Сделай Сам Свою Работу на 5

ЦЮРИХСКОЕ «ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С ГОЛОДОМ» (1891-1892 г. г.)





 

[282] Сохранившаяся в архиве П. Аксельрода копия этого письма снята Як. Кальмансоном, который и подписал письмо в качестве секретаря кружка. Я. Кальмансон (1860- 1907 г.) вступил в революционное движение в начале 80-ых годов, в 1882 г был арестован в Киеве за пропаганду среди рабочих, в 1887 г. отправлен в «административную ссылку, в 1888 г. выехал за границу и поступил на медицинский факультет цюрихского университета. В Цюрихе, под влиянием

- 278 -

 

П. Аксельрода, примкнул к группе «Освобождение Труда» и был в конце 80-ых и в начале 90-ых годов одним из наиболее деятельных представителей учащейся молодежи, поддерживавшей группу. В 1900 г. вернулся в Россию, но на границе был арестован и вновь отправлен в административную ссылку. В 1906 г. уехал за границу, умер в Болгарии, где работал в качестве железнодорожного врача.

[283] Слова «социалисты-революционеры» употреблялись в 90-х годах не для обозначения какой-либо одной партии, а для всех партий и групп, стремящихся к социализму революционными путями.

[284] По-видимому, цитата из платформы Об-ства. Ср. «Воззвание» Комитета, помещенное ниже.

[285] Такой кружок намечался в Берне. Были надежды, что создадутся ячейки в Женеве и в некоторых университетских городах Германии. Определенных организационных связей с Россией не было, но Комитет рассчитывал на личные связи входившей в состав его молодежи.



[286] Брошюру на эту тему в это время писал Г. Плеханов («Всероссийское разорение»). Как сообщил нам П. Аксельрод, Комитет обратился с настоящим предложением к П. Лаврову не столько в виду действительного желания получить от него рукопись, сколько в видах соблюдения требований беспартийности и беспристрастия между двумя течениями, которые предполагалось объединить (социал-демократическим и народовольческим).

[287] По-видимому, группа молодых народовольцев, входившая в О-во (см. вступительные замечания), поспешила запросить П. Лаврова об его отношении к цюрихскому плану общей кампании и вообще к возможности совместных действий с социал-демократами.

Как видно из письма П. Лаврова, эта группа своему запросу придала официальный характер: это был запрос секретаря партийного комитета, обращенный к лидеру направления.



[288] Текст этого письма нам не известен. Около этого времени П. Аксельроду было показано «конфиденциально» одним из цюрихских народовольцев обширное послание П. Лаврова, заключавшее, между прочим, соображения о несвоевременности сближения народовольцев с социал-демократами. По-видимому, это и было то письмо, на которое ссылается здесь П. Лавров. Если так, то печатаемым здесь письмом, то есть предложением прочесть ответ, посланный цюрихским народовольцам, П. Лавров снимал с этого ответа конфиденциальный характер, который он ему первоначально придал.

[289] Речь идет, очевидно, не о введении (или послесловии) к письму, отправленному к цюрихскому народовольческому кружку, а о введении (или послесловии) к какому-то труду, посвященному вопросу о голоде и упомянутому в письме к цюрихскому кружку. По-видимому, П. Лавров имел в виду брошюру «Голод в России» Ивана Сергеевского (Н. С. Русанова), которая в это время была уже написана автором и несколько позже действительно вышла с введением и послесловием П. Лаврова.

[290] 16-23 августа в Брюсселе происходил международный социалистический конгресс (второй конгресс основанного в 1889 г. 2-го Интернационала). Анархисты, исключенные из состава конгресса, устроили ряд собраний, которым пытались придать характер параллельного конгресса. По-видимому, это и дало П. Лаврову основание писать о «брюссельских конгрессах». На социалистическом конгрессе было оглашено письмо П. Лаврова, являвшееся его ответом на приглашение участвовать в конгрессе. П. Лавров писал о невозможности для эмигрантов представлять страну, от которой они отрезаны самим своим положением



[291] Народовольцы обвиняли в это время социал-демократов в том, что те «прячут свое социалистическое знамя» ради политических, конституционных требований. Расхождение во взглядах обоих течений, лежавшее в основе этого обвинения, сказалось и в вопросе о

- 279 -

 

задачах социалистов в борьбе с голодом. Для характеристики этого расхождения, определившего, между прочим, исход кампании, предпринятой цюрихским комитетом, приведем соответствующие заявления из «Всероссийского разорения» Г. Плеханова, с одной стороны, и замечания, которыми П. Лавров сопроводил брошюру Ивана Сергеевского, с другой стороны.

