Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов
Обсуждение проводится с целью введения студентов в круг проблем профессионального роста современной женщины и ознакомления с различными подходами, объясняющими эти трудности.
Этап 2. Выполнение серии практических заданий
Задание 1
Вы относитесь к типу людей, для которых характерны:
1) преимущественная ориентация на профессиональную деятельность, доходящая до отказа от семьи и рождения детей;
2) преимущественная ориентация на семейные ценности, вплоть до ухода с работы;
3) попытка гибкого сочетания профессиональных и семейных ролей. Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 2
В каком коллективе вы хотели бы работать;
1) преимущественно женского состава;
2) преимущественно мужского состава;
3) смешанного по полу состава;
4) неважно, какого состава по полу. Обоснуйте свой выбор.
Задание 3
Используя раздаточный материал «Личностные качества эффективного руководителя» (см. приложение 2), составьте список качеств, которыми должен обладать эффективный руководитель. Есть ли среди них те, которые чаще проявляют мужчины или женщины (выделите в тексте)?
Задание 4
Изучите характеристики основных стилей руководства (раздаточный материал «Характеристика основных стилей руководства») и наиболее распространенные в зарубежной и отечественной литературе точки зрения на проблему различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин (раздаточный материал «Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин» — см. приложение 3). Как вы думаете, есть ли такое различие? Обоснуйте свое мнение.
Этап 3. Завершающая групповая дискуссия
Вначале в течение 10-15 минут студенты индивидуально заполняют прилагаемую форму бланка утверждений (см. приложение), касающихся разных аспектов и точек зрения на проблемы, связанные с женской карьерой, с каждым из которых они должны согласиться или не согласиться.
Затем в течение 20-35 минут под руководством преподавателя проводится общее обсуждение разных точек зрения по каждому из суждений.
На завершающем этапе студенты возвращаются к бланку утверждений и вновь оценивают предлагаемые положения с учетом групповой дискуссии.
Последнее упражнение является завершающим этапом занятия, на котором студенты имеют возможность выработать в ходе групповой дискуссии свое отношение к обсуждаемым проблемам.
Для закрепления результатов занятия студентам предлагается написать в качестве домашнего задания небольшое эссе на тему «Моя будущая карьера». Эссе должно быть написано в свободной форме, но содержать ответы на следующие вопросы: насколько важна карьера в моей жизни, как я вижу свою идеальную карьеру, что может помочь и помешать мне в ее осуществлении? Этот этап работы особенно актуален для студенток, так как призван помочь им осуществить в будущем более обдуманный выбор «семья-карьера» или найти компромиссный вариант, осознавая возможные трудности его принятия и реализации.
Контрольные вопросы
1. Существует мнение, что некоторые женщины испытывают стресс или ролевой конфликт, пытаясь быть одновременно хорошей матерью, хорошей домохозяйкой и хорошим работником. С другой стороны, неработающая домохозяйка не может удовлетворить многие из своих психологических потребностей; кроме того, финансовая зависимость домохозяйки от мужа уменьшает ее влияние в семье. Поэтому, несмотря на то что нести двойной груз обязанностей на работе и в семье очень тяжело, работающие женщины много выигрывают от своего положения. Как теория аккумулирования ролей объясняет последнее утверждение?
2. По мнению западных ученых, для большинства развитых стран характерна ситуация, что даже если у женщины нет детей, если ее муж помогает ей по дому или она может позволить себе нанимать прислугу, ей все равно очень трудно подняться по служебной лестнице выше «стеклянного потолка» (см. статистические материалы в приложении 1). Что означает термин «стеклянный потолок»? Как вы думаете, существует ли это явление у нас в стране? Какие отличия оно имеет от подобного явления на Западе?
3. Известен факт, что женщины в основном заняты на преимущественно «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские» работы. Существует гипотеза о том, что большинство женщин вовсе не хотят и не пытаются устраиваться на традиционно «мужские» работы. Как теория «компенсирующих отличий» подтверждает подобное мнение? Какими другими причинами можно объяснить этот факт?
4. Согласно некоторым статистическим данным, женщины в среднем получают меньше, чем мужчины; кроме того, женщинам платят меньше, когда они выполняют ту же самую работу, что и мужчины (см. приложение 1). Как такое несоответствие зарплат мужчин и женщин объясняет принцип оценки теории человеческого капитала?
5. Как люди, желая оправдать неравенство мужчин и женщин, используют концепцию «такова жизнь»?
