|
Направления русской философии и культуры
(середины XIX века - начала XX веков)
НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
| «Славянофиль-Ство»
| «Западниче-
ство»
| «Евразийство»
|
| 40-е годы XIX века
| Конец XIX - начало XX в.
| Представители
| Братья Аксаковы, И.В. Киреевский, Н.В. Комиков
| А.В. Кобылин, Б.Н. Чичерин, Н.Г.Чернышевский
| Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, В.И.Вернадский, И.А.Ильин, Г.В.Флоровский, Н.С. Гумилев
| Основа
| Панславянизм
| Европоцентризм
| Панмонголизм
(скифство)
| Суть
| Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине.
| Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одном темпоритме с Европой).
| Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.
| Отношение к петровским реформам
| Резко отрицательное
| Идеализированное
| Не сыграли существенной роли
| Перспектива развития
| Выработка своего, особенного пути развития, особая миссия русского народа в развитии мировой цивилизации.
| Россия должна следовать по западному пути развития. Общая судьба с мировой цивилизацией.
| Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике – ориентация на восток.
|
В России конца ХIХ - начала ХХ века возникают споры о роли и месте искусства в жизни поляризованного общества, создаются временные творческие объединения, такие как “Могучая кучка” (основатель М.И. Глинка), позже – “Мир искусства” (под предводительством А. Бенуа). “Могучая кучка” была создана на основании “кружка М.А. Балакирева” (1862 год) и представляла собой первую композиторскую школу в русском искусстве. В “Могучую кучку” вошли: Е.И. Фомин – “Мельник”, “Колдун, обманщик и сват”,А.С. Даргомыжский – “Червяк”, “Русалка”, М.И. Глинка – “Хованщина”, “Жизнь за царя” или “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”, А.П. Бородин – “Богатыри”, П.И. Чайковский – “Времена года”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, С.С. Прокофьев – “Ромео и Джульетта”, Н.А. Римский-Корсаков – “Шехерезада”, “Сказка о царе Салтане”.
В “Мир искусства” вошли финские и русские художники, такие как: К.Е. Маковский, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, балерины А. Павлова, Т. Карсавина, М. Фокин, В. Нижинский, литераторы Д.Мережковский, З.Гипиус, создатели журнала “Новый путь”. Они пытались утвердить идеалы гармонии и красоты при понимании их иллюзорности, так как аналитический метод реализма уже исчерпал себя. От этики они переходят к эстетике, боролись с равнодушием к прекрасному.
Главная миссия художника, по их мнению, заключалась в создании величественных образов (красота спасет мир), в котором все должно быть красиво – и душа и тело и одежда. Пять международных выставок и шесть выпусков журналов “Нового пути” связали русских, французских, германских, английских, итальянских, бельгийских, норвежских, финских художников в единый творческий синтез.
Позже на основании их союза (после московской выставки тридцати шести) в 1903 году создается “Союз русских художников”, в котором формируется образ нового типа универсального художника (импрессиониста и дивизиониста) – живописца, скульптора, декоратора и графика одновременно, который обращается к народным корням, подражает прошлому России, работает на пленэре и создает композиции широкими мазками по принципу случайного кадрирования. Журнал “Новый путь” совместно с московскими символистами издает новый журнал “Весы”, импрессионисты издали журнал “Золотое руно”.
Из союза русских художников выделился союз “Голубая роза”, в котором художники пытались возвратиться к первоначальной простоте ощущений без отказа от реальности. В их роботах прослеживается четкий ритм, созвучность цветов, форм, контуров, что создает впечатление целостности мира, патриархальную идиллию и гармонию человека и природы ближневосточных степей, Турции, Ирана, Египта. Объединение “Голубая роза” сотрудничало с символистами МХАТа и с В.Э. Мейерхольдом, который работал по принципу «тезис/антитезис».
