Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 25 глава





Глава 165. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто хочет выйти из своего дома

547. Желательно, чтобы человек, который захочет выйти из своего дома, совершил молитву в два раката, поскольку в хадисе, переданном со слов аль-Мукаттама бин аль-Микдама[1342], да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Никто не оставлял своей семье ничего лучшего, чем молитва в два раката, совершаемая человеком тогда, когда он хочет отправиться в путь».[1343]

Некоторые наши товарищи считали, что во время первого раката такой молитвы после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Неверные”, а во время второго − суру “Искренность”. Другие говорили, что во время первого раката после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Рассвет”, во время второго − суру “Люди”, а после таслима − айат трона[1344], поскольку сообщается, что “того, кто перед выходом из дома прочтёт айат трона, не постигнет ничто дурное, пока он не вернётся”.[1345] Желательно также прочитать суру “Курайшиты”[1346], поскольку почтенный имам Абу-ль-Хасан аль-Казвини, который был факихом шафиитского мазхаба и обладал обширными познаниями, сказал, что это будет оберегать человека от всего дурного. Абу Тахир бин Джахшавайх сказал:



− Однажды, когда я хотел отправиться в путь, но опасался этого, я пришёл к аль-Казвини, чтобы попросить его обратиться за меня с мольбами к Аллаху, но он первым заговорил со мной и сказал: «Пусть тот, кто хочет двинуться в путь, но опасается врага или дикого зверя, прочтёт суру “Курайшиты”, ибо она защитит его от всего дурного». Я прочитал её, и со мной действительно не случилось ничего неожиданного до сего дня.

Желательно, чтобы человек, который завершит чтение Корана, обратился к Аллаху с искренней мольбой. В подобных случаях лучше всего говорить: «О Аллах, к Тебе обращаюсь за помощью и на Тебя уповаю; о Аллах, дай мне преодолеть трудности, с которыми я столкнулся, облегчи для меня затруднения моего путешествия, даруй мне больше благого, чем я прошу, и отведи от меня всё дурное! Господь мой, расширь моё сердце и облегчи моё положение; о Аллах, поистине, я молю Тебя хранить меня и вверяю Тебе самого себя, свою религию, свою семью, своих близких и всё из благ обоих миров, что Ты даровал мне и им, так храни же всех нас от всего дурного, о Щедрый! /Аллахумма, би-кя аста‘ину ва ‘аляй-кя атаваккалю; Аллахумма, заллиль ли су‘убата амри, ва саххиль ‘аляййа машакката сафари, ва-рзук-ни мин аль-хайри аксара мим-ма атлюбу, ва-сриф ‘ан-ни кулля шаррин! Рабби, ишрах ли садри, ва йассир ли амри; Аллахумма, инни астахфизу-кя ва астауди‘у-кя нафси, ва дини, ва ахли, ва акариби, ва кулля ма ан‘амта ‘аляййа ва ‘аляй-хим би-хи мин ахыратин ва дунйа, фа-хфаз-на аджма‘ина мин кулли су’ин, йа Карим!/» Начинать и завершать эту мольбу следует хвалой Аллаху Всевышнему и призыванием благословения на посланника Аллаха, . После того как человек поднимется на ноги, пусть произнесёт слова, которые приводятся в хадисе Анаса, да будет доволен им Аллах.



548. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, , намеревался двинуться в путь и поднимался на ноги, он всегда говорил: «О Аллах, к Тебе я направляюсь и у Тебя ищу убежища! О Аллах, избавь меня от того, что беспокоило меня и чему я не придаю значения, о Аллах, надели меня благочестием, прости мне грех мой и направь меня к благому, куда бы я ни направлялся! /Аллахумма, иляй-кя тавадджжахту ва би-кя и‘тасамту! Аллахумма-кфи-ни ма хамма-ни ва ма ля ахтамму ля-ху, Аллахумма, заввид-ни-т-таква, ва-гфир ли занби, ва ваджжих-ни ли-ль-хайри айна-ма тавадджахту!»[1347]

Глава 166. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто вышел из своего дома

В начале нашей книги уже приводились слова поминания Аллаха, которые желательно произносить человеку, вышедшему из своего дома. Те же слова желательно как можно чаще произносить и тому, кто собирается двинуться в путь. Кроме того, желательно, чтобы такой человек попрощался с членами своей семьи, своими родными, товарищами и соседями, попросил их обращаться к Аллаху с мольбами за него и сам обратился к Нему с мольбой за них.



549. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, когда Аллаху Всевышнему вверяют что-либо, Он сохраняет это».[1348]

550. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

− Пусть тот, кто захочет отправиться в путь, скажет тем, кого он оставляет (дома): «Вверяю вас Аллаху, у Которого не пропадает отданное Ему на хранение /Астауди‘у-куму-Ллаха аллязи ля тады‘у вадаи‘у-ху/».[1349]

551. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет отправиться в путь, пусть попрощается со своими братьями, ибо, поистине, Аллах Всевышний сделает их мольбы (за него) благими».[1350]

Согласно сунне тому человеку, с которым прощается отъезжающий, желательно сказать те слова, которые приводятся в следующем хадисе.

552. Сообщается, что Каза‘а сказал:

− (Однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал мне: «Подойди, и я попрощаюсь с тобой, как прощался со мной посланник Аллаха, , (который говорил): “Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение[1351], и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва хаватима ‘амали-кя/”».[1352]

Имам аль-Хаттаби сказал: «Здесь под отданным на хранение подразумевается семья человека, его достояние и то, что находится у его доверенного лица. В данном случае религия упоминается ввиду того, что путешествие связано с определёнными трудностями, а это может послужить причиной пренебрежения некоторыми религиозными обязанностями».

553. Передают со слов Нафи‘а, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Когда пророк, , прощался с кем-либо, он брал человека за руку и не отпускал её, пока тот сам не отпускал руку посланника Аллаха, , который говорил: «Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение, и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва ахыра ‘амали-кя/».[1353]

554. Передают со слов Салима, что, когда кто-либо собирался отправиться в путь, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда говорил ему: «Подойди ко мне, и я попрощаюсь с тобой, как прощался с нами посланник Аллаха, », после чего произносил слова: «Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение, и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва хаватима ‘амали-кя/».[1354]

555. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах б. Йазид аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Желая попрощаться с (выступающими в поход) воинами, пророк, , обычно говорил: «Вверяю Аллаху вашу религию, то, что отдано вам на хранение, и исход вашего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кум, ва аманата-кум, ва хаватима а‘мали-кум/».[1355]

556. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) к пророку, , пришёл один человек, который попросил: «О посланник Аллаха, я собираюсь уехать, (напутствуй же) меня», и (пророк, ,) сказал: «Да наделит тебя Аллах благочестием /Заввадя-кя-Ллаху-т-таква/». (Этот человек) попросил: «Добавь мне (ещё что-нибудь)», и (пророк, ,) сказал: «И да простит Он тебе твой грех /Ва гафара занба-кя/». (Этот человек) попросил: «Добавь мне (ещё что-нибудь)», и (пророк, ,) сказал: «И да облегчит Он для тебя (достижение) благого, где бы ты ни был /Ва йассара ля-кя-ль-хайра хайсу-ма кунта/».[1356]

Глава 167. О том, что человеку, который собирается двинуться в путь, желательно обратиться за наставлениями к праведным людям

557. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил: «О посланник Аллаха, я хочу отправиться в путь, так дай же мне наставление». (Пророк, ,) сказал: «Тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего и произносить слова “Аллаху акбар” всякий раз, как поднимешься на какую-нибудь возвышенность», когда же этот человек повернулся, (чтобы уйти, пророк, ,) сказал: «О Аллах, сократи для него дальний (путь) и облегчи для него (трудности этого) путешествия! /Аллахумма,-тви ля-ху-ль-ба‘ида ва хаввин ‘аляй-хи-с-сафара!/»[1357]

Глава 168. О том, что остающемуся желательно поручить уезжающему обращаться к Аллаху с мольбами за него в благих местах, даже если остающийся лучше уезжающего

558. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я обратился к пророку, , за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!» – и я не променял бы (его) слова на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал): «О братец, включи и нас в свои мольбы!»[1358]

Глава 169. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом

Аллах Всевышний сказал: {…и Он создал для вас корабли и животных, на которых вы ездите, чтобы вы садились на них,[1359] а потом, усевшись (там), вспоминали о милости вашего Господа и говорили: “Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу; # поистине, мы вернёмся к Господу нашему!”}[1360]

559. Сообщается, что ‘Али бин Раби‘а сказал:

– (Однажды) я видел, как к ‘Али бин Абу Талибу подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Вдев ногу в стремя, он произнёс слова “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, когда выпрямился в седле, произнёс слова “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, а потом сказал: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун!/» Затем он по три раза произнёс слова “Аллаху акбар” и “Аль-хамду ли-Ллях”, а потом сказал: «Слава Тебе! Поистине, я сам себя обидел[1361], прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Субхана-кя! Инни залямту нафси, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/» – после чего рассмеялся. Его спросили: «О повелитель правоверных, почему ты смеёшься?» – (на что ‘Али , да будет доволен им Аллах,) ответил:

