Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления русской философии и культуры





(середины XIX века - начала XX веков)

 

НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ «Славянофиль-Ство» «Западниче- ство» «Евразийство»
  40-е годы XIX века Конец XIX - начало XX в.
Представители Братья Аксаковы, И.В. Киреевский, Н.В. Комиков А.В. Кобылин, Б.Н. Чичерин, Н.Г.Чернышевский Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, В.И.Вернадский, И.А.Ильин, Г.В.Флоровский, Н.С. Гумилев
Основа Панславянизм Европоцентризм Панмонголизм (скифство)
Суть Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине. Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одном темпоритме с Европой). Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.
Отношение к петровским реформам Резко отрицательное Идеализированное Не сыграли существенной роли
Перспектива развития Выработка своего, особенного пути развития, особая миссия русского народа в развитии мировой цивилизации. Россия должна следовать по западному пути развития. Общая судьба с мировой цивилизацией. Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике – ориентация на восток.

 



В России конца ХIХ - начала ХХ века возникают споры о роли и месте искусства в жизни поляризованного общества, создаются временные творческие объединения, такие как “Могучая кучка” (основатель М.И. Глинка), позже – “Мир искусства” (под предводительством А. Бенуа). “Могучая кучка” была создана на основании “кружка М.А. Балакирева” (1862 год) и представляла собой первую композиторскую школу в русском искусстве. В “Могучую кучку” вошли: Е.И. Фомин – “Мельник”, “Колдун, обманщик и сват”,А.С. Даргомыжский – “Червяк”, “Русалка”, М.И. Глинка – “Хованщина”, “Жизнь за царя” или “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”, А.П. Бородин – “Богатыри”, П.И. Чайковский – “Времена года”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, С.С. Прокофьев – “Ромео и Джульетта”, Н.А. Римский-Корсаков – “Шехерезада”, “Сказка о царе Салтане”.

В “Мир искусства” вошли финские и русские художники, такие как: К.Е. Маковский, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, балерины А. Павлова, Т. Карсавина, М. Фокин, В. Нижинский, литераторы Д.Мережковский, З.Гипиус, создатели журнала “Новый путь”. Они пытались утвердить идеалы гармонии и красоты при понимании их иллюзорности, так как аналитический метод реализма уже исчерпал себя. От этики они переходят к эстетике, боролись с равнодушием к прекрасному.



Главная миссия художника, по их мнению, заключалась в создании величественных образов (красота спасет мир), в котором все должно быть красиво – и душа и тело и одежда. Пять международных выставок и шесть выпусков журналов “Нового пути” связали русских, французских, германских, английских, итальянских, бельгийских, норвежских, финских художников в единый творческий синтез.

Позже на основании их союза (после московской выставки тридцати шести) в 1903 году создается “Союз русских художников”, в котором формируется образ нового типа универсального художника (импрессиониста и дивизиониста) – живописца, скульптора, декоратора и графика одновременно, который обращается к народным корням, подражает прошлому России, работает на пленэре и создает композиции широкими мазками по принципу случайного кадрирования. Журнал “Новый путь” совместно с московскими символистами издает новый журнал “Весы”, импрессионисты издали журнал “Золотое руно”.

Из союза русских художников выделился союз “Голубая роза”, в котором художники пытались возвратиться к первоначальной простоте ощущений без отказа от реальности. В их роботах прослеживается четкий ритм, созвучность цветов, форм, контуров, что создает впечатление целостности мира, патриархальную идиллию и гармонию человека и природы ближневосточных степей, Турции, Ирана, Египта. Объединение “Голубая роза” сотрудничало с символистами МХАТа и с В.Э. Мейерхольдом, который работал по принципу «тезис/антитезис».



