|
Воспоминания. Приемы их изучения
Мемуарные произведения периода капитализма в России создавались в новых, отличных от дореформенных, условиях, которые определили их некоторые особенности. Наиболее существенны следующие из этих особенностей.
1. Происходило сближение мемуаров с живой современной им художественной прозой и со всей повседневной, меняющейся действительностью. Мемуаристы из пишущих «для себя» (про себя», «для немногих», для потомков) превратились в авторов, лично и непосредственно участвующих в текущем процессе общественно-литературной жизни, пишущих для своих современников, для печати.
2. Имели место заметная деформация прежних мемуарных форм, определенное измельчание, дробление этих форм. Мемуаристика нередко приобретала этюдный, отрывочный, незавершенный характер.
3. Количество произведений мемуарной литературы сильно увеличилось. Мемуары становятся в известной мере массовыми источниками.
4.Произошло существенное изменение социально-профессионального и национального состава мемуаристов. Число дворянских воспоминаний и мемуаров, записок представителей духовенства явно уменьшается в начале XX в. Появляются воспоминания рабочих и крестьян. Крупной группой становятся мемуары революционных деятелей, а также мемуары представителей интеллигенции. При заметном и естественном преобладании во всей отечественной мемуаристике мемуарных текстов русских деятелей появлялись воспоминания представителей разных народов много национальной России.
5.В мемуарных источниках необходимо четко различать произведения, написанные и напечатанные до 1917 г. и после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Учет новых условий возникновения и характерных особенностей мемуаристики приближает историка к выработке и пониманию закономерно необходимых приемов и методов ее анализа.
В дореформенной России авторы воспоминаний не предполагали прямо их публикацию. Они лишь допускали возможность напечатания своих воспоминаний в будущем. Объективные возможности для скорой их публикации были ограниченными. Печатание воспоминаний при жизни их составителя, тем более публикация их им самим, т. е. выступление его в роли автора, участвующего в текущей литературной жизни, не имели места в традициях русской культуры XVIII в., да и в начале XIX в. Тогдашние понятия писателя, автора, литератора еще не вмещали в себя людей, писавших воспоминания.
Подавляющее большинство воспоминаний, написанных в XVIII в., увидело свет только во второй половине XIX в. Воспоминания, созданные в первой половине XIX в., частично, а иногда и полностью печатались уже в середине этого века.
В пореформенное время для печатания мемуаров стало больше возможностей. Печатание мемуаристики было насущным делом для большинства исторических журналов. Охотно печатали мемуарные материалы и многочисленные литературно-политические журналы. Установилась практика заказывания редакторами и издателями мемуаров. Деятелей и лиц, которым было что вспомнить, начали привлекать к авторству. Так действовали, например, редакторы-издатели трех наиболее известных исторических журналов П. И. Бартенев («Русский архив»), М. И. Семевский («Русская старина»), С. Н. Шубинский («Исторический вестник»).
Время от написания автором его воспоминаний до их напечатания стало очень кратким. Авторы, работавшие в области мемуарной литературы в конце XIX — начале XX в., нередко писали мемуары прямо для передачи в редакции журналов и газет, в книгоиздательства. В русской журналистике 1907—1910 гг. опубликовано немало воспоминаний о событиях и людях первой русской революции, в прессе 1906—1914 гг. напечатано много мемуаров участников русско-японской войны. Желание привлечь побольше читателей приводило к тому, что иные издатели и редакторы при объявлении подписки обещали публикацию мемуаров о тех или иных текущих процессах и событиях.
Произведения мемуарной литературы в условиях капитализма, особенно в начале XXв., когда классовая борьба чрезвычайно обострилась, приобретали острое и прямое публицистическое назначение. Мемуарист-публицист, сознательно стремившийся не только вспомнить и закрепить прошлое, но посильно участвовать в изменении настоящего, выдвигался на передний план.
Преобладавшей формой воспоминаний крепостной эпохи было пространное, развертываемое в строгой хронологической последовательности повествование. Такая форма, своего рода классическая для мемуаристики, имела место и после 1861 г. Но все же она деформировалась. Рядом с ней появились более мелкие мемуарные формы: мемуарные статьи, отрывки из мемуаров, «наброски и зарисовки из прожитого и передуманного», «кое-что из прошлого», «калейдоскоп воспоминаний». Заметно росла «тематическая» мемуаристика малых форм (преимущественно статьи)—воспоминания об отдельных событиях, эпизодах, происшествиях, встречах, случаях. Среди такой «тематической» Мемуаристики нельзя не отметить особую, весьма значительную ее разновидность, так сказать, некрологические воспоминания об известных деятелях, только что ушедших из жизни. Наскоро печатались попавшие в редакции органов печати письма, частные порой интимные записки таких деятелей. Поспешность влекла за собой неразборчивость в отборе публикуемых материалов.
Этюдность, незавершенность, отрывочность, недостаточная литературная обработанность, а в начале XX в. и своеобразная «импрессионистичность» письма стали характерными для многих мемуарных источников.
