Сделай Сам Свою Работу на 5

Теология Священной Трубки





 

Во время подношения трубки рассказываются наиболее священные мифы, часто с барабаном и погремушками. Ритуальная цель творит священное время и пространство, она связывает настоящее и мифическое время. Поэтому все то, что только что рассказывалось, – не сам миф, а синопс повествований, которые являются лишь частью ритуального комплекса. Однако, малочисленные и фрагментарные уместные мифические повествования, которые были зарегистрированы, добавляют значительное количество информации к пониманию роли Священной Трубки в религиозных представлениях коренных народов.

Табак и трубка были даны людям в самом начале их существования. В мифе Медисин Лодж (Таинственного Жилища) Виннебаго табак люди получили даже раньше основы питания – кукурузы. Для Кри комплекс Священной Трубки (огонь, чашечка трубки с табаком, чубук трубки и сладкая трава) были прощальным даром людям от Создателя. В мифе Гро-Вантров о воссоздании трубка была центральна в формировании мира и в освобождении дичи. У Хидатса, объединяющих традиции Кэддо и Сиу, трубка и табак были подарены людям при переходе на недавно воссозданную Землю. Судя по мифу о происхождении Медвежьего клана Айова, первыми вещами, полученными медведями при выходе из земли, была первая чашечка трубки и затем чубук.



Священная Трубка необходима для жизни, потому что именно с табаком, посредством огня или трубки люди могут молиться о необходимом более могущественным существам. По этой причине Ла Флеш [1921: 61] интерпретирует ритуальное заявление Оседжей: “Я – человек, который сделал трубку из своего тела”, как значащее, что трубка – жизненный символ народа. Трубки передавались и передаются людям этими существами для семейного, кланового, общественного и всеплеменного использования. Посредством трубки люди могут лечить больного, управлять погодой, просить животных отдать себя в пищу людям, навредить врагам и заключить мир. Дар Трубки могущественными существами помогает людям, в свою очередь, предложить табачный дым этим и другим существам.

Мифы, описанные выше, дают нам возможность понять этих Могущественных и полезных существ; они позволяют анализировать “теологию” коренных американцев. Этот термин надо использовать осторожно, поскольку духовные существа коренных американцев, в отличии от западных божеств не сверхъестественны, то есть не стоят за гранью природы, а скорее совершенно природные существа. Таким образом, нет абсолютной грани между Творцом и творимым. Все существа – родственники, поэтому к духам, включая животных, растения и минералы, люди обращаются как к “Дедушке”, “Бабушке”, “Матери” и “Отцу”. Эта связь часто поддерживается словами в заключении обряда Свит Лодж и курения Священной Трубки, когда участники могут индивидуально заявить: “Все мои родственники”. Классическое теперь понятие “отличные от людей существа” выделяет это понятие еще лучше.



Связанным с этим родственным вопросом является вопрос об оптимальности применения термина “теология” или “теологии”. Среди большого количества племен Северной Америки, использующих трубку с отделяющимся чубуком, обнаруживается общая теология, а также общая космология, даже среди культур, относящихся к различным языковым семьям, детали могут варьировать, но существует общее структуральное родство между отличными от людей существами и людьми. Поэтому Священная Трубка и связки могут приходить от других народов, или через захват, или как дар. Захват здесь выступает как дар от духов, как в мифе Кроу.

Теологическое сходство существует вопреки средствам развития теологических представлений. Будучи эмпирическим, представление открыто продолжительному откровению, исходящему от самих духов. Поэтому туземная теология флексивна и способна быстро отвечать на изменение обстоятельств, не изменяя своих фундаментальных характеристик. Откровения происходят во время экстатических религиозных процедур, в результате поста, Свит Лодж и самопожертвования (то есть в Танце Солнца или Жажды) и в ясных снах, поскольку продолжительное откровение происходит в мифическом и ритуальном контексте. Оно скорее поддерживает, чем разрушает религиозную преемственность.



