|
Документация государственных учреждений
Делопроизводственная документация государственных учреждений включает материалы высших и центральных органов власти (Государственный совет, Государственная дума, Комитет министров, Совет министров, министерства, Сенат, Синод), чрезвычайных, временных учреждений (сенаторские ревизии, междуведомственные Особые совещания, Комитеты, Комиссии) и местных органов. Всем этим комплексам документов присущи как общие черты, так и особенности в формировании, составе и содержании информации.
Для изучения делопроизводственной документации всех государственных учреждений, прежде всего, необходимо ознакомиться с законодательными актами или административными распоряжениями, которые являлись основой создания и деятельности соответствующих учреждений. Такие акты (распоряжения) определяли компетенцию, структуру, штаты, организацию делопроизводства, в том числе порядок ведения и сами разновидности документации данного учреждения.
В исследовании формирования документальных комплексов некоторых длительно существовавших учреждений я институтов надо учитывать первоначальное законодательство, принятое еще в XVIII — первой половине XIX в. и выполнявшее роль общего законодательства, и акты и нормативы, принятые в более позднее время. В этом отношении характерны материалы сенаторских ревизий. Начало развития этого документального комплекса было положено указом Петра I от 4 апреля 1722 г. Но в XIX в. задачи, функции, порядок работы и, следовательно, порядок формирования материалов сенаторских ревизий определялся новыми актами. Часто такое специальное установление в отношении какой-то определенной ревизии выступало как общее законодательство при последующих ревизиях. Можно привести множество других примеров подобной практики.
В системе отдельных государственных учреждений складывались многообразные типы делопроизводственной документации. Остановимся на обзоре наиболее распространенных ее групп и разновидностей.
Одной из основных групп делопроизводства, формировавшейся как в постоянных, так и во временных учреждениях коллегиального характера, была протокольная, представленная такими разновидностями, как журнал и стенограмма. Журнал является более или менее подробной протокольной записью заседания. В журнале указывалось, какому учреждению он принадлежит, проставлялись номер, дата заседания, присутствовавшие. Далее излагались содержание рассматриваемого вопроса и мнения присутствующих. Однако обсуждение обычно записывалось безлично: указывалась точка зрения большинства и меньшинства или только резолюция по вопросу. Особенно краткими были журналы Комитета министров, присутствий департамента Сената и их общих собраний, различных временных комитетов и междуведомственных особых совещаний, а также губернских и уездных учреждений.
Показательны журналы многочисленных комиссий и комитетов, занимавшихся разработкой и проведением реформы 1861 г. и связанных с ней преобразований. Например, из журналов Главного Комитета об устройстве сельского состояния можно узнать только содержание обсуждавшихся документов и заключение по ним. Ход прений в журналах не отражен. Так же составлялись и журналы Комиссии о губернских и уездных учреждениях. Они нередко завершались фразой: «После происходивших рассуждений это последнее заключение было принято большинством членов комиссий».
Почти совсем не сохранились предварительные, черновые протокольные записи, которые служили основой для составления журналов, велись обычно на самом заседании и, очевидно, уничтожались после написания текста журнала, на что указывает их отсутствие. Между тем немногие уцелевшие черновики протоколов заседаний, например, Совета министров, показывают, насколько приглаженным выходил официальный текст журнала. Общие и особые журналы Совета министров (октябрь 1905 — март 1917 гг.) составлялись по законопроектам ведомств и самого Совета, по законодательным предположениям или запросам членов Государственной думы, по донесениям, ходатайствам лиц, запискам, проектам отдельных учреждений и представляли главным образом изложение принятых текстов этих документов. Сохранившиеся черновые протокольные записи отражают острую борьбу внутри Совета, дают более точное изложение мотивов принятия решений, любопытные свидетельства демагогической тактики правительства по обману думской оппозиции.
В остальных случаях помочь восстановлению хода обсуждения могут сопутствующие журналам документы: особые мнения участников заседания, замечания на представленные к обсуждению документы, а также материалы личного происхождения: дневники, воспоминания, письма.
Более полными были журналы Государственного совета. В них подробно излагались поступившие на обсуждение документы, сообщались мнения отдельных лиц Совета с указанием их фамилий. Восстановлению всей картины прохождения в Государственном совете того или иного вопроса помогают сохранившиеся черновики протоколов наиболее важных заседаний, а также приложения к журналам, которые включают не только представленные проекты, Доклады, но и замечания к ним, первоначальные и отредактированные записи речей.
