Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ





Кафедра истории международных отношений МГИМО (У) МИД РФ завершила масштабную программу обновления учебников по истории международных отношений, материал которых охватывает огромную эпоху от становления международной системы нового и новейшего времени в ее первом, Вестфальском варианте (1648 г.) до событий 1989— 1991 гг., положивших конец последнему, Ялтинско-Потсдамскому периоду ее существования. Серия из шести книг, адресованных студентам-международникам и регионоведам, несомненно, будет полезна также историкам и политологам.

Первой в ряду учебников стоит «История международных отношений в новое время», написанная известным специалистом по новой истории профессором A.B. Ревякиным [5]. Его задача была особенно сложной — последними общими трудами по истории международных отношений нового времени в нашей стране были первый и второй тома монументальной «Истории дипломатии», да и зарубежные труды, прежде всего, неоднократно издававшийся по-русски двухтомник А. Дебидура и до сих пор не переведенный в России трехтомник П. Ренувэна, мало походили на вузовские учебники. Книгу открывает содержательная глава о наследии европейских международных отношений и их состоянии к началу Нового времени. Здесь раскрываются основные категории и принципы внешней политики и дипломатии европейских государств, указываются главные международные события эпохи.



Конорев Сергей Владимирович— кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Ивановского государственного университета (Иваново);

Полывяниый Дмитрий Игоревич— доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Ивановского государственного университета, зам. главного редактора Журнала «Личность. Культура. Общество» (Иваново).

393Дальнейшее изложение следует устоявшейся периодизации европейских международных отношений в «эпоху конгрессов», включает основные проблемы колониальных захватов и соперничества европейских держав, излагает основные этапы формирования, развития и начала разрешения Восточного вопроса, ограничиваясь упоминаниями о мало зависевших от европейских дел проблемах международных отношений в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Последнее обстоятельство позволяет упрекнуть автора в европоцентризме, который, впрочем, в целом присущ как отечественной, так и мировой традиции изучения истории международных отношений Нового времени.



Важной особенностью текста учебника является организация глав по основным периодам европейских международных отношений, а параграфов – по главным проблемам истории международных отношений каждого периода. Материал книги хорошо организован с дидактической точки зрения, снабжен продуманными контрольными вопросами, каждая глава завершается библиографическими указаниями, а книга в целом – списком рекомендованных источников и литературы, включающим избранные иностранные публикации.

Вторая книга — о месте России в международных отношениях Нового времени с 1700 по 1918 гг. — принадлежит перу видного специалиста по истории кавказской политики России и Восточного вопроса проф. В.В. Дегоева [1]. Труд, на наш взгляд, сохраняет лучшие качества работ классической школы изучения российской внешней политики в мировом контексте (Е.В. Тарле, С.Д. Сказкин, В.М. Хвостов) и продолжает исследования блестящего ученого, профессора МГУ Н.С. Киняпиной, убедительно раскрывшей основные линии преемственности и концептуальные основы российской внешней политики XIX в. в своих книгах. В изложении В.В. Дегоева Россия предстает неразрывной частью созданного при ее прямом участии «европейского концерта», а ее внешнеполитическая деятельность представлена частью складывавшейся системы европейской политики, нацеленной на поддержание мирного «баланса сил» при одновременном решении каждой из великих держав главных внешнеполитических проблем за счет не вписывавшихся в систему или лежавших вне ее стран и территорий. Слом этой системы в 1914 г. означал, по выражению автора, «торжество антисистемного начала», к которому Россия была причастна в той же мере, что и другие участники противостоявших друг другу блоков. К новаторским главам книги несомненно следует отнести подробный очерк в двух частях «Долгий мир в Европе (1815—1853)» (главы 7-8), дающий строго взвешенную оценку внешней политики России в рамках Венской системы, которая исключает как ка-



394рикатурный образ неудачливого «жандарма Европы», так и уничижительную характеристику «безвинной жертвы интриг коварного Альбиона». Особенно важна последняя глава учебника «Первая мировая война как крушение миросистемного порядка XVIII-XIX вв.», содержащая компетентную и жесткую оценку как российской внешней политики, так и поведения союзников и противников России в преддверии грядущего мирового конфликта. Главы книги завершаются пространными и концептуально насыщенными выводами автора, имеющими самостоятельное значение и обобщенными в заключении. Учебник завершается списком рекомендованной литературы, в котором, к сожалению, не хватает документальных публикаций. Другая претензия, которую следует предъявить автору, касается отсутствия важных элементов методического оформления учебника — контрольных вопросов, заданий и пр.