Среди прочих видов письменных источников мемуары стали занимать гораздо более видное место. От этого времени сохранилось много мемуарных источников, как печатных, так и до сих пор сохраняющихся в рукописях в разных хранилищах. Ни один из. периодов дореволюционной отечественной истории не обеспечен таким количеством мемуарной литературы, как капиталистический.
Накануне падения крепостного права в России Н. Г. Чернышевский в 1856 г. не без серьезных оснований объяснял «чрезвычайный успех» «Семейной хроники» С. Т. Аксакова между прочим и тем, что «книга эта удовлетворила слишком сильной потребности нашей в мемуарах — потребности, находящей себе слишком мало пищи в нашей литературе». Но через четверть века в 1879 г. Г. Е. Благосветлов в критической статье (далеко не во всем справедливой) о мемуарной книге Т. П. Пассек «Из дальних лет» отмечал уже иное положение дел: «Никогда еще русская литература не отличалась таким богатством печатного исторического материала, как в настоящее время. У нас рядом издаются четыре исторических журнала, несколько исторических сборников и постоянно появляются то воспоминания, то мемуары. Всем и каждому, кто только умеет держать перо в руке и водить им по бумаге, непременно хочется передать потомству свое прошлое и свое имя» '. Благосветлов оговаривал, что вовсе не отрицает ни достоинства, ни пользы мемуарной литературы. Он только утверждал, что воспоминания должны иметь подлинно историческое, весомое, действительно правдивое содержание, чтобы приобрести «общественное значение» и «понадобиться нашему потомству».
Социальные сдвиги в русском обществе, характерные для эпохи развития, а потом и загнивания капитализма, сказались на изменении социально-профессионального состава отечественных мемуаристов. В эпоху падения крепостного права и в первые десятилетия после 1861 г. мемуары выходили главным образом из-под пера дворян, крупных государственных и военных деятелей, больших чиновников и лиц духовного сословия. С последней четверти XIX в. постепенно начали появляться воспоминания рабочих и крестьян (последних было еще, правда, очень мало). Основными «поставщиками» мемуаров становились представители интеллигенции — писатели и журналисты, адвокаты, педагоги, художники, артисты, музыканты, в меньшей мере ученые, представители технической интеллигенции — инженеры, строители, агрономы, врачи.
С начала XX в. растет число мемуаров революционных деятелей. Воспоминания участников революционно-демократического движения, шестидесятников и революционных народников- в большом количестве появлялись с 1905 г. в отдельных изданиях, я в журналах «Былое», «Голос минувшего», а после 1917 г.— в «Каторге и ссылке». Выдающимися мемуарными источниками стали записки Л. Ф. Пантелеева, П. А. Кропоткина, О. В. Аптекмана, Н. А. Морозова, В. Н. Фигнер. Предисловия некоторых из этих авторов к отдельным изданиям их записок раскрывают обстоятельства их написания, цели, которые ставили перед собой мемуаристы, использованные ими литературно-повествовательные и документальные материалы. О первых рабочих революционерах 70-х годов оставил живые воспоминания Г. В. Плеханов. Его книга «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)» была написана в начале 90-х годов с публицистическо-пропагандистской целью.
Первые шаги социал-демократического движения отражены в богатых по содержанию мемуарах С. И. Мицкевича, написанных после 1917 г., в воспоминаниях рабочего, профессионального революционера, большевика И. В. Бабушкина. Воспоминания Бабушкина охватывают события 1893—1900 гг. В. И. Ленин; проявлял постоянный интерес к собиранию мемуаров рабочих революционеров, их биографий. В некрологе Бабушкина, написанном и опубликованном в конце 1910 г., В. И. Ленин писал: «Прошла уже пятая годовщина декабрьского восстания 1905 года. Будем чествовать эту годовщину, вспоминая рабочих-передовиков, которые пали в борьбе с врагом. Мы обращаемся с просьбой к товарищам рабочим собирать и присылать нам воспоминания о тогдашней борьбе и дополнительные сведения о Бабушкине, а также о других социал-демократических рабочих, павших в восстании 1905 г. Мы намерены издать брошюру с жизнеописанием таких рабочих».
Воспоминания русских деятелей в эпоху капитализма существенно дополняли мемуары украинских, белорусских, отчасти татарских, молдавских и других авторов, писавших и печатавшихся нередко на русском языке. В журналах, сборниках и альманахах, в газетной печати Украины, Молдавии, Белоруссии, Среднего Поволжья, отчасти Сибири, Туркестана, Закавказья опубликовано много мемуарных источников на русском языке,, относящихся к жизни и быту народов России.
Революционные преобразования октября 1917 г. — рубеж чрезвычайной основополагающей важности при анализе и использовании мемуарных источников. Время составления мемуаров — До февраля 1917 г., до октября 1917 г., после одной из этих дат, в промежутке между ними — сказывалось на всем их содержании характере, идейно-политической направленности. Одни мемуаристы только после Октябрьской революции именно благодаря ей приобрели возможность полно, правдиво и откровенно поведать о том, о чем в условиях конспирации, революционного подполья они обязаны были молчать. Другие же по совершенно иным соображениям старались более или менее ловко обойти молчанием или представить в возможно более извинительном виде свои действия и убеждения, которые были направлены отнюдь не на благо народа.
