Системы безопасности компрессорных цехов
Системы безопасности работы компрессорных цехов включают в себя главным образом систему управления охранными и общестанционными кранами, включая ключ КАОС, систему автоматики пожаротушения и систему контроля загазованности.
ческих импульсов. Скорость потока газа, или частота импульсов, пропорциональна мгновенному объемному расходу газа, а количество импульсов - суммарному объему прошедшего через турбинный счетчик газа за определенный период времени.
Учитывая, что турбинные счетчики обеспечивают измерение расхода газа при рабочих температурах и давлениях, их показания необходимо приводить к нормальным условиям по формуле:
6.6.1. Системы управления охранными и общестапциопными кранами. Ключи КАОС
По правилам техники безопасности компрессорный цех должен быть аварийно остановлен с отключением от газопровода и выпуском газа из технологических коммуникаций в случаях:
Автоматизация компрессорных станции
|
ния на один из соленоидов (электромагнитная катушка) открытия (О) или закрытия (3) узла управления или нажатии ручного рычага управления импульсный газ через гидробаллоны бипереключатель 1 поступает на соответствующий пневмоцилиндр крана. Конечный выключатель (ВК), установленный на оси крана, сигнализирует о положении крана.
21. А. Н.Козаченко
| • при пожаре в здании (укрытии);
• при разрыве газопроводов высокого давления или значительных выбросов газа;
• при пожаре на установках очистки, охлаждения газа и коммуникациях;
• во время стихийных бедствий, создающих угрозу оборудованию и жизни людей (наводнение, землетрясение и др.).
Ключи аварийной остановки станции (КАОС) обычно устанавливав ются в помещения диспетчерского пункта станции (ДПКС), у главного: щита управления (или операторная) цеха, у поста охраны КС на проход-5 ной.
На каждый пункт управления предусмотрена раздельная прокладка | линий связи.
Для защиты от превышения давления на нагнетании компрессорной"! станции (цеха) выше допустимого предусматривается автоматическое! открытие кранов № 36 и Збр на станции (цехе) с подачей сигнала диспет-1| черу. ^
Для дистанционного и автоматического управления общестан-JI ционными и охранными пневмоприводными кранами (с Ду от до 1400 мм ), а также реализации схем аварийной остановки стан-'я ции (цеха) и защиты от превышения давления в операторных КС устанавливаются системы автоматики типа «Вега» или шкафы;! ЩтУ-11. *
На ГЩУ устанавливается щит диспетчера или шкафы ШкУ-06, (ШкС-04) с мнемосхемой кранов охранной зоны и узла подключения.
Дистанционное управление кранами осуществляется с ГЩУ, Ц путем воздействия на кнопки мнемощитов или клавиатуру компьютеров системы АСУТП, а также в качестве резервного - с аппа-1 ратной со шкафа ЩтУ-11 (или шкафов системы «Вега», ШУ-14$| ШУ-28 ).
Управление запорными кранами осуществляется электрическим или' | пневматическим приводом. В газовой промышленности, как правило, применяется пневматический привод, в котором в качестве рабочего агента используется предварительно очищенный природный газ (импульсный газ) с рабочим давлением от 1,5 до 8,0 МПа.
Схема управления запорным краном с помощью пневматического привода приведена на рис.6.21.
Импульсный газ через фильтр 3 и запорный вентиль 4 поступает на» J вход электропневматического узла управления 7. При подаче напряжё- а
Рис. 6.21.Схема управления запорным краном: 1 - переключатель; 2 - насос;
3 - фильтр; 4 - вентиль; 5 - кран; б - гидробалоны; 7 - электропневматическии
узел управления; 8 - конечный выключатель
Автоматизация компрессорных станций
|
с«
•в-
а
CN (N
И
и о и ю
I
| В качестве узлов управления кранами применяются различные типыЦ узлов управления:
• отечественного производства - ЭПУУ-2, ЭПУУ-3, ЭПУУ-4^ БУЭП-160;
• импортного производства - Грове, Са-дю-тарн, Камерон, ЧКД и др.1
В качестве примера рассмотрим схему дистанционного управления! одним краном со шкафа ЩтУ-11 с помощью блока БК-22 (рис.6.22).
В управлении краном используется реле движения К1ДО (или КЗДЗ)| реле контроля цепи А2-К1 и АЗ-К1 (двухобмоточные герконовые реле) и| реле-повторители К2ПО и К4ПЗ.
Последовательно с обмотками реле включены резисторы, ограничи-З вающие ток до значения, обеспечивающего нормальную работу этих| реле.
Диоды A2-VD1, A2-VD2, A3-VD1, A3-VD2 позволяют развязать вход-| ные цепи, а диоды A2-VD3, A3-VD3 защищают контакты реле движения! К1 ДО и КЗ ДО от токов самоиндукции обмоток соленоидов.
Если затвор крана находится в одном из крайних положений, то сра-| батывает по высокоомной обмотке I одно из реле контроля и соответ-f ствующее ему реле-повторитель. Во времяхода крана, когда замкнутыЦ оба конечных выключателя, оба реле контроля будут находиться в cpat ботанном состоянии.
