Причины увеличения энергетических затрат на транспорт газа и пути их снижения
В настоящее время в связи с переходом к рыночной экономике и ростом цен на электроэнергию доля электроприводных ГПА в общем объеме эксплуатируемых агрегатов в газовой промышленности уменьшается, а доля газотурбинных ГПА несколько увеличивается, что приводит к увеличению затрат природного газа на его транспортировку.
Известно, что основное потребление природного газа на собственные нужды КС приходится на топливный газ, используемый в качестве топлива в газотурбинной установке и составляющий примерно 8 -10 % общего объема транспортируемого газа. В связи с этим основная задача снижения энергетических затрат на КС заключается прежде всего в экономии топливного газа на собственные нужды КС магистральных газопроводов.
Газотурбинные установки, используемые в качестве привода нагнетателя природного газа, наиболее чувствительны к изменению технического состояния своих элементов по сравнению с другими типами тепловых двигателей. С ухудшением технического состояния ГТУ для обеспечения мощности, необходимой для транспорта одного и того же объема газа, как правило, требуется увеличение расхода топливного газа. Основными источниками ухудшения технического состояния ГТУ явля-
ются:
• загрязнение проточной части осевого компрессора;
• увеличение радиальных зазоров в турбомашинах и в концевых уплотнениях;
• коробление и прогар жаровой трубы камеры сгорания и, как следствие, увеличение неравномерности температурного поля на входе в турбину;
• утечки воздуха в регенераторе.
Загрязнению проточной части компрессора подвержены практически все типы эксплуатируемых ГПА, причем разные типы ГТУ в одинаковых условиях по интенсивности загрязнения имеют различное снижение мощности. Например, агрегаты ГТК-25И и ГТК-10И, имеющие постоянную частоту вращения турбокомпрессора, наиболее чувствительны к загрязнению проточной части компрессора. Практикой установлено, что наибольшую эффективность восстановления параметров ГТУ имеет периодическая чистка компрессора через каждые 1-2 тысячи ча-
Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 271
Рис. 5.4.Характеристики агрегата ГТН-25-1: — = — на начало эксплуатации; — * — после наработки т =2400 ч
| сов наработки, при этом удается восстановить до 80 % снижения мощности ГТУ.
Увеличение радиальных зазоров в турбомашинах и концевых уплотнениях связано главным образом с несовершенством конструкции и повышенной чувствительностью к режимам пуска и остановки, то есть к резким изменениям температуры рабочего тела. В качестве примера на рис. 5.4 показаны характеристики ГПА ГТН-25-1, установленного на КС «Донское», снятые экспериментально в начале эксплуатации и после 2400 ч наработки. Как видно, за время эксплуатации произошло снижение практически всех показателей ГПА. Приведенная мощность ГТУ снизилась на ~ 4 МВт, КПД установки - на 0,5-0,6 % и т.д. После разборки агрегата было обнаружено, что основной причиной снижения мощности явилось увеличение радиальных зазоров в турбине низкого давления.
Опыт эксплуатации ГТУ регенеративного цикла с использованием пластинчатых регенераторов показал, что они являются дополнительным источником потерь мощности из-за потери герметичности регенераторов. Восстановление мощности ГТУ в этом случае практически невозможно из-за неремонтопригодности регенераторов в станционных условиях.
В настоящее время в рамках модернизации ГПА производится замена пластинчатых регенераторов на трубчатые, имеющие степень регенерации (рнО,8. Преимущества конструкции трубчатых регенераторов заключаются в возможности свободного перемещения трубок с горячим теплоносителем относительно корпуса регенератора, что снимает температурные напряжения в местах их крепления к трубным доскам, а следовательно, исключает их поломку. Кроме того, трубчатые регенераторы допускают возможность их ремонта в условиях КС, в частности, путем заварки и исключения из работы негерметичных трубок. Примерами трубчатых регенераторов могут служить: регенератор РВП-2400 Подольского машиностроительного завода, устанавливаемый на ГТ-750-6, и регенератор фирмы «Нуово-Пиньоне», используемый при реконструкции ГТК-25И.
