Сделай Сам Свою Работу на 5

Этноисторические описания ритуала Священной Трубки





 

Семнадцатый век

Высадившегося около устья р. Св. Лаврентия в 1603 году Шамплейна приветствовали передачей ему трубки люди, идентифицированные как Монтагнаи (Man­tag­nais) [Sauer, 1980]. Примерно веком ранее, в 1535 году Картье отметил курение трубки на р. Св. Лаврентия [McGuire, 1899:419]. Вейрд, примерно в этой же области, в 1616 году отметил: “Все их беседы, договоры, приветствия и нежности совершаются под дымом этого табака. Они собираются вокруг огня, разговаривают, передают трубку из рук в руки” [Thwattes, 1896–1901: 111, 117].

Дальше к югу, как отмечалось в Вирджинии в 1615 году, европейцев также приветствовали передачей трубки [McGuire, 1899: 377]. В 1633 году отец Андре Д.Уайт писал о своих наблюдениях в Мэриленде: “В назначенный день все мужчины и женщины из многих частей страны собираются вокруг огромного огня ... некоторые достают большую сумку, в сумке находится трубка, и немного порошка, который они называют “potu”. Трубка такая же, какую наши деревенские жители используют для курения, но намного больше: затем сумка обносится вокруг огня... Но когда круг завершается, трубка вынимается из сумки вместе с порошком ... и каждый курящий дышит над несколькими частями своего тела и освящает их” [McGuire, 1899: 549]. Испанский торговец Диего Ромеро, ко-торый был ритуально усыновлен Равнинными Апачами в современном севе-ро-восточном Нью-Мексико или западном Техасе ритуалом трубки (1660), наблюдал, как трубка с длинным деревянным мундштуком была направлена к небу и земле [Kessell, 1978: 14]. Его отец участвовал в похожем ритуале в 1634 году и другой испанец, бывший с Диего, похоже, ознакомился с ним также. (За свое участие Диего был обвинен испанской инквизицией в ереси.) В 1673 году отец Маркотт (Marqutte), искавший путь в Китай, достиг реки Миссисипи, выйдя из Висконсина, и начал путешествие вниз по ней [Lafitan, 1724: 314]: “25 июня индейцы, узнав в них европейцев, послали 4-х стариков переговорить с ними. Двое из них несли трубки для курения табака, они были богато украшены и к ним были прикреплены перья различных птиц. Они шли торжественно и подняли свои трубки к солнцу; они появились, чтобы предоставить его ему, чтобы покурить (то есть чубук первым), не сказав, однако, ни слова... они были Иллинойсами и чтобы гарантировать им мир, они преподнесли свои трубки для курения, затем они пригласили их войти в деревню. Если кто-то несет калюмет с собой, демонстрируя его, то это значительно, и посредством его они могут в безопасности ходить среди врагов, которые в разгар боя опустят руки перед тем, кто демонстрирует его. По этой причине Иллинойсы отдали эту трубку, как пропуск для наций, среди которых они должны были путешествовать. Это калюмет для мира и для войны. Они используют его, чтобы завершать свои разногласия, для укрепления своих союзов и для связи с чужестранцами.





Он сделан из красного камня, отполированного как мрамор, и продырявленного так, что один конец служит для засыпания табака, а другой имеет отверстие для рукоятки, которая является палкой в 2 фута длиной, и продырявленной в сердцевине. Она украшена головными и шейными перьями различных птиц, имеющих наиболее прекрасное оперение, к которым они также добавили перья, раскрашенные в красный, зеленый и другие цвета. Они считают его [калюмет] пришедшим от солнца, которому они предлагают дым, если хотят безветрия или дождя или солнечного света” [McGuire, 1899: 551-552]. Отец Луис Геннепин (Hennepin) в своем путешествии в 1678 году видел похожие трубки мира, и кроме того он отметил, что чашечка может быть из красного, черного или белого “мрамора”. Далее, он отметил, что они оборачивают это в тростник, в шею гагар (Huars) или же уток, которые делают свои гнезда на деревьях.