Теология Священной Трубки сама по себе не происходит из влияния христианства, как намекает Отец Стейнметц [1984: 68]: “Я полагаю, что религиозное значение Священной Трубки и ее сакраментальное использование испытало гораздо большее влияние христианства, чем согласны признать большинство антропологов”. Стейнметц правильно указал на важность христианской подготовки Джорджа Сабли на развитие идеологии Лакота, что было проанализировано Клайдом Холлером [1984, 1984а]. Но как я аргументировал в предыдущей работе [1983], сам ритуал и представление о Священной Трубке отделяют аборигенные идеи от христианской оболочки. Произошедшая модификация была туземным способом ответа на доминировавшее христианство, направленным на сохранение духовности туземцев. Священная Трубка в качестве жертвенного сосуда допускает синтез с христианством; но это значение трубки существовало не только задолго до прихода христианства в Америку, но даже до начала христианства (см. гл. 5).

Из мифов и ритуалов Священной Трубки можно функционально выделить четыре категории духовных существ: первичные духи, эффективные духи, духи происхождения и духи разделения (разрушения). Эти категории подходят только для аналитических целей, в действительности они пересекаются.

 

Первичные духи

 

Как рассматривалось в предыдущей главе, основной ритуал Священной Трубки указывает на первичность духовных реципиентов. Хотя первичные духи центральны для ритуалов, их эффективные ассоциации и связи происходят из мифов. Будучи прямо упомянутыми в мифе, первичные духи становятся далекими, как Маниту из мифа Кри о творении, или они – источник самой жизни, как Земля в мифе о творении Таинственного Жилища у Виннебаго.

Христианское влияние в двух вышеупомянутых примерах наблюдается лишь во вторичных особенностях. В мифе Виннебаго Женщина-Земля содействует мужчине – Делателю Земли, так как небо соединилось с Иудо-христианским Иеговой. Ко времени записи мифа Виннебаго были переориентированы правительством США на патрилинейную и патриархальную структуру. Следы прежней матрилинейной структуры обнаруживаются во фразе “ваши дяди и ваши тети”; в матрилинейных и матрилокальных структурах родство с дядями и тетями так же сильно, как и с природными родителями. Хотя термин “Маниту”, бывший генетическим термином для всех духов, в религии Кри стал обозначать только небо, Маниту (Создатель) остается ритуально равным Земле. Это также верно для выражения “Великий Маниту”, распространенного с середины XVIII века. Однако, используемые в и из себя выражения “Великий Дух” и “Создатель” относятся к реальности, стоящей за духами в их индивидуальном проявлении, к жизненной силе, создавшей все сущее.

Первичные духи можно разделить на две категории: Земля И Небо и Четыре направления. Мать, или Бабушка-Земля, и Отец или Дедушка-Небо в мифах часто представлены своими символами. Как специфические небожители они соответственно – Бабушка, или Мать-Земля и Дедушка или Отец-Солнце; как териоморфные духи – они – Медведь (Земля), Сова (Луна) и Орел (Солнце); как элементарные духи, они – Вода и Огонь. В некоторых культурах, таких как Пауни, существуют дополнительные символы – небожители – Вечерняя (женское начало) и Утренняя (мужское начало) Звезды.

Вместе Земля и Небо образуют силы творения. Второй аспект первичного духа, Четыре Направления или Ветра – сило- и жизнедающие силы сотворенного. Они представляют мир вокруг нас, течение дня, смену времен года и этапы жизни. Символизируемые цветами, животными и растениями, они наделяются деталями, варьирующими от культуры к культуре, даже от субкультуры к субкультуре.

 

Эффективные духи

 

Эффективные духи – это те духи, которым Священная Трубка предлагается уже после предложения ее первичным духам (ритуальный порядок может варьировать), они также дарители большинства именных трубок. Поэтому они имеют и ритуальное и мифическое значение. Эти духи также могут символизировать и первичных духов. Это те отличные от людей существа, к которым люди могут непосредственно обращаться за помощью, обычно с трубкой. Этих духов много, обычно каждое животное имеет свой духовный аспект. Среди наиболее важных — Птица Грома, Медведь, Бизон и Орел.

В мифах Черноногих о происхождении Таинственной Трубки в качестве дарителя выступает Птица Грома, которая также преподнесла дополнительную трубку черноногской связке. Птица Грома также может быть полутериоморфическим символом Западного ветра, В этих случаях Птица Грома не только контролирует суровую и потенциально разрушительную погоду, но также может передать воину силу вспышки молнии. Связка Таинственной Трубки Стоящего Быка, вождя Кроу XIX века, центрируется на чашечке прямой трубки с Большой Медведицей, изображенной на одной из ее сторон и с зигзагом вспышки молнии на другой (рис. 6). Считалось, что, направив эту трубку на врага, лидер военного отряда Кроу убьет его, как убил бы удар молнии [Уайлдшут, 1975: 122].

