|
Журнальные издания, методика источниковедческой работы с ними
Общая журналистика. Журнально-газетные жанры. Объектом изучения в одних случаях является данный периодический орган, взятый в целом, в единстве всех его издательских единиц (книг, томов, частей, номеров, приложений к ним), в строгой хронологии выхода их в свет, в других — отдельный конкретный текст-источник, напечатанный в данном периодическом органе. В таких случаях нужно учитывать характер и направление органа печати, из которого взят отдельный источник; название и специфику того отдела органа, в котором напечатан источник; наконец, жанр источника.
При этом следует руководствоваться двумя главными общими методическими правилами: 1) при использовании отдельной издательской единицы периодического органа нельзя ограничиваться одной этой единицей, желательно брать соседние части, выпуски, номера, а то и годовой комплект такого органа; 2) при использовании отдельной издательской единицы данного периодического органа нужно ознакомиться с единицами других наиболее важных периодических изданий, вышедших одновременно с используемым или близких к нему по времени появления, а при определенной тематике — и по региону появления, т. е. издания. При соблюдении этих правил часто обнаруживаются новые материалы и источники, расширяющие, а то и радикально изменяющие представления исследователя о тексте-источнике, непосредственно его интересующем. Поиски в периодических изданиях конкретных источников по данной теме — дело очень трудоемкое. Отыскав важный по содержанию и местонахождению источник, необходимо отнести его к определенному виду источников, а затем сопоставить его с другими текстами-источниками того же вида и времени.
Исходные сведения о периодическом издании помещались на титульном листе журнала и обозначали: периодичность, главное содержание, издателя. В процессе издания нередко эти сведения менялись. Так, «Вестник Европы» в 1866—1869 гг. именовался «Журнал историко-политических наук», в 1870—1909 гг. — «Журнал истории, политики, литературы», а с 1910 г. — «Журнал науки, политики, литературы». Как правило, точное определение характера и назначения периодического издания, тем более его идейно-политической, партийной принадлежности, требует проведения тщательной исследовательской работы. Анализ общественного и идейного облика издателей и редакторов периодического издания существенно помогает в установлении места и значения данного органа в общественно-политической и культурной жизни своего времени.
Объявления о периодическом издании, оглавления таких изданий, указатели их содержания также имеют разные исходные сведения: перечни отделов, главных сотрудников, издателей, редакторов, указания места издания, условий подписки и пересылки приложений. Нельзя пренебрегать и теми текстами-источниками которые нередко печатались в журналах (и реже в газетах) и имели как бы формально-вспомогательное назначение для данного издания, — указатели собственных имен, географических терминов, перечни подписчиков, разные материалы журнальной статистики, сведения о тираже, ведомости о числе статей и материалов, поступивших в редакцию издания за такие-то годы.
Внутренняя структура журнала (деление на отделы по содержанию) могла меняться в процессе его издания. Наиболее крупными отделами в ежемесячниках были: 1) художественно-литературный (словесность, беллетристика); 2) науки и художества; 3) внутреннее обозрение (хроника); 4) иностранное обозрение (хроника); 5) критика и библиография (иногда «Литературная критика», «Литературное обозрение»); 6) «Смесь». Отделы 1, 2, 5 и 6-й характерны для «толстых» журналов середины XIX в.; 3-й и 4-й сформировались позднее, они показательны для 70 — 90-х годов. Отдел «Смесь» (иногда «Известия», «Извещения», «Мелочи», «Слухи и вести», «Анекдоты») имел крайне пестрое, измельченное содержание, часто давал перепечатки из разных иностранных изданий. Содержание этого отдела, как правило, не было отражено в оглавлениях журналов.
Первые два отдела составляли первую часть книжки журнала, последующие входили во вторую часть, которая набиралась мелкими шрифтами. Две части журнала нередко имели раздельную пагинацию. Существовала традиция все или почти все материалы первых двух отделов печатать за подписями; материалы последующих четырех отделов, как правило, не подписывались. В начале XX в. традиция эта изживалась. Многие материалы 3-го и 4-го отделов также шли за подписями.
Существовало два типа общих журналов: «толстые» ежемесячные, например «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Просвещение», и «тонкие» еженедельники, например «Нива», «Огонек», «Родина». Первые считались органами солидными, серьезными, ориентировались на интеллигентного читателя, вторые — более легкими по содержанию, развлекательными, они адресовались к широким кругам буржуазной и мелкобуржуазной публики.
