Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Предпринимательство в Русском (Московском государстве) в XV-XVI вв.





Опустошительное золотоордынское нашествие нанесло огромный удар по древнерусской государственности, но не смогло ее ликвидировать, существенно изменив направление исторического развития. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Золотая Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII веке политическую раздробленность. Героически оборонялись многие русские города. Прежде всего, центр русских земель в XIII веке Владимир. Свидетельством мужества русских воинов стал город Козельск Калужской земли. В результате силы противника ослабли. Лишь ведущие центры Северо-Западной Руси (Новгород, Псков, Смоленск), избежавшие ордынских погромов, сохранили свою независимость. Но силы были не равны. Установившаяся почти на два с половиной века золотоордынская зависимость сопровождалась уплатой огромной дани и выполнением других повинностей. Русская земля стала ее улусом, а князья - вассалами ханов Золотой Орды.

В это время, когда восточная и средняя Русь подверглась золотоордынскому нашествию, шведы с финскими племенами напали на новгородскую землю. Таким образом, Русь оказалась зажатоймежду империей Золотой Орды и Священной Римской империей германских императоров. Борьба на два фронта создала обстановку чрезвычайной опасности для рождающегося российского государства, потребовав крайнего напряжения общества для защиты своих интересов. Это замедлило и изменило политическое и экономическое развитие русских земель.



В 40 г. XIII в. появляется и быстро растет в размерах Литовское княжество. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. В XIV в. в период своего расцвета оно простиралось от Балтики до Черного моря. Это была федерация отдельных земель и княжеств. В Литве долго господствовали Древнерусские законы и древнерусский язык. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов. Они считали ее наследницей Древней Руси. Ситуация изменилась после ее объединения с Польшей для противостояния Тевтонскому Ордену в 1385 г. В Литве началось утверждение католичества. Угроза полонизации и католизации части населения Древней Руси стимулировала осознание их идентичности на основе православия.



Особое место среди русских городов занимали Великий Новгород и Псков. Здесь уже в XI веке сформировался совершенно новый тип государства, как в хозяйственном, так и в политическом отношении. Великий Новгород возник из ремесленных и торговых поселений, в котором утвердился вечевой строй – своеобразная торгово-боярская республика. Он платил ордынцам «выход» и набегам не подвергался. Его городское благоустройство оставляло позади города Западной Европы. Уже в IX в. в Новгороде мостили дубовые мостовые, здесь был первый в Северной Европе водопровод, улицы были узкими и прямыми. Дома ставились фасадом и украшались резьбой. Главная улица Парижа была замощена только в XII в. К Великому Новгороду был близок и Псков. Сохранился устав богатой новгородской торговой корпорации вощников XIII в., центром которой являлся храм Святого Иоанна Предтечи. В Новгороде известны и другие купеческие товарищества XII— XIV вв. Однако с объединением русских земель их самостоятельное существование Великого Новгорода и Пскова стало препятствием на пути политического объединения Русского (Московского) государства.

Если вначале XIII в. Русь соперничала с Западом, то после установления золотоордынской зависимости она сильно от него отстала. Со второй половины XIII в. на Северо-Востоке Руси во Владимиро-Суздальское княжестве начинается постепенное возрождение ее экономики. С XIV в. ведущая роль в объединении русских земель постепенно переходит к Москве. Она становится основой объединения страны и организатором борьбы русского народа против золотоордынской зависимости. Московским князьям удалось привлечь на свою сторону православную церковь. Она стала центром церковной жизни. Огромную роль в этом процессе сыграли и московские князья, прежде всего Иван Калита, который понял, что Орде нужна, прежде всего, систематическая поставка дани. Немаловажное значение для усиления Московского княжества имел тот факт, что ярлык на великое княжение переходил к Москве.



Огромный, невосполнимый ущерб от золотоордынского нашествия был нанесен древнерусским городам. А ведь именно городастремительно развивались на Западе, становясь основой западноевропейской цивилизации.Кроме того в Западной Европе все большую роль играла частная собственность. В XV –XVI вв. в передовых странах Западной Европы происходило зарождение капиталистических отношений.

