|
Знаний, а в правильном применении их во благо.
А.Ф.Романова
Программа «ДОМ» (дети, отец, мать) даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом денной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Программа – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Проблемный анализ. Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить, использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, монахов Глинской пустыни и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и традиционной культурой.
Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и школы;
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ДОМ» является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. .Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно-творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное.
Цели:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным;
Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи:
* Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
* Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
* Формирование стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
* Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
* Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы программы:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствующее действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Этапы реализации проекта
№
| этап
| задачи
| Основные направления деятельности
| Ожидаемый результат
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Предвари-тельный (организац.)
(1 месяц)
Начальный
(формиру-
ющий)
(1 месяц)
Основной (практическ.)
(до 2,5 лет)
Аналитический (до 5 месяцев)
Итоговый (до 6 месяцев)
| -определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации программы;
- определение ответственных, исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта;
- организация мониторинга;
- методическое обеспечение проекта.
Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта;
- подготовка и выпуск презентационных материалов, посвященных реализации проекта;
- осуществление промежуточного контроля,экспертиза проведения отдельных мероприятий проекта.
- реализация программы основного этапа работы;
- анализ достигнутых результатов и определение перспектив;
- обобщение и описание хода и результатов работы по проекту.
- анализ проделанной работы по реализации проекта;
- формирование банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
-мониторинг влияния реализации проекта на духовно-нравственное развитие обучающихся;
- подведение итогов и результатов, формулирование опыта;
| - определение группы участников реализации проекта. Формирование информационного банка данных;
- выделение основных этапов направлений работы;
- подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей участников проекта;
- проведение общешкольного родительского собрания;
- диагностика знаний о духовно-нравственных ценностях;
- анализ учебных программ, планов, составление уроков с уч1том внеклассных занятий;
- пополнение учебно-методических ресурсов для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Будут определены группы участников реализации проекта, определены их функциональные обязанности.
- организация работы по внедрению проекта;
- методическая работа с педагогами по комплексному использованию проекта;
- организационно-разъяснительная работа с уч-ся и их родителями;
- проведение учебно-методических семинаров-практикумов с родителями;
- диагностикарезультатов работы. Выходнойконтроль воспитанности обучающихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников деятельности;
- изучение семей, их традиций, взаимоотношений;
- коррекция. Регулирование, направление деятельности.
- Учёба и самообразование участников проекта;
- реализация проекта по блокам. Описание и обобщение опыта инновационной деятельности;
- регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта;
- проведение консультаций, конференций по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в начальной школе.
- обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами;
- итоговый анализ инновационной деятельности, подготовка методических рекомендаций и их последующая апробация .
- подведение итогов педагогической деятельности по реализации проекта;
- оформление и описание опыта работы над проектом;
- изучение общественного мнения участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации проекта и о дальнейшей работе по нему;
- презентация опыта и результатов инновационной деятельности в школе, районе.
| С учётом диагностических данных будут использованы учебные программы, тематические планы и планы учебно-воспитательной работы, ориентированные на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
На основе диагностических данных будут созданы новые и скорректированы апробированные методические материалы для реализации воспитательной модели. Начальная школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом.
Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуально-творческий потенциал, сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация. Снизится уровень агрессивности, заболеваемости. Будет осуществлён анализ результатов инновационной деятельности в промежуточных этапах.
- будет проведён анализ педагогической деятельности в рамках проекта, подготовлены аналитические материалы по итогам реализации проекта, сформирован банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
- подготовка методических материалов по результатам инновационной деятельности;
- будут подготовлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию, описан опыт работы и создана новая модель работы по формированию и развитию духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся.
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся имеют представления:
- о семейных традициях;
- об особенностях семейных отношений;
- духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- знакомы с историей и культурой своей страны;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
-сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу. Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Учебно-тематический план
Продолжи-
тельность
| Периодичность
в неделю
| Кол-во часов в неделю
| Кол-во часов в год
| Класс
| 1 час
| 2 раза
| 2 часа
| 66 часов
| 1 класс
| 1 час
| 2 раза
| 2 часа
| 66 часов
| 2 класс
| 2 часа
| 2 раза
| 4 часа
| 136 часов
| 3 класс
| 2 часа
| 2 раза
| 4 часа
| 136 часов
| 4 класс
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
| Наименование
блока
| Задачи
| Формы работы
| 1.
| Давайте познакомимся!
| Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях.
Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
| -Тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие работы;
-педагогические наблюдения;
-беседы.
| 2.
| Как прекрасен этот мир.
| Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .
| - чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме;
- этические беседы;
- совместные экскурсии,
- часы общения;
- творческие работы;
- проекты;
- выставки;
- семейные чтения;
- семейные посиделки.
| 3.
| Берегите людей.
| - Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
- повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
- организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;
- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа
| -беседы;
- часы общения;
- классные часы;
- семейные праздники;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие встречи;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
| 4.
| Здоровый образ жизни.
| - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- профилактика вредных привычек;
На примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
| - совместные прогулки;
- кроссы;
- спортивные соревнования;
- праздники;
- беседы-практикумы;
- походы;
- эстафеты;
- турниры;
- акции;
- встречи;
- Дни здоровья и т.д.
| 5.
| Учёба и труд рядом идут.
| Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
- формирование единства знания и духовности, направленного на благо человека, Отечества.
| - организация самообслуживания;
- беседы;
- конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- выставки и др.
| 6.
| Я – россиянин.
| - воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;
- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
| - экскурсии в храмы монастыри, музеи;
- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
- встречи с ветеранами войн;
-уроки мужества;
- этические беседы;
- встречи с семьями;
- линейки, классные часы;
- КТД;
- конкурсы, сочинения;
- обсуждение фильмов и т.д.
| Тематическое планирование кружка «ДОМ» - 1 класс.
№
| Дата
| Тема занятия кружка
|
| | Вводное. Доброе слово, что ясный день.
|
| | Ежели вы вежливы.
|
| | Узнай себя.
|
| | Любимый уголок родной отчизны.
|
| | У каждого народа свои герои.
|
| | Мы соберём большой хоровод.
|
| | Подумай о других.
|
| | Подари другому радость.
|
| | Все на белом свете солнышкины дети.
|
| | Добрым жить на белом свете веселей.
|
| | Чего в других не любишь, того не делай сам.
|
| | Поговорим о маме.
|
| | Папа, мама, я – дружная семья.
|
| | Наша семья.
|
| | Проект «генеалогическое древо нашей семьи».
|
| | Умеем общаться в семье.
|
| | Подари маме дело и слово доброе.
|
| | Семейный праздник «Будем беречь друг друга».
|
| | В труде человек хорошеет.
|
| | Цени доверие других.
|
| | Общее и особенное для мальчиков и девочек.
|
| | Поговорил бы кто со мной.
|
| | Дружим с добрыми словами.
|
| | Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
|
| | Здравствуйте все.
|
| | Отворите волшебные двери добра и доверия.
|
| | Вглядись в себя – сравни с другим.
|
| | Цветы, цветы – в них Родины душа.
|
| | Тепло родного дома.
|
| | Хорошие песни к добру ведут.
|
| | Вот и стали добрей и умней.
|
| | С русским задором по русским просторам.
|
| | Итоговое. Семейный праздник «Нам вместе весело»
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;
- Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988;
- Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;
- Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский.http://pedagog.eparhia.ru/
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/
- Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;
- Журналы «Классный руководитель»;
- Журналы «Завуч начальной школы».
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Журнал «Семейное чтение».
- Журнал «Читайка».
- Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок.( Авт.-сост. И.А.Панкеев,М.:Олимп, 2008).
- Вознесенская Ю.И. «Мои посмертные приключения», 2001.
«Путь Кассандры, или Прикл. с макаронами», 2002
«Юлиана, или Игра в киднеппинг», 2004
«Юлиана, или Опасная игра», 2005
- Серия книг для детей «Маленькие женщины»: все книги.
- Френсис Бернетт. Маленький лорд Фаунтлерой.
- Православная культура: Учебное пособие…1 год обучения; в 2-х книгах. Л.Л.Шевченко.-Москва:Покров, 2003-96стр.:ил.+112с.ил.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|