Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура европейского средневековья





В раннехристианском искусстве помимо народного творчества (от кочевников – завоевателей) преобладающим являлось катакомбное искусство с античными мотивами, поминальным культом, символическим изображением – птиц (вестники мира), ягнят (паства), сирен (соблазн), виноградарь, пастух (Бог). Уплощенные, контурные силуэты фигур в хитонах, с акцентом на выражении глаз были достаточно объемны.

Первые храмы – базилики (по названию дома государственного архонта в Афинах – басилевса) строились в форме вытянутого креста-корабля с двускатной крышей. Перед входом на западе находился атриум – двор с водоемом. Впервые в храме появляется трансепт – поперечный неф, к церкви пристраиваются колокольни и баптистерии – специальное здание для крещения (многочисленных язычников), позже замененная на купель внутри церкви. На основании базилик в Х-ХII вв. надстраивались храмы в романском стиле.

В романский период каждая вещь, явление наделялись тайным смыслом, имело множество значений. Символы христианской церкви связаны с трансцендентным началом, поэтому их значение закрепляется в специально разработанном каноне. Выделяются высший уровень символов – огонь, средний уровень – звук (литургическое пение), низший – цвет, речь.



Символика формы:

– Храм– Ноев ковчег с тремя вертикалями мира (купол – небо), внешний мир как чешуя с адскими чудищами – греховен, шпиль – стрела в небо, духовные помыслы возносится к небу как свеча. Квадрат в его основании – место солнца, нефы – паруса корабля. По горизонтали храм соединяет четыре стороны света. Деревянные храмы – есть рукотворное чудо, созданное природой и озаренное Богом и человеком. Камень – символ горы, долго сохраняет энергию, в том числе агрессию, поэтому в храмах было запрещено сквернословить, проливать кровь. Окна храма – высший свет и огонь (мягкий свет из под купола, дымка ладана придают загадочность высшему миру).

– Дверные насечки, боковые колонны – стража у входа, колонны в храме – догматы веры, три двери – вера, надежда, милосердие, ребристые своды (нервюры) – пути спасения.

– Крест – огонь, солнце, выбор, страдания, в латинском кресте отражена легенда о том, что разбойник справа покаялся и возвысился, а слева – попал в ад.



– Свечи – письма в иной мир.

– Икона – окно в запредельный мир, источник света для возвышения человека. Считается, что главное не сюжет, а душевная связь с условно изображенным образом.

– Круг – вечность, бесконечность (нимбы), непостижимость.

– Точка – бесконечность начала и конца.

– Овал – яйцо, жизнь и смерть.

– Арки – гармония духовного и материального.

– Квадрат – материальный мир, устойчивость, независимость, прочность, а прямоугольник – неустойчивость, переходное состояние.

– Лист клевера на окнах церкви обозначает Троицу.

– Треугольник, повернутый вверх – духовная активность, а треугольник, перевернутый вниз – материальная активность; ромб – человек, человеческое начало (соединение духовного и материального), то же самое обозначает крест или вертикальная S в круге.

– Всевидящее око – знание, а изображение ока в круге, вписанном в треугольник на фронтоне (иудейского) храма – триединство Бога.

– Книга – высшее знание, истина (священное писание).

– Ключ – тайное знание, ведущее в небесное царство, позже – основание католической церкви.

– Меч – борьба.

– Рыба – Христос (с греч. Ихтис, см. форму митры Папы Римского).

– Пять ран Христа – победа духа над телом.

– Гранат – страдание, кровь Христа.

– Грецкий орех – Христос, прочность, непобедимость (кожура – человеческое начало, ядро с крестом – божественность и страдание).

– Яблоко – зло, искушение, раздор, познание.

– Дворняжка – человек в своем разумном состоянии.

– Змей – мудрость, знание, позже – искушение.



– Петух – Воскресение, победа над злом.

– Лев – мужество, могущество, орел – юность, ранее – посланник Бога. Оба – царские знаки.

– Жабы, волки, летучие мыши, драконы – дьявол.

