Семинарское занятие № 9. Европейская и российская культура середины ХХ – начала ХХI веков. Глобальные проблемы современности.
Проверочное задание №9.(малые группы – 3 или 4).
1. Для толпы характерна:
а) быстрая внушаемость, похожая на гипноз;
б) легкая возбудимость, вызываемая эмоциями;
в) быстрая внушаемость, похожая на гипноз и легкая возбудимость, вызываемая эмоциями.
2. Маргинальные ситуации характерны:
а) для периодов революций, миграции населения;
б) для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках;
в) для периодов революций, миграции населения и для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках.
3. Установить соответствие:
а) Массовая культура 1. сложная по содержанию
б) Элитарная культура 2. демократичная, не делит людей на
классы, нации, по уровню бедности
и богатства
3. трудная для неподготовленного восприятия
4. общедоступная.
4. Среди указанных ниже характеристик выберите те, которые в совокупности наиболее полно отражают понятие “человек массы” (Нужное запишите):
а) заурядный, с закупоренным сознанием;
б) формирующий новые парадигмы;
в) живущий в соответствии со стереотипами;
г) без чувства исторической ответственности;
д) отрицающий действительность;
е) воспринимающий людей в качестве придатка, обслуживающего элемента машины;
ж) мифологизирующий культуру прошлого;
з) не способный к сочувствию, сопереживанию ближнему;
и) стремящийся к духовному обновлению.
5. Установить соответствие:
а) Модерн 1. возник при переходе от индустриализма к
б) Постмодерн постиндустриализму
2.возник при переходеот капитализма к индустриализму
3. окончательно дифференцировал искусство на массовое и элитарное
4. был направлен на разрешение парадоксов кризиса культуры с помощью восстановления целостности подсистем и элементов
5. формировал новый тип личности – странной, утопичной, сочетающей противоречия, с внутренней духовной красотой
6. выделил из массовой коммерческую культуру
7. снял противоречия в культуре за счет разрастания нейтральной зоны
8. создал условия для появления новых жанров искусства, таких как плакат и фотомонтаж.
6. Основными тенденциями в развитии современных народов являются:
а) дифференциация;
б) интеграция;
в) дифференциация и интеграция.
7. Какая из ниже перечисленных парадигмальных установок относится к современной западноевропейской культуре:
а) теоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) пантеизм.
8. Интеграции культуры способствует:
а) Научно-технический прогресс;
б) Научно-технический прогресс и общие тенденции в развитии образования;
в) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования и подвижность населения;
г) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, подвижность населения и мировое разделение.
9. Установить соответствие:
а) Церковь 1. замкнутость, изолированность верующих
б) Секта от всех остальных
2.официальное признание
3. стремление увеличить число своих приверженцев
4. стремление к ограничению рядов верующих.
10. Исключите лишнее:
а) Античность;
б) Ренессанс;
в) Классицизм;
г) Ампир;
д) Модерн.
11. Установите правильную последовательность смены архитектурных стилей в России первой половины ХХ века:
- ампир;
- эклектика;
- модерн;
- неоклассизм.
12. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: модерн, постмодерн, поп-арт, оп-арт, эл-арт, окр-арт, хеппининг.
13. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: концептуализм, дадаизм, деревенская проза, возвращенная литература, агитационный фарфор.
14. Назовите не менее пяти общих закономерностей развития российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.
15. Назовите не менее пяти специфических характеристик в развитии российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.
16. В соответствии с доминирующими жанрами выделите этапы становления искусства кино в России (в том числе на Алтае) ХХ века.
17. В соответствии с основоположниками систем перечислите основные направления в развитии театрального искусства в России ХХ века.
Проверочное задание №10 - блиц-тест.(индивидуально, з/о-*)
I. Выберите правильный вариант ответа:
1. К стабильным периодам развития культуры относятся: *
а) первобытность, средневековье, возрождение;
б) древние цивилизации, новое время, новейшее время;
в) античность, эллинизм, просвещение.
