Сделай Сам Свою Работу на 5

Журнальные издания, методика источниковедческой работы с ними





Общая журналистика. Журнально-газетные жанры. Объектом изучения в одних случаях является данный периодический орган, взятый в целом, в единстве всех его издательских единиц (книг, томов, частей, номеров, приложений к ним), в строгой хронологии выхода их в свет, в других — отдельный конкретный текст-источник, напечатанный в данном периодическом органе. В таких случаях нужно учитывать характер и направление органа печати, из кото­рого взят отдельный источник; название и специфику того отдела органа, в котором напечатан источник; наконец, жанр источника.

При этом следует руководствоваться двумя главными общими методическими правилами: 1) при использовании отдельной изда­тельской единицы периодического органа нельзя ограничиваться од­ной этой единицей, желательно брать соседние части, выпуски, но­мера, а то и годовой комплект такого органа; 2) при использова­нии отдельной издательской единицы данного периодического ор­гана нужно ознакомиться с единицами других наиболее важных периодических изданий, вышедших одновременно с используемым или близких к нему по времени появления, а при определенной те­матике — и по региону появления, т. е. издания. При соблюдении этих правил часто обнаруживаются новые материалы и источники, расширяющие, а то и радикально изменяющие представления ис­следователя о тексте-источнике, непосредственно его интересую­щем. Поиски в периодических изданиях конкретных источников по данной теме — дело очень трудоемкое. Отыскав важный по содержанию и местонахождению источник, необходимо отнести его к определенному виду источников, а затем сопоставить его с дру­гими текстами-источниками того же вида и времени.



Исходные сведения о периодическом издании помещались на титульном листе журнала и обозначали: периодичность, главное содержание, издателя. В процессе издания нередко эти сведения менялись. Так, «Вестник Европы» в 1866—1869 гг. именовался «Журнал историко-политических наук», в 1870—1909 гг. — «Жур­нал истории, политики, литературы», а с 1910 г. — «Журнал науки, политики, литературы». Как правило, точное определение характера и назначения периодического издания, тем более его идейно-поли­тической, партийной принадлежности, требует проведения тща­тельной исследовательской работы. Анализ общественного и идей­ного облика издателей и редакторов периодического издания су­щественно помогает в установлении места и значения данного ор­гана в общественно-политической и культурной жизни своего вре­мени.



Объявления о периодическом издании, оглавления таких изда­ний, указатели их содержания также имеют разные исходные све­дения: перечни отделов, главных сотрудников, издателей, редак­торов, указания места издания, условий подписки и пересылки приложений. Нельзя пренебрегать и теми текстами-источниками которые нередко печатались в журналах (и реже в газетах) и име­ли как бы формально-вспомогательное назначение для данного из­дания, — указатели собственных имен, географических терминов, перечни подписчиков, разные материалы журнальной статистики, сведения о тираже, ведомости о числе статей и материалов, посту­пивших в редакцию издания за такие-то годы.

Внутренняя структура журнала (деление на отделы по содер­жанию) могла меняться в процессе его издания. Наиболее круп­ными отделами в ежемесячниках были: 1) художественно-литера­турный (словесность, беллетристика); 2) науки и художества; 3) внутреннее обозрение (хроника); 4) иностранное обозрение (хроника); 5) критика и библиография (иногда «Литературная критика», «Литературное обозрение»); 6) «Смесь». Отделы 1, 2, 5 и 6-й характерны для «толстых» журналов середины XIX в.; 3-й и 4-й сформировались позднее, они показательны для 70 — 90-х го­дов. Отдел «Смесь» (иногда «Известия», «Извещения», «Мелочи», «Слухи и вести», «Анекдоты») имел крайне пестрое, измельченное содержание, часто давал перепечатки из разных иностранных из­даний. Содержание этого отдела, как правило, не было отражено в оглавлениях журналов.