Подробной записью заседания является стенограмма, но Делопроизводство государственных учреждений XIX в. почти не знало стенограммы. В начале XX в. стенографические отчеты составлялись о заседаниях Государственного совета и Государственной думы. Они детальнее отражают прения в этих учреждениях. Например, в Государственной думе стенографические отчеты составлялись присяжными стенографами, затем текст просматривался членами Думы, которые могли вносить свои замечания, и одобрялся председателем Думы. Стенографические отчеты заседаний Думы позволяют раскрыть картину классовой и внутри-Классовой борьбы в стране, столкновений отдельных партий и партийных группировок. По стенограммам видно, как прерывались выступления рабочих депутатов, как правое большинство Думы не давало прозвучать слову представителей российского пролетариата и крестьянства. Ясно, что стенографические отчеты Государственной думы не отражают в полной мере взгляды левых и должны быть дополнены сведениями из других источников (большевистские газеты, документы архивов социал-демократических фракций в Думе, воспоминания рабочих депутатов). Не следует преувеличивать значение стенографических отчетов Думы и в отношении выступлений правых депутатов. Гласность отчетов не способствовала откровенности в изложении этими депутатами своих взглядов. Подлинные цели вносимого ими законопроекта, действительное существо позиции нередко скрывались за демагогическими фразами.
Важны стенограммы, составлявшиеся для внутренних потребностей. Они обычно служили исходным материалом для составления гласных журналов учреждения. Примером подобных журналов и стенограмм являются документы эвакуационной комиссии, Металлургического комитета Особого совещания по обороне государства, образованного в условиях войны законом 17 августа 1915 г. Сравнение стенограмм и сокращенных, исправленных текстов журналов свидетельствует о том, что именно хотелось скрыть их составителям. Обычно это были факты из области промышленной и финансовой тайны, примеры беззастенчивой наживы промышленников на государственных заказах, безудержного повышения ими цен на важнейшие материалы, сведения о репрессиях против рабочего движения. Необходимо отметить, что в стенограммы заседаний и в черновики протоколов не заносилось содержание обсуждавшегося документа и не всегда было отчетливо сформулировано решение. Эти важнейшие элементы заседания более полно и четко отражены в окончательных текстах журналов.
Значительное место в делопроизводственном комплексе занимает отчетнаядокументация: отчеты, доклады, докладные записки. Существовали годовые отчеты, отчеты-обзоры за несколько лет о деятельности центральных и высших государственных учреждений и отчеты местных учреждений.
Одной из важнейших разновидностей отчетов являлись министерские отчеты. Отчет был одним из основных обобщающих документов о деятельности этих учреждений. Необходимость представления отчетов министерствами определялась законодательными актами и специальными распоряжениями не раз. И все-таки отчеты представлялись не систематически. Бюрократические учреждения стремились избежать любых форм контроля и постоянно нарушали порядок представления отчетов.
Главными принципами составления отчетов министерств было освещение их деятельности по подразделениям (отделам, департаментам) или направлениям. Например, отчеты Министерства торговли и промышленности, Министерства финансов формировались по структурному признаку. Осуществлялись даже публикации отчетов отдельных департаментов и отделов этих министерств. Отчеты отдела промышленности Министерства торговли и промышленности издавались с 1910 по 1914 г. ежегодно. Отчеты других министерств составлялись по тематическому принципу. Так строился отчет Министерства внутренних дел, который имел разделы: «Крестьянское дело», «Охранение внутренней государственной безопасности» и др.
Важнейшей составной частью отчетов министерств являются прилагаемые к ним статистические ведомости и таблицы. Систематичность данных этих ведомостей и таблиц, мало изменявшаяся форма представления позволяют изучать соответствующие сведения в динамике. Отсутствующие отчеты министерств частично могут быть восполнены сохранившимися подготовительными материалами к ним, а также изданными историческими обзорами о деятельности министерств, например: «Очерк 50-летия деятельности Министерства государственных имуществ. 1837—1887 гг.» (СПб., 1887), «Обзор деятельности Министерства путей сообщения за время царствования императора Александра III» (СПб., 1902). Насыщенность этих очерков фактическим материалом делает их интересным источником.