2. Нерасчлененность, слитность культуры первобытного общества выражается понятием: *
а) этноцентризм;
б) синкретизм;
в) транскультурация.
3. Наиболее почитаемым триглавом богов в Древнем Египте были: *
а) Амон, Хапи, Нут;
б) Осирис, Исида, Гор;
в) Птах, Ра, Тот.
4. К архитектурным памятникам Древнего Египта относятся: *
а) солнечные храмы, пирамиды, мастабы;
б) пирамиды, мастабы, сфинксы;
в) зиккураты, храмы-леса, солнечные храмы.
5. Зиккурат, как форма архитектурного сооружения характерна для культуры:*
а) Древнего Египта;
б) Древней Индии;
в) Двуречья.
6. В месопотамской мифологии приставки эн, ан, а также ин обозначали:
а) женское начало, воду и влагу;
б) мужское начало, воздух и небо;
в) мужское и женское начала.
7.Варно–кастовый строй характерен для культуры: *
а) Древней Индии;
б) Древней Греции;
в) Древнего Египта.
8. К литературным произведениям древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата и Рамаяна;
б) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра;
в) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита и Калидас;
г) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита, Калидас, Авеста.
9. В конфуцианстве в качестве единого всеобщего начала выступает:
а) небо;
б) космос;
в) Бог.
10. Какая из мировых религий утверждает идею реинкарнации (перерождения души): *
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
11. В какой из мировых религий человек рассматривается как ценность, земное воплощение Бога: *
а) ислам;
б) буддизм;
в) христианство.
12. Аскетизм как образ жизни был широко распространен в эпоху: *
а) Античности;
б) Средневековья;
в) Возрождения.
13. В культуре Западной Европы одним из первых стилей был: *
а) романский;
б) романтизм;
в) академизм.
14. Стиль «романтизм» был сформирован в эпоху: *
а) Средневековья;
б) Возрождения;
в) Просвещения.
II. Кто автор следующих произведений искусства?
1. “Корабельная роща ”: *
а) В.Г. Перов;
б) И.Шишкин;
в) Ю.А. Васнецов.
2. “Паралитик или плоды хорошего воспитания”:
а) Оноре Домье;
б) Уильям Хогарт;
в) Жан-Батист Грез.
3. “Боярыня Морозова”: *
а) И.Я. Билибин;
б) В.И. Суриков;
в) И.Е. Репин.
4. “Весна”: *
а) Сандро Ботиччелли;
б) Франсуа Буше;
в) Леонардо да Винчи.
5. “Бедная Лиза”: *
а) Г.Державин;
б) А.Сумароков;
в) Н.Карамзин.
6. “Всадник, смерть и дьявол”: *
а) Иероним Босх;
б) Франсиско Гойя;
в) Альберт Дюрер.
7. “Заморские гости ”:
а) В.Тропинин;
б) Н.Рерих;
в) С.Дали.
8. “Возвращение блудного сына”:*
а) Рембрандт;
б) Франс Хальс;
в) Пьетро Лонге.
9. “Тройка”: *
а) К.Ф. Юон;
б) В.Г. Перов;
в) И.Я. Билибин.
10. “Падение Икара”:
а) П.Брейгель;
б) И.Босх;
в) А.Дюрер.
11. “Демон поверженный”: *
а) В.М.Васнецов;
б) М.А.Врубель;
в) В.Серов.
12. “Аркадские пастухи”:
а) Н.Пуссен;
б) К.Лорен;
в) С.Вуэ.
13. “Троица”: *
а) Ф.Грек;
б) А.Рублев;
в) Дионисий.
14. “Борис Годунов”:*
а) С. Рахманинов;
б) П.И. Чайковский;
в) М.П.Мусоргский.
15. “Четыре философа ”:
а) А.Дюрер;
б) П.Пикассо;
в) П.Рубенс.
16. “Лебединое озеро”:*
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А.П. Бородин;
в) П.И. Чайковский.
17. “Сикстинская Мадонна”:*
а) Микеланджело;
б) Рафаэль Санти;
в) Леонардо да Винчи.