Первые два отдела составляли первую часть книжки журнала, последующие входили во вторую часть, которая набиралась мел­кими шрифтами. Две части журнала нередко имели раздельную пагинацию. Существовала традиция все или почти все материалы первых двух отделов печатать за подписями; материалы последую­щих четырех отделов, как правило, не подписывались. В начале XX в. традиция эта изживалась. Многие материалы 3-го и 4-го от­делов также шли за подписями.

Существовало два типа общих журналов: «толстые» ежемесяч­ные, например «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Просвещение», и «тонкие» еженедельники, например «Нива», «Огонек», «Родина». Первые считались органами солид­ными, серьезными, ориентировались на интеллигентного читателя, вторые — более легкими по содержанию, развлекательными, они адресовались к широким кругам буржуазной и мелкобуржуазной публики.

Наиболее значительные органы общей журналистики принадле­жали к разным направлениям. По классовым, политическим пози­циям журналы периода капитализма и особенно империализма чет­ко разделяются на несколько групп:

пролетарско-демократические, марксистские — «Просвещение», «Современная жизнь», «Наша заря», «Научное обозрение», «Жизнь», «Летопись»;

разночинно-демократические 60 — 70-х годов — «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» (с 1868 г.), «Дело» (до 1884 г.); народнические — «Русское богатство», «Северный вест­ник», «Неделя» (с 1868 г.) и «Книжки недели», «Заветы» (журнал эсеров);

либерально-буржуазные — «Русский вестник» (до 1863 г.), «Вестник Европы», «Русская мысль», «Мир божий», «Северные записки»;

консервативные и реакционные — «Русский вестник» (после 1863 г.), «Гражданин», «Наблюдатель».

В прессе капиталистического периода сложилось несколько устойчивых, характерных журнально-газетных жанров. Каждый из них имел свои закономерности, приемы подачи и раскрытия того или иного реального содержания. Главнейшими жанрами журнально-газетного письма были: статья, передовая статья, очерк, обозре­ние, фельетон, библиография, корреспонденция, судебный отчет, те­атральная рецензия, некролог. Постоянная и очень значительная разновидность текстов — объявления — вряд ли может рас­сматриваться как особый жанр. Но важной группой источников объявления несомненно являются.

Статья в русской журналистике представлена тремя главны­ми разновидностями — публицистическая, критическая, научная. Образцами публицистических и критических статей демократиче­ского направления служат многие произведения Н. Г. Чернышев­ского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского. Классические примеры научных статей дали К. Ф. Рулье, К. А. Ти­мирязев, К. Д- Ушинский, А. Д. Градовский, В. О. Ключевский. Из­вестны слова В. И. Ленина об огромном значении, которое имела «могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров». Вспоминая в 1904 г. значение для самого себя чтения подобных статей, В. И. Ле­нин говорил В. В. Воровскому: «Но больше всего я читал статьи, в свое время печатавшиеся в журналах «Современник», «Отечест­венные записки», «Вестник Европы». В них было помещено самое интересное и лучшее, что печаталось по общественным и политиче­ским вопросам в предыдущие десятилетия. Моим любимейшим ав­тором был Чернышевский. Все напечатанное в «Современнике» я прочитал до последней строчки и не один раз».

Передовая статья была жанром почти исключительно га­зетным. Этот жанр получил развитие со второй половины 60-х годов XIX в. В больших влиятельных газетах передовые статьи в течение многих лет писались определенными авторами, специалистами это­го жанра. Передовые статьи выявляли принадлежность газеты к тому или иному направлению. Таковы были статьи М. Н. Каткова в «Московских ведомостях», Л. А. Полонского в «Стране» начала 80-х годов, А. Д. Градовского в «Голосе» 70 — 80-х годов. В большевистской печати 900-х годов замечательные передовые статьи принадлежат В. И. Ленину. Передовые за редчайшим исключением шли без подписей. Установление их автора дело трудное.

