|
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
| Дети с за- держкой пси- х и ч е с к о г о развития
| 1) снижение работоспо- собности;
2) повышенная истощае- мость;
3) неустойчивость вни- мания;
4) более низкий уровень развития восприятия;
5) недостаточная продук- тивность произвольной памяти;
6) отставание в развитии всех форм мышления;
7) дефекты звукопроиз- ношения;
8) своеобразное поведе- ние;
9) бедный словарный запас;
10) низкий навык само- контроля;
11) незрелость эмоцио- нально-волевой сферы;
12) ограниченный запас общих сведений и пред- ставлений;
13) слабая техника чте- ния;
14) неудовлетворитель- ный навык каллигра- фии;
15) трудности в счёте через 10, решении задач
| 1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной програм- мы реальным познавательным возможностям ребёнка, уров- ню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленно- сти, то есть уже усвоенным зна- ниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной дея- тельности (умение осознавать учебные задачи, ориентиро- ваться в условиях, осмысли- вать информацию).
3. Сотрудничество с взрослы- ми, оказание педагогом необ- ходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозирован- ная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувстви- тельности к помощи, способно- сти воспринимать и принимать помощь.
6. Малая наполняемость клас- са (10–12 человек).
7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
8. Организация классов кор- рекционно-развивающего обу- чения в стенах массовой школы.
9. Специально подготовленный в области коррекционной педа- гогики (специальной педагоги- ки и коррекционной психоло- гии) специалист – учитель, способный создать в классе осо- бую доброжелательную, дове- рительную атмосферу.
10. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
11. Безусловная личная под- держка ученика учителями школы.
12. Взаимодействие и взаимопо- мощь детей в процессе учебной деятельности
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
| Дети с лёг- кой степенью у м с т в е н н о й отсталости, в том числе с проявления- ми аутизма (по желанию родителей и в силу дру- гих обстоя- т е л ь с т в могут учить- ся в общеоб- разователь - ной школе)
| Характерно недоразви- тие
1) познавательных инте- ресов: они меньше испы- тывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;
2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон психической деятельно- сти;
3) моторики;
4) уровня мотивиро- ванности и потреб- ностей;
5) всех компонентов уст- ной речи, касающихся фонетико-фонематичес- кой и лексико-грам- матической сторон; воз- можны все виды речевых нарушений;
6) мыслительных про- цессов, мышления – мед- ленно формируются обобщающие понятия; не формируется словес- но-логическое и аб- страктное мышление; медленно развивается словарный и граммати- ческий строй речи;
7) всех видов продуктив- ной деятельности;
8) эмоционально-волевой сферы;
9) восприятии, памяти, внимания
| 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспи- тания, обучения и коррекция их недостатков.
2. Формирование правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подго- товка к посильным видам труда.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы.
5. Комплексный характер кор- рекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психоло- га, педагога и родителей).
6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстанов- ки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфор- та).
7. Использование метода отвле- чения, позволяющего снизить интерес к аффективным фор- мам поведения.
8. Поддержание всех контак- тов (в рамках интереса и актив- ности самого ребёнка).
9. Стимулирование произволь- ной психической активности, положительных эмоций.
10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.
11. Применение различных методов, способствующих раз- витию мелкой моторики и про- извольных движений (ритми- ка, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки).
|
| Дети с откло- нениями в психической сфере (состо- ящие на учё- те у психо- н е в р о л о г а , п с и х и а т р а , п с и х о п а т о - лога и др.)
| 1) повышенная раздра- жительность;
2) двигательная растор- моженность в сочетании со сниженной работоспо- собностью;
3) проявление отклоне- ний в характере во всех жизненных ситуациях;
4) социальная дезадапта- ция
Проявления невропатии у детей:
| 1. Продолжительность коррек- ционных занятий с одним уче- ником или группой не должна превышать 20 минут.
2. В группу можно объединять по 3–4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвое- нии школьной программы или со сходными затруднениями в учебной деятельности.
3. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекцион- ных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной труд- ности, но быть доступным.
