Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава восьмая. Основные тенденции развития предпринимательства (1991 – 1999 гг.).





В начале 90- х гг. СССР вступил в период распада. В условиях обостряющегося геополитического противостояния в мире российские власти фактически инициировали процесс распада СССР. Это стало «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Разделение СССР на отдельные государства означала утрату громадных территорий страны более чем на треть. 12 июля 1990 г. принимается Декларация о суверенитете РСФСР. В августе 1991 г. к власти пришел постсоветский режим. Россия очередной раз оказалась на цивилизационной развилке.

Распад СССР трактуется по-разному. Одни определяют его как контрреволюционный переворот и реставрацию капитализма. Другие называют его либеральной революцией, либо «номенклатурной революцией», в ходе которой советская бюрократия стремилась «конвертировать власть в собственность, а затем снова во власть». При этом опорой власти, использующей либеральные, демократические лозунги, стал новый чиновничий аппарат и возникший «авантюрный», «бюрократически-чиновнический» капитализм. Власть перешла от одной части управленческой элиты бывшего СССР к новой элите. Она состояла, по некоторым данным, из бывшей партийной номенклатуры (70%), интеллигенции, ставшей бизнесменами (15%), 15% криминалитета («теневиков»). Таким образом, приватизировалась, прежде всего, государственная власть.



Однако плана развития нового общества и перехода от административной системы к рынку у новой власти не было. Большинство реформаторов считало, что страна должна развиваться по западному пути либеральной рыночной экономики. Власть поспешно стала разрабатывать государственно - правовое регулирование экономических отношений в стране. Предполагалось, что переход к рынку возродит в России различные организационно-правовые формы хозяйствования, активную предпринимательскую деятельность. Считалось, что это является достаточной предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики.

Съезд народных депутатов в сентябре 1991 года закрепил посткризисную ситуацию и объявил, что страна вступает в переходный период, окончание которого связывалось с принятием новой Конституции и выбором новых органов власти. В октябре 1991 г. в выступлении Президента Б.Н.Ельцина на Съезде народных депутатов России были обнародованы рыночные меры, которые должны были возродить в России предпринимательскую деятельность: вводились свободные цены — ключевой элемент рыночной экономики и хозяйственного механизма; производилась либерализация внешнеторговой деятельности; приватизация и акционирование в промышленности и в сельском хозяйстве. В России началось верхушечное строительство капитализма в условиях отсутствия стабильности в государстве и обществе и полной неподготовленности населения, исповедующего другие ценности.



Экономическое положение России после августовского кризиса 1991г. можно охарактеризовать как катастрофическое. Президент России Б.Ельцин в 1991г. получил огромные полномочия. Фактически, президентские указы Б.Ельцина стали исполнять роль законодательства. В России власть пошла по пути осуществления «шоковой терапии», т.е. исключающей контроль над ценами и доходами программы стабилизации.

В декабре 1991г. в России было образовано правительство, которое осуществляло политику монетаристских мер с «шоковой терапией». Новое российское правительство опиралось на либерально настроенных экономистов во главе с Е.Гайдаром, А.Шохиным, А.Чубайсом. Для проведения приватизации был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР во главе с 2-м его Председателем А.Чубайсом. С конца 1992г. в России началась массовая приватизация предприятий государственной собственности. Приватизация должна была проводиться в основном двумя наиболее простыми и в то же время социально-конфликтными путями. Первый путь — это раздача (или продажа) акций, второй — проведение аукционов и конкурсов, организуемых властями. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров), которая давала право гражданам России на часть приватизируемого государственного имущества. Она носила чисто условный характер и исходила из остаточной балансовой стоимости госимущества по состоянию на 1990 г. без учета инфляции и стоимости земли. Это создавало благоприятные возможности для разворовывания государственной собственности.Дешевый, грабительский курс рубля по отношению к другим валютам обрекал россиян на неудачу. Такая приватизация фактически стала для России политикой первоначального накопления, характерной для Англии, Франции в XVII - начале XVIII вв. Ее последствия Россия пока не преодолела.



