Сделай Сам Свою Работу на 5

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ: БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА





Монография доктора исторических наук, профессора A.A. Штырбула «Безгосударственные общества в эпоху государственности (III тысячелетие до н.э. — II тысячелетие н.э.)» вышла в издательстве Омского государственного педагогического университета и является солидным научным исследованием мало изученной и слабо проработанной в исторических науках темы безгосударственного существования человеческих сообществ в эпоху государственности, т.е. за пять тысяч лет мировой истории. Опираясь на немногочисленных научных предшественников, непосредственно разрабатывавших данную проблему или косвенно ее затрагивавших, Штырбул выдвигает собственную довольно смелую научную концепцию безгосударственных обществ в эпоху государственности.

Следует отметить, что рецензируемая монография является ярким и конструктивным ответом на многочисленные упреки в адрес социально-гуманитарных, особенно исторических, наук, звучащие сегодня со всех сторон. Можно уверенно сказать, что на фоне современного исторического дискурса данная монография отличается именно исследовательской неординарностью, самостоятельностью и фундаментальностью.



Известны периоды, когда историческая наука выходит за пределы описания конкретно-исторических сюжетов и стремится осмыслить сквозные, осевые процессы мировой истории в поисках устойчивых в

Рецензия на книгу: Штырбул A.A. Безгосударственные общества в эпоху государственности (IIIтысячелетие до н.э. II тысячелетие н.э.): Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 376 с.

Марцева Лидия Михайловна— доктор исторических наук, доктор философских наук, академик Петровской академии наук и искусств, профессор (ОмГУПС) (Омск).

385своей циклической повторяемости феноменов (Е.Ф. Шмурло, А. Тойн-би, М. Ферро, Л.Н. Гумилев, H.A. Нарочницкая, др.). История в таких случаях объективно становится философичной. Подобным прорывом к обновленному проблемно-историческому знанию в современном научном контексте, на наш взгляд, является и данная монография.

Предметом своего исследования автор определил безгосударственные общества эпохи государственности, имевшие полный или частичный социальный суверенитет, а объектом стала безгосударственность как форма существования общества. Таким образом, Штырбул в своей монографии выходит в область философии истории, что более чем актуально в условиях выраженного глобального кризиса, кризисного характера российского общества, кризиса рационального знания в целом и гуманитарных наук, включая исторические, в частности.



В центр авторского исследования поставлены сложные и неконъюнктурные вопросы. «Может ли общество существовать и эффективно развиваться без государства? Насколько жизнеспособно и устойчиво такое общество? Каковы потенциал и конкурентоспособность безгосударственного общества в сравнении с государственным обществом? Каков опыт безгосударственного развития человечества в доклассовый и классовый периоды? Все ли может государство? Если нет, то где проходят границы его эффективности? В чем правы и в чем заблуждались анархисты? Как снять или сначала хотя бы уменьшить отчуждение людей от власти и общества, чтобы дать им простор для социально продуктивного творчества? Каковы перспективы государства и безгосударственного общества в XXI в. и III тысячелетии?» (С. 4).

Обосновывая тему своей монографии во введении, автор отмечает, что «говорить об универсальности государственной организации общества нельзя даже применительно к XX веку – эпохе, казалось бы, полной и торжествующей государственности». Кроме того, A.A. Штырбул отмечает, что на рубеже XX-XXI вв. предельно ясно проявились серьезные признаки «кризиса государственности как таковой:

— рост преступности, в том числе организованной, с наличием мощных криминальных структур и элементами власти над отдельными районами государства и группами населения;



— поразительный рост бюрократии и коррупции в сферах государственного управления;

— рост числа экстремистских военизированных формирований;

— разгул международного и внутреннего терроризма и недостаточная эффективность государств в борьбе с ним;

— хронические социальные проблемы;

386- слабая эффективность в противодействии экологическому кризису;

— обострение национальных проблем в многонациональных государствах;

- наличие около 80 заявленных непризнанных национальных и региональных территориальных образований;

— наличие в ряде государств неконтролируемых или частично контролируемых территорий ("серых зон"), возникших на национальной и социально-политической основе» (С. 5-6).

К этому списку можно было бы добавить предельно ощутимую в современной России неспособность государства защитить не только интересы, но и жизни подавляющей части своих граждан от всех видов напастей, включая природные, техногенные, административные, экономические катастрофы и осознанное давление чиновников на население страны. При этом именно государственная статистика второе десятилетие фиксирует и озвучивает беспрецедентное для «мирного» времени вымирание населения. Социальный фон современной России особенно актуализирует непростые вопросы, на которые Штырбул пытается дать ответ в монографии.

По его мнению, подкрепленному многочисленными приведенными в монографии данными, безгосударственные общества в эпоху государственности не только были возможны в принципе, но и существовали реально. Более того, они иногда успешно конкурировали с обществами государственными. Безгосударственное общество — реальность и такой же закономерный продукт истории, как и общество государственное. Однако автор убедительно показывает, что на определенных этапах истории (при переходе от первобытного безгосударственного строя к классовому, государственному устройству общества, и затем, по мере возрастания роли государства в ряде регионов мира) — безгосударственные общества оказались слабее государственных и временно проиграли, как полагает и стремится доказать Штырбул.