К ухудшению технического состояния ГТУ приводят коробление и прогар жаровой трубы камеры сгорания, в результате чего увеличивается неравномерность температурного поля и, как следствие, снижение мощности ГТУ за счет дополнительного ограничения температуры газа перед турбиной высокого давления.
Причиной увеличения энергетических затрат, не являющейся следствием ухудшения технического состояния ГТУ, является подогрев воздуха на входе осевого компрессора. Подогрев циклового воздуха про-
| we
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^
|
|
| .
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| /
|
|
| /
| x
|
|
|
|
|
|
|
| /
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| row
|
| X
|
| «ip
|
| x'
|
|
|
|
|
|
|
|
| /
|
|
|
| X
|
|
|
| /
|
|
|
| к
| 1000 .
X
|
|
|
| X
|
|
|
| ^
| x.
| /
|
|
| 13 •
|
|
| л
| /
|
|
|
|
| /
| /
|
|
|
|
|
| /
|
|
|
|
|
| 'A
| /
|
|
|
|
| 12 •
| эчи ,
|
|
|
|
|
| /
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| "-
| t,n
|
| ^y
| x
|
|
|
|
|
|
| 11 -
|
|
|
| V
| /
| x
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| />'
| ^
| ^*
|
|
|
|
|
|
|
| птп„
| 10 -
|
| X
| у*
|
|
|
|
|
|
| xx
| x
|
| Т9Д. 7200
|
| с
| X
|
|
| tW
| №
—
|
| s
|
| , x
|
|
|
| 9 -
|
|
|
|
| \
|
| x
| , '
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^
| <+
| ^>
| *s
|
|
|
|
|
|
|
| •V
| >"
| ¥
| ^
| ^
|
|
|
|
| *~
| *
|
|
| 31)
|
| ^
| ^
|
|
|
|
| **
|
|
| --
|
|
|
| 2"
|
|
| ne
|
| ^
| *•*
| - '
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| v^
| ^^.
|
| ***
|
|
|
|
|
|
| LO
|
|
| ^
| ^^
| ^
| **
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| x
|
| x *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| */
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| N , кВт
епр'
Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 273
исходит при включении антиобледенительной системы, а также при установке на входе ГТУ маслоохладителей. Принцип работы антиобледенительной системы заключается в подаче горячего сжатого воздуха, отбираемого за компрессором (регенератором), или продуктов сгорания, отбираемых на выходе ГТУ и подаваемых на вход осевого компрессора. Начальная температура циклового воздуха при этом повышается на 3-10 °С в зависимости от типа ГТУ и количества отбираемого воздуха (продуктов сгорания). Расчеты показывают, что увеличение температуры воздуха на входе ГТУ на 1 °С практически для всех типов ГПА приводит к снижению относительной располагаемой мощности на 1,2-1,5 % и относительного эффективного КПД на 0,46-0,65 %.
Эффективность транспорта газа определяется также и техническим состоянием нагнетателя ( см.раздел 5.5). Кроме того, как показывает анализ эксплуатации нагнетателей, режимы их работы не всегда соответствуют оптимальным значениям по КПД, что связано с несогласованностью характеристик нагнетателя и газопровода. На рис.5.5 в качестве примера показана область эксплуатационных режимов нагнетателя 2Н-25-76-1,44 на КС «Донское». Режимы работы нагнетателя характеризуются низкими степенями сжатия е = 1,2 -s- 1,27, КПД •пп=0,71-5-0,77 и лежат в области повышенных расходов газа. Отношение фактического КПД нагнетателя к его номинальному значению является режимным коэффициентом и в данном случае составляет
к =г]п= 0,71^0,77 _
Очевидно,что работа нагнетателя в указанной области его характеристики приводит к перерасходу топливного газа и для согласования характеристик нагнетателя и газопровода в данном случае необходимо использовать сменную проточную часть нагнетателя с оптимизацией его работы в области фактических расходов транспортируемого газа.
Эффективность транспорта газа может быть повышена путем введения ряда мероприятий непосредственно на КС. К ним относятся:
• обновление парка ГПА;
• охлаждение транспортируемого газа;
• утилизация теплоты уходящих газов ГТУ;
• перевод нерегенеративных ГТУ на регенеративные;
• подогрев топливного газа и др.
