Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава третья. Древняя Русь: предпринимательство в IX – XII вв.





Древнерусское государство возникает в IX веке в результате длительного и постепенного процесса объединения восточнославянских племенных союзов и общностей (как славянских, так и неславянских, финноугорских племен). Задачи раннего государства на Руси выполнялись самим князем и его дружиной. Они собирали дань с общинников-смердов, налагали на них натуральные повинности по постройке крепостей, городов. Дружинники князя составляли кадровый корпус древнерусского государства. Наиболее близкие к князю дружинники-бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного важного решения.

Древнерусское государство было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Его жители издавна занимались земледелием, торговлей, ремеслами, промыслами. Большую роль в развитии торговли на Руси сыграли «варяги», которые были приглашены с дружиной около 862 г. племенными и родовыми старейшинами Северной Руси и около 882 г. сумели объединить Северную и Южную Русь (Новгородскую и Киевскую Русь) и земли, расположенные на «пути из варяг в греки» в большое государство. Таким образом, огромная территория была объединена под единой княжеской властью, под главенством одной династии, варяжской (скандинавской) по происхождению (династия Рюриковичей). По распределению властных функций Русь конца IX – конца X в. было княжеско-дружинно-племенным государством, постепенно превратившимся в княжеско-дружинную монархию патриархально-корпоративного типа.



Задачи раннего государства на Руси выполнялись самим князем и его дружиной. Они собирали дань с общинников-смердов, налагали на них натуральные повинности по постройке крепостей, городов. Дружинники князя составляли кадровый корпус древнерусского государства. Наиболее близкие к князю дружинники-бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного важного решения.

Древнейшим видом предпринимательства в Древнерусском государстве был торговый обмен. Как отмечает великий русский ученый В.О.Ключевский: «Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, - внешняя торговля, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей».[1] Именно внешняя и транзитная торговля между Востоком и Западом имела основное значение для Древнерусского государства. Она обеспечивала высокий уровень его могущества. Исторически на Руси функционировали два основных торговых пути: Днепровский путь («из варяг в греки») и Волжско-Донской путь. Основными товарами экспорта Древнерусского государства были: мед, воск, мед, лен, полотно, кожа, керамика, пушнина и др. Ввозились же золото, серебряные монеты, шелк, вина, предметы роскоши, оружие и др.



Византия была главным торгово-экономическим партнером Руси в X – XII вв. Торговля с Византией находилась под прямым покровительством великокняжеской власти. От того времени сохранились торговые договоры между Русью и Византией, которые свидетельствуют об их сложных отношениях. По словам византийского императора К.Багрянородного, русские купцы отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда, где русские купцы пользовались различными льготами. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие.

В целом внешняя торговля находилась в руках купцов-дружинников, которые собирали дань («полюдье») Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Это было одной из отличительных черт жизни, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».[2] В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Дружина князя делилась на две части. «Старшая» дружина состояла из бояр – это приближенные князя, его друзья, его государственный совет, кадровый резерв. Младшая дружина состояла только из воинов. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку – стальной меч, в руках – копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей.[2]



Оплотом предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры. Обычно в древнерусских городах на основных площадях размещались рынки и церкви.

Для обозначения людей, занимавшихся обменом, в Древней Руси использовались два термина: 1) гость - иноземный купец или соотечественник, профессионально занимавшийся заморской и крупной межобластной торговлей. Такие купцы привозили различное сырье из других стран. На Руси гости относились к зажиточной верхушке купечества. 2) купец, в узком смысле, – торговец, участвующий во внутреннем обмене в пределах города и близлежащей округи. В широком понимании, так называли всех, кто занимался торговлей. А торговлей на Руси занимались священники, монахи и даже холопы, выполнявшие поручения своих господ. К середине XI века торговля стала главным средством накопления богатств на Руси. Однако основные финансовые средства были не у купцов, а у князей и бояр.

