Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнение с паровой палаткой





 

Ритуал, называемый на английском языке “Sweat Lodge”, является даже более распространенным, чем ритуал Священной Трубки. Хотя этот ритуал обычно является частью больших церемоний, большинство этнографических описаний, сколько-нибудь упоминающих Sweat Lodge, в результате своего этноцентризма понимают его скорее как гигиеническую процедуру, чем могущественный ритуал конфессии, катарсиса, принятия решений и связи со сверхъестественными существами. Следующее описание является суммированием ритуалов Северной Америки, ограниченным элементами, уместными для сравнения. Современные описания смотри: Черный Лось — о Лакота и Бентон Банаи — об Оджибва.

Sweat Lodge — куполообразное строение, каждая часть которого, как в любом ритуале североамериканских индейцев имеет символическое значение. Палатка сооружается из шестов, количество которых связано числом четыре и его производными, они ориентированы по основным направлениям. С низким входом, обычно обращенным на восток, в направлении восходящего солнца, символического начала жизни и понимания. В центре роется круглая яма, земля из которой используется для формирования алтаря к востоку от Sweat Lodge. Между алтарем и жилищем находится огонь, символизирующий солнце, который нагревает камни, используемые в ритуале потения. Во время обряда палатка целиком покрыта, так, что не проходит свет. Участники садятся на вечнозеленые ветви, положенные на землю. Если участников несколько, четверо выбираются хранителями ворот четырех направлений, хотя практически открывается лишь одно, да и то во время ритуала закрыто. Яма подразумевает чрево земли, в которое помещаются Деды — нагретые до красна камни, впитавшие энергию огня, представляющего солнце, а также всех других дедов. (Как представители Земли, камни и скалы — женское начало, а тепло огня — символа солнца, впитанное камнями — мужское начало.) На дедов брызгают водой — кровью земли. В результате этого происходит возрождение. В заключение комплексного ритуала участники выползают наружу из темного чрева через узкий вход, стесненные, но удовлетворенные.



Следовательно, символизм и ритуал Sweat Lodge указывает на ту же самую космологию, что и ритуал Священной Трубки. Космос четырех направлений, мужчина — зенит и женщина — надир, представляют созидательные силы космоса. Общность космологической подоплеки Sweat Lodge и обряда Священной Трубки указывает на ее фундаментальность для культур коренных американцев.



Космологическое понимание комплиментарной полярности женщина — мужчина, земля — небо, настолько фундаментальна для культур коренных американцев, что иногда отражается в социальных подразделениях. К примеру, кланы Оседжей разделены на части: Хонга (Hon'ga), представляющий землю и воду, и Тси-зу (Tsi'zhon), представляющий небо [Ла Флеш].

 

III. СВЯЩЕННАЯ ТРУБКА И МИФ

Поскольку преобладающая на западе религия – христианство, основывающаяся на вере, то есть идеологии, в религиозных изучениях преобладает тенденция полагать, что суть религии выражена в мифе. Миф – живое выражение фундаментальной подоплеки культуре. В письменных культурах часто считается, что поскольку мифы записаны, “они зафиксированы во времени, но это не так. Библия и Коран понимаются через теологическую интерпретацию, которая постоянно реагирует на изменение культурных обстоятельств. В буддизме сутры были записаны в течение более чем тысячелетия и до сих пор создаются комментарии.

С одной стороны, ритуал имеет тенденцию быть более консервативным. Корни Евхаристии можно обнаружить в религиях греческой мистерии и в митраизме. Первичный ритуал китайской религии мало изменился в течении по крайней мере тысячелетия [Paper, 1988]. Как было рассмотрено в предыдущей главе, ритуал Священной Трубки не изменился с тех пор, как он впервые был отмечен европейцами. Однако несколько веков контакта и постепенного европейского завоевания сказали свое действие на мифы коренных американцев. [см. Hultkrantz, 1980 и Paper, 1983]



С другой стороны, ритуал, который может наблюдаться, хотя и не очень пониматься, чужаками, в бесписьменных культурах миф часто недоступен.

Ритуал Священной Трубки в особенности открыт для чужаков, поскольку это – ритуал разделения и обобществления, центральный ритуал усыновления и дружбы. Мифы, напротив, рассказывают в ритуальной обстановке, не обязательно открытой для чужаков. Альфред Кребер [1907, 308-309], описывая племенной символ Арапахо “Плохую Трубку” (см. гл. 4), пишет, что племенной миф о происхождении трубки находится на попечении хранителя Плоской трубки, и рассказы­вается только во время церемонии, длящейся четыре ночи: белые люди никогда не записывали его, даже фрагментально. Точно так же, старые люди Оседжей считают устные традиции о племенной трубке слишком священными, чтобы о них говорить [Флетчер и Ла Флеш: 1, 188].