18. “Братья Карамазовы”:*
а) Ф.М. Достоевский;
б) Л.Н. Толстой;
в) И.А. Гончаров.
19. “Рабочий и колхозница”:*
а) И.Д. Шадр;
б) В.И. Мухина;
в) Н.А. Андреев.
20. “Корабль дураков”:
а) И.Босх;
б) П.Брейгель;
в) Л.Кранах.
21. “Богатыри”:*
а) В.А. Серов;
б) М.В. Нестеров;
в)В.М. Васнецов.
22. “Впечатление”:
а) К.Моне;
б) Писсаро;
в) Ренуар.
23. “Последний день Помпеи”: *
а) А.Иванов;
б) Ф.Бруни;
в) К.Брюллов.
24. “Легковерие, суеверие и фанатизм”:
а) Х.Рибера;
б) У.Хогарт;
в) Ж.-Б.Грез.
25. “Христос в пустыне”:
а) И.Н.Крамской;
б) М.В.Нестеров;
в) И.И.Левитан.
26. “Гаргантюа и Пантагрюэль”:
а) У.Шекспир;
б) Л.Пульчи;
в) Фр.Рабле.
27. “Смольный собор ” в Петербурге: *
а) Ж-Б.Леблон;
б) Дж.Фонтана;
в) Ф.-Б.Расстрели.
28. “Едоки картофеля”:
а) Франсиско Гойя;
б) Винсент Ван Гог;
в) Поль Гоген.
29. “Апофеоз войны”: *
а) А.Иванов;
б) В.Борисов-Мусатов;
в) В.Верещагин.
30. “Поцелуй Иуды”:
а) Джотто;
б) Мазаччо;
в) Рафаэль.
31. “Портрет А.П. Струйской”:
а) В.Л.Боровиковский;
б) Д.С.Левицкий;
в) Ф.С.Рокотов.
32. “Четыре апостола”: *
а) И.Босх;
б) П.Брейгель;
в) А.Дюрер.
34. “Что есть истина?”: *
а) И.Н.Крамской;
б) И.И.Левитан;
в) Н.Н.Ге.
35. “Похвала глупости”: *
а) Т.Мор;
б) Э.Роттердамский;
в) Л.Комоэнс.
36. “Сватовство майора”:
а) П.Федотов;
б) А.Куинджи;
в) В.Поленов.
37. “Экстаз святой Терезы”:
а) Донателло;
б) Л.Бернини;
в) Д.Фонтана.
38. “Божественная комедия ”: *
а) Сервантес;
б) Дж.Боккаччо;
в) А.Данте.
39. “Тошнота”:
а) А.Камю;
б) Ж-П.Сартр;
в) Дж.Болдуинг.
40. “Михайловский дворец” (Русский музей) в Петербурге: *
а) В.П.Стасов;
б) К.И.Росси;
в) О.И.Бове.
41. “Расстрел со 2 на 3 мая 1805 года ”:
а) Франсиско Гойя;
б) Винсент Ван Гог;
в) Уильям Тернер.
42. Фонтан “Самсон” в Петербурге: *
а) А.Д.Захаров;
б) О.И.Бове;
в) А.Н.Воронихин.
43. “Хромоножка”:
а) Х.Рибера;
б) С.Дали;
в) И.Босх.
44. “Граждане Кале”:
а) Сержент;
б) Роден;
в) Либерман.
III. Выберите правильное определение следующих понятий:
1. Архетип: *
а) тип национальной культуры;
б) первообраз, составляющий содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) тип ментальности.
2. Национальный характер:
а) совокупность эмоционально–чувственных способов освоения мира;
б) совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности, особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него;
в) совокупность быстро изменяющихся реакций этноса на происходящие события,
3. Фреска: *
а) светло-фиолетовая краска;
б) древнегреческий сосуд для охлаждения жидкостей;
в) техника стенной росписи.
4. Колорит: *
а) неизменный, условный цвет на заднем плане картины;
б) взаимодействие цветов в пределах одной картины;
в) техника написания картины.