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
|
| 1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлени- ям аффекта, эмоциональ- ным расстройствам и бес- покойствам;
2) нервная ослабленность в виде общей невыносли- вости, быстрой утомляе- мости при повышенной н е р в н о - п с и х и ч е с к о й нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;
3) нарушение сна, умень- шенная потребность в дневном сне;
4) вегетососудистая дис- тония (головные боли, ложный круп, бронхи- альная астма, повышен- ная потливость, озноб, сердцебиение);
5) соматическая осла- бленность (ОРЗ, тонзил- литы, бронхиты и т.п.)
6) диатезы;
7) психомоторные, кон- ституционально обуслов- ленные нарушения (эну- рез, тики, заикания и др.)
| 4. Увеличение трудности зада- ния пропорционально возрас- тающим возможностям ребён- ка.
5. Создание ситуации достиже- ния успеха на индивидуально- групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке.
6. Использование системы условной качественно-коли- чественной оценки достиже- ний ребёнка
|
| Дети с нару- шениями ре- чи
| 1) речевое развитие не соответствует возрасту говорящего;
2) речевые ошибки не являются диалектизма- ми, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3) нарушения речи свя- заны с отклонениями в функционировании пси- хофизиологических ме- ханизмов речи;
4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исче- зают, а закрепляются;
5) речевое развитие тре- бует определённого лого- педического воздей- ствия;
6) нарушения речи ока- зывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка
| 1. Обязательная работа с лого- педом.
2. Создание и поддержка раз- вивающего речевого простран- ства.
3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (рассла- бление речевого аппарата).
4. Пополнение активного и пас- сивного словарного запаса.
5. Сотрудничество с родителя- ми ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).
6. Корректировка и закрепле- ние навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочета- ний, предложений, коротких текстов).
7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению.
8. Стимулирование активности ребёнка в исправлении рече- вых ошибок
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
| Дети с нару- шением слу- ха (слабо- слышащие и позднооглох- шие дети)
| 1) нарушение звукопро- изношения (или отсут- ствие речи);
2) ребёнок не может само- стоятельно учиться гово- рить;
3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обра- щённую к нему речь;
4) ребёнок воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за дви- жениями губ говорящего и «считывает» его речь);
5) возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой как все и как след- ствие – нарушение пове- дения, общения, психи- ческого развития;
6) пассивный и активный словарный запас по объё- му совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то, о чём он может ска- зать);
7) характерны наруше- ния звуко-буквенного состава слов;
8) трудности в освоении учебной программы;
9) ребёнок нуждается в дополнительной коррек- ционной помощи, под- борке индивидуального слухового аппарата
| 1. Стимулирование к общению и содержательной коммуника- ции с окружающим миром.
2. Правильная позиция педаго- га: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; ста- раться контролировать пони- мание ребёнком заданий и инструкций до их выполне- ния;
3. Правильная позиция учени- ка (поставить ребёнка с нару- шенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (спра- ва от него).
4. Помощь ребёнку в освоении в коллективе слышащих детей (постараться подружить его со сверстниками).
5. Избегание гиперопеки: не помогать там, где ребёнок может и должен справиться сам.
6. Развитие слухового внима- ния: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говоря- щего, для этого его необходимо контролировать, например:
«Повтори, что я сказала»,
«Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуй- ста» и т.п.
7. Активное включение ребён- ка с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия).
8. Требование от ребёнка повто- рять вслух задания, предло- женные в устной форме, или заданные вопросы.
9. Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятель- ность непосредственно на уроке, специально организовы- вая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможно- сти ученика).
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
|
|
| 10. Корректировка и закрепле- ние навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочета- ний, предложений, коротких текстов).
11. Учёт конкретных ошибок, допускаемых ребёнком при письме, использование соот- ветствующих заданий с приме- нением словаря (письменная
«зарядка»).
12. Поддержка при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и дру- гих видах работы.
13. Расширение словарного запаса слабослышащего ребён- ка; пояснение слов и словосо- четаний, несущих дополни- тельную, например математи- ческую нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на..., меньше на... и др.).