– Роза – тайна бытия, изменчивый мир, красота и хрупкость мира, сила и беззащитность, духовная красота и жертвенность. Позднее – Дева Мария (чаще встречается на фронтоне романских соборов и на внутренней части крыши в готическом соборе).

– Лилия – чистота, Мария, позднее – царственность.

– Венок – победа над смертью, над властью дьявола, смерть через страдание.

– Греческий меандр – оптимизм и гармония.

– Перевернутый конус (чугунки славян, сердечки, индийские ступы) – энергия космоса.

– Голова – центр и вершина всего.

– Рука – защита правого, две руки – 12 апостолов.

Символика числа (пальцы рук):

1 – благополучие, 2 – ясный разум, 3 – милосердие, триединство, священная трехслойность мира, 4 – раскаяние, 5 – вера и добрая воля, 7 – свойства 4+3, 8 – недостаток в человеке, 9 – человек 4+3+2, 10 – сверхчеловек, божественное начало, 12 – священные апостолы, 13 – Христос и его ученики.

Символика цвета:

Романский период:золотой, желтый – небо, духовное возвышение (нимбы); белый – чистота, отход к небесному миру; красный – страдания земные, святость, слава; синий – мудрость; зеленый – вечная жизнь; коричневый – приземленность и материальность; голубой – небесная чистота; черный – потусторонний мир, тайна, адский мир.

Готический период – время расцвета монументальной живописи(орнамента) с использованием сложных цветов (таких как лиловый), с реалистичной моделировкой костюма (в соответствии с модой того времени), с изображением современной прически. Дробность форм, претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, наивный реализм, внимание к внутреннему миру человека и его телесной природе в жанровых, бытовых и сатирических сюжетах, в пейзаже сочетаются с поклонением иконе (божественным образам).

Изменяется символика цвета. Фиолетовый обозначал тревогу, изменчивость, непостоянство, молитву, кровь и небо. Синий – верность; зеленый – влюбленность; сочетание черного, оранжевого, белого – отказ от аскезы.

Интерпретация символов зависела, в том числе от их восприятия различными общественными группами, дополняющих друг друга, взаимодействующих через совокупностьсубкультур: духовно-церковной, народно-массовой, бюргерской, феодально-рыцарской. Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах (языке, стиле и манере поведения, прическе, одежде, обычаях, ритуалах) противостоящая целому, но в основных чертах (ценностях) согласующаяся и продолжающая культуру нации. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей и находится в конфликте с общепринятыми ценностями.

 

Таблица № 11

Художественная культура Средневековья

 

Название стиля Время Основные черты Примеры
Романский X-XII Приземистость, толстые каменные стены из необработанного серого камня, поддерживающие выдолбленный из камня тяжелый свод. Храмы-крепости с узкими окнами и башнями. Украшены большеголовыми приземистыми скульптурами, мозаикой, капителями, рельефами. Обязательные атрибуты: изображение Христа-Пантократора, сцен страшного суда, жития святых, заполнение пространства (боязнь пустоты – обители дьявола). Строились братьями-монахами, позже – специальными артелями (вольными каменщиками) несколько сот лет. Храм, начатый в романском стиле нередко достраивался и украшался – в готическом (Собор Парижской Богоматери). Доминиканский монастырь.
Готический XII-XIV Ребристые своды (нервюры), аркбутаны, контрфорсы позволили уменьшить давление на стены, следовательно более тонкие стены, широкие окна – витражи, устремленность ввысь. Украшены вытянутыми скульптурными группами святых с миндалевидными глазами, обращенными к небу. Снаружи – каменным кружевом или скульптурами адского мира. Обязательные атрибуты: семь врат небесных и символ розы при входе, лабиринт на полу внутри храма. С XIV века на севере Европы появляется разновидность готического стиля (пламенная готика). Стены украшаются каменной резьбой, окна оформляются в виде пламени горящей свечи. Кельнский или Миланский соборы.

Изменения форм, символики в художественной подсистеме, изменение мировоззрения, зарождение новых идей, формирование новых ценностей в светской культуре бюргеров и феодалов привели к кризису средневековой культуры и к началу долгого переходного периода – к Ренессансу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.