Наиболее значительные органы общей журналистики принадлежали к разным направлениям. По классовым, политическим позициям журналы периода капитализма и особенно империализма четко разделяются на несколько групп:
пролетарско-демократические, марксистские — «Просвещение», «Современная жизнь», «Наша заря», «Научное обозрение», «Жизнь», «Летопись»;
разночинно-демократические 60 — 70-х годов — «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» (с 1868 г.), «Дело» (до 1884 г.); народнические — «Русское богатство», «Северный вестник», «Неделя» (с 1868 г.) и «Книжки недели», «Заветы» (журнал эсеров);
либерально-буржуазные — «Русский вестник» (до 1863 г.), «Вестник Европы», «Русская мысль», «Мир божий», «Северные записки»;
консервативные и реакционные — «Русский вестник» (после 1863 г.), «Гражданин», «Наблюдатель».
В прессе капиталистического периода сложилось несколько устойчивых, характерных журнально-газетных жанров. Каждый из них имел свои закономерности, приемы подачи и раскрытия того или иного реального содержания. Главнейшими жанрами журнально-газетного письма были: статья, передовая статья, очерк, обозрение, фельетон, библиография, корреспонденция, судебный отчет, театральная рецензия, некролог. Постоянная и очень значительная разновидность текстов — объявления — вряд ли может рассматриваться как особый жанр. Но важной группой источников объявления несомненно являются.
Статья в русской журналистике представлена тремя главными разновидностями — публицистическая, критическая, научная. Образцами публицистических и критических статей демократического направления служат многие произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского. Классические примеры научных статей дали К. Ф. Рулье, К. А. Тимирязев, К. Д- Ушинский, А. Д. Градовский, В. О. Ключевский. Известны слова В. И. Ленина об огромном значении, которое имела «могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров». Вспоминая в 1904 г. значение для самого себя чтения подобных статей, В. И. Ленин говорил В. В. Воровскому: «Но больше всего я читал статьи, в свое время печатавшиеся в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». В них было помещено самое интересное и лучшее, что печаталось по общественным и политическим вопросам в предыдущие десятилетия. Моим любимейшим автором был Чернышевский. Все напечатанное в «Современнике» я прочитал до последней строчки и не один раз».
Передовая статья была жанром почти исключительно газетным. Этот жанр получил развитие со второй половины 60-х годов XIX в. В больших влиятельных газетах передовые статьи в течение многих лет писались определенными авторами, специалистами этого жанра. Передовые статьи выявляли принадлежность газеты к тому или иному направлению. Таковы были статьи М. Н. Каткова в «Московских ведомостях», Л. А. Полонского в «Стране» начала 80-х годов, А. Д. Градовского в «Голосе» 70 — 80-х годов. В большевистской печати 900-х годов замечательные передовые статьи принадлежат В. И. Ленину. Передовые за редчайшим исключением шли без подписей. Установление их автора дело трудное.
Очерк занимал видное место в журналах и газетах. Классические образцы русского очерка эпохи капитализма оставили Г. И. Ушинский, В. А. Слепцов («Владимирка», «Клязьма»),. С. Н. Терпигорев («Оскудение», очерки, заметки и размышления тамбовского помещика), Н. В. Шелгунов («Очерки русской жизни»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), В. Г. Короленко («Павловские очерки», «В голодный год»), В. И. Немирович-Данченко («Соловки»), Н. М. Астырев («В волостных писарях»). В период империализма появились очерки В. В. Вересаева «На японской войне», М. М. Пришвина «В краю непуганных птиц», А. С. Серафимовича «Очерки Выговского края», М. Горького о Нижегородской выставке. Для историка перспективно сравнительное изучение очерковых источников разных авторов и разного времени, относящихся к одному экономико-географическому району, центру. Таковы, например, серии очерков, посвященных Поволжью, 60 — 90-х годов, Донецкому бассейну — 70 — 90-х годов; очерки о городе Павлове — «Русский Шеффильд» П. Д. Боборыкина, «Город рабочих» Н. К. Златовратского, «Павловские очерки» В.Г.Короленко, «Письма о Сахалине» А. Брылкина, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, очерки «Сахалин (каторга)» В. М. Дорошевича, очерки «Из путевого дневника» В. К. Арсеньева.
Обозрение разных видов — обильный жанр в журналистике второй половины XIX — начала XX в. Основные виды этого жанра— внутреннее, иностранное, литературное обозрения и обозрение печати.
Мастерами внутренних обозрений в разночинно-демократических; и либерально-буржуазных органах были Г. 3. Елисеев, Н. В. Шелгунов, С. Н. Кривенко, Л. А. Полонский, Н. Ф. Анненский. Примером использования большевиками этой формы является «Внутреннее обозрение» В. И. Ленина в журнале «Заря» (1901), состоящее из четырех разделов: I. Голод. II. Отношение к кризису и голоду. III. Третий элемент. IV. Две предводительские речи. На материалах разбора правительственных циркуляров, всяких «временных правил», передовых статей, корреспонденции, репортерских сообщений из органов разных направлений В. И. Ленин вскрывал антинародную сущность внутренней политики царизма. Аналитическое использование В. И. Лениным разнообразных источников печати может служить образцом при работе с периодикой.
