|
Российская и западноевропейская культуры ХIХ-начала ХХ веков
Романтизм – последний стиль с теоретическим обоснованием в искусстве XIX века. Дальнейшее развитие художественной культуры представлено множеством течений, направлений без четко выраженной эстетической доминанты. Важнейшей духовной проблемой оказалось не освоение внешнего объективного мира, а постижение и выражение отношения к нему личности художника. Потерянный, одинокий, лишний человек занимался интенсивным поиском выхода из углубляющегося конфликта личности с окружающим миром, в т.ч. с социальной средой.
В противопоставлении Романтизму возник новый подход к действительности – реалистический. Предметом духовного постижения становится современная действительность (социальная среда) и субъект действия (социальная личность). Реализм не только критиковал, но и утверждал духовные ценности нравственного порядка. Художники искали мотивы человеческого поведения не в изолированном мире субъективного духа, а в связи обстоятельств и порождаемых ими поступков, переживаний.
Таким образом, в процессе художественного отражения мира возникла новая разновидность типизации – единство изображения человеческих характеров и обстоятельств, в которых они действуют. Для критического реализма методом ее освоения стало воспроизведение взаимодействия типической среды и типических характеров, для мещанского бытового реализма –- внешнеподобное бытоописательство, для натурализма – скрупулезная фактографичность.
В воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина, натюрморт). Классицизм был трансформирован в академизм, позднее – в ампир (возник при НаполеонеI как подражание Римской империи), пытался возродиться в неоклассизме. Французский импрессионизмформировался на противопоставлении романтизму и академизму в технике, в манере письма, в восприятии и художественном воссоздании мира. Теория импрессионизма вырабатывалась при анализе барбизонской школы пейзажистов и реализма Курбе, Домье. Развитие импрессионизма по этапам совпадает с проведением восемьми выставок (салонов) в течение двенадцати лет с 1874 по 1886 годов.
В 1863 году после того, как работы Эдуарда Мане и его соратников не были приняты на очередную официальную выставку, они создали “Салон отверженных”. Одна из картин Мане – “Завтрак на траве ”, напоминающая по сюжету Сельский концерт Джорджоне, вызвала скандал в обществе, не принявшем выражение чувственности через солнечный свет и световоздушную среду. На салоне 1865 года была представлена картина “Олимпия”, также шокирующая публику. Аналогично импрессионисты назвали свой новый салон.
В 1867 году импрессионисты создали собственную выставку и объединились в союз, куда вошли: Базиль, Писсаро, Сезанн, Клод Мане, Ренуар, Дега, Моризо. Художники собирались за рюмочкой абсента в кафе на улице Батиньоль, в соответствии с названием которой назвали свое объединение (без единой программы, позволяющей каждому художнику выражать собственную индивидуальность) батиньольской школой. Характерные признаки импрессионизма: условный локальный цвет, передача световоздушной среды, окутывающей предмет.
В 1862 была организована первая выставка, на которой были представлены работы всех художников данного направления (35 – Мане, 25 – Писсаро, 25 – Ренуара, 27 – Сислея, 9 - Моризо). После первой выставки школы в ателье Надара, один из критиков (Вольер) назвал их импрессионистами по названию картины Мане (вождя импрессионистов) – “Впечатление. Восходящее солнце”. Все выставки импрессионистов были обречены на провалы.
С 1880 года об импрессионизме писали статьи, художественные произведения, например, Золя - о непризнанности Сезанна под названием “Творчество”. Творческий союз импрессионистов распался (Ренуар и Сезанн продолжают выставляться в салонах, Писсаро присоединился к направлению неоимпрессионизм).
В 1883 году умер вождь импрессионизма Мане, в 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, а в 1887 году союз импрессионистов распался окончательно. Многие художники оставили этот мир, так и не получив признания. Но через год после того, как Сислей умер в нищете, его картины получили признание, известность. Мировую славу получил Моне, но к 1926 году его идеи устарели, а он, не смотря ни на что, остался им верен до конца жизни.