5. Перспектива: *
а) учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства;
б) техника, используемая для построения композиции;
в) ритмическая организация пространства.
6. Эстамп:
а) основание колонны;
б) античный памятник;
в) вид графики.
7. Минарет: *
а) бассейн для омовения в Древней Индии;
б) две башни, расположенные по обе стороны от места для оповещения о начале службы;
в) дарохранительница в Древнем Китае.
8. Мозаика: *
а) изображение из плотно прилегающих друг к другу цветных кусков дерева, металла, стекла, камня;
б) античное панно;
в) внутренняя часть романского храма.
9. Эсхил:
а) нижняя часть дорической колонны;
б) способ выявления объемности форм;
в) древнегреческий драматург.
10. Танка: *
а) пятистишие в Древней Японии;
б) один из видов европейской средневековой литературы;
в) часть древнегреческого храма.
11. Барельеф: *
а) высокий рельеф;
б) низкий рельеф;
в) углубленный рельеф.
12. Эклектика:
а) тотальное отрицание целостности;
б) смешение стилей;
в) модное течение двадцатого века.
13. Пагода: *
а) хранилище священных реликвий в Древнем Китае;
б) маяки в Древней Японии;
в) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений.
14. Тогатус:
а) вид скульптуры в Древнем Риме;
б) вид китайской литературы;
в) название театральной пьесы.
15. Лисипп:
а) римский император;
б) часть декора в виде пальмового листа;
в) древнегреческий скульптор.
16. Капище: *
а) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений;
б) один из древнеславянских мифов;
в) обряд в средневековой Европе.
17. Витраж: *
а) вытянутая по горизонтали композиция;
б) застекленная поверхность окон или дверей;
в) боковая пристройка к основному зданию.
18. Контрфорс:
а) вид древнегреческой скульптуры;
б) часть готического храма;
в) технический прием в изобразительном искусстве.
19. Чайтья:
а) скальный храм;
б) вид поэзии в средневековой Индии;
в) тип китайской архитектуры.
20. Лаокоон: *
а) юноша играющий;
б) римский полководец;
в) троянский жрец.
21. Ямато-э:
а) древнее название Японии;
б) иллюстрация светского романа, повести, дневника;
в) тип средневекового восточного садово-паркового ансамбля.
22. Фаюмский портрет: *
а) посмертная маска в Древнем Риме;
б) вид арабской живописи;
в) восковая живопись в эллинистическом Египте.
23. Веды: *
а) часть буддийской религии;
б)первые книги в Древней Индии;
в) древнекитайские философско-религиозные литературные произведения.
24. Олимпия:
а) место проживания древнегреческих богов;
б) салон импрессионистов;
в) название картины в силе “классицизм”.
25. Синтоизм: *
а) национальная религия в Древней Индии;
б) философское учение в Древней Греции;
в) национальная религия в Древней Японии.
IV. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Перечислите храмы и статуи Акрополя в Афинах. Каковы их стилевые различия и месторасположение в афинском Акрополе.
2. Назовите популярные классические музыкальные произведения России и Европы ХVII-ХVIII веков. Укажите название, автора либо название, страну и время его создания.
3. Перечислите известные вам типы театра (например: лилу, театр жестокости).
Контрольная работа
В качестве одной из форм контроля знаний, студентам заочного обучения предлагается написание контрольной работы.
Темы контрольных работ
1. Культура как система.
2. Подходы к понятию “культура”. Место культуры в системе Универсума.
3. Специфика организации элементов и подсистем культуры.
4. Характеристика основных функций культуры.
5. Типы и формы культурной системы.
6. Типы культурных изменений.
7. Законы, фазы, стадии и модели развития культуры.
8. Причины, сущность и последствия проявления культурных кризисов.
9. Проблема преемственности в культуре (социализация и воспитание, адаптация, инкультурация, ассимиляция; традиция и новация).
10. Культурная самобытность и процессы модернизации.
11. Сущность, последствия и значение процессов монолога и полилога в культурных системах.
