|
Табак в религиях коренных американцев
Если существует аспект, уникальный для аборигенных религий Америк, то это – ритуальное использование табака. Как отмечает наблюдатель XVIII века: “Все индейские нации, с которыми мы знакомы, часто используют его в большинстве религиозных мероприятий [Adair, 1775: 408]. В других частях мира мы можем обнаружить такие относительно общие практики религии коренных американцев как: ритуальное использование церемониалов парения, ферментальных напитков, жертвования собаки и шаманистический транс. Табак, как первое священное растение, вездесущ по всем Америкам, кроме Арктики, но в районах Центральной и Южной Америк, равно важными могут быть другие Священные растения.
Слово “табак”, вероятно, появилось из-за лингвистической ошибки Колумба и первых испанцев, которые применили Карибский Термин для V-образного вдыхательного инструмента к самому растению. Первые французские исследователи использовали свою версию “петун” (petun) (название этого растения Бразильских Гупи) и даже на севере Северной Америки [West, 1934: 31/33].
Ботанически табак классифицирован как род Nicotian(а), названный в честь французского посланника (XVI в.) в Лиссабон Жана Никота. Он принадлежит к семейству пасленовых (Solanaceae), в которое также входят картофель и баклажан. Из, по крайней мере 6-ти видов этого рода, большинство имеют американское происхождение [Wilbert, 1986]. Дикие виды Австралии не используются для курения, но тамошние аборигены жуют листья [Watson, 1983].
Хотя не ясно, является ли табак технически галлюциногеном [Schultes, 1972: 53-54]. Он используется в лечебной практике туземцев в Центральной и Южной Америке, способами сходными с использованием психоактивных растений [Wilbert, 1972]. Никотин освобождает медиатор1 норпинефрин (norepinephrine), который химически родственен галлюциногену мескалину и высвобождает гормоны эпинефрин, допомин и серотонин (epinephrine, dopomine, serotonin). Последний родственен двум галлюциногенам псилосибину и псилоуину (psilocybin, psiocine) [Wilbert, 1986: 147-148].
_______________
1 Химический передатчик импульсов между нервными клетками.
Вилберт [Wilbert, 1986: 149-200] приводит примеры “табачных шаманов”, которые используют табак, чтобы вызвать транс (в тропической Южной Америке). Для этого большие качества растущего в тропиках табака быстро курятся и проглатываются, вместе с другими психоактивными растениями. Сигары могут содержать более 80% никотина [Siegel et al: 22].
Этот же табак N.rustica L., растущий на севере Северной Америки, в определенных отношениях — другое растение. Из-за значительно более короткого сезона роста, более холодного климата, листья намного меньше и содержат меньше никотина. Курят его в значительно меньших количествах, чем в Центральной и Южной Америках. Хотя никотин создает физиологическое и психологическое состояние благополучия и он аддитивен, табак используется ритуально для создания транса только в тропиках Центральной и Южной Америки.
Современный культурный табак получен от N.tabacum L. карибского происхождения и он вытеснил исконное растение восточной Северной Америки – N.rustica L., обильно произраставший в восточной половине Северной Америки. До контактное распространение N.rustica L. в Северной Америке приблизительно соответствует распространению Священной Трубки до адаптации лошади и распространения на запад меховой торговли, что будет рассмотрено далее. На Равнинах было известно три различных вида и еще несколько других росло на западном побережье Северной Америки [Haberman, 1984].
N.rustica L. — привлекательное растение, высота которого варьирует от двух до четырех футов, в зависимости от климата и почвы, с листьями среднего размера и желтыми цветками. Курились сушеные листья и цветки. Листья сушились зелеными (предпочитался именно этот цвет), в тени. Растение довольно неприхотливо и самоопыляемо, хотя и чувствительно к современным кислотным дождям.