Г. Плеханов, в заключение «Всероссийского разорения», наметив ряд «действий и реформ», непосредственно необходимых для помощи голодающим, писал:

«Эти реформы могут быть предприняты лишь по почину всей русской земли и осуществлены лишь при ее деятельном участии. Осуществите их - и вы похороните русский царизм. Но никакое правительство никогда еще не поднимало на себя руки. Поэтому, ничего не ожидая от царизма, надо действовать вопреки ему. Все те честные русские люди, которые, не принадлежа к миру дельцов, кулаков и русских чиновников, не ищут своей личной пользы в бедствиях народа, должны немедленно

начать агитацию в пользу созвания Земского Собора, долженствующего сыграть роль

учредительного собрания, т. е. положить основы нового общественного порядка в России.

«Разумеется, в деле подобной агитации непременно должны обнаружиться партиозные и фракционные различия, существующие в среде людей революционного или оппозиционного образа мыслей. Но эти различия ничему не помешают. Пусть каждая партия и каждая фракция делает дело, подсказываемое ей ее программой. Результатом разнородных усилий явится новый общественно-политический строй, который во всяком случае будет большим приобретением для всех партий, кроме достаточно уже опозорившейся партии кнута и палки».

С другой стороны, П. Лавров в введении к брошюре «Голод в России» писал:

«И социалисты русские могут иметь и имеют общих врагов со всеми мыслящими несоциалистами в России. И они могут призывать всех русских в ряды общей армии борьбы против деспотизма, против эксплуатации русского народа, против его хронического голодания; но эту армию, если они искренни, они будут собирать под красным знаменем всемирного социализма...

«Да, единственное «доброе дело» для нас возможное, есть дело не филантропическое, но революционное. Да, наш единственный «долг», как социалистов - ускорить час падения капитализма и торжества социальной революции» (стр. 6).

И далее, в послесловии к той же брошюре:

«Принципы социализма остаются для искреннего, для мыслящего социалиста и теперь единственным руководством в личной деятельности и политической программы.

«Во имя этих принципов, общих для всех народов, русский социалист знает твердо и ясно в настоящее время, что его первым делом должно быть низвержение русского абсолютизма, который является главным препятствием развитию социализма в России, без устранения которого успешная пропаганда последнего невозможна...

«Эту задачу сознают все социалисты, хотя они расходятся между собой в приемах, для этого необходимых...

«Но одни считают нужным как бы умалчивать о своих социалистических убеждениях, доходя иногда в своих уступках до странной готовности временно отречься от принципов социализма; или даже до еще более удивительной готовности стать в ряды несуществующей и не имеющей никаких шансов организоваться «либеральной» русской партии. Другие ищут этого союза, громко провозглашая, что они ни на шаг не отступают от своих социалистических убеждений, что именно во имя этих убеждений они призывают в свои ряды всех врагов русского абсолютизма. Я

- 280 -

 

полагаю, что лишь последний прием возможен и полезен для искреннего русского социалиста» (стр. 41-42).

[292] В Л. Бурцев - публицист и историк русского революционного движения. В 1889 г. редактировал вместе с В. Дебагорием Мокриевичем выходившую в Женеве радикальную газету «Свободная Россия». Позже выпустил в Лондоне один № журнала «Народоволец» и брошюру «Долой царя», был предан английскому суду по обвинению в призыве к цареубийству и приговорен к каторге. С 1900 г. издавал революционно-исторический журнал «Былое», выходивший до 1905 г. заграницей, в 1906-1907 г.г. в России и в 1908 г. снова перенесенный заграницу. В 1910-1912 гг. выпускал журналы «Общее Дело» и «Будущность»; во время всемирной войны занял позицию крайнего оборончества и в духе этого направления вел в 1917 г. в Петрограде газету «Общее Дело», которую в 1918 г. возобновил в Париже, как орган, поддерживавший Колчака и Деникина, а позже Врангеля. Прославился разоблачением Азефа и других провокаторов.

П. Лавров считал вредным для революционно-социалистического движения направление «Свободной России», стремившейся растворить социалистические лозунги в требованиях буржуазного радикализма.

[293] «Free Russia»> - журнал, выходивший с августа 1890 г. в Лондоне под редакцией С. Кравчинского и Ф. Волховского (см. примечание 186 к 7-ому письму С. Кравчинского).