Медведь отдал свою кожу для заворачивания Таинственной Трубки Черноногих [Мак Клинток, 1910: 253]. Медведь, в особенности медведь-гризли, может олицетворять ужасную защитную силу, а черный медведь, как лечащий дух, представляет обновляющую силу Земли. Каждую зиму Земля засыпает под снежным покровом; омоложенная весной, она возрождает ростки новой жизни. Медведь хоронит себя в землю на зимний пост и возвращается весной со своей новой жизнью — медвежатами. В мифе Айова о происхождении Медвежьего клана, четыре Медведя выходят из земли. Поэтому Медведь – один из могущественных лечащих духов. Крылатое следствие Медведя — Сова, могущественный дух ночи (женского начала), важный для Таинственных Трубок Черноногих и Кроу, упомянутых выше.

Одним из последствий христианского доминирования стало то, что эти духи полезной сферы стали пониматься как злые. Кроме мужского духа Неба, христианские миссионеры имели тенденцию считать всех других туземных духов, особенно женских, представителями дьявола. В культуре Оджибва лечащий дух — Медведь — стал пониматься как связанный с колдовством, поэтому термин “хождение медведя” означает практику злой силы. Точно так же, в некоторых культурах Сова стала считаться символом смерти, а не как средство связи с умершими родственниками [Hoffman, 1891: 171] или другими добрыми силами.

Бизон связан и с женским, и с мужским началом. Как Бык, Бизон символизирует силу воина. В мифе Хидатса о творении мужчина-Бизон создает табак для трубки. (У Хидатса и в других родственных культурах табак выращивали мужчины, хотя пищевые растения возделывались женщинами.) Но наиболее важно женское начало бизона. Бизониха давала людям Равнин большую часть мяса и жира, костяных орудий, покрышек для типи, одеял и мокасин, сухожилий для шитья одежды. Без нее невозможно человеческое существование. И она дала Лакота ритуальную трубку и является “духом” трубки [Walker, 1980: 221]. Бизон, так же, как и Медведь, воспринимается как пришедший из земли [Walker, 1980: 144].

В мифе Хидатса о происхождении клана Водяного Кутилы (Water buster) [Боуэрс, 1965: 467-471] дух Орла выполнил свою миссию помощи людям, дав им трубку. Эта трубка уничтожила их врагов, вызвала дождь, когда он потребовался, призвала бизонов и вылечила больного. Орел – крылатый дух дневного неба, солнца. Паря высоко в небе, он видит все, что происходит в мире. Его перья, прикрепленные к чубуку, посылают наши молитвы Отцу-Небу, Деду-Солнцу, так же как перья Совы — Матери-Земле и Бабушке-Луне.

 

Духи происхождения

 

Духи происхождения воссоздают мир после потопа (обычно в контексте ныряльщика за землей), возглавляют переход из одного мира в другой, освобождают животных-дичь, передают людям все изобретения, необходимые для поддержания жизни, такие как огонь, и все те вещи, которые необходимы для духовной жизни, такие как Священная Трубка. В сравнительной терминологии они – “культурные герои”. Обычно они играют главную роль в мифах, но не являются постоянным персонажем ритуалов. Главные духи происхождения – Койот, Ворона-Ворон, Заяц и Паук. В каждой культуре обычно присутствует один дух происхождения, хотя рассказы о нем имеют параллели, если не дубли, связанные с другим духом происхождения из другой культуры.

В приведенном выше мифе Хидатса о происхождении, Койот фигурирует и в истории о ныряльщике за землей, и в выходе людей (синтез, обычно представляющий два подхода к пониманию начала жизни людей на Земле). После выхода людей и дара Одиноким Человеком, второй дух происхождения, Койот, приказывает Мужчине-Бизону создать табак для трубки Одинокого Человека.

В мифе Гро-вантров о воссоздании трубка играет еще даже более важную роль, так как дух происхождения, Никсант плавал на трубке во время воссоздания мира и чашечка трубки была вместилищем для всех животных. Это была трубка, которую он передал народу Белой Глины. Однако, трубка включена в космологический миф в немногих традициях: большинство мифов о ларе трубки включает скорее эффективных и первичных духов, чем духов происхождения.