14. Обязательное сотрудниче- ство с сурдопедагогом (логопе- дом) и родителями ребёнка.
|
| Дети с нару- ш е н и я м и зрения (сла- б о в и д я щ и е дети)
| 1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, рит- мов, интервалов);
2) развитие психики имеет свои специфиче- ские особенности;
3) процесс формирования движений задержан;
4) затруднена оценка пространственных при- знаков (местоположение, направление, расстоя- ние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве);
5) тенденция к повышен- ному развитию памяти (проявляется субъектив- но и объективно);
6) своеобразие внимания (слуховое концентриро- ванное внимание);
7) обострённое осяза- ние – следствие иного, чем у зрячих использова- ния руки (палец никогда
| 1. Обеспечение дифференциро- ванного и специализированно- го подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зритель- ной системы ученика).
2. Наличие технических средств и оборудования, обе- спечивающих процесс обуче- ния и воспитания.
3. Наличие методического обе- спечения, включающего спе- циальные дидактические посо- бия, рассчитанные на осяза- тельное или на зрительно- осязательное восприятие сле- пого и слабовидящего; специ- альные учебники, книги, рельефно-графические пособия по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.
4. Выделение ребёнку специ- ального шкафчика для хране- ния этих приспособлений.
5. Правильная позиция учени- ка (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ря-
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
|
| не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой);
8) особенности эмоцио- нально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабо- сти, противоречивость эмоций, неадекватность воли;
9) индивидуальные осо- бенности работоспособно- сти, утомляемости, ско- рости усвоения информа- ции (зависит от характера поражения зрения, лич- ных особенностей, степе- ни дефекта), отсюда огра- ничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности;
10) обеднённость опыта детей и отсутствие за сло- вом конкретных пред- ставлений, так как зна- комство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное;
11) особенности обще- ния: многие дети не умеют общаться в диало- ге, так как они не слуша- ют собеседника;
12) низкий темп чтения и письма;
13) быстрый счёт, знание больших по объёму сти- хов, умение петь, наход- чивы в викторинах;
14) страх, вызванный неизвестным и не познан- ным в мире зрячих (нуж- даются в специальной ори- ентировке и знакомстве).
| ду, при опоре на осязание и слух – за любой партой).
6. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещён- ность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобояз- нью, установить светозатемни- тели, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать
15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для уче- ников с глубоким нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхно- сти должно быть не менее
30 см; работать с опорой на ося- зание или слух.
7. При работе с опорой на зре- ние записи на доске должны быть насыщенными и кон- трастными, буквы крупными, в некоторых случаях они долж- ны дублироваться раздаточным материалом.
8. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педаго- гического руководства поведе- нием не только ребёнка с нару- шением зрения, но и всех окру- жающих людей, включая педа- гогов разного профиля.
9. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями
|
| Дети с нару- ш е н и е м опорно-дви- г а т е л ь н о г о а п п а р а т а (способные к самостоя - т е л ь н о м у передвиже - нию и само- обслужива - н и ю , с с о х р а н н ы м интеллектом)
| У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, наруше- ние или утрата двигатель- ных функций). Основную массу среди них состав- ляют дети с церебраль- ным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и рече- выми нарушениями, поэ- тому большинство из них
| 1. Коррекционная направлен- ность всего процесса обучения.
2. Возможная психолого- педагогическая социализация.
3. Посильная трудовая реаби- литация.
4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие лично- сти ребёнка.
5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
|
| нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого- педагогической и логопе- дической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обу- чения и последующей трудовой деятельности
| 6. Раннее начало онтогенетиче- ски последовательного воздей- ствия, опирающегося на сохранные функции.
7. Организация работы в рам- ках ведущей деятельности.
8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
9. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружени- ем ребёнка
|
| Дети с нару- шением пове- дения, с эмо- ционально- в о л е в ы м и расстройства- ми, с ошибка- ми воспита- ния (дети с девиантным и деликвент- ным поведе- ние, со- ц и а л ь н о - запущенные, из социально- неблагопо- л у ч н ы х семей)
| 1) наличие отклоняюще- гося от нормы поведе- ния;
2) имеющиеся наруше- ния поведения трудно исправляются и корри- гируются;
3) частая смена состоя- ния, эмоций;
4) слабое развитие силы воли;
5) дети особенно нужда- ются в индивидуальном подходе со стороны взрос- лых и внимании коллек- тива сверстников
| 1. Осуществление ежедневно- го, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирова- ние у детей самостоятельности, дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрос- лого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскор- блять ребёнка, добиваться его доверия).
3. Взаимосотрудничество учи- теля и родителей в процессе обучения (следить, не образо- вался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изу- чению нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).
