|
Три этапа системного анализа художественного произведения
1. Исторический (Ф.И.О. автора, его краткая автобиография; классификация произведения, история создания творческой работы и ее дальнейшая судьба).
2. Искусствоведческий (сюжет, рисунок, материал, стиль, манера, метод, техника, ритм, композиция, ракурс, перспектива, свет, светотень либо штрих и штриховка, колорит, цвет, локальный цвет, мазок).
Выделяют следующие виды композиции: статичная (под прямым углом) и динамичная (основные оси пересекаются под острым углом); закрытая (стягивается к центру) и открытая (разбегаются от центра).
В светотени выделяются сфумато (тонкая дымка), валеры (плавный переход одного цвета в другой), лессировка (тонкие полупрозрачные слои для достижения нужного объема) и пр.
В графике используют: графит, карандаши (угольные, итальянские, пастельные), сангина, перо. Краски делятся: на водяные, темперные (яичный желток или клей), масляные, гуашь, пастель, восковые, акриловые. Колорит бывает напряженный, тяжелый, теплый или холодный, спокойный, сгущенный, мажорный или минорный, блеклый или ослепительный, яркий, светлый или темный.
Выделяется прямая, обратная (в иконописи), линейная, наблюдательная (на глаз, без корректировки) перспективы. Законы перспективы: чем дальше предмет, тем он кажется меньше; человек видит параллельные прямые так, как будто они сходятся в одной точке и пересекаются.
3. Философский – тройной анализ затронутых автором проблем (любви и дружбы, жизни и смерти, верности и предательства, мести и прощения, истины и заблуждения, добра и зла)
а) как их видел автор;
б) как восприняли зрители (в перспективе времени);
в) общефилософский.
Системный анализ художественных произведений помогает раскрыть мировоззренческие основы не только автора произведения, но и целого поколения, выявить специфику ментальности какого-либо этноса в определенную эпоху. Системный анализ разных видов искусства способствует определению общих и особенных черт культурных систем в их функционировании и развитии.
Первобытная культура
Таблица № 5
Первобытные религиозные верования и формы их проявления
Название
| Сущность
| Проявление в современной культуре
| Анимизм
| Пер с лат. – душа вера в существование души во всех предметах, явлениях окружающего мира.
| Пословицы, поговорки, сказки, загадки, выражения, построенные по принципу аналогии (дождь идет, солнце улыбается, небо хмурится).
| Тотемизм
| От индейского оттотем – его род; обожествление животных, растений; представление о том, что все члены одного рода происходят от определенного животного или растения – тотема.
| Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных, обряды поклонения священным животным, растениям, запреты на употребление определенного вида пищи.
| Фетишизм
| От фр. идол, талисман; в португальском – талима, т.е. магическая связь; лат. – магически искусный необычный предмет, которому приписывают чудесные свойства.
| Амулет, бижутерия, талисман, приметы (предмет, одежда, приносящие счастье или неудачи).
| Культ природы
| Поклонение природе как началу и концу всего живого и неживого.
| Праздники, обряды, хороводы, ритуальная пища
| Культ предков
| От лат. почитание – совокупность способов взаимодействия, включающий в себя стандарты поведения, отношение к предкам, роду в сакральном измерении и повседневности.
| Сказки, обряды, пословицы, поговорки, ритуалы.
| Магия
| От лат. – чародейство, система приемов, основанных на вере человека в возможность принуждения сверхъестественных сил совершить желаемое им действие. Способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли.
| Гадание на кофейной гуще и картах, толкование снов, применение косметики, приворот травами и ароматическими маслами.
| Хиромантия
| Гадание, толкование судьбы человека по его руке
| Не изменилось.
|
Основныесимволы первобытного искусства – женские и календарные знаки (прочерчивались внизу ритуального рисунка), круг и спираль.
Таблица № 6
Символы первобытного искусства
КРУГ
| СПИРАЛЬ
| Символизировал рождение и смерть, солнце и небо, цикличное возвращение и совершенство, законченность и жизненную силу, мудрость и переход нечто в ничто и обратно, а также вечность, начало и конец.
| Символизировала стремительное движение в пространстве и во времени, равновесие противоположностей, Вселенную и вращение планет, разрушение и дыхание, танец шамана (при переходе в потусторонний мир), плодородие и деторождение, соединение противоположностей, в том числе мужского и женского, единого и множественного, Добра и Зла.
|
При потере сакрализующей функции миф превращается в сказку (В.Я.Пропп, Д.К.Зеленин). Сказки сохранили все элементы древних мифов, обрядов (в том числе обряда инициации), ритуалов, магических заклинаний.
