Сделай Сам Свою Работу на 5

Земельный фонд как объект государственного земельного кадастра РФ.





Классификация земельного фонда страны.

Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом государственного земельного кадастра. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2001 г. составляет 1709,8 млн. га (12,5 % мировой территории) и 420 млн. га континентального шельфа.

На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород, что суммарно оценивается в 30 триллионов долларов США. Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30 % мировых запасов и оцениваются по существующим мировым ценам (которым свойственна тенденция постоянного роста) в 35 триллионов долларов США. Емкость территориального пространства России по биоклиматическому потенциалу для нормальной жизни составляет 1,0 –1,3 млрд. человек. Территория России отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей. На земном шаре только на пространствах России имеются огромные ареалы земель, никогда не подвергавшихся природным катаклизмам (землетрясения, затопления, ураганы, засухи и т.д.).



Земельный фонд страны классифицируется по следующим признакам:

- административно-территориальная принадлежность;

- формы прав на землю;

- категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);

- субъекты земельных отношений;

- качественное и экологическое состояние земель;

- виды угодий.

Необходимость ведения земельного кадастра по административно-территориальному признаку объясняется обеспечением многоуровневости и единства ведения госземкадастра на территории всей страны. Это связано с тем, что субъектам Федерации, а также административным районам (городам) представлено право регулировать земельные отношения по всем входящим в их компетенцию вопросам (включая и создание системы земельного кадастра). При этом необходимо учитывать верховенство интересов государства с точки зрения обеспечения его территориальной целостности и безопасности. Вместе с тем Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (административные районы города, иные поселения, сельские общины и т.д.) имеют конкретные земельные ресурсы в собственности в пределах своих границ, для которых они формируют соответствующие базы данных системы государственного земельного кадастра.



Особенности ведения ГЗК по видам прав на землю.

При ведении земельного кадастра по формам собственности отдельно учитываются права на землю и отдельно право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). При учете прав на землю выделяются земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном), безвозмездном срочном пользовании и аренде.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом могут равноправно существовать государственная, муниципальная и частная формы собственности на землю. Государственная форма собственности подразделяется, в свою очередь, на собственность федеральную и собственность субъектов Федерации. Частная собственность подразделяется на коллективную и индивидуальную.

Кроме этих форм собственности, могут существовать иные формы собственности (например, совместная собственность субъекта Российской Федерации и муниципального образования).

Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость.

Право собственности – это право физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, осуществлять дарение, завещание, сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации. Право аренды земельного участка - это срочное пользование земельным участком за плату на условиях договора аренды, с собственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная. В Москве, если право аренды земельного участка выкуплено, право аренды земельного участка выступает как товар на рынке недвижимости: залог и все операции с недвижимостью относятся к субаренде. В крупных городах предпочтительна аренда городских земель как основная форма землепользования. Это оправдано прежде всего для земель города исторического и культурного значения. Но недостатком этого вида права является его большая зависимость от решений администрации города.



Право пожизненного наследуемого владения – права владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражданину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено осуществлять продажу, залог или другие сделки , которые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимостью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость является собственностью другого лица. Подобное право устанавливается решением соответствующего органа федеральной или местной власти. Юридическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог, или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей – право юридического или физического лица без ограничения срока использовать предоставленный им собственником земельный участок. Недвижимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности, решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Праводержатель может строить сооружения на земельном участке, использовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду недвижимость или передать ее в свободное пользование другому лицу праводержатель может только с согласия владельца участка. Право бессрочного пользования не может быть продано или унаследовано.

Право срочного пользования земельным участком – это временное пользование земельным участком на срок одного года и более или безвозмездно на условиях договора.

Право оперативного управления – это управление государственным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственников. При этом праводержателями, как правило, выступают юридические лица.

Право ограниченного пользования чужими земельным участком (сервитут). Сервитуты могут быть частными (устанавливаются для обеспечения интересов одного лица) или публичными (для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения) и устанавливаются в соответствии с законодательством. Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Фактически сервитутом является право одного субъекта прав на объект недвижимости определенным образом использовать или иным способом предъявлять требования к другому объекту недвижимости.

При разграничении земель на собственность государства, его субъектов и муниципальных образований необходимо использовать положения федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю».

