Развитие оценки земель в России до XVIII века.
Земельно-оценочные работы России, как и западноевропейских государств, характеризуется длительной историей развития. Имея общую социальную природу с западными оценочными работами, русская оценка земельной собственности отличается своими специфическими особенностями.
Первые упрощенные оценочные описания земель в России появились в IX веке, которые касались, главным образом, монастырских и церковных земель. Они служили основанием для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землей. Собирание данных о земле стало необходимым также в связи со взиманием сборов и податей русскими князьями с покоренных ими племен. Самые древние из дошедших до нас сведений о взимании таких сборов относится ко времени Олега (Х в.) и Ольги, которая после убийства древлянами ее мужа Игоря (945 г.) обложила их тяжкой данью и установила размеры повинностей с каждого плуга как единицы земельной меры и обложения.
Существовавшая в XI веке качественная оценка земель носила упрощенный характер. Так, «Русская Правда» сохранила сведения о подразделении земель только по видам угодий (дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья) без указания почвенных различий. Первые переписи земель с характеристикой их количества и качества относятся к XII веку. Очень подробное описание многочисленных и разнообразных доходов с земли сделано в уставных грамотах новгородского князя Святослава (1137г) и смоленского князя Ростислава (1150г).
Старейшими дошедшими до нас земельно-оценочными документами являются описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись киевских земель была проведена в 1245 г. Суздальские и рязанские земли были описаны в 1257 г., муромские и новгородские – в 1259 г. В 1273 г. была осуществлена повсеместная перепись русских земель. Наряду с татарскими переписями в период монгольских завоеваний описания земель вели и русские князья. Для определения размера дохода и взимания татарской дани во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.
С возникновением товарно-денежных отношений общество пытается решить проблему справедливого распределения тяжести налогового бремени между налогоплательщиками обеспечивающего, с одной стороны – стимулы для рационального землепользования, а с другой поступление средств в казну государства и распределения их в интересах всего общества.
Развитие налогообложения в России прошло основные его формы: прямое натуральное в виде отработочной ренты; единый натуральный налог; косвенное через систему закупочных цен, прямое налогообложение в денежной форме в виде земельного налога.
В России получение сведений о землях в целях обложения их налогом являлось целью писцовых описаний, которые представляли крупное государственное мероприятие. Писцовыми описаниями управлял Поместный приказ, как государственное учреждение, ведавшее земельными делами, который также регистрировал переход земельных владений от одного лица к другому.
Кроме налоговых целей , описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения количества вотчинных и поместных земель в соответствии с исполняемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV-XVI веках. При царе Иване IV были оценены и описаны почти все земли России, а некоторые из них – даже по несколько раз.
В писцовые книги вносились разнообразные сведения о земельных участках, строениях и сооружениях на них. Переписи земли проводились отдельно по имениям, волостям, уездам, а также по видам угодий – пашня, луга, выгоны, лес и т.д.
В писцовых книгах в XVI веке, наряду с количественным учетом и хозяйственным описанием земель, содержится и их качественная оценка. Все сельскохозяйственные земли подразделяются на «добрые», «средние», «худые» и «добре худые».
При сопоставлении разнокачественных земельных участков, измеренных такой синтетической единицей, показатель урожайности основной сельскохозяйственной культуры на единицу площади сравнительно правильно отражал разность в достоинствах оцениваемых земель.
Описание и оценку земель проводили лица, называвшиеся писцами, дозорщиками и мерщиками. Писцовый наказ 1622 года возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Сведения о земле отражались в писцовых книгах. Писцовые книги составлялись в двух экземплярах, один из которых посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников или дьяков.
Писцовые книги имели не только экономический, но и юридический, правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждалась документами и отражались в писцовых книгах. Таким образом, писцовые книги приобрели гражданско-правовой характер и признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в писцовых книгах получила характер земельной регистрации.
В писцовых книгах освещались такие финансовые вопросы как оценка имущества и размеры обложения налогом. Записи этих книг содержат показатели своеобразной древнерусской статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т.д. Для классификации земель использовались данные об урожайности, видах угодий и физических свойствах почв.
Постепенно различные окладные единицы заменяются большой московской сохой – единицей податного счета, соответствовавшей определенному размеру чистого дохода. Положить хозяйство в сохи – значило определить его доход.
Таким образом, в писцовом земельном кадастре концентрируются сведения земельной регистрации, учета качества и количества земель и сравнительной их оценки. По свидетельству академика С.С. Соболева, писцовые книги XV, XVI и начала XVII века были первыми почвенно-оценочными трудами, стоявшими для своего времени на очень высоком научном уровне.
В России земельная собственность и земельные отношения всегда находились в основе ее социально-экономического развития, а земельная оценочная деятельность была одним из главных направлений государственной политики. История отечественной оценки земли насчитывает несколько столетий, на протяжении которых сформировались различные ее виды и формы, подходы и методы.
Оценка земли как направление государственной социально-экономической политики начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье как специфическая разновидность частновладельческой условной земельной собственности. В этот период земельная собственность определяла социальный статус человека, а ее точный учет и оценка были необходимы при распределении владельцев поместий на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам.
Для проведения работ в этом направлении в XVI веке были созданы центральные государственные учреждения – Разрядный и Поместный приказы. Разрядный приказ определял поместный оклад служилого человека – размер его земельного владения, а Поместный приказ выделял ему поместную дачу из наличного земельного фонда. Поместный приказ также проводил описание и оценку земель, переписи населения государства.
В ходе описания и оценки земель создавались писцовые и переписные книги, выполнявшие функции первых земельных кадастров, а их составители: писцы и подъячие – первых оценщиков. Эти книги являлись основанием для поземельного (посошного и подворного) обложения населения государства налогами.