В то время, к которому относится печатаемое здесь письмо П. Лаврова, парижская группа народовольцев была вооружена против этого журнала за позицию, занятую им в вопросе о совершенном в Париже Ст. Падлевским убийстве русского жандармского генерала Сильвестрова. Французская либеральная и радикальная печать отнеслась к этому акту с нескрываемым сочувствием. «Free Russia», со своей стороны, отметила этот тон французской печати, как признак поворота французского общественного мнения в сторону симпатий к освободительному движению в России («Free Russia», 1891 г., № 6), но от принципиальной защиты акта Падлевского журнал воздержался, так как руководители его считали недопустимым перенесение террористической борьбы в свободную страну, дающую убежище политическим изгнанникам. П. Лавров, как и другие парижские народовольцы, склонен был объяснять эту позицию «Free Russia» стремлением ее редакции приспособиться к общественному мнению Англии. (См. Э. А. Серебряков - «П. Л. Лавров по личным воспоминаниям», в сборнике «П. Л. Лавров», изд. «Колоса», Петроград, 1922 г.).

В письме «Общества борьбы с голодом», приведенном выше (1-ое письмо этого отдела), не было упомянуто о «Free Russia». Но из письма цюрихских народовольцев П. Лавров знал, что Общество предполагает связаться с лондонским кружком С. Кравчинского и Ф. Волховского, - это было существенным звеном в плане П. Аксельрода. Своим отказом идти вместе с «Free Russia» П. Лавров отказывался от сотрудничества с лондонским кружком, т. е. выступал против объединения революционных сил в намеченных Обществом рамках.

[294] Брошюра Ивана Сергеевского «Голод в России». Она была прочитана в Париже 22 января 1892 г., как доклад перед собранием русских граждан, со вступительным и заключительным словом П. Лаврова, и затем была издана «Кружком старых народовольцев».

[295] Чтобы сгладить в глазах цюрихской революционной молодежи не совсем благоприятное для целей «Общества борьбы с голодом» впечатление от приведенного выше письма П. Лаврова, П. Аксельрод, от имени редакции «Социал-Демократа», обратился к комитету Общества с настоящим письмом. Формально, это был ответ на будто бы полученное редакцией «Социал-Демократа» письмо комитета, тождественное с письмом, которое комитет послал П. Лаврову. Но, по существу, это был ответ на письмо П. Лаврова.

[296] То есть, агитации за демократическую конституцию. Слова «конституционно-демократический» не имели в то время того партийного значения, которое они приобрели после образования партии под этим названием.

- 281 -

 

[297] Брошюра «Всероссийское разорение», над которой в это время работал Г. Плеханов. Издание ее задержалось из-за отсутствия средств, и она была напечатана (с авторской пометкой 3-15 января 1892 г.) в четвертой книжке «литературно-политического обозрения» «Социал-Демократ», вышедшей весной 1892 г. Несколько позже эта работа была выпущена отдельной брошюрой, как издание «Русского социал-демократического союза».

[298] «Трехмесячное литературно-политическое обозрение» «Социал-Демократ» начало выходить в феврале 1890 г. Деньги на это издание были предоставлены группе «Освобождение Труда» д-ром Гурьевым (шурином д-ра О. Веймара, осужденного в 1880 г. на каторгу по делу Квятковского и др. и умершего на Каре). В течение 1890 г. вышли 3 книги «Социал-Демократа» (в феврале, июле и декабре), затем издание приостановилось из-за отсутствия средств, и 4-ая (последняя) книга появилась лишь весной 1892 г. В четырех книгах «Обозрения» были помещены статьи: Г. Плеханова «Н. Г. Чернышевский», «Русский рабочий в революционном движении», «Всероссийское разорение», «Наши беллетристы-народники (С. Каронин)» и др.; П. Аксельрод - «Политическая роль социальной демократии и последние выборы в германский рейхстаг» и др.; В. Засулич - «Литературные заметки». Редактировал обозрение, главным образом, Г. Плеханов, но официально редакцией считалась вся группа «Освобождение Труда» в целом. Иногда группа в политических выступлениях предпочитала действовать не в качестве «группы», как таковой, а в качестве редакции «Социал-Демократа». Так, свой доклад брюссельскому международному социалистическому конгрессу (в августе 1891 г.) она подписала, как «la rédaction de la revue «Le Démocrate-Socialiste»». Подпись «за редакцию «Социал-Демократа»» под печатаемым здесь письмом П. Аксельрода означает то же, что «за группу «Освобождение Труда»».

[299] Гектографированный листок, выпущенный Обществом в январе 1892 г. Автором его был, по всей вероятности, Я. Кальмансон.

[300] «Правительственный Вестник» - ежедневная газета, выходившая до 1917 г. в Петербурге, как официальный орган правительства.