К июлю 1994 г. в России завершился этап ваучерной приватизации. Её основные итоги сводились к следующему. К апрелю того же года 70% мелких предприятий было приватизировано и находилось в малом бизнесе. Такими объектами в первую очередь, стали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания. По мнению правительства, в стране был создан широкий социальный слой частных собственников. В результате перераспределения госсобственности, значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой (10%) группы населения. Поэтому курс на «перманентную приватизацию» рассматривался и как часть рыночной переделки экономики страны, и как способ изменения менталитета ее населения.

Таким образом, под демократическими лозунгами власти ресурсы страны были сосредоточены в руках ничтожного количества собственников. В то же время нашим геополитическим конкурентам перешло сырье, финансы, человеческий капитал, научно-технические разработки. В результате быстро возник торговый и финансовый капитал. Но так и не сложился подлинный рынок с правилами биржевой игры, со здоровой конкуренцией, акционированием, действительной денационализацией. Россия стала одной из развивающихся стран.

Если попытаться провести сравнительно-исторический анализ «старого» дореволюционного и «нового» предпринимательства, можно отметить существенные различия. I. Предпринимательство дооктябрьской России зарождалось «снизу»; современное предпринимательство «вышло из верхов», а также из «теневой экономики» и криминальной среды. II. Цель традиционного предпринимательства – производство товаров и услуг; цель современного – достижение прибыли, прежде всего, в сфере обращения. III. Традиционное предпринимательство развивалось на основе рыночного риска по закону; в основе современного, - как правило, бюрократическая подстраховка, основанная на номенклатурной поддержке IV. Предпринимательство дооктябрьской России развивалось, в основном, на основе учета и использования национального менталитета, т.е. традиций, обычаев, идеалов, религиозной этики и т.п. В «новом предпринимательстве» превалировали идеи космополитизма, адаптации будущего к западным или восточным моделям развития.

Российский олигархический неокапитализм и рынок – это не возврат к дореволюционному капитализму, развитие которого было насильственно прервано революцией 1917г. и не реставрация свернутого НЭПа, и не современный западный капитализм, развившийся из классического. Особенность возникшего российского «олигархически-номенклатурного капитализма» заключалась в том, что крупный бизнес в России образовался не естественным путем. Безмерные богатства были получены многими олигархами в результате махинаций в рамках приватизации советской государственной собственности. Для своего обогащения беспрепятственно были использованы проводимые Госкомимуществом залоговые аукционы, в результате которых такие компании, как «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «Сибнефть», «ЮКОС», «ТНК», СИДАНКО и др. обрели новых собственников.

Основные наши современные проблемы лежат именно в такой приватизации государственной собственности. Отсюда противоречивое развитие экономики, структурные кризисы, вызывающие острые и долгосрочные проблемы, коррупция, преодолеть которые в условиях неопределенности правовой системы и слабого гражданского общества невозможно. Приватизация была нужна России для привлечения средств, чтобы модернизировать предприятия и производство. Но средства от приватизации инвестировались в основном в торговлю и финансы. Это давало прибыль в кратчайшее время при минимальных вложениях. В то же время постоянно расширяется вывоз из страны прибыли и сырья. Именно тогда Россия стала превращаться в сырьевой придаток Запада.

В 1992 г. при проведении экономических реформ основная часть граждан России и более 20 млн. соотечественников, оставшихся в других республиках, так и не получили экономической независимости. 71% населения страны не имела иных источников дохода, кроме зарплаты, только 2,5% населения имела валюту, 1,5% жителей имели деньги для открытия собственного дела и 10% для приватизации жилья. [1] После такой приватизации президента поддерживали только те группы, которые стали после августа 1991 г. активными участниками передела власти и собственности. На стороне народных депутатов РСФСР, напротив, были разнородные слои, которые многое утратили за годы реформ, чувствовали себя «униженными и оскорбленными».

Итог приватизации заключался в том, что просто сменился владелец государственной собственности. 50% этой собственности передано в частные руки. В результате чековой приватизации огромная государственная собственность была бездарно распродана, разбазарена и разграблена. В результате осуществления такой экономической политики в стране усилилось формирование «олигархического капитала». Появилась бизнес-элита, представители которой получили свое состояние на приватизации и либерализации экономики. Она возникла в условиях ослабленного государства, разрушенной системы контроля, продолжавшегося процесса стихийной приватизации и фактических хищений. Представители крупного бизнеса впервые публично выступили в СМИ в качестве самостоятельной политической силы.