Написание третьей книги — компетентного и современного учебника по истории международных отношений и внешней политики нашей страны в период между двумя мировыми войнами [6] — давно было насущной необходимостью. Существующая огромная литература по истории международных отношений межвоенной эпохи, от классического труда Эдварда Kappa и не раз переизданного во многих странах мира насыщенного и концептуально стройного синтеза Жана-Батиста Дюрозе-ля и до фундаментального труда Эннио ди Нольфо (в отличие от перечисленных выше переведенного на русский язык), давно требовала критического обобщения. Н.Е. Клейменова и А.Ю. Сидоров представили труд, являющийся результатом многолетней исследовательской и преподавательской работы, важными этапами которой были краткое пособие по данному периоду и тщательно проработанная программа курса, давно ставшие важным подспорьем для преподавателей многих столичных и региональных университетов. Авторам удалось найти четкие формулировки и показательные примеры для изложения основ системности и как имманентного качества международных отношений новейшего времени, и как принципа их исследования и описания.

Хронологические рамки охватываемого учебником материала открываются 1917 г., что не совсем привычно для подобных книг, где за точку отсчета обычно принимается рубеж 1918—1919 гг. Обосновывая нижнюю хронологическую границу в первой главе учебника, авторы оправданно заключают, что к концу 1916 г. силы и возможности всех главных участников первой мировой войны были практически исчерпаны и недостаточны для силового решения вопроса о победителях, и «первой великой державой, не выдержавшей тяжкого бремени военных лет, стала Россия». История выхода России из мировой войны не заслоняет здесь, как во

395многих отечественных работах, всех сложных перипетий дипломатического противоборства между главными участниками войны и нараставших противоречий в союзнических лагерях. Авторам удалось компактно и четко изложить и содержание подписанных в результате первой мировой войны международных договоров, и суть основных спорных вопросов, и основы политики каждой из держав-победительниц. Взвешенно и точно изложены основные факты внешней политики Советской России в период между Парижской мирной конференцией и конференциями 1922 г. в Генуе и в Гааге, показаны не только идеологические аспекты дипломатического противоборства большевиков с державами Антанты, но и существенная роль экономических вопросов, прежде всего, проблемы российских долгов бывшим союзникам, без излишних эмоций описаны причины и цели иностранной интервенции в России. В дальнейшем внешняя политика созданного в декабре 1922 г. Советского Союза рассматривается в контексте кризисного развития европейских международных отношений в 1923—1925 гг. и начала их стабилизации в середине 20-х гг. После краткого периода «стабилизации и миротворчества» в середине — второй половине 20-х гг. в европейских международных отношениях выявились новые кризисные тенденции.

Рассматривая «локарнский процесс», авторы уместно дифференцируют политику в нем Франции и Великобритании, дают детальную и объективную оценку противоречиям во внешней политике СССР в 1925— 1932 гг. Эпоха межвоенной «европейской разрядки» показана в главе достаточно полно, как, впрочем, и механизмы ее срыва, среди которых не последнее место занимали действия СССР. С приходом к власти А. Гитлера в Германии возникли реальные перспективы силовой ревизии Версальской системы.

Сложные перипетии дипломатической борьбы 30-х гг. также рассматриваются с позиций системного анализа, с учетом реальных альтернатив, стоявших перед участниками международных отношений в обстановке явного кризиса Версальской системы и ее неспособности к дальнейшему существованию. Детально и ярко описаны ситуации, возникавшие как в основных «узлах» Версальской системы, так и в двусторонних отношениях между европейскими державами. Подробно рассмотрены ключевые события 1938 г., приведших к окончательному краху Версальской системы — подготовка и осуществление присоединения Австрии к Германии, созыв Мюнхенской конференции и последствия принятых на ней решений. Учебник рисует детальную и широкую панораму европейского кризиса 1939 г., не опуская ни перипетий переговоров о предоставлении гарантий следующим возможным жертвам гитлеровской экспан-

396сии, ни противоречий между участниками Антикоминтерновского пакта, ни искусной дипломатической игры Гитлера и Риббентропа с Москвой накануне подписания пакта о ненападении, ни конвульсий дипломатии прибалтийских государств, которых слом Версальского порядка обрекал на неизбежную гибель.