Литература
1. Арефьева Т. К. Домашняя работа как фактор гендерного неравенства // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции в Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Ч. II. - Иваново: Юнона, 2000. - С. 200-202.
2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - С.123-160.
3. Галиакберова Н. Р. Портрет женщины-руководителя // Государственная политика в области образования: региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: ПДЗ, 2001. - С. 60-61.
4. Вислова Н. Л. Женщина и карьера // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции: Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Часть II. - Иваново: Юнона, 2000. -С. 88-91.
5. Демиденко Т. М. Актуальные проблемы социальной защиты женщин в современных условиях. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах». — Пенза: ПДЗ, 2000.-С. 164-167.
6. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — С. 256-267.
7. Овчинникова Е. Г. К вопросу о равноправии женщин России: декларация и реальность // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции в Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Ч. II. — Иваново: Юнона, 2000. - С. 149-153.
8. Ризниченко Г. Ю. Ассоциация «женщины в науке и образовании» // Общественные науки и современность. — 2000. — № 4. — С. 188.
9. Школьников И. А. Скандинавская модель гендерного равенства // Мат. Всемирного женского междисциплинарного конгресса в Тромсо «Женские миры-99». — Иваново: ИЦГИ, 1999. — С. 56-77.
Все ссылки на иностранные источники сделаны по главе 3 «Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью» из книги Ш. Берна «Гендерная психология», с. 123-163 и по главе 6 «Пол. Гены и культура» книги Д. Майерса «Социальная психология» с. 260-262.
Приложение 1
Статистические данные
Согласно отчету ООН (1985), озаглавленному «Положение женщин в мире»[2, с. 253-254]:
1. Женщины выполняют основной объем домашней работы.
2. Женщины выращивают половину пищевых запасов мира, но почти никогда не владеют землей.
3. Женщины составляют одну треть мировой рабочей силы, но заняты в основном на низкооплачиваемых работах.
4. Женщины получают меньше трех четвертей зарплаты, получаемой мужчинами за выполнение такой же работы.
5. В 90 % стран существуют организации, поощряющие продвижение женщин, но женщины все еще слабо представлены во властных органах.
6. Существование «стеклянного потолка» для женщин наблюдается во всем мире, хотя и со значительными вариациями. Например, в Бангладеш иИндонезии только 1 % женщин занимает руководящие посты, в то время как в Норвегии иАвстралии эта цифра составляет 33 % [10, с. 253-254 (French, 1992)]. В России женщины получают меньшую зарплату, чем мужчины за аналогичный труд, а работы, на которых заняты в основном женщины, непрестижные и низкооплачиваемые [10, с. 253-254 (Kerig et al., 1993)]. Согласно данным ООН, во всем мире женщины почти всегда находятся на менее престижных и менее доходных местах, чем мужчины. По мере того, как уровень, престиж и оплата какого-то вида труда вырастают, увеличивается и число мужчин, выполняющих эту работу (ООН, 1991). Повсеместно женщинам платят меньше, чем мужчинам (в среднем на 30-40 %), хотя цифры существенно варьируют в зависимости от региона (см. таблицу).
Средняя зарплата женщин в процентах от мужской зарплаты
Развитые страны
| Африка
| Азия и Океания
| Исландия (90)
| Танзания (92)
| Иордан (79)
| Франция (89)
| Кения (76)
| Шри-Ланка (75)
| Австралия (87)
| Свазиленд (73)
| Гонконг (74)
| Дания (82)
| Египет (64)
| Сингапур (69)
| Новая Зеландия (79)
|
| Кипр (59)
| Голландия (77)
|
| Корея (50)
| Бельгия (74)
|
|
| Германия (73)
|
|
| Великобритания (70)
|
|
| Чехословакия (68)
|
|
| Швейцария (67)
|
|
| Люксембург (65)
|
|
| Япония (52)
|
|
| США (70)
|
|
| Также согласно данным ООН (1991) женщины составляют меньше 5 % глав государств, глав крупных корпораций и специалистов, занятых на ведущих постах в международных организациях. Только шесть из 159 стран-членов ООН на 1990 год возглавляли женщины: Исландия, Ирландия, Никарагуа, Норвегия, Доминиканская Республика и Филиппины (ООН, 1991). На 1987 год только 10 % парламентских мест в мире было занято женщинами. В неиндустриальных и развивающихся странах женщины занимают около 6 % государственных должностей по сравнению с 5-11 % в европейских странах [10 (French, 1992)].
Приложение 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|