[301] Самарскому земству правительство ставило в вину несвоевременное принятие мер помощи голодающему населению, неправильное составление списков нуждающихся (без различения крестьян состоятельных и бедных), нераспорядительность при закупке хлеба и приобретение недоброкачественного зерна. В поспешности, с которой были опубликованы результаты правительственной ревизии деятельности самарского земства, могло сыграть некоторую роль стремление правительства дискредитировать земство вообще и переложить на него ответственность за бедствия голода (см. «Русская Мысль», январская книжка за 1892 г.).

[302] Из письма П. Лаврова секретарю комитета мы видим, что о сочувствии П. Лаврова предпринятому комитетом делу можно было говорить лишь в весьма ограниченном смысле.

[303] Молодежь откликнулась на этот призыв, между прочим, изданием гектографированной брошюры за подписью «Глас народа» . Экземпляр этой весьма любопытной брошюры сохранился в архиве П. Аксельрода, и мы приведем здесь из нее наиболее характерные места.

«По дошедшим до нас сведениям, - говорится в начале брошюры, - в Париже имеет быть - или даже уже был - съезд представителей различных русских революционных партий и воззрений, с целью сконцентрировать свои общие боевые силы на том или ином пункте борьбы или, может быть, на всей целиком*).

«По разным другим причинам, а между прочим и потому, что нам точно неизвестно, представители каких партий и воззрений будут участвовать на съезде, мы не в состоянии точно определить, к чему приведет их попытка соглашения; но уже a priori

 

- 282 -

 

[заранее] мы уверены, что не может, в самом деле, не быть каких-нибудь общих пунктов соглашения в общей для них борьбе.

«С радостью приветствуем мы поэтому, а также и вы, товарищи, вероятно, этот, как нам кажется, весьма важный шаг, который может и должен иметь весьма важное значение для дела, которое всем нам равно дорого.

«Концентрация всех революционных элементов - вот чего нам не достает. Против общего врага и борьба [должна] вестись общими силами; особенно в такое горячее время, как теперь, когда боевая линия открыта вся, когда фактическое положение вещей дает возможность вести борьбу на всех пунктах.

«А время для России очень горячее...».

Далее следует довольно пространное описание состояния России по данным легальной печати (сельское хозяйство, промышленность, внутренняя и внешняя торговля, финансы, бессилие земства), которое приводит авторов брошюры к выводу, что

«подобные общественно-исторические явления не могут пройти бесследно для нашего отечества...

«Не должны, да и не могут, они пройти бесследно и для тех, для кого мысль о «судьбах России», о своих отношениях к этим последним является центральной в их нравственно-интеллектуальном сознании.

«Сконцентрировать свои силы, как бы они ни были незначительны, на том, чтобы, по крайней мере, как можно сознательней пережить нынешний момент русской общественно-исторической жизни - против этой мысли нельзя возражать, можно только быть против нее.

«Итак, товарищи, сконцентрируемся по местным условиям в каждом отдельном городе. Изберем к[акую]-н[ибудь] существующую центральную группу или пригласим к[ого]-н[ибудь] из наиболее уважаемых русских политических эмигрантов учредить такой новый центр, в котором мы сосредоточили бы свои материальные и умственные средства**).

«Предложим ему (центру) разослать запросные листы по известным адресам с приглашением принять посильное участие в том, чтобы усилить деятельность к[акого]-н[ибудь] существующего органа или открыть новый в к[акой]-н[ибудь] форме; при чем пригласить адресаты указать определенно те умственные и материальные средства, которые он готов предложить для подобного участия.

«Постараемся завести более деятельные сношения с знакомыми в России для организации и более успешной передачи корреспонденции о положении дел там и вообще для привлечения их к возможному участию в нашем деле и своими средствами, если они не заняты по крайней мере чем-нибудь подобным у себя...

«Употребим особенные усилия для успешного транспортирования нашей революционной, литературы, соответствующей запросам современной русской жизни, в Россию, если там не создают собственной.

«Для последних пунктов особенно недостаточно одних материальных средств - поэтому, не ограничимся только этими последними, а предложим также свои личные (конечно, зарекомендованные) услуги, кто считает это своим долгом и чувствует себя в силах...

«Став лицом к лицу непосредственно с тем, что происходит теперь в России, мы бы, по крайней мере, в смысле поучительности, так пережили бы современный общественно-исторический момент русской жизни, как едва ли нам удастся пережить его, при всех наших усилиях, по газетным корреспонденциям.