В 1910-1917 годах работало объединение молодых художников “Бубновый валет”, из которого позднее выделились “Ослиный хвост” и “Союз молодежи”. В творческое объединение “Бубновый валет” входили такие художники, как: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк,А. Куприн, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Шагал. Они сформировали свой устав, издавали собственные сборники статей, собирали собственные выставки с четким конструирование картин, предметными формами и интенсивным цветом натюрмортов, в которых отрицали символизм и стилистизм “Голубой розы” и “Мира искусства”.
Лубочный стиль вывески, декоратизм, массивная фактура под влиянием кубизма привело к мысленному анализу сложных форм путем разложения их на четкие геометрические фигуры куба, конуса, шара без схематического расщепления. Внедрение деформированных вещей в жизнь задавало враждебность, драматическую атмосферу для отчужденного человека. Под влиянием футуризма, в работах художников начинают прослеживаться индустриальные ритмы НТР по принципу монтажа предметов, их частей с разных точек обзора. Мир предстает в качестве расколотого зеркала, отражающего реальность.
Сложившиеся условия сформировали возможность для проявления следующих стилей в искусстве: неопримитивизм, западный экспрессионизм, абстрактиционизм (К.С.Малевич,В.В. Кандинский,В.Е. Татлин), авангардизм (К.С. Петров-Водкин – “Мать”, “Утро. Купальщицы”, “Петроградская мадонна”).
В музыке композиторы объединились для цикла вечеров современной музыки, позже, С.П. Дягилев вывез русский балет и оперу в Париж (“Осенний салон”), совместно с картинами русских художников – в Берлин, Венецию. В 1910 году Н.Н.Рерих пытался возродить “Мир искусства”, но А. Бенуа и иные его основатели вышли из “Союза русских художников”, между ними началась идейная борьба, что привело к распаду синтеза с потерей терпимости и гибкости, отходом от станковой живописи и обращением к графике. В данный период пытались реформировать искусство в книжной и театрально-декоративной сферах такие деятели как: Б. Кустодиев,С.Ю. Судейкин,З.Е. Серебрякова, Б.Д. Григорьев,В.Н. Яковлев, В.И. Шухаев, Д.И. Митрохин, С.В. Чехонин. Это привело к такому явлению как эпигонство, а в 1924 году – к консервации творчества в данных сферах культуры.
ХIХ века – золотой век русской литературы, журналистики и театра, конец ХIХ - начало ХХ века – серебряный. В данный период работали такие авторы как: Л.Н. Толстой,Ф.М. Достоевский, М.С. Щепкин,Ю.Ф. Самарин, А.П. Чехов,М.А. Горький,М.Ю. Лермонтов. Издавались журналы, газеты, рассчитанные на определенный слой публики: “Современник”, “Жизнь”, “Слово”, “Скорпион”, “Гудок”, “Искра”, “Аполлон”, “Золотое руно”. В них публиковались отрывки из произведений таких философов как: Вл.Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, М. Бакунин, Н. Бердяев, В. Розанов.
В ХIХ-ХХ веке помимо Малого и Большого театров в Москве, работали по реалистическому методу М.С. Щепкина Александрийский театр (1832 год, А.Е. Мартынов – самый знаменитый актер), а по системе К.С. Станиславского играли в МХАТе (позже – театр им. А.П. Чехова). Здесь были созданы театральные системы: В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова,А.Я. Таирова. Оформилась структура театра, состоящая из актера, автора, режиссера (не представляется зрителю и сливается с актером), зрителя с четким разделением функций. Драматургия стала автономной профессией.
В начале ХХ века выделились три направления в театральном искусстве:
– организация синтеза структурных элементов (экспериментальные студии);
– режиссер становится между автором и актером. Актер опирается на режиссера, который пропускает через себя автора (А.М. Лобанов “Театр режиссера”);
– режиссер опирается на автора и актера, говорит со зрителем путем организации спектакля. Актер выполняет функции, заданные режиссером (Ю. Любимов, Р. Виктюк).