Возникшие группы олигархов преследовали политические цели и постепенно усиливали свое влияние на власть. Олигархи использовали СМИ как средство давления на власть. С помощью средств массовой информации, имевшихся у олигархов, развертывалась «информационная война» между крупными компаниями за интересы финансово-промышленных групп, имевших связи с правительством, за собственность и ее передел.

Граница между легальной и нелегальной экономикой начала стираться, что привело к усилению «криминального» элемента в экономической системе. Между менеджерами складываются отношения похожие скорее на сеньориально-вассальные, чем на капиталистические отношения. Тот же принцип доминировал и в политической жизни. В результате сращивания интересов «производственных капиталистов» и коррумпированного чиновничества произошла распродажа ресурсного потенциала страны.

Либерализация цен и приватизация само по себе не привели к созданию необходимой конкурентной среды, к свободному переливу капиталов в целях структурной перестройки экономики. В таких условиях произошел обвальный спад производства, усиление сырьевой ориентации экономики, сокращениесобственного рынка для отечественных производителей.

В чьих интересах проводились реформы? Прежде всего, в интересах прежней номенклатуры. Дело в том, что еще в годы перестройки она понимала всю сложность создавшегося положения в стране и активно стала заниматься новыми, коммерческими формами деятельности, пользуясь привилегией положения во власти. Особенно активными тогда были аппарат комсомола, партийные функционеры, государственные чиновники, хозяйственные руководители. Именно они и стали контролировать распределение богатств и товарных потоков. Быстро растущие биржи, коммерческие банки, фирмы, кооперативы, фонды и другие коммерческие структуры, занимались в основном торгово-посреднической деятельностью. Вместе они и приватизировали большую часть России. Более 75% совокупной прибыли, получаемой тогда в российской экономике, приходилось на торговые операции. Примерно, столько же прибыли в развитых странах Запада получали в сфере производства. Таким образом, в России в конце XX века осуществилось своеобразное подобие первоначального накопления.

Следствием стремительного перехода к рынку стала криминализация социальной структуры российского общества. С криминализацией экономической жизни связана и ее теневизация, хотя второй процесс шире первого, Теневая, «неофициальная» экономика включает некриминальные виды предпринимательской деятельности, находящиеся вне системы государственного учета и регулирования и, как правило, вне сферы выполнения официальных налоговых обязательств. Причина масштабной «теневизации» хозяйственной жизни в том, что на смену административному регулированию экономики, существовавшему 75 лет, пришло если не полное отсутствие государственного управления, то его явная недостаточность. Теневизация экономических отношений обусловлена и той политической нестабильностью, которая сопровождала реформы с самого начала. Особую роль в теневизации экономики отводят действовавшей в России в 90-е годы налоговой системе. Точных данных о масштабах теневизации экономики, естественно, нет. Но в литературе встречаются оценки, согласно которым в теневом секторе России производится от 25 до 40% товаров и услуг. В 1994—1995 гг. с теневой экономикой в качестве рабочей силы соприкасались не менее 60 млн. человек, которые — самое меньшее — уклонялись от уплаты налогов. Одной из важных составляющих теневой экономики стала коррупция.

Переплетение в современной России прежней советской и новой постсоветской социальных структур не позволяло рассматривать российское общество как единую социальную систему. Политика « двоевластия»Президента России и Советов привела к тому, что политическая поддержка «правительства реформаторов» резко упала. Теперь они могли опираться только на силы, которые получили выигрыш от реформ и были заинтересованы в их продолжении. Им противостояли Съезд народных депутатов и Верховный Совет России, которые как представительные органы власти отражали интересы избирателей, недовольных реформами. В стране возник затяжной политический кризис. В течение 1992 г. нарастало противоборство между законодательной и исполнительной властью, которое часто называют «кризисом двоевластия». Формально в его основе лежали противоречия в конституционном строе России, фактически — недовольство со стороны парламентариев проводимыми преобразованиями. 21 сентября 1993 г. президент Б. Ельцин огласил указ № 1400, в котором прерывалась осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций съездом Советов и Верховным Советом. Это означало, что в стране фактически вводилось прямое президентское правление. Конституционный суд России признал этот указ незаконным, а Верховный Совет оценил поступок Президента как государственный переворот. 4 октября 1993 г. начался штурм Белого Дома. В трагических событиях погибли люди. Многие историки рассматривают эти события как эпизод гражданской войны. Запад и часть наших граждан полностью оправдали и поддержали действия Президента России. Таким образом, Советская власть через 76 после ее провозглашения в России завершила свое существование. 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция.

