Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы определения спроса





Главное для вашего успеха — хорошее знание клиентов и конкурентов. Тот, кто будет читать ваш бизнес-план, должен убедиться, что вы тщательно изучили все факты и сформулировали убедительные доводы. Не располагая качественной маркетинговой информацией, вы не сможете обосновать свое деловое предложение, а ваши финансовые проекти­ровки останутся всего лишь догадкой. Особенно трудно придется, если ваша компания новая. У нее нет прошлого, так как же читающий поверит в ваши цифры ожидаемых продаж? Опыт анализа бизнес-планов показывает, что по крайней мере в 70% случаев раздел маркетинга оказывается совершенно неубедительным, и вот их основные заблуждения.

6.4. «Нас вполне устроит и 0,5%-ная доля рын­ка» — обычно так говорят новые компании на новом рынке, предлагая новую продукцию или новые услуги. Однако если весь рынок их продукции оценивается, скажем, в 1 трлн ф. ст., то этот аргумент используется для обоснования 5-миллионных продаж в первом же году! У этого аргумента два недостатка. Во-первых, эти компании не уверены в размере рынка и потому строят планы завоевать долю рынка, который для них во многом неиз­вестен. Во-вторых, если они правильно определили свою рыночную долю, то, учитывая постепенный рост продаж (поскольку обычно так и бывает), продажи в первом месяце должны быть практически нулевыми, а в две­надцатом — близкими к 6 или 7 млн ф. ст. А это почти на 40% больше их первоначального прогноза и, возможно, намного больше, чем они смогут произвести.



6.5. «В прошлом году продажи увеличились на 10%, так будет и в этом году» — обычно говорят уже сложивши­еся компании, считая, что о будущем можно судить по прошлому. Ни одной компании никто не гарантировал, что она бу­дет расти прежними темпами. Подумайте, почему в прошлом году вы росли, и решите, сможете ли вы повторить этот успех в следующем году, но только нужно хорошо по­нять, как вы этого добились.

6.6. «Мы увеличили свои производственные мощности на 20%, поэтому сможем продать, скажем, процентов на 15 больше» — почему рост производственных мощностей должен сопровождаться ростом продаж? Рост продаж обеспечивают только дополнительные усилия в облас­ти маркетинга и сбыта.



Если ваша компания новая или вы пытаетесь проник­нуть на новый рынок и составляете прогноз на первый год работы у вас еще нет клиентов, которых можно спросить, что они купят у вас в будущем году. В этой ситуации есть толь­ко одна возможность: грамотно оценить, что вы можете продать. Давайте рассмотрим эту процедуру.

6.6. Что вам известно о тенденциях развития всей эко­номики? На первом этапе вам не­обходимо установить, растет ли экономика, и най­ти другие признаки того, что люди станут покупать больше вашей продукции. Для начала вы можете загля­нуть в статистические сборники Росстата.

6.6. Какие у вас имеются данные о возможном спро­се именно на вашу продукцию или услугу? На этом этапе вы должны найти информацию, кото­рая больше относится к вашей продукции, чем ко всей экономике. Государственные органы публикуют деловые обзоры. Статистику они получают от фирм.

6.6. Наконец, настало время оценить с учетом получен­ной информации, сколько ваша компания может продать. Это предполагает оценку местного рынка и доли конкурентов.

Если готовой информации нет, то остается только одно: выяснить все самостоятельно путем непосредственного опроса людей. Обычно так бывает, если вы предлагаете новую продукцию или выходите на новый рынок и по­добной информации просто не существует. Вооружившись этой информацией, вы сможете хотя бы предварительно определить, сколько продукции можно продать и по ка­ким ценам (на основе цен на продукцию конкурентов). Хотя этот метод прогнозирования продаж и имеет право на су­ществование, вероятность ошибки в данном случае довольно велика. Стоит ожидать вы­соких показателей при анализе чувствительности и раз­работать ряд чрезвычайных планов.



Вы можете выбрать один из следующих вариантов непосредственного опроса.

1. Сделать это самостоятельно.

2. Заплатить кому-то, чтобы он сделал это вместо вас. Если вы стеснены в средствах, то можете привлечь к этой работе студентов, специализирующихся на марке­тинге. Если ваш бюджет это позволяет, то можете обратиться в специализиро­ванную компанию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями.

3. Разделить расходы с кем-нибудь еще. Если вам нужна помощь специалиста, но вас пугают цены на эти услуги, почему бы вам не попытаться разделить расходы с кем-нибудь еще? Обычно несколько сотрудничающих или конкурирующих друг с другом компаний совместно оплачивают опросы, проводимые для них специали­зированной фирмой.

