Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЙ ТРУБКИ





 

Типология

Различные формы Священной Трубки, или трубки с отделяющимся чубуком, можно разделить на категории несколькими способами. Используемые здесь категории избраны, поскольку они облегчают историческое обсуждение в главе 5 и для удобства. Надо понимать, что это не категории коренных американцев. Существуют 4 основные формы, каждая с несколькими вариациями, локтевая, килевая, дисковая и прямая.

1 а. Локтевая трубка – обязательно изогнутая трубка, с чашечкой, согнутой под углом, обычно прямым, по отношению к чубуку (рис. 1, 13, 38). Чашечка может быть прямая (рис. 45), изогнутая (рис. 43), двойная коническая (рис. 12) или коническая (рис. 51), расширяющаяся кверху.

Основание может быть круглым, квадратным или многосторонним. Кроме декора поверхности, в украшение может включать ребро из верха чашечки, или гребень, выступающий на вершине чубука. Гребень может иметь по своему краю одно или более отверстий. Одно из отверстий может быть использовано для ремешка, связывающего трубку с чубуком, не дающего чашечке упасть во время церемониального использования, которое может включать танец. Некоторые локтевые трубки с Северо-Запада имеют слабый выступ, спускающийся вдоль по основанию, с отверстием, к которому могут быть подвешены священные предметы.



1, б. Локтевая: со слабым выступом и заостренным выступом: у чашечного конца локтевой трубки, основание может слегка выступать за чашечку. Первоначально это могла быть маленькая выпуклость (рис.45). Эта выпуклость развилась или в заостренный выступ (рис.14), или в слабый выступ, который может быть направлен слегка вверх (рис.6).

1, в. Локтевая: Двойная чашечка: не часто встречающаяся вариация локтевой трубки со слабым или заостренным выступом – это трубка с одной чашечкой, то есть с двумя отдельными чашечками на одной “подставке” (рис.17). Различные причины этого будут обсуждены в части, посвященной символизму.

1, г, Локтевая: С длинным выступом: редкая архаическая вариация, отличающаяся от Т-образной, локтевая трубка с выступом таким же длинным, как чубучная часть, часто с гребнем (рис.7, 18). Оба конца в середине сходятся на конус. Основание обычно квадратное и выступ обычно увеличивается к топорикообразному концу. Чашечка имеет тенденцию иметь двойной конус (обсуждение см.гл.5).



1, д: Т-форма похожа на трубку с длинным выступом, но без поднятых краем (рис.22,23, 41, 44). Чашечка прямая или имеет слабо выраженный двойной конус и ребро (рис.41). Следовательно, ее форма подобна перевернутой “Т”. Подставка и чашечка могут быть равной длины. Эта форма была названа “сиукской”, что ведет к путанице, поскольку все использующиеся трубки культуры использовали ритуально такие трубки, так как они впервые оформились во второй половине XIX века (см.гл.5).

1, е: Локтевая: Фигурная, последняя вариация локтевой трубки имеет чашечку в форме тела животного (рис.18) или головы животного, или головы человека (рис.19, 20). Значение этого декора будет обсуждено в главе, рассказывающей о символизме.

2. Килевая. Килевая форма, возможно, развилась из самородной формы. Некоторые из ранних базовых форм имеют нижний выступ, обычно с одним отверстием (рис.44). Они оформились в стиль, обычно имеющий короткое круглое или прямоугольное основание, обычно с выраженным двойным конусом, выступающим наверху, и с выступом различной формы и размера внизу (рис.24, 26). В некоторых случаях нижнего выступа может и не быть. Они могут иметь одно или более отверстий в конце нижнего выступа или “киля”. По мере развития этого декора в некоторых примерах и концы основания превращаются в плавный изгиб вверх и на внутреннюю сторону. В восточных версиях некоторые выступы указывают на влияние трубки-томагавка – у них топорообразный выступ (рис.45). На дальнем Северо-Востоке трубки имеют высокую коническую чашечку и короткий киль с одним отверстием (рис.25). Весь этот тип трубок получил ошибочное название “Микмакского”, хотя он значительно распространен (см.гл.5), что заставило одну из групп удивляться, что Микмаки делали на Равнинах [Уоллес и Форбес, 1963].



Микмакские примеры, в действительности, достаточно редки.

З, а: Диск: дисковая форма архаична и характеризуется горизонтальным ребром на вершине чашечки (рис.24–26). Сама чашечка достаточно узка и мелка, даже в большие экземпляры помещается мало табаку, из размеры варьируют от самых маленьких из известных священных трубок до самых больших. (Исключая массивную фигурную трубку.) Чашечка находится на круглой или прямоугольной “подставке”, которая может выступать или не выступать за чашечку. Некоторые выступы имеют четыре закругленные оконечности у конца или четыре желобка сверху.