В конце ХХ века режиссер выстраивал взаимоотношения напрямую со зрителем, за счет чего возникла проблема диктата режиссера. Начало русской режиссуры уходит корнями в систему Станиславского (открытие МХАТа в 1898 году), заложившего основания для развития психологического (советского) театра. Данный тип тетра характеризуется: реалистическими принципами, стихийностью работы, властью случая, последовательностью организации, страстностью и единством.
Станиславским были сформулированы и открыты законы актерского искусства, внедрившиеся в мировое искусство и педагогику. Основные принципы: жизненная правда, противоречие с жизненной правдой, использование выразительных средств, использование новых методов для пробуждения естественной человеческой природы, создание художественных образов. Алгоритм репетиций: предварительное прочтение текста всей группой, анализ стиля, эпохи, строгая дисциплина на рабочих и генеральных репетициях, показ закрытого спектакля, его усовершенствование.
Расцвет театра оперы и балета был во многом обеспечен синтезом искусств (декорации, костюмы изготавливали великие художники, композиторы и литераторы работали вместе, создавая неповторимый художественный образ). Спектакли-шедевры вывозились на гастроли в Европу в 1906-1907 годах А.Н. Бенуа, а с 1908 по 1929 – С.П. Дягелевым (под общим названием "Русские сезоны" в Париже, в Мадриде, в Берлине и пр.).
1906 год – выставка А.С. Бакста, А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, В.А. Серова, И.Э. Грабаря, М.В. Добужинского, К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, С.В. Малютина в Париже, в Берлине, в Венеции, концерты в театре на Елисейских полях.
1907 год – исторические русские концерты таких певцов и дирижеров как: Ф. Шаляпин, Е. Збруева, В. Литвинов, Н. Смирнов, Н. Римского-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов.
1908 год – “Борис Годунов” с Ф. Шаляпиным в главной роли
1909 год – оперы “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Псковитянка”, “Князь Игорь” (к данным операм декорации, костюмы создавали художники К.А. Коровин, А.Я. Головин, В.А. Серов).
1910 год – триумфальный год оперы Игоря Стравинского, поставлены новые балеты: “Клеопатра”, “Сильфида”, “Павильон Артемиды”, “Пир” с Нижинским и Фокиным, “Карнавал” Шумана, а также “Жизель”, “Шехерезада”, “Половецкие пляски” с Анной Павловой и Т. Карсавиной. Новая опера Н. Римского-Корсакова “Жар-Птица”. Декорации и костюмы – А.С. Бакст, А. Бенуа, И. Репин, Головин.
1911 год – Вершина успеха русского балета на античные и прочие сюжеты после путешествий А.С. Бакста – “Нарцисс”, “Садко”, “Призрак розы”, “Петрушка” в Монте-Карло, Париже, Лондоне, Риме, Германии и Австрии (большинство артистов уже были свободны от кабальных договоров с дирекцией императорских театров, некоторым из них еще приходилось отпуск для участия в спектаклях).
1912 год – на музыку И. Стравинского создавал декорации А. Бакст.
1912-1913 годы – были написаны балеты на музыку современных композиторов таких как: Клод Дебюсси, Морис Равель, либретто и художественное оформление – Жан Кокто. В балетах “Послеполуденный отдых фавна”, “Дафна и Хлоя”, “Синий бог”, “Трагедия Соломеи” вместе с Нижинским откровенные эротические сцены танцевали иностранные балерины, а терпко-сладкие, приторные и изощренные декорации оформлял Сергей Судейкин.
1913 год – были вывезены такие оперы как “Хованщина” с Ф. Шаляпиным, символически оформленные славянскими знаками С.И. Зиминым и Ф.Ф. Федоровским (зеленый – печаль, синий – отчаяние, красный – торжество и убийство).
1914-1919 годы – ставились опыты, эксперименты, следовавшие за модой на музыку И. Стравинского, С. Прокофьева, А. Лядова, Э. Сати, оформленные А. Матисом, А. Дереном.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|