Рис.5.5. Характеристики серийного нагнетателя 2Н-25-76-1,44:
ф ф - области работы нагнетателя на КС «Донское»;
ххх - экспериментальные точки
В настоящее время на КС магистральных газопроводов эксплуатируются еще агрегаты первого поколения (1958 -1968 гг. выпуска), уже не выпускаемые промышленностью и имеющие низкий КПД (20-22%), что приводит к существенному перерасходу топливного газа. Замена и установка новых отечественных ГПА второго и третьего поколений (1970-1985 г.г.выпуска), имеющих более высокий уровень КПД (24-30%) не обеспечило ощутимого снижения расхода топливного газа, прежде всего из-за значительного ухудшения технического состояния
18.А.Н.Козаченко
глава 5
эксплуатируемых агрегатов. Так, например, коэффициент технического состояния ГТУ по мощности, таких как ГПА-Ц-6,3 и ГТ-6-750, оценивается в настоящее время величинами 0,8-0,84 и 0,8-0,82, соответственно. В последнее время большое внимание уделяется обновлению парка ГПА с использованием более мощных (16-25 МВт) и имеющих более высокий уровень КПД 32-36% агрегатов. К таким агрегатам в первую очередь относятся ГТН-25-1, ГПА-Ц-6,3 с двигателем НК-14, ГПА-Ц-16 с двигателями АЛ-31, ПС-90, НК-38СТ и др.
Как отмечалось выше, газодинамические характеристики нагнетателей ухудшаются в процессе эксплуатации, поэтому, наряду с заменой ГПА на более совершенные, осуществляется и замена сменных проточных частей нагнетателей с получением более высоких КПД и пологой характеристикой по эффективности в широком диапазоне изменения производительности нагнетателя.
Не менее важную роль в снижении энергетических затрат на транспорт газа играет снижение температуры транспортируемого газа. С понижением температуры газа уменьшается работа сжатия газа в нагнетателях, а следовательно, снижается расход топливного газа. Снижение температуры газа до температуры грунта позволяет сэкономить до 20% топливного газа. Для уменьшения температуры газа целесооб- Ц разно повысить эффективность системы охлаждения путем совершенствования газодинамических характеристик вентиляторов и теплотехнических характеристик теплообменных аппаратов АВО газа.
Утилизация теплоты уходящих газов ГТУ является самым распространенным способом повышения эффективности использования ГПА на I КС. Применяемые утилизаторы, как правило, используются для обес- | печения отопления жилых поселков и получения горячей воды. Особен- ;| ностью такого использования утилизируемой теплоты является сезонность и малая часть ее потребления, составляющая 7-12 % общего количества располагаемой теплоты газотурбинных ГПА.
Наиболее эффективный способ использования теплоты отходящих газов ГТУ - регенеративный подогрев циклового воздуха, поступающего в камеру сгорания ГТУ. Для реализации регенеративного цикла используются теплообменные аппараты-регенераторы, эффективность которых определяется степенью регенерации
Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 275
ГПА второго и третьего поколений (ГТ-750-6, ГТК-10), снабженные пластинчатыми теплообменниками, имеют степень регенерации ф = 0,67н-0,7, что соответствует экономии топливного газа в лучшем случае на 12-15 % по сравнению с безрегенеративной ГТУ, имеющей КПД це =25-5-27%.
Современные регенераторы, имеющие степень регенерации ф > 0,8, при тех же условиях позволяют сэкономить до 25-30% и больше топливного газа. Однако переход безрегенеративных ГТУ на регенеративные не всегда возможен для эксплуатируемых ГПА отечественного производства и сопровождается уменьшением мощности ГТУ из-за дополнительных гидравлических потерь в газовой и воздушной полостях регенератора. Решение задачи использования регенеративных ГТУ на КС должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально.