 

Разрушительные духи

 

Духи разрушения идентичны духам происхождения, но играют другую, хотя и комплиментарную роль. Они – Священные Клоуны, которые учат людей должному социальному поведению посредством сложностей, в которые они попадают в своих грубых эскападах. Со сравнительной точки зрения их называют “трикеры”. Точно так же как и в своей роли духов происхождения. Койот, Ворона-Ворон, Паук и Заяц в качестве духов разрушения имеют мифическую, но не ритуальную функцию. С первых снегопадов и до возвращения Громов мифы о духах разрушения занимают людей долгими зимними ночами. Через эти юмористические и занимательные мифы люди узнают о ловушках противоестественного и антисоциального поведения.

Суммируя сказанное, из мифов о происхождения Священных Трубок мы узнали, что они – обычно дар эффективных духов или духов происхождения. Для людей трубка – средство связи с первичными и эффективными духами. Духи разрушения обычно не играют прямой роли в ритуале или мифе трубки.

Из ритуалов и мифов очевидно, что хотя духов много, творение— результат их единства. Когда мужские и женские духи, символизирующие полюса духовной энергии соединяются, то начинаются мир и сама жизнь.

Более того, жизнь – это не неизбежность, она – дар духов. От них мы получаем не только жизнь, но и пищу, а также другое, необходимое для жизни, включая Священную Трубку. Всеобщее родство включает обмен дарами. Имея табак и трубку, мы можем, поднеся дым, выразить благодарность духам за их дары.

 

 

IV. ОПИСАНИЕ И СИМВОЛИЗМ

 

Типы трубок

 

Как обсуждалось в первой главе, существуют различные типы трубок для подношения табака, из которых трубка с отделяющимся чубуком—лишь один тип. Эти вариации задействуют и религиозное использование и религиозные представления; незнание об этих различиях приведут к неверному пониманию.

 

Тубулярные трубки

Самый базовый тип трубки – просто трубочка: табак кладется в один конец, дым высасывается из другого (илл.9-11). Этот тип трубок родственен трубочкам, используемым в лечебных ритуалах, в которых лекарь высасывает болезнь из тела пациента при помощи такой трубочки; предполагалось, что трубочка шамана для высасывания – источник тубулярной курительной трубки, а также трубочкам для нюхания табака [Birket–Smith, 1929: 37-39]. В прошлом тубулярные трубки использовались по всем Америкам, и их ритуальное использование продолжается в западной части Северной Америки.

Обычно тубулярные трубки шире в табачном конце, чем в мундштуковом [рис. 9]. Чтобы табак не засасывался в рот курильщика, в чашечную часть кладется маленький камешек, позволяющий дыму проходить вокруг себя, но мешающий частичкам пепла и табака сваливаться по трубке.

Наиболее распространенный материал для тубулярной трубки – камень, иногда с тонким, круглым костяным мундштуком. [Здесь, ранее и в дальнейшем: Stem – чубук, mouthpiece – мундштук – прим.пер.]. Трубки, сделанные из ножных костей антилопы или оленя, продолжали ритуально куриться (на Равнинах) и в XX в. (Арапахо, Шайенны, Кайова, Лакота и Пиеганы [рис.10]) . Костяные трубки обычно оборачиваются сыромятной кожей или сухожилием, чтобы трубка не раскололась от жара, идущего от сгорающего табака. Керамические тубулярные трубки, вместе с каменными, также использовались в ритуалах Пуэбло [рис.11] и делались на Юго-Востоке. В Калифорнии использовали деревянные тубулярные трубки – иногда с чашечкой, вырезанной из камня. Также на островах побережья Калифорнии обнаружили трубки с инкрустацией раковинами, некоторые – скульптурные, с изображением могущественных духов моря, таких как кит-убийца, гигантские скат и акула [см. Burnett, 1944].

У тубулярных трубок есть несколько недостатков. Маленькие трудно удержать, не обжигая пальцев, и они могут быть снабжены кожаной полосой, служащей рукояткой [рис. 11]. Более важно то, что для того, чтобы не дать табаку выпасть, их надо курить с запрокинутой головой. Эта сложность разрешается загибом трубки так, чтобы чашечка указывала вверх. Продолжающееся ритуальной использование тубулярных трубок вопреки этим неудобствам указывает на священную природу традиций прошлого для некоторых культур.

