Сделай Сам Свою Работу на 5

Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов





Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. В основу государственного регулирования заложена определённая концепция финансовой политики. Истоки современной финансовой политики за рубежом находятся в экономических концепциях зарубежных экономистов ХУ111 – начала ХХ вв.

А. Смит (1723-1790 гг.), а вслед за ним и Д. Рикардо (1772-1823 гг.) дали характеристику финансовым категориям (расходам и доходам государства). Они доказывали, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счёт налогов расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда делался вывод о необходимости снижения налогов. А. Смит приходит к выводу, что необходимо уменьшать расходы государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Главный постулат финансовой концепции классической буржуазной политэкономии – обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.



Критикуя политику государственных расходов, А. Смит признавал, что определённая их доля необходима, поскольку они осуществляются для охраны общих условий производства. Большое внимание уделено в его теории налогам. Он сформулировал четыре основных принципа целесообразной организации налогообложения:

- налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами поданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;

- время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;

- при сборе налогов должны обеспечиваться минимальные издержки.

Налоговая концепция Смита была подчинена одной цели – стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил. Те же в целом взгляды отстаивал и Д.Рикардо в своём главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения».

По мнению Д. Рикардо любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени. В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются великим злом. С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов понижается потребление населения, что, в конечном счёте, сказывается на производстве.



Требования о невмешательстве государства в экономику и снижении государственных расходов соответствовали практике того времени. К 20-м годам прошлого столетия в государственных денежных фондах аккумулировалось не более 15 % ВВП, так как буржуазии необходимо было дешёвое правительство. Однако с течением времени суммы государственных расходов стали возрастать, а реально происходящие в обществе процессы уже не могли саморегулироваться рынком. Объём совокупного спроса, создаваемый рынком уже не обеспечивал достаточной занятости населения. Первым, кто это заметил был А. Вагнер – экономический советник О. Бисмарка. Он разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. А. Вагнер считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

«Великая депрессия» 30-х годов ХХ века обусловила необходимость создания новых экономических теорий. Одной из таких теорий стала «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнса (1883-1946 г.г.), опубликованная в 1936 г. и оказавшая огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики почти во всех капиталистических странах на протяжении 40-х и первой половины 70-х годов.

В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея «эффективного спроса». Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства. Он рассматривает государственные расходы в качестве главного инструмента вмешательства государства в циклическое развитие экономики и преодоление кризисов. Рост государственных расходов по мнению Дж. М. Кейнса должен способствовать увеличению национального дохода и достижению полной занятости. Государство должно воздействовать на личное и инвестиционное потребление и таким образом создавать спрос. Если совокупный спрос ниже предложения, предприниматель не может покрыть издержки производства и получить прибыль, поэтому он будет уменьшать объёмы инвестиций и увольнять работников. Если же спрос выше предложения, то производство расширяется. Спрос государства, расширяющийся благодаря налогам и займам должен привести к оживлению предпринимательской деятельности и росту занятости и национального дохода.



Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную не регулирование экономики в условиях монополизации производства. Его формула такова:

Сбережения + Налоги = Инвестиции + Государственные расходы

До 1970-х годов в основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран лежали исходные положения кейнсианской теории регулирования. В 50 – 60-е годы последователи Дж.Кейнса, к которым относятся экономисты разных стран внесли в его теорию новые динамичные элементы, что дало возможность создать теорию экономического роста.

Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная экономистами многих стран (США – А.Хансен. С.Харрис; Великобритания – Р.Харрод, А.Илерсик, А.Пикок; Франция – Ф.Перру; Германия – Ф.Неймарк и др.). Они завершили создание фискальной антициклической теории, сущность которой сводилась к изменениям в государственных доходах и расходах в целях сбалансированного экономического развития.

Неокейнсианцы отстаивали идею «дефицитного финансирования», как способ достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга. Однако, огромные бюджетные дефициты, приобретающие хронический характер, вынудили определённую группу учёных-экономистов, в том числе, так называемую стокгольмскую школу (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.), по-новому решать проблему бюджета. Теоретики этой школы пропагандировали теорию «циклического балансирования бюджета», т.е. приспособления доходов и расходов к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в период подъёма экономики.

В соответствии с рекомендациями неокейнсианцев правительства некоторых зарубежных стран создали специальные денежные фонды циклического регулирования. Средства таких фондов пополнялись при подъёме экономики и использовались в период наступления экономического спада производства.