В 1992—1998 гг. в центре внимания российского руководства была проблема финансовой стабилизации экономики средствами монетаристской политики. Путь к финансовой стабилизации проходил через борьбу с инфляцией и сокращение бюджетного дефицита. Потребительский рынок был наполнен разнообразными товарами, но эта проблема была решена не в результате развития собственного производства, а за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, металлы и другие сырьевые материалы. Помимо этого, российский рынок был наполнен товарами, но не вследствие расширения их производства, а через повышение цен. Это привело к колоссальному разрыву между платежеспособным спросом большинства российских граждан и предлагаемой для потребления товарной массой.

В 90-е годы отечественную экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис. Причины кризиса инвестиций носили комплексный характер. Основная из них была связана с тем, что государство из этой сферы фактически ушло, а новые субъекты инвестирования были либо экономически слабы, либо до конца не сформировались, либо не имели достаточных стимулов для вложений в реальный сектор. Коммерческие банки не были прямо заинтересованы в финансировании промышленности. В это время государство прибегало к заимствованию у них средств под очень высокие проценты.

В 90-е годы государственный долг превратился в одну из центральных экономических проблем России. Стремительно увеличивался внутренний государственный долг: к середине 1998 г. он превысил 25% ВВП. К унаследованным Россией от СССР долгам в 105 млрд. долларов прибавились более 50 млрд. новых, превысив в 1998 г. 156 млрд. долларов (сумма внешнего долга). По этому показателю Россия переместилась с 12-го на 1-е место в мире.

Вавгусте 1998 г. финансовый рынок России пережил очередной удар. Правительство сделало заявление о прекращении выплат по обязательствам и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Государство отказалось от внутренних и внешних долговых обязательств в том виде, в котором взяло их ранее. Объявление дефолта имело экономические, социальные и политические последствия. Произошло обвальное падение курса рубля (в 3—4 раза) и экспорта. Разразился банковский кризис, все больше приобретавший системный характер. Кризис не только продемонстрировал неэффективность проводившегося с 1992-го курса реформирования, но и нанес мощный удар по профессиональному, политическому авторитету тех, кто за ним стоял.

В таких условиях 11 сентября 1998 г. главой правительства был назначен известный ученый-международник и политический деятель Е.М.Примаков. Он декларировал необходимость повышения роли государства в экономической сфере и в борьбе с коррупцией, достижения стабилизации и продвижения страны к качественно новой общественной системе, названной премьером конвергентной. Е.М.Примаков предпринял попытку оттеснить от государственных механизмов некоторых влиятельных олигархов и уменьшить их влияние на принятие правленческих решений. Расчеты на положительную динамику экономического роста не оправдались.

Реформы 90-х гг. XX в. в России коренным образом изменили экономическое положение страны. В результате было покончено с плановой социалистической системой управления экономикой и, был взят курс на развитие рыночных экономических связей. Формально с принятием Конституции 1993 г. были заложены конституционные основы правового государства и рыночной экономики. Появились рынки товаров, услуг, труда, капиталов, собственности и др. Однако были допущены серьезные просчеты в осуществлении приватизации. Произошло катастрофическое падение производства во многих отраслях промышленности. Выросли проблемы в аграрном секторе. Имел место неконтролируемый вывоз стратегического сырья и бегства капиталов за границу. Уровень жизни снизился, часть населения оказалась за чертой бедности. Это отрицательно повлияло на процессы в рыночных отношениях и состояние предпринимательских отношений в целом. В результате к 1999 году, последнему году президентства Б.Ельцина, Россия стала одной из наиболее коррумпированных стран мира.

