|
Органы, рассматривающие споры предпринимателей
Защита прав предпринимателей, в основном, осуществляется арбитражным судом, а в отдельных случаях - судом. В суде рассматриваются дела, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий юридического статуса предпринимателя.
Деятельность арбитражного суда, его компетенция регулируются Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), утвержденным 24.07.2002 г.
Арбитражный суд рассматривает споры предпринимателей между собой, возникающие, в частности, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, а также споры в сфере управления. К числу таковых, в первую очередь, относятся возбуждаемые по инициативе предпринимателей споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы предпринимателей (организаций и граждан), а также о возмещении убытков, причиненных такими актами; об обжаловании отказа о государственной регистрации; о взыскании штрафов антимонопольными, налоговыми и другими контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке; споры о возврате из бюджета безосновательно списанных денежных средств в виде экономических санкций; споры по условию контрактов о принятии заказов на поставку для государственных нужд.
Система арбитражных судов включает Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Разграничение подсудности между ними установлено АПК РФ (ст. 22, 23, 24, 25). По общему правилу спор рассматривается по месту нахождения ответчика.
Истец может обратиться в арбитражный суд в течение трехлетнего срока исковой давности, а по некоторым требованиям могут быть установлены иные сроки. При обращении в арбитраж взыскивается государственная пошлина, которая зачисляется в федеральный бюджет.
Исковое заявление подается в письменной форме с приложением необходимых документов. Копии искового заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены другой стороне.
Споры разрешаются на заседании арбитражного суда в первой инстанции, как правило, единолично. Суд может удовлетворить или отказать в иске полностью или частично. Споры должны быть рассмотрены, решения приняты и разосланы в течение двух месяцев со дня получения арбитражным судом искового заявления. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.
Исполнение решения арбитражного суда осуществляется на основании выдаваемого им исполнительного листа. При взыскании средств в доход бюджета исполнительный лист одновременно направляется налоговому органу. Исполнение о взыскании денежных средств осуществляется соответствующим банком. Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. Остальные приказы исполняются судебными исполнителями.
Третейский суддействует на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. Этот судебный орган не рассматривает споры, возникающие в сфере управления.
Третейские суды могут быть постоянно действующими и создаваться для рассмотрения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, предприятиями и организациями. Третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Это правило дает возможность привлекать специалистов, компетентных в решении данного спора.
Передача спора в третейский суд возможна только по соглашению сторон, которое может быть заключено в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения в письменной форме. Госпошлина при этом не взыскивается. Решение третейского суда обжалованию не подлежит.
Исполнение решения третейского суда может осуществляться в принудительном порядке путем обращения в арбитражный суд за выдачей приказа.
Выводы по теме
- Предпринимательская деятельность в РФ регулируется законодательными актами, которые предусматривают права и обязанности предпринимателей в различных областях хозяйственной деятельности: в управленческих и товарно-денежных (имущественных) отношениях.
- Правовое положение предпринимателя в управленческих отношениях определяется в рамках государственного регулирования предпринимательской деятельности, устанавливающего определенные обязанности и запреты, нарушение которых влечет административную ответственность перед органами государства. Она выражается, главным образом, в виде взыскания штрафов, которые поступают в бюджет, и как правило, осуществляется в бесспорном порядке.
- В процессе осуществления хозяйственной деятельности, вступая на договорных началах в товарно-денежные отношения с равноправными партнерами, предприниматель добровольно берет на себя обязательства, за нарушение которых несет гражданско-правовую ответственность, которая регулируется Гражданским Кодексом РФ. Эта ответственность носит не карательный, а компенсационный характер и выражается во взыскании убытков, а также неустойки. Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность ответственности предпринимателя независимо от вины.
- Самостоятельным видом ответственности предпринимателя является ответственность за нарушение трудовых прав работников, предусмотренная действующим КЗоТ РФ и другими нормативными актами.
Вопросы для самоконтроля
- В чем выражается ответственность предпринимателя?
- Как отражается ответственность предпринимателя на его имущественных интересах?