В русских сказках сохранились
1) от обряда инициации:
– курьи ножки от (славянского) тотемного животного;
– хижина как проход в царство мертвых;
– Яга – мертвец ( костяная нога);
– предложение волшебной ритуальной пищи (герой символически умирает для прохождения в царство мертвых);
– ослепление (символическое залепление глаз и обретение нового/ духовного зрения);
– испытание сном (запрет сна, так как злые духи могут завладеть душой мальчика);
– испытание огнем, водой (живая и мертвая вода);
– дальняя дорога (железные: посох, башмаки, хлеб) – в мир мертвых.
2) запреты (из мифов):
– выходить из дома детям вождя и самому вождю;
– запрет света, взгляда, пищи, соприкосновения с землей (не смотреть на царскую дочь, в глаза царя и царевны, девица в темнице, особая пища для вождя и его семьи, так как обычную пищу потомки богов потреблять не могут);
– запрет стричь волосы, ногти (косы у русских красавиц, легенда о Самсоне), где хранится энергия, душа, сила, красот, здоровье.
3) Проявление тотемизма, анимизма, обрядов перехода:
– царевна-лягушка;
– гуси-лебеди;
– козленок;
– серый волк;
– сивка-бурка;
– полотенце, гребень;
– сапоги-скороходы;
– скатерть-самобранка;
– закапывание костей животных (сказка “Крошечка-хаврошечка”);
– добыча жены из тридесятого царства (другого рода), испытания разлукой.
Древние цивилизации
Сюжеты мифов, сказок разных народов древних цивилизаций очень схожи между собой.
Причины сходства сюжетов:
– тождественность архетипов народов, созданных на основании общего праархетипа;
– схожие условия окружающей среды для формирования определенной ментальности;
– "арийское" нашествие;
– взаимодействия и заимствования (мирные и военные диалоги культур).
Религиозные верования в символической форме эволюционируют по следующему алгоритму:
Тотем ------------ Идол -------------- Бог
объектом для подражания символичное абстрактный образ
служит изображение обретает черты человека
животное, предмет божества, духа и власть над ним
Таблица № 7
Типы цивилизаций
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
| ЗАПАД
| РОССИЯ
| ВОСТОК
| способ производства
| интенсивный путь развития, натуральный обмен, доминанта охоты, ремесла, торговли, земледелия
| экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, охоты, земледелия
| экстенсивный путь развития, доминанта собирательства, скотоводства, земледелия
| государственное устройство
| демократизм, парламентаризм, коллективизм в управлении, следствием насилия государства над личностью являются революции
| выборность сочетается с патриархальностью наследственной властью, деспотией, тиранией, культом правителя, бюрократизмом и иерархичностью
| племенная и военная иерархия, строгая регламентирующая иерархичность, бюрократизм, тирания, деспотия наследственной власти
| мировоззрение
| антропоморфное, монотеистичное, рациональное, расчлененное анализом, конкретноупорядоченное мышление, где мысль – есть частица структуры, целого. Доминирование интеллектуального постижения мира создает дробную картину мира.
| антропоморфное, политеистичное, космографичное, бинарное, образное мышление с помощью мысли-тире. Доминирование героико-природных приоритетов целостного мышления построено по принципу (не то, а это).
| зооморфное, анимистичное, алогичное, иррациональное, политеистичное, космографичное, целостное мышление с помощью мысли-волны построено на героико-природных приоритетах
| отношение к науке и технике
| в соответствии с принципом (все для человека) доминируют естественные науки, а также философия, архитектурное строительство, искусствоведение, эстетика. Рациональное познание с отстранением субъекта от объекта познания направлено на интенсивное постижение и покорение природы
| процесс экстенсивного познания путем приближения к объекту познания воспринимается как необходимость, противопоставленная любмудрию (философской душевности). Практическая направленность приводит к развитию оборонной инженерии и с/х техники, а любомудрие с применением аналогии – к развитию гуманитарных наук.