– Я видел, как пророк, , поступил так же, как сейчас поступил я, а потом рассмеялся, и я спросил (его): «О посланник Аллаха, почему ты смеёшься?» В ответ он сказал: «Поистине, Господь твой, слава Ему, любит, когда Его раб произносит слова “Прости мне грехи мои! /Игфир ли зунуби!/” – (и Он говорит): “Он знает, что никто не прощает грехи, кроме Меня”».[1362]

560. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, , садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя (помочь нам придерживаться) благочестия и богобоязненности в этом нашем путешествии[1363] и совершать такие дела, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье[1364]; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного, (что может случиться) с имуществом и семьёй[1365]! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква, ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари, ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахль!/» Возвращаясь же, он повторял эти слова и добавлял к ним (следующее): «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун/».[1366]

Здесь приводится версии Муслима. В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, также сказал:

– Поднимаясь в гору, пророк, , и его воины произносили слова “Аллах велик /Аллаху Акбар/”, спускаясь же (в низины), они говорили: «Слава Аллаху /Субхана-Ллах/».

561. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен им Аллах, сказал: «Находясь в пути, посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху за защитой от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения[1367], проклятий притесняемого и всего, что может доставить огорчение человеку, увидевшему свою семью и своё имущество».[1368]

562. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Находясь в пути, пророк, , часто говорил: «О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения, проклятий притесняемого и всего, что может доставить огорчение человеку, увидевшему свою семью и своё имущество! /Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли. Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-мункаляби, ва мин аль-хаури ба‘да-ль-кауни, ва мин да‘вати-ль-мазлюми ва мин су’и-ль-манзари фи-ль-ахли ва-ль-маль!»[1369]

Ат-Тирмизи указывает, что в некоторых версиях этого хадиса вместо “аль-хаури ба‘да-ль-кауни” сказано “аль-хаури ба‘да-ль-каури”. Ат-Тирмизи сказал:

– Каждая из этих фраз имеет один и тот же смысл. Говорят, что здесь имеется в виду возвращение от веры к неверию или от повиновения к ослушанию, иначе говоря, возвращение к дурному.

Мнение ат-Тирмизи разделяли и некоторые другие улемы, которые говорили, что в обоих случаях имеется в виду возвращение от прямоты /истикама/[1370] или же увеличения к уменьшению.

Глава 170. Что желательно сказать тому, кто сядет на корабль

Аллах Всевышний сказал: {Он сказал: “Садитесь в (ковчег)! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться. Поистине, Господь мой – Прощающий, Милосердный!”}[1371] Аллах Всевышний также сказал: {…и Он создал для вас корабли и животных, на которых вы ездите, чтобы вы садились на них…}[1372]

563. Передают со слов аль-Хусайна бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

– Обезопасят себя от утопления (те члены) моей общины, которые станут читать (айаты) {С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться»[1373] и «Не оценили они Аллаха должным образом[1374]…}[1375], после того как сядут.[1376]

В рукописях говорится “когда сядут” и не приводятся слова “на корабль”.

Глава 171. О желательности обращений к Аллаху с мольбами в пути

564. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Есть три мольбы, которые, несомненно, не останутся без ответа: мольба притесняемого, мольба путника и мольба отца, призывающего проклятие на своих детей».[1377]

Глава 172. О произнесении путником слов “Аллаху Акбар /Аллах велик/” при подъёме на возвышенности и произнесении им слов “Субхана-Ллах /Слава Аллаху/” при спуске в низины

565. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Поднимаясь (в гору), мы произносили слова “Аллах велик!”, когда же спускались (в вади[1378]), говорили: «Слава Аллаху!»[1379]

566. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Поднимаясь в гору, пророк, , и его воины произносили слова “Аллаху Акбар!”, спускаясь же (в низины), они говорили: «Субхана-Ллах!»[1380]

567. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда пророк, , возвращался (в Медину) после совершения хаджжа (или: умры[1381]), то при подъёме в гору (или: на каждую возвышенность) он трижды произносил слова “Аллаху акбар!”, а потом говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Мы возвращаемся, каемся, пред Господом нашим до земли склоняемся и Ему воздаём хвалу! Аллах сдержал Своё обещание, и помог Своему рабу, и Он один разбил племена[1382]! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва Хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна, саджидуна ли-Рабби-на хамидун! Садака-Ллаху ва‘да-ху, ва насара ‘абда-ху, ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!/»

