|
Лекция 10. МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Любое преступление — результат взаимодействия личности и внешней среды. Выделяются два уровня этого взаимодействия: среда как обстановка, условия неблагоприятного нравственного формирования личности и как конкретная ситуация совершения данного преступления. Применительно к первому уровню речь идет о сочетающихся или сменяющих друг друга, как правило, длительных воздействиях на индивида со стороны родителей, школы, сверстников, друзей, сослуживцев и т.д. Конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного лица перед совершением преступления, которые в качестве объективных, внешних условий влияют на его противоправное поведение (провоцируют преступление, облегчают его совершение и т.д.).
На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательный, производственно-трудовой и т.д. Поскольку речь идет о борьбе с преступностью, весьма значимы такие виды микросреды, как воспитательно-принудительная (складывающаяся в местах лишения свободы) и связанная с проявлениями криминальной субкультуры.
Семья — это такой тип социальной микросреды, где человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность. Необходимо отметить, что за последнее время воспитательный потенциал многих российских семей значительно ослаб. Это связано прежде всего с подрывом экономической базы их существования. Если родители в условиях "дикого" рынка борятся за выживание, а порой и нищенствуют, то они не могут быть полноценным источником и проводником воспитательных влияний на своих детей. Семьи, живущие ниже черты бедности, не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования, организовать полноценный досуг детей, проявлять необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье. Часть детей
вынужденно вовлекается в далеко не общественно полезный труд, в занятия, связанные с доходами из сомнительных источников. Возродилась как крайняя форма социальной дезадаптации подростков, беспризорность детей.
Нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания проявляется по-разному. Самым грозным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи (особенно подростков) другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и другие антиобщественные занятия. Такие случаи сравнительно редки, но они чрезвычайно опасны.
Более широкое значение имеет "дурной пример" членов семьи, совершающих преступления, иные правонарушения и аморальные поступки. Так, выборочное изучение уголовных дел показало, что треть преступников воспитывалась в семьях с сильным криминогенным прессом в виде алкоголизма, бытового воровства, драк, развратного поведения родителей.
Нравственно-педагогическая ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней культивируются антиобщественные нравы и привычки, проявляющиеся не в виде конкретных противоправных или аморальных действий, а в форме соответствующих нравственных оценок, высказываний, симпатий и антипатий. Значительно ослабляются воспитательные позиции тех семей, в которых сложилась нездоровая морально-психологическая атмосфера, ненормальные взаимоотношения, имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствует сплоченность, забота друг о друге.
Не менее опасны, хотя и менее заметны, косвенные отрицательные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции. В целом это широко распространенное явление, характерное и для вполне благополучных семей. Положение может усугубляться тем, что неправильная воспитательная линия семьи обычно охватывает самые различные стороны процесса формирования личности и действует спонтанно, исподволь.
Конкретными проявлениями педагогически несостоятельной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам, создание для них "тепличных условий", освобождение от каких-либо обязанностей, "оберегание" даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как эгоцентризм, алчность, наплевательское отношение к общественно значимым интересам и целям. Как частный случай неправильной линии семейного воспитания следует рассматривать педагогическую бездеятельность семьи, игнорирование родителями своих обязанностей, их невнимание к детям, пренебрежительное отношение к их интересам.
Важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. В целом применительно к системе общего и профессионального образования в нынешнем переходном периоде можно говорить о значительном ослаблении воспитательного потенциала, а значит, и об усилении криминогенных издержек ее функционирования, связанных с серьезными просчетами и пробелами в нравственном формировании подрастающего поколения. Отказ от принципов и методов "коммунистического воспитания" не сопровождался утверждением в этой области качественно новых подходов, соответствующих изменившимся условиям. Вместо глубоких и всесторонних преобразований системы образования дело порой ограничивалось сменой вывесок, некритическим заимствованием фрагментов зарубежного опыта. Некоторые из скороспело возникших колледжей, лицеев и других частных образовательных заведений озабочены не столько формированием гармонически развитой личности, гражданским воспитанием питомцев, сколько удовлетворением своих коммерческих
интересов.