В Московском государстве, которое возникает в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды, сохраняется традиционная государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Здесьценность власти была выше, чем ценность права.При этом церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Единство русских основывалось на осознании принадлежности большинства населения к православной вере.Отсюда огромное значение православной церкви в жизни государства.

С XIV в. начинается процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы («собирание Руси»), который завершается, в основном, к концу XV века при Иване III. Новыми центрами торговли и ремесла становились Москва, Тверь, Нижний Новгород, бывшие когда-то незначительными периферийными городами Владимиро-Суздальского княжества.

В ходе объединительного процесса в XIV –XV вв. идет переход от конфедеративно-договорной структуры Владимирского Великого княжества к унитарной структуре Московского Великого княжества, а на ее основе к патриархальной монархии формирующегося Российского государства. Крестьянам и горожанам, страдавшим от феодальных усобиц, центральная власть представлялась выходом из положения. Именно сюда устремляются переселенцы из южных районов, находившихся на окраинах, в их числе торговцы и ремесленники. Оживляется торговля, усиливается подъем ремесленного производства. В конце XIII – начале XIV века «гривна серебра» окончательно уступила первенство «серебряному рублю», который с тех пор стал основной денежной счетной единицей денежной системы русского государства. Движение России на Восток стала сопровождаться и изменениями в политике и экономике. Происходил процесс становлениясильной власти Великого князя.Московские государи подчеркивали свое монопольное право на землю. Московские князья, а затем русские цари, обладавшие огромной властью и престижем, подчеркивали свое монопольное право на землю. Это предполагало также, что все живущие в России — подданные государства, находящиеся в прямой и безусловной зависимости от государя, и поэтому не имеющие права претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права. Постепенно удельные князья превращаются в крупных вотчинников – подданых Великого князя. Таковыми становятся и бояре. Сердцевину этой системы составляло феодальное землевладение. За службу военную, административную князь жаловал своих бояр и «слуг вольных» землями. Это был небольшой участок земли с крестьянами, который князь давал на время своим слугам (будущим дворянам) в качестве платы за службу. Так, к концу XV в. сформировалась поместная система и новый слой феодалов – дворяне. К середине XVI века поместье стало уже самым распространенным видом землевладения. Но дворяне не были собственниками земли в отличие от вотчинников добровольно пришедших под власть Московского государства. Опираясь на поместное служилое дворянство, государство вводит со второй половины XVI в. самодержавную форму правления.

На объединение страны в большей мере повлияла необходимость борьбы против внешних врагов и против сопротивления народных масс. Единое Московское государство возникает до того, как закрепляются феодальные права знати, как это происходило на Западе. В стране усиливается государственный феодализм как целостная общественная система в отличие от частновладельческого феодализма на Западе.

В целом же это был период высокого духовного, экономического, демографического подъема. В Московском государстве шел процесс роста национального самосознания русского народа. Большое значение в этом процессе сыграл Сергий Радонежский. Своим примером, организацией жизни в Троицкой обители преподобный игумен Сергий Радонежский оформил русскую идею. Его обитель стала русским духовным центром, а он одним из идейных, духовных основателей нового Русского государства. Сергий Радонежский был доверенным лицом московских князей, стоял за князей Калитина рода, так как укрепление церкви, возможно, было лишь при укреплении центральной власти. Именно он предотвращал междоусобную вражду Москвы с Новгородом, примирял русских князей, содействуя тем самым политике Дмитрия Донского по объединению Руси. Троицкая обитель своей деятельностью показывала пример организации жизни, олицетворяя необходимость единства Руси. Гениально эта идея была воплощена в знаменитой иконе «Троица» Андреем Рублевым последователем Сергия Радонежского. С тех пор икона «Троицы» стала на Руси воплощением идеи всеединства. Сергий Радонежский стал вдохновителем и молитвенным хранителем Куликовской битвы (1380 г.). После победы на Куликовом поле Русь постепенно стала организовываться по примеру Троицкого игумена Сергия Радонежского.