Очерк занимал видное место в журналах и газетах. Класси­ческие образцы русского очерка эпохи капитализма оставили Г. И. Ушинский, В. А. Слепцов («Владимирка», «Клязьма»),. С. Н. Терпигорев («Оскудение», очерки, заметки и размышления тамбовского помещика), Н. В. Шелгунов («Очерки русской жиз­ни»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), В. Г. Короленко («Павлов­ские очерки», «В голодный год»), В. И. Немирович-Данченко («Со­ловки»), Н. М. Астырев («В волостных писарях»). В период импе­риализма появились очерки В. В. Вересаева «На японской войне», М. М. Пришвина «В краю непуганных птиц», А. С. Серафимовича «Очерки Выговского края», М. Горького о Нижегородской выстав­ке. Для историка перспективно сравнительное изучение очерковых источников разных авторов и разного времени, относящихся к од­ному экономико-географическому району, центру. Таковы, напри­мер, серии очерков, посвященных Поволжью, 60 — 90-х годов, До­нецкому бассейну — 70 — 90-х годов; очерки о городе Павлове — «Русский Шеффильд» П. Д. Боборыкина, «Город рабочих» Н. К. Златовратского, «Павловские очерки» В.Г.Короленко, «Пись­ма о Сахалине» А. Брылкина, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, очерки «Сахалин (каторга)» В. М. Дорошевича, очерки «Из путе­вого дневника» В. К. Арсеньева.

Обозрение разных видов — обильный жанр в журналистике второй половины XIX — начала XX в. Основные виды этого жан­ра— внутреннее, иностранное, литературное обозрения и обозре­ние печати.

Мастерами внутренних обозрений в разночинно-демократических; и либерально-буржуазных органах были Г. 3. Елисеев, Н. В. Шелгу­нов, С. Н. Кривенко, Л. А. Полонский, Н. Ф. Анненский. Примером использования большевиками этой формы является «Внутреннее обозрение» В. И. Ленина в журнале «Заря» (1901), состоящее из четырех разделов: I. Голод. II. Отношение к кризису и голоду. III. Третий элемент. IV. Две предводительские речи. На материа­лах разбора правительственных циркуляров, всяких «временных правил», передовых статей, корреспонденции, репортерских сооб­щений из органов разных направлений В. И. Ленин вскрывал анти­народную сущность внутренней политики царизма. Аналитическое использование В. И. Лениным разнообразных источников печати может служить образцом при работе с периодикой.

Из иностранных обозрений внимание общественности привлека­ли политические обзоры П. Н. Кудряцева, К. А. Скальковского. Бо­гатейшее по содержанию литературное обозрение вел сорок лет подряд А. Н. Пыпин в «Вестнике Европы».

Обозрения печатались без подписи автора, иногда под разными псевдонимами, порой укрывавшими одного и то же их автора. Так, А. Н. Пыпин использовал 21 псевдоним, Л. А. Полонский—19,. Н. В. Шелгунов— 17, С. Н. Кривенко— 12, К. А. Скальковский —12, Н. Ф. Анненский — 7. Авторы обозрений, в которых давались оценки злободневных и острых вопросов внутренней и внешней по­литики, международных отношений, предпочитали пользоваться в качестве псевдонимов одной-двумя наиболее часто встречающими­ся буквами русского алфавита (например, из псевдонимов Д. Н. Пыпина — А; А. А.; А. Б.). Но нужно учитывать, что те же буквы могли быть использованы и другими авторами.

Фельетон — жанр преимущественно газетный. Нередко фель­етон был обязательным элементом газет в определенные дни, на­пример «воскресный фельетон» в газете «Голос» в 70 — 80-х годах.