В условиях недофинансирования, хронических невыплат мизерной зарплаты воспитательная работа стала для многих учителей просто обременительной, "лишней". Дело доходит до многочисленных забастовок педагогических коллективов. Упал престиж профессии педагога, усилилось отчуждение учащихся от своих наставников, в их взаимоотношениях все чаще стали возникать эмоциональные, смысловые и иные со-
циально-психологические барьеры. В технологии воспитательной работы там, где она еще как-то проводится, не только сохранились, но и усугубляются такие недостатки, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, подмена воспитательных воздействий голым администрированием, игнорирование особенностей детской психологии, подавление самостоятельности и инициативы обучаемых, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, низкая требовательность, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, "показуха", "замазывание" отрицательных фактов, нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики. Ослабли связи школы с семьей. Если прежде воспитательная работа во внеучебное время отличалась формализмом, казенщиной и скукой, то сейчас она во многих школах практически сошла на нет.
Как правило, на низком уровне осуществляется работа по правовому воспитанию и просвещению учащихся. В ней часто применяются упрощенные формы и методы, допускается примитивизм, в результате чего правовая информация, столь необходимая в настоящее время, не усваивается.
Рассмотренные издержки и просчеты школьного воспитания в сочетании с ослаблением воспитательных функций семьи приводят к тому, что на путь самостоятельной жизни в сложнейших условиях далеко не цивилизованного рынка выходят в лучшем случае инфантильные, слабо ориентирующиеся в обстановке, не имеющие твердых моральных убеждений позитивной направленности, нравственно не закаленные молодые люди, а нередко и те, у кого уже сформировался антиобщественный и даже криминальный заряд, кто готов к самоутверждению любыми способами, включая явно противоправные.
В условиях экономического кризиса в плачевном состоянии находится производственно-трудовая сфера. Дезорганизация производства вплоть до остановок предприятий, вынужденные долгосрочные отпуска с мизерной оплатой или совсем без нее, хищническая, нередко откро-венно криминальная приватизация, показушное акционирование, резкое ослабление трудовой, технологической, финансовой дисциплины, хронические невыплаты зарплаты рабочим и служащим при огромных доходах директорского корпуса, свертывание работы общественных организаций -эти и многие другие негативные явления в рассматриваемой сфере способствуют рваческим устремлениям, утверждению морали, выраженной в известной формуле: "человек — человеку волк", безжалостной борьбе за "место под солнцем" — с одной стороны; фрустрации, апатии, настроениям безысходности и обреченности — с другой. Стали нередкими такие крайние проявления конфликтности в производственно-трудовой сфере, как забастовки, массовые акции протеста в виде блокирования транспортных магистралей, захваты рабочими в качестве заложников директоров предприятий, которые "прокручивают" в коммерческих банках деньги, предназначенные для выдачи зарплаты и социальных нужд. Многие трудовые коллективы по существу перестали быть таковыми, они представляют собой скорее конгломерат людей, стремящихся фактически врозь "делать деньги". Воспитательный потенциал этих квазиколлективов практически сведен к нулю. Более того, они, дискредитируя труд как одну из высших ценностей, оказывают сильное отрицательное влияние на жизненные позиции, ориентации, взгляды состоящих в них людей.
Разлагающе действуют на людей ставшие едва ли не нормой факты некоторых широко распространенных правонарушений в сфере производства (растаскивание имущества бывших государственных предприятий и колхозов, массовое уклонение от уплаты налогов, подкуп коррумпированных чиновников, невыполнение обязательств перед партнерами, создание "крыш" криминальных структур на производственных объектах).
Сильно сдала свои воспитательные позиции воинская микросреда, которая традиционно была неплохой школой морально-волевой закалки для большинства мужского населения страны.
Развал уставных взаимоотношений между военнослужащими, пресловутая "дедовщина", обвальное падение воинской дисциплины, разворовывание воинского имущества и бюджетных средств, предназначенных для финансирования армии, многочисленные корыстные злоупотребления и махинации начальствующего состава, несвоевременная выплата денежного довольствия — эти и многие другие новые "приметы" воинской службы и воинского быта способствуют нравственной деформации (либо усугубляют ее) множества молодых людей, ежегодно входящих в воинскую среду. Негативное значение не только непосредственно для участников соответствующих событий, но и нравственной атмосферы общества в целом имело участие сотен тысяч молодых людей в войне, которую трудно назвать справедливой (Афганистан), а также в ожесточенном внутреннем вооруженном конфликте (Чечня).
