Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета
И её динамика
В финансово-кредитном энциклопедическом словаре расходы бюджета, так же как и доходы, определяются по экономическому содержанию и по материально-вещественному воплощению. По экономическому содержанию расходы бюджета трактуются, как «денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению; проявляются эти отношения через конкретные виды расходов по материально-вещественному воплощению – денежные средства, выделяемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления».[153] В ст. 6 Бюджетного Кодекса бюджетные расходы рассматриваются как «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления». Несколько иную, расширенную трактовку бюджетных расходов с точки зрения финансового права даёт Ю.А. Крохина: «Расходы государственных бюджетов – это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованного фонда денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации и её субъектов)».[154]
Бюджетные расходы – более узкое понятие, чем расходы государства, и хотя в экономической литературе существуют по этому поводу разные точки зрения, большинство авторов считает, что бюджетные расходы являются составной частью расходов государства. Государственные расходы являются совокупностью всех видов расходов государства и включают в себя не только бюджетные расходы, но и расходы внебюджетных фондов, а также расходы государственных предприятий.
В развитых странах бюджетные расходы растут как по абсолютной величине, так и относительно ВВП. Так, например, в США расходы федерального правительства и штатов увеличились с 12 % ВВП в 1929 г. до 35 % в 90-е годы. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации также растут и в 2001 г. составили около 27 % ВВП, расходы федерального бюджета в этом году составили около 15 % ВВП.[155]
Виды бюджетных расходов зависят от уровня социально-экономического развития страны, функций государства, задач, решаемых государством в конкретный исторический период времени, связей бюджета с хозяйством и других факторов. Виды расходов бюджетов группируются в соответствии с бюджетной классификацией.Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В составе бюджетной классификации расходов выделено 14 разделов, едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются (ст.21 БК РФ):
1) общегосударственные вопросы:
· функционирование Президента Российской Федерации;
· функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
· функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
· функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций;
· судебная система;
· обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
· обеспечение проведения выборов и референдумов;
· международные отношения и международное сотрудничество;
· государственный материальный резерв;
· фундаментальные исследования;
· обслуживание государственного и муниципального долга;
· резервные фонды;
· прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
· другие общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона:
· Вооруженные Силы Российской Федерации;
· модернизация Вооруженных Сил РФ и воинских формирований;
· мобилизационная и вневойсковая подготовка;
· мобилизационная подготовка экономики;
· подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
· ядерно-оружейный комплекс;
· реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
· прикладные научные исследования в области национальной обороны;
· другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
· органы прокуратуры;
· органы внутренних дел;
· внутренние войска;
· органы юстиции;
· система исполнения наказаний;
· органы безопасности;
· органы пограничной службы;
· органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
· защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
· обеспечение пожарной безопасности;
· миграционная политика;
· модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
· прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
· другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика:
· общеэкономические вопросы;
· топливно-энергетический комплекс;
· исследование и использование космического пространства;
· воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· сельское хозяйство и рыболовство;
· водное хозяйство;
· лесное хозяйство;
· транспорт;
· дорожное хозяйство;
· связь и информатика;
· прикладные научные исследования в области национальной экономики;
· другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
· жилищное хозяйство;
· коммунальное хозяйство;
· благоустройство;
· прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
· другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды:
· экологический контроль;
· сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
· охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
· прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
· другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование:
· дошкольное образование;
· общее образование;
· начальное профессиональное образование;
· среднее профессиональное образование;
· профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
· высшее и послевузовское профессиональное образование;
· молодежная политика и оздоровление детей;
· прикладные научные исследования в области образования;
· другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография:
· культура;
· кинематография;
· прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, другие вопросы в области культуры, кинематографии;
9) здравоохранение:
· стационарная медицинская помощь;
· амбулаторная помощь;
· медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
· скорая медицинская помощь;
· санаторно-оздоровительная помощь;
· заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
· санитарно-эпидемиологическое благополучие;
· прикладные научные исследования в области здравоохранения;
· другие вопросы в области здравоохранения;
10) социальная политика:
· пенсионное обеспечение;
· социальное обслуживание населения;
· социальное обеспечение населения;
· охрана семьи и детства;
· прикладные научные исследования в области социальной политики;
· другие вопросы в области социальной политики;
11) физическая культура и спорт:
· физическая культура;
· массовый спорт;
· спорт высших достижений;
· прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
· другие вопросы в области физической культуры и спорта;
12) средства массовой информации:
· телевидение и радиовещание;
· периодическая печать и издательства;
· прикладные научные исследования в области средств массовой информации;
· другие вопросы в области средств массовой информации;
14) обслуживание государственного и муниципального долга:
· обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;
· обслуживание государственного внешнего долга;
15) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
· дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
· иные дотации;
· прочие межбюджетные трансферты общего характера.