Когда такие традиции записывались этнологами, с такой информацией надо обращаться осторожно. Информатор может быть человеком, не посвященным в священные учения, а также умышленно обманывать этнолога. Переводчик может неправильно переводить, чтобы угодить этнологу, а этнолог может сократить материал, опираясь на свое собственное мировоззрение. Помимо условий суровых изменений в культуре, Священные мифы только включены в ритуальный контекст, поскольку имеют соответствующий религиозный смысл. Поэтому я не могу передать те мифы, которые я слышал в ритуальном контексте, поскольку я не имею на это право.

Тем не менее, некоторые сообщения о мифах о Священной Трубке, хотя и редко полные, были зарегистрированы. В этой главе будут описаны два типа таких мифов: о получении той или иной священной трубки и космогонические мифы, в которых Священная Трубка играет главную роль. В третьей части – мифы о камне, часто используемом в изготовлении трубок. Заключительная часть – анализ Священной Трубки в мифе и религии; она также представляет теологию индейских религиозных традиций, в которых фигурирует Священная Трубка.

 

Дар трубки

 

Могущественные Священные трубки не просто сделаны народом, они были переданы, по крайней мере в духовной части, могущественными существами отдельным людям, общинам, обществам или племени в целом. Они были переданы в мифологическое время или во время, сохранившееся в памяти.

Для первых существуют древние мифы, для последних – сохраняемые в памяти сообщения, с мистическими характеристиками, поскольку они связаны с духовными существами. Эти сообщения связаны с опытом трансов, видений или ясных слов, иногда получаемые через пост Танца Солнца, иногда совсем неожиданно. В этой части будет представлен синопсис мифов из четырех традиций: Черноногие, Гро-Вантры, Кроу, Лакота. Два мифа были рассказаны теми, кто хотел сохранить их для своих людей (Гартер Внил и Черный Лось), а другие два – теми, кто имел на мифы права собственности (Опускающий Солнце и Глупый Человек).

 

Черноногие

В предыдущей главе обсуждались Таинственные Трубки. В коллекции рассказов Джорджа Б.Гриннела о Черноногих [1908:113-116] есть история (не обязательно миф) о Таинственной Трубке.

Эта история переносит нас в мифические времена. Приходит Гром и поражает женатую пару, сидящую в своем жилище. Придя в себя, мужчина обнаруживает, что его жена исчезла. Он думает, что она ушла по делам, но начинает беспокоиться, когда она не возвращается в сумерках. Он обходит лагерь и расспрашивает о ней, но ее нигде нет. Тогда он понял, что Гром украл ее.

Он ушел из деревни в холмы, чтобы оплакать свою потерю. Утром следующего дня он отправился на поиски жилища Грома. Он расспрашивал встречных животных, но все выступали против его поисков и убеждали вернуться к своим людям. Наконец, после многих месяцев он встречает Вождя-Ворона, живущего в необычайном жилище – каменном типи.

Ворон приветствовал его и предложил пищу. Когда человек рассказал о своих поисках, Ворон предупредил его, что Гром живет поблизости, в таком же военном жилище. Внутри висят глаза тех, кого он убил или похитил. Для того, чтобы помочь человеку в возвращении жены, Ворон дал ему два “таинства”. Первое – крыло Ворона, которое, будучи направленным на Грома, заставит его отступить; второе – стрела с древком из лосиного рога, которая пробьет каменную стену жилища Грома.

Человек отправился в жилище Грома, вошел туда и сел у входа. Когда Гром стал угрожать человеку, он направил на него крыло Ворона. Гром упал на свое ложе, дрожа , но скоро пришел в себя. (Это напоминает действие раковины меджис (megis) в ритуале мидевивин.) Тогда человек прострелил магической стрелой стену жилища и впустил солнечный свет. Гром уступил и позволил человеку срезать жены, которые вместе с другими висели на верхушке жилища. Как только глаза были срезаны, она ожила и встала позади мужа. Гром сказал: “Теперь ты знаешь, у меня великая сила. Я живу здесь летом, но когда приходит зима, я ухожу далеко на юг. Я ухожу на юг вместе с птицами. Вот моя трубка. Она – таинство. Возьми и храни. Теперь, когда я приду весной, ты набьешь эту трубку, зажжешь ее и будешь молиться мне – ты и все люди”.

