Коммерческая деятельность по сбыту продукции на предприятиях
Сбыт продукции ― важнейшая составная часть коммерческой деятельности предприятия. Одной из главных задач предприятия в условиях рынка является обеспечение эффективности сбыта. Для достижения этого промышленное предприятие, прежде всего, должно исследовать рынок, определить структуру спроса и приспособить к нему свой ассортимент продукции.
Для этого необходимо постоянное планирование ассортимента, конечной целью которого является готовность обеспечить требуемый покупателями ассортимент товаров в нужное время, в нужном месте и хорошего качества. При планировании ассортимента продукции должна быть проведена коммерческая оценка замысла этого изделия. Если не произвести коммерческую оценку замысла нового изделия, то это может привести к тому, что при развертывании коммерческого производства товара, предприятие не получит прибыли и в результате будет иметь убытки, поскольку затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также инвестиции на закупку необходимого оборудования не окупятся.
При исследовании рынка определяется ёмкость товарного рынка, то есть потенциальный объём сбыта товара на рынке в течение определенного времени.
Большое значение в процессе коммерческой деятельности предприятия имеет планирование сбыта, при котором увязываются конкретные объёмы и виды работ предприятия с имеющимися ресурсами, а также с ассортиментом продукции.
Составной частью планирования сбыта является прогнозирование объёма продаж, выбор наиболее эффективных каналов сбыта. Прогноз объёма продаж ― это вероятный объём продаж предприятия на конкретном рынке за определенный период времени. Возможности сбыта ― это максимальная доля рынка, которую предприятие может получить за определенный период времени.
Завершающей частью коммерческой деятельности по сбыту продукции является оперативно-сбытовая работа предприятия, включающая в себя разработку графиков отгрузки, организацию отгрузки продукции покупателям.
Сбыт продукции как составная часть коммерческой деятельности оказывает решающее влияние на размеры доходов и прибыли промышленного предприятия.
Стремясь увеличить свою прибыль, предприниматели особо тщательно изучают возможности снижения общей суммы постоянных расходов. К постоянным расходам обычно относят: амортизационные отчисления, налог с имущества, страхование, заработную плату обслуживающего персонала, расходы на научные исследования, рекламу, на повышение квалификации работников и ряд других.
К переменным ― относят материальные затраты, прямую заработную плату, часть накладных расходов, изменяющихся пропорционально объёму произведённой и проданной продукции. Характер поведения этих видов затрат может отличаться от правил пропорционального изменения их вместе с объёмом производства и сбыта. Они могут и опережать рост выпуска продукции, и отставать от него. Но элементом непропорциональности принято пренебрегать, так как удельный вес расходов, не подчиняющихся этим правилам, невелик.
Использование на внутреннем анализе предприятия деления производственных и сбытовых расходов на постоянные и переменные, а также категории маржинальной прибыли, "точки безубыточности предприятия", позволяет установить количественную зависимость между величиной прибыли и объёмом сбыта, уровнем цен, структурой ассортимента продукции, расходами на рекламу и решить ряд других задач.
Основные понятия
Постоянные расходы в сумме прибыли от реализации (продажи) называются маржинальной прибылью (или валовой маржой, Вм):
ВМ = П+С, (4)
где
Вм - валовая маржа;
П - чистая прибыль от реализации продукции;
С - постоянные расходы предприятия.
Валовую маржу можно представить так же, как превышение объёма продаж над величиной переменных затрат:
ВМ = V-W, (5)
где
V - выручка от реализации продукции;
W - переменные расходы предприятия.
Удельная валовая маржа (валовая маржа на единицу изделия) есть превышение удельной продажной цены (Ц или S) над величиной переменных затрат на единицу продукции (v):
ВМ/ед = S-v или ВМ Уд. = Ц-v (6)
"Точка безубыточности предприятия" ― это объём реализации продукции (выручка от продаж), равная затратам на производство и сбыт продукции. Точка безубыточности в натуральных единицах определяется по формуле:
(7)
Для определения "точки безубыточности" (Vкр. или Е) в денежном измерении может быть использована формула:
(8)
где a = v/S.
"Точку безубыточности" в денежном выражении или порог рентабельности (Е) можно определить с помощью коэффициента валовой маржи.