Состав и структура бюджетных расходов изменяются с течением времени. Так, например, в 20-70-х г.г. прошлого века в расходах государственного бюджета СССР выделялись следующие основные виды затрат: на народное хозяйство, на социально-культурные мероприятия, на оборону и управление страной. Эти четыре вида расходов государственных средств детализировались по отраслям хозяйства и по видам затрат. Структура расходов государственного бюджета СССР в разные годы представлена в таблице 34.
Таблица 34[156]
Структура расходов государственного бюджета СССР (в %)
Виды расходов
| 1925/1926
|
|
| Финансирование народного хозяйства
| 55,58
| 35,67
| 47,59
| Социально-культурные мероприятия
| 6,22
| 10,17
| 36,23
| Управление, суд и прокуратура
| 23,39*
| 1,66
| 1,04
| Оборона
| -
| 41,64
| 10,31
| Прочие расходы
| 14,81
| 10,86
| 4,83
| Всего
| 100,00
| 100,00
| 100,00
| * В 1925/1926 г.г. дана сумма расходов на управление и оборону.
Как видно из таблицы 32 структура расходов государственного бюджета изменялась по всем видам расходов. В период социалистического строительства значительно увеличивалась доля расходов на социально-культурные мероприятия (с 1925 по 1972 гг. – в 5,8 раза), доля расходов на финансирование народного хозяйства увеличилась с 55 % в 1926 г. до 62 % в 1930 г. и вновь снизилась к началу 70-х гг., доля прочих расходов снижалась.
В период перехода к рыночным отношениям состав и структура бюджетных расходов вновь претерпели изменения. К концу 80-х структура расходов государственного бюджета выглядела следующим образом:
Таблица 35
Расходы государственного бюджета СССР в 1989 году[157]
Виды расходов
| Сумма в
млрд. руб.
| Удельный вес
в %
| Всего
| 494,7
| 100,0
| Социально-культурные мероприятия
| 163,5
| 33,1
| В том числе научно-исследовательские работы
| 21,5
| 4,3
| Целевые бюджетные дотации на продовольствие и другие социальные нужды
| 103,0
| 20,8
| Централизованное финансирование расходов отраслей народного хозяйства
| 172,7
| 34,9
| Расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью
| 28,6
| 5,8
| Обеспечение обороноспособности
| 20,2
| 4,1
| Государственное управление
| 2,9
| 0,6
| Резервные фонды финансовых ресурсов
| 3,8
| 0,7
| Как видно из таблицы 35, треть бюджетных расходов составляли расходы на социально-культурные мероприятия, а с учётом дотаций их величина превышает половину расходов бюджета. Незначительный удельный вес занимают расходы на управление, невелики расходы на оборону, зато расходы на народное хозяйство превышают третью часть всех расходов бюджета.
