|
Государственное предпринимательство
Одно из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику – государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.
Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.
Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).
Какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны?
До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была по мировым меркам чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален: необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.
Прогнозирование, планирование и регулирование
Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства в управлении экономикой страны. С переходом к рыночным отношениям роль прогнозирования и регулирования управления не снижается, а методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливалась заранее заданная производственная программа и потребители, приходит индикативное планирование. Суть его в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план также макроэкономические показатели, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.
Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспечиваться наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а, следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.
С планированием тесно связано регулирование. Государство осуществляет регулирование только в том случае, если запланированные макроэкономические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование
Это один из действенных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообразования, прежде всего, с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т. е. определяются спросом и предложением. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Это практика почти всех стран мира с развитой рыночной экономикой. Хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна – всего 10-15 % от общей товарной массы, но для поддержания минимального прожиточного уровня населения это имеет большое значение.
Во многих развитых странах государство регулирует цены и на продукцию предприятий-монополистов. В России также государство регулирует цены на продукцию (товары, услуги) объединений, предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в государственный реестр предприятий-монополистов, – устанавливая предельные цены (тарифы), фиксированные цены (тарифы), предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, декларируя повышение свободных цен на продукцию.
Административный контроль государства над ценами порой необходим, чтобы устранить издержки рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не дают желаемого результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать, проводя соответствующую внешнеэкономическую и социальную политику.
Осуществляя внешнеэкономическую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры), государство может существенно расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда.
Выводы по теме
- Предпринимательская деятельность в значительной степени зависит от государственной политики.
- Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, когда на то имеются определенные условия и предпосылки.
- Условия для вмешательства государства в экономику могут быть как позитивными, так и негативными.
- Государство может воздействовать на экономику страны как прямыми - административными методами, так и косвенными - экономическими. При этом методы прямого воздействия применяются лишь в том случае, когда экономические методы не достигают своей цели или недостаточно эффективны.
Вопросы для самоконтроля
- Перечислите функции государства и дайте им краткую характеристику.
- Какие условия государственного вмешательства называют негативными?
- Какие условия государственного вмешательства называют позитивными?
- Перечислите критерии (признаки), на основании которых можно дать количественную оценку условий и предпосылок для государственного вмешательства.
- Какие методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность называют экономическими?
- Какие методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность называют административными?
Тема 3.2. Ответственность предпринимателей
| 3.2.1. Введение
Цель изучения темы
- дать представление об ответственности предпринимателей:
- перед органами государственного управления;
- перед партнерами по хозяйственным договорам;
- за нарушение трудовых прав работников;
- перед собственником имущества предприятия;
- об органах, рассматривающих споры предпринимателей.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
- Об ответственности перед органами государственного управления.
- Об ответственности перед партнерами по хозяйственным договорам.
- Об ответственности за нарушение трудовых прав работников.
- Об ответственности перед собственником имущества предприятия.
- Органы, рассматривающие споры предпринимателей.
Ключевой термин
Ключевой термин: ответственность предпринимателя.
Ответственность предпринимателя - правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.
Второстепенные термины
- ответственность перед органами государственного управления - за противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность;
- ответственность перед партнерами по хозяйственным договорам - регулируется нормами гражданского права. Основополагающие нормы по этому вопросу содержатся в Гражданском кодексе РФ. Ответственность, предусмотренная правом, является методом экономического регулирования хозяйственных отношений. Она носит всегда имущественный характер и таким образом осуществляет экономическое воздействие на нарушителя договорных отношений;
- ответственности за нарушение трудовых прав работников - общим правилом является установка закона о распространении действующего трудового законодательства в равной мере на работников предприятий, основанных на различных формах собственности и необходимости соблюдения минимума социальных гарантий в области продолжительности рабочего времени, отдыха, оплаты труда, обеспечения безопасных условий труда, осуществления социального, медицинского и иных видов обязательного страхования;
- ответственности перед собственником имущества предприятия - Собственник, передавший свое имущество в хозяйственное ведение другому предпринимателю, вправе получать часть прибыли от использования его имущества в размере, определенном Уставом предприятия. На этом основании к предпринимателю-собственнику может быть предъявлен иск по поводу определения этой доли и ее взыскания;
- органы, рассматривающие споры предпринимателей. - Защита прав предпринимателей в основном осуществляется арбитражным судом, а в отдельных случаях - судом. В суде рассматриваются дела, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий юридического статуса предпринимателя.
Структурная схема терминов
Обязанности предпринимателя в различных сферах хозяйственной деятельности можно разделить на четыре группы:
- Перед органами государственного управления.
- Перед партнерами по хозяйственным договорам.
- В области трудовых отношений при привлечении работников по найму.
- Перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных уставами государственных или муниципальных предприятий.
Обязанности перед органами государственного управления включают обязанности, связанные с внутрихозяйственной деятельностью (для государственных предприятий).
Обязанности, связанные с государственным регулированием деятельности организации и деятельности предприятий различных форм собственности, предполагают выполнение необходимых условий для создания предприятия, недопущение монопольного положения отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции их на товарных рынках; соблюдение экологической безопасности, недопущение загрязнения окружающей среды; своевременное предоставление Декларации о доходах и уплата налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ; соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг, а также в области ценообразования.
Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателей, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий. Имущественная ответственность означает экономическую ответственность, что соответствует складывающимся в нашей стране рыночным отношениям, замене административных методов руководства народным хозяйством методами экономическими, связанными с имущественным воздействием на нарушителя порядка в предпринимательской деятельности, установленного законодательством.
Имущественная ответственность так или иначе влияет на результаты экономической деятельности предпринимателя. Это экономическая ответственность, но она всегда является юридической, т. е. должна быть предусмотрена законодательными или иными нормативными актами. Произвольное применение имущественных санкций партнером по хозяйственным отношениям или каким-либо органом управления противоречит принципам правового государства.
В зависимости от характера неблагоприятных последствий и порядка их применения ответственность предпринимателя может быть административной, гражданско-правовой, уголовной.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|