|
Отличительные черты двух стадий развития культурной системы
КУЛЬТУРА
| ЦИВИЛИЗАЦИЯ
| Доминирует духовная подсистема
| Доминирует материальная подсистема
| Цель – достичь высшей духовной гармонии
| Цель – достичь материального благополучия и комфорта
| Трансцендентна, символична
| Бездушна, технична
| Символ – Шедевр (ищет идеальные пропорции) – в стабильный период и Минимализм – в переходный (отказ от нужного в пользу самого необходимого в ожидании радикальных перемен либо вследствие пресыщения традиционной роскошью).
| Символы – Салонное искусство, Гламур, Ки(т)ч – сочетание несочетаемого, отрицает предыдущие достижения, ставит под сомнение будущие. Есть следствие пресыщенности либо чрезмерной бедности. Выражается в эпатаже, бросает вызов общепринятым вкусам общества.
| Становящееся
| Ставшее
| Созидают новые ценности
| Сохраняют существующее бытие
| Направлена на расширение семиосферы
| Направлена на расширение ноосферы
| Культ художественных ценностей, построенный по законам красоты и нравственности
| Культ здорового, красивого тела, господство экономизма и практицизма
| Бескорыстна, иррациональна, религиозна
| Корыстна, рациональна, атеистична
| Культура воспринимается как основание для функционирования и развития этноса
| Культура воспринимается как вторичное, надстроечное, иллюзорное явление
| Иерархична, аристократична, уникальна, креативна, задает культ личности и индивидуализма
| Демократична, общедоступна, тиражируемая, направлена на создание общественных благ коллективным трудом серых масс
| Органична, качественно подвижна по вертикали, дуальна, взрывоопасна
| Механистична, изменяется количественно по горизонтали, способна к реформированию и модернизации
| Отношения строятся по принципу: “ Человек человеку друг”
| Отношения строятся по принципу: “ Человек человеку волк”
| На первом этапе развития культурной системы возникают религиозные верования – миф – мифология – религия (национальные и мировые).
Религия – (от лат. – объединяю; благочестие, святыня, набожность, предмет культа) совокупность верований, символов, образов действий.
Вера – отношение к событиям, теориям и вымыслам, принимаемое априори, без доказательств; не основанное на знании убеждение в истинности определенного явления.
Компоненты религии:
–религиозное сознание (личное и коллективное)
– религиозный культ (службы, праздники, молитвы)
– религиозная организация (объединяет верующих по принципу священник – паства, в отличие от язычества, где объединение происходит по принципу жрец – жертва).
Три признака религии:
– наличие священного авторитета, Абсолюта
– регуляция повседневного поведения людей
– система культовых действий (молитва, покаяние, благословления, поклонения).
Понятие знака и символа
Полученная в процессе жизнедеятельности человека информация кодируется, хранится, передается, декодируется при помощи знаков, символов. Семиотика – наука о знаках и символах состоит из трех разделов: синтактики, изучающей отношения между знаками; семантики – науки о знаках и их значениях; герменевтики, которая занимается толкованием исторических событий, текстов.
Миф – есть первая форма культуры, первый прасимвол, включающий одновременно реальный и космический смысл. Система смысла закрепляется в мире культуры через знаки и символы.
Знак (например – буква алфавита) – это материальный предмет (явление, событие), который выступает в качестве объективного заменителя некоторого другого предмета, явления и используемый для определения хранения, передачи сообщений, информации и знаний. Знак имеет одно значение, не поддается интерпретации. Совокупность знаков – есть эмблема. Символ – многозначен, имеет множество смыслов, уровней, несет определенную ценностную норму или идеалы конкретной культуры.