«Собирание Руси» постепенно становится «национально-религиозным движением», мобилизационным процессом. А московские государи выступают борцами за русскую народность и православную веру. Важными предпосылками объединения страны были: синхронность в развитии княжеств, существование правовых норм, восходящих к «Русской Правде», сохранение в народе общерусского национального самосознания и объединяющая роль религии. Этот процесс начинается при вассальной зависимости Московского государства от Золотой Орды. Процесс образования единого Московского государства завершается при Иване IV Грозном (1533 -1585 гг.). Политический строй Московского царства середины XVI – середины XVII века можно характеризовать как чиновно-представительная, либо соборно-представительная монархия.Одновременно начинается процесс формирования самодержавной формы правления.

На Западе в XIV веке имперская модель государства, созданного по типу Римской империи, уступает место национальным государствам. Там возникают нации-государства, в основе образования которых был процесс новой психологической ментальной ориентации, способствующей постепенному формированию буржуазных отношений. После VIII века, когда европейские рыцари отразили арабское нашествие, опасность для Западной Европы быть порабощенной исчезла на тысячу лет. Последующие вторжения, не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить Московскому государству.

Огромное значение сыграло и историческое наследие античности, которое выразилось в основании в Западной Европе между XII и XV вв. примерно 70 университетов. С эпохи Возрождения в XV веке возникает и рациональность западного человека. А в результате Реформации в XVI в. многие народы Запада сделали своей религиозной обязанностью максимальное трудолюбие, творческое самоутверждение, ответственность и дисциплину индивида.

Главной особенностью единого Русского (Московского государства), отличающей этот процесс от аналогичных процессов образования национальных государств в Западной Европе, является необходимость постоянной борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой, Ливонским орденом и Литвой. Это требовало сплоченности и объединения всех сил государства. Поэтому власть в Московском государстве складывается как самодержавная в царской форме, как расширившаяся вотчина московского князя. Основные богатства страны сосредотачивались у Московских князей, у государства, что осложняло и сдерживало процесс социальной дифференциации общества, выделение из его среды слоя свободных предпринимателей. Владея огромной собственностью, государство регулировало и контролировало социальные процессы.

В результате объединения Московское государство с середины XV века стало развиваться не как национальное государство, а как империя – и по составу населения, в которое, кроме русского, включалось и нерусское население, и по характеру национального самосознания. Таким Московское государство признавалось и на Западе. Из-за имперской формы государства и проявления внутренних межэтнических противоречий в России единая нация на полиэтнической основе не сформировалась.

Российское государство в условиях социально-экологического кризиса XV столетия присвоило себе неограниченные права по отношению к обществу. Это в значительной степени предопределило выбор пути социального развития, связанного с переводом общества в мобилизационное состояние, основу которого составили внеэкономические формы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и колонизация, ставшая, по выражению В. О. Ключевского, стержнем всей российской истории. Поэтому для российской цивилизации был присущ иной, чем в Западной Европе, генотип социального развития. Если западноевропейская цивилизация переходила тогда с эволюционного пути на инновационный, то Россия пошла по мобилизационному пути, который осуществлялся за счёт сознательного и “насильственного” вмешательства государства в механизмы функционирования общества. Такой тип развития является или средством выхода из застойного состояния, или инструментом ускорения эволюционных процессов. Мобилизационный тип развития представляет собой один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира и заключается в систематическом обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.

В Московском государстве сложился особый тип феодального общества – самодержавно-государственно-крепостнический. Это был государственный феодализм как результат государственной собственности на землю. Его существенной чертой помимо самодержавия и крепостничества была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. Определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна в Европе только России. Это сближало Россию со средневековыми державами Востока. Нашему народу надо было просто выжить, и государствостало гарантом национального существования страны. С экономической точки зрения образование Российского государства не имело экономической основы. Государственный феодализм в России существовал в том или ином виде до начала XX века.