 

Прогнозы продаж

Ø Если у вашей компании уже есть клиенты, то можно спрогнозировать продажи методом непосредственного опроса, а также приблизительно определив динамику объёмов продаж самих ваших клиентов.

Ø Другой фактор, который необходимо учесть, — на какой фазе жизненного цикла находится ваша продукция или услуги, поскольку от этого будет зависеть ваша способность их продать (и получить от этого прибыль).

Фазы жизненного цикла товара

Предсказы­вать ежегодный 20%-ный рост продаж в следующие пять лет вы можете, только если ваша продукция находится на стадии внедрения — тогда у вас есть три или четыре года до того, как ее продажи начнут падать. Хотя если вы работаете в сфере высоких технологий или на аналогич­ном быстроменяющемся рынке, то, возможно, у вас нет и двух лет.

- Разработка предполагает различные виды деятельнос­ти, но ни один из них не генерирует продажи, и затраты на них отрицательно влияют на прибыль — в результа­те в этот период вы несете убытки.

- Внедрение сопряжено с паникой (будет ли новый товар готов вовремя) и с весьма дорогостоящей рекламой. Главную роль здесь играют производственные службы, и, как правило, они все путают. Первые клиенты покупа­ют товар, но не приходят в восторг, поэтому доходы от продаж невелики.

- Рост. Теперь уже многие покупатели прослышали о новой продукции (маркетинг сработал), а товар уже действительно хорош (молодцы производственники). Продажи растут, и производство от них не отстает — вот как получают действительно высокую прибыль.

- Зрелость. Теперь товар уже слегка поднадоел, спрос удовлетворен — все, кто хотели, его уже купили. Компа­ния пытается «омолодить» товар, и он получает новую жизнь, но ненадолго. Эти дополнительные затраты сни­жают прибыль, а продажи начинают падать.

- Упадок. Теперь победу празднуют конкурирующие това­ры. Ваша продукция уже устарела, и ее покупают только провинциалы (которые никогда не видели ничего по­добного). Нуж­но как можно скорее предложить новую продукцию. Прибыль резко падает.

Если же ваша продукция находится в фазе зрелости, то надежды на рост продаж в предстоящие пять лет не более чем пустые мечты. Нужно помнить, что ни одна компания не может рассчитывать на продолжительный рост продаж, не вкладывая деньги в разработку новой продукции или услуг.

 

Сегментация рынка

Что вы знаете о нынешних и по­тенциальных клиентах? Если вы не понимаете, почему они покупают, и не знаете, в чем они нуждаются, то ваши шансы сначала привлечь их и удержать в дальнейшем не­высоки. Все потребители разные, у них разные потреб­ности, и вы должны это знать. Ваша продукция или услуги должны удовлетворять одну или несколько из пирамиды потребностей. Ваши клиенты, как и все человеческие существа, двигаются вверх по этой пирамиде, т.е. они вспоминают о других потребностях, только удовлетворив свои физиологические потребнос­ти: голод, жажду и потребность в тепле. Если вернуться к экономике, то это помогает понять, почему некоторые виды компаний, например супермаркеты, устойчивы к рецессиям — все дело в том, что они удовлетворяют ба­зовые потребности. Возможно, вам стоит учесть и это.

Процесс объеди­нения клиентов в группы с аналогичными характеристи­ками называется сегментацией рынка. По сути, вы ориен­тируетесь не на всех клиентов, а только на тех, которых можете лучше обслуживать. Все сегменты совершенно уникальны с точки зрения потребностей. Сама сегмента­ция рынка тоже бывает разной.

Демографическая сегментация

Клиенты группируются по личным характеристикам — возраст, пол, образование, семейное положение и при­надлежность к социоэкономической группировке (А, В, CI, С2, D и Е). У каждой группировки свои потребности и способность купить вашу продукцию. Ключевая среди этих характеристик — принадлежность к социоэкономи­ческой группе.

Знаете ли вы, на какую категорию потребителей рас­считана ваша продукция или услуги? Если нет, то вы должны это выяснить, иначе не будете знать, кому про­даете, и вам будет трудно привлечь новых покупателей. Если вы работаете на рынке В2В, то демографическая сег­ментация не понадобится. Однако на этом рынке вы мо­жете сгруппировать потребителей по кодам промышленной классификации, количеству занятых, обороту и другим признакам.