Фактически три четверти депутатов Государственной Думы выразили политическое недоверие Б.Ельцину. По данным социологов 85% опрошенных россиян высказались за отставку действующего президента. Идеология либерализма в 90-е была дискредитирована.

9 августа 1999 г. Б.Ельцин подписал указ о назначении В. В. Путина и.о. премьер-министра, чье вступление в должность совпало по времени с началом крупномасштабной операции против чеченских боевиков. Он возглавил антитеррористическую операцию, выступив не только в качестве организатора борьбы, но и способного морально и психологически объединить россиян, которые стали связывать с молодым премьером надежды на восстановление стабильности, порядка и улучшение жизни.

 

Глава девятая. Основные тенденции развития современного этапа предпринимательства (2000 – 2013 гг.).

 

Социологи констатировали глубокий системный кризис российского общества.В2000г. В.В.Путин был избран президентом России. Второй раз он будет переизбран на этот пост в 2004г. В 2000 году президент России В.В.Путин отметил, что Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Она нуждалась в сильной государственной власти и модернизации, чтобы не оказаться в третьем эшелоне государств мира. Как показал опыт России, она не может существовать и обеспечивать единение своего общества без понимания своих национальных целей. Нам нужна была общая перспектива деятельности, положительный образ будущей России.

Экономическая политика его правительства должна была смягчить кризисность переходного периода, сочетая либерально-демократические и социально-демократические меры. Речь шла о создании в России модели социального государства. Поэтому приоритетным направлением бюджетной политики российского правительства было обеспечение, прежде всего, социальных функций государства (национальная оборона и безопасность, образование, здравоохранение и т.д.). Благоприятным фактором для развития страны в это время стал рост цен на сырье. Вслед за ним наметился заметный семилетний (с 1999 г.) восстановительный экономический рост.

Важнейшим направлением внутренней политики в 2000 - 2008 гг. было создание новых отношений власти и крупных собственников. Дело в том, что они, владея огромной собственностью, стремились подчинить себе государство. К моменту избрания В.В.Путина Президентом России процесс формирования коррупционных отношений «крупный бизнес — власть» в России был завершен. Группы олигархов, обеспечившие переизбрание Б. Ельцина на второй президентский срок в 1996 г., не только полностью сформировались, но и стали одним из центров политической власти в России. Они вмешивались в политику, активно влияя на власть. Фактически превратив государственные монополии в сферу своего влияния, используя их гигантские административные, материальные и финансовые ресурсы. На поведении олигархов сказывались особенности возникновения российского крупного бизнеса: его быстрый и конфликтный характер становления, междоусобицы, почти полное отсутствие традиций, а также связи с малым и средним бизнесом, отсутствие чувства ответственности перед обществом и государством, при поддержке и опеке которого «олигархия» собственно и была создана. Поэтому из сферы влияния олигархов постепенно изымаются основные средства массовой коммуникации, а затем и огромные ресурсы — материальные и финансовые, которые были сосредоточены в «Газпроме», Министерстве путей сообщения.

В 2003 —2008 гг. происходило отстранение «олигархов» от центров политической властии попытки разрушения системы коррупционных отношений, созданных в 90 – е гг. В.В. Путин и его ближайшее окружение справедливо считали, что коррупционные отношения «крупный бизнес — власть» в перспективе крайне опасны как для самой власти, так и для общества. Поэтому Президент был вынужден создавать соответствующие механизмы и искать новые подходы к взаимодействию с «олигархами». Прежде всего, власть ограждалась от посягательства со стороны «олигархов» на ее полномочия. Осуществлялась политика «равноудаленности олигархов». Все группы «олигархов» были равно удалены от государственных органов. Власть отказалась от сепаратных договоренностей с отдельными бизнесменами. Было принято решение привлечь к ответственности лиц, совершивших масштабные махинации с налогами, финансовые спекуляции и прямое мошенничество. Фактически В.В.Путин продолжил политику оттеснения «олигархов» от центра государственной власти.

