Сделай Сам Свою Работу на 5

Знаний, а в правильном применении их во благо.





А.Ф.Романова

Программа «ДОМ» (дети, отец, мать) даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.



Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом денной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Программа – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Проблемный анализ. Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить, использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, монахов Глинской пустыни и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и традиционной культурой.



Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- эстетическое развитие детей;



- сотрудничество семьи и школы;

- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ДОМ» является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. .Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно-творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным;

Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:

* Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

* Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

* Формирование стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

* Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

* Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы программы:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствующее действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Этапы реализации проекта

этап задачи Основные направления деятельности Ожидаемый результат
1. 2. 3. 4. 5. Предвари-тельный (организац.) (1 месяц) Начальный (формиру- ющий) (1 месяц) Основной (практическ.) (до 2,5 лет) Аналитический (до 5 месяцев) Итоговый (до 6 месяцев)   -определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации программы; - определение ответственных, исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта; - организация мониторинга; - методическое обеспечение проекта. Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта; - подготовка и выпуск презентационных материалов, посвященных реализации проекта; - осуществление промежуточного контроля,экспертиза проведения отдельных мероприятий проекта. - реализация программы основного этапа работы; - анализ достигнутых результатов и определение перспектив; - обобщение и описание хода и результатов работы по проекту. - анализ проделанной работы по реализации проекта; - формирование банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. -мониторинг влияния реализации проекта на духовно-нравственное развитие обучающихся; - подведение итогов и результатов, формулирование опыта; - определение группы участников реализации проекта. Формирование информационного банка данных; - выделение основных этапов направлений работы; - подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей участников проекта; - проведение общешкольного родительского собрания; - диагностика знаний о духовно-нравственных ценностях; - анализ учебных программ, планов, составление уроков с уч1том внеклассных занятий; - пополнение учебно-методических ресурсов для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Будут определены группы участников реализации проекта, определены их функциональные обязанности. - организация работы по внедрению проекта; - методическая работа с педагогами по комплексному использованию проекта; - организационно-разъяснительная работа с уч-ся и их родителями; - проведение учебно-методических семинаров-практикумов с родителями; - диагностикарезультатов работы. Выходнойконтроль воспитанности обучающихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников деятельности; - изучение семей, их традиций, взаимоотношений; - коррекция. Регулирование, направление деятельности. - Учёба и самообразование участников проекта; - реализация проекта по блокам. Описание и обобщение опыта инновационной деятельности; - регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта; - проведение консультаций, конференций по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в начальной школе. - обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами; - итоговый анализ инновационной деятельности, подготовка методических рекомендаций и их последующая апробация . - подведение итогов педагогической деятельности по реализации проекта; - оформление и описание опыта работы над проектом; - изучение общественного мнения участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации проекта и о дальнейшей работе по нему; - презентация опыта и результатов инновационной деятельности в школе, районе. С учётом диагностических данных будут использованы учебные программы, тематические планы и планы учебно-воспитательной работы, ориентированные на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. На основе диагностических данных будут созданы новые и скорректированы апробированные методические материалы для реализации воспитательной модели. Начальная школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом. Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуально-творческий потенциал, сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация. Снизится уровень агрессивности, заболеваемости. Будет осуществлён анализ результатов инновационной деятельности в промежуточных этапах. - будет проведён анализ педагогической деятельности в рамках проекта, подготовлены аналитические материалы по итогам реализации проекта, сформирован банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. - подготовка методических материалов по результатам инновационной деятельности; - будут подготовлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию, описан опыт работы и создана новая модель работы по формированию и развитию духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся имеют представления:

- о семейных традициях;

- об особенностях семейных отношений;

- духовных и нравственных ценностях;

- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- умеют беречь и поддерживать красоту;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

- стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

-сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу. Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Учебно-тематический план

Продолжи- тельность Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Класс
1 час 2 раза 2 часа 66 часов 1 класс
1 час 2 раза 2 часа 66 часов 2 класс
2 часа 2 раза 4 часа 136 часов 3 класс
2 часа 2 раза 4 часа 136 часов 4 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование блока Задачи Формы работы
1. Давайте познакомимся! Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях. Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. -Тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы.
2. Как прекрасен этот мир. Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; - воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; - формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии . - чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме; - этические беседы; - совместные экскурсии, - часы общения; - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - семейные посиделки.
3. Берегите людей. - Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; - воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; - расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; - повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям; - организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; - знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа -беседы; - часы общения; - классные часы; - семейные праздники; - посиделки; - походы; - дни именин и дни рождения; - совместные выставки; - творческие встречи; - индивидуальные консультации; - дни открытых дверей; - практикум для родителей и т.д.
4. Здоровый образ жизни. - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; - профилактика вредных привычек; На примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. - совместные прогулки; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - беседы-практикумы; - походы; - эстафеты; - турниры; - акции; - встречи; - Дни здоровья и т.д.
5. Учёба и труд рядом идут. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; - воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; - формирование единства знания и духовности, направленного на благо человека, Отечества. - организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки и др.
6. Я – россиянин. - воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; - знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; - развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям; - поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. - экскурсии в храмы монастыри, музеи; - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; - встречи с ветеранами войн; -уроки мужества; - этические беседы; - встречи с семьями; - линейки, классные часы; - КТД; - конкурсы, сочинения; - обсуждение фильмов и т.д.

Тематическое планирование кружка «ДОМ» - 1 класс.

Дата Тема занятия кружка
  Вводное. Доброе слово, что ясный день.
  Ежели вы вежливы.
  Узнай себя.
  Любимый уголок родной отчизны.
  У каждого народа свои герои.
  Мы соберём большой хоровод.
  Подумай о других.
  Подари другому радость.
  Все на белом свете солнышкины дети.
  Добрым жить на белом свете веселей.
  Чего в других не любишь, того не делай сам.
  Поговорим о маме.
  Папа, мама, я – дружная семья.
  Наша семья.
  Проект «генеалогическое древо нашей семьи».
  Умеем общаться в семье.
  Подари маме дело и слово доброе.
  Семейный праздник «Будем беречь друг друга».
  В труде человек хорошеет.
  Цени доверие других.
  Общее и особенное для мальчиков и девочек.
  Поговорил бы кто со мной.
  Дружим с добрыми словами.
  Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
  Здравствуйте все.
  Отворите волшебные двери добра и доверия.
  Вглядись в себя – сравни с другим.
  Цветы, цветы – в них Родины душа.
  Тепло родного дома.
  Хорошие песни к добру ведут.
  Вот и стали добрей и умней.
  С русским задором по русским просторам.
  Итоговое. Семейный праздник «Нам вместе весело»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;
  2. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
  3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988;
  4. Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;
  5. Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский.http://pedagog.eparhia.ru/
  6. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/
  7. Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;
  8. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;
  9. Журналы «Классный руководитель»;
  10. Журналы «Завуч начальной школы».
  11. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
  12. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Журнал «Семейное чтение».
  2. Журнал «Читайка».
  3. Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок.( Авт.-сост. И.А.Панкеев,М.:Олимп, 2008).
  4. Вознесенская Ю.И. «Мои посмертные приключения», 2001.

«Путь Кассандры, или Прикл. с макаронами», 2002

«Юлиана, или Игра в киднеппинг», 2004

«Юлиана, или Опасная игра», 2005

  1. Серия книг для детей «Маленькие женщины»: все книги.
  2. Френсис Бернетт. Маленький лорд Фаунтлерой.
  3. Православная культура: Учебное пособие…1 год обучения; в 2-х книгах. Л.Л.Шевченко.-Москва:Покров, 2003-96стр.:ил.+112с.ил.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.