Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение: создаем отношение.





Говорит профессионал.

Его святейшество Далай Лама, Тибетский духовный лидер буддистов и обладатель Нобелевской премии мира: «Изучите правила, чтобы знать, как нарушать их должным образом».

 

Прежде чем вы нарушите правила, вам нужно знать, какие они. Пытаясь быть смешным без того, чтобы сначала изучить структуру, вы будете действовать наугад, вслепую.

 

Стендап это чрезвычайно структурированное ремесло. Когда комик работает хорошо, вам кажется, что он просто импровизировал как Бог на душу положит. Но на самом деле все профессиональные комики обладают исчерпывающим пониманием того, что заставляет или не заставляет материал работать. Не обманывайте себя. Смешные штуки требуют работы. Если бы все это было так просто, как выглядит у профессионалов, гораздо большее число людей отказались бы от своей работы и занялись комедиями.

 

Говорит профессионал.

Комик Greg Proops: «Никто не ведет себя естественно. Ты должен работать над тем, чтобы быть естественным».

 

Структура комического: Тема.

Отношение + ТЕМА + Предпосылка + Act-out + Mix + Act-out

 

Каждая шутка – про что-то, и это что-то я называю темой. Пока слушатели не узнают, о чем вы шутите, они не будут смеяться. Позднее мы подробнее разберемся с тем, как подбирать тему. Для данного упражнения я назначу вам тему, и мы будем работать над развитием шутки вместе. Моя тема – «пирсинг». Ваша тема – «наркотики».



 

«Но я не хочу шутить про наркотики».

 

Заткнитесь.

 

Структура комического: Отношение.

ОТНОШЕНИЕ + Тема + Предпосылка + Act-out + Mix + Act-out

 

Следующим шагом мы добавим к теме отношение. Отношение дает шутке силу и направление. Как актеры никогда не произносят своих реплик без эмоций и намерения, ты и стендап-комик не произносит шутки без отношения. Даже когда вы пишете комедию, каждую шутку нужно сопровождать отношением или эмоцией. Поэтому авторы комедий часто работают с партнером или используют диктофон, произнося шутки вслух – с отношением, и только потом записывают их. Шутки без отношения могут звучать слишком литературно, хотя, возможно, и с юмором, но недостаточно смешно для того, чтобы вызвать большой смех.



 

Вот четыре основных типов отношения, которые пригодятся при работе с этой книгой – и при написании шуток, скажем, в продолжение всей вашей карьеру:

 

1. Странный.

2. Страшный, жуткий.

3. Трудный, сложный.

4. Глупый.

 

Запомните эти слова. Произнесите их вслух и громко прямо сейчас. Растягивайте их, когда произносите. Труууудный. Эти слова – это инструменты комика, способные вызвать на самом деле сильный смех. У вас может быть смешная идея для шутки, потрясающая тема, смешной характер, но без отношения это все так и останется – всего лишь смешной идеей.

Вы должны выдерживать ваш сырой материал, маринуя его отношением. Добавление отношения к шутке как заправка машины топливом: теперь она может куда-то поехать. Отношение обеспечивает силу, которая движет тему от идеи к шутке. В общем, это очень важно и внимания к этому мало не бывает.

 

«Пирсинг – странная вещь. Я приехал из Сан-Франциско, где много людей увлекаются пирсингом. Они выглядят так, как будто на них напали с пистолетом-степлером. Пятнадцать сережек тут, и маленький крючок для полотенца там». ROBIN WILLIAMS

 

Отношение «странный» управляет шуткой Уильяма, и в конце он говорит нам, что собственно странного в пирсинге. Иногда отношение выражается в форме вопроса.

 

Неужели пойти на свидание – так трудно? Я спросил об этом одну девушку, и она ответила: «А у тебя есть друг?» Я говорю, да, и она говорит: «Ну так и иди с ним». DOM IRRERA

 

Самая сложная часть выступления – зацепить аудиторию. Формулировка отношение + тема в качестве вопроса – мощный способ завоевать внимание зрителей. Также важно удерживать отношение или эмоцию на протяжении всей шутки.



 

«А почему такие негативные слова? Что насчет любви?»