3, б: Циркулярная: второй тип циркулярной трубки, относительно нераспространенный, вертикален (рис.27, 28). Это плоскобедренные трубки с простой круглой или округлой чашечкой, покоящейся на слабом выступе. В последней форме, они – версия локтевой трубки.

4: Прямая: прямая трубка – это тубулярная трубка, используемая с чубуком (рис.3, 29,30, 41). Чубучный край, не сходящийся на конус для взятия в рот, а снабжается отверстием достаточно большим, чтобы вставить чубук. Часто чубучный край снабжен ребром, чашечка может быть круглой или прямоугольной.

 

Материал

Большинство трубок с отделяющимся чубуком делаются из камня, хотя некоторые из глины, сплава на оловянной основе и дерева. Хотя ничего подобного в ритуальном контексте обнаружено не было, но достаточно вероятно, что на Восточном Побережье к югу от Мэрирленда, во времена контакта большинство чашечек Священных Трубок делалось из глины. Оловянные версии каменных чашечек иногда находят в верхнем бассейне Миссисипи и в области Великих Озер, как и деревянные чашечки, иногда с металлическими вставками.

Каменные чашечки обычно делаются из черного или красного камня, серый – это третий распространенный материал. Некоторые трубки сделаны из зеленого камня или камня цвета кожи буйвола. Черные чашечки сделаны или из собственно черного камня, или из камней других цветов, которые потом умышленно зачернялись над огнем (рис.2 – частично зачерненная катлинитовая трубка).

Красный трубочный камень называется “катлинит” – в честь художника Джорджа Кэтлина, который в 1830-х годах посетил одну из главных каменоломен в юго-западной Миннесоте. С тех пор каменоломня стала Национальным Памятником [Murray, 1965 – сведения из истории] и является основным источником для туристских трубок. Камень имеет тенденцию к яркому красному цвету промежуточной интенсивности, с желтоватыми пятнами. Он обнаруживается недалеко от поверхности, узкими горизонтальными пластами, что объясняет, почему трубки из этой каменоломни, сделанные в течении последних 125 лет, имеют тенденцию быть узкими. Тонкозернистый камень мягок при обработке, что допускает при желании выполнять затейливую резьбу. Более темный катлинит происходит из каменоломен в южном Висконсине, а другие, ранние каменоломни катлинита находились в долине Огайо.

Черный Камень происходит из нескольких мест. В западной области Великих Озер использовался тонкозернистый очень черный стеатит (жировик, мыльный камень), по которому производилась фигурная резьба.

Некоторые красные и черные трубки инкрустированы. Материалом для инкрустации обычно бывает свинец, но также использовали сплавы на основе олова и германское серебро (рис.39–41). На камне вырезались узоры, в пустоты помещался мягкий металл и все шлифовалось и для сглаживания использовался песок. Металлы сначала брались из вещей европейского производства (включая свинцовые пули), но к XVIII в. Туземцы разрабатывали свинец, применявшийся в таких целях, на верховьях Великих Озер, где они занимались рудным делом и изготовляли медные предметы в течении тысячелетий.

Чубуки почти всегда делались из дерева, хотя с конца XIX в. делались каменные чубуки из катлинита (рис.44). Круглые чубуки изготовлялись путем выталкивания сердцевины, оставался (в центре чубука) канал для прохода дыма. Самые ранние сохранившиеся чубуки относятся к этому отсюда французский термин “калюмет”, что означает “тростник”. Плоские чубуки обычно делаются раскалыванием дерева, выдалбливанием канала и последующим соединением двух половин клеем, сухожилием или латунными заклепками. Этот метод изготовления плоского чубука допускает вырезать фигурные узоры, а также пропарку для завивания чубука в спираль (рис.22).

Любимым деревом для чубуков, особенно круглых и квадратных, является сумах (Rhus gen – прим.пер.). Сердцевина сумаха очень мягкая и ее относительно просто выпихнуть тонким прутом. Его приметные ветви имеют цветные слои: от белого снаружи, к желтому, до желто-оранжевого. Плоские чубуки делаются из множества пород твердой древесины, особенно ясеня. В 1960-е и 1970-е годы большинство туристских трубок, сделанных в Пайпстоне, Миннесота, имели чубуки из калифорнийского лимонного дерева (Seguoia sempervirens – прим.пер.), полученного с местного склада лесоматериалов. Однако, недавно мастера Пайпстоуна снова начали использовать сумах.