Обсуждая табак в туземной религии, надо рассматривать не только виды рода Wicotiana, но и другие вещества, которые смешивались с Wicotiana или курились вместо него. В Северной Америке этими заменителями обычно являются внутренняя кора определенных деревьев рода Cornus, такие как красная ива2, листья одного из сумахов (Phus glabra), когда они становятся красными осенью и листья толокнянки (медвежьей ягоды) (Arctostaphylos uvaursi). Все эти растения имеют связь с Красным цветом, цветом, представляющим кровь — сущность жизни, кора красной ивы, листья сумаха, становящиеся сверкающе красными; толокнянка, имеющая красные ягоды и сушеные листья сходны с зелеными сушеными листьями туземного табака. Алгонкинское слово “кинникинник” применяется и к курительной смеси, и к ее отдельным компонентам.
_______________
2 Ива — род Salix в тексте red osier. — Прим. пер.
Хотя табак жевали, вдыхали, в особенности в районе Амазонки, и пили как настой листьев, особенно при смешении с более сильными веществами, как в “черном напитке” юго-восточных культур Северной Америки, наиболее распространено его использование в курении. В Северной Америке первичной целью курения табака является подношение духам. Человеку, делающему подношение табака, не обязательно вдыхать дым. Табак чаще всего приносят в жертву, возлагая его на угли или бросают в огонь. Во многих культурах табак курят через трубки, сигары или сигареты, а также жертвуют прямо в огонь. Табак даже не обязательно жечь, можно просто положить как приношение земле, бросить в воду или положить на или рядом со священными камнями и деревьями. В XVIII веке торговец Лонг [Long, 1793: 43] отметил, что табак был брошен в воду перед тем, как его отряд отправился в путь по оз. Верхнему. В случаях, когда травы, деревья, животные и камни используются в сакральных целях, табак всегда кладется у требуемого предмета, который просят послужить нуждам человека.
Табак, поднесенный прямо или как дым, обеспечивает связь с духами. Как сказал Мескуаки (Mesquakie) студенту, пытающемуся понять культуру коренных американцев: “Мы используем табак в обрядах; бросаем его в огонь, после чего говорим с духами [Mc.Taggart, 1984: 120]. Основатель современной антропологии Льюис Г. Морган отмечал, что “Ирокезы верят, что табак был дан им как средство связи с миром духов” [Morgan, 1851:164].
Бросание табака на огонь и угли в Северной Америке сходно со священным воскурением. Традиционно воскуриваются: кедровые листья — на востоке, полынь и сладкая трава — на Равнинах, можжевельник и сосновые иглы — на юго-востоке. Дым от листьев или травы используется для того, чтобы очистить место, участников, параферналии и подношения, используемые в церемониях. Желательность табака как подношения духам может быть обнаружена в далеком прошлом в ритуальном использовании воскурения.
Предки возделываемого табака, вероятно, являются самыми древними окультуренными растениями Америки, они датируются временем более 8 тыс. лет назад [Furst, 1976]. Среди ученых принято считать, что табака распространился из Южной в Северную Америку, хотя это оспаривается тем, что трубка распространилась в противоположном направлении [Hall, 1983: 52]. Это проникновение могло произойти по крайней мере несколько столетий назад. Самое раннее свидетельство о садоводчестве на востоке Северной Америки по сохранившимся семенам тыквы датируется более чем 3 тыс. лет назад [Adovasio и Carlisle, 1984] и соответствует самым ранним прямым трубкам, датируемым между 4 тыс. [Hall, 1983: 42, Penny, 1985: 26] и 3 тыс. лет назад [Brose, 1985: 53].