«А м[ожет] б[ыть], история призывает нас к «увеличению сил и средств, котор[ыми] будет располагать общественная помощь» в момент того «страшного

- 283 -

 

неизвестного, но близкого будущего, наступление которого в страхе ожидается уже и теперь в русском обществе» (частн[ое] пись[мо])»...

В сопровождавшем эту брошюру «письме к товарищам» звучат нотки, характеризующие общественную атмосферу, в которой развивалась кампания цюрихского Комитета.

«... Мы не преувеличиваем ни цены, ни значения [нашего труда]. Даже больше, если бы мы были уверены, что одновременно с ним издается нечто подобное, но людьми более нас сведущими, более компетентными, людьми, от которых мы и сами ждали подобного издания, - мы себе не позволили [бы] выпустить в свет нашего «письма»***).

«Но... товарищи, мы уже давно чувствовали, что «пора ... пора» ..., а между тем отовсюду слышится только: «сушь, смерть...»; не хватает жизненности даже для самооживления, помимо уже к[аких] н[ибудь] более широких жизненных задач...

«Еще раз, нашим «письмом» мы не имеем в виду сделать упрека тем, которые не могли не чувствовать, что на них устремлены напряженные взоры в ожидании услышать от них спасительное слово, тем, которые работой целой жизни, по справедливости, и завоевали себе право на это слово, но вместе с тем... обязанность.

«Наше слово относится к тем, которые ждут, ропщут, а между теми сами, под давлением каких то широких задач, чудодейственных программ, которых они ждут от других, отвлекают свое внимание от задач, менее широких, но также, по нашему крайнему, разумению, вполне уместных в систематическом ряду прогрессивных жизненных задач нашего момента, задач, тем самым тоже благотворных, но зато им посильных».

Автор этой брошюры «письма» нам неизвестен. П. Аксельрод предполагает, что в составлении брошюры участвовал Б. Кричевский.

*) В действительности, этот съезд не состоялся. П р и м. р е д.

**) Мы предлагаем Петра Лавровича Лаврова или редакцию «Социал-Демократа».

***) Брошюра Г. Плеханова в это время (февраль 1892 г.) еще не вышла, а брошюра Ивана Сергеевского с введением и послесловием П. Лаврова, если и была уже отпечатана, не могла удовлетворить авторов «письма». Прим. ред.

[304] Печатается с оригинала, оказавшегося в архиве П. Аксельрода, получившего это письмо, как и некоторые другие бумаги, из Лондона через А. Зунделевича.

[305] См. выше воззвание комитета «Общества», январь 1891 г.

[306] Брошюра, цитированная нами в примечании 5-м к. помещенному выше воззванию, была отчасти ответом на подобные заявления.

[307] Адрес П. Аксельрода, у которого жил Я. Кальмансон.

[308] Эта переписка начались еще в декабре 1891 г., когда П. Аксельрод был в Морне, где группа «Освобождение Труда» приняла его план политической кампании в связи с голодом.

[309] Сравни печатаемое ниже письмо П. Лаврова.

[310] Письмо послано на имя Я. Кальмансона.

[311] Это письмо было сходно, а, может быть и тождественно с письмом С. Кравчинскому, помещенным выше.

[312] После совещания группы «Освобождение Труда» в Морне (см. вступительные замечания к настоящему отделу) Г. Плеханову пришлось быть по делам в Париже, и он воспользовался этим случаем для переговоров с народовольцами (в особенности, с П. Лавровым) о совместной кампании в связи с голодом. Народовольцы условием своего участия в совместных действиях с группой «Освобождение Труда» поставили требование, чтобы группа публично отказалась от характеристики, которую она дала (в своем «Докладе» Брюссельскому социалистическому конгрессу 1891 г.) позднему народовольчеству, как русскому

- 284 -

 

бланкизму. По-видимому, в феврале 1892 г. П. Лавров ждал еще от Г. Плеханова такого печатного заявления.

[313] Это условие было Комитетом принято, и П. Лавров прислал в Цюрих копию своей статьи, которая и подверглась обсуждению в цюрихском кружке революционной молодежи, входившей в состав «Общества борьбы с голодом». См. ниже письмо этого кружка к П. Лаврову.

[314] Письмо 5-ое из этого раздела.

[315] По-видимому, С. Кравчинский имел в виду письмо В. И. Засулич из Морне, от декабря 1891 г.

[316] П. Аксельрод помнит еще о другом письме С. Кравчинского по вопросу о кампании в связи с голодом. В этом письме, уклоняясь от участия в кампании, он ссылался на то, что ни у швейцарской эмиграции, ни у лондонского кружка нет необходимых сил («у вас нет ничего и у нас нет ничего»). Возможно, что это было письмо С. Кравчинского В. Засулич.