Команда на перестановку может формироваться либо путем нажа-1 тия одной из кнопок 8В1ДО «Открытие», 8В2ДЗ «Закрытие» (установ-1 ленных на шкафу ЩтУ-11), либо путем замыкания контактов К1К1Ц (К2К2) при управлении от внешних устройств с ГЩУ (мнемощит,| ШкУ-06, ШкС-04, АСУТП).
При передаче команды на перестановку срабатывает и удерживает-1 ся реле движения. С помощью замыкающего контакта К1ДО (КЗДЗ) «плюс» от источника питания через низкоомную обмотку II реле контроля А2-К1 (АЗ-К1) подается на обмотку соленоида открытия ЭО или закрытия ЭЗ, вызывая его срабатывание. При этом реле контроля остается в сработанном состоянии.
После перестановки конечный выключатель размыкается и все реле данного канала (открытия или закрытия) отпускаются.
Для размножения контактов реле положения кранов дополнитель^! но введен субблок СбУ-350 к каждому блоку БК с реле К1 и К2.1 ] С помощью этих контактов осуществляется сигнализация положе--;| ния кранов. При конечном положении крана горит одна из ламгг-| (зеленая - «открыт», красная - «закрыт»), во время хода крана -'| обе. Кроме того, с помощью этих контактов осуществляется провер-'.
Автоматизация компрессорных станций
|
ка целостности цепей управления с индикацией на табло - «ОбрьийЦ цепей управления».
6.6.2. Системы автоматики пожаротушения
Основными причинами возникновения аварийных ситуаций, приво«| дящих к взрыву и пожару на компрессорных станциях, являются: нару-1 шение целостности газовых трактов (фланцевые соединения, сварный швы, арматура, трубопроводы, оборудование и т.п.); разрушение эле-| ментов конструкций привода и нагнетателя (подшипники, уплотнения^ поршни, лопатки турбин и т.д.; нарушение целостности масляных трак* тов (маслопроводы, масляные насосы и т.д.). Все это приводит к выбро* су в помещение станции природного газа или горючего масла под высо-1 ким давлением. При наличии источника воспламенения (горячие поверЦ хности камер сгорания и выхлопных коллекторов, электрические ил» фрикционные искры и т.п.) возникает пожар - диффузионные гореш газа и масла. При отсутствии источника воспламенения или задержку его появления в помещении образуется либо взрывоопасная газовоздуш-Jl ная смесь, либо еще более опасная смесь газа, паров и капель масла Ф воздухом, взрыв которой, как правило, приводит к серьезным послед*! ствиям. , Для тушения пожаров на ГПА рекомендуется применять индивиду-; альные и комбинированные установки пожаротушения (КУП). Они пред-; назначены для противопожарной защиты оборудования ГПА, газотур бинных двигателей, мотокомпрессоров, имеющих поверхности, нагре-; тые выше температуры самовоспламенения турбинного масла. КУЩ предполагает две очереди ввода в действие огнетушащих веществ. Пер- j вая очередь обеспечивает ликвидацию пожара на начальной стадии* развития, вторая ликвидирует возможность повторного воспламенения. I Для машзалов стационарных компрессорных цехов (с ГПА типа! ГТК-10, ГТ-6-750, ГТ-750-6, ГТК-5 и др.) применяются системы авто-| магического пенного пожаротушения (АППТ). % АППТ состоит из основной и резервной емкости воды, емкости cj пенообразователем, дозатора пенообразователя, основного и резервно-1 го насосов, электрозадвижек (по направлениям на каждый агрегат), сети f трубопроводов и пенных оросителей, шкафов автоматического управ ления и датчиков пожарообнаружения.
Запас воды и пенообразователя в установке пенного пожаротушения должен быть рассчитан из условия работы в течение не менее 20 мин.
Для ГПА блочного исполнения (типов ГПА-Ц-6,3, ГПА-Ц-16) применяются модульные автоматические установки порошкового пожаротушения, состоящие из:
• модулей (баллонов) порошкового пожаротушения, в корпусе которых совмещены функции хранения и подачи огнетушащего порошка при воздействии исполнительного импульса на пусковой элемент;
• распределительных трубопроводов;
• пожарных извещателей с шлейфами пожарной сигнализации и электрическими цепями питания и контроля;
• блоков автоматического управления и устройств представления информации о состоянии системы пожаротушения;
• устройств для сигнализации и блокировки дверей в отсеках агрегатов;
Системы автоматики пожаротушения должны обеспечивать:
• световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара с расшифровкой направления, о неисправности системы;
• автоматический и дистанционный пуск установки;
• автоматическое переключение электропитания с основного на резервный источник;
• формирование и выдачу командного импульса для управления технологическим и электротехническим оборудованием объекта, системами оповещения о пожаре, дымоудаления, подпора воздуха, а также для отключения вентиляции, кондиционирования, воздушного отопления;
• автоматический контроль шлейфов пожарной сигнализации, целостности электрических цепей питания, световой и звуковой сигнализации и датчиков, определение обрыва пиропатронов или электромагнитов;
• формирование командного импульса автоматического пуска установки не менее чем от двух автоматических пожарных извещателей.
Основными элементами всех систем пожаротушения, от которых зависит надежность срабатывания, являются датчики пожарообнаружения.
На компрессорных станциях применяются различные типы датчиков. (рис.6.23).
2- Пульт приемно-контрольный ППК-21
| 4- Датчик термоэлектрический ДТПГ
| глава 6
=
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|