Приведенное выше повествование Лафито продолжается самым ранним подробным описанием танца калюмета (первое было сделано Аллоузом (Allouez) в Майами в 1667 году [Thwaites, 1896–1901: L1.47-49]:



“Этот танец калюмета, который является самым празднуемым среди этих людей, совершается только в серьезных случаях... Зимой эта церемония проводится в хижине, летом — на открытом воздухе. Выбранное место они окружат деревьями... По середине расстилается большая циновка из тростника, раскрашенная различными цветами, которая служит ковром для идола того, кто устраивает танец; каждый имеет своего собственного, который называется его Маниту. Это змей, или птица, или какая-нибудь другая вещь, которая им приснилась и в которую они вкладывают всю уверенность в успехе войны или охоты. Сидя около этого Маниту и справа поместив калюмет, в честь которого устраивается пир. Те, кто обладают лучшими голосами и должны петь, устраиваются на почетных местах под деревьями. Затем все приходят и занимают свои места вокруг них. Каждый прибывший приветствует Маниту, что он делает куря и выдувая на него дым, как бы поднося воскурение. Затем появляется начинающий танец. Он идет, уважительно держа трубку обеими руками, начинает танцевать в ритме с песней. Он делает это, выписывая различные фигуры; иногда он подносит ее компании и поворачивает из стороны в сторону; иногда он предлагает ее солнцу, как будто хочет, чтобы оно покурило; иногда он наклоняется к земле3; иногда он расправляет свои крылья, как будто хочет полететь; затем кладет ее в рот помощникам, чтобы они могли покурить... Это как бы первая сцена танца. Третья сцена — речь, в которой держащий калюмет, рассказывает о своих победах, и калюмет передается из рук в руки, так что все имеют возможность покурить”.

_______________

3 Подчеркивание мое. — Автор.

 

Ла Салль [McGuire, 1899: 553] в 1684 году описывает ритуал, о котором только что рассказывалось касательно Арканзаса; различие состоит в использовании двух трубок. Он также описывает музыкальные инструменты, то есть погремушки из тыквы и, видимо, водяные барабаны.

 

Восемнадцатый век

Ду Пратц [Du Pratz, 1758: 1, 108] описывает подобную трубку, использованную в мирном ритуале в южной части Миссисипи в 1719 году. Роберт Роджерс [R.Rodges, 1765: 224] через век после Маркотта описывает подобную трубку, а также различия между мирной и военной трубками, последняя из которых была совершенно красной. В 1721 году это же было отмечено у Чалевои [Charlevoix, 1761: 1, 321] у Онондага. Джонатан Карвер, в области северной Миссисипи в 1760-х годах отмечал [??, 1778: 360], трубка была зажжена углем от костра. “Затем он, повернув чубук к небесам, потом к земле, и после, держа ее горизонтально, двинулся по кругу, пока не завершил его. Каждый, когда приходит его черед курить, сначала выдувает дым изо рта к небесам, а затем вокруг себя на землю”.

Альберт Пиккет [Pickett, 1851: 1, 130], цитируя Чарлевои, побывавшего среди Натчезов примерно в это же время, описывает поведение главного вождя на рассвете: “Трубка, которая использовалась лишь в этом случае, передавалась ему; он выдувал дым сначала к солнцу, а затем к остальным трем четвертям мира”.

Уильям Бэртрам (Bartram) описал совещательную встречу Криков в 1789 году. Во время встречи он наблюдал, как мико (вождь) зажег трубку и выдул дым сначала к востоку, а затем к другим трем основным направлениям; дальше трубка была передана основным лидерам и воинам и возвращена мико, в то время как все другие пили черный напиток и курили табак [Hudson, 1976: 229].

 

Начало девятнадцатого века

В 1804 году, находясь среди Тетонов, Льюис и Кларк описали следующие подробности ритуала Священной Трубки [1814: 1, 364]: “Сначала они направили трубку к небесам, а затем к четырем сторонам света, потом к земле, после чего произнесли короткую речь, зажгли трубку и поднесли ее нам”.

Стефан Х.Лонг [Long, 1823: 1, 208], который был среди Омаха несколькими годами позднее, наблюдал ритуал трубки, совершаемый перед охотой на бизонов: “Они почти приблизились к стаду и животные, как они и предполагали, не встревожились; они остановились, чтобы дать носителю трубки возможность совершить церемонию курения, который приписывают возможность своего успеха. Он зажег трубку и некоторое время оставался со склоненной головой. Чубук трубки был направлен к стаду. Затем он закурил и выпустил дым к бизонам, к небесам, к земле, и наконец поочередно к четырем направлениям”.

Принц Максимилиан Зу вид [Zu Wied, 1839: 1–570], находившийся в 1833 году среди Кроу, отмечал, что дым из трубки выдувался сначала к солнцу, а затем к земле, но что трубка передается по ходу солнца: “...когда трубка передается, никто не делает более трех (возможно 4-х) выдохов и затем передает ее особым способом соседу слева” [Davis and Ronnefeldt, 1982: 36].

Джордж Кэтлин, находившийся среди Манданов примерно в это же время, при описании главной церемонии обновления года, отмечает что шаман курит свою трубку в этих основных направлениях [Catlin, 1844: 1–165].

Шведский художник Рудольф Курц в 1851 году путешествовал по Равнинам. Он отметил, что Кроу, куря Священную Трубку, касаются ее чашечкой земли [Kurz R., 1937: 262].

