Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета РФ
Год
| Доходы, млрд. руб.
| Расходы, млрд. руб.
| Дефицит, профицит
| Сумма, млрд. руб.
| % к расходам
|
| 175 161
| 248 344
| -73 183
| 29,47
|
| 367 548
| 499 945
| -132 397
| 26,48
|
| 474 076
| 575 046
| -200 970
| 17,56
|
| 797 201
| 855 073
| -57 872
| 6,77
|
| 1 193 483
| 1 193 483
| -
| -
|
| 2 125 718
| 1 947 386
| +178 332
| 9,16
|
| 2 417 792
| 2 345 641
| +72 151
| 3,08
|
| 2 742 850
| 2 659 447
| +83 403
| 3,14
|
| 3 326 041
| 3 047 929
| +278 112
| 9,12
|
| 5 046 059
| 4 270 115
| +775 944
| 18,17
|
| 6 964 835
| 5 463 480
| +1 501 355
| 27,48
|
| 6673238,9
| 6500253,5
| +172985,4
| 10,97
|
| 7421228,3
| 7177955,9
| +243272,4
| 3,39
|
| 8035219,6
| 7598817,2
| +436402,4
| 5,74
|
| 8844554,8
| 10658558,8
| -1814004,0
| 17,02
|
| 9503469,2
| 11237919,2
| -1734450,0
| 15,43
|
| 10379889,3
| 12175569,3
| -1795680,0
| 14,75
|
| 14063419,9
| 14207001,5
| -143581,6
| 1,01
|
| 15615507,4
| 15626283,6
| -10776,2
| 0,07
|
Причин появления бюджетного дефицита в конце 80-х гг. было несколько. На протяжении многих лет доходы государства были меньше расходов в связи замедлением темпов экономического развития. Рост доходов населения превышал возможности удовлетворения его спроса, кредит практически превратился в безвозвратное и бесплатное финансирование, денежное обращение было в кризисном состоянии, что привело к инфляционным процессам. Кроме того, государство потеряло ощутимую сумму доходов в связи с падением мировых цен на нефть. Крупные расходы были направлены на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле.
Экономическое положение страны стало улучшаться после финансового кризиса 1998 г. Однако в 1999 г. бюджет был всё ещё дефицитным. Федеральный бюджет впервые был исполнен с профицитом в сумме 173,5 млрд. руб в 2000 г.[161] В 2001 г. профицит федерального бюджета составил 265 млрд. руб.[162], по итогам 2003 г. – 228,2 млрд. руб., что на 51,6 % больше, чем в 2002 г.[163] Федеральный бюджет исполнялся с профицитом до финансового кризиса 2008 года. Бюджет на 2009 год вначале был принят с профицитом, затем были внесены изменения, в соответствии с которыми планировался дефицит федерального бюджета, а впоследствии вновь был запланирован профицит. Начиная с 2011 года, федеральный бюджет планируется с дефицитом. Однако, фактически по данным Росстата, федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 2008 и в 2011 году, а в 2009 и 2010 он был исполнен с дефицитом.[164]
В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования дефицита. Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведёт к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями, а именно: хронические дефициты приводят к увеличению налогового бремени, для покрытия дефицита приходится прибегать к займам и эмиссии денег, выпуск государственных ценных бумаг с повышенными процентными ставками «оттягивает» на себя ресурсы из реального сектора, нарушает ход рыночного саморегулирования экономики. Сторонники второй точки зрения согласны с Дж. М. Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определённых программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять серьёзной опасности, так как все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики; кроме того, дефицит бюджета ведёт к увеличению доходов участников общественного воспроизводства и таким образом стимулирует рост покупательной способности.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующие:
- опережающий рост государственных расходов над государственными доходами в конкретные периоды развития государства в связи с необходимостью государственных финансовых вложений в социально-экономическое развитие страны;
- кризисные явления в экономике;
- войны, вооружённые конфликты, стихийные бедствия, катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации.
Для ликвидации бюджетного дефицита необходимо устранить породившие его причины. Дефицит российского бюджета невозможно было устранить в кратчайшие сроки, так как он был порождён кризисом экономки в целом. Тем не менее, меры по снижению бюджетного дефицита были приняты и оказались успешными. Снижения величины бюджетного дефицита можно достичь разными методами, применяемыми как при планировании бюджета, так и при его исполнении. Минимизация бюджетного дефицита при планировании бюджета достигается с помощью лимитирования и жёсткой экономии расходов, сокращения государственных расходов, совершенствования межбюджетных отношений, выявления и мобилизации резервов роста доходов бюджета, использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансового рынка и т.п.