Таково происхождение первой Таинственной Трубки (см.рис.5). Это трубка распространенного черноногского типа с Птицей Грома, выгравированной на одной стороне и молнией на другой. Уолтер Мак Клинток [1910: 253] кратко представляет иную версию о происхождении Таинственной трубки. В его версии Гром поражает мужчину. Пока он лежит без чувств, Гром приходит к нему в видении, показывает трубку и говорит: “Для передачи этой трубки я выбираю тебя. Сделай другую, точно такую же. Также собери магическую связку, содержащую шкурки многих животных и птиц, которая будет с ней. Когда кто-нибудь из ваших людей заболеет или будет умирать, можно дать обет и устроить церемониал с пиром. Тогда больной выздоровеет”.

Также Опускающий Солнце, сын Железной Рубахи (хранителя связки Таинственной Трубки), рассказал Мак Клинтоку [1910: 423-426] видение своего отца, в результате чего к связке добавилась еще одна трубка.

Опускающий Солнце жил вместе со своим отцом и дедом в лагере на реке, которая теперь называется Сент-Мари на восточном склоне Скалистых гор. Его отец отправился за мясом на охоту и преследовал лося до границы леса, где увидел стадо горных баранов. Железная Рубаха преследовал их до Горы Вождя. Около вершины он пересек глубокую яму, извергавшую густой, дурно пахнущий дым. Он бросил вниз камень, но не услышал, как тот упал. Повернувшись, чтобы уйти, он столкнулся с черным облаком, поднимавшимся по горному склону. Раздался ужасный треск и он упал на землю.

Железная Рубаха увидел женщину, стоящую над ним. Ее лицо было выкрашено в черный цвет с красными зигзагами молний под глазами. За ней стоял мужчина, державший большое оружие, он сказал: “Я уже говорил тебе убить его, а ты все стоишь, жалея”. Она запела: “В дождь шум Грома мое таинство”. Мужчина запел из своего оружия, прозвучавшего как гром и из отверстия на горной вершине вспыхнула молния.

Внезапно Железная Рубаха обнаружил, что он лежит парализованный внутри гигантской пещеры и услышал голос, который говорил: “Это человек, бросивший камень в твой очаг”. Он услышал бой барабана; после четырех ударов он смог сесть. Он увидел Птицу Грома и его семью. У всех детей были барабаны, раскрашенные зелеными когтями Птицы Грома и желтыми зигзагами молний, исходящими из клюва. Птица Грома закурил свою трубку, выпустив две затяжки к небу и две к земле. При каждой затяжке гремел гром. Птица Грома обратилась к Железной Рубахе: “Я – Делатель Грома, и мое имя – Много Барабанов. Ты видел мою силу и теперь можешь благополучно уйти. Вернувшись к своим людям, сделай трубку, подобную той, которую курю я, и прибавь к своей связке. Когда весной ты услышишь первый гром, знай, что это я пришел из своей пещеры и что настало время достать мою трубку. Если ты когда-нибудь попадешь в сильную грозу и испугаешься, молись мне, говоря: “Много Барабанов! Пожалей меня ради моего младшего ребенка и я не причиню тебе вреда”.

Вернувшись с горы, Железная Рубаха прибавил трубку, подобную той, что курил Птица Грома, к связке Таинственной Трубки. (Курение трубки Птице Грома понималось как ритуал усыновления.)

 

Народ Белой Глины (Гро-Вантры)

В 1941 году, в возрасте 73 лет, Гартер Змея [1980: 103-122] рассказала миф и ритуал главной таинственной трубки ее народа, Оперенной Трубки. Став католичкой, она не потеряла, как рассчитывалось, любви и уважения к трубке. Она рассказала эту традицию, чтобы ее записали и она не исчезла после ее смерти. Ее отец, Бычье Жилище, был хранителем Трубки и она была ритуально сделана Ребенком Трубки. Трубка была ее братом (см.Cooper, 11: 135). Когда она была ребенком, Бычье Жилище рассказал ей эту традицию, чтобы в нужное время она смогла бы точно пересказать ее. Рассказ Бычьего Жилища занял всю ночь, от захода до восхода солнца.

По сути происхождение трубки начинается с человека, который в возрасте 40 лет имел сон, который затем повторялся каждую весну. После четвертого сна он обратился к старцам и рассказал об этом сне. Его жилище поставили в западной части круга, обратив к востоку и заполнив всеми его пожитками и пожертвованиями, родственников. Младшую жену и детей он отправил к ее родителям. Была весна, время громов.