Негативные явления, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности, дают о себе знать и в таком виде социальной среды, как общественно-политическая. Это прежде всего разнообразные проявления в условиях во многом уродливой многопартийности политического экстремизма: оголтелого национализма, сепаратизма, попыток утверждения идеологии анархизма и даже фашизма.
Издержки, проявляющиеся через механизм неблагоприятного нравственного формирования личности и соответственно играющие определенную криминогенную роль, имеются также в религиозной среде. В целом религия, которая как таковая перестала быть "опиумом для народа", вносит свой вклад в формирование нравственно-воспитанных, законопослушных людей. Заметно активизировалась деятельность традиционных для России религиозных конфессий по профилактике правонарушений. Но беспредельная свобода и в данной сфере социальной жизни породила свои проблемы. Они связаны в первую очередь с функционированием религиозных сект, разного рода "братств" и "общин", активно отрицающих многие государственные и общественные институты, проповедующих иррационализм, мистицизм, уход людей в мир болезненных химер,
оправдывающих изуверские, человеконенавистнические акции вплоть до коллективных самоубийств.
Ранее внимание криминологов привлекал и такой тип социальной среды, как спортивная. Приобщение к спорту, занятия физической культурой, как известно, важный элемент формирования гармонично развитой личности и в этом своем качестве они несли довольно значительную антикриминогенную нагрузку. Достаточно указать, что тысячи и тысячи так называемых трудных подростков, состоявших на профилактическом учете милиции, направлялись в специализированные спортивные, военно-спортивные лагеря, где с большой пользой для себя (а, значит, в конечном счете и для общества) проводили каникулярное время. Сейчас стадионы и дворцы спорта превратились в торговые центры, спорт стал в основном уделом небольшого круга профессионалов, тренирующихся за рубежом, а массовое физкультурное движение практически свернуто, разветвленная спортивная среда с ее немалым воспитательно-профилактическим потенциалом по существу сошла на нет и воссоздается медленно. Там, где она сохранилась, для нее характерны сильная коммерциализация, упор на накачку мышц, как правило, при игнорировании каких-либо воспитательных
задач.
Специфическим видом социальной микросреды является воспитательно-принудительная, которая складывается в местах исполнения наказания. Если тюрьмы, по известному выражению, "портили" всегда и везде, то теперь исправительные учреждения в России переживают жестокий кризис, который не только сводит к нулевой отметке их воспитательно-предупредительный потенциал, но превращает их в своеобразные рассадники преступности. Из всех своих функций эти учреждения справляются, и то с переменным успехом, лишь с одной — с изоляцией преступников.
Рассмотренные типы социальной микросреды, во взаимодействии с которыми осуществляется длительный процесс формирования и развития личности, при всех их различиях обладают некоторыми общими признаками.
Во-первых, в них в данном контексте заложено, как говорится, позитивное начало. С точки зрения задач нормо-типического, соответствующего интересам общества формирования личности они по своим функциям, направленности, социальному предназначению и статусу являются (точнее, должны являться) величинами со знаком "плюс". Негативные явления, упущения, недостатки, рассмотренные выше, представляют собой издержки, побочные результаты, связанные как с социальным наследованием, так и в особенности со сложностями и трудностями переходного периода.
Во-вторых, большинство людей проходят или должны проходить через микросреду указанных типов (будучи школьниками, членами семьи, трудовых коллективов, верующими или атеистами и т.д.).
В-третьих, рассмотренные типы микросреды принадлежат к официальному обществу, они в той или иной мере формализованы и социально структурированы.