Со времен Маркотта, вступая в отношения с коренными американцами, белые быстро учились использованию Священной Трубки в своих целях. Не понимая ее священного значения, европейцы оскорбляли индейское уважение к Священной Трубке ради собственной выгоды при заключении договоров и торговле, а также во многих других случаях. В начале XIX века в области Скалистых Гор торговец Ларокью (Larocque) извлек из трубки выгоду для себя: “Я сказал им многие вещи, как я считал, надо было сказать, и завершил речь, заставив их курить таинственную трубку” [Burpee, 1910: 24].

Ларокью подробно наблюдал ритуалы, окружавшие трубку. Он отмечал: “Следующие обычаи одинаковы для них всех: трубка и чубук должны быть очищены, уголь вытащен из огня и с помощью него зажигается трубка. Она не зажигается ни пламенем, ни пеплом и никто не должен выбивать пепел из трубки кроме того, кто набивает и зажигает ее” [Burpee, 1910: 62–63].

 

Туземное сообщение

Все приведенные выше описания сделаны европейцами и евро-американцами и отражают в лучшем случае лишь частичное понимание. По-настоящему уникальным документом является описание, данное коренной американкой для туземных целей. В 1930-х годах Фред Гоун (F.Gone) зарегистрировал устный материал Гартер–Змеи (Garter–Snake) (1868-1953), полученный от ее отца, Бычьего Жилища (1802–1886), хранителя оперенной трубки. Этот материал позднее был отредактирован Джорджем Захватчиком Лошадей. Все они — Люди Белой Глины — Гровантры Монтаны. В этой бесценной записи есть описание ритуала трубки, который Бычье Жилище получил в своих видениях и использовал в лечении.

Гартер–Змея (1980: 67) рассказывает о том, как ее отца впервые попросили о лечении. Проситель “...набил трубку кинникинником и пошел к типи Бычьего Жилища. Остановившись у входа, он спросил Бычье Жилище: “Как я могу приблизиться к тебе с этой труб­кой?”...”Подходи ко мне слева”, — сказал Бычье Жилище, — и держи трубку мундштуком ???? и обеими руками””. Когда проситель сделал это, “Бычье Жилище взял набитую трубку обеими руками. Держа ее левой рукой, он потер правой по земле. Затем он погладил всю трубку, начав с дальнего конца и переместившись к человеку. Затем он переложил трубку в правую руку и, потерев левой рукой землю, погладил трубку и чубук по направлению к себе. Он снова повторил это каждой рукой, так что все действие было выполнено четыре раза”. Бычье Жилище зажег трубку и покурил попеременно с человеком, обратившимся с просьбой. Когда курение было завершено, трубка была вытряхнута с ритуалом, повторявшимся 4 раза. Затем проситель получил свою трубку назад и ему было сказано, выходя замкнуть круг.

 

Ирокезская трубка

Приведенные выше описания специфичны для Священной Трубки с отделяющимся чубуком и они отличаются от ритуального использования ирокезской трубки. Скорее она курится индивидуально, чем предназначена для общественного подношения духам. В совете все, видимо, курили свои трубки одновременно.

В сообщении за 1669 год отмечалось [Hargry, 1875a: 128], что “Сононтонан (Сенеки) в количестве 50 или 60 человек собирались в наших хижинах. У них есть обычай, входя, занимать первое свободное место, не считаясь с рангом, и тотчас же брать огонь для зажигания своих трубок, которые они не перестают курить в течение всего совета. Они говорят, что от курения приходят хорошие мысли” [McGuire, 1899: 550].

Такой совет, видимо гуронский, показан на карте 1657 года, приписываемой Брессани (Bressani) [Trigger, 1985: 102], где все участники совета изображены курящими неразделяющиеся трубки.

Различие между использованием разделяющихся и неразделяющихся трубок наблюдал барон Лахонтан [Lahontan, 1703: 1, 35]. В 1684 году среди Онондага он наблюдал, что вождь сидел в совете “со своей трубкой во рту и огромным калюметом мира перед собой”.

 

Этнографические описания

 

Наш век видел множество публикаций о культуре коренных американцев, обладающих различной степенью достоверности. Повсеместно наблюдается центральная роль священной трубки в религии. Утверждение Питера Пауэла [P.Powell, 1969: 1, 11] об одной культуре в общем правдиво для всех других культур к востоку от Скалистых Гор: “Шайенны говорят: “Трубка никогда не слабеет”. Ничто священное не начинается без подношения трубки священным существам, которые живут в 4-х направлениях вселенной, Махео и Бабушке Земле”. Из этноисторических данных очевидно, что в своих главных аспектах ритуал Священной Трубки олинаков в разных культурах. Поэтому следующее представлено этнологически зарегистрированного ритуала трубки избирательно основывается на доступности относительно реального и полного материала. (Более полный список сообщений приведен у Стейнметца [Steinmetz, 1984]). Для сравнения приведен ритуал трубки с неотделяющимся чубуком.