Одним из самых систематических источников по истории отдельных регионов России являются губернаторские отчеты. На протяжении второй половины XIX в. тематика и количество сведений, содержащихся в этих отчетах, все время расширялись. Губернаторы давали обзор природных условий; численности населения с указанием сословий, вероисповедания; освещали состояние сельского хозяйства, технику земледелия; развитие промышленности и промыслов; сообщали данные о рабочем и крестьянском движении. С 1870 по 1898 г. отчет делился на две части: собственно отчет, содержащий сведения, достойные внимания царя, и обзор, который давал полную характеристику положения губернии и имел в качестве приложения 8 ведомостей. В 1897 г. обзоры были отделены от отчетов, для последних отменялась строго определенная форма. Однако большинство отчетов продолжало составляться по старым образцам.
Сведения отчетов министерств и отчетов губернаторов должны проверяться. В критическом анализе нуждаются выводы, оценки, мотивы действий, которые изложены в этих отчетах с позиций господствующего класса и имеют к тому же часто ведомственный характер. Система сбора сведений, в том числе и статистических, к отчетам была далеко не совершенна, поэтому они не свободны от фактических неточностей.
По форме очень близки к отчетам доклады министров и губернаторов, которые представлялись царю (всеподданнейшие), в Совет министров, в министерства (от губернаторов) и в Другие центральные и верховные учреждения. В отличие от отчетов доклад посвящался конкретному вопросу, проблеме или событию. Всеподданнейшие доклады представляют большой интерес с точки зрения изложения взглядов какого-то лица, государственного деятеля, руководителя ведомства. Для исследователей на этих документах имеют значение пометы царя, которые отразили отношение самодержавной власти ко многим важным вопросам.
Циркулировавшие в государственных учреждениях доклады обычно состояли из трех частей: введение с изложением дела обоснование со ссылками на законодательство и заключение или «соображение», в которых формулировались выводы по докладу. Это могли быть распоряжения, предложения (в том числе законодательные), ходатайства и просьбы. Точное формулирование выводов было важным требованием к докладам, так как по ним должно было состояться какое-то решение.
Доклады и докладные записки могли бытьпервичным, инициативным документом в формировании дела. Кроме того, доклады, справки, докладные записки выступали как приложение, сопутствующий документ к другим материалам официального делопроизводства.
Важнейшей группой делопроизводственной документации является переписка.Она отличается многообразием разновидностей документов. Переписка государственных учреждений делится на три основные подгруппы: переписка вышестоящих органов с подчиненными им учреждениями; переписка равных учреждений или учреждений, не находящихся в подчинении друг у друга; переписка нижестоящих учреждений с вышестоящими. Для каждой подгруппы характерны определенные разновидности документов. В состав первой подгруппы входили предписания, распоряжения, приказы, циркуляры, запросы. Основной формой переписки равных учреждений были официальные письма, сношения, отношения, сообщения. Снизу вверх направлялись рапорты, донесения, представления, прошения, жалобы.
Следует знать, что все эти документы существовали обычно в двух экземплярах. Подлинник отправлялся адресату; в делах учреждения-отправителя оставался отпуск (копия данного письма). Наличие отпуска часто помогает восстановить утраченные документы. Как отправленный подлинник, так и отпуск должны иметь соответствующие удостоверения: подпись автора письма или делопроизводителя, дату, входящий или исходящий номер. Если этих указаний на документе нет, факт отправки письма, циркуляра может быть подвергнут сомнению. В делах нередко сохранялись различные варианты проектов писем, которые могли быть написаны или даже отпечатаны на бланке учреждения, но не были отправлены. Текст отправленного письма мог существенно измениться по сравнению с первоначальным вариантом.
При рассмотрении материалов переписки учитывают деление ее на входящую и исходящую. Особенности последней определяются характером и структурой учреждения-отправителя. Входящая документация бывает более разнообразной. Например, в делах государственных учреждений в разделе переписки представлены не только документы государственных органов и частнокапиталистических предприятий, но и документы, принадлежащие трудящимся классам. В различных центральных и местных учреждениях отложились тысячи крестьянских документов: писем, прошений, жалоб, коллективных и индивидуальных ходатайств, приговоров волостных и сельских сходов.