Хотя «олигархия» как один из центров политической власти потерпела на тот момент поражение, но тесная, не лишенная коррупционной составляющей смычка между крупным бизнесом и структурами власти на различных ее уровнях сохранялась. «Олигархи», финансово-промышленные группы продолжали оставаться активными участниками политического процесса. Однако крупный бизнес в большинстве своем стал занимать более лояльные позиции по отношению к власти. Взаимоотношения государства и бизнес-элиты стали приобретать все больше институциональный характер. Общегосударственная линия общения с крупным бизнесом стала осуществляться через корпоративные организации представителей делового сообщества России: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединявший более пяти тыс. предприятий, компаний, организаций (в том числе 100 иностранных) и около 100 отраслевых союзов и корпоративных ассоциаций.

В России, ввиду сложной политической и экономической ситуации, созданной несправедливой приватизацией, усиливается государственное регулирование приватизационного процесса. Увеличилось количество объектов с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности. Там, где предприятия не справлялись с конкуренцией ни внутри страны, ни на мировом рынке,государство стремилось усилить свое присутствие. Так случилось с автомобилестроением. ВАЗ и другие заводы были фактически национализированы. Процесс акционирования привел к централизации прав собственности и централизации капитала, государство закрепило в собственности контрольные акции в ряде акционерных обществ, возникавших в ходе несправедливой приватизации.

В государственной собственности в 2001 г. находилось 45% основных фондов. Однако из них в промышленности такие предприятия составляли всего около 3%. Около 30 % ВВП в том же году производилось в госсекторе (в странах Европы этот показатель колеблется от 23% до 8%). К 2004 г. из общего числа предприятий 78,1% находились в частной собственности. При этом именно государственное регулирование важнейших сфер экономической деятельности продолжало оставаться характерной особенностью экономического развития России. В целом правительство исходило в своей политике из того, что возможное расширение присутствия государства в экономике будет происходить по двум направлениям. Во-первых, в тех отраслях, которые не конкурируют с частным капиталом, т. е. в тех сферах, в которых он не может внести большого вклада (строительство, например, портов, аэропортов и других объектов инфраструктуры). Во-вторых, в тех сферах, где государство выступает как «кризисный управляющий» (автомобилестроение и т. д.). Вместе с тем путем шла дальнейшая приватизация по специальным проектам государственных и муниципальных предприятий. А также продолжался процесс создания акционерных обществ, производственных кооперативов и других хозяйственных обществ.

В становлении предпринимательства особую актуальность и значимость приобрела развитие и поддержка малого предпринимательства. Доля малых и средних предприятий в производстве российского ВВП по состоянию на 2009 год — 21 %. Поддержку малого предпринимательства власть рассматривала в качестве важнейшего приоритета России в современном мире. Она исходила из того, что российская экономика должна строиться не только на разнообразии существования и конкуренции, но и на умелом сочетании различных укладов. Руководство России стремилось создавать для роста малого бизнеса относительно благоприятные условия. Основными причинами многолетней стагнации российского малого предпринимательства являлось непосильное налоговое бремя — налоги с выручки, взыскиваемые независимо от реальных финансовых результатов, лишающие производителя не только прибыли, но и оборотных средств; двойное и даже тройное налогообложение доходов; авансовые платежи с еще не полученной прибыли;отсутствие сколько-нибудь действенной системы кредитной поддержки малого предпринимательства; слабая развитость российской финансово-кредитной системы в целом; факторы административного давления (лицензирование, барьеры для выхода на рынок и др.). Все это объясняет, почему Россия по уровню развития малого предпринимательства отставала и отстает ныне от передовых стран Западной Европы.

Сельское хозяйство является стратегической основой экономики страны. Все развитые страны мира относятся к собственным сельскохозяйственным ресурсам бережно, как к стратегической базе суверенного экономического существования. В 1999—2008 гг. был принят ряд актов о земле, направленных на создание в России системы частной собственности на землю, провозглашенной Конституцией 1993 г. Власть пыталась решить проблемы, связанные с реальным созданием рынка земли, обеспечением механизма эффективного перераспределения земли на основе рынка, включающего куплю-продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Этот процесс продолжается.

После кризиса 1998 г. большинство банков в России обанкротилось, и кредитная система была практически парализована. Власть стремилась преодолеть последствия дефолта, создать эффективную банковскую систему, способную обеспечить нужды экономики и развития кредитно-денежной системы. Главным источником заемных ресурсов для предприятий продолжало оставаться банковское кредитование.