Он сказал людям, чтобы они приготовились к грозе. Рано вечером началась сильная гроза и дождь лил всю ночь. Утром жилище, пожитки и лошади этого человека исчезли. Только там, где стояло жилище этого человека, землю оставалась сухой, хотя вокруг она промокла. Мужчина и женщина в одних плащах сидели на шкуре белого бизона лицом на восток, муж слева от жены. В руках он держал четыре предмета, все потустороннего вида: оперенный жезл, трубка, свисток и скульптура.

Пара не двигалась и молчала, к чему все отнеслись с волнением. Над ними было установлено жилище и они, не вставая перенеслись на приготовленное для них место, обращенное к востоку. Они оставались с плащами на головах, мужчина держал четыре священных предмета.

“Около полудня мужчина сказал: “Родственники, я кое-что получил для вас и моего народа. Это жизнь, и она останется с нами в течение всех грядущих поколений. Мне дали этот оперенный жезл, эту трубку, свисток и скульптуру, и имена для моей жены и меня самого. Меня будут звать “Человек-Свисток”, а мою жену – “Женщина, Идущая Первой”.

Священные вещи были завернуты в шкуру белого бизона. Он рассказал людям, как подготовить Свит Лодж, для которого он получил инструкции и песни. После обряда потения он получил сон о необходимых для церемонии трубки воскурениях и для четырех последовательных обрядов парения, и что трубка должна быть последовательно передана четырем владельцам. Через некоторое время в последующих снах он получил дополнительные указания по трубке, такие как особо подготовленный барабан, дополнительные ритуалы, такие как церемония передачи. Три последующих владельца также получили во время постов сны с дальнейшими указаниями.

 

Кроу

Уильям Уайлдшут (W.Wildshut), будучи бизнесменом, проживал около резервации Кроу в Монтане. Между 1918 и 1927 годами, во времена культурного и религиозного геноцида он приобрел у Кроу более 260 религиозных связок для коллекции Джорджа Хайя (G.Heye), ставшей Музеем Американского Индейца в Нью-Йорке. Вместе с несколькими связками он получил “историю” трубки Общества Таинственной Трубки – от Глупого Человека, лидера общества (см.рис. 6, трубка из священной связки, приобретенная Уайлдшутом.)

Этот миф иллюстрирует другой путь получения трубки, в дар или подвиг в войне против другого народа. Например, Трубка Круглого Танца Черноногих была принесена как дар от Арапахо (Шефер). В мифе Кроу описывается, как трубка была отнята у традиционного врага, в данном случае – с помощью могущественного существа – Бизона. Этот случай получения трубки похож на тот, когда Черноногие получили Таинственную Трубку у Грома с помощью духа Ворона. Краткое изложение мифа таково [Wildshut: 114-119].

В далеком прошлом, во времена, предшествовавшие отделению Кроу от Хидатса, Сиу разгромили военный отряд, состоявший из пяти мужчин и мальчика. Когда они не вернулись, полюбивший сестру мальчика молодой человек и его друг отправились на их поиски. Эти двое наткнулись на останки пяти воинов и поняли, что мальчик попал в плен. В ту ночь молодой человек лег спать, использовав в качестве подушки череп бизона, на котором еще остались волосы и рога. Ему приснился человек, спускающийся с неба, сделавший по пути четыре остановки. В каждую остановку он курил трубку. Приблизившись к молодому человеку, он обратился к нему, держа трубку в обеих руках: “Это – Таинственная Трубка. Поскольку она пришла с неба, она никогда не касалась земли. Голубые бусы на чубуке представляют небо; белые кисточки – полосатые облака, приносящие дождь, красные кисточки – красные облака заката. Голова утки прикреплена к чубуку, поскольку она принесла первую грязь, которая потом разрослась в Землю. К трубке должны быть прибавлены совиные перья, поскольку сова – великая таинственная птица. Она может видеть в темноте и в будущем. Орлиные перья тоже должны присутствовать, поскольку орел – вождь птиц. Он наиболее могущественен, и может летать высоко в небе, видя при этом все, что происходит на земле... И с трубкой всегда будет початок кукурузы, поскольку кукуруза – это первый плод земли”.

На следующее утро друзья продолжили свое путешествие и добрались до лагеря Сиу, где проходил Танец Солнца. Ночью они пробрались в лагерь и, наконец, нашли пленного мальчика. Его привязали в качестве подношения к вершине жилища Танца Солнца в центре лагеря. На обратном пути он захватил двух лошадей и отдал своему другу, чтобы тот мог вернуться домой, а сам он решил остаться, чтобы выручить мальчика или умереть.

