|
Глава первая. Сущность, функции и проблемы предпринимательства. Методологические подходы к исследованию предпринимательства в западной и российской историографии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава первая. Сущность, функции и проблемы предпринимательства. Методологические подходы в исследовании предпринимательства в западной и российской историографии. 5
Глава вторая. Определяющие особенности развития
I.Влияние природно-климатических факторов
II.Цивилизационный фактор
III. Роль Российского государства
IV. Роль крестьянской общины
V. Культура и идеология 15
Глава третья. Древнерусское государство. Предпринимательство в IX – XII вв. 27
Глава четвертая. Московское государство в XV-XVII вв. и развитие предпринимательства.
I. Предпринимательство в Московском государстве в XV-XVI вв. 35
II. Предпринимательство в Московском государстве в XVII вв.
Глава пятая. Российское предпринимательство в XVIII – первой половине XIX вв. 58
I. Развитие предпринимательства в царствование Петра I.
II. Предпринимательство во второй половине XVIII в. Екатерина II.
III. Российское предпринимательство в первой половине XIX вв.
Глава шестая. Российское предпринимательство в пореформенный период (от реформ 60 -70 гг. XIX в. до 1917 г.) 95
Глава седьмая. Особенности регулирования хозяйственно-экономической деятельности в советский период (1917 – 1991 гг.)
Глава восьмая. Основные тенденции развития предпринимательства (1991 – 1999 гг.). 143
Глава девятая. Основные тенденции развития современного этапа предпринимательства (2000 – 2013 гг.). 156
Примечание171
Приложение175
«История является для нас не воспоминанием, о котором
мы не только не знаем, но в, котором корни нашей жизни.
История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы
сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой
вклад в бытие человека» К.Ясперс.
Глава первая. Сущность, функции и проблемы предпринимательства. Методологические подходы к исследованию предпринимательства в западной и российской историографии.
История российского предпринимательства – наука о закономерностях развития предпринимательства и его особенностях в России. История предпринимательства - составная часть экономической истории. Она изучалась в дореволюционной России. После 1917 г. такой учебной дисциплины в России не стало, как и предпринимательства.
История российского предпринимательства – неотъемлемая часть отечественной исторической науки. Для изучения истории российского предпринимательства необходимо знать важнейшие закономерности исторического опыта и экономического развития России. Российское предпринимательство имеет сложную трагическую судьбу. Как учебная дисциплина история предпринимательства стала изучаться в России сравнительно недавно с возвращением к рыночной экономике в 90 - е гг. XX века. Тогда же возрастает и интерес исследователей к проблемам предпринимательства в России. Однако вначале это были не научные, а, в основном, публицистические попытки осмысления истории российского предпринимательства, что отразилось и на научных исследованиях. При этом не всегда учитывалось, что основой объективности исторического знания является исторический опыт народа. Для того чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, позволяющим стать равноправным субъектом мировых рыночных отношений, необходимо понимать и адекватно оценивать его сущность и особенности в России.
История российского предпринимательства – это не только часть отечественной истории, но и международной деловой жизни. Взаимодействие западного и российского предпринимательства было сложным и противоречивым. Между ними были периоды сближения, отчуждения и обособления. Сравнительный анализ мирового (в значительной мере западноевропейского) и российского предпринимательства позволяет выявить и раскрыть закономерности становления и развития предпринимательского мира, показать специфику их проявления в российских условиях.
Сложность изучения феномена предпринимательства состоит в том, что оно относится к числу понятий широких по своему содержанию. Понятие«предпринимательство» менялось на протяжении столетий. До настоящего времени сохраняются и расхождения о его понятийном аппарате. Кроме того в разных странах мира существуют различные социокультурные системы, а, следовательно, и типы предпринимательства, так как оно является их составной частью.
Зарождение предпринимательства, становление и развитие основных форм деловой жизни, его роль и значение в жизни общества подробно изучены в западной историографии. Гарвардская школа бизнеса, характеризуют предпринимательство, как «процесс, проходящий в различном окружении и в различных организационных формах бизнеса, который вызывает изменения в экономической системе посредством инноваций, исходящих от индивидуумов, отвечающих на вызов экономических возможностей, генерирующих идеи и создающих ценности как внутри себя, так и общества». Таким образом, предпринимательство характеризуется как экономическая категория и метод хозяйствования.[1]
В западной историографии подробно изучены, как методология, так и различные теории предпринимательства, его роль и значение в жизни общества. Учитывая особенности развития российского предпринимательства, обратимся к течениям экономической мысли наиболее актуальным для России как «историческая школа» в Германии.