 

Украшение чашечки

Частично, украшение чашечки определяется формой. Например, самые большие дисковые трубки могут иметь два треугольника, с вершинами, направленными к чубуку, находящихся на переднем выступе, который отходит от диска (рис. 26). Этот декор на других формах трубок не встречается. Сходным образом локтевые трубки и их вариации имеют гребень на черенковой стороне основания, что ведет к возможности нескольких путей декорации.

Гребень первоначально был достаточно мал, появившись как средство прикрепления ремня, страхующего чашечку от падения с чубука при использовании трубки (рис. 2, 12, 21). Когда был понят потенциал, который гребень предоставляет для декора, он стал довольно большим (рис. 36, 37, 51). На некоторых трубках гребень – рудиментарный отросток без функционального или важного декоративного значения.

Гребни могут иметь зазубрины на вершине, одно или более отверстий, вырезанные граничные линии, декоративные фигуры (рис. 36, 37) или инкрустацию, или превращаться в причудливые фигуры. Последние, видимо, делались по евро-американским вкусам, появившись у Оджибвеев в конце XVIII века.

У Пауни – в начале XIX века, у Чироков северной Каролины – в середине XIX века и у восточных Сиу – в конце XIX века. Некоторые черокские фигуры – на эротическую тему.

Иногда на выступах локтевых трубок встречаются плоские ободки (рис.13) и чубучный край основы может быть больше или другой формы, чем остальное основание. На чубуковых краях основания или на верхней части чашечки могут быть вырезаны желобки и гребешки.

На некоторых трубках, сделанных в Пайпстоуне во второй половине XIX века фигурный узор был создан гравировкой пунктиром вокруг контура. Наконец, для создания и простого и фигурного узора применялась инкрустация. На некоторых черных трубках, и металлических и катлинитовых, инкрустацией достигался поразительный эффект.

Килевые трубки предоставляют возможность украшения килей, оснований и чашечек. Кили могут иметь одно или более отверстий и формовые гребни. Некоторые килевые трубки фигурного стиля с приподнятыми основаниями были фигурно инкрустированы германским серебром и к ним были привязаны серебряные цепочки.

Прямые трубки могут иметь рельефные фигуры или резной декор (рис.6). На чубуковом конце чашечки может быть обод различных пропорций, иногда выполненный иглами дикобраза или бисером.

Все трубки могут иметь на чашечке вырезанный узор священных существ, хотя такое встречается редко. Одна из самых ранних датируемых локтевых трубок, собранных европейцами (обстоятельства находки неизвестны), имеет 3 фигуры духов животных, вырезанных контурно на чашечке (рис.12, 44).

 

Украшение чубука

Размеры чубуков варьируют от дециметра до более, чем метра в длину; более длинные чаще фигурно украшены. Большинство трубок, особенно те, чье ритуальное использование установлено, не украшены, за исключением нескольких, натертых красной охрой (возможно, смешанной с медвежьим жиром как на рис.29). Чубуки могут быть дополнительно украшены резьбой, иглами дикобраза, бисером, лентами или частями млекопитающихся и птиц.

Резьба на чубуках может быть уникальной, навеянной индивидуальным видением, как на показанной виннебагской трубке (рис.43) или более светской, иллюстрирующей искусство мастера. Среди последних—плоские чубуки с фигурной резьбой, в соответствии с углом дымового канала (головоломные чубуки). Покрытые корой чубуки подвергаются частичному удалению коры так, что получается узор (рис.45) или может быть вырезан простой желобковый повторяющийся узор. Катлинитовые чубуки часто обработаны на токарном станке; их производство началось с появлением в Пайпстоуне факторий, выпускавших катлинитовые канделябры. (Фигурный катлинитовый канделябр “человек и змея” – конец XIX – начало XX века проиллюстрирован у Иверса 1986: рис.205).

Самые ранние украшения оборачиванием – это оборачивание окрашенными иглами дикобраза круглых чубуков (рис.1). К началу XIX века начало появляться прекрасное плоско-сплетенное оборачивание иглами и к концу XIX века оно стало стандартным на первой трети плоских чубуков (рис.44). В оборачивании всего или части мундштука могут использоваться мех, птичьи шеи, конский волос и ленты или студ (шерстяной одеяльный материал). Части скальпов, окрашенный конский волос, перья, многие украшенные иглами дикобраза, ленты и строудинг (strouding) и украшенные бисером ремешки – вот материалы, которые подвешиваются или привязываются к украшенным чубукам (рис.42). На неукрашенные черенки и чашечки может привязываться сладкая трава (рис.22), но скорее для очищения, чем для украшения.