В пределах этого жанра сложилось несколько разновидностей: сатирические, стихотворные фельетоны В. П. Буренина в «Иекре» и других журналах 60-х — первой половины 70-х годов. Демьяна Бедного в «Правде» 1912— 1914 гг.; публицистические фельетоны А. П. Чебышева-Дмитриева (под всевдонимом Экс) в «Биржевых ведомостях» 70 — 80-х годов; фельетоны-памфлеты А. В. Амфитеат­рова и В. М. Дорошевича в «России» и других газетах. Ярчайшим примером последней разновидности был прогремевший на весь мир фельетон А. В. Амфитеатрова «Господа Обмановы» (о царской семье Романовых), напечатанный в газете «Россия» (1902), за ко­торый автор был сослан в Минусинск, а газета закрыта.

Корреспонденция в прошлом веке была характерна для газет. Постоянными собственными (иногородними, иностранными) корреспондентами часто выступали известные писатели, ученые, об­щественные деятели (И. С. Тургенев, П. Д. Боборыкин, Н. И. Ка-реев, Н. М. Гарин-Михайловский). Корреспонденции представляли собой небольшие, насыщенные датами, именами, фактами статьи, сообщавшие о текущих событиях и имевшие главным образом ин­формационное значение. Особой разновидностью этого жанра бы­ли военные корреспондении — сообщения из центра военных дейст­вий, например корреспонденции В. И. Немирович-Данченко о рус­ско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., составившие два тома книги «Год войны (дневник русского корреспондента)». Позднее свои во­енные впечатления он отразил в романе «Гроза» (1879), вызвав­шем большую полемику в печати.

Судебные отчеты (судебная хроника; газетная рубрика «из зала суда») посвящались судебным процессам или официаль­ным сообщениям о судебных делах. Многие выдающиеся юристы, такие, как А. Ф. Кони, Г. А. Джаншиев, В. Д. Спасович, П. Н. Об­нинский, выступали в этом жанре.

Некролог представлен в печати многими разновидностями — 'От краткого объявления о дне, часе и месте выноса тела покойного и его погребении, помещаемого в траурной рамке, до больших не­крологических статей, посвященных «Памяти...» (такого-то лица). Произведения этого жанра служат главнейшими, во многих случа­ях единственными, источниками историко-биографических данных «б отдельных деятелях. Характерной особенностью этого жанра яв­лялось правило: «De mortuisaut bene and nihil» (о мертвых или хорошо, или ничего), поэтому особо подчеркивались достоинства личности покойного, его заслуги и деяния.

Отраслевая журналистика.Органы отраслевой журналистики посвящены отдельным отраслям экономической, культурной, адми­нистративно-политической жизни, разным областям знания и дея­тельности, отдельным наукам. Они ориентировались на определен­ные читательские круги (журналы для женщин, детей, «народа», солдат, сельских хозяев, торговцев и промышленников, охотников, естествоиспытателей).

Издания отраслевой журналистики принадлежали официальным ведомствам, обществам, частным издателям.

Существующая по истории журналистики литература касается исключительно общественно-политических и литературных журна­лов широкого профиля. История отраслевой журналистики почти совсем не разработана. С точки зрения историко-источниковедческой изучение каждой ветви отраслевой журналистики следует при­знать доступным специалистам, работающим в области, к которой данная отрасль относится.

Историк-источниковед должен знать главные издания русской отраслевой журналистики. Заметно выделяются среди них эконо­мические журналы — «Журнал для акционеров», «Торговый сбор­ник», «Финансовое обозрение», «Журнал Министерства государст­венных имуществ», «Вестник финансов, промышленности и торгов­ли», «Журнал Министерства путей сообщения», «Русское сельское хозяйство». Сжатые характеристики всех периодических изданий по сельскому хозяйству имеются в книге Н. М. Михеева «Библио­графические указатели сельскохозяйственной литературы (1783— 1954 годы)» (1956). Полных обзоров периодики по другим отрас­лям экономики (промышленность, торговля, транспорт, денежное хозяйство) капиталистической России нет.

Особую группу отраслевой журналистики составляли админи­стративно-политические и юридические органы — «Журнал граж­данского и торгового права» (название этого издания несколько раз менялось), газета «Правительственный вестник» (1869— 1917)> «Журнал Министерства юстиции», «Судебный журнал», «Юриди­ческий вестник».

