|
Пути ритуального использования табака
Простейший способ подношения табака — помещение прямо в воду или на землю, священные камни и растения, останки животных или духов. В 1607 году капитан Джон Смит отметил, что эти люди больше других вещей уважают Солнце, и на восходе и закате они делают на земле круг из сушеного табака, а затем начинают молиться. В 1608 г. он упоминает о туземцах Вирджинии, которые бросали табак в реки и море как подношение [Mc.Guire, 1899: 548]. Отец Эллоуз [Allouez], повествуя о своих впечатлениях в Грин Бей, Висконсин, в 1674 году пишет: “Когда они [Иллинойсы] проходят церковь, они разбрасывают вокруг табак, как знак уважения к величайшему божеству, о котором они когда-либо слышали” [West, 1934: 67]. Конечно, Иллинойсы могли так пользоваться табаком, чтобы защититься от злого духа миссионера.
Другое некурительное использование табака включает вдыхание измельченных листьев в носовые пазухи, жевание листьев, глотание измельченных листьев, смешанных с другими субстанциями, использование клизм и высасывание жидкости из листьев, а часто как очищающее рвотное. Вдыхание было распространено в нескольких областях Карибии и Южной Америки. Для вдыхания измельченных листьев или питья жидкого настоя часто использовалась пипетка-развилка. Жевание табака, часто перемешивавшегося с известью, практиковалось к югу от Калифорнии, во многих областях Южной Америки. Дживаро (Jivaro) (леса северной части Амазонии) пьют табачный настой, чтобы извлечь своего духа-покровителя для шаманских целей [Harner, 1973: 20]. Дополнительные примеры этого обычая можно найти у Вилберта [Wilbert, 1976].
Самый простой способ подношения трубки духам — бросание листьев в огонь или возложение их на угли. Жан де Брефер [Jean de Brefeuf, 1636] отмечал, что Гуроны бросают табак в огонь перед тем, как обратиться к духам [Thwaites, 1896-1901: X, 159]. Этот метод распространен по всей Северной Америке. Другие методы – это вдыхание табачного дыма в себя, а затем выдыхание его по направлению к духу-реципиенту. Разделение дыма между делающим подношение и принимающим его духом устанавливает связь между ними. Священный дым распространялся над этим человеком или предметом, над другими людьми как благословение.
Есть несколько методов курения, часто указывающих на регионы. Самый простой — помещение головы над горящими листьями и вдыхание дыма.
Следующий — сигара, скатанная из листьев, зажигаемая с одного конца: дым тянется в рот с другой стороны. Этот способ наиболее распространен в Карибии и окружающих областях, где сигары до сих пор используются в религиозных целях горными Майя (для иллюстрации см. Robissek, 1978: 17-18). Следующий способ – помещение растертого табака в круглое, легко воспламеняющееся вместилище, такое как тростник или свернутая кожура початка кукурузы. Этот метод ритуального курения табака распространен, начиная от американского Юго-Запада и во многих областях Южной Америки. И наконец, существуют специально изготовляемые курительные принадлежности, то есть трубки, которые являются наиболее распространенными средствами для помещения табака при курении в Северной Америке.
Различие между превалирующими формами курения в Северной и Южной Америках было отмечено первыми европейскими наблюдателями. Андре Севет [Thevet, 1575] писал: “Это растение [табак] высоко ценится ими [туземцами Канады] ... помещая его в рожок и зажигая противоположный конец, они вдыхают его дым. В отличии от их способа использования этого порошка, наши туземцы Антарктики [Бразилия] заворачивают “петун” в пальмовый лист [Stabler, 1986: 47-48].
Обычно курительная трубка — не воспламеняющееся вместилище, на одном конце которого помещен горящий табак, — и позволяет дыму проходить через другой конец. Наиболее простая форма трубки — просто труба. Более удобная модификация — согнутая труба, образующая чашечку трубки и чубук, — это позволяет силе тяжести удерживать табак на месте. Дальнейшая модификация — разделение частей, чубука и чашечки. Это позволяет чубуку быть длиннее, а чашечке быть сделанной из другого материала. Более длинный чубук способствует общественному курению, и, что более важно, позволяет ритуально предлагать чубук духам-реципиентам, держа его двумя руками. В течение более чем тысячелетия трубка с отделяющимся чубуком была главным средством общественного поднесения дыма почти во всей Северной Америке, и ее использование стало первостепенным ритуалом коренных жителей Северной Америки (историю и распространение см. в гл.5).