| любовь мудрости при перевоплощении субъекта в объект познания имела побочным продуктом духовного творчества получение синтеза определенных гуманитарных и практически-бытовых знаний, распространяемых без необходимости экстенсивным путем
| соотношение традиционности и новационности
| доминирует новационность, направленное на бесконечный прогресс, что порождает быстротечность, суетливость культурно-исторического развития
| долгая традиционность, воспринимаемая в качестве нормы жизни быстро сменяется новационностью, воспринимаемой в качестве необходимости, что порождает неоформленность и невосприимчивость чуждого
| доминирует традиционность, статичность (застывание форм), стремление к устойчивости, наряду со стихийностью, что порождает невосприимчивость к новому, дуалистичность, реалистичность
| отношение к религии, духовности
| превалирует уход от мира при стремлении к красоте (эстетизм) и относительности добра и зла. Бог воспринимается в качестве пантократора, с которым возможно соединение с помощью литургии
| преобладает стремление к добру, красоте, душевности, самоочищению от греха. С Богом-заступником, с кем человек соединяется через молитву
| фанатичная религиозность, высокая духовность, мистицизм, стремление к красоте отражаются во всех сферах культуры, особенно в образовании и гуманитарных науках. Соединение с Высшим возможно путем медитации
| отношение к природе
| преобразовательное, так как ориентируются на время в пространстве, боятся стихийности природы, стремятся все поставить на службу человеку
| любят ее суровость, бесконечность, преобразовывают только в силу необходимости
| созерцательная любовь, стремятся сохранить первозданную совершенную природу в ее бесконечности
| определение места человека в мире
| человек – мера всех вещей, но он одинок не смотря на приоритеты мнения личности и семейственность (каждый сам за себя)
| человек слаб, ограничен в возможностях, поэтому уходит в себя и/ или из мира, растворяется в “миру”, так как ориентируется на мнение общества - семьи, рода (проявление соборности, общинности, землячества, особое ощущение родственных и преемственных связей)
| человек ограничен физически, но имеет высокие способности для развития духа. Глубокое познания человека и мира в их гармонии, следование законам Космоса поддерживает ощущение единства (клановости, семейственности, родственных связей в пространстве и времени)
| специфика национального характера
| аудиовизуалы, экстраверты с культом героя живут по принципу “человек человеку – волк”, отличаются индивидуализмом, свободоустремленностью, деловитостью, мирной созерцательностью труда, доброжелательностью, но часто носят маски. Они выходят за пределы своего сознания, но не Я, ощущают сущность вовне, направлены на познание мира, стремятся к эволюции частного. Искусственность (часто внешнего) совершенствования, как и познание, направлены: от общего к частному, снизу вверх. В чуждых этносах видят врага, стремятся к борьбе, где проявляют упорство, энергичность, предприимчивость нервной и кипучей натуры. Их деятельность направлена на решение социально-политических проблем, часто путем военных действий и революций. Они стремятся к материальному благополучию и вхождению в стадию развитой цивилизации, хотят быть лучше других, отделяют чувства от разума, религию от философии. Это привело к крайним формам выхолощенной абстрактности.
| странники, мечтатели, книголюбы, мыслители, практики, кинестетики, интроверты живут по принципу “все мы люди, все мы христиане”. Отличаются миролюбивостью, незлобивостью, стихийностью и отходчивостью. Оборонительный коллективизм и направленность на приоритеты ценностей общины сформировали открытость восприятия, желание искать сущность около себя, правдолюбие и правдоискательство, масштабное реалистично-мистичное мышление. Стремятся жить по совести. Главный принцип бытия - соборность (единение всего в едином). Чувствительны, хитры, сочетают индуктивный и дедуктивный способы познания, (горизонтально) разноустремлены. Свойственны насмешливость, саркастичность, терпеливость, упорство, фатализм, направленность на решение как материальных, так и духовных (идеальных) проблем. Пытаются сохранить достижения культуры и развить новое (часто пришедшее извне) для ликвидации отставания в развитии. Проявляют синкретизм чувств и мышления, философии и религии; соборность в восприятии мира (общины) и природы
| интроверты, визуалы и аудиалы, фантазеры, мечтатели, мыслители, практики живут по принципу “человек человеку - брат”. Миролюбивы, агрессивны (воинственны), стремятся к коллективному сосуществованию. Отличаются созерцательностью, широким всеохватывающим мышлением, стремлением к самосовершенствованию внутреннего мира, стремлением к единению с Космосом и существованию по его законам, а также к сохранению культуры (ценностей, традиций, обычаев, ритуалов). Им свойственны: острый психологизм, фатализм, отшельничество, особая одухотворенность, чувствительность (эротизм), эмоциональность, утонченность. Они интуитивно познают мир от общего к частному, сверху вниз. Синкретизм философии и религии вызывает часто противоречивые чувства при отстранении от всего реального, земного. Иррациональная разнонаправленность вертикального восхождения духа сочетается с горизонтальной упорядоченностью в созидании окружающего пространства.
|
Культура Древней Руси
Культы, обряды славян сохранили традиции древних арийцев. До принятия христианства, умерших сжигали в ладьях вместе с предметами обихода, женами (вдова – позор для рода). Ладья должна была перенести их в мир мертвых. Корабль символизировал единство Вселенной / Мировое Древо: нос с головой птицы – небо, корма с змеиным хвостом – нижний мир, воду.