В процессе исполнения бюджета снижение бюджетного дефицита достигается с помощью реализации процедуры санкционирования расходов бюджета, соблюдения лимитов бюджетных обязательств, использования механизмов приостановления, сокращения и блокировки бюджетных ассигнований, совершенствования методов и форм выделения средств из бюджета и т.д.
При принятии закона (решения) о бюджете на каждый финансовый год в нём должны быть предусмотрены источники финансирования бюджетного дефицита. Такими источниками могут быть как внутренние, так и внешние займы, реализуемые путём выпуска ценных бумаг или получения кредитов и бюджетных ссуд. В отличие от доходов бюджета средства, привлекаемые для финансирования бюджетного дефицита, поступают в бюджет однократно и участвуют в финансировании бюджетных расходов только в том финансовом году, в котором они были привлечены.
В соответствии с Бюджетным Кодексом (ст. 23).
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
· государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
· кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
· бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
· иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
· государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
· кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
· иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Размер бюджетного дефицита при утверждении закона (решения) о бюджете не должен превышать предельного размера, установленного Бюджетным Кодексом РФ. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ на соответствующий год.
Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15 % объёма его доходов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен в случае получения субъектом федерации дополнительных средств от продажи принадлежащего ему имущества, причём на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объёма его доходов без учёта финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Этот предел может быть превышен в случае получения муниципалитетом дополнительных доходов от принадлежащего ему имущества и только на величину этих доходов.
4. Бюджетное планирование
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджетное планирование представляет собой процесс определения той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть аккумулирована в бюджете и использована на различные цели. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и её территорий. Основными задачами бюджетного планирования являются следующие:
- определение общего объёма бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
- определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
- выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
- расчёт доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
- обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
- осуществление бюджетного регулирования;
- осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы. Так, проекты бюджетов составляют Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы в зависимости от вида бюджета под руководством Правительства РФ, субъекта федерации или местных органов власти. Налоговые органы осуществляют тактическое налоговое планирование. Бюджетополучатели определяют объёмы бюджетных ассигнований и направлений их использования.
При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы. К числу наиболее широко используемых методов бюджетного планирования можно отнести нормативный, программно-целевой, индексный, балансовый, аналитический, экспертных оценок, а также методы математического моделирования.
Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.
В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод. Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач. Этот метод предусматривает источники финансирования конкретных программ и направления использования средств по программе.
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т.д.
Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств. С помощью построения балансов достигается увязка планирующихся к поступлению бюджетных ресурсов и фактической потребности в них.
Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.
Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.
Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учётом влияния различных факторов и их изменения.
Рассмотрим бюджетное планирование с позиций системного подхода, анализируя состав системы бюджетного планирования. Схема системы бюджетного планирования приведена на рисунке 15.
Рис. 15. Система бюджетного планирования
В настоящее время осуществляется реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат. Главными отличиями нового подхода являются следующие:
- контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в первую очередь на соответствие использования поставленным целям и достигнутым результатам, а не на соответствие плану;
- планирование бюджетных расходов осуществляется на основе конкуренции представленных программ, а не индексации расходов за прошлый период;
- в основу планирования расходов будет положена ведомственная и программная классификация;
- контроль за исполнением бюджета будет осуществляться на основе мониторинга результатов.
Практически это означает:
- создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами, контроля над достижением результатов их деятельности;
- разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти по основным направлениям в соответствии со стратегическими целями;
- внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценивать степень достижения поставленных целей;
- разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль над достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и специалистов за качество решения указанных задач;
- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность бюджетных расходов;
- внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей.
Вопросы для самоконтроля
1. Проследите тенденции изменений структуры доходов федерального бюджета в конце 90-х – начале 2000-х гг.
2. Проследите тенденции изменений структуры расходов федерального бюджета в конце 90-х – начале 2000-х гг.
3. Какие новые статьи доходов и расходов федерального бюджета появились в конце 2000-х гг.
4. Что такое бюджетный дефицит (профицит) бюджета? Рассмотрите понятия «Первичный дефицит (профицит) бюджета».
5. Назовите источники финансирования бюджетного дефицита.
6. Какие источники финансирования дефицита бюджета использовались в России в начале 90- гг. и какие – в настоящее время?
7. Назовите направления использования профицита федерального бюджета России.
8. Какие ограничения дефицитов бюджетов определены БК РФ?
9. Назовите возможные причины дефицита бюджетов.
10. Охарактеризуйте методы бюджетного планирования.
11. Какие изменения в бюджетном планировании произошли в конце 2000-х гг.?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|