Московское государство складывалось в форме соборно-представительной монархии. В отличие от стран Западной Европы сословный строй России формировался под воздействием государства. Особая роль внешних факторов вынуждала правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Поскольку эти цели не вырастали органическим образом из внутренних тенденций её развития, то государство для достижения “прогрессивных” результатов, прибегала к политике “насаждения сверху” и к методам форсированного развития экономического и военного потенциала.

В России существовали особые предпосылки законодательного закрепления специфической системы сословной общества. Главная из них связана с необходимостью скорейшей мобилизации ресурсов в условиях слабого развития товарно-денежных отношений и постоянной борьбы с внешней опасностью. К XV веку на Руси в поселениях с числом дворов свыше 50 проживало всего 0,1% населения. Таким образом, многие особенности развития России нельзя понять, не учитывая относительную удаленность от государственной и городской жизни большей части населения страны.

В своем политическом и культурном развитии Российское государство развивалось тогда в относительной изоляции от Западной Европы. Это создало необходимые предпосылки для формирования самобытной культуры и политической системы, отличной как от западных, так и от восточных образцов. К XVI в. сложился традиционный характер русской культуры, который в народной культуре сохранился вплоть до XX в.. Традиционная культура находилась в большей гармонии с окружающей природной средой и с человеком. Одной из ее основных черт было постоянное стремление к духовному совершенству. В ней отсутствовало резкое противопоставление культуры «верхов и «низов». Обогащение казалось русским людям неправедным и греховным. Покаянием в этом грехе была раздача милостыне нищим и монастырям. Западноевропейский протестантизм постепенно создает наследственную традицию предпринимательства. В России такой традиции не было. Идеалом глубоко верующих монахов оставалось монашество, воплощенное идеалом Сергия Радонежского. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа и основой для развития национальной культуры.

В Московском государстве постепенно формируется особая служилая система, при которой каждое сословие имело право на существование лишь постольку, поскольку несло определенный круг государственных повинностей. При этом сословия различались не правами, а повинностями. Государство в России не только контролировало сословия, но и создавало и оформляло их. Таким образом, социальное бесправие народа стало ценой национальной независимости нашей страны. В 1497 г. создается первый общегосударственный сборник законов – Судебник, который закрепил усиление великокняжеской власти, положение служилого дворянства как ее опоры, начало юридическому оформлению крепостного права. Власть в Московском государстве складывалась как самодержавная в царской форме. Характерной чертой Московского государства стало отсутствие экономической свободы для развития предпринимательства.

В XVI –XVII вв. торговля не была делом какого-то одного сословия. Торговали все. Купечество Московского государства формировалось и работало в служилой системе государства. К этому относятся, прежде всего, так называемые «выводы» купцов, насильно осуществлявшиеся властями в XV – XVI вв. После утраты Новгородом независимости репрессиям подвергались представители самых родовитых боярских семейств. В 1487 г. там были описаны дворы и лавки «лучших людей». Они были вывезены из Новгорода. Их разместили во Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме, Муроме, Ростове Великом и др. городах. На их же место в Новгород Великий Иван III поселил московских купцов и детей боярских. Такие меры осуществлялись также среди жителей Пскова, Смоленска. Это ослабило торговые контакты этих городов с Западом. После объединения русских земель всех торговавших с западными странами купцов стали именовать в документах «гостями великого князя». Теперь они находились под покровительством Московского государства, защищавшего их интересы на международной арене. Гости-сурожане, переселенные в Великий Новгород, сохранили все привилегии, в том числе и право на земельные владения. Теперь они заняли видное место, как в торговом мире Новгорода, так и в его администрации. Однако при Иване IV репрессии коснулись и их. В 1560 г. царь объявил о «великой измене» новгородцев. Такими жестокими мерами царь стремился искоренить остатки старых новгородских традиций, восходивших к вечевому строю. Оформившиеся с конца XVI века привилегированные группы столичных торговых гостей, членов Гостиной и Суконной сотен, приобрели особые права только при условии их обязательной государственной службы на финансово-экономическом поприще. К прежней практике обращались и позднее.