 

Хопи

В культуре Пуэбло используются тубулярные трубки (рис. II), а также короткие локтевые трубки с тростниковым чубуком, а трубки с отделяющимся чубуком адаптированы не были. Однако ритуальное использование трубок сходно с другими культурами. Дж. В. Фьюкес [Fewkes] описывает Мак Гуру ритуальное курение трубки у Хопи [570–571].

“Носитель трубки передает ее [трубку] вождю, который делает шесть затяжек на север, запад, юг, восток, затем вверх и вниз на алтарь. Затем вождь передает трубку человеку, находящемуся слева от него; последний в ряду возвращает ее хранителю... Существует один верховный вождь, а носитель трубки стоит в значимости вслед за вождем. Трубка, используемая в первых восьми песнях шестнадцати-песенного танца, имеет прямоугольную форму [локтевая с коротким мундштуком]... затем ... вождь ... кладет уголь в длинную, прямую, коническую [тубулярную] трубку, держа шесть трав... выпускает шесть затяжек вверх между ушами фетиша [цит] горного льва. Больше эту трубку никто не курит”.

Фьюкес также отмечает: “Они [Пуэбло] верят, что дым символизирует облако [1892: 283]. Отсюда происходит термин “Выдуватели облаков”, применяемый для этих трубок.

 

Черноногие

Одно из наилучших этнографических сообщений о религии коренных американцев было написано не этнологом. Член экспедиции Лесной Службы США в северную часть Монтаны Уолтер Мак Клинтон прожил среди алгонкиноязычных Черноногих с 1896 по 1900 гг., будучи усыновлен вождем Сумасшедшим Волком, хранителем важной связки Бобрового Талисмана и ритуальным лидером Танца Солнца. Мак Клинтон описывает ритуал усыновления, включающий использование трубки [1910: 26–35]. (В отношении этих ритуалов Мак Клинтон, очевидно, чувствовал, что он продолжает дело своего приемного отца — Сумасшедшего Волка.) Церемония описана с некоторыми подробностями, иллюстрирующими контекст, в котором используется Священная Трубка.

“Я обнаружил себя в большом, хорошо устроенном типи примерно 25-ти футов в диаметре. Сумасшедший Волк сидел сзади, на почетном месте, обращенный к востоку. Его родственники находились с обеих сторон, мужчины сидели слева от него, женщины — справа... Справа [от него]... лежала связка Бобрового Талисмана. Вслед за ней сидела жена Сумасшедшего Волка, Отдающая Солнцу.

Все сидели, молча смотря на маленький огонь, так как они собирались участвовать в религиозной церемонии... Большая трубка из полированного красного камня постоянно ходила по кругу; курили все, кроме детей. Трубку всегда начинал Сумасшедший Волк, который сначала делал четыре затяжки по направлению к Солнцу и четыре — к Земле... Сумасшедший Волк начал церемонию, взяв из огня горячий уголь длинной палкой. Он положил на него сухую сладкую траву и поднимающийся дым вскоре заполнил жилище приятным запахом. В этот момент на небе разошлись облака и вышло солнце. Яркие лучи, прошедшие через отверстие в верхушке жилища, осветили землю перед Сумасшедшим Волком. Погрузив руки в сладкий дым воскурения, Сумасшедший Волк переместил их его по рукам и дальше на грудь, чтобы очиститься, а затем воспел: “Сегодня наш отец [Солнце] светит в жилище, его сила велика. Прошлой ночью наша мать [Луна] светит в жилище, ее сила очень велика. Я молюсь Утренней Звезде [их сыну], чтобы когда он поднимается на рассвете, он также светил, благословляя нас и принося нам долгую жизнь”.

Сумасшедший Волк и Благословенный Горностай вели хор, к которому присоединились все. Женщины держали свои руки поднятыми вверх и внимательно наблюдали за Сумасшедшим Волком, чьи руки были согнутыми на уровне головы. Затем, попеременно смещая свои руки, как принято в их манере благословения, он наконец согнул их на груди и воспел: “Мать-Земля, пожалей нас и дай нам еду! Отец-Солнце, благослови нас и пусть наши тропы будут прямыми!”

[После ритуала благословения произошел ритуал усыновления, а затем были спеты несколько песен в сопровождении погремушек.] После этого Сумасшедший Волк танцевал вокруг огня с трубкой; он пел и время от времени дул в свой таинственный свисток. Стуи взял трубку у Сумасшедшего Волка. Он четырежды выпустил дым — к северу, югу, востоку и к западу, а затем держа трубку к Солнцу молился Великому Духу в Солнце за выздоровление своего больного ребенка.