 

Цельная локтевая трубка

Загиб трубки позволяет силе тяжести сохранять в ней табак, когда голова курильщика находится под нормальным, более удобным углом. Развитие керамики позволило загнуть трубку до затвердения глины, но трубки также могут делаться из камня – просверливанием с 2-х направлений; отверстия встречаются под углом. Трубки раскопанные в ритуальном контексте на побережье Калифорнии иллюстрируют переход от тубулярной к локтевой трубке, начиная от слабого загиба чашечки вверх, до острого угла локтевой трубки [Burnett, 1944]. По мере развития этой идеи, локтевая трубка приняла различные формы, некоторые будут обсуждены в гл. 5. Керамические трубки использовались во всех регионах Северной и Южной Америки, знакомых с гончарным ремеслом.

Загиб трубки также поставил чашечку перед взором курильщика, что привело к развитию декора. Когда европейцы поднимались по р.Св.Лаврентия, выйдя в оз.Онтарио, встретили ирокезоговорящие народы, они обнаружили, что не на совете, курят индивидуальные трубки. Это были цельные локтевые трубки, обычно керамические. Чашечки многих были украшены затейливыми изображениями [см.Rutsch, 1973]. Некоторые ученые утверждают, что они представляют духов-покровителей отдельных курильщиков [Метьюс, 1976, 1979].

Племенные “плоские трубки” Хидатса и Арапахо – необычно длинные цельные локтевые трубки, сделанные или из дерева, или из камня [рис.8]. Они также необычны тем, что используются в культурах, все остальные трубки которых – с отделяющимся чубуком.

 

Трубка с отделяющимся чубуком

Кроме загиба трубки, второе средство создания трубки с направленной вверх чашечкой – сверление трубки с 2-х направлений (каналы встречаются посередине), с полым деревянным или тростниковым чубуком, вставленным в одно из отверстий. Такие каменные трубки были найдены в большинстве частей Северной Америки, от простой гладкой чашечки, до затейливо украшенных. Так как этот тип трубок в этой книге, в центре внимания, ее вариации будут рассмотрены в этой книге позднее.

 

Разносторонние формы трубок

Массивные резные трубки. Простые резные трубки будут обсуждены в части о символизме*. Однако свой собственный маленький класс формируют массивные резные трубки, некоторые до 3 кг., раскопанные или найденные. Предполагается, что эти трубки во время курения оставались на земле и курили их при помощи длинного чубука, который во время церемоний, видимо, передавался, а трубка, по мере передачи поворачивалась. Эти трубки находят в нижнем бассейне Миссисипи и на юго-востоке США.

 

Многочубуковые трубки бассейна

Также на юго-востоке относительно редко обнаруживаются круглые чашечки трубок с 14-ю отверстиями для чубуков. Здесь также предполагается, что при использовании этих трубок в церемониях, курильщики окружали большую чашечку, каждый со своим чубуком.

 

Трубки-томагавки

Почти самой желаемой из ранних торговых европейских статей были металлические топорики из латуни, железа или стали. Постепенно европейцы модифицировали маленький топор, называемый “томагавк” (приблизительное слово для военной дубинки в алгонкинских языках), приставив к лезвию чашечку трубки. Снабженный просверленным древком, этот военный топорик также мог служить трубкой. Многие такие продавались, а более затейливые передавались в качестве договорных подарков. В некоторых случаях индейцы использовали эти трубки в своих собственных договорных церемониях. На большом Совете 1840-го года, между Оджибвеями и Шестью Нациями (Ирокезами), около современного Торонто, один из оджибвейских вождей-христиан использовал затейливую трубку-томагавк, полученную его племянником – оджибвейским священником-методистом – Питером Джонсом двумя годами ранее, в Англии [Smith, 1984]. Поскольку в конце XIX века трубки, вырезанные из катленита стали товаром для туристов, несколько трубок-томагавков были вырезаны из этого крупного камня.

 

Трубки северо-западного побережья

В результате контакта с европейцами коренные жители побережья Британской Колумбии соединили свои отличительные узоры с нетрадиционными вещами—с целью торговли. Затейливые трубки из оргилита вырезались скорее в декоративных целях, чем для курения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.