Другим направлением утилизации теплоты отходящих газов является ее использование для выработки электроэнергии путем применения паротурбинных' агрегатов, имеющих достаточно высокий уровень КПД—до 42%) и выше. Практическая реализация этого направления осложняется по двум причинам:
• достаточно большие капиталовложения;
• отсутствие надежного потребителя вырабатываемой электроэнергии (кроме энергозатрат на собственные нужды КС).
Не менее важным направлением повышения эффективности КПД ГТУ является подогрев топливного газа за счет использования теплоты отходящих газов путем установки в выхлопном тракте ГТУ подогревателя топливного газа. Подогрев газа вследствие испарения жидких фракций попутного конденсата способствует увеличению полноты сгорания горючей смеси: осушенного и подогретого топливного газа с первичным воздухом. Увеличение полноты сгорания топлива в свою очередь способствует уменьшению неравномерности температурного поля перед турбиной, возможности прогара жаровой трубы камеры сгорания и соплового аппарата лопаток ТВД.
5.7. Турбодетандер
(5.43)
где ts - температура газа.на выходе силовой турбины; t - температура воздуха за регенератором; tc - температура воздуха за компрессором.
Одним из направлений снижения технологических потерь транспорта газа является рациональное использование энергии, теряемой при снижении давления газа на газораспределительных станциях (ГРС) и при подготовке топливного газа. Снижение давления тради-
Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 277
ционно происходит дросселированием технологического газа. Использовать энергию газового потока, высвобождаемую при снижении давления газа, можно путем применения турбодетандера, представляющего собой газовую турбину, работающую на перепаде давления дросселируемого газа. Применение турбодетандера позволяет получить полезную мощность, используемую, например, для выработки электроэнергии. Величина вырабатываемой мощности зависит от степени понижения давления и расхода газа в турбодетан-дере. На рис.5.6 представлена примерная зависимость мощности турбодетандера от степени понижения давления газа и числа работающих на номинальном режиме ГПА-Ц-16 (расхода топливного газа), из которой следует, что при ограничении давления на выходе турбодетандера 3 МПа и давления в газопроводе 5,40 и 7,35 МПа при работе одного ГПА можно получить полезную мощность ~ 100 и ~ 120 кВт, соответственно. При работе пяти ГПА-Ц-16 полезная мощность при тех же степенях понижения давления газа увеличивается соответственно до 240 и 300 кВт.
1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6
Рис. З.б.Зависимость мощности ПЭГА от числа работающих ГПА-Ц-16 и степени понижения давления
Рис.5.7. Структурная схема ПЭГА (а) и схема проточной части турбины (б):
ТД - турбодетандер; Г - генератор; Д - дозатор газа; РЧВ - регулятор частоты
вращения; СА - сопловой аппарат; РК — рабочее колесо;
НА - направляющий аппарат
глава 5
Процесс расширения газа в турбине турбодетандера сопровождается понижением его температуры; поэтому, если обеспечить теплообмен между воздухом, отбираемым за осевым компрессором ГТУ, и топливным газом, можно осуществить подогрев топливного газа и тем самым получить его эко.номию до 10-12 %.
Конструктивное исполнение турбодетандера совместно с электрогенератором и системой регулирования представляет собой пневмо-электрогенераторный агрегат (ПЭГА ), структурная схема которого представлена на рис.5.7. Там же схематично показан график изменения давления и температуры газа в турбине и проточная часть турбины. Работа ПЭГА заключается в следующем. Газ из магистрального газопровода через управляемый кран К, и дозатор Д поступает к сопловому аппарату СА газовой турбины. В сопловом аппарате увеличивается скорость газа за счет снижения давления ( потенциальная энергия газа преобразуется в кинетическую). Газ воздействует на рабочие лопатки турбины, создает окружное усилие на рабочем колесе ротора, который через упругую муфту приводит во вращение электрогенератор Г. Частота вращения ротора генератора поддерживается центробежным регулятором путем изменения подачи газа в турбину с помощью дозирующего элемента дозатора Д. При высоких давлениях Р>3 МПа рабочего газа осуществляется непрерывное автоматическое регулирование подачи газа с помощью дозатора. В случае снижения давления газа ниже 3 МПа (ГРС ) и необходимости увеличения мощности включается дискретное регулирование, увеличивая расход газа через кран К2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|