Этап 2. Проведение фокус-группы
Учебная группа на этапе проведения фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов — роль исследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям.
Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видеопленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время групповой дискуссии.
Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе:
1) вопросы следуют в логическом порядке;
2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом;
3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии:
• подчеркивание значимости данного контакта;
• подчеркивание значимости исследования, в котором примут участие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу);
• акцент на ценности каждого мнения;
• представление каждого, начиная с исследовательской группы;
• пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также технических средств (видеокамера, магнитофон).
Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных).
Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития в начале работы. С их помощью создается непринужденная дружеская обстановка. Следует избегать раньше времени говорить по теме исследования, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт, дети). Не следует обсуждать вопросы, которые вызовут полярные мнения (религия, политика и т. п.) и настроят членов фокус-группы враждебно друг по отношению к другу.
Первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение.
Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группе начинается с открытых вопросов, которые дают широкий спектр мнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобы получить информацию о конкретных проблемах.
Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону):
1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобы ответ был максимально свободен, «не задан» вопросом (например: «Что в фильме вам показалось самым интересным?»).
2. Полуструктурированные вопросы различают по типам. Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный по стимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не знали раньше?»). Также выделяют вопросы типа Б: структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что вы подумали и почувствовали, когда Мулан "провалила" сватовство?»).
3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, и ответ («Эффективны ли для развития несексистского взгляда на людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей и подростков?»).
Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предполагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, благодарность участникам дискуссии.
Работа модератора: задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке групповой дискуссии:
• знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дискуссии;
• максимально комфортное устройство участников фокус-группы;
• профессиональные коммуникативные навыки модератора;
• атмосфера доверия в группе;
• баланс мнений;
• внимание к «языку тела»;
• регламент.
Как правило, к модератору предъявляют высокие требования.
Необходимые психологические характеристики модератора: хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний интерес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора.
К характеристикам внешности, как правило, относят сходство модератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению многих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными особенностям членов группы, насколько это возможно.
К профессиональным умениям относится высокая коммуникативная компетентность, а также специфические умения.
Так, например, по данным исследователей, практикующих фокус-группы в сборе информации, в процессе работы участники непроизвольно делятся на следующие категории: «эксперты» (их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ко всем мнениям), «доминирующие» (модератор «переключает внимание» с них на других участников: «Есть ли другие точки зрения?»), «застенчивые» (модератор активизирует их невербально либо называет по имени, приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то есть говорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключает контакт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшей возникшей паузе передает инициативу другим участникам).
Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:
• не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;
• используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;
• в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку;
• в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии;
• участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии;
• участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе;
• модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «нейтрализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых;
• модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадаться о его мнении по изучаемому вопросу.
Этап 3. Обработка результатов
Вместе с модератором и преподавателем все студенты обрабатывают результаты проведенной групповой дискуссии. Всего на проведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4 академических часа.
Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализируются, а затем представляются в виде отчета.
Отчет по фокус-групповому исследованию.
Обычно в исследовании принимает участие несколько групп, укомплектованных по различным основаниям, однако на данном занятии будет проведен анализ работы только одной группы.
Сначала группируются ответы и мнения участников группы по каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких листах бумаги. В том случае, если групп несколько, используют ручки или карандаши разных цветов. При анализе высказываний каждой группы по данному вопросу можно использовать цитаты, четко и конкретно выражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет как иллюстрация определенной позиции.
Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемый вопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записываются при этом важные цитаты.
Итогом отчета являются выводы по материалам групповой дискуссии.
Примерный вариант отчета приводится в приложении.
Контрольные вопросы
1. Назовите понятия, наиболее близкие по содержанию к понятию «гендерная идентичность»?
2. Какие проблемы выделяют исследователи в процессе развития женской/мужской идентичности человека?
3. Как объясняют исследователи существующие различия и стереотипы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?
4. Какие психологические данные можно получить с помощью метода фокус-групп?
5. Какие сложности приходится преодолевать при подготовке и проведении данной методики?
6. Как бы изменились результаты исследования, если бы расширился качественный состав групп (был бы введен принцип профессионального или возрастного комплектования групп)?
Литература по проблеме фокус-групп
1. Богомолова Н. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. - М., 1996. - С. 281-304.
2. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. — М., 1997.
3. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию. — М., 1996. — С. 265-280.
4. Холмз О. Пособие по социальному маркетингу для общественных организаций. — М., 1996.
Литература по проблеме гендерной индентичности
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990.
2. Алешина Ю. Е., Воловий А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
3. Арутюнян М. Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей идевушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). — М., 1992.
4. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.
5. Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. — 1982. — № 2. — С. 43-50.
6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. - С. 65-69.
7. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.
8. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165-171.
9. Кон И. С. Половые различия идифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. — М., 1975.
10. Кон И. С. Ребенок и общество - М., 1988.
11. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб., 1997.
12. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной иличностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 135-141.
13. Родина Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. - С. 22-28.
14. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
15. Хасан В. И. Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 32-39.
Приложение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|