Импрессионисты пытались передать непосредственные впечатления от окружающей среды, показать импульсивность современного города, динамичность и разнообразие жизни. Они создавали иллюзию света и воздуха, разложили колорит на основные цвета спектра и писали только чистым цветом. Слияние цвета создавало оптический обман глаза на расстоянии, так как это происходит с человеком в жизни. Растворение цвета в свете и воздухе лишали предмет материальности и формы.
Большей популярностью пользовались этюды, достигшие высокого уровня, моментальные зарисовки случайного. Поэтому сами картины писались ради живописного тона, а не ради запечатления сюжета. Импрессионисты впервые выехали на пленэр, отточили меткость наблюдений для быстрого написания этюда, высветлили палитру (яркие, солнечные картины буквально пронизанные светом).
Импрессионизм распространился в Англии (Сержент, Дж.Уистлер), в Германии (Либерман), в Щвеции (А.Цорн), в Бельгии (Теован Риссельберг). Кроме того, в художественной культуре идеи импрессионистов воплощались в скульптурных образах Родена (“Бронзовый век”, “Мыслитель”, “Ева”, “Адам”, Граждане Кале, “Блудный сын”, “Па-де-де” – посвященный Айседоре Дункан), Фр.Помона, Э.А.Бурделя, Ш.Дапио, А.Майоля, К.Менье и пр.
Последователи импрессионистов:график Анри Тулуз-Лотрек, писавший гротескно-карикатурные и одновременно трагичные картины о жизни богемы и дна Парижа, в том числе обитателей “Мулен Руж” и “Мулен де ла Галет”; Жорж Сера и Поль Синьяк, создавшие научную теорию цвета и диаграммы, основатели неоимпрессионизма или дивизионизма (пуантелизма) от фр. – разделение, точка – написание картины при строгой регуляции точек, иллюзорно лепящих форму на расстоянии, передающих ощущение света и массы предметов. В 1886 году, они организовали самостоятельную выставку в Брюсселе, но были осмеяны и в 1891 году Сера организовал “Салон независимых” в память о Ван Гоге.
Постимпрессионизм как особое течение в искусстве возник в конце ХIХ – начале ХХ веков, имел множество направлений по количеству известных художников. Постимпрессионизм не имел единой программы, методов и техники работы. Его представители (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген) работали параллельно с импрессионистами, подчеркивая свое отличие, неповторимость.
Во всех художественных течениях второй половины XIX века наблюдается смена функциональных доминант. Формируется позиция художественного эстетизма–"чистое искусство", или "искусство для искусства". Художественный гедонизм требовал совершенствование художественного языка, придание ему отточенности, уравновешенности, стройности (поэзия парнасцев, живопись прерафаэлитов). Художники увлекались формотворческими экспериментами, не несущими содержательно-смысловой нагрузки.
Своеобразным вариантом эстетизма является декаданс. Декаданты считали, что красота безнравственна, бессмысленна, все человеческие ценности – замаскированные антиценности. Доминанта безобразного, эстетизация низменного деструктурировали установку художественного сознания. Образам декаданского искусства бывали присущи черты натуралистической подробности или схематической обобщенности, аморфности или утонченной, изысканной манерности.
В архитектуре (частично в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, в литературе) возникло острое противоречие между возрастающими утилитарными потребностями и отсутствием конструктивного принципа соединения функции и красоты. Быстрые темпы технического прогресса (изобретение железобетона) породили, с одной стороны, настроения технофобии, неверия в возможности органического единства эстетического и технического начала, а с другой - позицию техницизма с его оптимистической верой в неисчерпаемостъ гуманистических потенций техники. Это отразилось в двух новых направлениях архитектуры – структурализм и функционализм.
В конце XIX века была предпринята попытка продуктивно разрешить возникшие противоречия. С помощью рассудочного, целенаправленного стилетворчества, модерн стремился синтезировать эстетизм и техницизм.
Таблица № 14
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|