12. Сущность процессов интеграции-дезинтеграции, глобализации-антиглобализации.
13. Основные характеристики первобытной культуры. Влияние мифологии на последующее развитие культуры.
14. Универсальность мифа. Особенности мифического сознания и картины мира первобытного человека.
15. Типы, виды и функции мифа.
16. От мифа к логосу: разложение мифа, дифференциация культуры.
17. Общая характеристика культур Востока. Отличительные особенности древневосточных культурных систем.
18. Сравнительный анализ древнеегипетской и месопотамской культур.
19. Особенности развития культур Древней Индии, Древнего Китая и Древней Японии.
20. Древнегреческая культура: история возникновения и сущностные характеристики.
21. Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской мифологии.
22. Древнеримская культура: история возникновения и сущностные характеристики.
23. . Отличительные особенности русской культуры. Проблема самостоятельности развития и чужих заимствований.
24. Культура скифов и славян. Начало этнокультурной истории Руси IХ–ХI веков.
25. Культура средневековой Руси. Влияние Византийской средневековой культуры.
26. Специфические черты и периодизация западноевропейской средневековой культуры. Христианство – духовный стержень европейской культуры.
27. “Дороманский:” период развития европейской культуры.
28. “Романский” период развития европейской культуры
29. “Готический” период развития европейской культуры.
30. Основные признаки и периодизация эпохи Возрождения.
31. Итальянское Возрождение. Ведущая роль художественных форм в освоении окружающего мира.
32. Особенности Северного Возрождения.
33. Влияние реформации на европейскую культуру Нового и Новейшего времени.
34. Основания новоевропейской культуры ХVII века.
35. Особенности развития национальных культур в Европе ХVII века.
36. Общая характеристика европейской культуры ХVIII века.
37. Национальные особенности культур Западной Европы ХVIII века.
38. Новые тенденции в русской культуры ХVII века.
39. Русская культура первой половины ХVIII века. Зарождение светской культуры и ее специфические характеристики (на примере русского этикета ХVIII века).
40. Русская культура второй половины ХVIII века.
41. Европейские национальные культурные системы ХIХ- начала ХХ веков.
42. Культура России ХIХ - начала ХХ веков.
43. Причины изменений в функционировании и развитии культурных систем ХХ- начала ХХI веков.
44. Общая характеристика западноевропейской культуры ХХ- начала ХХI веков.
45. Русская советская и постсоветская культуры. Русская культура в условиях модернизации и глобализации: угрозы и перспективы.
46. Культура Алтая: прошлое, настоящее, будущее.
Рекомендуемая литература
1. Аблажей А.М. Межкультурные взаимодействия: методологический анализ в контексте проблемы этнической самоиндетификации // Гуманитарные науки в Сибири, 2001. – №1.
2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М., 1998.
3. Альтерглобализм: теория и практика антиглобалисткого движения. – М., 2003.
4. Ан С.А. История культуры Алтая. – Барнаул, 1996.
5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. – Горно-Алтайск, 1993.
6. Багновская Н.М. Культурология. – М., 2004.
7. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М, 2004.
8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.
9. Баландин Р.К. Ноосфера и техносфера // Вопросы философии, 2005. – №6. – С. 107-116.
10. Бек У. Что такое глобализация. – М.,2001.
11. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1990.
12. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб, М., 2005.
13. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.
14. Горелов А.А. Культурология. – М., 2002.
15. Государственный художественный музей Алтайского края. – М., 2002.
16. Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. – М., 1993.
17. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – СПб., 2008.
18. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – Л., 1972.
19. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
20. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.
21. Европейское Просвещение и Французская революция. – М., 1998.
22. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000.
23. Жданова А.С. , Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев, обрядов. – М., 2008.
24. Жохов А.В. Храм как макроантропос // Человек, 2005. – №5 – С. 91-104.
25. Золоева Л., Порьез А., Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. – М., 2001.
26. Зубов А.Б. История религий.- Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. – М., 1997.
27. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
28. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство – М., 1993.