В XVII веке оценка частновладельческой земельной собственности (вотчин и поместий) производилась по нескольким параметрам:
- учитывался правовой статус земельных владений – вотчина или поместье, причем у вотчин – родовая, выслуженная или купленная;
- подсчитывалось количество крестьянских дворов (жилых и пустых);
- анализировалась структура земельных угодий (пашня, сенокос, лес, порозжие земли и т. п.);
- изучалось качество земель («лучшие», «средние», «худшие»).
Рассмотрение оценочных работ XVII века показывает, что им уже был присущ системный подход. В начале XVIII века делались попытки применения математических методов в ходе земельных оценочных работ.
В 1698 году в Амстердаме по заказу Петра I выходят карты России, имеющие малую (около 30%) достоверность. Однако уже в 1710 году появляются карты с достоверностью 50% и более. А в 1714 году была вы пущена первая карта на русском языке.
В 1728 году канцеляристы Вотчинной коллегии провели крупный комплекс оценочных работ, известный как «Справка о четвертной пашне». Причиной составления «Справки» послужило то, что в 1727 году правительственная комиссия, учрежденная «для изыскания средств к уменьшению подушного сбора», потребовала от Вотчинной коллегии сведений о том, сколько «в губерниях и провинциях в государевых и монастырских волостях, также за помещиками "вотчинниками" ... имеется четвертной пашни ... и прочих угодий". Канцеляристы коллегии произвели подсчеты по всем сохранившимся у них писцовым книгам. Методика работы была следующей:
- из писцовой книги выписывалось количество земельных угодий за отдельными категориями владельцев по волостям и станам;
- подводились итоги отдельных земельных угодий, принадлежавших помещикам, вотчинникам, архиереям, монастырям и церквям, отдельно же по каждой категории владельцев, по каждой волости и стану;
- делались "выметки", т. е. выписывание и суммирование итогов по категориям владельцев в целом по уезду;
- окончательные итоги записывались в "перечневую выписку" и "табель".
Перевод оброка государственных крестьян с душ на земли вызвал необходимость собирания более полных данных о принадлежности, количестве, качестве и оценке земель. Поэтому в 1837 г. Министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключали стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определяли условный чистый доход. По данным средних рыночных цен на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.
Социальные сдвиги, произошедшие в России к середине XVIII века, обусловили резко возросшую необходимость в оценке земельной собственности. Межевание и оценка были призваны стать основными средствами упорядочения владельческих прав на землю. Они должны были:
- установить законность владения земельной собственностью;
- определить границы землевладений;
- прекратить расхищение казенных и частновладельческих земель;
- вернуть в казну или продать всю незаконно захваченную земельную собственность.
Начало общегосударственным межевым и оценочным работам было положено так называемым Елизаветинским Межеванием, объявленным Манифестом от 28 февраля 1752 года. Основные положения инструкции 1754 года определяли правила и порядок проводимых работ. при этом осуществлялись:
- передел действительного владения землями в соответствии с документальными свидетельствами на земельную собственность;
- отвод в казну всех земель, являющихся незаконным владением (при отсутствии документальных свидетельств и независимо от бесспорности владения);
- продажа помещиками заселенных и находящихся в бесспорном владении примерных (самовольнопримеренных) земель по цене 10 копеек за десятину;
- продажа помещикам примерных земель в определенной пропорции – по 5 четвертей на ревизскую душу в поле и по копне сена на четверть пашни (9 десятин всей земли на душу).
Правительство предоставило землемеру-оценщику большую судебную и административную власть, в соответствии с которой ему разрешалось:
- утверждать права на земельную собственность;
- устанавливать межи,
- делить и продавать оставшиеся за наделом примерные земли;
- взимать штрафы за умышленную порчу межи – 100 рублей за каждый порченный знак;
- наказывать виновных в сопротивлении межеванию и оценке (штрафы, плеть и кнут, каторга).
Однако задачи, поставленные в ходе 11-летнего межевания, не были решены. Причины этого крылись в принципах и методах елизаветинского межевания.
С 1765 года при императрице Екатерине II началось Генеральное межевание, целью которого было размежевание и оценка земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) и урочищ по всей территории Российской империи. 19 сентября 1765 года был обнародован Манифест о Генеральном размежевании земель всей Империи, к которому прилагались Генеральные правила, Межевая инструкция и Инструкция землемерам к генеральному всей Империи земель размежеванию. Всего за годы Генерального межевания (1766-1840 гг.) было обмежевано и оценено 35 губерний. Принципы межевания земель при Екатерине II были иными, чем в предшествующий период. Новизна заключалась в следующем:
- отказ от проверки владельческих прав на земельную собственность;
- основой для межевания становилось действительное состояние землевладения в границах 1765 года;
- законность землевладения признавалась без документальных свидетельств, если оно было бесспорным до 1765 года.
Особое внимание в процессе межевания земель было обращено на изучение, описание и оценку дворянских имений. Их оценочная характеристика включала сведения:
- о землевладельцах;
- о размерах каждой дачи;
- о количестве дворов;
- о количестве душ мужского и женского пола;
- о структуре земельных угодий (пашня, сенокос, лес, усадебная земля, неудобные места);
- о качестве земли;
- о форме земельной ренты;
- о промышленных предприятиях.
В зависимости от региона такой состав оценочных сведений мог изменяться. Например, по некоторым уездам в структуру земельных угодий добавлялись степи и солонцы, а лес разбивался на три оценочные группы: строевой, дровяной и смешанный. В 1779 году для улучшения качества проводимых работ по Генеральному межеванию и созданию профессиональных кадров землемеров-оценщиков в Москве была основана Константиновская землемерная школа, преобразованная в 1835 году в Межевой институт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|