- По каким основаниям можно дифференцировать ответственность предпринимателя на административную и гражданско-правовую? Какое это имеет практическое значение?
- Назовите основные признаки административной ответственности.
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение предпринимателем его обязанностей по оплате налогов?
- Назовите основные черты гражданско-правовой ответственности.
- Назовите органы, рассматривающие споры предпринимателей.
Расширяющий блок №3
Основные направления государственного регулирования предпринимательства.
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности предусматривает порядок создания предприятий и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также ответственность за нарушение этих правил. Так, деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
- Необходимым условием деятельности предпринимателя часто является ее лицензирование (ст. 49 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" предусмотрено, что несоблюдение установленных этим постановлением лицензионных условий, в том числе, передача лицензии другому юридическому или физическому лицу, выпуск или продажа некачественных товаров, нарушение правил торговли, санитарных, экологических норм влекут за собой лишение лицензии или иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
По отдельным видам предпринимательской деятельности порядок лицензирования и, соответственно, ответственности в виде лишения лицензии устанавливаются специальными законодательными актами. Так, Законом о товарных биржах установлено, что порядок выдачи, аккумулирования и приостановки действия лицензии на биржевую торговлю определяется Положением о лицензировании товарных бирж.
Центральному банку предоставлено право лишать коммерческие банки лицензии на кредитную деятельность.
- Одним из важных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности являются правовые и организационные основы предупреждения и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, которые определены Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 25 мая 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности".
Государственный комитет по антимонопольной политике, его территориальные органы наделены полномочиями контроля и применения различных санкций к нарушителям, допускающим недобросовестную конкуренцию. Они вправе давать предпринимателям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству. В случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении их из состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений. Жалобы на действия антимонопольных органов рассматриваются в судебном порядке.
Так, в арбитражном суде рассматривался иск товариществ с ограниченной ответственностью "Гике" и "Лемикс" к территориальному управлению Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике об исключении их из реестра монополистов. В этот реестр они были включены на том основании, что им принадлежало свыше 53-57% рынка услуг по предоставлению крытых теплых помещений под стоянку автомашин. Иск не был удовлетворен, так как не было доказано, что истцы - обе организации не являются единой структурой, как это они пытались представить.
За невыполнение предписаний антимонопольных органов предусмотрено взыскание штрафа, возмещение причиненных убытков. Убытки взыскиваются судом. Основания для возбуждения антимонопольными органами дел, связанных с применением соответствующих санкций в виде штрафов, а также процедура их разрешения предусмотрены Арбитражным Процессуальным кодексом РФ.
Одновременно с санкциями, применяемыми к хозяйствующему субъекту - предприятию-предпринимателю, антимонопольное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, возглавляющих это предприятие. По отношению к ним предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. Если штраф не уплачен добровольно, то он взыскивается через судебные (арбитражные) органы по иску антимонопольных органов.
- Ответственность за соблюдение законодательства о стандартизации, сертификации устанавливается в соответствии с Законами РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". Она предусмотрена за нарушение обязательных требований ГОСТов, а также за несоблюдение правил обязательной сертификации продукции по утвержденным перечням. Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.
Должностные лица Госстандарта России, наделенные правом осуществлять контроль и надзор на предприятии, вправе:
- выдавать предписание о запрете или приостановке реализации, эксплуатации проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям ГОСТов, а также в случае уклонения предприятия от их предъявления для проверки;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений ГОСТов на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг;
- принимать постановления о применении штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов;
- запрещать реализацию импортной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов и не прошедшей государственную регистрацию.
За нарушение предписаний о запрете или приостановке реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг предприятия могут быть оштрафованы в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 млн. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена.
В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающими обязательным требованиям ГОСТов, штраф взыскивается в размере суммы ущерба, причиненного потребителям.
- Санкции на налоговые нарушения.