Российское купечество формировалось и действовало в обстановке, далекой от свободного предпринимательства. Репрессивные меры, чрезмерная регламентация торгово-экономической деятельности оказали огромное влияние на облик российских предпринимателей, постепенно привыкавших к социальной неустойчивости и зависимости от государства. Звание гостя жаловалось царскими указами за особые заслуги перед государством. До конца XVIII в. гостей было не более 30. В Гостиной сотне в конце XVI века было 350 человек, а в Суконной сотне - 250 человек. Характерно, что московские купцы активно субсидировали царскую власть. Высшее столичное купечество приобретало все больше влияния на политические события.

С объединением русских земель Москва стала не только царской резиденцией, но и сосредоточием торговли всей страны. К этому времени на Руси уже было 160 городов. Среди них были такие новые, как: Архангельск, Самара, Саратов, Гомель и др. В Москве тогда проживало до 100 тыс. жителей.[1] В ремесленном производстве XIV-XV вв. развивались тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период. Популярностью пользовалось изготовление оружия, монет, колоколов и церковной утвари. В русских городах работали свободные ремесленники: кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, судостроители, ювелиры, косторезы, портные и др.

Новым явлением стало развитие государственного предпринимательства в организации ряда отраслей производства, непосредственно удовлетворявших его нужды. В 1479 г. в Москве было основано крупное государственное предприятие по производству орудия – Пушечный двор, где отливались и пушки и колокола. А к 1547 г. относится первое упоминание об Оружейной палате, где мастера изготовляли стрелковое и холодное оружие. Государственными отраслями в XVI веке являлось также строительное и «полотняное дело». Все крупные строительные работы в стране выполнялись под руководством Приказа каменных дел. Государственное промышленное предпринимательство XVI в. было организовано по принципу мануфактуры рассеянного типа.

Во внешнеполитических делах знатные купцы все чаще совершали поездки за границу с послами, исполняя роль переводчиков и консультантов по политическим и торговым делам. Это ставило их в специфические отношения с аппаратом государственной власти и выделяло из среды других торговых людей Москвы. Совершали купцы и далекие поездки. Так в 1468-1474 гг. путешествие по Волге, через Каспий, Закавказье и Персию вместе с посольством совершили несколько московских и тверских купцов. Среди них был и Афанасий Никитин, который оставил записки «Хождение за три моря». А.Никитин описывает караванную форму торговли, при которой товары и перемещались, и продавались. Это была эпизодическая, архаичная форма торговли, сохранившаяся до XIX века в Сибири.

Купеческая верхушка активно использовалась в интересах объединительной политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в проводников великокняжеской политики московских князей, как внутри государства, так и вне его. В целом для средневекового московского купечества в XIV—XV вв. была характерна значительная имущественная и социальная дифференциация. Высшую группу купечества составляли, по-прежнему, «гости», занимавшиеся крупной международной торговлей. Звание гостя жаловалось царскими указами за особые заслуги перед государством. До конца XVIII в. гостей было не более 30. Среди них особо выделялась привилегированная корпорация гостей - сурожан, привозивших дорогой шелк из Сурожа - современного Судака, Каффы – Феодосии (Крым), Константинополя и даже далекой Италии. Ступенькой ниже стояли «московские суконники», торговавшие преимущественно западноевропейским сукном. К третьей группе относились просто купцы, участники внутреннего обмена со средним достатком. Четвертая, самая многочисленная группа включала мелких городских торговцев и странствующих коробейников, сбывавших в розницу небольшие партии товаров. И «гости», и суконники принадлежали к числу лучших людей, возвышаясь в социальном и имущественном отношении над черными людьми – остальным населением городского посада. В летописях они перечислялись сразу за боярами и дворянами.

Многие историки справедливо отмечают незрелость русского купечества XIV-XV вв. в социальном плане.В социальной структуре России до XVIII века не было сословия предпринимателей, соответствующего третьему сословию стран Западной Европы. Однако верхушка купечества всячески стремилась возвыситься над основной массой населения городского посада и, породниться с видными боярскими фамилиями. Для этого они занимались кредитованием аристократии, брали строительные подряды и т.д.

