, и производство от них не отстает — вот как получают действительно высокую прибыль.
- Зрелость. Теперь товар уже слегка поднадоел, спрос удовлетворен — все, кто хотели, его уже купили. Компания пытается «омолодить» товар, и он получает новую жизнь, но ненадолго. Эти дополнительные затраты снижают прибыль, а продажи начинают падать.
- Упадок. Теперь победу празднуют конкурирующие товары. Ваша продукция уже устарела, и ее покупают только провинциалы (которые никогда не видели ничего подобного). Нужно как можно скорее предложить новую продукцию. Прибыль резко падает.
Если же ваша продукция находится в фазе зрелости, то надежды на рост продаж в предстоящие пять лет не более чем пустые мечты. Нужно помнить, что ни одна компания не может рассчитывать на продолжительный рост продаж, не вкладывая деньги в разработку новой продукции или услуг.
Сегментация рынка
Что вы знаете о нынешних и потенциальных клиентах? Если вы не понимаете, почему они покупают, и не знаете, в чем они нуждаются, то ваши шансы сначала привлечь их и удержать в дальнейшем невысоки. Все потребители разные, у них разные потребности, и вы должны это знать. Ваша продукция или услуги должны удовлетворять одну или несколько из пирамиды потребностей. Ваши клиенты, как и все человеческие существа, двигаются вверх по этой пирамиде, т.е. они вспоминают о других потребностях, только удовлетворив свои физиологические потребности: голод, жажду и потребность в тепле. Если вернуться к экономике, то это помогает понять, почему некоторые виды компаний, например супермаркеты, устойчивы к рецессиям — все дело в том, что они удовлетворяют базовые потребности. Возможно, вам стоит учесть и это.
Процесс объединения клиентов в группы с аналогичными характеристиками называется сегментацией рынка. По сути, вы ориентируетесь не на всех клиентов, а только на тех, которых можете лучше обслуживать. Все сегменты совершенно уникальны с точки зрения потребностей. Сама сегментация рынка тоже бывает разной.
Демографическая сегментация
Клиенты группируются по личным характеристикам — возраст, пол, образование, семейное положение и принадлежность к социоэкономической группировке (А, В, CI, С2, D и Е). У каждой группировки свои потребности и способность купить вашу продукцию. Ключевая среди этих характеристик — принадлежность к социоэкономической группе.
Знаете ли вы, на какую категорию потребителей рассчитана ваша продукция или услуги? Если нет, то вы должны это выяснить, иначе не будете знать, кому продаете, и вам будет трудно привлечь новых покупателей. Если вы работаете на рынке В2В, то демографическая сегментация не понадобится. Однако на этом рынке вы можете сгруппировать потребителей по кодам промышленной классификации, количеству занятых, обороту и другим признакам.
Демографическая сегментация помогает объяснить, почему предметы роскоши продаются на нишевом рынке: только 3% населения в состоянии их купить. В то же время такую продукцию, как зубная паста, покупают все, независимо от того, к какой социоэкономической группировке они принадлежат, что и объясняет большие объемы ее продаж.
Группа
| Социальный
статус
| Занятие
| Процент
взрослого
населения
| A
| Верхний средний класс
| Высшие управляющие
Административный персонал
Специалисты
|
| B
| Средний класс
| Управляющие среднего звена
Административный персонал
Специалисты
|
| C1
| Нижний средний класс
| Управляющие низшего звена
Священнослужители
Административный персонал
Специалисты
|
| C2
| Квалифицированный рабочий класс
| Квалифицированные работники физического труда
|
| D
| Рабочий класс
| Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда
|
| E
| Те, чья зарплата не превышает прожиточного минимума
| Пенсионеры, вдовы
Самые низкооплачиваемые разнорабочие
|
| Географическая сегментация
Как показывает название, такая сегментация предполагает группировку потребителей по месту, где они проживают и предпочитают делать покупки. Ясно, что во многих случаях они предпочитают делать покупки в своем районе. Большинство потребителей пользуются ближайшим или самым удобным супермаркетом. Однако существует связь между уровнем расходов, доступностью товара и его желательностью, которая способна устранить географические ограничения. Модные рестораны можно размещать даже в удаленных районах, и их все равно будут посещать.
Как география повлияет на ваших потребителей? Захотят ли они куда-то ехать, чтобы купить вашу продукцию? Ваша первая задача — понять, что география может повлиять на продажи товара или услуги, а вторая — найти способ решения этой проблемы. Классический пример — как розничная торговля использует Интернет и заказы почтой, чтобы увеличить географический охват.
Сегментация по выгодам
Этот подход учитывает, что не все потребители получают от товара или услуги одинаковую пользу. И здесь хорошим примером может служить зубная паста. Некоторые покупают ее для того, чтобы их зубы выглядели лучше (косметический эффект), а другие — чтобы у них не было кариеса (лечебный эффект). Возможны различные выгоды.
1. Производители некоторых товаров добиваются роста продаж, утверждая, что их товары, как и зубная паста, обладают двойным действием.
2. Выгоды от покупки именно у этой компании. Они возникают, если при покупке товара покупатель не только удовлетворяет свою первоначальную потребность, но и приобретает определенные отношения с продавцом. Здесь играют роль такие факторы, как исполнительность, послепродажное обслуживание и репутация фирмы.
3. Выгода, связанная с дифференциацией. Вы должны суметь доказать, что ваши товары или услуги отличаются от других, иначе потенциальные покупатели ими не заинтересуются.
Классификация факторов сегментации
Объяснить, почему клиенты покупают, можно стрех различных точек зрения: что покупается (выбирается), почему покупается и кто покупает.
Факторы, от которых зависит, что покупается
| Объем, цена, каналы сбыта, физические свойства товара, география
| Факторы, от которых зависит, почему покупается
| Выгоды, отношение, восприятие, предпочтение
| Факторы, от которых зависит, кто покупает
| Лояльность бренду, социоэкономические и демографические факторы, образ жизни
|
Анализ конкурентов
Правильно оценив конкурентов, вы сможете решить, какие меры к ним следует принять. Главное здесь — знания. Что вы о них знаете?
Цель вашего анализа конкурентов — составить представление о конкурентах. Сколько их? Крупные ли это компании? Рентабельны ли они? Какую продукцию выпускают? Прежде всего, нужно определить, кто ваши конкуренты. Полезно для начала полистать деловые справочники. Из них вы узнаете, кто ваши конкуренты, какую продукцию или услуги они предлагают, каков их оборот, сколько у них служащих.
Следующий шаг — оценить конкурентов. Если ваши первоначальные изыскания показали, что потенциальных конкурентов немного, то можно тщательно их изучить. Если же, например, их больше десятка, то вам стоит как-то ограничить объем работы. Проведите всесторонний анализ только ваших прямых конкурентов — другими займетесь позже. Затем вы должны провести определенный финансовый анализ, чтобы понять, насколько сильны конкуренты.
Следует выяснить кое-что об их продукции и услугах. Кроме того, имеет смысл больше узнать о качестве продукции или услуг, о гарантиях или сервисе, об условиях продажи в кредит, о репутации. Как все это узнать? Можно позвонить в эту компанию под видом покупателя, узнать, какой у них сайт, попросить их прислать свою рекламную брошюру. Опросить своих клиентов и поставщиков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|