Норматив
ный
показатель
| Класс
| Уровни сформированности
| Диагностика
(Психолог)
| Диагностика
(учитель)
|
Высокий
| Средний
| Низкий
|
Мировоззрение, ценности, отношения
|
| - пробует формировать «образ мира» руководствуясь нравственными требованиями,
- признает ценности окружающих,
- способен справиться со своим эмоциональным состоянием,
- наличие у ребенка познавательного интереса, любознательности
Рекомендации психолога:
- наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика;
- развивать представления об «образе мира» через проектную и исследовательскую деятельность;
- информировать о системе формирования ценностей человека.
| - единичные попытки формирования
«Образа мира»,
- познавательный интерес и любознательность нестабильны и зависят от ситуации
Рекомендации психолога:
- организовать наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика;
- деятельность по поддержанию
интереса к формированию образа мира (исследование, диалог);
- построение учебного процесса с акцентом на формировании
ценностных установок детей.
| -частичные представления об «образе мира»,
- познавательный интерес и любознательность ограничивается деятельностью по удовольствию.
Рекомендации психолога:
- организовать наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика
-развивать представления об «образе мира» через учебную деятельность.
- построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей.
| Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)
Анализ
полученных
результатов,
написание
рекомендаций,
индивидуальное консультирование
при проблеме.
«Неоконченные предложения»
|
«Образ мира»
Включенное наблюдение
|
| - признает ценности окружающих и ориентируется на их потребности;
- появляется устойчивый интерес к когнитивно - смысловой деятельности;
- имеет богатую (с учетом возраста) лексику;
- обладает креативной коммуникацией.
Рекомендации психолога:
- эффективно проблемное обучение;
- предоставить задания позволяющие реализовать их творческие способности;
- разнообразить содержание их деятельности.
| - слабая рефлексивная способность;
- ситуативное поведение;
- преобладание стереотипной лексики в общении.
Рекомендации психолога:
- предоставить задания, позволяющие реализовать их творческие способности;
- эффективны задания, направленные на оценку своих поступков.
| - слабая рефлексивная способность;
- несамостоятельность;
- обедненная лексика и коммуникация;
- часто бывают робкими и беспомощными.
Рекомендации психолога:
- деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии);
- пополнить словарный запас;
- организовать процесс общения, как процесс познания и обучения.
|
| - появляется готовность адекватно отстаивать свои ценности;
- готов прийти на помощь и проявляет в этом инициативу;
- самостоятельно расширяет кругозор с опорой на духовные ценности;
- сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания.
Рекомендации психолога:
- задания, направленные на актуализацию у ученика нравственных чувств и переживаний;
- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения.
| - ценностно-ответные возможности учеников ограничены;
- ситуативное принятие решений;
- частично сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания.
Рекомендации психолога:
- предоставить возможность соотносить свои действия с моральным эталоном;
- включать в урок аналитическую деятельность (от анализа текста до анализа событий и явлений).
| - стереотипность действий;
- проявление инертности;
- в незнакомой ситуации чувствуют себя неуверенно;
- не сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания.
Рекомендации психолога:
- повышение активности школьников во всех сферах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- предоставить возможность для развития активности школьников.
| Наблюдение
|
| -ребенок активно использует исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность;
- формируется позитивное, творчески осмысленное рефлексивное отношение к себе и миру;
- появляется удовлетворенность своим статусом взрослеющего человека, который много умеет и может;
- умеет соотносить собственные желания и интересы с желаниями и интересами других.
Рекомендации психолога:
- создать ребенку условия для возможности действовать самостоятельно и ответственно;
- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения;
- предоставить возможность для творческой реализации детей.
| -ребенок частично использует познание-исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность;
- избирательное проявление интересов, предпочтений, отношений;
- избирательность выбора учебных и трудовых заданий;
- соотносит собственные потребности с потребностями и интересами другого на основе «выгоды».
Рекомендации психолога:
- деятельность по осмыслению собственного жизненного опыта;
- создание условий для развития умений ребенка и наполнение их нравственным содержанием;
- формирование позитивного рефлексивного отношения к себе и миру через исследование, диалоги-сравнения.
| -ребенок не использует познание-исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность;
- ограниченность интересов детей в ситуации быта и повседневного опыта общения;
- испытывают трудности в общении.
Рекомендации психолога:
- обучить техникам эффективного общения на основе нравственно-духовных ценностей;
- расширение познавательного интереса.
|
Побуждения и мотивы
|
| - сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть);
- мотивирован на учебную деятельность.
Рекомендации психолога:
- создать условия и факторы для формирования потребности к духовно-нравственному совершенствованию;
- поддержать и закрепить приобретенные качества через игровые методы.
| - частично сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть);
- частично мотивирован на учебную деятельность.
Рекомендации психолога:
- организовать деятельность по формированию послушания;
- научить учеников получать радость от безвозмездного труда.
| - побуждения к учебной деятельности отсутствуют;
- не сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть);
Рекомендации психолога:
- пробудить желание учиться через трудовую деятельность;
- использование метода ролевой игры для коррекции мотивационно- потребностной сферы.
| Методики:
«Неоконченные предложения»,
«Выбор»
Анализ полученных результатов, написание рекомендаций, индивидуальное консультирование при проблеме.
| Продукты творчества (эссе, сочинения на исследование побуждений и мотивов)
|
| - сформировано соответствие взглядов и убеждений ученика нормам, правилам и требованиям общества.
Рекомендации психолога:
- организовать совместную деятельность по типу диалога, дискуссии;
- организовать деятельность по формированию смыслообразующих мотивов нравственного поведения через моделирование ситуаций, эвристические беседы и т.д.
| - частично сформировано соответствие взглядов и убеждений ученика нормам, правилам и требованиям общества.