 

Никто в здравом уме не станет платить за билет и за выпивку, чтобы услышать, что думает комик или автор комедии о любви. Посмотрите на высокие рейтинги Говарда Стерна, и вы увидите, что люди включают приемники, чтобы услышать, как кто-то говорит все те вещи, для обсуждения которых большинство людей слишком хорошо воспитаны (или просто боятся говорить о них). Это то, что пугает, то, что кажется глупым, и т.д. И в зависимости от вашей темы, конечный результат может быть позитивным: «Расизм – это глупо». Поняли?

 

«Не все комики произносят эти слова-отношения в своих шутках. Эй, Джуди… В чем тут дело?»

 

Профессиональные комики всегда используют отношения, даже когда они не произносят сами эти слова. Зачастую отношение подразумевается. Когда Jay Leno говорит: «Что происходит с президентом?» - подразумеваемое отношение заключается в том, что с президентом происходит что-то глупое. Ему не нужно говорить: «Знаете, что глупо?».

 

Отношение может передаваться в озадаченном выражении лица комика или в тоне его голоса. Когда начинающий комик (вроде вас) создает свой материал, категорически обязательно, чтобы он в самом деле произносил слова-отношения. В работе моей мастерской я обнаружила, что если я позволяю ученикам обходить эти слова и не произносить их, отношение зачастую исчезает из их сценки – вместе со смехом.

 

Когда вы сочините столько шуток, что отношение в вашем материале станет вашей второй натурой, тогда вы можете перестать заботиться о произнесении этих слов. Seinfeld и Leno уже достигли этого уровня, но вы скорее всего нет. Так что, во всяком случае сейчас, поверьте мне.

 

«А что насчет других слов-отношений, типа «ненавижу», «отстой». Я не хочу говорить так же, как кто-то еще».

 

Есть только одна причина, по которой я пользуюсь этими словами во время обучения. Они работают. Во время бесчисленных мастер-классов я обнаружила две вещи: эти слова-отношения приносят наилучший результат, и даже когда все начинают с одинаковых тем и отношений, в итоге у всех получаются совершенно различные шутки. Даже Бетховен начинал с того, что играл гаммы. Позже будет время, когда мы уберем эти слова, но пока придерживайтесь программы.

 

Упражнение: создаем отношение.

Добавьте каждое из четырех слов-отношений к вашей теме, «наркотики», в форме вопроса. К примеру, если бы ваша тема была «пирсинг», ваш список выглядел бы следующим образом:

1. Знаете, что странного в пирсинге?

2. Знаете, что жуткого в пирсинге?

3. Знаете, что сложного в пирсинге?

4. Знаете, что глупого в пирсинге?

 

Теперь запишите ваши четыре вопроса, используя «наркотики» вместо «пирсинга». Практикуйтесь – произносите эти вопросы, выделяя отношение. Не старайтесь сейчас быть смешными. Делайте это просто.

 

Структура комического: Предпосылка.

Отношение + Тема + ПРЕДПОСЫЛКА + Act-out + Mix + Act-out

Теперь к вашему сочетанию Отношение + Тема можно добавить предпосылку, чтобы получилось то, что называется Установка.

 

УСТАНОВКА = Отношение + Тема + Предпосылка

 

Предпосылку также называют мнением, ударом, выпадом, точкой зрения, закруткой. Предпосылка должно ясно и четко отвечать на вопрос отношения + темы. Зачастую она скорее проницательна, чем смешна.

Вот установка к шутке Робина Уильямса; тема – «иметь детей», отношение – «трудно».

[Знаете, что сложного в том, чтобы иметь детей?] «Когда у тебя есть ребенок, ты должен следить за тем, как ты себе ведешь».

 

Установка Уильяма – «Когда у тебя есть ребенок, ты должен следить за тем, как ты себя ведешь» – четко и конкретно отвечает на вопрос: «Что сложного в том, чтобы иметь детей?» Она не смешная, но она правдива и проницательна. Комик хочет, чтобы у зрителей установилась связь с предпосылкой, чтобы они почувствовали: «О да! Я знаю, о чем ты говоришь!» И только после того, как Уильям установил предпосылку, он раскрывает смешную часть шутки:

 

«Ты не можешь прийти домой пьяным и сказать: Эй, мы слегка поменяемся местами. Папочку сейчас стошнит на тебя».

 

Как получается хорошая предпосылка? Хорошая предпосылка проницательна.

[What's stupid about freebasing?] «Freebasing, it's not free. It'll cost you your

house – it should be called homebasing». ROBIN WILLIAMS

Игра слов. Freebasing – способ употребления кокаина. То есть курение оного специальным образом через специальную трубочку. Составная часть этого слова, слово «free», означает и «свободный», и «бесплатный».