[317] Это письмо является ответом на статью IL Лаврова, о которой упоминается в его помещенном выше письме от 25 февраля 1892 г. на имя секретаря «Общества борьбы с голодом». Письмо написано Я. Кальмансоном. В архиве П. Аксельрода сохранился еще другой вариант этого письма, тоже написанный Я. Кальмансоном и являющийся, по-видимому, первоначальным проектом, который получил в воспроизводимом здесь тексте более законченную литературную обработку.

[318] «Революционеры внутри страны и вне ее» (см. письмо П. Лаврова от 25 февраля 1892 г.)

[319] Емельянченко - бывший симферопольский гимназист, в 1887 г. был сослан в Сибирь по народовольческому делу, бежал с места ссылки за границу, выпустил в Женеве две брошюры, не имевшие успеха и вызвавшие, в частности, неодобрительные отзывы со стороны П. Лаврова. Позже вернулся в Россию и в 1895 г. был выслан на 8 л. в Восточную Сибирь.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПИСЬМА МАТРОСА АРСЕНИЯ СИЦКОГО

[320] О. Левков - наборщик и экспедитор группы «Освобождение Труда». Он получил не дошедшее до нас первое письмо Сицкого и ответил на его вопросы относительно выписки изданий группы.

[321] Annemasse - деревушка на границе Швейцарии и Франции, вблизи от Женевы. Г. Плеханов, живший в это время в Морне, на французской территории, встречался здесь с женевскими товарищами, в частности, с Левковым.

[322] П. Аксельрод. А. Сицкий не разобрал его подпись.

[323] Это описание, или, как он его называет в другом месте, «повесть», А. Сицкий так и не закончил. Вместо этого, он дал изображение матросского быта в различных местах своих писем, в особенности же, в письме 3-ем.

[324] А. Гр. Ляхоцкий (Кузьма) - наборщик типографии М. П. Драгоманова, заведовавший экспедицией «Громады».

[325] «Громада» (по украински «Мир») - орган М. Драгоманова, посвященный украинофильской пропаганде. Упоминаемое ниже известное «Письмо Белинского к Гоголю» было издано в 1880 г. редакцией «Громады» с предисловием М. П. Драгоманова.

[326] Эти слухи - отголосок известного эпизода, попытки полиции арестовать В. И. Засулич после того, как присяжные оправдали ее в 1878 г.

[327] Присланное Сицким письмо его товарища матроса Крестовникова, сохранившееся в архиве П. Аксельрода, содержит описание жизни на пароходе, жалобы на бездушное обращение начальства с матросами и сведения об общих знакомых автора письма и А. Сицкого.

- 285 -

 

[328] Это был морской офицер Вл. Луцкий, член военной организации партии «Народной Воли», эмигрировавший в 1883 г. в период дегаевского разгрома; он был арестован в Константинополе 26 декабря 1890 г. Его арест русской полицией на турецкой территории вызвал выражения негодования в европейской печати (см. «Трехмесячное литературно-политическое обозрение», «Социал-демократ», книга 3-я, стр. 131-133). В Россию Луцкий был доставлен на пароходе «Нахимов» (а не на «России»). Это подтверждается и следующей фразой письма Сицкого.

[329] Письмо обращено к П. Аксельроду, которого Сицкий и в предыдущем письма называет «г-ном редактором».

[330] Ответ на предложение, сделанное П. Аксельродом Сицкому еще в первом письме (шедшем через Женеву), описать быт матросов.

[331] В контракте, на который А. Сицкий ссылается в дальнейшем, были установлены следующие «правила службы на яхте»:

I. Каждый поступивший на яхту обязан безусловно подчиняться всем правилам, указанным в XI т. св. 3. и в уставе севастопольского яхт-клуба, соблюдая строго дисциплину, порядок и приличное поведение, которые особенно необходимы при службе на яхте.

II. Каждый, состоящий в числе палубной и машинной команд или прислуги, обязан беспрекословно повиноваться всем приказаниям и исполнять все требования своего начальства, хотя бы и не относящиеся к прямым обязанностям служащего.

III. Палубая команда исполняет, в случае надобности, работы наряду с машинной командой в машинных и угольных отделениях; равно как машинная команда, по первому вызову, является для участия в работах наряду с палубной командой. Каждый из вышеупомянутых исполняет какие бы то ни было поручения на берегу и вообще все, что относится к делу яхты и требованиям начальства...