[Затем Сумасшедший Волк молился Солнцу и Луне, после чего] жена Благословленного Горностая встала, чтобы передать тушенное мясо... Когда тушенка была передана каждому... после короткой паузы Сумасшедший Волк сказал: “Ягоды, которые растут, благословенны, и на них мы живем. Он взял ягоды рябины в свою правую руку и воспел; все повторяли его движения и присоединились к его молитве Матери-Земле, чтобы они могли жить и видеть много лет. После этого каждый воткнул ягоду в землю, символизируя этим источник их существования, и все приступили к пиру. Пища зря не тратилась; остатки были собраны и отложены”.

Приблизительно через неделю была проведена церемония Бобрового Талисмана, во время которого Мак Клинтон получил черноногское имя. Со связкой Бобрового Талисмана была связана трубка, переданная в мифические времена Бобровым Вождем [1910: 111] в середине долгой комплексной церемонии [1910: 97–98].

“Настало время набить Священную Трубку. Сумасшедший Волк держал чашечку трубки рядом с табаком. Он медленно поднял камень, используемый как пробка и положил его в чашечку [прямая трубка, см. гл. 4], ведя гимн, к которому все присоединились: “Солнце, пусть дым становится больше и больше”. Подняв трубку и табак, он сказал: “Небеса, дайте нам табачные семена”. Подняв табак вверх, он воспел: “Проходя, я бросаю семена”. Он набил трубку и молился: “Место, где я сижу, священно”. Затем, направив трубку головкой к себе [и чубуком к духам], он воспел: “Священный Человек, вот я еще жив. Я прошу духа, чтобы дикий гусь курил со мной. Первый пришедший в эту страну. Я знаю, что нет таинства сильней моего дыма”.

Во время церемонии с трубкой чашечка высвободилась и, боясь, что она упадет, что было бы дурным знаком, Сумасшедший Волк удалил ее. [Роберт Лоуи отметил [1935: 270] подобную практику у Кроу: “Чашечка из красного камня — часть снаряжения [Связки Священной Трубки], но во время танца она снимается, иначе она может упасть”.]

“Он поднял чубук и, положив правую руку на грудь, сосредоточенно смотрел на солнце и пел: Священный дух Солнца, давно ты не курил со мной.

Он встал и танцевал, поднимая Священную Трубку и дул в свисток [из орлиной кости]. Сток–стуи и женщины присоединились, все танцевали вокруг огня, следуя направлению движения солнца по небу”.

В других упоминаниях ритуала Священной Трубки Мак Клинтон пишет о женских трубках. Во многих культурах роль женщины в ритуале и специфические женские ритуалы не были описаны. Первые этнологи, и мужчины, и женщины, работающие с мужчинами, применяли западные патриархальные практики к коренным народам. Обычно этнологи жили в отеле ближайшего города, проводя с наблюдаемой группой лишь несколько недель лета. Обычно этнолог обсуждал религиозные вопросы только с мужчинами. Благодаря записям Мак Клинтона и других мы знаем о женских ритуалах у Черноногих и родственных им племен (Бладов и Пиеганов) больше, чем о других культурах коренных американцев.

Роль женщины в ритуалах Черноногих была решающей; она была центральной в ОКАН (Танце Солнца). Фактически связки передавались женатым парам, и оба супруга отвечали за них [Мак Клинтон, 1910: 262-270; Уисслер, 1912 о комплексе таинственных связок Равнин см. Сидофф (Sidoff).] В некоторых тайных обществах пары совместно инициировались.

В описании передачи таинственной трубки Мак Клинтон [1910: 266] описывает связанную с ней женскую трубку, которую курили только женщины (см.также Уисслер [1919: 415]). Во время церемонии Танца Солнца [1910: 295], как упоминает Мак Клинтон, “курились две трубки из красного камня, одна – для мужчин, другая – для женщин”.

В большинстве других церемониалов, как упоминалось выше, мужчины и женщины использовали одну и ту же трубку. Таинственные трубки были трубками общин — передачи происходили в пределах общины. Весной общины сходились для совместной церемонии трубки, чтобы приветствовать первый гром [Шефер (Schaeffer)]. О разных аспектах церемонии Священной трубки МакКлинтон цитирует [1910: 269] учение, что хранитель Священной Трубки не должен курить с тем, кто прижимает табак в трубке пальцами, а не тампером. Этот обычай упоминается и в других культурах. Дж. А. Дорсей отмечает, что в церемониальном курении у Пауни табак в трубке нельзя прижимать пальцем, так как духи, которым предлагается трубка, могут решить, что куритель предлагает себя в качестве подношения [Linton, 1923: 3].