В отличие от этого микросреда, обозначаемая понятием криминальной субкультуры, изначально имеет социально негативную направленность, включение в нее конкретных индивидов избирательно, а сама она не обладает каким-либо официальным статусом. И тем не менее за последние годы она в российском обществе проявляет себя все сильнее, ее влияние на неблагоприятное нравственное формирование людей делается более ощутимым. Признаки криминальной субкультуры находят наиболее яркое выражение в криминологических характеристиках организованной и профессиональной преступности, которые будут рассмотрены в дальнейшем. А здесь необходимо отметить, что именно представители этих наиболее опасных форм преступности являются носителями идеологии преступного образа жизни и криминальной морали вседозволенности, в которой общепринятые ценности и нормы вывернуты наизнанку, предельно деформированы, искажены до противоположных значений. Активно действующие преступники не ограничиваются тем, что они сами живут и действуют по своим обычаям и нравам, они стараются распространить их среди других людей, особенно среди несовершеннолетних и
молодежи. Особую роль играют в этом так называемая уголовная романтика, а также "блатной" фольклор и жаргон, К сожалению, насаждению в обществе криминальной идеологии и морали в определенной мере способствуют некоторые средства массовой информации, пропагандирующие худшие образцы "массовой" культуры с ее бездуховностью, нравственной неразборчивостью и цинизмом. Примыкают к криминальной субкультуре многочисленные неформальные малые группы антиобщественной направленности, которые условно можно назвать предпреступными. Общение лиц, входящих в такие группы, имеет свою социально-психологическую, а порой и мировоззренческую "платформу", осуществляется на основе общности потребностей, интересов, жизненных целей, доминирующих мотивов, взглядов, прошлого опыта и поведения — с преобладанием во всем этом, как правило, отрицательных значений. Участников антиобщественных группировок объединяет также стремление стать недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны семьи, школы и т.д. Нередко такие неформальные общности, сложившиеся на основе совместного проведения досуга, по территориальному, национально-этническому и другим признакам (либо их комбинациям), представляют собой так называемую референтную группу, которая служит для индивида образцом, системой отсчета для оценки самого себя и других, одной из основ формирования норм поведения и ценностных ориентации. Характер времяпрепровождения, занятий участников рассматривамых группировок, направленность их поведения таковы, что от них недалеко до совершения преступлений, в том числе и весьма опасных, особенно с учетом групповой детонации. Обычно это совместное пьянство, употребление наркотиков, токсикомания, неупорядоченные сексуальные отношения, стычки с теми, кто входит в другие группировкой т.п.
Отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как "выбранное" самим индивидом, сравнительно охотно воспринимается и легко усваивается и, как
правило, является довольно существенным, значительным как по широте, так и по глубине.
Таковы основные виды (типы) социальной микросреды, отрицательное влияние которой обусловливает неблагоприятное нравственное формирование личности, ее антиобщественную ориентацию. Кроме криминальной субкультуры и антиобщественных группировок ни один из рассмотренных видов (типов) микросреды не может оцениваться при криминологическом анализе однозначно — только положительно или только отрицательно. Обычно личность взаимодействует одновременно с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие имеет сложную структуру, характеризуется разными связями и отношениями: положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа; отрицательное влияние одного типа — усугубляется таким же влиянием другого; отрицательное влияние одного типа — компенсироваться положительным воздействием другого типа и т.д. В целом, когда речь идет о формировании личности преступника, как определенную закономерность следует отметить своеобразную "цепную реакцию", взаимное дополнение различных негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.
Негативные личностные свойства, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий нравственного формирования личности, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления (криминогенную ситуацию). На этом уровне взаимодействия личности со средой обусловленная неблагоприятными нравственными условиями формирования способность и готовность совершить преступление под воздействием ситуации реализуются в действительность. Механизм взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией может быть разным: в одних случаях человек попадает в нее, в других — ищет и находит, в третьих — создает сам.
Так же, как и на уровне условий неблагоприятного нравственного формирования личности внешняя среда, образующая ситуацию совершения преступления, имеет множество проявлений и признаков. Ситуация может быть распространена территориально (например, стихийное бедствие, охватившее целую область) либо локализована ограниченным пространством (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (затянувшиеся семейные неурядицы) или быть кратковременной (ссора пассажиров в общественном транспорте). Источниками криминогенных ситуаций могут быть люди (например, провоцирующие поведение потерпевшего) либо силы природы, физические явления (неблагоприятные погодные условия). По содержанию различаются ситуации проблемные, в которых наличествуют определенные трудности в достижении цели (например, нехватка средств для приобретения какой-либо вещи) и конфликтные, характеризующиеся острым противоречием, открытым столкновением интересов и позиций (например, ситуация массовых беспорядков).