В Древнерусском государстве существовала развитая денежная система. Для этой цели использовались скот, дорогие меха, византийские, восточные серебряные монеты, в том числе византийские, арабские и серебряные деньги из Европы. А с конца X в. получила хождение и собственная валюта (златники). Вначале русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц, и сначала деньги на Руси назывались куны. Потом появились гривны – куски серебра определенной формы и веса. Так как гривны обладали слишком большой стоимостью, неудобной в повседневных делах, их стали разрубать на более мелкие части – так появились «рубли». Тем не менее, первые серебряные монеты на Руси появились значительно раньше – их стал чеканить князь Владимир в конце X века. Известны золотые и серебряные монеты Владимира. В выпуске этих монет, наряду со стремлением пополнить денежное обращение, большая роль принадлежала и политике, поскольку выпуск собственной монеты был признаком суверенности страны. На золотых монетах («златниках») на одной стороне располагалось изображение Иисуса Христа, а на другой было изображение князя с сопроводительной надписью в двух вариантах: «Владимир, а се его злато» или «Владимир на столе» (на престоле). На сребрениках надписи были похожими, а вместо изображения Иисуса Христа там помещали изображение св. Георгия.

Однако своих монет в то время на Руси было недостаточно, и купцы в расчетах между собой и с покупателями чаще использовали денарии, поступавшие с Востока. Выгодное геополитическое положение многих древнерусских княжеств обеспечивало развитие в них предпринимательства, представленного не только торговцами, но и ремесленниками, охотниками, пасечниками и т. д.

Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Кроме того походы киевских князей способствовали развитию торгового обмена и в Причерноморье, и на Северном Кавказе, и в Поволжье. Большое значение в этом процессе играли многочисленные древнерусские города: Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов и др. Общее число городов до монголо-татарского нашествия на Русь приближается к 300. Крупнейшими городами Киевской Руси были два ее центра - Киев и Новгород.

Торговые караваны из Руси шли по Волге, Днепру, через Черное море и Азовское море к Каспийскому морю. В Западную Европу торговцы из Новгорода, Пскова, Смоленска отправлялись через Чехию, Польшу, Южную Германию, либо по Балтийскому морю через Новгород и Полоцк. Русское купечество вело торговлю с такими богатыми торговыми государствами того времени, как Хазарский каганат и Волжская Булгария.

Киевские князья, защищая торговые пути, возглавляли торговые операции.Однакоторговля с момента своего зарождения осуществлялась при активном участии и под строгим контролем государства. Дальние торговые экспедиции воинов-купцов в Византию, страны Востока и Запада в IX-X вв. организовывались только с разрешения великих киевских князей. Прибыльность же международной торговли определялась, прежде всего, весьма существенной разницей цен на ряд товаров (пушнину, кожу, рабов и др.) на внутреннем и внешнем рынках. Экономическими интересами объяснялась и активность внешней политики Киевской Руси в IХ –XII вв.

По мере быстрого развития торговли денег у государства стало недостаточно. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Ростовщичество – торговля деньгами, кредит, а кредит был дорог (50% годовых). Усилилась кабальная зависимость населения. Это создало благоприятные условия для роста ростовщичества. Тогда ростовщичество стало самостоятельным видом предпринимательства. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. Он не только предоставлял кредиты, но и брал их. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты. После народных восстаний киевский князь Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подорвал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

Усложнение жизнедеятельности требовало расширения кадров. Появляются люди, помогающие князьям выполнять отдельные функции власти – тиуны (заведовали княжеским двором или отдельно конюшней, пашней; присутствовали на суде), даньщики (по сбору дани), мытники (по взиманию торговой пошлины) и т.д. В своей деятельности все они опиралась на обычаи, но с XI века князья стали издавать отдельные законы (уставы) и кодексы, как «Русская правда», которые и заложили нормативные основы как жизнедеятельности государства в целом, так и кадровой политики, в частности. Это нашло отражение в «Русской правде» - кодексе феодального права на Руси XI-XII вв.[3] Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Это первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов – с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) – штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа – 5 гривен. Такой закон мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с торговыми операциями. В своде законов четко определялись займы, вклад в торговое предприятие, торговый кредит и др.; давался порядок взыскания долгов с должника при ликвидации его дел.