Представители «исторической школы» считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у «классиков». Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим положениям:
1) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»;
2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономиче-ских и неэкономических факторов и категорий;
3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества. К таким факторам чаще всего относят:
- национальные особенности и традиции;
- своеобразие исторического развития нации, её менталитет;
- историческая случайность;
- географические условия страны;
Третья «немецкая волна» исторической школы более всего из-вестна такими именами, как В.Зомбарт и М.Вебер. Они хронологически связывают предпринимательство с эпохой первоначального накопления, т.е. с зарождением и утверждением капитализма.
В.Зомбарт различает в предпринимательстве два начала: предпринимательский дух (готовность рисковать, духовную свободу, волю, настойчивость и умение соединять людей для совместной работы) и бюргерский (гражданский) дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные ценности). Он понимал «предпринимательский дух» как «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия». В.Зомбарт указал и на основные формы организации предпринимательства, которые имели решающее значение для развития европейской истории (военный поход, землевладение, государство, церковь). Ученый описал основные типы предпринимателей, сформировавшиеся на заре капиталистической эпохи. Помимо купцов и промышленников предпринимателями, по его мнению, выступали разбойники, феодалы, государственные чиновники. Термин разбойники ученый связывал с морскими экспедициями, которые получили большое распространение в XVI—XVII вв. Сам по себе военный поход не есть предприятие для наживы, но были и военные походы, направленные на добычу золота и денег. Условия, конструирующие «дух капитализма», В. Зомбарт находил уже во Флоренции в XV веке.[2]
Эти идеи развивал и немецкий социолог М. Вебер. Оба ученых в своих концепциях отталкивались от К.Маркса. Но, в отличие от него, социально - психологическая концепция М.Вебера, была основана на том, что сила идей или общественных условий может быть вполне сопоставима по значению с развитием техники и производительных сил и даже превосходить их. Его теория позволяет посмотреть с духовной стороны на различные процессы, т.е. он показал обратное воздействие культурно-идеологической надстройки на экономику. М.Вебер связывал возникновение европейского капитализма с распространением протестантизма и относил это к Германии и Швейцарии XVI века. Согласно протестантской религии деловой успех, честное обогащение человека является признаком его угодности Богу.[3] Привлекают внимание веберовские размышления о капитализме, об этической составляющей капиталистической культуры современного типа. Характеризуя разные типы капитализма, М.Вебер говорит об «авантюрном капитализме» («криминально-мафиозным»), «ростовщически-посредническом», «бюрократически-чиновническом» (создание крупных капиталов с помощью «использования» финансовых средств собственником которых считается государство) и т.д.
Американский экономист Й.Шумпетер полагал, что предпринимательская деятельность вообще не может рассматриваться как профессия. По его мнению, функция предпринимательства состоит в революционизировании производства путем использования изобретений, возможностей для выпуска новых или старых товаров (но новым способом), открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. Предпринимательство, по Й.Шумпетеру, — универсальная общеэкономическая функция любой общественной формации. Что обычно сочетается с выполнением иных видов деятельности (управлением, научными разработками, маркетингом и др.) и не является раз и навсегда данным качеством. Таким образом, Й.Шумпетер отождествлял предпринимательскую функцию с менеджментом в самом широком смысле слова. [4]
Проблемы предпринимательства изучались и российскими учеными.При этом проблемы предпринимательства в России издавна рассматривались в контексте глобальных проблем, волновавших российское общество: о судьбах России, перспективах капитализма и частной собственности, влиянии этики, религии, психологии на суть и формы хозяйственной деятельности. Их основной составляющей было превалирование духовного начала в предпринимательской деятельности в России над материальными потребностями.
Российские ученые издавна изучали экономическое развитие страны и процессы формирования предпринимателей в дореволюционной России. Этот слой в России был неоднороден, многолик и находился в постоянном движении. Наряду с династиями, насчитывавшими от четырех до семи поколений (например, в Москве или в крупных сибирских городах, как Иркутск), в купеческую среду попадали и вчерашние крестьяне. Кроме того, начиная с конца XIX в., этот процесс интенсифицировался за счет того, что торгово-промышленное дело перестало быть уделом купечества, им стали заниматься представители дворянства, чиновничества, а также интеллектуальных профессий (к примеру, инженеры). В отличие от Запада, в дореволюционной России предпринимательство возникло значительно позднее и не считалось почетным занятием. Эта деятельность ассоциировалась в крестьянской стране (3/4 населения России вначале XX в. составляли крестьяне) с обманом, алчностью и т.п. Отличительными признаками их менталитета было, по словам Н.А. Бердяева, то, что он никогда не был буржуазным, не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам.[5]
Российскими религиозными философами предпринимательство в России воспринималась сквозь призму православия и оценивалась по его духовному и нравственному содержанию.По их мнению, предпринимательство должно было в первую очередь быть движимым высшими религиозными мотивами, а не меркантильными целями. В воззрениях российских философов и исследователей предпринимательства начала XX в. личность человека представлялась важнейшим фактором производства, причем именно духовное начало человека выдвигалось на первый план. Они считали, что психологическая сторона предпринимательства является важнейшей в рыночных отношениях. При этом отмечалось, что обратной стороной высокого духовно-этического идеала в предпринимательстве оказывалось и преувеличенное внимание к демонстративному «наружному благочестию». Это особенно наглядно, подчас, проявлялось в благотворительной деятельности русского купечества.