По вопросам просвещения и культуры выходили: «ЖурналМи­нистерства народного просвещения», «Русская школа», «Семья и школа», «Вестник воспитания», «Педагогический листок».

Особенно богаты разнообразнейшими материалами издания та­кого вида отраслевой журналистики, как исторические журналы. В 18611917гг. в России их выходило более ста, в которых опуб­ликовано множество документов, мемуаров, писем, научных ста­тей, исследований, рецензий по отечественной истории. Среди этой категории журналов имелись общеисторические журналы — «Рус­ский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Голос минувшего», археологические, историко-этнографические, журналы по истории искусства и литературы. Специальные историко-рево­люционные журналы стали появляться после 1905 г. («Былое»). Обзор и сжатые характеристики исторической журналистики, рас­смотрение ее источниковедческих проблем и анализ номенклатуры названий органов этой журналистики дал С. С. Дмитриев (1961,. 1967, 1976).

Среди художественных, театральных, музыкальных журналов ложно назвать: «Мир искусства», «Весы», «Аполлон», «Вестник иностранной литературы», «Золотое руно», «Ежегодник император­ских театров», «Театр и искусство», «Музыкальный свет». - Издавались военные журналы — «Военный сборник», «Морской сборник».

Большое распространение с конца 50-х годов XIX в. получили сатирические и юмористические органы. Спросом пользовались та­кие сатирические журналы, как «Искра», в годы первой русской революции — «Зритель», «Пулемет», в период между двумя рево­люциями — «Сатирикон» и «Новый сатириков». Этой отрасли жур­налистики посвящены работы И. Ф. Масанова, И. Г. Ямпольского, Г. Ю. Стернина.

Специфическим видом отраслевой журналистики являлись цер­ковные и религиозные издания. Для большинства этих изданий ха­рактерны идейно-политический консерватизм, откровенная реакци­онность. Однако издания эти печатали много разнообразных источ­ников, относящихся не только к истории церкви в России, но я к истории быта, нравов, просвещения.

По мере развития полиграфии в России в периодических изда­ниях во всевозрастающем количестве стали появляться графиче­ские, изобразительные источники. Подавляющая масса таких ис­точников находится в еженедельных журналах, которые выходили по воскресеньям. Иллюстраций в газетах до 1905 г. очень немного. Да и после революции, когда они стали чаще встречаться на полосах крупных, преимущественно столичных газет, ка­чество их воспроизведения сильно уступало журнальным изоб­ражениям.

В последней трети XIX — начале XX в. в отечественной перио­дике сложился особый тип иллюстрированных журналов. Их гра­фические источники представляют большой интерес для историков. Первым пореформенным богато иллюстрированным журналом, при­обретшим популярность, была «Всемирная иллюстрация».

В истории русских иллюстрированных журналов заслуженно большое место заняла «Нива» — еженедельный журнал «для семей­ного чтения». Это был самый распространенный журнал дореволю­ционной России (в 1870 г. — 9 тыс. экз., в 1880 г. — 55 тыс, в 1891 г. — 115 тыс., в 1900 г. — 235 тыс., в 1917 г. — 275 тыс. экз.). о «Ниве» воспроизводились картины отечественных и иностранных художников, публиковалось множество тематических рисунков, сде­ланных видными мастерами по заказам редакции, было помещено Несколько тысяч портретов разных лиц, фотографий и рисунков, Относящихся к истории войн, в которых участвовала Россия в 1877— 1878, 1904— 1905, 1914— 1917 гг., а также к политическим общественным событиям.

Из журналов начала XX в., богатых документальными иллюст­рациями, можно назвать «Лукоморье», «Солнце России», «Синий журнал», «Всемирная панорама», «Летописи» русско-японской J904 — 1905 гг. и мировой 1914 — 1916 гг. войн.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.