 

СИМВОЛИЗМ ЧАШЕЧКИ

 

По крайней мере с конца XVIII века коренные американцы начали делать трубки для продажи евро-американцам. В конце XVIII века агенты Британских индейцев начали сбор туземных артифактов. Майор Джанспер Грант, с 1806 по 1809 бывший комендантом в Амхерстберге (около современного Виндсора, Онтарио), основном западном фронтирном посте Британской Северной Америки, привез к себе в Ирландию несколько трубок, включая необкуренные (Филлипс, 1984). В начале XIX века несколько евро-американцев, включая художника фронтира Джорджа Кэтлина, собрали большое количество трубок (Иверс 1986: 15), относящихся к типам по-видимому не одобряемым коренными американцами. Ни одна из этих вырезанных из катлинита трубок не встречается в ритуальном контексте и является честным объектом торговли за виски. Наиболее фигурные восточные инкрустированные трубки XIX века имеют декор игральных карт (буби, черви, пики, крести), что указывает на символику, соответствующую вкусам евро-американцев, хотя западные трубки имеют тенденцию иметь романтические “западные темы” (рис.41). Можно спросить, считались ли священными трубки, проданные или обменянные не-туземцами, включая трубки, подаренные не-туземцам – участникам дорелигиозных репрессий резервационного периода. Последующее обсуждение символизма ограничено трубками определенно или возможно имеющими религиозное значение.

 

Чашечка

Чашечка Священной Трубки сама по себе имеет большое символическое значение. Обе выемки символизируют женское начало. Курительный конец – сосуд для подношения табака и символически параллель пищевым сосудам, обычно делаемым и используемым женщинами. Отверстие для чубука символизирует влагалище, которое символически (а в некоторых языках и лингвистически) отождествляется с землей. Наиболее благоговейной частью церемониала трубки является соединение двух частей, когда чубук (мужское начало) вставляется в чашечку (женское начало) и в этот момент могущество трубки возрастает. Участвовавшие в ритуалах, отмечали глубокую тишину, воцаряющуюся в такие моменты среди участников.

Доминирующие цвета трубочного камня также связаны с женским символизмом. Хотя мифические подробности изменяются от культуры к культуре, катлинитовые чашечки, сходны с краской – охрой, символом крови, жизненного сока тела и самой жизни. Жизнь приходит от женского начала, Земли или Женщины и, видимо, соответственно в воде и менструальной крови. Черные чашечки трубок символизируют саму Землю. Камень или глина доминирующие материалы чашечек Священной Трубки – также Земля. В танце Солнца Арапахо земля оплодотворяется курением в трубке из черного камня, табака, смешанного с черным пигментом, символизирующем “жизнедающую оплодотворенную силу” [Уилл и Хайд, 1917: 263].

Количество черных и красных чашечек приблизительно равно. Из изученных трубок, с определенным или возможным ритуальным использованием [см.приложение 11], 54% были из красного камня и 44% -- из черного или серого.

Дойный чашечки трубки снабжаются варьирующими интерпретациями символизма двух чашечек. На рис.17 показана трубка, и если принять, что идентификация Скиннера верна, ее изготовление основано на видении; одна чашечка для использования днем, а другая – для заключения мира.

 

Декор

Большинство чашечек Священной Трубки просты. Там, где есть декорация, она имеет тенденцию быть ограниченной циркулярными гребнями и вырезанными кругами, отверстиями на гребнях или килях и фигурами на гребнях. Символическое значение заключается в количествах, обычно фигурирует число “4” или на двойной трубке “8”, представляющее четыре направления. Также важно число “6”, представляющее 2 направления, Землю и Небеса и, особенно среди Лакота, число “7”, связанное с различными ассоциациями, включая плеяды и Большую Медведицу.

На инкрустированных трубках круги с выступающим ребром могут представлять солнце или землю, для черных чашечек вероятней последнее. Другие символы с астрономическим или атмосферным значением более определены. Например, круглые углубления на некоторых прямых трубках Кроу сделаны в форме ковша Большой Медведицы [рис. 17]. Вырезанные на этих и других трубках зигзаги символизируют молнию [рис. 6].