Еще россиянин В.Даль в 60-х гг. XIX века объяснял «предпринимательство» как готовность «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к свершению чего-либо значительного».[6] Сейчас это можно интерпретировать как новаторскую деятельность.
Проблемы предпринимательства были особенно актуальны для старообрядческого предпринимательства. Так, знаменитый московский старообрядец П.П.Рябушинскийподчеркивал, что предприниматели-старообрядцы рассматривали себя «лишь как Божьего доверенного по управлению собственностью». Успех в православной хозяйственной этике для православного предпринимателя, таким образом, предстает как Божье благословение. При этом подчеркивалась необходимость соблюдения, прежде всего, «нравственных заповедей», т.е. быть благочестивым и духовным.[7] Другой известный предприниматель, член Московского биржевого комитета П.А.Бурышкин, писал в книге «Москва купеческая», что понятие успеха как Божьего благословения влечет за собой и представления о богатстве и собственности: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета».[8]
Дореволюционный исследователь М.И.Туган-Барановский указывает на глубокие отличия условий русского хозяйственного развития от западноевропейских. Основным и важным из них, по его мнению, было отсутствие в России стадии городского хозяйства, т. е. класса свободных ремесленников, которому Запад обязан своей высокоразвитой докапиталистической промышленной культурой. Именно городские общины на Западе сыграли решающую роль в завоевании свободы от власти феодалов и крушении абсолютной монархии.[9]
Другим коренным отличием исторических условий развития России, по его мнению, сравнительно с Западом, непосредственно вытекавшим из первого, было, по его словам, длительное господствокрепостного права, «необычайная сила и устойчивость принудительного труда». В то время как в XVI—XVIII вв. на Западе крепостное право медленно отмирало, у нас оно «эволюционировало в противоположном направлении, и, наконец, превратилось в чистое рабство».[10]
В современных отечественных исследованиях обнаруживаются различные определения предпринимательства. В одних публикациях, как правило, экономического направления, оно определяется как важнейшая экономическая функция, которая характеризуется риском, поиском и реализацией нововведений, комбинированием производственных факторов. В других работах предпринимательство определяется и трактуется как психология поведения и управления, предполагающая самостоятельное принятие решений, организационное новаторство, творческий поиск. В соответствии с третьим подходом предпринимательство определяется как особый вид человеческой деятельности, направленный на приумножение личного и общественного богатства и отличающийся: а) свободой в выборе направлений и методов деятельности; б) самостоятельностью в принятии решений; в) ответственностью и г) ориентацией на получение коммерческого эффекта и вероятной прибыли.[11]
Современные российские исследователи А.И.Агеев и др. выделяют следующие признаки предпринимательства: владение капиталом, соединение и комбинирование таких факторов производства: как «включенность» в рыночные отношения, экономическая свобода и самостоятельность, принятие риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, затрудняющей его осуществление, особое управление производством. При этом выделяются два ведущих признака: экономическая свобода (основывающаяся на частной собственности) и инновация(организационно-хозяйственное новаторство). Особое внимание, по мнению ученого, надо обратить на новаторскую функцию предпринимательства. Именно эта функция, прежде всего, и отличает современного предпринимателя. В действительности же пока предпринимательство сводится лишь к одной единственной функции - извлечении прибыли.[12]
А.В.Бусыгин считает, что предпринимательство «выступает результатом мыслительной деятельности, лишь впоследствии принимающей материализованную форму».[13]
Характерно, что в последние годы вопросы предпринимательства заинтересовали и наших философов. Философ О.А.Ефремов поставил актуальный вопрос для многих исследователей вопрос: «насколько наша русская (российская) этничность вообще совместима с предпринимательством, а если совместима, может ли она чем-то усилить его эффективность?». По его мнению, можно выделить три основные черты российской экономической ментальности: коллективизм, государственный патернализм, традиционализм. Исторические традиции и менталитет должны окрашивать наше экономическое развитие. С этим согласны многие исследователи. Далее ученый подчеркивает, что в сложившихся условиях «стереотипы могут формироваться только через преодоление основ национальной ментальности, т.е. через преодоление собственной этничности в условиях конфликта с самим собой. Можно констатировать своеобразный «кризис идентичности», вызванный противоречием между необходимостью строить экономически эффективное поведение, с одной стороны, и противоречием подобного поведения особенностям национальной культуры, с другой. Такая ситуация во многом была свойственна и дореволюционным предпринимателям. В связи с этим обращение к национальному историческому опыту приобретает большое значение. Относительно вписывающиеся в национальные традиции «приватизаторы» конца XX века и «коррупционные паразиты» (государственный патернализм), а также мелкие лавочники в лучшем случае могут претендовать на статус псевдо предпринимателей, но никак не могут являть собой образец эффективного в условиях современного капитализма предпринимательского поведения. При этом особенно страдают предприниматели, начавшие свое дело без поддержки государства и преуспевшие благодаря собственной креативности, настойчивости».[15]