Из иностранных обозрений внимание общественности привлекали политические обзоры П. Н. Кудряцева, К. А. Скальковского. Богатейшее по содержанию литературное обозрение вел сорок лет подряд А. Н. Пыпин в «Вестнике Европы».
Обозрения печатались без подписи автора, иногда под разными псевдонимами, порой укрывавшими одного и то же их автора. Так, А. Н. Пыпин использовал 21 псевдоним, Л. А. Полонский—19,. Н. В. Шелгунов— 17, С. Н. Кривенко— 12, К. А. Скальковский —12, Н. Ф. Анненский — 7. Авторы обозрений, в которых давались оценки злободневных и острых вопросов внутренней и внешней политики, международных отношений, предпочитали пользоваться в качестве псевдонимов одной-двумя наиболее часто встречающимися буквами русского алфавита (например, из псевдонимов Д. Н. Пыпина — А; А. А.; А. Б.). Но нужно учитывать, что те же буквы могли быть использованы и другими авторами.
Фельетон — жанр преимущественно газетный. Нередко фельетон был обязательным элементом газет в определенные дни, например «воскресный фельетон» в газете «Голос» в 70 — 80-х годах.
В пределах этого жанра сложилось несколько разновидностей: сатирические, стихотворные фельетоны В. П. Буренина в «Иекре» и других журналах 60-х — первой половины 70-х годов. Демьяна Бедного в «Правде» 1912— 1914 гг.; публицистические фельетоны А. П. Чебышева-Дмитриева (под всевдонимом Экс) в «Биржевых ведомостях» 70 — 80-х годов; фельетоны-памфлеты А. В. Амфитеатрова и В. М. Дорошевича в «России» и других газетах. Ярчайшим примером последней разновидности был прогремевший на весь мир фельетон А. В. Амфитеатрова «Господа Обмановы» (о царской семье Романовых), напечатанный в газете «Россия» (1902), за который автор был сослан в Минусинск, а газета закрыта.
Корреспонденция в прошлом веке была характерна для газет. Постоянными собственными (иногородними, иностранными) корреспондентами часто выступали известные писатели, ученые, общественные деятели (И. С. Тургенев, П. Д. Боборыкин, Н. И. Ка-реев, Н. М. Гарин-Михайловский). Корреспонденции представляли собой небольшие, насыщенные датами, именами, фактами статьи, сообщавшие о текущих событиях и имевшие главным образом информационное значение. Особой разновидностью этого жанра были военные корреспондении — сообщения из центра военных действий, например корреспонденции В. И. Немирович-Данченко о русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., составившие два тома книги «Год войны (дневник русского корреспондента)». Позднее свои военные впечатления он отразил в романе «Гроза» (1879), вызвавшем большую полемику в печати.
Судебные отчеты (судебная хроника; газетная рубрика «из зала суда») посвящались судебным процессам или официальным сообщениям о судебных делах. Многие выдающиеся юристы, такие, как А. Ф. Кони, Г. А. Джаншиев, В. Д. Спасович, П. Н. Обнинский, выступали в этом жанре.
Некролог представлен в печати многими разновидностями — 'От краткого объявления о дне, часе и месте выноса тела покойного и его погребении, помещаемого в траурной рамке, до больших некрологических статей, посвященных «Памяти...» (такого-то лица). Произведения этого жанра служат главнейшими, во многих случаях единственными, источниками историко-биографических данных «б отдельных деятелях. Характерной особенностью этого жанра являлось правило: «De mortuisaut bene and nihil» (о мертвых или хорошо, или ничего), поэтому особо подчеркивались достоинства личности покойного, его заслуги и деяния.
Отраслевая журналистика.Органы отраслевой журналистики посвящены отдельным отраслям экономической, культурной, административно-политической жизни, разным областям знания и деятельности, отдельным наукам. Они ориентировались на определенные читательские круги (журналы для женщин, детей, «народа», солдат, сельских хозяев, торговцев и промышленников, охотников, естествоиспытателей).
Издания отраслевой журналистики принадлежали официальным ведомствам, обществам, частным издателям.
Существующая по истории журналистики литература касается исключительно общественно-политических и литературных журналов широкого профиля. История отраслевой журналистики почти совсем не разработана. С точки зрения историко-источниковедческой изучение каждой ветви отраслевой журналистики следует признать доступным специалистам, работающим в области, к которой данная отрасль относится.