Священная Трубка
Характерной особенностью Священной Трубки является то, что чашечка отделяется от чубука и обе части хранятся отдельно, кроме как во время ритуального использования. То, что трубка состоит из двух частей, само по себе является важным символом и означает для многих коренных культур трубку религиозного значения. Два современных индейских мастера, для которых изготовление трубок — их работа, пишут: “Хотя трубки, которые мы делаем для продажи и демонстрации в музеях и галереях — достоверны и из них можно курить, чубук прочно прикреплен к чашечке. Таким образом, мы делаем наше заявление людям и публике, что наши священные предметы не продаются. Для нас трубка, у которой чубук отделим от чашечки — духовное орудие, а не только предмет искусства” [Freesoul and Fresoul, 1984: 8].
Обычно чашечка делается из камня, а чубук из дерева. Каждая часть, как по отдельности, так и вместе, имеют всегда считается священной и к ней относятся с должным уважением.
Трубка, вплоть до ее современного распространения по субарктическим областям Северной Америки, разошлась от Скалистых гор до Атлантики и от Мексиканского залива до залива Джеймса. Она не проникла на тихоокеанское побережье, где продолжают использовать тубулярные трубки, и в культуры Юго-Запада, где в ритуальном употреблении преобладают тубулярные трубки, называемые “раздуватели облаков” и локтевые трубки с коротким тростниковым мундштуком. В некоторых культурах трубка с отдельным чубуком использовалась и продолжает использоваться прежде всего в пан-индейском ритуальном контексте, как в культуре Ирокезов, у которых присутствует своя, уникальная форма трубки, которой соответствует другое ритуальное использование.
Французы, впервые столкнувшись с трубкой с отделяющимся чубуком, назвали ее “калюмет” от средневекового chalenel или chalumedu (тростник) [см.: Springer, 1981: 230–231]. С тех пор этот термин используется в различных значениях, что внесло путаницу в обозначение трубки с отделяющимся чубуком. Некоторые ученые используют этот термин для украшенных перьями чубуков, другие — для трубок в особом, комплексном ритуале, а некоторые для самого особого ритуала. Многие ученые применяют этот термин для всех трубок с отделяющимся чубуком и предполагают, что особый ритуальный комплекс был свойственен всем таким трубкам.
Игнорируя первоначальное французское обозначение, но следуя традиции, я сохраню термин “калюмет” для украшенных перьями чубуков, используемых в ритуалах, сходных с хако у Пауни. Кроме этого для удобства, я буду называть все трубки с отделяющимися чубуками “Священные трубки”, включая калюмет, когда присутствует чашечка. Мое разделение сходно с позицией Холла [Hall, 1983: 51]. Кроме того, я включаю сюда круглую и плоско-мундштуковую трубки.
Конечно, сакральную функцию исполняют все трубки, использующиеся в туземных церемониях, но трубки, подобные “раздувателю облаков” и ирокезский тип также могут быть идентифицированы с существующей терминологией. Кроме юго-западных культур Пуэбло и тубулярных костяных трубок Равнин, в Северной Америке в религиозных целях используются только трубки с отделяющимся чубуком.
Ученые, изучающие религии коренных американцев, обычно соглашаются, что ритуал Священной Трубки и Sweat Lodge являются наиболее распространенными в Северной Америке ритуалами [Hultkrantz, 1984]. В главном библиографическом эссе Стейнметц [Steinmetz, 1984: 27] подчеркивает: “В религиях коренных американцев Священная Трубка занимает уникальное место, среди первобытных религий всего мира, своим широким разнообразием связанного с ней символизма и многими путями церемониального использования. Из-за центральной роли Священной Трубки практически во всех ритуалах и ее важности в мифах происхождения, она является ключом к пониманию коренных религий Северной Америки от Скалистых гор до Атлантики и от Гудзонова залива до Карибии.”