Глубокой ночью он снова вошел во вражеский лагерь и смог добраться до мальчика, спустить его вниз и вывести из жилища. Вскоре их заметили и он вбежал в типи. Там он нашел связку трубки, точно такую же, как та, что он видел во сне. Он сидел с мальчиком на спине и со связкой в руках.

Когда воины Сиу ворвались в типи и увидели его держащим связку Таинственной Трубки, они не убили его. Посоветовавшись, Сиу дали ему еды и воды, сказав, что если он выполнит две трудные задачи, то их освободят. Справившись, молодой человек вернулся к своим людям с мальчиком и Таинственной Трубкой [Wildshut, 1975: 190-192].

В церемонии этой трубки бизоний череп кладется обращенным к восходящему солнцу. Готовится пир, представляющий пищу, данную двум Кроу их врагами. Часть пищи предлагается четырем направлениям, земле (повествование Уилдшута здесь противоречиво), солнцу, трубке, перьям и бизоньему черепу. Подношения кладутся внутрь черепа. Затем трубка набивается и раскуривается в священной манере, со священными песнями.

 

Лакота (Сиу)

В 1896 году Дж.Р.Уолкер, интересовавшийся коренными народами и долго с ними общавшийся, стал врачом в резервации Пайн-Ридж в Дакотах. С того времени и до 1914 года он проводил в изучении религиозных традиций и верований Лакота, зарегистрировав это в недавно опубликованных материалах, а также в его собственных публикациях (1980, 1917). В его заметках присутствуют две версии получения Священной Трубки, Трубки Теленка Бизона. Одна рассказана Пальцем, другая Томасом Тайроном [Walker, 1980: 109-112, 148-150]. В конце 1940-х годов, на склоне своей жизни Черный Лось, старец Оглала, рассказал Джозефу Эйпсу Брауну племенные ритуалы, чтобы они были записаны и сохранены для его народа. Его повествование (1953: 3-9) начинается с фундаментального для его народа священнодействия, дара Трубки Теленка Бизона. Все эти версии согласуются в основных деталях; следующее – синопсис двух версий.

В мифологическом прошлом двое молодых людей находились на холме, проводя разведку впереди своего племени. Вдали они увидели молодую женщину, идущую к ним. Она была прикрыта только собственными волосами, длинными как плащ, и она что-то несла. Один из молодых людей решил встретиться с ней в надежде на сексуальное развлечение. Другой предупредил его, что женщина может оказаться священным существом, что она может быть бизоньей женщиной, которая заберет его к своему народу. Но его друг не испугался и не внял совету. Когда он приблизился к ней, их обоих покрыло облако. Когда облако поднялось, молодой человек был лишь грудой костей.

Молодая женщина подозвала другого юношу и сказала, что не причинит ему зла, пока он обращается с ней уважительно. Она кое-что принесла его народу и он должен предупредить их, чтобы они подготовились к ее приходу. Затем она превратилась в туман и юноша понял, что она священное существо.

Его люди приготовили пир. Когда он был готов, женщина появилась среди них. Она подала еду женщинам, детям, а затем мужчинам. Потом она предложила мужчинам посмотреть вверх, и они увидели прекрасную женщину. Она принесла трубку, набила ее священным способом, сделала несколько затяжек и передала вождю. После того, как он покурил, она научила его передавать трубку по кругу. Она сказала, что эта трубка – для них и что они могут делать другие, подобные этой. Пока они хранят эту трубку, она будет помогать им. Она всегда будет присутствовать в дыму трубки и переносить их молитвы могущественным священным существам.

С тех пор Лакота хранят эту трубку, называя ее Трубкой Теленка Бизона, и считая ее своим самым священным предметом. Уважаемый старец Хромой Олень рассказывает о времени, когда он мог развернуть эту трубку и другую, связанную с ней:

“Я держал трубки. Чашечки были моей плотью. Чубук стоял за все направления. Я чувствовал, что моя кровь входит в трубку, я чувствовал, что она возвращается обратно. Я чувствовал, что трубка оживает в моих руках, чувствовал, что они оживают. Я чувствовал, как сила из них струится в мое тело, чувствовал всего себя. Слезы стекали по моему лицу... Я знал, что в этой трубке заключены все силы природы, что в этой трубке – я. Я знал, что куря эту трубку, я был в центре всех вещей, отдавая себя Великому Духу...” [Lame Deer, Erdoes, 1972: 252-253].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.