Историк-источниковед должен знать главные издания русской отраслевой журналистики. Заметно выделяются среди них экономические журналы — «Журнал для акционеров», «Торговый сборник», «Финансовое обозрение», «Журнал Министерства государственных имуществ», «Вестник финансов, промышленности и торговли», «Журнал Министерства путей сообщения», «Русское сельское хозяйство». Сжатые характеристики всех периодических изданий по сельскому хозяйству имеются в книге Н. М. Михеева «Библиографические указатели сельскохозяйственной литературы (1783— 1954 годы)» (1956). Полных обзоров периодики по другим отраслям экономики (промышленность, торговля, транспорт, денежное хозяйство) капиталистической России нет.
Особую группу отраслевой журналистики составляли административно-политические и юридические органы — «Журнал гражданского и торгового права» (название этого издания несколько раз менялось), газета «Правительственный вестник» (1869— 1917)> «Журнал Министерства юстиции», «Судебный журнал», «Юридический вестник».
По вопросам просвещения и культуры выходили: «ЖурналМинистерства народного просвещения», «Русская школа», «Семья и школа», «Вестник воспитания», «Педагогический листок».
Особенно богаты разнообразнейшими материалами издания такого вида отраслевой журналистики, как исторические журналы. В 1861— 1917гг. в России их выходило более ста, в которых опубликовано множество документов, мемуаров, писем, научных статей, исследований, рецензий по отечественной истории. Среди этой категории журналов имелись общеисторические журналы — «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Голос минувшего», археологические, историко-этнографические, журналы по истории искусства и литературы. Специальные историко-революционные журналы стали появляться после 1905 г. («Былое»). Обзор и сжатые характеристики исторической журналистики, рассмотрение ее источниковедческих проблем и анализ номенклатуры названий органов этой журналистики дал С. С. Дмитриев (1961,. 1967, 1976).
Среди художественных, театральных, музыкальных журналов ложно назвать: «Мир искусства», «Весы», «Аполлон», «Вестник иностранной литературы», «Золотое руно», «Ежегодник императорских театров», «Театр и искусство», «Музыкальный свет». - Издавались военные журналы — «Военный сборник», «Морской сборник».
Большое распространение с конца 50-х годов XIX в. получили сатирические и юмористические органы. Спросом пользовались такие сатирические журналы, как «Искра», в годы первой русской революции — «Зритель», «Пулемет», в период между двумя революциями — «Сатирикон» и «Новый сатириков». Этой отрасли журналистики посвящены работы И. Ф. Масанова, И. Г. Ямпольского, Г. Ю. Стернина.
Специфическим видом отраслевой журналистики являлись церковные и религиозные издания. Для большинства этих изданий характерны идейно-политический консерватизм, откровенная реакционность. Однако издания эти печатали много разнообразных источников, относящихся не только к истории церкви в России, но я к истории быта, нравов, просвещения.
По мере развития полиграфии в России в периодических изданиях во всевозрастающем количестве стали появляться графические, изобразительные источники. Подавляющая масса таких источников находится в еженедельных журналах, которые выходили по воскресеньям. Иллюстраций в газетах до 1905 г. очень немного. Да и после революции, когда они стали чаще встречаться на полосах крупных, преимущественно столичных газет, качество их воспроизведения сильно уступало журнальным изображениям.
В последней трети XIX — начале XX в. в отечественной периодике сложился особый тип иллюстрированных журналов. Их графические источники представляют большой интерес для историков. Первым пореформенным богато иллюстрированным журналом, приобретшим популярность, была «Всемирная иллюстрация».
В истории русских иллюстрированных журналов заслуженно большое место заняла «Нива» — еженедельный журнал «для семейного чтения». Это был самый распространенный журнал дореволюционной России (в 1870 г. — 9 тыс. экз., в 1880 г. — 55 тыс, в 1891 г. — 115 тыс., в 1900 г. — 235 тыс., в 1917 г. — 275 тыс. экз.). о «Ниве» воспроизводились картины отечественных и иностранных художников, публиковалось множество тематических рисунков, сделанных видными мастерами по заказам редакции, было помещено Несколько тысяч портретов разных лиц, фотографий и рисунков, Относящихся к истории войн, в которых участвовала Россия в 1877— 1878, 1904— 1905, 1914— 1917 гг., а также к политическим общественным событиям.
Из журналов начала XX в., богатых документальными иллюстрациями, можно назвать «Лукоморье», «Солнце России», «Синий журнал», «Всемирная панорама», «Летописи» русско-японской J904 — 1905 гг. и мировой 1914 — 1916 гг. войн.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|