Эту версию данного хадиса приводит аль-Бухари. В той его версии, (которую приводит) Муслим, нет слов передатчика «И я не знаю, сказал ли он также: “…или военного похода…”» В версии Муслима (сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): «Когда (пророк, ,) возвращался (в Медину после военного похода во главе) войска (или: отрядов), после совершения хаджжа или умры…»[1383]

568. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Совершая вместе с пророком, , один из походов, мы громко кричали “Нет бога, кроме Аллаха” и “Аллах велик”, когда поднимались на (край каждого) вади, и (через некоторое время) пророк, , сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему: поистине, Он находится с вами, поистине, Он – Слышащий, Близкий!»[1384]

569. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил: «О посланник Аллаха, я хочу отправиться в путь, так дай же мне наставление». (Пророк, ,) сказал: «Тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего и произносить слова “Аллаху акбар” всякий раз, как поднимешься на какую-нибудь возвышенность».[1385]

570. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Поднявшись на какую-нибудь возвышенность /шараф/, пророк, , обычно говорил: «О Аллах, Ты возвышаешься над любой возвышенностью, и хвала Тебе, что бы ни случилось! /Аллахумма, ля-кя-ш-шарафу ‘аля кулли шарафин, ва ля-кя-ль-хамду ‘аля кулли халь!/»[1386]

Глава 173. О запрете слишком громко произносить слова “Аллах велик” и тому подобные фразы

К этой главе относится хадис Абу Мусы, приводимый в предыдущей главе.[1387]

Глава 174. Желательно подгонять верблюдов пением /хида/[1388] для того чтобы быстрее двигаться, ободрять и успокаивать души и облегчать для них тяготы путешествия

К этой главе относятся многие известные хадисы.

Глава 175. Что желательно говорить, если из рук человека вырвется верховое животное

571. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Если в пустыне у кого-нибудь убежит верховое животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ахбису, йа ‘ибада-Ллахи, ахбису!/» – ибо, поистине, на земле у Всемогущего и Великого Аллаха найдётся тот, кто задержит его».[1389]

Один из наших великих шейхов, которому был известен этот хадис, рассказывал мне, что как-то раз у него убежало одно из верховых животных, по-моему, мулица, и он произнёс эти слова, после чего по воле Аллаха оно немедленно было задержано. Что же касается меня, то однажды я находился в пути вместе с несколькими другими людьми, у которых убежало какое-то животное. Они не смогли его поймать, а я произнёс эти слова, и животное немедленно остановилось без всякой причины, если не считать таковой те слова, которые я произнёс.

Глава 176. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом на строптивое животное

В книге Ибн ас-Сунни приводится сообщение о том, что Йунус бин ‘Убайд бин Динар аль-Басри, да помилует его Аллах, известный последователь, религиозность, благочестие и осведомлённость в области религиозных наук которого были общепризнанными, сказал:

– Если любой человек сядет верхом на строптивое животное и скажет: {Неужели жаждут они не религии Аллаха, (а чего-то иного)?! Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены}[1390], оно непременно остановится с соизволения Аллаха Всевышнего.

Глава 177. Что желательно сказать при виде какого-нибудь селения независимо от того, пожелает ли человек войти в него

572. Сообщается, что Сухайб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Если пророк, , видел какое-нибудь селение и хотел войти туда, он всегда говорил: «О Аллах, Господь семи небес и того, что они покрывают, (Господь) семи земель и того, что они на себе несут, Господь шайтанов и тех, кого они сбили с пути, Господь ветров и того, что они развеяли, прошу Тебя о благе этого селения, благе тех, кто его населяет, и благе того, что в нём есть, и мы прибегаем к Твоей защите от его зла, зла тех, кто его населяет, и зла того, что в нём есть! /Аллахумма, Рабба-с-самавати-с-саб‘и ва ма азляльна, ва Рабба-ль-арадына-с-саб‘и ва ма акляльна, ва Рабба-ш-шайатыни ва ма адляльна, ва Рабба-р-рийахи ва ма зарайна, ас’алю-кя хайра хазихи-ль-карйати, ва хайра ахли-ха, ва хайра ма фи-ха, ва на‘узу би-кя мин шарри-ха, ва шарри ахли-ха, ва шарри ма фи-ха!/»[1391]

573. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– При виде местности, где посланник Аллаха, , хотел остановиться, он обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе этого (места) и благе того, что Ты в нём собрал, и прибегаю к Твоей защите от зла его и зла того, что Ты в нём собрал! О Аллах, надели нас его плодами, избавь нас от его болезней, внуши его обитателям любовь к нам и внуши нам любовь к праведным людям из числа его обитателей /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин хайри хазихи ва хайра ма джама‘та фи-ха, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма джама‘та фи-ха! Аллахумма,-рзук-на хайа-ха, ва а‘из-на мин ваба-ха, ва хаббиб-на иля ахли-ха, ва хаббиб салихи ахли-ха иляй-на/».[1392]