 

Меномини

Один из самых ранних этнологов, Уолтер Дж.Хофман, получил значительные данные о другой алгонкиноязычной культуре, Меномини Висконсина (1880-е годы). Он представляет общее, но детализированное представление о курении Священной Трубки [1896: 251].

“Когда Меномини усаживаются вместе на специальном сборе, курение — индивидуально, и трубку друг другу не предлагают, если только другой человек не хочет сделать затяжку или, может быть, не имеет своей трубки. Сидя на совете или обсуждая племенные дела или важные социальные тайны, или участвуя в ритуалистических церемониях, курильщик, набивающий трубку, передает ее соседу справа, чтобы он ее зажег. Последний несколько раз прикладывается к ней с перерывами, каждый раз затягиваясь, после чего трубка возвращается владельцу, находящемуся слева, который делает несколько затяжек и передает ее следующему человеку слева. Таким образом трубка продолжает свой путь по кругу, всегда налево, пока табак в чашечке не иссякнет. Заключающий курение выбивает пепел и возвращает трубку владельцу.

Во время передачи трубки хранится молчание, а если необходимы какие-либо переговоры, они совершаются шепотом.

На различных стадиях церемониального курения, перед молитвами и гимнами, клубы дыма направляются к четырем основным направлениям, а также к жилищу богов ветра или зениту — чий-пшуу-киша-ма-пияо и к земле, жилищу материальных частей их умерших друзей и родственников (последняя интерпретация Хоффмана подозрительна).

Настоящий индейский чубук обычно ограничивается цилиндрическим мундштуком в дюйм или более длиной и от ј до 1/3 дюйма в диаметре. Во время курения индеец не кладет эту часть в рот.., но зажимает губами и по мере вхождения чубука в рот, следует внешняя и сухая часть губ, так что он не намокает. При делании затяжки и наборе дыма в рот, губы слегка разделены с обеих сторон или к углу рта и воздух затягивается с тем, чтобы смешаться, спуститься в грудь и заполнить легкие”.

 

Равнинные Кри

Алансон Скиннер зарегистрировал [1914: 541–542] трубочный ритуал медвежьего пира у другой алгонкиноязычной культуры — Кри, в данном случае равнинных Кри Саскачевана. Для многих коренных народов Медведь является наиболее могущественным из земных духов, и хотя всем животным, на которых охотились, посвящались ритуалы, ритуал для медведя наиболее значителен.

“Вечером 16 июня 1913 года Нейл Саувустим застрелил медведя. На следующий день, в полдень, автор посетил лагерь [Четырех Облаков], где находился Саувустим, и участвовал в Медвежьем пире. Шкура уже была снята и сложена, голова отделена [отмечена желтой охрой и получила в дар красную материю] и находилась на почетном месте [после того, как было сготовлено и распределено мясо] Четыре Облака зажег трубку, передал ее Пятнистому и зажег ее, затягиваясь. Затем Пятнистый, как ведущий церемонии, поскольку он — знаменитый старец, сделал несколько затяжек и затем предложил дым небу, молясь, чтобы день был благоприятным, и чтобы никто не повредился, пока светит солнце. Затем он предложил ее земле, молясь, чтобы силы тьмы были также добры к людям, затем к четырем частям мира с молитвами к ветрам; последним — к медведю, говоря, что он был убит, чтобы добыть мясо и прося его о доброй воле и изобилии в будущем. Затем он вернул трубку, которая была вновь зажжена и передана остальным. Затем Пятнистый поднял блюдо с медвежьим мясом перед своей склоненной головой, как подношение Гитче-Маниту, которому он молился. Опустив блюдо, он отрезал несколько маленьких кусочков каждого вида мяса и бросил их в огонь в качестве жертвы.

 

Виннебаго

В начале ХХ века Пол Редин (Paul Radin) изучал Виннебаго, сиуязычный народ, смешанный с Меномини. Он особенно заинтересовался религией и находился среди Виннебаго, когда многие обратились к версии Джона Рейва, самой христианизированной версии религии пейотля (см. гл. 6). При обращении их уговаривали отказаться от традиционных практик. Некоторые сделали это, передав ритуалы дословно на языке Виннебаго Редину.

Среди других были зарегистрированы ритуалы, связанные с погребением [Radin, 1923: 92–107]. Четырехдневный главный ритуал начинается с церемониального пира в честь умершего. Табак и вода даются человеку, которого просят говорить с умершим. После речи признания он говорит: “Он здесь, табак. Я уверен, что ты, о, Дух, не ушел далеко, что в действительности ты стоишь прямо за моей спиной, ожидая, когда я протяну тебе трубку и табак, чтобы ты мог взять их с собой, что ты также ждешь нашей пищи, чтобы взять ее в свое путешествие.