IV. Время работ, отдыха, завтрака, обеда и ужина назначается по усмотрению ст. офицера.

V. В случае надобности команда обязана работать в праздничные дни, а также в часы отдыха...

VII. Получивший при отправлении должности увечья, раны или другие повреждения подлежит лечению за счет владельца яхты на основании статей 305, 306 и 307 XI т. уст. торг.

IX. За упущения по службе, нарушение порядка и дисциплины, за неблаговидные поступки, несоблюдение правил приличия пред начальством и посторонними лицами и за ослушание виновный подвергается штрафу согласно ст. 1260 улож. о наказ, или другому наказанию, по определению г. командира - смотря по степени вины, а также - увольнению от службы.

X.. За отказ от работ, неповиновение, оскорбление начальства, возбуждение среди команды недовольства, подстрекательство к возмущению или другому противозаконному поступку виновный подвергается по определению г. командира, согласно морскому уставу, строжайшим мерам наказания на основании статей 1261, 1262 и 1263.

XI.. Увольняемый отсылается до первого русского порта за счет владельца яхты морским путем по положению 3-го класса.

XII. В случае увольнения от рассчитанного отбирается все выданное ему платье и обувь.

XIII. Желающий сам оставить службу на яхте по собственной воле, обязан просить рассчета за две недели до ухода яхты в море; при чем, в случае надобности, г. командир может отложить рассчет до прихода в российский порт и заявивший об увольнении должен продолжать исполнение всех работ до окончательного рассчета.

 

- 286 -

 

XIV. Рассчитанный по собственному желанию получает жалованье по день нахождения на службе, но лишается отправки за счет владельца.

XV. Каждый увольняемый обязуется дать подписку в своем удовлетворении.

[332] Из «Песни о купце Калашникове» Лермонтова.

[333] §§ контракта 11, 12 и 15.

[334] По-видимому, Сицкий имеет в виду исследование М. Драгоманова «Историческая Польша и великорусская демократия». Эта работа, печатавшаяся первоначально в «Вольном Слове», в 1882 г., вышла в Женеве отдельным изданием.

[335] Как видно из текста писем Сицкого, это было уже 4-ое письмо П. Аксельрода к нему (1-ое шло через Женеву, на 2-ое Сицкий отвечал 27 февраля, 3-е, посланное «до востребования», не дошло до адресата). По-видимому, это письмо было кратко и выражало тревогу по поводу долгого молчания Сицкого и отсутствия от него ответа на предыдущее письмо, посланное до востребования.

[336] Джордж Кеннан - американский журналист, посетивший Россию и давший описание русской каторги и ссылки. Его наиболее известное сочинение - «Сибирь и ссылка».

[337] «Per aspera ad astras» - «Через препятствия к звездам», латинская поговорка.

[338] Альберт Шеффле (1831-1903 г.) - немецкий экономист. Его сочинение «Сущность социализма» обосновывает идеи умеренного государственного социализма.

[339] Речь идет о книжках «трехмесячного литературно-политического обозрения» «Социал-Демократ», которые выпускались группой «Освобождение Труда». Печатались они в Женеве, но первый сборник, из соображений конспирации, был помечен Лондоном.

[340] Известить П. Аксельрода о выходе из Канн Сицкий не успел.

[341] О присылке этого издания просил А. Сицкого его друг Н. С. Разумов.

[342] По-видимому, в этом письме, как и в последующих, П. Аксельрод, выражая тревогу за судьбу Сицкого, просил его быть осторожным и беречь себя. Вместе с тем Б. Аксельрод предлагал Сицкому новый, по его мнению, более безопасный способ пересылки брошюр.

[343] Речь идет об установлении в Марселе надежного адреса, по которому группа могла бы посылать предназначаемые для А. Сицкого книги. В качестве такого адреса П. Аксельрод указал А. Сицкому редакцию марсельской социалистической газеты, с которой он сам познакомился в 1881 г., проездом из Румынии в Швейцарию (см. письмо А. Сицкого № 14). Этим адресом А. Сицкому не пришлось воспользоваться.

[344] Lairand, на имя и адрес которого А. Сицкий просил П. Аксельрода высылать книги в Марсель. (См. предыдущее письмо.)

[345] К l-му мая по старому стилю, то есть, к 13-му мая по новому стилю, которым помечены письма.

[346] Н. С. Разумов.

[347] Книги были высланы на имя Lairand. По-видимому, это был довольно значительный транспорт книг, который Сицкий должен был перевести в Россию. Сицкий переносил их на пароход частями. О дальнейшей судьбе книг см. его письмо 11-ое.