Виды налоговых правонарушений
| Санкции
| 1 Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
| 5 тыс. руб.
| 2 Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней
| 10 тыс. руб.
| 3 Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
| 10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. руб.
| 4 Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в течение более трех месяцев
| 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дн.
| 5 Нарушение срока представления информации об открытии счета в банке, если это не повлияло на уплату налогов
| 5 тыс. руб.
| 6 Непредоставление в установленный срок налоговых деклараций:
|
| а) при нарушении срока до 180 дней
| 5% суммы налога подлежащего уплате по этой декларации за каждый просроченный месяц (но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.)
| б) при нарушении срока предоставления декларации более 180 дней
| 30% суммы налога, подлежащего уплате и 10% суммы налога за каждый полный месяц, начиная со 181 дня
| 7 Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения:
|
| а) совершенное в течение одного налогового периода;
| 5 тыс. руб.
| б) совершенное в течение более одного налогового периода;
| 15 тыс. руб.
| в) повлекшее занижение дохода
| 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
| 8 Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевременное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, начисленной суммы налогов)
| 5 тыс. руб.
| 9 Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов:
|
| а) выявленные налоговым органом при выездной проверке;
| Штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога
| б) совершенные умышленно
| Штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога
| 10 Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего проверку, на территорию или помещение налогоплательщика
| 5 тыс. руб.
| 11 Непредоставление в срок налогоплательщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
| 50 руб. за каждый не предоставленный документ
|
Резюме по разделу 3
Выводы по разделу
- Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
- Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально-незащищенных слоёв населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.
- Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, созданию должной среды и условий предпринимательства.
- Это, прежде всего, меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития среднего и малого бизнеса.
- Это утверждение малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рыночной системы хозяйствования, обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в объемах и на условиях, необходимых для развития малого предпринимательства, производственно-технологическая поддержка малого бизнеса, развитие сети субъектов предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики России и ее регионов.
- Определены приоритеты развития предпринимательства в сфере производства и переработки сельхозпродукции, изготовления товаров народного потребления и лекарств, строительство и осуществление инновационной деятельности с предоставлением налоговых и иных льгот в этих отраслях предпринимательства.
- Заслуживает внимания законодательство, закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом. Закон предписывает возместить собственнику в полном объеме ущерб, причиненный кем-либо вследствие злоупотребления своим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц. Деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред правам и интересам граждан и государству либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей охраняются интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка.
- Законоположения через систему гражданско-правовых сделок - биржевых, посредничества, лизинга, факторинга и т. д. - существенно расширяют инструментарий договорного права, укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных отношений, а вместе с закреплением самостоятельности повышают и ответственность контрагентов за результаты хозяйствования. Участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями прав и обязанностей, а следовательно, кредитор обязан доказать факт ненадлежащего исполнения должником обязательств, наличия убытков и причинную связь между ущербом и фактом правонарушения. Когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществились ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Закреплена наряду с этим презумпция вины нарушителя гражданско-правовых обязательств, в связи с чем кредитор (потерпевший) не обязан доказывать вину правонарушителя.
- Заслуживает внимания регулирующая, компенсирующая и стимулирующая роль санкций. Закон РФ о защите прав потребителей предусматривает вместе с возмещением причиненного потребителю материального ущерба взыскание дополнительного с изготовителя (продавца) морального ущерба в пользу потребителя, а равно и взыскание штрафа в бюджет, что значительно увеличивает потери изготовителя (продавца) от недобросовестного исполнения обязательств.
- Законодательство РФ содействует освоению новых отношений рынка и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Эта область законодательства включает:
- систему норм, направленных на достижение высокопроизводительного, эффективного труда;
- расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений;
- обеспечение социальной защиты граждан в условиях рынка;
- согласование противоречивых интересов работодателей и наемных работников.
- Законодательством закреплены разнообразные способы судебной защиты:
- путем признания прав;
- восстановления положения, существующего до нарушения права;
- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- взыскание убытков и неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- признания недействительности ненормативных актов органов государственного управления (власти), а также использования иных определенных законом способов защиты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|