В учебнике подробно описано формирование межвоенной подсистемы международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подробно описаны перипетии советской политики на Дальнем Востоке в период установления здесь власти большевиков. К тематике межвоенных международных отношений в АТР примыкает описание советско-китайских отношений в 20-е гг. XX в., но в целом в этой части учебника преобладают региональные и общемировые параметры оценок акторов мировой политики в АТР в 30-е гг. XX в. Показана роль «манчжурского вопроса» в интернационализации японо-китайского конфликта, выделены в специальный сюжет проблемы советско-американских отношений, подробно описаны роль Лиги наций и особенности дальневосточной политики европейских держав. Особое место занимает объективный экскурс о роли чехословацкого корпуса в событиях не только дальневосточной политики, но и гражданской войны в России в целом

Отдельная глава посвящена Ближнему Востоку в 20—30-е гг. XX в. Здесь авторам удалось создать связное и системное изложение основных событий и тенденций через сочетание подробного анализа противоречивых процессов политической организации арабского мира с рассмотрением основных интересов европейских держав в этом регионе на фоне зарождавшейся в это время палестинской проблемы и обозначившегося к концу 30-х гг. интереса европейских держав к ближневосточной нефти. События на Среднем Востоке, большая часть которых в 20-30-е гг. была неразрывно связана с политикой Москвы, рассмотрены через возрастающую роль Турции и отчасти Ирана в системе международных отношений межвоенного периода. Дан в учебнике и редко освещаемый материал о международных отношениях 20—30-х гг. в латиноамериканском регионе, который дает студентам возможность более четко представить себе глобальный характер Версальско-Вашингтонского порядка и проявления его становления, трансформаций и кризиса в периферийных регионах, а также то, что т.н. неоизоляционизм внешней политики Вашингтона не касался «ближних соседей». Именно латиноамериканский материал позволяет воочию увидеть и глобальный характер планов гитлеровского «нового порядка».

Оценивая текст книги в целом, необходимо отметить такие его качества, как читабельность, академический, но не лишенный необходимой

397доли эмоциональности язык изложения, взвешенность оценок, отсутствие противоречивых или размытых выводов. Характерное для научной школы МГИМО (У) МИД РФ стремление к максимальной документальной точности и фактографической полноте сочетается здесь с квалифицированным методическим подходом, подчеркнутым желанием дать студенту как можно больше возможностей проверить свои знания, мобилизовать для правильного понимания событий известные им из предыдущих глав факты и выводы. Авторы счастливо избежали и конъюнктурной сенсационности, и повторения устаревших оценок. Учебник можно назвать гражданственным – вскрывая и анализируя ошибки, просчеты или не вполне корректные внешнеполитические действия Советского правительства и его лидеров, авторы не умаляют достоинства нашей страны.

Выпадение России-СССР из числа великих держав в 1917-1919 гг. и ее возвращение в элиту мировой политики в 30-е гг. XX в. показаны без искажений исторической реальности, характерных для многих работ, где «великодержавность» нашей страны изображается как имманентное качество, а не как позиция, достигаемая и сохраняемая огромными внутренними усилиями и продуманными внешнеполитическими действиями. Не обходя темы сталинских репрессий и негативного влияния сталинского режима на внешнюю политику СССР, авторы сумели избежать повторения политизированных оценок перестроечного времени, в частности, касательно советско-германского договора 1939 г.

К тексту приложены весьма подробная хронология событий истории международных отношений с февраля 1917 г. по сентябрь 1939 г. и учебно-методический раздел, состоящий из подробной программы курса, которая может служить прекрасным материалом для подготовки к экзаменам, планов семинарских занятий и списка литературы. Цветная вкладка с картами выгодно выделяет данный учебник среди книг рецензируемой серии.