Письмо П. Аксельрода было ответом на оба предыдущие письма Сицкого, помеченные 2-м мая, и вместе с тем содержало ряд указаний о желательном направлении с.-д. работы в России. В следующем письме (от 24 мая) Сицкий, возвращаясь к письму П. Аксельрода, обещает следовать его «добрым советам». Сицкий сохранил это письмо и в России читал его со своим товарищем по революционной работе М. Мироновым. Между прочим, это письмо заключало соображения о желательности посылки русскими рабочими своего представителя на международный социалистический конгресс (см. письмо Сицкого 10).

[348] Подробно ответить Сицкому не удалось. Следующее письмо он послал П. Аксельроду 24 мая, перед самым возвращением яхты в Россию.

[349] См. письмо 3-е.

- 287 -

 

[350] П. Алисов - эмигрант, автор нескольких десятков незначительных брошюрок.

[351] Изгоев (псевдоним Н. О. Осипова) - «Значение социал-демократической пропаганды», Женева, 1879 г., изд. Элпидина.

«Извлечение из программы социалистов-общинников», Женева, 1883 г., изд. «Правды» (провокаторский орган Климова агента Судейкина).

А. Д. Девиль: «Индивидуальная и социальная культура. Воспитание личности и общества», перев. М. Афанасьева, Женева, 1886 г., тип. «Общего Дела».

[352] Нам не удалось получить каких-либо сведений о личности Миронова, кроме тех, которые сообщает о нем А. Сицкий

[353] Габриэль-де-Вилле - французский писатель-социалист, последователь Гэда, автор книг о «Г. Бабефе и заговоре равных», изложения «Капитала» Маркса и др. Неясно, какой его труд мог читать Миронов.

[354] Ник. Ив. Кибальчич, один из активнейших членов партии «Народной Воли». Повешен за участие в деле 1-го марта 1881 г.

[355] К. П. Победоносцев (1827-1906 г.) - обер-прокурор Синода, один из виднейших представителей крайней реакции в царствование Александра III и Николая П.

[356] В «литературно-политическом сборнике» «Социал-Демократ», вышедшем в 1888 г.

[357] Это письмо не дошло до П. Аксельрода.

[358] Н. С. Разумов. Аресты в Казани, о которых сообщается ниже, были вызваны предательством студ. Острянина и коснулись складывавшихся в эти годы в Казани с.-д. (M. E. Березин, Барамзин, Таланцов и др.) и народовольческих (П. Аргунов и др.) кружков; об этих арестах см. в «Обзоре важнейших дознаний», т. XVII; «С родины и на родину», № 3 и в казанском журнале «Пути революции», № 1 за 1921 г. У Сицкого имеется ряд ошибок в фамилиях (так Егора Барамзина он называет Е. Березиным и др.).

[359] Alma mater - мать-кормилица, университет; в данном случае - военно-медицинская Академия.

[360] Летом 1892 г. в России свирепствовала холерная эпидемия.

[361] Автор письма, Н. Разумов.

[362] От письма Н. Разумова, Сицкий переходит к истории, разыгравшейся в глуши Казанской губернии, которая, по его мнению, объясняет произведенные среди казанских студентов-медиков аресты. Об этой истории ему тоже сообщил Н. Разумов, приславший ему для опубликования заграницей и приводимые в письме документы.

[363] Следует копия с решения, основанного, главным образом, на показаниях двух «татарчат», из которых одного земский начальник не решился допрашивать, под присягой, «как недостигшего четырехлетнего возраста».

[364] Эта характеристика документа принадлежит корреспонденту Сицкого, Н. Разумову, который далее пишет:

«... За стакан кофе извольте мириться со всякой гадостью.

«Недавно один знакомый обратился ко мне с просьбой указать книги для какого-то рабочего, рвущегося к свету. Я, разумеется, ухватился за народническую литературу, т. е. Усп[енско]го, Златовратск[ого] и т. д. Но знакомый передал, сказав, что раб[очий] частью уже читал народников, в настоящее (же) время, читая в газетах про рабочих, интересуется будто бы рабочим вопросом. Тут я был поставлен в тупик, потому что мог назвать, всего две-три книжки, как то: «Труд и капитал» (недавнее изд. Павленкова), «Экономические беседы» Карышева, «Через сто лет», роман Беллами, «Что такое рабочий день?» статейка, прочитанная мной как-то в «Отечественных] Записках», «Ассоциации и рабочий пролетариат во Франции» Михайлова; вот и все, известное мне. Не можешь ли ты прибавить к этому списку что-ниб[удь] из русской литературы, а также и иностранной, имеющейся в России?

- 288 -

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.