|
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Современные особенности развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.
Основными принципами программы духовно- нравственного развития и воспитания являются:
- принцип социальной активности;
- принцип социального творчества;
- принцип мотивированности;
- принцип единства образовательной среды( единая система внутришкольного и внешкольного
воспитания и образования );
- принцип субъектности;
- системно- деятельностный подход;
- принцип опоры на традиции;
- принцип интеграции с социально- культурным пространством;
- принцип ориентации на идеал;
- принцип персонификации (Учитель и родители подают ребенку пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример- персонифицированная ценность.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и общественных организаций).
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Программа объединяет все виды деятельности учащихся (урочную, внеурочную, внешкольную), в которых можно решать задачи их воспитания.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3) Внешкольная деятельность– начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего микрорайона, города).
Направле
ния работы
| Содержание
| Урочная деятельность
| Внеурочная деятельность
| Внешкольная деятельность
| ДО Воспитание нравственных чувств и этического сознания
| получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей);
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение
распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.).
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
| Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий:
– беседы и классные часы по темам о добре и зле, долге и совести, милосердии и справедливости;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, выставки поделок, игрушек);
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
– туристические походы;
-смотры строя и песни;
Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища;
| Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для ветеранов войны и труда;
- встречи с ветеранами войны и труда
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
| получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации;
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; Знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества;
получение первоначального опыта межкультурной
коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах
Окружающий мир– «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Государственные символы», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
| Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антиобщественных поступков:
– беседы и классные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?»
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;
– экскурсии по родному краю;
– коллективно-творческие дела ;
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
- Ведение курса «Краеведения»;
-участие в проектах;
| Участие в организации национально-культурных праздников: «Масленица», «Рождество»
Участие в детско-взрослых социальных проектах: «Моя школа – без мусора».
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
| формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда, и значении творчества в жизни человека и общества;
знакомство с различными видами труда и представителями разных профессий;
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
| Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов;
-занятие народными промыслами на уроках «Технологии»;
Получение трудового опыта в процессе учебной работы
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике..
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
| Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий:
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира
– коллективно-творческие дела по подготовке праздников «Золотая осень», «Мастерская Деда Мороза»;
– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных»
| Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;
– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе;
– отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор»
| Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
| приобретение знаний о здоровье, и способах укрепления здоровья;
представление о режиме дня , санитарно- гигиенических нормах труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей
Физкультура, Акробатика, Подвижные игры народов России (учебные курсы) – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.
Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:
– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и учебных курсах.
– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
| Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий
– спортивные праздники «Дни Здоровья», подвижные игры на переменах;
– занятия в спортивных секциях;
– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
– классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»;
Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).
| Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
– составление и соблюдение режима дня ;
– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
| ПР Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
| усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги.
| Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий:
экскурсии по окружающей местности, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края
– классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?»
– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
-ведение курса «Краеведения»;
- проектная деятельность
| Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;
– участие в посильных экологических акциях: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц сбор макулатуры
– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции) на тему «Бережное отношение к природе»
| КР
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах иценностях (эстетическое воспитание):
| Получение элементарных представлений об эстетических иделах и художественных ценностях культуры России, культуры народов России;
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
| Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ, разучивание стихотворений
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
| Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:
– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Что такое некрасивый поступок?», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
– занятия в творческих кружках («Театральный», «ХОР». Изостудия)– опыт самореализации в художественном творчестве;
– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Риторика– красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо,неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир челове«Спортивные бальные танцы» – красота сценического действия;
-проектная деятельность
| Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
– участие в художественном оформлении класса, школы
– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
| | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|