Таблица № 4
Знаки и символы в мире культуры
| Знак
| Символ
| Происхождение
| Из животного мира (подражание)
| Из коллективного бессознательного человека
| Место бытования
| Животный мир + различные сферы жизни: наука, религия, искусство.
| Культура + в личной жизни + государственная + этническая, этическая, религиозная сферы жизни общества
| Цель применения
| Коммуникация, информация, познание, функционирование
| Представления идеи/ценности, понимание, развитие
| Черты
| Адресность, стремление к классификации. Задает четкие границы в пространстве и времени. Прямая связь между знаком и обозначением
| Обозначает нечто иное, открывает доступ к трансцендентному, вечному. Расширяет границы пространства и времени
| Общее
| Базируются на общесистемных свойствах природы и культуры
| Схема зонально-слоевого строения художественной культуры³
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
_______________________________________
переходная зона словесных “прикладных”искусств
Ораторское Художественная
искусство публицистика
_________________________________________
зона чисто художественного словесного творчества
зона музыкального творчества
________________________________________
зона актерского словесно - пластического и
музыкально - пластического творчества
_________________________________________
зона пантомимического и танцевального творчества
_________________________________________
зона чисто художественного предметно - изобразительного творчества
_________________________________________
переходная зона архитектонических бифункциональных искусств
на ремесленной базе на индустриальной базе
_________________________________________
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Спектральное движение художественного творчества от чисто словесных форм к вещественно-техническим – это движение от временного способа построения художественной ткани к ее пространственной структуре. В центре данного спектра оказываются искусства, обладающие и пространственными, и временными структурными параметрами.
____________________________________________________________________
³ Художественная культура в капиталистическом обществе. Структурно-типологическое исследование./Под ред. М.С.Кагана.- Л., 1989
С помощью различных видов искусств человек как био-социо-культурное существо способен сублимировать агрессивную, сексуальную энергии, воспринимать, различать, воспроизводить на чувственно-эмоциональном уровне прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое.
Классификация искусства
– по отношению к пространству и времени (к временным относятся литература и музыка, к пространственно-временным – кино и театр, к пространственным – архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись);
– по принадлежности к определенному типу культуры (японское, китайское, русское);
– по этапам развития (античное, средневековое, эпохи Возрождения)
– по предназначению (досуговое, для удовлетворения утилитарных потребностей, смешанное);
– по видам: документально-конкретное, условно-схематизированнное, художественное; архитектура, прикладное искусство, дизайн, ораторское искусство, публицистика, музыка, графика.
Виды искусства
– графика: книжная, прикладная (этикетка, марка, торговый знак, плакат, афиша, реклама) либо станковая (уникальная и эстамп - тиражированная). Эстамп – глубокий, плоский, высокий, трафарет. Кроме того, выделяют черно-белую графику, пиктограммы, акварель.
– живопись – станковая (на мольберте), монументальная (фреска, мозаика, настенная живопись). Станковая: портрет (парадный, камерный, интимный, группой, автопортрет, в фас, профиль, поясной, во весь рост или 3/4), пейзаж (выделяются марины – морской, галантный – из бытового жанра, стаффаж), анималистическая, мифологическая, батальная, натюрморт. К живописи относят иконопись (с обратной перспективой, символичностью, бесплотностью изображенного образа), вазопись.
– архитектура – крупных (фабрики, заводы, дороги, арки) и малых форм (ограды, решетки, столбы), зодчество (деревянное и каменное); либо (по материалу и назначению) - жилая и церковная постройки. По технике исполнения: стеновая, стоечно-балочная, каркасная, пространственная (своды купола – складчатые, сжатые, винтовые, с оболочкой), каменная кладка. Выделяется внешняя архитектура – экстерьер и внутренняя – интерьер. Архитектурные формы: органичные (окна, двери, балконы, лоджии, ворота, ограды) и дополнительные (капители, каннелюры, мансарды). Главные направления: градостроительство, садово-парковое искусство, фонтаны, фейерверки.
– скульптура – по целевому назначению – круглая (статуи, бюсты, скульптурные группы), рельефы (горельеф и барельеф). По объему – монументальная (памятники – около 50 м., неподвижные, без мелких деталей; декоративная – украшения, часто групповые композиции; станковая – до 1 м., изготовленная на станке, хранится в закрытом помещении; малая пластика – до 50 см. для декорации помещений). Выделяют авторскую (лепка, иногда высекание) и массовую или ремесленную (чеканка, отливка) виды скульптуры, а также скульптурный портрет
– прикладное искусство (выделяется керамика, ткачество)
– музыка – (по направлению) трудовые песни, танцы, духовные гимны… со множеством подгрупп
– литература– (по содержанию) драма, комедия, лирика, эпос…; либо (по единству формы и содержания) роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|