В 90-е и 2000-е годы структура расходов бюджета вновь изменилась. В структуре расходов федерального бюджета Российской Федерации в 90-е годы наибольший удельный вес занимали расходы на оборону и обслуживание государственного долга. Доля расходов на оборону за 1994-2000 гг. варьировалась на уровне 16-20 % и стала несколько снижаться в начале 2000-х гг. в связи с проведением военной реформы. В 2005 – 2008 г.г. их доля составляла соответственно 17, 16, 15 и 10 %. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга имел тенденцию к росту. В 1994 г. он составлял около 8 %, а в 1998 г. был утверждён на уровне 24,8 % (фактически по данным Министерства финансов РФ расходы на обслуживание государственного долга в 1988 г. составили более 30 %). После финансового кризиса 1998 г. расходы на обслуживание государственного долга стали снижаться и в бюджете 2001 г. их доля составила 20,9 %, в бюджете 2002 г. - 14,6 %, к 2004 г. их доля снизилась до 10 %, в 2008 до 3 % от общей суммы расходов.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление не превышали 4 %, их доля имеет тенденцию к росту и варьировалась от 1,7 % в 1994 г. до 3,41 % в 2001 г. В 2000-х годах их доля не превышала 3 %, но начиная с 2005 года в бюджетной классификации расходы на управление не выделены отдельной функциональной статьёй, зато появилась статья «общегосударственные вопросы», удельный вес расходов по которой составлял в последние годы 14 - 15 %. Доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства сначала имела тенденцию к снижению: в 1994 г. она составляла 6,6 %, в 1996 –1998 г. – на уровне 8 %, а в 2002 г. – 2,8 %, а в три последних года выросла до 12-13 %. Снижается в федеральном бюджете удельный вес расходов на народное хозяйство. Так, доля расходов на промышленность энергетику и строительство в 1994 г. составляла 17 % и снизилась до 6 % в 1998 г. и 3,74 % в 2001 г. Однако в последние годы их доля имеет тенденцию к росту.
В 90-е годы в федеральном бюджете увеличивался удельный вес расходов на социальную сферу: с 7 % в 1994 г. до 14 % в 1998 г. Эта тенденция сохранилась и в 2000-х гг. Однако в разрезе отраслей социальной сферы удельный вес бюджетных расходов по-прежнему невелик и в бюджете 2001 г. варьировался от 0,5 % (культура, искусство, кинематография) до 4 % (образование). Примерно такая же ситуация и в 2005-2008 гг.
Довольно большой удельный вес в федеральном бюджете традиционно занимают расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней и внебюджетным фондам (межбюджетные трансферты). Их доля изменялась в пределах 10 – 16 % в конце 90-х и стала расти в 2000-х гг. до 31 % (в 2005 г.) и 34 % (в 2008 г.) в связи с ростом сумм финансовой помощи внебюджетным фондам, в частности, ПФР. Так, в сумме межбюджетных трансфертов в 2008 г. 20 % из 34 % приходится на трансферты внебюджетным фондам. Поданным Росстата за 2010 год среди расходов Федерального бюджета наибольший удельный вес 40,88 % занимают межбюджетные трансферты, в том числе внебюджетным фондам 27,26 %. Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы составляет 8,78 %, из них на обслуживание государственного и муниципального долга 1,93 %, на национальную оборону 12,62 %, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 10,73 %. Удельный вес расходов на национальную экономику составляет 12,09 %, на финансирование социально-культурных мероприятий 12,46 %. По отчёту за 2012 год удельный вес расходов на общегосударственные вопросы составляет 6,28 %, из них на обслуживание государственного и муниципального долга 2,48 %, на национальную оборону 14,1 %, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 14,3 %. Удельный вес расходов на национальную экономику составляет 15,27 %, на финансирование социально-культурных мероприятий 41,03 %.
Абсолютные суммы доходов и расходов федерального бюджета за последние десятилетия имели тенденцию к росту. Однако, как правило, фактическое исполнение бюджета по многим статьям отставало от утвержденных законом показателей. Лишь в конце 90-х суммы доходов и расходов федерального бюджета стали превышать величины, установленные законом. Однако, по некоторым статьям доходов (а особенно по расходным статьям) план не был выполнен. Так, например, в 1999 г. фактический объем поступивших в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, составил 58,6 % от утвержденного. Не полностью были профинансированы расходы на сельское хозяйство и рыболовство, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации и другие статьи. В 2000г. недофинансирование было по таким статьям, как «судебная власть», «международная деятельность», «национальная оборона», «сельское хозяйство и рыболовство» и по некоторым другим. Более подробно информация об исполнении федерального бюджета за 1999-2000 гг. представлена в приложении 3. В 2003 г. расходы федерального бюджета профинансированы на 97,5 % от установленных на год (с учётом внесённых изменений в закон о федеральном бюджете на 2003 год).[158]
Состав и структура расходов федерального бюджета 2004 г. представлены в таблице 36.
Таблица 36
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|