Основаниями внесения земельных участков в перечень собственности Российской Федерации являются:

· наличие на земельных участках, находящихся в государственной собственности, недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;

· предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой государственной некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

· включение земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны, участков недр федерального значения, земель запаса Российской Федерации;

· наличие на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основаниями внесения земельных участков в перечень собственности субъектов Российской Федерации являются:

· наличие на земельных участках, находящихся в государственной собственности, недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

· предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой государственной некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· включение земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, участков недр регионального значения, земель запаса субъектов Российской Федерации;

· наличие на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Основаниями внесения земельных участков в перечень собственности муниципальных образований являются:

· наличие на земельных участках, находящихся в государственной собственности, недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципальных образований или в частной собственности, за исключением особо оговоренных законодательством случаев;

· предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданину, органу местного самоуправления, коммерческой организации, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой муниципальной, некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением оговоренных законодательством оснований;

· включение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, принадлежащими на праве собственности муниципальным образованиям, участков недр местного значения, земель запаса муниципальных образований.

К федеральным землям относятся также земли дипломатического корпуса, перечень которых устанавливается указами Президента России.

Категории земельного фонда страны.

Классификация земельного фонда по категориям земель основана на правовом положении, что категория - это часть земельного фонда Российской Федерации, которая предназначено используется по основному целевому назначению.

В свою очередь, целевое назначение земель – это порядок, условия и возможный вид эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. При этом основное целевое назначение земельного участка позволяет учитывать попутные цели его хозяйственной эксплуатации.

В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд Российской Федерации делится на семь категорий земель:

· сельскохозяйственного назначения;

· населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов);

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда страны земель лесного фонда, на долю которых приходится 64,2%, а также земель сельскохозяйственного назначения – 23,7%.

На долю земель населенных пунктов приходится всего 1,1%, земельного фонда на которых расположено 2,3 тыс. городов и поселков городского типа, общей площадью 7,6 млн. га, где проживает 74% населения страны. Сельские населенные пункты, где проживает 26% населения, занимают площадь в 11,1 млн. га. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, а также земли особо охраняемых территорий занимают в совокупности всего 2,9% территории России. Из 27,8 млн. га земель водного фонда более 99% занято реками, водохранилищами, прудами, болотами

Земли населенных пунктов, особенно городов, обладают правовым режимом, отличным от режима иных категорий земель. В первую очередь, эти земли должны использоваться в интересах города.

Для определения вида использования и ограничений на территориях населенных пунктов, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, разрабатываются схемы зонирования территорий, устанавливающие территориальные зоны следующих видов:

-жилые зоны;

-общественно-деловые зоны;

-производственные зоны;

-зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

-рекреационные зоны;

-зоны сельскохозяйственного использования;

-зоны специального назначения;

-зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий;

-иные территориальные зоны.

 

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется решениями следующих властных структур:

1) для земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации;

2) для земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) для земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения – органами местного самоуправления;

4) для земельных участков, находящихся в частной собственности решения по землям сельскохозяйственного назначения принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а по землям иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается только федеральными законами.

Категория земель обязательно указывается:

1) в актах федеральных органов исполнительной власти, актах исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) в договорах, предметом которых является земельный участок;

3) в документах государственного земельного кадастра;

4) в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, этнических групп, а также предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

С понятием «целевое назначение» тесно связано понятие «разрешенное использование» земельного участка. Разрешенное использование земельного участка – это использование его с учетом целевого назначения и установленных обременений в использовании земель.

Земельные угодья.

В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользований выделяются отдельные земельные угодья, то есть участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие качественные различия природных, естественно-исторических и других свойств. Угодья подразделяются на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). На характер использования угодий определенное влияние оказывают их природные факторы и свойства. Поэтому выделяются не только виды, но и подвиды угодий (например, закочкаренные, закустаренные, переувлажненные пастбища). Кроме вышеперечисленных, могут быть и неиспользуемые угодья (полигоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и др.)

Наибольший удельный вес в структуре земель страны приходится на лесные земли и кустарники, площадь которых составляет 898,5 млн.га (52,6% территории). Сельскохозяйственные угодья занимают 221,2 млн.га (12,9%) и имеют тенденцию за последние 3 года к сохранению площади (рис. 12). Под реками, водохранилищами, озерами и иными водными объектами занято 71,7 млн.га (4,2%). Значительные площади земель (147,4 млн.га или 8,6%) заболочены. Под дорогами и землями застройки в совокупности занято 13,3 млн.га (0,8%).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.