 

Фигурная орнаментация

С точки зрения скульптуры среди наиболее интересных трубок находятся трубки, изображающие животных или людей. Они создали большую путаницу, в основном, когда речь шла об их месте и функции. Тед Брассер [Ted Brasser, 1980] представил наиболее полный анализ декора вещей коренных американцев, указав, что узоры на мокасинах были предназначены для взгляда носителя и ориентированы именно таким образом, он назвал это “самоуправляемым” декором. В цельных ирокезских трубках фигуры были обращены к курильщику. Зена Метьюс [Zena Mathews, 1976] убедительно аргументирует, что эти особые фигуры представляют духа-покровителя курильщика. Эти трубки не передаются по кругу, а курятся индивидуально [см. гл. 2].

Люди, по-видимому, не знакомые с ритуалом Священной Трубки, спутали ритуал цельной Ирокезской трубки со Священной Трубкой с отделяющимся чубуком, к которой беспочвенно применялась интерпретация Брассера, что в свою очередь запутало других. Например, в введении в религии коренных американцев Сэма Джилла [S.Gill, 1982: 67] мы обнаруживаем упоминание Священной Трубки: “...духовная передача в результате долгих часов сконцентрированного курения крепкого табака”. Однако, в ритуале Священной Трубки, трубка сначала направляется чубуком к духам, а затем циркулирует среди участников ритуала, пока не кончится табак (туземные табачные смеси в Северной Америке галлюциногенных свойств не имеют). Если применима теория “самоуправляемого” декора Брассера, то фигуры были бы обращены к курильщику в условиях ритуала, так как они были бы ориентированы от чубука, то есть, чтобы быть обращенными к курильщику при направлении чубука вперед в молитве. Теория Брассера проверяется данными. Все старые резные Священные Трубки, имеющие ритуальный контекст, имеют фигуры, обращенные от чубука (за исключением нескольких проблематичных трубок, собранных Слинкером (1926) у Айова см. приложение).

На большой выставке доисторических артефактов восточного Вудленда и Бассейна Миссисипи (Броуз [Brose], Браун [Brown] и Пенни [Penny], 1985), все фигуры на цельных трубках обращены к курильщику, а на трубках, требующих отдельного чубука были ориентированы в противоположном направлении. Иверс [1986: 47-104] приводит несколько фигурных трубок, которые он приписывает к производству для продажи евро-американцам от начала XIX века и до наших дней, фигуры в основном ориентированы на курильщика, на двух локтевых трубках со слабым выступом с медведем вместо гребня, первая была найдена Паулем, Герцогом Вартенбурга (Wurtenburg, Linden-Museum) в начале 1820-х годов, а вторая Кэтлином – в конце 1930-х годов (Университет Музея Пенсильвании), Медведь обращен к курильщику. На сходной трубке с рисунка Кэтлина о Миссури “Тот, Кто Убивает Оседжей” медведь обращен от курильщика [Hassrick, 1977:75]. Поэтому можно предположить, что все трубки с отделяющимся чубуком, имеющие фигуры, обращенные на курильщика, постконтактны, и очень возможно, сделаны, по крайней мере первоначально для евро-американцев. Например, так была сделана чашечка, имеющая форму летящего орла, обращенного к чубуку. Она была сделана для Джеймса Брюса [J.Bruce], Графа Элбина, когда, с 1847 по 1854-й года он был губернатором Центральной Канады [Brasser, 1987: 121, рис. 111].

Конечно, в каждом обобщении возможны исключения, например, локтевая трубка со слабым выступом и с двойным конусом и квадратным ребром имеет скульптурного медведя вместо гребня, и он обращен к курильщику. Она была найдена в детской могиле в деревне Пауни, в Небраске, которая была заселена между 1775 и 1815 годами [Иверс, 1986: рис. 10]. Менее подходящий пример, локтевая трубка, найденная Дорсеем [Dorsey, 1904: рис. 23] у Скиди, Пауни в 1900 г. (Полевой Музей), которую он назвал “священной трубкой мира или войны”, имеет 4 фигуры, вырезанные вокруг чашечки – 2 животных и мужчина, и женщина в Западной Одежде конца XIX века – и черепаху на чубуке, обращенную к курильщику. (Теперь с трубкой находится не тот чубук, который проиллюстрирован Дорсеем.) Уникальной аномалией среди фигурных трубок является локтевая трубка, найденная Ла Флеш [La Flesh, 1921:170] у Ветреного Клана Оседжей в 1913 году (Смитсоновский Институт). С лицом внизу трубки (круглый чубук имеет подвешенный скальповый локон).