Важным направлением делопроизводственной деятельности являлись учет и систематизация документов в виде журналов или реестров входящих и исходящих бумаг. В подобных учетных Единицах составлялась краткая запись о содержании документа, проставлялись индекс, дата регистрации, указывалось дальнейшее движение документа. Это помогает как в розыске документов, так и в реконструкции утраченных материалов. Систематизация я хранение бумаг в делопроизводстве государственных учреждений осуществлялись в виде различных «дел» и «досье». Документы объединялись по хронологическому, тематическому или видовому принципам.
Документальные комплексы временных учреждений имеют специфику в информационной направленности и составе своих материалов, что обусловлено конкретикой задач и функций, которые они осуществляли. Так, в фондах многочисленных особых комиссий и совещаний по аграрному вопросу нередко откладывался анкетный материал. Примером могут служить сведения, собранные Валуевской комиссией 1872—1873 гг. Комиссия разослала специальные циркулярные запросы разным лицам и инстанциям. Получено было 958 ответов. Эти данные дополняются стенографическими отчетами заседаний комиссии, на которых специально приглашенные лица — преимущественно землевладельцы, предводители дворянства и председатели земских управ — высказывались по анкете, состоящей из 269 вопросов. Эти вопросы освещали состояние хозяйства, главным образом помещичьего, его положение относительно рабочих, налогов, повинностей, технической оснащенности, местных промыслов и т. д. В материалах Особого совещания по обороне в силу специфики его целей и функций большое место занимали документы, фиксировавшие условия выдачи военных заказов (договора, справки о представленных авансах и ссудах) и контроль за их выполнением (акты осмотров предприятий, ведомости исполненных заказов).
В системе местных учреждений откладывался огромный комплекс делопроизводственных материалов широкого информационного диапазона. Примером подобных материалов могут служить Документы органов политического сыска, являющиеся существенным источником по истории революционного и массового движений. Донесения губернаторов, жандармских управлений, докладные записки приставов, городских обер-полицмейстеров, рапорты прокуроров окружных судов, горных инженеров и фабричных инспекторов, агентурные записки осведомителей и провокаторов «охранки» отражали и обобщали информацию о выступлениях против господствующих экономических и политических порядков. Так, почти все, даже небольшие, экономические стачки, забастовки, волнения рабочих детально фиксировались в подобных документах. Хотя составители этих документов представляли действия рабочих в искаженном виде, само рассмотрение дел приводило к выявлению злоупотреблений владельцев и управляющих предприятиями, что получало отражение в источниках. Их сведения позволяют судить об уровне и характере борьбы рабочих.
Подобные материалы составлялись и о крестьянских волнениях. В своей совокупности они весьма детально отражают земельные отношения, споры между крестьянами и помещиками, бесчинства последних и одновременно рисуют формы крестьянского сопротивления. О противодействии крестьян проведению межевых работ, отказе платить оброчную недоимку, выкупные платежи, переселиться на другое место по указанию помещика, о запашке помещичьей земли и других фактах сообщалось в докладных записках помещиков, донесениях жандармских управлений, представлениях губернаторов. Отчеты жандармских управлений обобщали информацию о крестьянском движении в губернии за определенный период.
Специфическая документация отложилась в процессе деятельности органов местного самоуправления: земств и городских дум, а также функционирования «крестьянского мира». В качестве примеров материалов сельских и волостных сходов, волостных правлений и судов можно назвать семейные и владенные списки, книги выдачи паспортов, уплаты повинностей и платежей. Большой интерес для выявления информации как о борьбе крестьян против помещичьего землевладения, так и о борьбе внутри самой общины представляют приговоры сельских и волостных сходов, волостных судов.
Приведенные примеры показывают необычайное разнообразие документации, возникавшей в низовых звеньях управленческого аппарата. Это определяет сложности их поиска, необходимость разработки специальной методики их анализа и обработки.
Кроме общего делопроизводства в системе государственных учреждений существовали специальные системы документирования. Они представлены дипломатической, судебно-следственной, бухгалтерской и военной документацией.