Со временем купечество Московской Руси многое утратило из торгового опыта, накопленного во времена Киевской Руси. Поэтому в середине XVI века Иван Грозный предоставил англичанам неограниченные права на использование нашего рынка. Англичане получили при Иване IV право свободно приезжать в Россию и вести беспошлинную торговлю. Англичанам не уступали голландцы. Во второй половине XVI в. открывается непосредственная торговля России с Англией, Голландией и другими западноевропейскими странами через Архангельск. Таким образом, оптовые торговые связи России со странами Запада почти целиком находились в руках иностранных купцов. Иван Грозный в 1570 г. решил создать в Москве полузакрытое поселение иностранцев – Немецкую слободу. Русские купцы на западноевропейский рынок практически не проникали и торговали с иноземными торговцами только в Архангельске или портах Балтики, в Новгороде и Пскове. Главной фигурой в предпринимательстве по-прежнему оставался крупный купец-оптовик, приобретавший и сбывавший значительные партии товаров. Лишь на русском севере с ним могли соперничать «мужики торговые» из крестьян, занимавшиеся добычей и продажей соли, пушным и рыбным промыслами. Предпринимательская деятельность в целом развивалась в рамках господствовавшего феодального способа производства. Однако в XVI в. постепенно складывались предпосылки для новых тенденций в предпринимательстве, проявившиеся уже в следующем столетии в связи с формированием всероссийского рынка.

Гипертрофированная государственная власть долгое время подавляла все проявления общественной самостоятельности. Западная же модель города позволила возобладать в них торгово – ремесленным и хозяйственным элементам. Существование городов там противостояло феодалам, с ними постоянно велась борьба. Горожанами были ремесленники, объединенные в гильдии. Поэтому именно из бюргеров выросла буржуазия.

В России существовали «княжеские города» как военно-административные центры. На базе феодальных вотчин возникали и «боярские города». Дело в том, что горожане сами переходили в зависимость от феодалов, чтобы защититься от произвола государства. Кроме того в России из-за недостаточности развития хозяйственно-экономических факторов город приобрел не столько промышленное, столько торговое значение. Городское население России – мещане так и не стали носителями городской культуры в западном смысле. Основная часть городов была представлена мелкими административными и торговыми жителями, которые активно занимались и сельским хозяйством. Все это тормозило развитие городского ремесла. Кроме того, от золотоордынского нашествия особенно пострадали именно города и ремесленники. Ремесло перестало на время даже существовать. Крестьяне сами стали производить нужные товары. Это были промыслы, которые занимают место городского ремесла. На Западе шла специализация ремесла, а у нас промыслов. Еще одним отличием промыслов от городского ремесла была их зависимость от феодалов. Некоторые из них выступали даже их организаторами. В итоге крестьянские формы самосознания и политической культуры в России оказывались основными для народа в целом.

Крупным собственником с середины XIV века стала церковь. Правда, митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством. Однако жизнь заставляла православных иерархов отказываться от этих запретов. Постепенно через куплю, ростовщические операции, пожалования князя, вклады вотчинников расширяется монастырское землевладение. Большой предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей Северо-Восточной Руси, владевшие вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами. Широкий размах приобрела торговая деятельность монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова. Торговыми операциями активно занимались и крестьяне из митрополичьих и монастырских сел. Позднее некоторые из них, полностью оторвавшись от сельского хозяйства, влились в купеческую среду.

Московское государство до конца XVII века было в силу исторических обстоятельств изолировано от Запада и отстало от него. Но оно выработало свой психологический и культурный код. Он был зафиксирован полнее всего в «Домострое» (середина XVI века), в котором нашли отражение принципы русского хозяйствования.[2] В нем подробно излагаются действия доброго хозяина, живущего «по отеческому преданию и по христианскому закону». Всего добивается он не силой и грабежом, а стараниями, живет по средствам и расчетливо. Если кто, глядя на других, живет не по средствам – это бесчестье. Если берешь в долг – надо отдавать. Поощрять честных и расчетливых людей. Это было замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение, живущее по православным нормам. Сам трудовой идеал русского человека носил духовно-нравственный характер. Эта модель осуществлялась с X по XVII вв. Основными принципами ее функционирования и самобытности были:

- преобладание духовно-нравственных ценностей над материальными, нестяжательство;

- ориентация на замкнутость и самодостаточность;

- способность к самоограничению в удовлетворении материальных потребностей;

- собственность рассматривается как функция труда, а не капитала. Капиталом является производственная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривался как паразитический;

- самобытные формы демократии, воплотившейся в общине и артели.