Успеху учебника и его интенсивному использованию в университетах российских регионов, реализующих программы высшего профессионального образования в области международных отношений, будут способствовать уважение и внимание к вкладу исследователей региональных центров в изучение данного периода, продемонстрированное авторами в справочном аппарате книги.

Курс лекций по истории советской внешней политики в период второй мировой войны, написанный заведующим кафедрой международных отношений и внешней политики МГИМО (У) M. M. Наринским и доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН A.M. Филитовым, в отличие от предыдущих книг,

398не снабжен методическим и справочным аппаратом [3]. Однако он восполняет существенный пробел в списке учебников, закрывая один из важнейших и неоднозначных периодов истории международных отношений. В своей работе авторы намеренно отходят от системного принципа анализа истории международных отношений и рассматривают один из элементов системы — внешнюю политику СССР, так как именно в ее оценках накопилось наибольшее количество искажений и споров.

Хронологически курс лекций охватывает период от предвоенного международного кризиса 1938 г. (Мюнхенский сговор), до окончания второй Мировой войны (сентябрь 1945 г.). Авторам удается с новых позиций показать ряд, казалось бы, хорошо известных событий. Нельзя не отметить взвешенный подход в оценке некоторых спорных моментов отечественной истории, в частности, характеристике советского-германского пакта 1939 г.

Материал выстроен по хронологическому принципу, каждая лекция раскрывает значительный этап развития внешней политики СССР и, вместе с тем, делает упор на ключевые проблемы рассматриваемого периода. В начале каждой лекции авторы, выделяя проблемы и задачи, стоявшие в тот или иной период перед советской дипломатией, дают общую характеристику рассматриваемого этапа международных отношений. Необходимо отметить, что авторы далеко выходят за пределы европейской проблематики. Так, отдельный обширный параграф, посвящен проблеме подписания пакта о нейтралитете между СССР и Японией. В этом разделе не только подробно изложены факты, приведшие к соглашению, но и дана взвешенная оценка значения данного события для дальнейшего хода второй мировой войны.

Справедливым является замечание о том, что принцип «новой организации международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз», впоследствии легший в основание Организации Объединенных Наций, впервые прозвучал в декларации во время советско-польских переговоров 3-4 декабря 1941 г., т.е. до принятия «Декларации Объединенных Наций», которая не имела прямого отношения к идее создания ООН. Новаторской является и трактовка авторами хода и результатов Тегеранской конференции. По их мнению, «ее историческое значение, как и роль деятельности на ней советской делегации в исследовательской и мемуарной литературе явно преувеличено», с чем трудно не согласиться. Воссоздавая широкую картину взаимодействия союзников в рамках антигитлеровской коалиции, М.М. Наринский и А.М. Филитов уделяют также достаточно внимания взаимоотношениям СССР с правительствами стран Восточной Европы, показывают зарождение и становление концепций послевоенного уст-

399ройства региона. Особенно в этом плане показательно развитие отношений с польским правительством в эмиграции.

Центральное место в пособии, естественно, занимает проблематика отношений СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. Авторам удалось показать различные аспекты взаимодействия союзников — дипломатические, экономические, военные, не избегая разговора о проблемах и противоречиях, постоянно возникавших между странами «большой тройки». Учебное пособие выросло из лекционного курса, читавшегося студентам МГИМО (У), и поэтому сохранило живой, образный язык, яркие личностные характеристики, выраженную авторскую позицию. Это обстоятельство, несомненно, облегчает усвоение материала, создает впечатление непосредственного общения с авторами.

Следующее учебное пособие, автором которого является М.М. Нарин-ский, охватывает один из наиболее спорных периодов международных отношений — с 1945 по 1975 гг. [4]. Выбирая данный хронологический отрезок, автор исходил из общепринятой в последние годы периодизации истории международных отношений, выделив те важнейшие этапы становления и эволюции Ялтинско-Потсдамской системы, «когда в наибольшей степени проявилась присущая ей биполярность». В основе изложения материала лежит системный подход к международным отношениям, позволяющий сформировать у студентов целостную картину послевоенного мира.