Дипломатическая документацияотражает сферу межгосударственных, в первую очередь политических, отношений. Основная особенность и сложность работы с дипломатическими документами проистекает от их теснейшей взаимосвязи и обусловленности с внешнеполитической документацией других стран, вступавших в определенные отношения с Россией. Формы дипломатической документации определяются не только делопроизводственной практикой данной страны, но и нормами международного права и протокола. Оригиналы многих внешнеполитических документов России составлялись на английском «ли французском языках.
Важнейшую группу в комплексе дипломатической документации составляет дипломатическая переписка. Такие ее разновидности, как ноты, меморандумы, памятные записки, использовались государствами для взаимной информации, обмена мнениями по отдельным вопросам международной жизни, обращения внимания того или иного государства на конкретные факты и события. Каждая из форм дипломатической переписки в зависимости от юридической природы содержащейся в ней информации имела соответствующие заверительные подписи и формулы.
Одной из самых распространенных разновидностей дипломатической переписки являются ноты. Как правило, они содержат информацию по поводу отдельных обязательств государств, оценку отдельных фактов и связанных с ними действий, приглашения, различаются личные ноты, которые имеют форму письма от первого лица. Они начинаются с обращения, заканчиваются традиционной фразой вежливости и подписываются. Вербальные ноты — наиболее распространенная форма дипломатической переписки по текущим вопросам — составляются в третьем лице и не подписываются. Начинаются и заканчиваются они также соответствующими формулами вежливости.
Памятная записка направляется с целью предупредить неправильное толкование фактов, бывших предметом бесед, переговоров, устных заявлений.
Меморандум нередко является самостоятельным документом и может затрагивать вопросы, предварительно не обсуждавшиеся. Его отличительная черта — особое внимание к юридической стороне какого-либо вопроса, изложение системы фактов.
Рассмотренные документы обычно фиксируют какой-то этап, определенный момент межгосударственных отношений. Но всегда важно проследить выработку той или иной линии, процесс ее формирования, факторы, под влиянием которых она складывалась.
Хотя внешняя политика оставалась прерогативой царя, для решения ряда важнейших вопросов созывались Особые совещания. В их заседаниях принимали участие заинтересованные ведомства. Журналы этих совещаний представляют исключительный интерес не только потому, что отражают изложение основных точек зрения, но и в силу своего директивного назначения. Их решениями должны были руководствоваться представители дипломатического аппарата.. В начале XX в. на подобных совещаниях обсуждались, например, условия конвенции с Англией о разделе сфер влияния на Среднем Востоке, вопрос о черноморских проливах.
Последовательное освещение проблемы внешней политики получили в разнообразной документации министерства иностранных Дел России. Всеподданнейшие доклады министра иностранных дел направлялись царю для принятия наиболее важных Решений по вопросам внешней политики. Они содержали сформулированное предложение по затронутому вопросу с подробной его Мотивировкой. Нередко всеподданнейшие доклады содержали проекты тех заявлений, которые предстояло сделать дипломатическим представителям. К докладам могли прилагаться отчет об особо важных политических беседах министра с руководителями внешнеполитических ведомств других стран. Итоговые, обобщают» сведения по многим аспектам внешней политики России представляют годовые отчеты министерства, составлявшиеся по дельным странам.
Наиболее значительное место в комплексе внутриведомственной документации представляет переписка Министерства иностранных дел с его заграничными учреждениями. Она отличается разнообразием форм и содержит детальную информацию по внешнеполитическим проблемам. Министерство рассылало Циркуляры запросы в посольства, консульства, миссии, а в ответ получало, письма, докладные записки, депеши, годовые обзоры, справки Письма, как правило, составлялись главой аккредитованного за границей учреждения. Если сообщение носило конфиденциальный характер, то письмо направлялось лично министру. Депеши подробно освещали события в стране, реакцию ее правительства и общественного мнения на эти события. Консульские донесения посвящались главным образом экономическим вопросам-С конца XIX в. в переписке большое распространение получают телеграммы, передававшиеся в зашифрованном виде. Развитие телеграфных сообщений резко увеличивает объем фиксированной внешнеполитической информации. С начала XX в. документация, получаемая из посольств и миссий, литографировалась, поэтому многие письма, депеши, телеграммы сохранились в нескольких экземплярах.