Рекомендации психолога:
- научить учеников получать радость от дарения;
- научить учеников презентовать себя через свою умелость через моделирование ситуаций.
| - предпочтение деятельности по удовольствию;
- взгляды и убеждения ученика не соответствуют нормам, правилам и требованиям общества.
Рекомендации психолога:
- организовать работу по исследованию отдельных явлений через игры, загадки;
- научить ребенка чувствовать и сопереживать.
|
| - любопытен, интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков;
- расширяет пространство познания;
- открыт новому;
- мотивирован на общение с миром.
Рекомендации психолога:
- организовать совместную деятельность по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими.
| - проявляет любопытство лишь в определенных ситуациях, периодически интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков;
- частично открыт новому;
- частично мотивирован на общение с миром.
Рекомендации психолога:
- научить учеников получать радость от заботы о другом;
- поощрять инициативу ребенка поступать нравственно;
-обеспечить раскрытие, распознавание и словесное обозначение нравственных поступков.
| - не готов действовать самостоятельно и ответственно;
- не может использовать собственный опыт и достижения для саморазвития.
Рекомендации психолога:
- взаимодействовать с ребенком на основе нравственных принципов;
- организовать обратную связь в виде одобрений;
- обеспечить раскрытие, распознавание нравственных поступков.
|
| - способность определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений;
- мотивирован на цель.
Рекомендации психолога:
- организовать совместную деятельность по типу вероятностного анализа и проб нового поведения.
| - частично способен определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений;
- частично мотивирован на цель.
Рекомендации психолога:
- создать условия для творческого созидания;
- создать условия для рефлексии результатов.
| - эгоцентричны, ориентированы на себя и свои потребности,
Рекомендации психолога:
- использование игровых методов для коррекции мотивационной сферы.
|
Эмоционально-волевая регуляция
|
| - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду;
- ребенок ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений.
Рекомендации психолога:
- организовать пространство по обретению опыта размышления над событиями и вещами через активное взаимодействие с учителем.
| - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду;
- ребенок частично ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений.
Рекомендации психолога:
- создание условий для развития чуткости и осведомленности ребенка через диалоги, эвристические беседы и игровую деятельность.
| - частично сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду;
-ребенок не ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений.
Рекомендации психолога:
- развивать чуткость, осведомленность ребенка через игровую деятельность;
-использование загадок-притч.
| Тест «Круг воли»
Анализ полученных результатов, написание рекомендаций, индивидуальное консультирование при проблеме.
| Рисунок семьи
|
| - сформировано послушание, как важное качество личности;
- сформирован регулятивный принцип оценки поведения.
Рекомендации психолога:
- организовать пространство по обретению опыта размышления и проникновения в глубь вещей, событий и явлений;
- поддерживать и развивать активность ребенка без необходимости конкуренции за внимание взрослого.
| - частично сформировано послушание, как важное качество личности;
- частично сформирован регулятивный принцип оценки поведения.
Рекомендации психолога:
- организовать совместную деятельность по типу драматизации;
- учитель упорядочивает одновременное взаимодействие многих детей.
| - послушание вызывает протестные реакции;
- поведение не регулируется волевыми усилиями и зависит от ситуации.
Рекомендации психолога:
- развить наблюдательность внимательность;
- развить осмысленность;
- учитель демонстрирует образцы одобряемого поведения.
|
| - сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения;
Рекомендации психолога:
- организовать пространство по обретению опыта созерцания вещей, событий и явлений;
- организовать совместную деятельность по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими;
- эмоциональное состояние зависит от того опыта, который приобретается вне дома.
| - частично сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения.
Рекомендации психолога:
- нравственные уроки с элементами игры;
-создать условия для совершенствования волевых действий.
| - не сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения.
Рекомендации психолога:
- мероприятия по уменьшению уровня тревожности и беспокойства;
- создать совместно с детьми перечень правил, позволяющих справится с негативными эмоциями и поведением;
-использование интерпретации загадок-притч.
|
| - сформирована волевая регуляция активности – совладание с импульсивным поведением и целенаправленность действий по самоизменению на качественно новом уровне;
- сформированы основы нравственного поведения (ответственность, жизненная устойчивость, служение);
- поступки регулируются нравственными чувствами, такими как милосердие, любовь, вера;
- школьники владеют своим поведением и способны справиться со своим эмоциональным состоянием;
- ребенок в своей жизни опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния на основе оценки, анализа и сравнения всего познанного им.
Рекомендации психолога:
- организовать совместную исследовательско--проектную деятельность по типу творческих работ;
- разработать инструктивные задания по перенесению опыта урока в реальную жизнь.
| - частично сформирована волевая регуляция активности – совладание с импульсивным поведением и целенаправленность действий по самоизменению на качественно новом уровне;
-частично сформированы основы нравственного поведения (ответственность, жизненная устойчивость, служение);
- поступки частично регулируются нравственными чувствами, такими как милосердие, любовь, вера;
- ребенок в своей жизни частично опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния на основе оценки, анализа и сравнения всего познанного им.
Рекомендации психолога:
- развивать ответственное взаимодействие ученика;
- организовывать проблемные пресс-конференции.
| - не сформирована волевая регуляция активности;
– не может совладать со своим импульсивным поведением;
- поведение ситуативное, управляемое эмоциями и чувствами;
- с трудом удается согласовывать свои действия и действиями других детей;
- периодически агрессивно реагируют на нарушение границ их привычных состояний;
- ребенок в своей жизни не опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния.
Рекомендации психолога:
- развивать ответственное взаимодействие ученика;
- создать условия по регуляции агрессивно-обвинительного поведения.
.
|