Теперь все эти вещи здесь и в ответ мы просим тебя стать посредником (между духами и нами). Ты ушел от нас и поэтому ты видишь, что все вещи, которые принадлежали бы тебе, если бы ты радовался жизни более долгое время — такие как победы на военной тропе, владение землей и жизнь — теперь остались для тебя позади и мы радуемся. Поэтому ты просишь нас о них, ведь твое путешествие долгое. Также я прошу тебя, не делай так, чтобы мы скоро ушли за тобой, не пугай своих братьев. Теперь я зажигаю эту трубку для тебя”.

Трубка зажжена и передается по кругу участников. Оратор пьет из чаши с водой, которая передается по кругу, как и сумка. Затем передается пища, которую съедают (после того, как, предположительно, маленькая часть еды предлагается усопшему). На четвертую ночь к духу обращаются и дают указания к путешествию для присоединения к уже умершим родственникам, особенно о подношении трубки духам, встреченным в путешествии, чтобы принести благо живущим.

Редин также предоставляет дословное на двух языках сообщение о ритуале трубки для клана пиров военной связки [Radin, 1923: 420–423]. В этом ритуале трубка из связки набивается 4 раза, каждый раз подносясь в соответствующем направлении, в то же самое время поются военные песни.

 

Лакота

На пересечении веков Джеймс Уолкер был терапевтом агентства в резервации Пайн Ридж в Южной Дакоте. Почти 20 лет он расспрашивал старцев и ораторов о религии и других аспектах священной культуры Лакота. У нас есть сообщение Джорджа Суорда (Сабли) о трубке за 1896 год [J.Walker, 1980: 75-76, 82]: “Когда Лакота что-нибудь делает в официальной манере, он сначала должен закурить трубку. Это потому, что дух в трубочном дыме нравится Вакан Танке и всем духам. Если кто-то курит для другой церемонии, он должен петь песню или молиться Богу во время заготовки курительного материала. Затем он должен взять трубку в левую руку, держа чашечку так, чтобы чубук не указывал прочь от него и медленно набить чашечку”. (Позднее он добавил [J. Walker, 1980: 82]: “Набивание трубки — важная часть церемонии. Набивая ее, можно молиться или петь”.)

“...трубка должна зажигаться углем из огня, а не пламенем... если курят больше одного человека, они делают это потому, что дух в трубке устанавливает согласие между их духами. Затем, когда трубка зажжена, ее надо передавать от одного к другому каждый раз делая только несколько затяжек, пока содержимое не закончится, а затем трубку надо выбить на землю и тщательно прикрыть землей. Можно сделать подношение дымом от трубки, направляя чубук зажженной трубки к тому, кому делается подношение... Есть трубка, принадлежащая всем Лакота. Она находится у хранителя и ее показывают лишь в особо важных случаях, когда она разворачивается с множеством церемоний и зажигается только когда в вопросе заинтересованы все Лакота. Когда ее курят, это обязывает всех Лакота”.

Другое сообщение в заметках Уолкера о Священной трубке происходит от Томаса Майрона [J.Walker, 1980: 148]: “Трубка – очень вакан [священна]. Она используется для всех вещей. Она используется во всех вакан действиях. Когда трубку зажигают в первый раз, они говорят: “Смотри, Вакан Танка, я даю это тебе”. Они говорят: “Я буду жить долго и у меня будут лошади, также я убью врага”. Или говорят: “О, я украду женщину”. Они подносят трубку четырем ветрам и делают эти речи.

И я расскажу тебе еще одну вещь. Если у человека болеет ребенок, он несет набитую табаком трубку шаману... Идя на войну или на Танец Солнца, лидеры несут трубку”.

 

Пауни

Среди коренных культур бассейна Миссури и Равнин основной чертой религиозной жизни были ритуальные общества мужчин. В 1902 году Джеймс Мюри (J.Murie) наблюдал ритуал обновления копий Общества Двух Копий Скиди-Пауни [J.Murie, 1914: 561–567], демонстрирующий вариации, которые могут развиться на основе ритуала Священной Трубки. Присутствовали только члены общества, за исключением Мюри. После подготовительного ритуала копья, прославленный воин объявил: “Настало время предложить дым богам, чтобы показать, что мы помним их... Теперь встанет Вождь-Нож и возьмет трубку, которую я набил”.