Судебно-следственная документация занимает значительное место среди документов официального делопроизводства. Формирование этой группы документов в капиталистическую эпоху определяли судебные уставы 1864 г. Отличительными чертами пореформенного суда стали: принцип отделения суда от административной власти; независимость и самостоятельность судебных решений; гласность и состязательность судебного процесса; ведение следствия специальными судебными следователями; вынесение приговора присяжными заседателями. Позднее в порядок рассмотрения, особенно политических дел, вносились изменения. Они ограничивали гласность заседаний, вводили специальные формы судебного разбирательства: поручение рассмотрения дел Особому присутствию Правительствующего Сената или их решение в административном порядке. Результатом этого является сокращение состава документации и ее информационной насыщенности.
В исследовании судебно-следственных документов важно знание и законодательных норм, которые являлись основой возбуждения дела. К таковым относится «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», принятое в 1845 г. В 1904 г. были введены в действие отдельные главы нового Уголовного Уложения.
В процессе проведения следствия и суда формировались многочисленные разновидности документов: протоколы обысков и допросов, описи «вещественных доказательств», показания обвиняемых и свидетелей, докладные-записки следователей, обвинительный акт, прокурорские обвинения, речи и заявления подсудимых,, защиты, приговор суда. Особую категорию составляет стенографический отчет (если Он велся) о судебном процессе, суммарно фиксирующий и вбирающий в себя ряд перечисленных документов. Отсутствие стенограммы частично заменяют судебные отчеты, представляющие краткую протокольную запись. Отчеты печатались в газетах. Официальными были публикации в «Правительственном, вестнике».
Среди судебно-следственных документов можно условно выделить несколько проблемно-тематических комплексов, отличающихся информацией и составом документов. Наиболее изученными и активно введенными в научный оборот являются материалы политических процессов. Не менее важны многочисленные дела о всякого рода «нарушениях порядка», волнениях среди крестьян и рабочих. Они выступают как массовая документация, отражающая положение и борьбу эксплуатируемых классов.
В условиях господства частной собственности судебные дела, о всякого рода подтверждении прав собственности занимают существенное место. Среди этой категории интерес представляют тяжбы крестьян с помещиками о земельных владениях. Судебно-следственные дела по вопросам торгово-промышленной практики, рассматривались обычным порядком: через окружные суды и судебные палаты, и в коммерческих судах — дела о торговых спорах, торговой несостоятельности, взыскания по векселям и др. Большое значение имеют процессы между монополистическими объединениями и их участниками или аутсайдерами, приоткрывавшие завесу над деятельностью монополий.
В судебной практике выделяются процессы, сфабрикованные полицейскими властями для разжигания национальной розни (дело Бейлиса, мултанское дело). В основу этих процессов были положены ложные обвинения.
Следует назвать группу судебно-следственных материалов о Должностных преступлениях лиц гражданской и военной администрации. Например, дела по привлечению к судебной ответственности генерал-лейтенанта Стесселя и адмирала Небогатова, явившиеся попыткой властей успокоить общественное мнение после поражения в русско-японской войне. Такую же роль выполняла в годы первой мировой войны организация процесса над бывшим военным министром Сухомлиновым. По своему характеру л назначению к ним близки материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, созданной «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших государственных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств». Подобные документы раскрывают картину разложения и кризиса верховной власти.
Некоторые особенности источниковедческого анализа и использования судебно-следственной документации можно показать на Примере материалов политических процессов. Прежде всего, необходимо учитывать общие нормы судопроизводства и конкретные формы судебного разбирательства того или иного дела. Многое в содержании документов зависит от личных особенностей обвиняемых, их решимости, собранности, психологического состояния. Суд являлся ареной борьбы двух противостоящих сил, использующих различные методы для победы, пусть даже частной, над противником. Это требует внимательного и весьма критического отношения как к материалам, отражающим позицию обвинителей, так и обвиняемых.
Общей чертой, характерной для материалов обвинения, было стремление доказать наличие состава преступления. Отсюда их насыщенность данными о действиях лиц, организаций. Это помогает в исследовании истории революционного движения. Даже краткое делопроизводство военных и военно-полевых судов содержит, например, сведения о вооруженной борьбе рабочих, солдат, крестьян в годы первой русской революции.