Главенство трубки для религиозной жизни и понимания многих коренных народов Северной Америки лучше всего сравнима с ролью Гора в иудаизме и Корана в исламе. Она есть главнейшее материальное средство связи между духовными силами и людьми. Обращение Ассинибойна Очанкугахе (Ochankugahe, Дана Кеннеди) в 1939 году к студентам в Саскатуне служит примером индейского понимания Священной Трубки [Petrone, 1984: 155-156]: “...Давайте выявим то, что Попе редко открывают белому человеку – внутреннее святилище души краснокожего. Наиболее священным из его ритуалов признается Трубка Вождей. Для краснокожего Трубка Вождей символизирует то, что Великая Хартия Вольностей и Ковчег Завета означают для других рас. Трубка — посредник и поэзия обращения краснокожего к Великому Маниту. Перед тем, как проситель предложит трубку Маниту, она окуривается дымом sweat grass (сладкой травой). Как и Моисей библейских времен получил десять заповедей на дощечках, так краснокожий получил трубку как символ завета Маниту. Его моральная, социальная и религиозная структура, его традиции, церемонии и священные ритуалы глубокими корнями уходят в облагораживающее влияние трубки. “Возьми эту трубку, — приказал Маниту краснокожему, — и с ней ты вырастешь в нацию”.”
С точки зрения сравнения религий, Священная Трубка — это священный сосуд. Во многих культурах индейцев Северной Америки она — первичное средство подношения священным существам наиболее священной субстанции — табачного дыма. Следовательно, она сравнима с бронзовыми священными сосудами древней китайской цивилизации, фокусом творения этой культуры технологического развития и экономической продуктивности, до такой степени, что эти сосуды стали символом самой цивилизации.
Но Священная Трубка не только жертвенный сосуд. Она сама имеет священную природу. Трубки, предлагаемые священным силам, сами могут принять силу духов. Некоторые трубки считаются такими могущественными, что лишь люди, обладающие шаманской силой, могут курить их без вреда для себя. Я сам, без преувеличения, испытал страх и трепет при приближении особой трубки, находясь под воздействием непосредственного магнетизма силы трубки и духа, которому она была посвящена.
В последующих главах религия Священной Трубки будет рассмотрена в четырех аспектах: ритуальном6 мифическом, описательном и символическом, и историческом. Две главы (о ритуале и мифе) рассмотрят религиозную природу и роль трубки. Стейнметц [Steinmetz, 1984: 27] отметил, что “всеобъемлющей Священной Трубки и ее религиозного значения не существует”. Хотя материалы, собранные в этих главах, взяты из опубликованных этноисторических данных и этнографических изучений, они являются первой попыткой интегрировать и проанализировать рассеянные свидетельства с методологической позиции истории религий. Эти главы включают анализ пан-индейской космогоний и теологий, связанных со Священной Трубкой.
Исследованию, приведенному в главе о символизме, предшествовали два увесистых тома МакГура (McGuire) [1899 г.] и Веста [1934 г.]. Первый, хотя и полезный в исследовании раннего описания материала, к сожалению, проникнут расизмом того периода, что уменьшает его ценность, а кроме того, он был написан до возникновения научной археологии. Второй, написанный коллекционером, примечателен описанием, но слабый по анализу, особенно в отношении религиозного значения трубки.
Части, посвященные символизму, рассмотрят религиозное значение самой трубки, а также ее украшения.
Первая часть главы о географии и истории основана на нескольких годах этнографических исследований во всех основных музейных коллекциях.
Частью она связана с утверждением Спрингера [Springer, 1981: 230]:
“Табличное исследование элементов курительного комплекса, включая картографическое и статистическое изучение данных, позволит ответить на более частые вопросы. Такой анализ ведет к заключению, что трубка коренных американцев – пан-индейская религиозная модельность. Этноисторические исследования и изучение археологических данных добавляют к этому исследованию временное измерение. Вывод таков: эта пан-индейская религиозная модельность является древностью. Она, возможно, так же стара, или еще старее, чем основная религия вторгшихся европейцев. Во всех 4-х частях, повествующих о Священной Трубке, будет отмечено, что ритуальная роль женщин и теологическая роль женских духов значительно более важны, в отличие от тенденции, отражаемой академической литературой.
Глава 6 “Эпилог” рассмотрит переход от прошлого к настоящему и исследует современную ситуацию со Священной Трубкой. Я надеюсь, что понимание богатства и древности пан-индейской религии Священной Трубки оросит религиозную депрессию, от которой страдают коренные жители Канады и США. Стремящиеся к дальнейшим поискам, обнаружат описание методологии в первом приложении и необходимые данные во втором. Большинство трубок, обсуждаемых в последующих главах, подробно описаны в этом приложении, организованном в алфавитном порядке в соответствии с культурой, у которой приобретена та или иная трубка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|