Другой самостоятельной отраслью предпринимательства в городах Киевской Руси было ремесло. В XI – XII вв. ремесло стало переходить уже на стадию товарного производства. Ремесленники работали по заказам потребителей, продавая изделия торговцам. В своде законов «Русской правды» они выделялись в особую группу городского населения. Распространенными ремеслами тогда являлись: гончарное, кожевенное, металлообработка и др. Только из железа древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий. Новыми формами организации труда стали артели и подряды. Поселения ремесленников (посад) располагался вне центра города (детинца). Там находился торг – торговая площадь. Ремесленники селились компактно, образуя районы города (слободы). Однако существовали и отдельные ремесленные объединения, похожие на западноевропейские цехи. В отличие от стран Западной Европы древнерусское ремесло не знало цеховой организации, однако здесь существовали купеческие объединения.

Первоначально князь с дружиной жил за счет дани с завоеванных земель. Со временем для этой цели отправлялись его представители – бояре. «Полюдье сменилось «кормлением» (часть собранной дани оставлялась на собственное содержание). Постепенно бывшие войны становились землевладельцами. Так, в XI в. появились боярские села (рыболовно-охотничьи хозяйства). До конца XI в. бояре получали земли без крестьян. Со временем князья стали раздавать боярам земли с крестьянами, которые, живя общинами, платили дань боярам. Однако в отличие от западноевропейского развития, где права и обязанности сеньора и вассала были наследственными и четко регламентировались, правовой характер этих отношений на Руси был выражен слабо. Здесь единственным реальным источником власти была военная сила, так как бояре не имели достаточных сил для защиты своих прав. При этом и права их вассалов не были обеспечены. Ведь боярин гордился, прежде всего, службой князю. Проблема соотношения личности и общества разрешалась в Древней Руси в пользу приоритета коллектива, а не личности, как в античном мире.

Церковь, в отличие от Западной Европы не была реальной политической силой, способной конкурировать с княжеской властью или быть судьей. Она поддержала государственную власть. Города не обладали достаточной военной и политической силой. Конечно, города были центрами ремесла. Промыслы и ремесла в них развивались и все более отделялись от сельского хозяйства. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Древнерусское ремесло того времени не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы.

В Западной Европе в XI – XIII вв. в результате «коммунальных революций» городские общины освободились из-под власти светских и духовных феодалов и устанавливали в городах самоуправление. Это стало возможным в результате развития торговли, ремесла и финансовой зависимости феодалов от городов. На северо-востоке же Руси города были, прежде всего, крепостями, административными и богослужебными центрами. В них находилось княжеское войско и дворы бояр. В городах сосредотачивались также богатства наиболее крупных феодалов, знатных дружинников, имевших свои хоромы. Князья старались не взаимодействовать с городским вечем. Исключением стали лишь Новгород и Псков. Таким образом, уже в древнерусском государстве князья были единственной реальной политической силой, а их деятельность приобретала священный характер. Это скорее напоминало ситуацию в Азии, где власть-собственность верховных правителей была абсолютной и ничем не ограниченной.

Кроме того на Руси развивалось и предпринимательство княжеских, боярских, церковных вотчинников. Они имели охотничьи угодья, рыболовные хозяйства, бортные угодья, занимались разведением скота. С ростом боярской собственности вотчинники стремились стать хозяевами земель, где находились их вотчины. Боярство стремилось к определенной независимости от центральной власти. Так постепенно появлялись первые очаги частного землевладения. Но в отличие от Западной Европы они не получили дальнейшего развития. Великий князь, считаясь верховным собственником всех русских земель, их верховным собственником, стремился сохранить всю полноту власти в своих руках. Государственная собственностьполучает постепенно на Руси ведущую роль. В государственной идеологии и практике при Владимире Святославиче, Ярославе Мудром, а также при Владимире Мономахе наблюдается подражание Византийской империи, и проявляются даже имперские амбиции.

Классовое общество на Руси возникает из потребностей государства. Как пишет историк Л.В.Милов, «процессы классообразования в древнерусском обществе характеризовались по преимуществу не разложением общины, а генезисом господствующего класса в недрах государственного аппарата… Эволюция господствующего класса древнерусского общества – это трансформация «слуг народа» в кооперацию господ над народом. В силу этого и феодальная эксплуатация в Древней Руси зародилась как эксплуатация земледельцев-общинников государством». Таким образом, изначально Древняя Русь оказалась между европейским феодализмом и восточной властью - собственностью.