Демографическая сегментация помогает объяснить, по­чему предметы роскоши продаются на нишевом рынке: только 3% населения в со­стоянии их купить. В то же время такую про­дукцию, как зубная паста, покупают все, независимо от того, к какой социоэкономической группировке они при­надлежат, что и объясняет большие объемы ее продаж.

Группа Социальный статус Занятие Процент взрослого населения
A Верхний средний класс Высшие управляющие Административный персонал Специалисты
B Средний класс Управляющие среднего звена Административный персонал Специалисты
C1 Нижний средний класс Управляющие низшего звена Священнослужители Административный персонал Специалисты
C2 Квалифициро­ванный рабо­чий класс Квалифицированные работни­ки физического труда
D Рабо­чий класс Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда
E Те, чья зарплата не превышает прожиточного минимума Пенсионеры, вдовы Самые низкооплачиваемые разнорабочие

Географическая сегментация

Как показывает название, такая сегментация предполагает группировку потребителей по месту, где они проживают и предпочитают делать покупки. Ясно, что во многих слу­чаях они предпочитают делать покупки в своем районе. Боль­шинство потребителей пользуются ближайшим или са­мым удобным супермаркетом. Однако существует связь между уров­нем расходов, доступностью товара и его желательностью, которая способна устранить географические ограничения. Модные рестораны можно размещать даже в уда­ленных районах, и их все равно будут посещать.

Как география повлияет на ваших потребителей? За­хотят ли они куда-то ехать, чтобы купить вашу продук­цию? Ваша первая задача — понять, что география может повлиять на продажи товара или услуги, а вторая — най­ти способ решения этой проблемы. Классический при­мер — как розничная торговля использует Интернет и заказы почтой, чтобы увеличить географический охват.

Сегментация по выгодам

Этот подход учитывает, что не все потребители получают от товара или услуги одинаковую пользу. И здесь хорошим примером может служить зубная паста. Неко­торые покупают ее для того, чтобы их зубы выглядели лучше (косметический эффект), а другие — чтобы у них не было кариеса (лечебный эффект). Возможны различные выгоды.

1. Производители не­которых товаров добиваются роста продаж, утверждая, что их товары, как и зубная паста, обладают двойным действием.

2. Выгоды от покупки именно у этой компании. Они воз­никают, если при покупке товара покупатель не только удовлетворяет свою первоначальную потребность, но и приобретает определенные отношения с продавцом. Здесь играют роль такие факторы, как исполнитель­ность, послепродажное обслуживание и репутация фирмы.

3. Выгода, связанная с дифференциацией. Вы должны су­меть доказать, что ваши товары или услуги отличаются от других, иначе потенциальные покупатели ими не заинтересуются.

Классификация факторов сегментации

Объяснить, почему клиенты покупают, можно стрех различных точек зрения: что покупается (выбирается), почему покупается и кто покупает.

Факторы, от которых зависит, что покупается Объем, цена, каналы сбыта, физические свойства товара, география
Факторы, от которых зависит, почему покупается Выгоды, отношение, восприятие, предпочтение
Факторы, от которых зависит, кто покупает Лояльность бренду, социоэкономические и демографические факторы, образ жизни

 

Анализ конкурентов

Правильно оценив конкурентов, вы сможете решить, какие меры к ним следует принять. Главное здесь — знания. Что вы о них знаете?

Цель вашего анализа конкурентов — составить пред­ставление о конкурентах. Сколько их? Крупные ли это компании? Рентабельны ли они? Какую продукцию вы­пускают? Прежде всего, нужно определить, кто ваши конкуренты. Полезно для начала по­листать деловые справочники. Из них вы узнаете, кто ваши конкуренты, какую продукцию или услуги они предлага­ют, каков их оборот, сколько у них служащих.

Следующий шаг — оценить конкурентов. Если ваши первоначальные изыскания показали, что потенциаль­ных конкурентов немного, то можно тщательно их изу­чить. Если же, например, их больше десятка, то вам стоит как-то ограничить объем работы. Проведите всесторон­ний анализ только ваших прямых конкурентов — дру­гими займетесь позже. Затем вы должны провести опре­деленный финансовый анализ, чтобы понять, насколько сильны конкуренты.

Следует выяснить кое-что об их продукции и услугах. Кроме того, имеет смысл больше узнать о качестве продукции или услуг, о гарантиях или сервисе, об условиях продажи в кредит, о репутации. Как все это узнать? Можно по­звонить в эту компанию под видом покупателя, узнать, какой у них сайт, попросить их прислать свою рек­ламную брошюру. Опросить своих клиентов и по­ставщиков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.