Можно согласиться с его тезисом, что предпринимательство предполагает необходимую для его осуществления среду: «Компонентом среды можно считать этничность (этнические особенности), накладывающую отпечаток, а порой и в чем-то формирующую отдельные варианты… предпринимательства. Схема воздействия этничности на предпринимательство представляется следующей: этничность реализуется в национальной экономической ментальности, которая, в свою очередь, через сформировавшиеся стереотипы хозяйственного поведения оказывает влияние на способы предпринимательской деятельности и личность самого предпринимателя. Таким образом, связь представляется двусторонней: этничность как компонент среды влияет на предпринимательство, но и предпринимательство, в свою очередь, также может воздействовать на этничность». Эти аспекты, поставленные ученым, несомненно, нуждаются в дальнейшем исследовании.
Философ С.А.Ручка поднял важный вопрос о судьбе либеральных традиций предпринимательства на Западе и в России. «Либеральные традиции несколько веков были определяющими на Западе, что дало мощный импульс для развития предпринимательства, бизнеса, экономики в целом стран Западной Европы. Для России либеральные традиции исторически чужды. Более того, основные национальные ценности здесь противоречат либеральной культуре. Исходя из этого, можно предположить, что предпринимательская деятельность, если она позиционируется в качестве составляющей отечественной культуры, должна строиться на иных основах».[14] К этому можно только добавить, что российский либерализм начала XX века, в отличие, от современного неолиберализма, был государственным.
В нашей стране большинство граждан не видит разницы между понятиями «бизнесмен» и «предприниматель». Считается, что - это один и тот же человек, деятельность которого направлена на извлечение собственной выгоды, выраженной, как правило, в материальном отношении. Конечно, те и другие занимаются какой-то деятельностью. Однако подход к этой деятельности, способ ее организации и варианты старта собственного дела у них отличаются.
В законодательстве нашей страны не существует понятия «бизнесмен», а имеется лишь понятие «индивидуальный предприниматель» (ИП). В Налоговом кодексе России говорится, что индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в соответствующих органах и осуществляющее предпринимательскую деятельность. Согласно НК РФ, эти понятия идентичны, и термин «бизнесмен» является, скорее всего, синонимом ИП.
Если же обратиться к мировой практике, то там понятия бизнесмен и предприниматель отличаются. Предприниматель - это человек с большой креативностью и массой новых идей. Предпринимательской деятельности нельзя научить в школе или университете. В то же время, бизнесмен – это такая же профессия, как и любая другая. И этому можно научиться в ВУЗе или на специальных курсах. Бизнесмен – это тот, кто приобретает готовый действующий бизнес или же копирует уже существующую модель.
Двигателем прогресса являются именно предприниматели. Как уже отмечалось, так определял это понятие наш выдающийся исследователь русского языка В.Даль. Так его понимали и выдающиеся российские предприниматели. Ведь они создают и внедряют в современное производство новые технологии, воплощают в жизнь самые смелые идеи, создают новые рабочие места. Однако поддерживают экономику не только предприниматели, но и бизнесмены, которые также создают рабочие места и приносят прибыль.
Официальное определение предпринимательства содержится в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Вторая статья этого правового данного нормативного акта так определяет понятие «предпринимательство». Это «самостоятельная, осуществляемая, на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Из содержания этого определения вытекают и основные признаки современного предпринимательства: самостоятельность предпринимательской деятельности, предполагающая наличие у его субъекта определенной экономической базы для осуществления такого вида деятельности; предпринимательский риск; заинтересованность в получении прибыли; законоправная деятельность; обязательность государственной регистрации предпринимательской деятельности.[16]
Предпринимательство как важнейшая сфера жизнедеятельности современного российского общества способно ускорить социально-экономическое развития страны, ее дальнейшее инновационное развитие лишь при соответствии его ценностям и духовным традициям российской культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|