4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).
6. Своевременное определение характера нарушений у ребён- ка, поиск эффективных путей помощи.
7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).
8. Ритмичный повтор опреде- лённых действий, что приво- дит к закреплению условно- рефлекторной связи и форми- рованию желательного стерео- типа.
9. Заполнение всего свободного времени заранее спланирован- ными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организо- вывать своё свободное время), планирование дня поминутно.
|
№
| Особенностьребёнка(диагноз)
| Характерныеособенности развития детей
| Рекомендуемые условия обучения
и воспитания
|
|
|
| 10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.
11. Чёткие и короткие инструк- ции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных меро- приятий).
12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких детей интеллектуально- го труда его необходимо чере- довать с трудовой или художе- ственной деятельностью).
13. Общественно значимый
характер деятельности,, кото- рая должна занимать большую
часть времени. Созидательный труд позволяет снизить при- страстие этих детей к разруше- нию.
14. Объединение детей в груп- пы и коллектив
|
Планируемые результаты
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной програм- мы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможно- стях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обуче- ния;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и её временно- пространственной организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответ- ствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Таблица 4
Жизненно значимые компетенции
| Требования к результатам
| Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и огра- ничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности всту- пать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровожде- ния и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуж- дах и правах в организации обучения
| Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адап- тивными средствами в разных ситуа- циях.
Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определе- ний.
Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, уме- ние объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
| Овладение социально-бытовыми уме- ниями, используемыми в повседнев- ной жизни
| Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи дру- гим людям в быту.
Овладение навыками самообслужива- ния дома и в школе.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких- то областях домашней жизни. Представления об устройстве школь- ной жизни.
Умение ориентироваться в простран- стве школы, в расписании занятий. Готовность попросить о помощи в слу- чае затруднений.
Готовность включаться в разнообраз- ные повседневные школьные и домаш- ние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.
Стремление порадовать близких. Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника
| Овладение навыками коммуникации
| Умение решать актуальные жизнен- ные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вер- бальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намере- ния, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
|
Жизненно значимые компетенции
| Требования к результатам
|
| Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочув- ствие и т.д.
Умение получать и уточнять инфор- мацию от собеседника.
Освоение культурных форм выраже- ния своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в кото- рых ребёнок может использовать ком- муникацию как средство достижения цели.
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим челове- ком.
Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
Умение делиться своими воспомина- ниями, впечатлениями и планами с другими людьми
| Дифференциация и осмысление карти- ны мира и её временно-про- странственной организации
| Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/ безопасности и для себя, и для окру- жающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за преде- лами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной резуль- тативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путеше- ствий.
Умение накапливать личные впечатле- ния, связанные с явлениями окружа- ющего мира, упорядочивать их во вре- мени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собст- венной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому понима- нию.
Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада соб- ственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. Прогресс в развитии любознательно- сти, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрос- лым исследовательскую деятель- ность
|
Жизненно значимые компетенции
| Требования к результатам
| Осмысление своего социального окру- жения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социаль- ных ролей
| Умение адекватно использовать при- нятые в окружении ребёнка социаль- ные ритуалы.
Умение корректно выразить свои чув- ства, отказ, недовольство, благодар- ность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми раз- ного статуса.
Умение проявлять инициативу, кор- ректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благо- дарным за проявление внимания и ока- зание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Расширение круга освоенных социаль- ных контактов
|
Содержание мониторинга динамики развития детей
Критерии и показатели динамики развития детей с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для детей с ОВЗ.
Таблица 5
Критерии
и показатели
| Уровни (отмечаются индивидуально для каждого учащегося)
| Видимыеизменения(высокий уровень)
| Изменениянезначитель-ные (средний уровень)
| Измененияне произо- шли (низкий уровень)
| Дифференциация и осмысление картины мира:
• интересуется окружающим миром природы, культуры, заме- чает новое, задаёт вопросы
• включается в совместную со взрослым исследовательскую дея- тельность
• адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопас- ности и для себя, и для окружа- ющих
• использует вещи в соответствии с их функциями, принятым поряд- ком и характером данной ситуа- ции
|
|
|
| Овладение навыками коммуника- ции:
• реагирует на обращённую речь и просьбы
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|