Выращивание табака обычно отличается от выращивания пищевых растений. В некоторых культурах, у Кроу, например, одомашнен только табак [Lowie, 1919]. У Наррангассетов Роджер Уильямс (1634 г.) наблюдал: “...табака... обычно единственное растение, с которым работают мужчины; женщины занимаются всем остальным” [McGuire, 1899: 417]. Пьер Бучье [Boucher] (1644 г.) отметил сходный уклад у Гуронов [Kinietz, 1965: 19]. Ирокезоязычные народы лишь частично одомашнили это растение, позволяя ему самоопыляться, как у Кайюга, или только сея семена, без дальнейшего возделывания, как среди Сенека [Linton, 1924: 3-4]. В культуре Мескуаки, как и во многих других, только избранные обладали священным правом и обязанностью выращивать табак для своей общины [Mc.Taggart, 1984]. Во всех случаях разведение табака требует специальных ритуалов и является особо священным актом.
Эти аспекты доместикации табака указывают на его религиозное значение и наводят на мысль, что он мог быть первым одомашненным растением в Северной Америке, хотя самое раннее свидетельство о табаке, карболизированные семена, датировано лишь 2 тыс. лет назад [Haberman, 1984], табак в Северной Америке стар по крайней мере настолько, насколько старо само огородничество. Анализ остатков табака ненадежен, так как пока не ясно, сколь долго сохраняется никотин. Самое раннее свидетельство об использовании табака несомненно будет перемещаться по мере усовершенствования техник археологического датированы.
Еще один вопрос о табаке, на который даются противоречивые ответы — курился ли табак в несакральных целях в доконтактную эпоху. Роджер Уильямс (1634) отмечает: “...Я не видел никогда, чтобы кто-нибудь из [Наррангассетов] использовал [табак] так же часто, как некоторые из европейцев” [McGuire, 1899: 417-418]. Однако западные наблюдатели в этом вопросе склонны к амбициозности и противоречиям, поскольку большинство заметок — это случайные описания, сделанные людьми, часто не понимающими значения туземных практик. Например, церемониалы казались не-туземцам исключительно гигиенической процедурой, а не средством для связи с духовными силами. Следовательно, наблюдения индейского курения также часто воспринимались с позиций европейского светского курения; светского потому, что в Европе не было культурных предпосылок для его религиозного использования. Более того, различие между светской и религиозной деятельностью в западной христианской культуре, по сравнению с другими, выражено наиболее ярко. Однако, вследствие табачной торговли, его нерелигиозное использование распространилось и среди индейцев.
В этом отношении можно сделать подходящее сравнение с использованием алкоголя в других культурах. Антропологи соглашаются, что человечество начало использовать ферментативные напитки в религиозных целях. Современные ритуалы, связанные с употреблением алкоголя в западной культуре являются остаточным отражением этих древних церемоний. С развитием христианства алкоголь стал символически использоваться во время причастия. Напротив, в иудаизме и в китайской религии питье вина остается главной особенностью ритуалов. Как следствие, всеобщее употребление вина в этих двух культурах сохраняет яркий ритуальный оттенок: в Восточной Азии алкоголь редко пьется без еды, сохраняется образец жертвенных трапез.
Там, где сохраняется ритуальный оттенок, как в иудаизме и китайской религии, злоупотребление алкоголем распространено не так часто, как в христианских культурах. В тех культурах коренных американцев, где ритуальное опьянение было неотъемлемой частью важных церемоний, злоупотребление алкоголем, похоже, является меньшей проблемой, чем там, где употребление алкоголя было введено европейцами. Никогда не являвшийся частью религиозной жизни, алкоголь приводит к серьезным общественным и личным проблемам.
Если эту схему употребления алкоголя перенести на использование табака, то ситуация проясняется. Благодаря легкой доступности и иному внешнему виду торгового табака, который не был ни ритуально выращен, ни приготовлен, индейцы начали курить его без ритуальной цели. Даже сегодня в таких разных культурах, как мескваки и ирокезская, туземный, ритуально выращенный табак сохраняется для церемониальных подношений. Однако, как и в случае с вином, в иудаизме и Китае, “светское” использование табака сохраняет “священный оттенок”. Даже употребляемый без церемониальных целей, табак никогда не теряет своей особой ауры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|