Коэффициент валовой маржи (КВм) определяется как доля валовой маржи от объёма продаж:
КВм = BМ/V (9)
Тогда порог рентабельности (Е) равен:
E = C/ КВм(10)
Показатель безопасности коммерческой деятельности (запас финансовой прочности F) ― это сумма, на которую предприниматель может себе позволить уменьшить выручку от реализации, не выходя из зоны прибыли. Показатель безопасности коммерческой деятельности определяется по формуле:
F = V-E, (11)
где
V - ожидаемый объём выручки от реализации;
E - порог рентабельности ("точка безубыточности" предприятия).
Количество товара, которое необходимо реализовать (произвести) для получения заданной величины прибыли определяется по формуле:
qОЖ = (C+П)/(S-v), (12)
где
qож - ожидаемый объем продаж, единиц;
С - постоянные издержки;
П - планируемая прибыль;
S - цена реализации единицы товара;
v - переменные расходы на единицу товара.
Выводы по теме
- Закупка материальных ресурсов предпринимателя, занимающегося производственной деятельностью, рассматривается в системе коммерции и является связующим звеном трех важнейших элементов деятельности предпринимателя: производственной, финансовой и сбытовой.
- При закупке материальных ресурсов первостепенное значение имеет использование инструментов маркетинга в процессе оценки конъюнктуры рынка сырья и материалов, определение ценовой политики.
- Составной частью коммерческой деятельности по закупкам материальных ресурсов является организация хозяйственных связей и выбор поставщика. Хозяйственные связи по поставкам продукции включают экономические, организационно-правовые и финансовые отношения между изготовителями и потребителями. Выбор поставщика осуществляется в том случае, когда среди поставщиков нет монополизма. При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Когда поставщиков немного (2-3), то критериями выбора наиболее выгодного из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков.
- Выбор наиболее выгодного для предпринимателя поставщика имеет большое значение, так как от последнего зависит величина затрат на закупку материальных ресурсов.
- Установление хозяйственных связей завершается заключением договора поставки между поставщиком и потребителем. При заключении договора поставки исключительно важное значение имеют такие условия договора как цена закупаемых материально-технических ресурсов, их качество, формы расчетов.
- С закупкой материальных ресурсов непосредственно связано определение экономичной партии заказа, от размера последней зависит сумма финансовых средств, которые необходимо затратить на покупку. На величину закупок сырья и материалов оказывает определенное влияние количество материальных запасов на складе. Поэтому требуется регулирование запасов.
- Все перечисленные коммерческие функции, связанные с закупкой материальных ресурсов, непосредственно влияют на финансовые результаты предпринимательской деятельности.
- Сбыт продукции ― важнейшая составная часть коммерческой деятельности предпринимателя. Одной из главных задач в условиях рынка является обеспечение эффективности сбыта. Для этого необходимо постоянное планирование ассортимента, конечной целью которого является обеспечить требуемый покупателями ассортимент товаров в нужное время, в нужном месте и хорошего качества.
- Большое значение в процессе коммерческой деятельности предпринимателя имеет планирование сбыта, при котором увязываются конкретные объемы и виды работ с имеющимися ресурсами, а также с ассортиментом продукции. Составной частью планирования сбыта является прогнозирование объема продаж, выбор наиболее эффективных каналов сбыта.
- Сбыт продукции как составная часть коммерческой деятельности оказывает решающее влияние на размеры доходов и прибыли предпринимателя. Поэтому предпринимателю необходимо знать свой "порог рентабельности" и запас финансовой прочности, который является показателем безопасности коммерческой деятельности.
Вопросы для самоконтроля
- Назовите критерии выбора при установлении хозяйственных связей.
- Что включает в себя понятие "условия поставки"?
- Какие формы расчетов применяются в настоящее время при закупке материальных ресурсов и сбыте продукции?
- Каков порядок расчетов между поставщиком и покупателем продукции при использовании платежных поручений?
- Представьте схему аккредитивной формы расчетов между поставщиком и покупателем товаров.
- Изложите особенности расчетов чеками.
- Что такое сбыт продукции?
- Назовите основные виды сбыта продукции в условиях рынка.
- Что является главным условием эффективного сбыта продукции?
- Дайте определение планированию ассортимента. Какое значение оно имеет для планирования сбыта товаров на предприятии?
- Каковы основные разделы программы (плана) сбыта на предприятии?
- Какое значение для разработки сбытовой программы имеет прогноз объёма продаж товара?
Расширяющий блок №1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|