После объединения племен, ладьи с умершими стали предавать земле (прообраз гроба, связывающего два мира). Оргии (брачные)/ тризны на похоронах, освобождали племя от страха смерти, восстанавливали его жизненную энергию, возрождая предков в лице потомков.
В повседневной жизни славяне были связаны с полубогами и духами. Духи – это слуги Рода и Рожениц (добрые, злые и нейтральные). Добрые духи - берегини (души праведных людей). Злые духи – упыри (души порочных людей), злыдни – злые, вредные духи, приносящие беды и несчастья. Нейтральные - домовые и духи природы.
Домовые духи: домовой (прадедушка), кутный, кикимора – жена домового (прабабушка, кика - лебедь или птица, мора или мара – смерть), дед, спорыньи, спехи, дрема, балонок, лень, отеть, акоемы, прокуды, прокурой, банник.
Духи природы: лешие (беряшни), лесовик, лесунок, лашак, Микола Дупленский, Баровик, лукавый/Лук.
Злыдни: бесы – позже – черти (находящиеся за границей нравственности, правды), шишни (чертихи), Длака в звериной шкуре.
Берегини: Дид (прародитель, охраняющий клад Перуна), Русалка (Дева-птица, которая качается на ветвях и оберегает животных в воде), Баба-Яга/Яшка/Ящур (прародительница всех животных, хранительница традиций, животных, очага, домашнего хозяйства).
Полубоги (смертные, либо умирающие и воскресающие): Волкодлак (насылал болезни на людей), Калинники (от слова колить) – помощники Перуна (Морозко, Тряскунец, Карачун), Полкан – полуконь-получеловек, Чур/Щур (полубог границ, праздников), Коляда (от коло/ хоро, солнце-младенец с 25 декабря по 6 января), Среча (покровительница встреч и желаний), Купало (очищало воду, помогало в зачатии), Знич (огонь, пламя любви), Сварожичи (духи огня/домашнего очага), Вий (судья над мертвыми, насылал кошмары и привидения, “ясновидящий” среди мертвых).
В качестве оберегов от злых духов, сглаза, порчи, а также для сохранения покровительства добрых духов, богов славяне использовали символику (в одежде, украшениях, при строительстве жилых и хозяйственных построек).
Женщины на одежде вышивали красным крестом (символ добра, красоты, солнца, здоровья) орнаменты, древо жизни (по груди, на юбках и фартуках ниже колена), ромбы, богинь (Макошь, затем Мару, позже - Ладу) и прочие знаки. Они никогда не работали на людях, защищали активные зоны обмена энергией (чакры). Замужние женщины с Нового времени стали носить кички (кика – священная птица), позже – туры (корова – символ материнства) и разделяли волосы на две косы. Девушки могли носить любую прическу, головной убор.
В качестве оберега на голове и мужчины, и женщины носили вышитую солярными и прочими сакральными знаками ленту. У князей, кузнецов ленту заменял металлический обруч. У мужчин вышивка наносилась по краям одежды в соответствии с датой рождения, родом занятий. У младенцев на рубашке вышивалась прямая, широкая красная полоса (символизировала долгую жизнь). Помимо этого, одежда украшалась бисером, металлическими бляхами, у князей - драгоценными камнями.
Специфика светской архитектуры и скульптуры:
Относится к срубному, а не к каркасному (как в Германии или Японии) типу построек с однообразной планировкой жилого дома (изба, клеть). Сруб или клеть из горизонтально уложенных бревен с очагом (печью) в правом углу перекрывалась двух или четырех скатной крышей. Основание крыши составляли длинные жерди, а ее верхушку венчал охлупень – бревно, прижимающее тесовую кровлю. Размеры бревен ограничивали длину и ширину строения, но выбор его высоты оставался свободным.