 

Символизм фигур

Из фигур на Священных Трубках самыми редкими и наиболее трудными для интерпретации являются фигуры людей. В ритуальном контексте была обнаружена только одна “Янус” (двуликая фигура) на трубке Айова, найденной Скиннером [Skinner, 1926] Трубка Музея Уберсе (Ubersee) с головой туземца, обращенной от мундштука, имеет инкрустацию из сплава на основе олова, подчеркивающую глаза “4” и “6” с ясным представлением четырех направлений на вершине чашечки, что указывает на возможное ритуальное предназначение (рис. 20). (Сзади головы вставлены: головка патрона и латунная кнопка, хотя это, вероятно, было сделано после первоначального изготовления). Однако, большинство человеческих изображений имеют западные черты и не имеют правдоподобного ритуального контекста, как например бородатый образ, собранный у Кроу (рис. 13) и как трубка, переданная Джозефом Брантом, Могавком, поддерживавшим Британию во время Американской революции. В последней (теперь находящейся в Музее Американского Индейца), возможно изготовленной Оджибвеями, с английской серебряной цепочкой, датируемой 1789 годом, сидящая фигура носит европейский парик.

Скульптурная фигурная трубка обнаруживается в ритуальной связи Виннебаго, с символизмом четырех направлений на вершине (рис. 31). Вероятно, она представляет лошадь. Однако, когда ее фотографию увидела туземка-шаманка, она предположила, что это — дух. Когда она видела духов, их лица и тела имели вытянутый вид. (Также узор, вырезанный на боку ранней омахской трубки, приведенной на рис. 2, может быть летящим духом.) Эта виннебагская трубка уникальна и иллюстрирует распространение сети торговли коренных американцев, так как и чашечка и чубук вырезаны из бивня моржа, пришедшего из Арктики.

Большинство фигур животных – это лошади и бизоны, они сделаны в Пайпстоуне после 1860-го года, они обращены к курильщику и предназначались для туристов. Даже некоторые, обращенные от курильщиков, такие как относительно распространенные плоские трубки с лошадьми с изогнутой шеей обычно делались для продажи туристам. Иверс [1986: 64] документально подтверждает продажу туристам трубок с человеческими и конскими головами. Трубки со скульптурным бизоном вместо гребня – обычные трубки для туристской торговли, изготовляющиеся в Пайпстоуне и сейчас, хотя самые ранние версии были собраны Джозефом Н.Николлетом около 1838 года. Чашечка этой трубки имеет форму “Янусоподобной” головы евро-американца в шляпе [Иверс 1986: рис.25]. Иверс также считает эту трубку сделанной для продажи белым собирателям.

Необычная цельная трубка, которая была частью ритуальной связки Кроу, является скульптурой бизона (или возможно медведя), чей хвост образует чубук, через который протягивается дым (рис. 35). На прямой трубке Кроу позднее были изображены отпечатки лошадиных копыт (рис. 33). И бизон, и лошадь были экономической основой существования на Равнинах, а первый – важный дух Лакота. На Священных Трубках, не имеющих определенного ритуального контекста обнаруживаются и изображения других животных, включая прерийных собачек (рис. 18), имеющих религиозной значение (см. Grinnell, 1889: 113-114) и большерогого барана [Иверс, 1986: 56].

Одна из самых ранних фигур, появившихся на трубках – фигура медведя. Медведь с инкрустированными главами и резцами обнаруживается на Хоупвеллской (с 200 В. С. Е. – 20 С.Е.) мониторной трубке [Brose, Brown, Penny: 1985: 63, 148]. Самая ранняя из встреченных мной этнографических трубок — это про-килевая форма с Северо-Востока и она подобна доконтактным священным Трубкам со Среднего Запада с фигурой пантеры — “водяного чудовища”. Эта трубка имеет скульптурного бобра, поднимающегося над чашечкой на чубуковом краю и обращенного от чубука (рис. 44). На одной стороне чашечки вырезаны: бобер, кремневое ружье, сабля и томагавк, а на другой — каноэ с фигурами духов, лосиха и лук со стрелами. Спереди вырезан христианский крест, отличающийся от креста четырех направлений тем, что нижняя линия длиннее других. Трубка зачаровывает своим символизмом. Имея доконтактный набор на одной стороне и бобра с послеконтактными торговыми статьями – на другой. После контакта и начала меховой торговли, бобр приобрел большое экономическое значение. На Северо-востоке в XVII веке среди Абнаки и Микмак распространилось чисто туземное христианство [Bailey, 1969:147], и эта трубка, вероятно, является христианской трубкой с фигурой бобра, соответственной датировки. Декор килевой трубки, возможно, Абнаки, из Пибодского музея, включает 6 бобровых хвостов, вырезанных вокруг чашечки.

Стоящий бобер так же рельефно вырезан на одном боку прямой пиеганской трубки, на другой стороне которой вырезана ящерица (рис. 3). Здесь, значение бобра, видимо, не экономическое. В мифе Пауни, как и у Черноногих, Бобр был лечебной силой (Grinnell, 1839: 109).