Требование неокейнсианцев активнее применять государственный бюджет для регулирования и стимулирования хозяйства нашло отражение в теории «встроенного бюджетного стабилизатора», в основе которой лежали кейнсианские взгляды «о налоговых стабилизаторах». Именно Дж. Кейнс ввёл в научный оборот понятие «налоги – встроенные стабилизаторы». Он считал, что величина изъятых налогов зависит от размера национального дохода и наоборот. По Кейнсу «налоговые стабилизаторы» должны действовать автоматически, регулируя циклические колебания, смягчая их и обеспечивая определённую гибкость. Это положение Дж. Кейнс относит, прежде всего, к подоходному налогу. При кризисном падении производства и росте безработицы налоги, автоматически сокращаясь, приводят к росту доходов, что в свою очередь стимулирует спрос.

Неокейнсианцы дополнили теорию Дж. Кейнса, введя в научный оборот термин «управляемые стабилизаторы», т.е. постоянно изменяющиеся налоговые мероприятия государства в соответствии с новыми экономическими условиями. Большую известность за рубежом приобрели научные труды таких последователей Дж. Кейнса как А. Лернер и Э. Хансен. А. Лернер писал о создании активной бюджетно-фискальной системы, нацеленной на поддержание определённого уровня государственных расходов, регулируемого в зависимости от потребностей общества. Э. Хансен развивал идеи «встроенных стабилизаторов», он писал о необходимости создания такой системы, которая могла бы автоматически реагировать на изменения в экономике и нивелировать её колебания.

Одновременно с теориями неокейнсианцев в послевоенные годы (особенно с середины 50-х) оживились неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Теоретики неоклассической школы (Р. Слоу, Дж. Кенрик в США; А. Роббинс и Дж. Мид в Великобритании), отстаивая основной принцип невмешательства государства в экономику, выступили за сокращение общего объёма государственных расходов, одновременно изменив их структуру, путём увеличения доли затрат на образование и науку. Особое внимание было уделено инвестициям « в человеческий капитал». Одновременно предлагалось снижение общего уровня налогов, но требовалось достижение бездефицитного бюджета, то есть проповедовался принцип «здоровых финансов».

Впоследствии из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление (в США – Г. Стейн, М. Уэйденбаум; в Великобритании – Дж. Хау, А. Уолтерс), которое разрабатывает теорию «экономики предложения» Её финансовая концепция исходит из того, что экономический рост определяется сбережениями и накоплениями. Путём снижения налоговых ставок необходимо создать условия для формирования сбережений и способствовать переливу их в инвестиции. Роль государства должна усиливаться в обеспечении долгосрочного экономического роста, тактические задачи должны решаться предпринимателями. Необходимо установить чёткие границы между сферами деятельности государства и частного предпринимательства.

Теоретики экономики предложения считают, что расходы государства имеют «вытесняющее воздействие», так как приводят к снижению расходов в частном секторе экономики. Ресурсы также перемещаются из частного в менее эффективный государственный сектор, что приводит к снижению темпов экономического роста.

Сторонники теории «экономики предложения» рекомендовали снизить не только прямые налоги на доходы, но и общий уровень социальных расходов государства. Они считали, что государственные пенсии и пособия действуют на рабочих разлагающе, ослабляют стимулы к труду, порождают лень и иждивенчество, добровольную безработицу, препятствуют накоплению сбережений и капитала.

В настоящее время развитые страны при формировании своей финансовой политики используют элементы различных научных концепций, что приводит к появлению новых промежуточных финансовых теорий, отвечающих динамичности развития современного рынка.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Рассмотрите понятие и содержание финансовой политики.

2. Рассмотрите основные цели финансовой политики.

3. Раскройте содержание видов и типов финансовой политики.

4. Что такое дискреционная и недискреционная финансовая политика, политика экономического роста и стабилизации, политика снижения темпов роста?

5. Финансовая политика и государственное финансовое регулирование. Распределение и аллокация как виды государственного регулирования.

6. Дайте определение финансового механизма в трактовке разных авторов.

7. Рассмотрите финансовый механизм как средство реализации финансовой политики.

8. Звенья и элементы финансового механизма. Количественные параметры элементов финансового механизма, как наиболее динамическая его часть.

9. Дискуссионные вопросы состава финансового механизма.

10. История развития финансовой политики: финансовая политика в первые годы существования советского государства. Финансовая политика во времена н.э.п. Финансовое обеспечение проведения индустриализации народного хозяйства. Мобилизация финансовых ресурсов в годы Великой Отечественной войны и для восстановления разрушенного войной хозяйства. Финансовые реформы в период развитого социализма. Изменение финансовой политики при переходе к рыночным отношениям.

11. Финансовые кризисы и ликвидация их последствий.

12. Финансовая политика на современном этапе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.