В холодных районах строили четырех стенные дома на высокой подклети. Изба (без окон, топилась по-черному) и двор находились под одной крышей. В Сибири несколько поставленных рядом срубов объединялись одной крышей. Они были похожи на закрытую со всех сторон крепость и назывались двойни и тройни.
В среднерусской полосе деревянные дома с завалинками обильно украшались резьбой, имели множество окон, затянутых бычьим пузырем. Импортируемое стекло использовали только родовитые, зажиточные бояре, а окна с цветными стеклами находились только в царских палатах.
Хоромы бояр, как и их быт, одежда мало отличались по своей сути от изб простых крестьян. Хоромы – система клетей, соединенных сенями и переходами.
В средние века возникает новый тип постройки - Кремль – укрепленная часть древнерусских городов (город в городе). Они находились внутри княжеского дворца или собора, окружались хозяйственными постройками, дворами бояр и церковной знати. За Кремлем по кольцевой планировке улиц строились дома горожан. Посадские поселения огораживались стенами и земляным валом. Первоначально, так называемые кремники начала ХIV века строились на берегу реки/ в месте слияния двух рек, или около озера. Они представляли собой деревянные, позже - каменные укрепленные стены с башенками, огороженные рвом с водой.
Еще одним типом укрепленных поселений были остроги. Остроги – срубные конструкции, образующие стены с открытым ходом наверху, несколькими башенками с небольшими шатрами, защищались бревенчатым забором. Дым от костров, разводимых на башенках в случае нападения кочевников, предупреждал население близлежащих городов об опасности.
Основные традиции деревянного зодчества были органично соединены с каменной архитектурой, пришедшей из Византии. Создается особый вид архитектуры – каменное зодчество, применяемый при строительстве мостов, теремов, крепостных стен, храмов.
Храмовая архитектура
Была представлена сочетанием четырех и восьми купольных срубов, которые образовывали разнотипные высокие шатровые храмы. Православные храмы гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Например, деревянная церковь в Кижах, двенадцатикупольный Софийский собор в Киеве (с изображением, в том числе сцен княжеского быта и плясок, игре на дуде скоморохов).
Все храмы были многокупольные (чаще всего пять, как в Византии), имели собственную символику, окружались множеством пристроек. Для их украшения использовались: перовая мозаика, особый колорит в иконописи и витражах, которые создавали эффект теплого мягкого света, спокойствие уюта. Например, декорирование византийских храмов имело целью удивить, подавить прихожан своим великолепием, яркостью, блеском.
В переходный период, в художественной культуре выделяются несколько направлений, из которых доминирующее значение имели северная и южная школы. Северная или Псковско-Новгородская школа отличалась замкнутостью, сдержанностью, пластичностью, суровостью, грубой отделкой без особых украшений с пристройкой звонниц. Очень толстые стены с узкими окнами венчали несимметричные, шлемовые или луковичные купола. Южная или Владимиро-Суздальская школа с крестово-купольной системой (в Десятинной церкви – 22 сферичных купола) отличается живописностью, точностью исполнения, симметричностью и богатым декором (появляются пилястры, закомары)
Количественная символика куполов: 2 - соединение божественного и человеческого естества, 3 - троица, 4 – четыре евангелиста, 5 – Христос и четыре евангелиста, 7 – семь таинств и семь вселенских соборов, 9 – девять чинов ангельских, 13 – Христос и двенадцать апостолов. Во всех храмах было 12 колонн по числу апостолов, 3 входа (Троица), 5 рядов нефов.
Храмовая скульптура подчинялась архитектурной композиции. Алтарь, находившийся на восточной стороне храма, символизировал царство небесное. Он состояли: из престола – священной части, куда священник входил в парчовом тканном золотом или серебряном одеянии без рукавов (фелони); ризницы (отделена от средней части храма иконостасом)- помещение, где хранились праздничные одежды священников и церковная утварь; иконостаса. Средние или царские врата иконостаса (впервые был создан Феофаном Греком и закрыт иконами Андреем Рублевым) предназначались только для священнослужителей и украшались иконой с благовещением. Над ним находилась икона “Тайная вечеря”. Направо, у южной двери, располагалась икона Спасителя, а налево, у северной двери, – икона Марии. На боковых дверях – архангелы Михаил и Гавриил или первые диаконы – Стефан и Филипп (отсюда название – дъяконовские ворота).