29. Ионин Л.Г. Масса и власть сегодня // Вопросы философии, 2007. – №3. – С. 3-14.
30. История красоты / под ред. У.Эко. – М., 2009.
31. Кантор В.К. Карамазовщина – как символ русской земли // Вопросы философии, 2005. – №4. – С. 93-111.
32. Киселев Г.С. Постмодернизм и христианство // Вопросы философии, 2001. – № 12.
33. Климонтович. Ю. Без формул о синергетике. – Минск, 1986.
34. Косарев М.Ф. основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам. – М., 2003.
35. Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. – М., 1998.
36. Культура и искусство средневекового города. – М., 1984.
37. Культурология ХХ век. Словарь. Антология. – М., 1995.
38. Культурология для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.
39. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н.Марковой.-М., 2001.
40. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1980.
41. Левин Л.И. Библиографический репортаж из каменного века / Человек, 2005. – С. 42-55.
42. Леви-Стросс К. Путь масок. – М., 2000.
43. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2005.
44. Лосев А.Ф.Двенадцать тезисов об античной культуре / Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.
45. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.
46. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
47. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. – СПб., 1994.
48. Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопросы философии, 2004.–№9.– С. 23-30.
49. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
50. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000.
51. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.
52. Можайскова И.М. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4-х т. – М., 2001.
53. Никитина И.В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы культуры // Человек, 2005. – С. 120-123.
54. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2001.
55. Панарин С. Искушение глобализмом. – М., 2000.
56. Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек, 2001. – № 4.
57. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998.
58. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – Ростов- на-Дону, 2005.
59. Платонова Н. Искусство. Энциклопедия. – М., 2005.
60. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время. – Ч. 1.2. – М., 1984.
61. Порус В.Н. Обжить катастрофу. Современные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии, 2005.– №11. – С. 24-36.
62. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л., 1991.
63. Потебня. А.А. Слово и миф. – М., 1989.
64. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.
65. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М., 1995.
66. Русские Веды. – М., 1992.
67. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.
68. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
69. Славянство в условиях глобализации и информационной войны / под ред. Е.С.Троицкого. – М., 2002.
70. Семилет Т.А. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. – Барнаул, 2004.
71. Сычева С.Г. Гносеология и онтология символа. – Томск, 2005.
72. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность. – Горно-Алтайск, 1995.
73. Тарасов Б.Т. основной закон развития, его проявления и следствия. Потребное будущее общество для России и мира. – Барнаул, 2010.
74. Теория культуры / под ред. С.Н.иконниковой, В.П.Большакова. – СПб., 2008.
75. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. – Т.1. – М., 1991.
76. Топоров В.К. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М., 1991.
77. Тюхтенева С.О. О символике цвета в культуре алтайцев // Материалы по истории и культуре Республики Алтай.- Горно-Алтайск, 1994. – С. 60-65.
78. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982.
79. Федоров В.В., Коваль И.М., Мифосимволизм архитектуры. – М., 2006.
80. Федяева Т.А. Масса и карнавал: Элиас Канетти и Михаил Бахтин // Вопросы философии, 2007. – № 3. – С. 44-49.
81. Флоренский П.А. Философия культа (опыт православной антроподицеи). – М., 2004.
82. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М,1991.
83. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. – М., 2006.
84. Хейзенга Й. Осень средневековья. – М., 1998.
85. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону,1997.
86. Художественная культура в докапиталистических формациях./ Ред. М.С. Каган. – Л., 1984.
87. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М., 2007.
88. Шкуратов В.В. Историческая психология. – Ростов-на-Дону, 1994.
89. Эко У. искусство и красота в средневековой эстетике. – СПб., 2003.
90. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. (Архетипы и повторяемость). – СПб., 1998.
91. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. –- М., 2002.
92. Юнг. К. Архетип и символ. – М., 1991.
93. Юнг К. Г. Символы трансформации. – М., 2008.
94. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.
95. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2003.
96. Яковкина Н.И. История русской культуры: ХIХ век. – СПб., 2002.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|