Однако действующая в стране банковская система оставалась слаборазвитой и неэффективной, с низкой защищенностью прав вкладчиков, которые знали о конфискационных денежных реформах и всевозможных финансовых пирамидах. Поэтому объем средств населения в банках составлял немногим более 10%, в то время как в Германии, например, этот показатель равен 95%. Банковскую систему отличало монопольное положение ряда банков. Все это свидетельствовало о необходимости продолжения работы в этой сфере, придании ей стратегического характера в связи с перспективами экономического развития страны и предпринимательских отношений.

Среди организационно-правовых форм бизнеса большое распространение в России получили акционерные общества,которые создавались путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. С 1 января 2002 г. был издан новый закон об акционерных обществах. Закон защищал права мелких акционеров и препятствовал выводу активов, устанавливал порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров на проведение крупных операций с активами. Вместе с тем он ограничивал сферу влияния совета директоров, определял стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок выплаты дивидендов.

Политика занятости, которая учитывала бы специфику переходной экономики в России, была неэффективна. Соотношение продуктивности труда российских работников в четыре раза ниже американских, хотя издержки производства в России в три раза выше, а соотношение уровней средней заработной платы российских и американских работников составляет 1:10, хотя природно-ресурсный потенциал России в расчете на душу населения превышает соответствующий потенциал США в 2—2,5 раза.

Россия отставала от развитых стран и по таким показателям, как технико-экономический уровень производства (отставание на 15—25 лет). А также доле инновационной продукции в общем объеме промышленности, использовании установленной мощности и рентного дохода российских предпринимателей. Однако он не направлялся на развитие отечественного производства. Стоит также отметить низкую степень освоения ресурсов всех видов, металлоемкость продукции и ряд других. Для экономики России были, по-прежнему, были характерны банкротство, массовая несостоятельность предприятий.

В мировой экономике Россия боролась за свое новое место в ней. Однако экономический рост в 2000—2008 - х гг. происходил в стране в результате повышения мировых цен на углеводородное сырьё. Но нефтегазовая «отрасль фактически исчерпала месторождения с легко извлекаемой нефтью, а новые проекты — шельфовые, в Восточной Сибири и др. требовали масштабного финансирования». В российском же экспорте в 2008 г. доля машин, оборудования, автомобилей составила лишь около 4%.

При этом в России остались нерешенные проблемы, к которым после кризиса прибавились новые. России не удалось перейти от сырьевой экономики к экономике высокотехнологичной. Не удалось уменьшить разрыв между бедными и богатыми, более того, он продолжал расти. К началу президентских полномочий Путина в 2000 году за чертой бедности жили 30 % граждан России, к 2013 году доля живущих за чертой бедности сократилась до 11,2 %. Раскол этот неизбежен для сырьевого государства.

Третьим президентом России был избран Д.А.Медведев (май 2008май 2012 гг.). Главой правительства стал В.В.Путин. За этот период прошло два мировых экономических кризиса (2008 год и конец 2011 года). По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Фактически, Д.А.Медведев стал президентом конца эпохи стабилизации. Он пришел к власти под лозунгом «модернизации». Предполагалось создание сильной промышленности, науки, высоких технологий. Ведь страна двадцать лет топталась на месте и фактически пропустила пятый уклад: развитие электронной промышленности, вычислительной и оптико-волоконной техники, программного обеспечения, роботостроения. США готовятся к наступлению шестого технологического уклада. Это развитие наноэлектротехники, монокулярной и нанофотоники, робототехники, а главное биотехнологий. В России же в 90 – е гг. была уничтожена прикладная наука, в которой делается 75% изобретений на основе фундаментальных разработок. Еще в 2001 г. президент В.Путин поставил перед наукой задачу: проводить независимую экспертизу решений, принимаемых государством, строить прогнозы и планы на будущее.

За этот период основные экономические проблемы, стоявшие перед страной, не были решены. Усилилась ориентация на экспорт сырьевых и малообработанных товаров. Преодоление кризиса 2008 года произошло за счет финансовых вливаний. Кризис 2008-го реально угрожал утратой контроля Россией над основными производственными активами. Лишь вмешательство В. В. Путина и массовая скупка активов за счет государственных кредитов позволили избежать непоправимых последствий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.