На страницах книги академично и в тоже время увлекательно изложена захватывающая, грандиозная картина различных форм безгосударственного развития человечества в самое, казалось бы, неподходящее для этого время — время всеобщего, всемирного торжества идеи и практики государственности — от Древнего Египта до наших дней. Перед читателем проходит длинная вереница конкретных форм безгосударственных обществ периода государственности. Автор анализирует синполитейные первобытные общества — первобытные общества, существующие одновременно с обществами государственными, так или иначе контактирующие с ними и эволюционирующие под их воздействием; сложные вожде-

387ства или чифдом (англ. chiefdom) — первые формы иерархической организации общества, но без признаков государственности; вторичные племена и их союзы.

В монографии в качестве естественно-социальных обществ гражданской ориентации представлены безгосударственные черты античной государственной мегаобщины (полисы), сельские гражданские общины и «крестьянские республики» Средневековой Европы (VI—XVI вв.), городские общины-коммуны Западной Европы и их федерации, а также религиозно-еретические общества утопического типа. Раннее вольное казачество России и Украины и родственные ему исторические феномены (Крайна на Балканах, «береговые братства» в Карибском море), горные «вольные общества» убедительно обоснованы Штырбулом как безгосударственные общества «новой военной демократии». Следует отметить и очень интересный анализ анархических социальных образований («Мах-новия» в России 1917—1921 гг., «Арагонская республика — коммуна» в Испании в канун II Мировой войны) и многое другое, кропотливо собранное автором на страницы своей монографии из многочисленных, нередко малоизвестных источников.

Научно продуктивными и адекватными целям монографии являются методология и теоретические подходы, примененные к историческому исследованию безгосударственных обществ и теоретическому осмыслению безгосударственности как формы существования обществ. Продуктивным оказалось органическое сочетание диалектических принципов и синерге-тических подходов (И. Пригожий, E.H. Князев, СП. Курдюмов), синтеза формационного и цивилизационного подходов (A.C. Панарин). И хотя главными для автора остались исторические методы и принципы исследования, работу отличает уместный и плодотворный взгляд на предмет исследования с позиций философских, социологических, антропологических, политологических и правоведческих. На наш взгляд, прежде всего философско-историческое (историософское) осмысление социально-исторического феномена безгосударственного устройства обществ делает монографию Штырбула научно значимым явлением, открывающим перспективное направление для дальнейших исследований.

Интересна, основательно обоснована и выверена, хотя при этом и не бесспорна, классификация безгосударственных обществ эпохи государственности. Как мы уже отметили, автор детально, на основе привлечения огромного фактического материала, рассмотрел практически все известные конкретные проявления безгосударственных обществ эпохи государственности, посвятив каждому типу этих проявлений отдельный параграф монографии. Автор старался подробно представить картину

388«сквозной безгосударственной истории» и выявить как общее, так и особенное, уникальное в таких различных обществах.

В монографии A.A. Штырбула объективно показаны как плюсы безгосударственных обществ, так и их минусы. Сравнительно-исторический анализ позволил автору выявить их адаптационные, конкурентные и иные возможности. «Эпоха государственности, — заключает автор, — будет продолжаться, видимо, еще довольно долго, а вместе с нею неизбежно будет продолжена и история попыток уйти от государства — попыток создания альтернативных негосударственных и безгосударственных общественных очагов» (С. 374).

Широкий взгляд на исследуемую тему потребовал от автора обращения к значительному массиву литературы, так или иначе касающейся как истории и теории государства и государственности, так и проявлений безгосу-дарственности в мировой истории. Поэтому монография Штырбула имеет мощный научный фундамент и порой поражает энциклопедичностью.

Хотелось бы отметить успешно примененный Штырбулом лингвистический анализ используемых в работе терминов, что особенно актуально в период всеобщего смешения, подмены, утраты смыслов слов и научных понятий. В ходе повествования автор предоставляет в распоряжение читателя понятийный аппарат, в том числе поясняя применительно к своему исследованию синергетические термины, известные, как правило, только специалистам. Такой подход к категориальному анализу не только привносит в книгу смысловую прозрачность, но и делает ясным и доступным для широкого читателя весьма сложный, а порой и дискуссионный материал.

Как и во всяком солидном историческом исследовании в книге есть некоторые высказанные автором положения, имеющие, на наш взгляд, полемический характер. Но автор не претендует на последнее слово по данной проблеме, не навязывает читателю своего мнения и готов к дискуссии. Уже во «Введении» он особо оговаривает, что его книга сознательно носит характер постановки вопроса и, в известной мере, дискуссионный характер, поскольку в настоящее время «довольно заметное распространение получили философские, социологические и исторические концепции, связанные с принципом альтернативности исторического процесса» (С. 42). Таким же доверием и уважением к читателю отличается и весь текст монографии. Книга адресована не только ученым, но и всем, кто интересуется проблемами истории, при этом монография сочетает в себе академический подход с доступным изложением, соединяя научную теорию с живыми и образными историческими примерами. Все это делает книгу доступной для понимания широкой читательской аудитории, а чтение сложного, академического по своему характеру материала превращается в увлекательное занятие.

389Б.С. ЩЕГЛОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.