Принятие христианства Владимиром в 988 г. способствовало завершению формирования Древнерусского государства. Его защита стала подвигом во имя веры, которая являлась основой государственности. Идеологи православия призывали крепить силу государства, исполняя, тем самым, свой религиозный долг. Это утверждалось в XI в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Социокультурная идея державной мощи русского государства появляется в момент принятия православного христианства, которое способствовало интеграции некогда языческого государства в систему христианских европейских народов. Уже в X веке начинается борьба за первенство государственной власти над властью церковной. Православие в отличие от католичества, которое позаимствовало систему римского права и не вмешивалось в правовые представления общества, заимствовало византийскую религиозную доктрину. Прежде всего, божественное происхождение верховной власти и признание ее верховенства и ведущей роли в государстве. Для православных закон – закон Божий. Правовое сознание тогда еще не выделилось из морального сознания и этики. Мораль постоянно опровергала закон. Самоценность закона русской системе ценностей была неизвестна.

Если понимать культуру как уровень исторического развития, то древнерусская культура – это культура единства в отличие от западной культуры – культуры расчленения. В древнерусском государстве существовало единство противостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. Так, сохранялось понятие о равном значении духовной и светской власти. Характерно, что в древнерусской культуре еще в XI в. появляется осознание избранности Руси. Так уже в «Повести временных лет» указание на богоизбранность Руси повторяется троекратно и связывается с легендой о путешествии апостола Андрея в Киев и Новгород. Важно отметить, что ко времени появления «Слова о полку Игореве» в конце XII в. национальное самосознание уже вполне сформировалось. Древняя Русь постепенно приобрела единство языка, власти и веры. Православие обусловило духовное единство русского народа. Такое содержательное (цивилизационное) начало позволило после распада Древнерусского государства восстановить единство уже на другом этапе развития. Этим началом стала идея сильного государства.

Древнерусское государство начало распадаться в XII в. Наступившая позднее раздробленность была закономерным и неизбежным этапом его дальнейшего развития. Главными причинами раздробленности на Руси, как и на Западе, явилось развитие крупного феодального землевладения, появление зависимого населения. В XII в. государство уже состояло из множества княжеских и боярских вотчин. Благодаря хозяйственному развитию они стали экономически независимы. В условиях господства натурального хозяйства развитие земледелия неминуемо вело к экономическому обособлению отдельных вотчин – главных хозяйственных единиц того времени. Одновременно растет количество ремесел и ремесленников. Мастера работают, прежде всего, на заказ князя, бояр, купцов. Развитие ремесла способствует хозяйственной и экономической независимости отдельных вотчин. С увеличением числа ремесленников растут города, которые становятся центрами хозяйственной жизни, оживляется торговля. Все это способствовало обособлению отдельных земель от Киева. В условиях господства натурального хозяйства, развития ремесел и торговли не только замки, но и усадьбы бояр смогли существовать независимо от центральной власти. Теперь бояре предпочитали заниматься хозяйственными делами, а не военными походами. Все больше дружинников стремились получить свою землю. В условиях увеличения количества феодальных владений великокняжеский суд и дружина. Не могли гарантировать безопасность всех вотчинников. Постепенно создаются местные аппараты власти: военная сила, суд, законы на основе «Русской правды». С этой целью бояре объединяются и приглашают князя. Это происходит, как правило, в бывших племенных центрах. Так появляются многочисленные центры – столицы самостоятельных государств. Наступает политическое обособление отдельных суверенных русских земель – раздробленность.

В большинстве из них правили определенные ветви разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель (выражавшуюся, в том числе в ведении собственной внешней политики), продолжало существовать представление о формальном единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства.

В западноевропейских государствах период раздробленности завершился в X – XII вв. В рамках этого общеевропейского процесса каждая страна имела свои особенности, повлиявшие на становление и развитие единых национальных государств. Таким образом, Европа с XIII в. активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития. В Древней Руси период раздробленности проходил позднее в XII – XV вв.и был осложнен золотоордынским нашествием и борьбой за свое существование. Кроме того, более суровые климатические и природные условия у восточных славян способствовали более позднему процессу феодальной раздробленности на Руси. Но это был закономерный процесс, и причины его на Руси те же, что и в Западной Европе.

Наиболее сильными политическими образованиями стали Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.