В 1910-1917 годах работало объединение молодых художников “Бубновый валет”, из которого позднее выделились “Ослиный хвост” и “Союз молодежи”. В творческое объединение “Бубновый валет” входили такие художники, как: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк,А. Куприн, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Шагал. Они сформировали свой устав, издавали собственные сборники статей, собирали собственные выставки с четким конструирование картин, предметными формами и интенсивным цветом натюрмортов, в которых отрицали символизм и стилистизм “Голубой розы” и “Мира искусства”.

Лубочный стиль вывески, декоратизм, массивная фактура под влиянием кубизма привело к мысленному анализу сложных форм путем разложения их на четкие геометрические фигуры куба, конуса, шара без схематического расщепления. Внедрение деформированных вещей в жизнь задавало враждебность, драматическую атмосферу для отчужденного человека. Под влиянием футуризма, в работах художников начинают прослеживаться индустриальные ритмы НТР по принципу монтажа предметов, их частей с разных точек обзора. Мир предстает в качестве расколотого зеркала, отражающего реальность.

Сложившиеся условия сформировали возможность для проявления следующих стилей в искусстве: неопримитивизм, западный экспрессионизм, абстрактиционизм (К.С.Малевич,В.В. Кандинский,В.Е. Татлин), авангардизм (К.С. Петров-Водкин – “Мать”, “Утро. Купальщицы”, “Петроградская мадонна”).

В музыке композиторы объединились для цикла вечеров современной музыки, позже, С.П. Дягилев вывез русский балет и оперу в Париж (“Осенний салон”), совместно с картинами русских художников – в Берлин, Венецию. В 1910 году Н.Н.Рерих пытался возродить “Мир искусства”, но А. Бенуа и иные его основатели вышли из “Союза русских художников”, между ними началась идейная борьба, что привело к распаду синтеза с потерей терпимости и гибкости, отходом от станковой живописи и обращением к графике. В данный период пытались реформировать искусство в книжной и театрально-декоративной сферах такие деятели как: Б. Кустодиев,С.Ю. Судейкин,З.Е. Серебрякова, Б.Д. Григорьев,В.Н. Яковлев, В.И. Шухаев, Д.И. Митрохин, С.В. Чехонин. Это привело к такому явлению как эпигонство, а в 1924 году – к консервации творчества в данных сферах культуры.

ХIХ века – золотой век русской литературы, журналистики и театра, конец ХIХ - начало ХХ века – серебряный. В данный период работали такие авторы как: Л.Н. Толстой,Ф.М. Достоевский, М.С. Щепкин,Ю.Ф. Самарин, А.П. Чехов,М.А. Горький,М.Ю. Лермонтов. Издавались журналы, газеты, рассчитанные на определенный слой публики: “Современник”, “Жизнь”, “Слово”, “Скорпион”, “Гудок”, “Искра”, “Аполлон”, “Золотое руно”. В них публиковались отрывки из произведений таких философов как: Вл.Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, М. Бакунин, Н. Бердяев, В. Розанов.

В ХIХ-ХХ веке помимо Малого и Большого театров в Москве, работали по реалистическому методу М.С. Щепкина Александрийский театр (1832 год, А.Е. Мартынов – самый знаменитый актер), а по системе К.С. Станиславского играли в МХАТе (позже – театр им. А.П. Чехова). Здесь были созданы театральные системы: В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова,А.Я. Таирова. Оформилась структура театра, состоящая из актера, автора, режиссера (не представляется зрителю и сливается с актером), зрителя с четким разделением функций. Драматургия стала автономной профессией.

В начале ХХ века выделились три направления в театральном искусстве:

– организация синтеза структурных элементов (экспериментальные студии);

– режиссер становится между автором и актером. Актер опирается на режиссера, который пропускает через себя автора (А.М. Лобанов “Театр режиссера”);

– режиссер опирается на автора и актера, говорит со зрителем путем организации спектакля. Актер выполняет функции, заданные режиссером (Ю. Любимов, Р. Виктюк).