[Что глупого в freebasing?] «Freebasing, он вовсе не бесплатный. Он будет стоить тебе твоего дома – он должен называться дом-basing». ROBIN WILLIAMS

 

Хорошая предпосылка – это свежее наблюдение.

[Это странно, что…] «разрешенные к продаже наркотики сильнее всего, что вы можете купить на улицах».

Это оригинальное (свежее) саркастическое замечание комика Denis Leary на тему «наркотики». Это простой, логичный ответ на вопрос: «Что странного в наркотиках?» Это не смешно. Только после заявления предпосылки Лири переходит к смешной части, уточняя, что он имеет в виду:

«На упаковке NyQuil сказано «Может вызвать дремоту». Это означает: не стройте никаких планов».

Хорошая предпосылка точно определяет, что именно сложно, странно, глупо или страшно в выбранной теме.

[Что странного в магазинах здоровой еды?] «Тут странно то, насколько в магазинах здоровой пищи все выглядят больными». DEBBIE KASPER

 

ПРОПУЩЕНА СТРАНИЦА

 

Многие комики соглашаются с тем, что установка более важна, чем смешная часть, потому что это именно то место, когда аудитория решает, нравитесь вы ей или нет. Даже при сочинении ситкомов многие смешные сценарии отвергаются, потому что они (видимо, реплики – пер.) звучат шутливо и забавно, а не достоверно по отношению к персонажам. Пишете вы или выступаете, если ваша установка кажется шутливой и забавной, она может отвлечь внимание аудитории (разочаровать аудиторию).

 

Вот другой пример сбивающей с толку предпосылки от Tom Dreeson.

Неверно:

«Я стоял на заднем дворе, и эти инопланетяне приземлились и забрали меня для опытов».

Неверно! (Сбивает с толку!) Эта предпосылка пытается быть смешной, а в итоге звучит глупо и шутливо. Тут также нет отношения, и это скорее не предпосылка, а история, потому что использует глаголы прошедшего времени – «я стоял». И зритель думает: «Как мне вытерпеть еще пять минут выступления этого идиота?» Но есть способ, при котором эта предпосылка будет работать.

Верно:

«Мой дядя такой странный… Он думает, что у него на заднем дворе приземлились инопланетяне и ставили на нем опыты».

Таким образом ваша установка становится вполне надежной (заслуживающей доверия), и ваш дядюшка кажется странным – не вы. Или можно поступить таким образом:

 

«Вы читали эту глупую статью в National Enquirer, где тот парень думал, что у него на заднем дворе приземлились инопланетяне, и начали ставить на нем опыты?»

Думая в пределах (терминах) того, что странно, глупо, страшно или сложно, вместо того, что смешно, вы освободите свой творческий процесс.

 

Разрушающая (сбивающая с толку) предпосылка – это что-то о вас, а не проницательное наблюдение о других.

«Разве не странно, что моя девушка не хочет секса?» Да какое мне дело. Я даже не знаю твоей девушки.

 

Использование слов «я», «меня», «мое» в предпосылке выглядит слишком эгоцентрично, это не заинтересует аудиторию. Начинайте с чего-то общего и затем переходите к чему-то особенному, частному, связанному с вами.

[Общее] В нынешние времени вы должны быть женаты или иметь постоянную девушку, потому что у вас больше не может быть случайного секса. [Особенное] Конечно, я никогда особо не верил в случайный секс. Я всегда старался как мог. Ни одна женщина не говорила мне: «Эй, ты относишься к этому как к случайному». Это потому что я обычно ношу штаны от тренировочного костюма. И подвожу глаза жженой пробкой». GARRY SHANDLING

Когда у аудитории появляется интерес, вы можете привносить особенные личные элементы. Но не превращайте это в историю о вас. Сочинение комедии – это глубокое (напряженное) исследование того, что значит быть человеком – а не того, что значит быть вами.

[Предпосылка общего характера] Вы больше не можете отшлепать своих детей, потому что появилась горячая телефонная линия 1-800-CHILD-ABUSIN (жестокое обращение с ребенком). [Личное] Мои родители были такими суровыми… Моя мать могла бы сказать: «Давай, иди звони, если хочешь. Телефон вон там. Потому что я выйду из тюрьмы раньше, чем ты – из больницы». GEORGE WALLACE

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.