Однако материалы обвинения далеко не полно и не всегда достоверно отражают историю революционной борьбы. Власти стремились соблюдать определенную грань в изображении размаха революционной деятельности и представить ее как нечто случайное, незначительное. Факты в материалах обвинения отражались главным образом через информацию провокаторов, через те сведения, которые удавалось узнать в процессе предварительной слежки или при захвате «вещественных доказательств». Если учесть, что основная линия поведения большинства революционеров — ничего не добавлять к этим сведениям, то очевидна ограниченность информации материалов обвинения.
Особого критического отношения заслуживают материалы тех процессов, когда правительство, не получив реальных и достоверных фактов о революционной деятельности отдельных лиц и организаций, прибегало к фальсификации документов, к прямому подлогу. В таком случае материалы обвинения не могут служить подлинным свидетельством революционной борьбы участников политических процессов, но на их основе нельзя и утверждать, что такая деятельность вообще отсутствовала.
Показательны в этом отношении материалы по делу Н. Г. Чернышевского. Стремясь расправиться с выдающимся революционером-демократом, правительство, не получив подлинных доказательств, пошло на фабрикацию подложных документов, которые играли роль основных улик.
Широко прибегали власти к подтасовке, инспирированию свидетельских показаний и вещественных доказательств в процессах над участниками рабочего движения (процессы по делу Обуховской обороны, над членами рабочей фракции II Государственной' Думы).
Для материалов обвинения характерно полнейшее искажение, когда речь идет о причинах возникновения организаций, мотивах политической борьбы привлекаемых по процессу лиц. Желая ввести общественное мнение в заблуждение, власти преднамеренно фальсифицировали, чернили стремления и идеалы участников революционного движения. В подобных случаях на помощь исследователю должно прийти сопоставление этих материалов с документами самих революционных организаций, выступлениями обвиняемых на суде.
Документация обвиняемых представлена письменными показаниями, всякого рода обращениями к властям и к оставшимся на воле товарищам, речами, заявлениями на суде. К ним следует относиться с большой осторожностью как к источнику фактических сведений. Участники политических процессов стремились скрыть от следствия и суда подлинные факты своей деятельности, что диктовалось борьбой за снижение меры наказания, опасением причинить вред оставшимся на свободе товарищам, стремлением взять всю вину на себя. Это могло иногда привести к существенному искажению подлинных фактов. Так, на процессе по делу социал-демократической фракции IV Государственной думы депутаты-большевики, стремясь не дать властям выяснить состав руководящих органов партии в России и не допустить расправы с лидерами рабочего движения, отрицали руководство работой фракции со стороны Центрального Комитета РСДРП (б).
Материалы подсудимых выступают как бесценное свидетельство идей, взглядов представителей революционного движения. Участники политических процессов использовали трибуну суда для пропаганды своих идеалов, раскрытия причин и обстоятельств формирования революционного мировоззрения, объяснения избранных методов борьбы. Конечно, революционеры прибегали к выступлениям только при наличии хотя бы какой-то гласности суда.
В революционной среде подобным выступлениям придавалось большое значение. Тексты их обычно составлялись заранее, обсуждались с товарищами по процессу. При использовании данных документов следует учитывать форму и характер их записей. Речи, заявления подсудимых дошли в составе протоколов или стенограмм судебных процессов. Официальный характер этих записей порождал предельную краткость их изложения, неточности, пропуски в передаче текста. Так, знаменитой речи рабочего Петра Алексеева, названной В. И. Лениным «великим пророчеством», в официальном отчете посвящена одна фраза: «Позволил себе в конце своей речи дерзкие выражения».
Своеобразным дополнением к показаниям и речам подсудимых являются их письменные заявления на имя официальных властей, в которых предпринималась попытка дать стройное изложение революционных взглядов и отразить свой путь в революционное движение. Ярким примером подобного документа может служить заявление И. Н. Мышкина товарищу обер-прокурора Сената В. А. Желеховскому. Автор этого заявления подчеркивает, что считает себя нравственно обязанным объяснить, какие обстоятельства побудили его «вступить в ряды людей, действующих против нынешнего государственного порядка».
При решении задач источниковедческого анализа судебн0 следственных материалов политических процессов (датировка, установление авторства, выявление подлинного и наиболее полного текста) следует обращаться к воспоминаниям, дневникам, к личной переписке как участников революционного движения, так и современников событий. Определенная информация отражалась и на страницах периодической печати.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|