Учебное пособие открывается главой, посвященной общей характеристике Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. В ней автор раскрывает ключевые понятия курса и обозначает расстановку сил на мировой арене к моменту окончания второй Мировой войны. Кроме этого он вскрывает причины стабильности сложившейся системы, позволявшие на протяжении длительного периода жесткой конфронтации избегать глобальных военных кризисов. Дальнейшее изложение материала подчинено проблемно-хронологическому принципу. Автор последовательно раскрывает важнейшие аспекты международных отношений, обильно и дидактически верно насыщая текст фактическим материалом. В учебном пособии превалируют сюжеты, связанные с противостоянием Запада и Востока и вытекающие из сложившейся системы биполярности. Вместе с тем, значительное внимание уделено и другим важным аспектам международных отношений: ближневосточному конфликту, процессу западноевропейской интеграции, кризисам в «социалистическом содружестве». В итоге, автор подводит читателя к выводу о том, что уже к середине 70-х гг. XX столетия классическая биполярная система международных отношений дает трещину. На мировой арене появляются и усиливаются новые акторы (например, страны — экспор-

400теры нефти, Западная Европа, Япония, Китай, участники Движения неприсоединения). Уменьшается значение военно-политического противоборства, возрастает роль финансово экономических и технологических факторов. Наконец, к середине 70-х гг. период наиболее опасного и глобального противостояния двух сверхдержав был позади, что, правда, не означало успешного решения всех стоявших перед ними проблем.

Каждая глава учебника завершается списком контрольных вопросов, подробной разработкой семинарского занятия, перечнем рекомендуемых документов и литературы.

Продолжением этого учебника в хронологическом и логическом смысле является вышедшая под редакцией М.М. Наринского работа его коллег по кафедре ЮЛ. Дубинина, Б.Ф. Мартынова и доцента кафедры европейской интеграции Т.В. Юрьевой [2]. Это учебное пособие охватывает период с 1975 по 1991 гг. и, таким образом, подводит итог существованию биполярной системы послевоенного мира. Авторы учебника убедительно и наглядно, на обширном фактографическом материале, показывают, как относительно стабильная, основанная на примерном равенстве сил, сложившихся вокруг ведущих мировых военно-политических центров, система международных отношений подходит к периоду острого кризиса начала 90-х гг., приведшему к ее разрушению. Такой итог был вызван тем, что на протяжении 70—80-х гг. трансформировались основополагающие базовые структуры стабильного функционирования данной системы.

Материал учебника выстроен по проблемно-хронологическому принципу, главы также снабжены примерными темами семинарских занятий и списками источников и литературы. В первой главе, имеющей вводный характер, показан процесс размывания биполярности Ялтинско-Потсдамской системы и обозначены новые инструменты регулирования международных отношений. Далее авторы демонстрируют нарастание советско-американских противоречий, при этом не сводя причины кризиса разрядки к проблемам в отношении двух сверхдержав. Как и другие проблемы второй половины 70-х – начала 90-х гг., этот вопрос представлен в контексте системного подхода к истории международных отношений, что способствует формированию у читателя целостной картины международного процесса последней фазы Ялтинско-Потсдамской системы.

Работа достойно завершает серию новых учебников МГИМО, и у нас нет оснований сомневаться, что их введение в учебный оборот создает прочную основу для укрепления образования в области международных отношений в российских университетах, устанавливая достойные образцы для дальнейшего совершенствования преподавания важнейшего для этого образования курса.

401ЛИТЕРАТУРА

1. Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918 гг. М., 2004.

2. Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. История международных отношений (1975-1991). М., 2006.

3. Наринский М.М., ФилитовА.М. Советская внешняя политика в период Второй мировой войны. Курс лекций по истории международных отношений. 1939-1945: Курс лекций. М., 1999.

4. Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975. М., 2004.

5. Ревякин A.B. История международных отношений в Новое время: Учебное пособие. М., 2004.

6. Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений 1918-1939 гг. М., 2006.

402Памяти коллег

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.