Основой иконописи послужили фаюмские портреты. Первые иконы были написаны восковыми красками на деревянных досках. Затем коптский стиль египтян-христиан, соединивший византийское, эллинистическое и египетское искусства (декоративный, символичный, геометричный, яркий, многоцветный) сменился византийским.
Для средневекового искусства, романтизма и неоромантизма России и Европы было характерно символическое восприятие и изображение действительности. При этом возможны разные понимания символа. Иконы символизировали таинство божества, а не его изображения, что способствовало духовному очищению верующего.
Иконыв средневековой Руси первоначально изготавливались из привезенного сандалового дерева или кипариса (позже – из дуба – священного дерева, посвященного языческому богу-громовержцу Перуну), писались в соответствии с византийскими канонами (по присланным калькам).
При написании икон в соответствии с созданными школами, использовались различные темперные краски (с ХVII-ХVIII веков при написании икон применялись масляные краски), секрет изготовления которых передавался монахами их поколения в поколение.С ХVII века святых писали в среднике, а на клеймах иконы иллюстрировалось житие святых, начиная от верхнего левого угла направо и вниз. В этот же период из Европы приходят такие формы, как диптих, триптих, полиптих.
Написанные фигуры святых были органичны и прозрачны, отличались мягкими контурами и приглушенными тонами. Со временем, под действием света на лаковое покрытие, икона темнела, а краски теряли свою яркость. Размеры иконы зависели от их значимости и роли. Большие иконы писались для храмов, средние – для домашнего интерьера, небольшие (панагии) – носили на груди в качестве амулета, оберега или знака архиерейского достоинства.
Основные типы изображения Богоматери, заимствованы из Византии: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая, Умиление):
Оранта – Богоматерь изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.
Деисусное изображение – Богородица обращена вполоборота влево, к Христу; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося его за род человеческий.
Одигитрия – Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление, отсюда название иконы. Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет - их головы не касаются друг друга. Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска, поэтому получила название Смоленской. К типу Одигитрии относятся иконы Смоленской, Иверской Богоматери.
Елеуса – Богоматерь с умилением смотрит на Сына, ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может быть и на правой, и на левой стороне. К типу Умиление относится икона Владимирской, Донской Богоматери.
К чудотворным и явленным (явившимся чудесным образом в определенном месте) иконам Богоматери относятся: Владимирская (тип – Елеуса), Смоленская (тип – Одигитрия), Донская (на ее обратной стороне изображено Успение Божьей Матери), Иверская, Казанская. Например, Владимирская икона (написана евангелистом Лукой. Красный цвет на иконе – символ жертвенной материнской любви), по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская (написана Феофаном Греком в 1392 году к моменту освящения Успенского собора в Коломне как память о великой победе Дмитрия Донского в Куликовской битве) способствовала российским военным победам. Смоленская – спасла город во время нашествия Батыя в 1237 году, позже использовалась при благословлении на Бородинское сражение в 1812 году.
Наиболее известные авторы иконописи:
– Алимпий (12 век) – иконы до нашего времени не сохранились.
– Феофан Грек (2-ая половина XIV – начало XV веков) – византиец, вместе с А.Рублевым и Прохором с Городца в 1405 г. расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Ф.Грека (фрески, иконы) отличаются монументальностью, драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. Он использовал один доминантный цвет и резкие белые блики при написании святых.
– Прохор с Городца – иконы до нашего времени не сохранились.
– Андрей Рублев (вторая половина XIV – начала XV веков) – мастер московской школы живописи. Иконам и фрескам Рублева свойственна возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия, любви и гармонии. Икону “Троица”, он написал в конце жизни и посвятил ее образу Сергия Радонежского. Кроме того, Рублев расписывал соборы: Благовещенский в Московском Кремле (1405); Успенский во Владимире (1408); Троицкий в Троице-Сергиевой лавре (1425). Он создал символику яркого и чистого цвета (белый – нравственная чистота, зеленый – надежда, красный – мученически пролитая кровь, синий – небо, багряный – божественность), ромбообразную силуэтность фигур.
– Даниил Черный (роспись Благовещенского собора и Успенского собора во Владимире).
– Дионисий (вторая половина XIV века) – вместе с сыновьями расписывал фрески Ферапонтова монастыря около города Кирилова (Вологодский край). Его произведения отличаются праздничностью, нарядностью. Он использовал приглушенные цвета, вытягивал тонкие, аристократичные фигуры с вертикальными складками одежды, детально выписывал украшения (например, икона “Спас в силах”, 1500г.).
Таблица № 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|