Нормы складывающейся предпринимательской и хозяйственной этики нашли отражение в «Домострое». В нем подробно излагаются действия доброго хозяина, живущего «по отеческому преданию и по христианскому закону». Всего добивается он не силой и грабежом, а стараниями, живет по средствам и расчетливо. Если кто, глядя на других, живет не по средствам – это бесчестье. Если берешь в долг – надо отдавать. Надо поощрять честных и расчетливых людей.

За это время Россия создала огромную цивилизацию, освоив за 100 лет земли от Урала до Америки.Однако допетровская Русь значительно отставала от Запада по своим цивилизационным критериям: развитию науки, искусства, промышленности, общественных отношений и пр.

 

II.Предпринимательство в Московском государстве в XVII в.

Вначале XVII в. Московское государство пережило тяжелый политический кризис, получивший название - Смутное время. Это был кризис слаборазвитого государства и общества, испытавших давление как от более развитых стран, так и от внутренних сил, требующих возвращения к традиционным ценностям. Государство стало распадаться. В Смутное время доказали свою жизнеспособность воеводская, приказная и выборно - земская системыуправления огромным государством и его регионами. Лишь благодаря возросшему самосознанию русского народа удалось воскресить разрушенное государство. Как подчеркнул В.О.Ключевский: «По разрушению связей политических оставались крепкие связи национальные и религиозные;они спасли общество». Исторический опыт России XVII в. показал, что преодоление кризисных явлений возможно с помощью укрепления центральной власти и путем консолидации общества.

В ходе Смутного времени нарастает национально-освободительное движение, которое завершается вступлением народного ополчения во главе с К. Мининым и Д.М. Пожарский в Москву. Происходит реставрация самодержавно-монархического строя в России, что способствовало сохранению российской государственности. Так возникает соборная сословная монархия, в которой представительные органы, обладая реальной властью, выступали не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя, играли большую роль в легитимацию династии Романовых. Исторический опыт России XVII в. показал, что преодоление кризисных явлений возможно с помощью укрепления центральной власти и путем консолидации общества.В государстве надолго утверждается жесткое сопротивление Западу, изоляционизм. В своем политическом и культурном развитии Российское государство развивалось тогда в относительной изоляции от Западной Европы. Это создало необходимые предпосылки для формирования самобытной культуры и политической системы, отличной как от западных, так и от восточных образцов.

XVII век – знаменательный рубеж во всемирной истории. В передовых странах Запада (Нидерланды, Англия) происходят буржуазные революции. Приводятся в систему отношения между суверенными частями Запада, что легло в основание международной системы. Их следствием явился бурный экономический рост на новой основе. Западная цивилизация для накопления первоначального капитала, начиная с эпохи великих географических открытий, строилась на ограблении других стран или неравноправном обмене с ними. Там утверждается индивидуализм, стремление к богатству любой ценой. Конечно, в ряде западных стран: во Франции, Швеции, Дании, хотя и сохранился феодальный строй, но крепостное право давно исчезло. К середине XVII в. Запад постепенно отходит от традиционализма.

Россия была к тому времени крупнейшим государством в мире, в котором в конце XVII в. проживало всего около 10 млн. жителей. Усилиями народа к середине XVII века экономика страны была не только восстановлена, но и развивалась на основе традиционной культуры. В XVI - XVII вв. юридические основы феодального строя только формировались. В целом активность государства в сфере экономики существенно возрастает, что неоднозначно и своеобразно влияло на развитие частного предпринимательства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.