Другой распространенной фигурой является Медведь, который выступает главным духом лечения. Выходящий весной из Земли с новой жизнью, медвежатами, Медведь представляет лечащую и регенеративную силу Земли, Женской энергии. Скульптурная Медведица обнаруживается на северо-восточной килевой трубке с томагавкоподобным килем (рис. 47), и ее голова находится на выступе чирокской (Linden Museum) и семинольской (Peabody Museum) локтевых трубках, а также на локтевой трубке с длинным выступом XVIII в., Алабама [Fundaburk и Foreman, 1957:106]. Этот способ помещения животного на трубку был обнаружен среди доконтактных трубок, как на Катлинитовой, найденной на раскопках в Небраске, датированной между 1175 и 1450 годами [Иверс, 1986: рис. 6].

Как обсуждалось в главе 3, Птица Грома является главным духом в мифологии Священной Трубки. Килевая чашечка трубки, возможно, черноногская или от родственной им культуры, с четырьмя отверстиями, имеет вырезанную по одному боку выступа Птицу Грома, с молнией на другом боку.

На локтевой трубке, найденной британским офицером во время Американской революции, на каждой из двух сторон вырезана змея и птица. Спереди—или лось, или олень (рис. 46). Все животные демонстрируют зигзаги, исходящие изо рта, являющиеся линиями духов и имеющие разветвленные концы, этот символический мотив используют Оджибвеи и родственные им культуры. На Западе, лось – дух любовного таинства, но эта интерпретация здесь невозможна. В мифе Пауни (Grinnell, 1889:105) лось переносит людей в мир духов. Так как птицы и змеи также символизируют перемещение из сферы людей в сферу духов, для этой трубки лось означает скорее духа-помощника в шаманистическом путешествии.

 

 

СИМВОЛИЗМ ЧУБУКА

 

Чубук

Символическое значение чубука множественно. Вставленный в чашечку для ритуального использования, он символизирует мужскую энергию и созидательный потенциал. Как канал для подношения дыма, чубук представляет наш голос и, как в культуре Пауни, может быть украшен черными циркулярными линиями по всему чубуку, делая его символом трахеи. Чубук также представляет жизненное путешествие, которое может изображаться красными линиями вдоль по верху чубука. Представляющий саму жизнь, чубук может быть натерт смешанной с медвежьим жиром краской – охрой, и то, и другое символизирует жизнедающие силы.

В разработанных танцевальных ритуалах используются древки, подобные чубукам, часто без канала для дыма (см.Fenton, 1953). Эти жезлы изысканно украшены, всегда орлиными перьями. использование этих жезлов, в особенно распространенном ритуале, привело к путанице, к представлению, что для Священной Трубки важен лишь чубук. Однако большинство трубок из ритуальных связок не украшены, кроме нескольких примеров, натертых красной охрой. В некоторых связках Пауни, например, чашечки трубок находятся внутри связки, а чубуки – снаружи. Поскольку чубуки делались из дерева и постепенно обугливались у чашечки, и несомненно заменялись по мере необходимости, а сломанные чашечки чинились свинцом.

Тем не менее, что зависит от ритуала и духовного индивидуального воодушевления, существуют украшенные чубуки, демонстрирующие богатый символический мир. Эти символы будут обсуждены в трех последующих частях.

 

Резьба

Кроме наложенного декоративного прокалывания и рисунков или простых повторяющихся вырезанных линий, существует относительно малое количество резных чубуков. На одном необычном примере из Смитсоновского института (Иверс, 1986: 113), на одном краю чубука вырезана фигура человека (рис. 49). Этот чубук, возможно, принадлежал Шайенну высокому Быку, вождю общества Собачьих Солдат (в музейном списке – “Высокий Вождь”) и очень вероятно, был обнаружен армией США, после атаки его лагеря на Саммит Спрингс 11 июля 1869 года, когда Высокий Бык был убит (Berthrong, 1963: 342). Поскольку к этому чубуку привязаны 4 орлиных пера и к запястью резной фигуры, привязан скальповый чубук Меномини, с символом Молнии, вырезанном на одной стороне и черепахой, духом ритуала трясущейся палатки — на другой (рис. 43). Трубка была сделана по видению изготовителя. В обоих случаях, значение резьбы, навеянное личным видением, видимо, было известно только изготовителю.