Глава 178. С какой мольбой желательно обратиться к Аллаху путнику, если он испугается людей или кого-нибудь ещё

574. Выше уже приводился хадис[1393], в котором со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сообщается что, когда пророк, , опасался кого-либо из людей, он говорил: «О Аллах, поистине, мы призываем Тебя помочь нам уничтожить их и прибегаем к Твоей защите от зла их! /Аллахумма, инна надж‘алю-кя фи нухури-хим ва на‘узу би-кя мин шурури-хим!»[1394]

Наряду с этой мольбой желательно также обращаться к Аллаху с другими приведенными выше мольбами, которые произносятся в случае скорби и в прочих соответствующих случаях.

Глава 179. Что желательно говорить путнику, если гули будут представать перед ним в разных обличьях

575. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если гули будут представать перед вами в разных обличьях, произносите (слова) азана».[1395]

Гуль – один из видов джиннов и шайтанов. Гули занимаются колдовством. Слова пророка, , имеют следующий смысл: отвращайте их зло произнесением азана, ибо, услышав слова азана, шайтан отступает. Ранее мы уже приводили нечто подобное и указывали, какие айаты Корана следует читать в таких случаях.[1396]

Глава 180. Что желательно говорить тому, кто остановится в каком-либо доме

576. Сообщается, что Хауля бинт Хаким, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Если человек, который остановится где-либо, скажет: “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал! /А‘узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин шарри ма халяк!/” – ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет это место».[1397]

577. Сообщается, что ‘Абдуллах бнн ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил с приближением ночи: «О земля, мой Господь и твой Господь – Аллах; прибегаю к защите Аллаха от твоего зла, и зла того, что в тебе (сокрыто), и зла того, что в тебе создано, и зла того, что по тебе движется! И прибегаю к Твоей защите[1398] ото льва и (дурного) человека, от змеи и скорпиона, от живущего здесь, (а также) от отца и его порождений! /Йа арду, Рабби ва Раббу-ки-Ллаху, а‘узу би-Лляхи мин шарри-ки, ва шарри ма фи-ки, ва шарри ма хулика фи-ки ва шарри ма йадиббу ‘аляй-ки! Ва а‘узу би-кя мин шарри асадин ва асвада, ва мин аль-хаййати ва-ль-‘акраби, ва мин сакини-ль-баляди ва мин валидин ва ма валяд!/»[1399]

Аль-Хаттаби сказал: «Под “живущим здесь” подразумеваются джинны, которые обитают в этой местности. Возможно, что под “отцом и его порождениями” подразумеваются Иблис и шайтаны».

Глава 181. Что желательно говорить тому, кто возвращается домой после поездки

Согласно сунне желательно произносить слова из хадиса Ибн ‘Умара, который мы уже привели выше.[1400]

578. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды), когда мы с Абу Тальхой возвращались (из Хайбара) вместе с пророком, , и Сафиййей[1401], которая сидела на его верблюдице позади него, и достигли того места, откуда уже была видна Медина, (пророк, ,) сказал: «(Мы) возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся и Ему воздаём хвалу! /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна, ли-Рабби-на хамидун!/» – и продолжал повторять эти слова, пока мы не достигли Медины.[1402]

Глава 182. Что желательно говорить путнику после

утренней /субх/ молитвы

Знай, что после утренней молитвы путнику желательно говорить то же, что и всем остальным[1403], примеры чего уже приводились выше.[1404] Кроме того, желательно сказать то, что приводится в нижеследующем хадисе.

579. Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Совершив утренню молитву, посланник Аллаха, , обычно говорил[1405]: «О Аллах, приведи в порядок мою религию[1406], которую Ты сделал (для меня) защитой (во всех) моих делах,[1407] о Аллах, приведи для меня в порядок (дела) мира этого[1408], куда Ты поместил всё, что мне необходимо для жизни,[1409] о Аллах, приведи для меня в порядок мир вечный[1410], который Ты сделал моим прибежищем,[1411] о Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, о Аллах, я прибегаю к Твоей защите,[1412] (ибо) никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством /Аллахумма, аслих ли дини аллязи джа‘альта-ху ‘исмата амри, Аллахумма, аслих ли дунйа-йа алляти джа‘альта фи-ха ма‘аши, Аллахумма, аслих ли ахырати алляти джа‘альта иляй-ха марджа‘и, Аллахумма, а‘узу би рида-кя мин сахати-кя, Аллахумма, а‘узу би-кя! Ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/.[1413]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.