В конце ХХ века режиссер выстраивал взаимоотношения напрямую со зрителем, за счет чего возникла проблема диктата режиссера. Начало русской режиссуры уходит корнями в систему Станиславского (открытие МХАТа в 1898 году), заложившего основания для развития психологического (советского) театра. Данный тип тетра характеризуется: реалистическими принципами, стихийностью работы, властью случая, последовательностью организации, страстностью и единством.

Станиславским были сформулированы и открыты законы актерского искусства, внедрившиеся в мировое искусство и педагогику. Основные принципы: жизненная правда, противоречие с жизненной правдой, использование выразительных средств, использование новых методов для пробуждения естественной человеческой природы, создание художественных образов. Алгоритм репетиций: предварительное прочтение текста всей группой, анализ стиля, эпохи, строгая дисциплина на рабочих и генеральных репетициях, показ закрытого спектакля, его усовершенствование.

Расцвет театра оперы и балета был во многом обеспечен синтезом искусств (декорации, костюмы изготавливали великие художники, композиторы и литераторы работали вместе, создавая неповторимый художественный образ). Спектакли-шедевры вывозились на гастроли в Европу в 1906-1907 годах А.Н. Бенуа, а с 1908 по 1929 – С.П. Дягелевым (под общим названием "Русские сезоны" в Париже, в Мадриде, в Берлине и пр.).

1906 год – выставка А.С. Бакста, А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, В.А. Серова, И.Э. Грабаря, М.В. Добужинского, К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, С.В. Малютина в Париже, в Берлине, в Венеции, концерты в театре на Елисейских полях.

1907 год – исторические русские концерты таких певцов и дирижеров как: Ф. Шаляпин, Е. Збруева, В. Литвинов, Н. Смирнов, Н. Римского-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов.

1908 год – “Борис Годунов” с Ф. Шаляпиным в главной роли

1909 год – оперы “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Псковитянка”, “Князь Игорь” (к данным операм декорации, костюмы создавали художники К.А. Коровин, А.Я. Головин, В.А. Серов).

1910 год – триумфальный год оперы Игоря Стравинского, поставлены новые балеты: “Клеопатра”, “Сильфида”, “Павильон Артемиды”, “Пир” с Нижинским и Фокиным, “Карнавал” Шумана, а также “Жизель”, “Шехерезада”, “Половецкие пляски” с Анной Павловой и Т. Карсавиной. Новая опера Н. Римского-Корсакова “Жар-Птица”. Декорации и костюмы – А.С. Бакст, А. Бенуа, И. Репин, Головин.

1911 год – Вершина успеха русского балета на античные и прочие сюжеты после путешествий А.С. Бакста – “Нарцисс”, “Садко”, “Призрак розы”, “Петрушка” в Монте-Карло, Париже, Лондоне, Риме, Германии и Австрии (большинство артистов уже были свободны от кабальных договоров с дирекцией императорских театров, некоторым из них еще приходилось отпуск для участия в спектаклях).

1912 год – на музыку И. Стравинского создавал декорации А. Бакст.

1912-1913 годы – были написаны балеты на музыку современных композиторов таких как: Клод Дебюсси, Морис Равель, либретто и художественное оформление – Жан Кокто. В балетах “Послеполуденный отдых фавна”, “Дафна и Хлоя”, “Синий бог”, “Трагедия Соломеи” вместе с Нижинским откровенные эротические сцены танцевали иностранные балерины, а терпко-сладкие, приторные и изощренные декорации оформлял Сергей Судейкин.

1913 год – были вывезены такие оперы как “Хованщина” с Ф. Шаляпиным, символически оформленные славянскими знаками С.И. Зиминым и Ф.Ф. Федоровским (зеленый – печаль, синий – отчаяние, красный – торжество и убийство).

1914-1919 годы – ставились опыты, эксперименты, следовавшие за модой на музыку И. Стравинского, С. Прокофьева, А. Лядова, Э. Сати, оформленные А. Матисом, А. Дереном.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.