Мемуары, написанные и изданные в условиях советской действительности, принципиально отличаются от довольно богатой мемуарной литературы, которая издавалась за рубежом белой эмиграцией в 20—30-х годах. Политическая озлобленность и слепота, горечь от провала своих планов и замыслов, желание самооправдаться и оправдать себя в глазах определенной части читателей пронизывают воспоминания таких политических и общественных деятелей буржуазной России, как М. В. Родзянко, П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, Б. В. Савинков, В. М. Чернов, не говоря уже о мемуарах таких деятелей, как председатель Совета министров накануне первой мировой войны В. Н. Коковцов, генерал А. И. Деникин, товарищ министра внутренних дел жандармский генерал П. Г. Курлов. Такие мемуарные источники игнорировать нельзя, в них имеются интересные и важные сведения, но следует понимать классовую и политическо-партийную тенденциозность. авторов, редакторов и издателей мемуаров, впервые появившихся за пределами нашей страны.
Единой общепринятой классификации воспоминаний нет. Обыкновенно их группируют по социально-профессиональному положению мемуаристов и по преобладающему тематико-хронологическому содержанию мемуаров. Отнесение отдельных мемуаров к той или иной группе во многих случаях условно. В массе мемуарные источники имеют черты, позволяющие, как правило, довольно точно устанавливать их классовую принадлежность, ориентацию.
По периоду 1861 —1917 гг. в отечественной мемуаристике по социально-профессиональному и общественному положению мемуаристов могут быть выделены следующие группы: 1) мемуары государственных деятелей; 2) мемуары военных деятелей, лиц преимущественно командного состава, а также участников разных войн, повествующих главным образом о военной службе, армии ифлоте, о событиях военной истории; 3) мемуары духовных лиц, представителей разных церквей и культов, существовавших в России; 4) мемуары буржуазных и мелкобуржуазных общественных .деятелей; 5) мемуары представителей разных слоев интеллигенции (литературные воспоминания, театральные воспоминания, студенческие воспоминания, мемуары врачей, учителей, юристов, ученых, представителей технической интеллигенции); 6) купеческие мемуары, нередко имеющие характер родовых, семейных хроник, охватывающие жизнь трех-четырех поколений; 7) воспоминания рабочих и крестьян (группа источников сравнительно небогатая); 8) мемуары революционеров и участников революционного движения (записки шестидесятников, воспоминания революционных народников; многочисленные и ценные богатством, содержания, четкостью классово-политических позиций воспоминания большевиков; значительные комплексы разных мемуарных текстов участников событий первой и второй буржуазно-демократических революций в России).
По тематико-хронологическому принципу в мемуаристике можно выделить такие комплексы: общественное и революционное движение 50—60-х годов; крестьянская реформа 1861 г.;. буржуазные реформы 60—70-х годов; революционное движение 70-х — начала 80-х годов; русско-турецкая война 1877—1878 гг.; политическая реакция 80-х — начала 90-х годов; рабочее и революционное движение 90-х — начала 900-х годов; революция 1905—1907 гг.; революционное движение в период 1907—1917 гг.; Государственные думы; Россия в первой мировой войне; вторая: буржуазно-демократическая революция в России.
При работе с любым мемуарным текстом важно возможно более полное уяснение задачи, которую автор текста ставил перед собой при его написании, уяснение авторской установки мемуариста. Нередко сами мемуаристы прямо сообщают о своей установке; часты такие сообщения в воспоминаниях профессиональных историков, писателей. Так, А. А. Кязеветтер указывал на характер своих воспоминаний: «Эта книга не содержит личных мемуаров в настоящем смысле этого слова. Элемент автобиографический вкраплен здесь лишь в самой малой дозе. Другая задача стояла в центре моего внимания. Я делаю попытку дать сжатый очерк тех настроений, через которые русское общество проходило на моих глазах, за время моей сознательной жизни. Конечно, этот очерк не полон. Я очерчиваю только те течения общественной жизни, с которыми мне самому доводилось ближе соприкасаться. И в этом смысле в предлагаемой книге читатель найдет не историю, а только мемуары». Как к этому, так и ко всем подобным сообщениям мемуаристов следует относиться внимательно и строго критически.
Общие приемы палеографического, текстологического, стилистического анализа мемуарных текстов, проверки и сравнительной критики сообщений мемуаристов при помощи сопоставления их с другими видами источников освещены в предшествующих главах, где рассмотрена мемуаристика более ранних периодов. Применительно к массовой печатной литературе эпохи капитализма историк должен быть особенно осторожен, помня о неустойчивости и неразработанности археографических и текстологических принципов в отношении напечатания текстов нового-времени. Во всех случаях, когда сохранились оригиналы напечатанных мемуарных текстов, следует с ними сверять публикации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|