 

Покрытия

Самое простое покрытие, кроме смеси жира и охры – краска. Трубка Меномини, из военной связки (рис.19) имеет полусвитый чубук, раскрашенный в синий, зеленый, красный и желтый цвета, представляющие 4 направления, варьирующие в разных культурах. Другое, относительно распространенное украшение чубука – латунные кнопки, приведенные парами, обычно 4 или 8 кнопок.

Наиболее распространенное декоративное покрытие – иглы дикобраза. Исключая цвета, символическое значение самих игл неизвестно (только то, что в гл.3), хотя на ритуальных трубках они могут символически представлять следы бизона или лося. Птичьи головы и перья, обернутые вокруг некоторых чубуков, также имеют символическое значение. Распространены утки, которые могут символизировать воссоздание мира после потопа, рогатые совы, обсужденные в гл.3, и красный скальп бивнеклювой дятлихи. Клюв последней изогнут назад, по традиции Айова и их соседей, чтобы опустить хохолок, так как эти птицы поднимают свои хохолки, когда сердятся, а трубка мира не должна быть связана ни с каким гневом (Skinner, 1926: 224). Некоторые чубуки, обернуты мехом, что возможно, имеет значение для человека, сделавшего трубку, или для определенной связки, частью которой она является (рис. 42).

Иногда к чубукам и чашечкам трубок привязывается Сладка Трава, обычно заплетенная в косу, символизирующая волосы Матери-земли, или полынь, две главные очищающие травы – когда они не используются для сохранения и увеличения силы (рис. 23). Эти очищающие травы скорее функциональны, чем декоративны.

 

Подвески

Наиболее часто к трубкам подвешены перья, особенно золотого орла, обычно их 4, 7 или 8 (рис. 1). Орел имеет несколько символических функций, изменяющихся от культуры к культуре, но во всех случаях он – важный дух. Орел может представлять Солнце или Западный Ветер. Орел также символизирует передачу нашей вести к духам, это значение родственно декору трахеи. К орлиному перу может быть прикреплен орлиный пух, и перо может быть украшено иглами дикобраза. Орлиные перья могут висеть отдельно или как веер. На востоке перья индюка содержали часть орлиного символизма, а на юго-востоке использовались перья фламинго. В нескольких культурах к чубукам также подвешивались орлиные перья, до того как христианское влияние не сделало этого териоморфного духа символом зла.

Также распространены ленты различных цветов, которые обозначают 4 направления и отдельных духов. Ленты могут меняться от церемонии к церемонии, что указывает на смену символизма. Часто чубуки дополняются конским волосом, часто украшенным, обычно в красный цвет. Красный конский волос, строуд, перья и кисточки, часто выглядят как солнце или свет солнца на облаках на закате [Borem: 73 (Voget)]. К чубукам военных трубок привязываются скальпы или скальповые локоны (рис. 15). Северо-западная трубка (Пибодский музей) имеет 2 погремушки гремучей змеи вместе с орлиным пухом, свисающие скорее с чашечки, чем с чубука.

На большинстве трубок северо-востока бисерная лента соединяет чашечку и чубук, и бисерный узор скорее всего возник из снов и видений (рис. 25). Франк Спек [F.Speck, 1935: 225] писал, что эти связующие ленты – “иллюстрация силы Маниту в бисере, усиливающая силу процесса курения”.

Возможности украшения чашечки и чубука значительны, на них влияют не только культурные вариации, но также индивидуальный опыт видений. Поэтому, приведенное выше обсуждение лишь касается богатого символического мира коренных американцев.

 

V. ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ

 

Распределение

 

Отсутствие всеобъемлющего изучения привело к некоторым неточностям и сбивающим с толку открытиям в отношении трубки. Килевая форма обычно называется “микмакской”, хотя впервые она была изображена на рисунке Линстона в 1653 г. о Делаварах [King, 1982: 68]; она же точно изображена на рисунке Николаса об Иллинойсах около 1670 г. Она встречается по всей северной половине области использования Священной Трубки Северной Америки. Т-образная форма обычно называется “сиукской”, хотя ее самое раннее изображение относится к Равнинным Кри [Mc'Dermott, 1976:13] и ее форму можно проследить до онеотского (oneota) образца (смотри ниже). Локтевая трубка без выступа часто трактуется как используемая только женщинами, чему противоречат свидетельства (см. прил. II). Наконец, обычно считается, что предпочитаемый материал – красный камень (катлинит). Однако, среди трубок, сделанных до XX века, черные распространены так же, как и красные, даже в культурах, которые живут рядом с известными катлинитовыми каменоломнями. Черные трубки, будучи менее фотогеничными, не иллюстрируются настолько часто, насколько они обнаруживаются в этнографических коллекциях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.