Криминогенные ситуации различных видов могут ставить индивида в экстремальные условия, давать ему психологическую разрядку, соблазнять или провоцировать на противоправные действия. При этом в механизме индивидуального преступного поведения они играют роль не причины, а повода к совершению преступления, от которого зависит выбор цели, предмета и характера действий. В ситуациях совершения преступления различаются их объективное содержание и субъективное восприятие. Они могут совпадать, но нередко расходятся, причем весьма существенно (ситуации мнимой опасности, "бреда", ревности, беспричинной обиды и т.п.). Искажение объективного содержания ситуации происходит либо вследствие сформировавшейся антиобщественной ориентации лица, негативных нравственных свойств личности (например, нечестный человек убежден, что "все жулики"), либо вследствие фактических условий и психофизиологических дефектов восприятия (водитель с ослабленным зрением и плохой реакцией неправильно оценивает дорожную обстановку).
Криминогенный потенциал ситуации совершения преступлений имеет степени своего развития: в особо не-
благоприятных случаях он, как принято говорить, прямо толкает на преступление, в других — лишь способствует, облегчает его совершение, сокрытие следов. За последнее время характер ситуаций совершения многих преступлений прежде всего под влиянием макроусловий жизни общества претерпел существенные изменения, более того, среди них (ситуаций) появились ранее неизвестные, качественно новые. Достаточно, например, указать на ситуации совершения так называемых заказных убийств, преступных посягательств, связанных с приватизацией, с деятельностью коммерческих банков, финансовых "пирамид", частных охранных структур, "челноков", с "разборками" между участниками преступных сообществ, на конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказываются представители люмпенизированных слоев населения, безработные, беженцы, беспризорные подростки.
Рассмотрение механизма индивидуального преступного поведения как результата рассогласованности взаимодействия личности со средой позволяет сделать ряд принципиально важных для организации и тактики предупреждения преступлений выводов. Как видно из изложенного обстоятельства, детерминирующие преступное поведение, даже взятые применительно к одному конкретному лицу, представляют собой сложнейший причинный комплекс, включающий множество разнообразных по содержанию, характеру, времени и месту действия, другим параметрам факторов, проявляющихся в различных сферах социальной жизни. Соответственно, законом для работы по предупреждению преступлений должно быть комплексное противодействие этим факторам. В частности, меры по коррекции личности, ее поведения должны по необходимости сочетаться с тщательным социальным контролем, устранением или хотя бы блокированием негативных влияний на данное лицо извне (со стороны микросреды, окружения), а также оказанием при необходимости социальной помощи в решении различных жизненных вопросов.
Отдельные элементы механизма индивидуального преступного поведения, особенно из числа относящихся к конкретным криминогенным ситуациям, действуют скоротечно, моментально. И здесь решающее значение имеет свое-
временность их выявления, обеспечение оперативности профилактического реагирования. Действие же всего комплекса обстоятельств, детерминирующих преступное поведение, как правило, развернуто во времени. Это значит, что усилия, направленные на предупреждение преступлений, должны быть длящимися, причем сориентированными не только на то, что "есть", но и на то, что "было", а также "будет". И правильнее всего в этих случаях действовать по принципу: ''чем раньше —
тем лучше".
Наконец, необходимо отметить, что правоохранительные органы сами могут оказывать непосредственное предупредительное воздействие далеко не на все обстоятельства, входящие в сложный комплекс детерминации индивидуального преступного поведения. Действуя там, где это возможно, в роли непосредственных исполнителей предупредительных мероприятий, они должны быть в то же время квалифицированными организаторами целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений с использованием антикриминогенного потенциала семьи, школы, объединений граждан и других социальных институтов.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте криминогенный потенциал основных типов (видов) социальной микросреды.
2. Дайте классификацию ситуаций совершения прес туплений (криминогенных ситуаций).
3. Какие новые ситуации совершения преступлений появились в 90-е годы?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|