Вождь-Нож встал и взял трубку, которая принадлежит Священной Связке. Она очень стара: чашечка у нее большая, чубук гладкий и круглый и представляет ветряную трубу (wind pipe), через которую проходят молитвы людей. Вождь-Нож обошел вокруг очага с трубкой, начав на юге. На северо-востоке он остановился и южный помощник зажег трубку горящим углем. Затем он обошел вокруг очага к западу и затем к югу вместе с этой зажженной трубкой и останавливался последовательно у южного и северного выходов и выдувал дым в этих направлениях. К западу от очага он остановился и выдул дым к юго-западу и к юго-востоку. Затем он прошел север и остановился на западе, лицом к востоку. Он выдул дым на восток, запад и снова на восток. Затем он направил дым к небесам, три раза к северу, один к югу, повернулся и выпустил дым к западу. Он повернулся снова и выпустил к земле и барабанам.

Затем трубка была передана находящимся на северной и южной сторонах, каждый человек делал четыре затяжки. Вождь-Нож затем вытряхнул пепел из чашечки трубки к западу от очага и, повернувшись на запад, провел руками над чубуком, затем над своим телом и передал трубку Прославленному — лидеру, который сказал: “Нава (Nawa) и, остальные сказали: “Нава”, что закончило первую курительную церемонию.

Прославленный лидер снова обратился к собранию: “Мужчины, старики и юноши, скоро будет другое курение. Наши отцы [копья] завершены и стоят рядом с нами. Мы должны предложить им дым. Я набил трубку. Я выбрал Храброго-Вождя нести дым, ведь он принимал участие в военных отрядах, где находились эти копья”.

Храбрый-Вождь встал и поднял трубку. Тем временем, помощники Прославленного лидера подняли барабаны. В этом месте пелась песня об Отце-Сове, другая — об Отце-Вороне, следующая — о Громовых Птицах, поскольку последние связаны с копьями.

Храбрый-Вождь обошел вокруг очага, остановился на западе, лицом к востоку и направил трубку чубуком вверх. В то же самое время он взял немного табака из чашечки, поднял его, постепенно опустил свою руку и, наконец, положил табак на край очага. Затем он снова направил трубку на край очага и положил на него щепотку табака. Первое подношение было сделано в честь Tirawahat, второе — в честь Земли. Он сел на северо-востоке от очага. Теперь помощник, находившийся на севере, положил уголь в чашечку трубки и занял свое место”.

После этого последовал комплексный ритуал подношения дыма, как и в первом курении. Затем к востоку от очага разложили пищу. Был один котел кукурузы, горшок мяса, хлеб и кофе. Кукурузу поместили около входа. Прославленный лидер сказал: “Старцы и юноши, кукуруза была дана нашим женщинам Тиравахатом. Нам повелели предлагать ее богам. Я решил, что это подношение сделает Вождь-Нож, затем мы поедим”.

Кукуруза была предложена вместе с комплексным ритуалом, сходным с подношением в период курения. Потом была передана пища.

“Прославленный лидер сказал: “Мужчины, старцы и юноши, наши отцы теперь завершены. Завтра у нас будет танец. Мы сделали подношение дыма богам, и они будут благодарны. Мы также предложим богам нашу кукурузу и они будут покровительствовать нам. Теперь мы готовы покинуть это типи. Мы поели и покурили”.

Мюри отмечает, что “подношения дыма и пищи практически одинаковы во всех церемониях”.

 

Павиотсо

В последнем примере этнологического сообщения о ритуале Священной Трубки мы вернемся на юго-запад, чтобы увидеть самое дальнее распространение на запад трубки с отделяющимся чубуком. В 1933 году Уиллард З.Парк наблюдал лечебные церемонии Павиотсо Невады. Следующее описание [1934: 105] ограничено использованием трубки- полный лечебный ритуал намного более комплексен.

“Перед темнотой шаман приходит со своим снаряжением, состоящим из орлиных перьев, орлиного пуха, дикого табака, каменной трубки и бисера. Он снимает свою обувь и шапку... Он садится на корточки позади больного и в течении нескольких минут курит... Он начинает петь. Как только слушатели схватывают песню, они помогают шаману петь. Затем он обходит больного по часовой стрелке”.

Здесь следуют повторные шаманистические высасывания болезни, обходы вокруг и песни.

“Наконец он останавливается, садится рядом с пациентом и зажигает трубку. Трубка передается вокруг огня по часовой стрелке. Каждый делает одну затяжку и передает ее следующему”.

В этом месте лекарь может впасть в транс. Когда он возвращается, то объясняет болезнь и выплевывает ее причину.

 

Анализ

 

Как и во многих древних человеческих культурах, обозначение коренными американцами своей собственной культуры означает просто “люди”. Теперь для большинства народов Америки используются другие термины, часто вражеские. Люди имеют тенденцию идентифицировать с полной человечностью только членов своей собственной группы. Других, не полных или не настоящих людей атаковать и убивать, следовательно, набеги и война – лишь продолжение охоты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.